Шляпа еврейская с пейсами – Зачем нужны пейсы и шляпы?

Содержание

Зачем нужны пейсы и шляпы?

Почему соблюдающие евреи одеваются одинаково? К чему такая «квадратность»? Ведь можно выглядеть уважительно в белом костюме и без шляпы? Почему не оставлено места для индивидуальности?

В качестве предисловия приведём две истории из не очень далёкого прошлого нашего народа.

Начало 19-го века. В самом разгаре царствование Николая I — того самого, что издал указ о кантонистах. Этот страшный указ затмил собой бесконечную череду других, порождённых неутомимой фантазией деспота и его приближенных. Один из них — запрет на… ношение традиционной еврейской одежды, бороды и пейсов. За неподчинение — Сибирь и арестантские роты. Солдаты и полицейские, радуясь «непыльной» работе, ловят евреев за длинные лапсердаки, состригают пейсы, срывают с женщин парики. А евреи? Всеми силами стараются спастись. Откупаются огромными взятками, прячутся по домам, закрывают бороды платками и молятся об отмене указа .

Середина 20-го века. Мир обезумел. Нацистское чудовище властвует над большей частью Европы. Евреи, избитые, ограбленные, униженные, заперты в гетто. И на них сыплются указы, один бесчеловечнее другого. Среди них — запрет на ношение бороды и пейсов. За неподчинение — смерть. Многие евреи вздыхают — « опасность для жизни » — и со слезами сбривают бороды. Но есть целые группы, в частности, молодых гурских хасидов, — которые провозглашают: это — «Гзерот а-шмад» — попытка покончить с еврейством, нельзя соглашаться; умрём, но не сдадимся! — и прячутся в бункерах, где продолжают учить Тору, делясь друг с другом скудной едой, и сохраняют свой еврейский вид.

Что заставляло евреев во все времена отчаянно бороться за сохранение специфически еврейского облика? И почему этот облик так раздражал ненавистников евреев?

Есть галаха — еврейская одежда должна отличаться от одежды окружающих народов. Так, чтобы еврея было видно издали. Но одинаково ли? Хасиды разных течений и потомственные « йерушалми» свято хранят аутентичный облик своих дедов, сформировавшийся за сотни лет. Знающие люди по цвету чулок, материалу хала

isroe.co.il

Почему Евреи Носят Пейсы и Черные Шляпы

Итак, теперь давайте разберемся с одеждой ортодоксальных евреев.
Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, — ответил ребе, — ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

2. Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды. По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства — белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

3. Существует базовая одежда, галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные Торой. Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет — синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

4. Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается с право на лево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Source: aquatek-filips.livejournal.com

www.coolcap.ru

Раввин Александр Духовный: Пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем

Раввин Александр Духовный в 1994-1999 гг. учился в раввинистической Академии «Лео Бек Колледж» в Лондоне и одновременно в Центральной Лондонской школе психологов, а также в Лондонском университете, где в 1998 году получил звание магистра искусств в области иврита и еврейских знаний.

В 1999 году, после окончания учебы, он возвращается в Киев и работает раввином в Киевской общине прогрессивного иудаизма «Атиква» (в переводе с иврита — «Надежда»). В этом же году он избирается главным раввином общин прогрессивного иудаизма Киева и Украины. Раввин Духовный является членом нескольких Конференций раввинов стран Европы и Америки. В течение трех сроков возглавлял Восточно-Европейский Совет Прогрессивных раввинов.

Почему Вы выбрали для себя прогрессивное направление иудаизма? Вы учились в ортодоксальной ешиве…

В 1990 году, посещая Нидерланды, я встретил раввина общины либерального иудаизма из Гааги. Впервые в жизни я узнал, что кроме евреев с пейсами, в лапсердаках и в шляпах есть другие иудеи, которые верят в Бога, но не носят этих отличительных символов. В конце концов, пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем.

Тогда я впервые открыл мир иудаизма, внутри которого я могу быть тем, кем я на самом деле являюсь, тем, кем я создан Богом. И вот, в 1991 году, мы возобновили деятельность реформистской общины в Киеве. Ведь реформизм пришел в Украину в начале XIX века, параллельно с процессом аскалы [

еврейское просвещение, — прим. И. Н.].

Для меня и для многих моих соратников реформистский иудаизм в те времена был путеводителем в «страну Иудаизм». Я рос в еврейской семье, где моя мать — дочь хасидского раввина — старалась по возможности соблюдать традидии даже во времена Советского Союза. Отец же был светским евреем. От матери я кое-что знал об иудаизме и до появления различных религиозных направлений в независимой Украине, но именно тогда я понял, что быть евреем можно по-разному. Я сделал свой выбор, воспринимая иудаизм реформы как дом, в котором окна и двери открыты для всех. Это был свежий воздух, который был необходим после семидесятилетнего удушья во времена Советского Союза.

Сегодня, уже будучи раввином, я не сомневаюсь в том, что мой выбор был правильным. Да, я учился в ортодоксальной ешиве, но учился уже в то время, когда выбрал для себя реформистский путь. По условиям учебной программы Лондонского раввинистического колледжа, в котором я получал смиху, мы должны были один год учится в Израиле. Я и моя покойная супруга, которая вместе со мной стала раввином, выбрали учебу в современной ортодоксальной ешиве «Пардес» в Иерусалиме. Там мы еще более удостоверились в том, что путь реформистского иудаизма правильный дня нас.

Иудаизм всегда был реформистским и прогрессивным, в нем я нахожусь и сейчас.

[img2571]

Если бы Вас попросили назвать три главные идеи-постулата реформизма для Вас, какие пункты бы Вы назвали?

Реформистский иудаизм базируется не на формальности выполнения заповедей, а на их глубоком понимании, а также на морально-этических нормах взаимоотношений между людьми. Главное правило, которое написано в Талмуде, — «Люби Бога в людях, которые созданы по его образу и подобию».

Это один из самых важных постулатов, на котором базируется реформистский иудаизм. Не отрицая традицию, а развивая традицию, которая ведет меня не в XVI век, а идет рядом со мной в XXI веке.

Развитие традиций, уважение к праву выбора каждого человека, и как последний пункт — борьба за внутреннее преобразование, «тикун ацми». Преобразуя себя, я изменяю в лучшую сторону мир, в котором живу. С этого начинается иудаизм, и не только реформистский.

Что важнее в таком случае, соответствие духу времени или нормы галахи?

«Люби ближнего, как самого себя» — золотое правило иудаизма. Взаимоотношения между людьми и гуманизм иудаизма считался пророками вершиной иудаизма. Это его универсальное послание миру, это то, что мы передаем всем людям.

В иудаизме есть два послания. Первое — партикулярное. Это послание для нас, как для избранного народа, которое направлено на строгое соблюдение заповедей, базирующееся на галахе — еврейском законодательстве, зафиксированном в Шульхан Арухе в XVI веке. Согласно ортодоксальному иудаизму, это законодательство неизменно. Второе послание иудаизма — это его универсальная часть, которая направлена на наше собственное преобразование, а также на донесение Человечеству идей монотеизма, мира, справедливости и милосердия. Это послание открыто для всех народов мира. Не отрицая партикулярную часть Иудаизма, а развивая традицию, все же для меня универсальное послание превалирует над партикулярным.

Насколько влияет на Вас негативное отношение к реформистскому иудаизму представителей ортодоксальных течений?

Нужно отметить, что это отношение зависит от страны, в которой мы живем. Реформизм — наибольшее еврейское религиозное течение как в мире, так и в Северной Америке. Американские хасиды прекрасно понимают, что реформистский иудаизм имеет под собой не только финансовые, но и многие другие сферы влияния. Если между собой они, может быть, и говорят о реформистском иудаизме негативно, то наружу этого стараются не показывать.

Лично у меня нормальные и уважительные отношения со всеми раввинами, которые работают в Украине. Если бы я носил шляпу, то перед некоторыми из них я бы ее снял за работу, которую они делают по еврейскому просвещению. Вместе с тем, я понимаю, что, по их мнению, их путь в иудаизм — единственно верный. Иудаизм реформистского направления не возносит себя. Мы говорим о том, что правильных путей, как быть евреем, — множество. И каждый из нас волен выбирать лично свой.

У каждой реформистской общины есть свои особенности, продиктованные местом, в котором она базируется. В чем особенности киевской общины?

Ниша, которую мы заняли в Киеве, да и во многих других городах Украины, — еврейская интеллигенция, которая не боится быть собой. Мы не уводим евреев от иудаизма, а, наоборот, приводим их к нему. Кстати, не только их, но и их нееврейских супругов, друзей. Членом наших общин может быть любой человек, который подходит под закон о Возвращении. Мы принимаем не только третье поколение, а теперь и четвертое поколение евреев. Наши детские сады, которые начали свою работу ещё в 1994 году, выпустили с того времени много детей, которые уже выросли. Они могут стать полноправными членами наших общин. Де-факто они евреи, если они хотят стать таковыми де-юре — наше Движение предлагает им программу обращения в иудаизм. Наш гиюр признается государством Израиль.

Даже если человек потерял свои еврейские корни, что часто случалось во времена Союза, он может прийти к нам и стать на программу обращения в иудаизм. Наши двери открыты не только для евреев по рождению, мы открыты для всех желающих узнать больше об иудаизме и принять его.

[img3221]

Вы сказали о том, что в Израиле признается реформистский гиюр. В то же время, буквально недавно Давид Азулай, Министр по делам религий Израиля, сказал о том, что не считает реформистских иудеев евреями…

Давид Азулай представляет религиозную ультраортодоксальную партию ШАС. Идеология этой партии во многом соответствует его точке зрения.

Как Министр по делам религий Израиля он не имел права высказывать свою личную точку зрения. Ответ премьер-министра Израиля Биньямин Натаньягу, который принес извинения от лица Кабинета Министров всем последователям неортодоксальных течений иудаизма, был услышан нами.

Какую позицию заняла реформистская община Израиля?

На нашем сайте представлено письмо раввина Гилада Карива, главы реформистского движения Израиля, который написал открытый ответ в виде обращения к господину Азулаю.

Сегодня в общине я читал письмо к г-ну Азулаю, опубликованное Всемирным Союзом Прогрессивного Иудаизма — зонтичной организации, членом которой является и Религиозное Объединение Общин прогрессивного Иудаизма Украины. Если г-н Азулай умный человек, то он должен учиться на своих ошибках. Не даром в иудаизме есть понятие тшувы…

Уже в период Вашей учебы в ортодоксальной ешиве Вы поняли, что реформизм — Ваше направление. С какими позициями ортодоксального иудаизма Вы не согласны, что в нем не Ваше?

В ортодоксальном иудаизме все мое. Я рос в еврейской семье, где соблюдались традиции. Но есть некоторые вещи, которые лично для меня неприемлемы.

Например, кастовое деление общества — коэны первыми вызываются к Торе, затем левиты. Не по поступкам, а по происхождению. Далека от меня также религиозная и социальная несправедливость в отношениях между мужчиной и женщиной. В Торе нет ни слова о том, что женщина не может носить тфилин, талит или кипу. Женщины могут быть раввинами, ведь раввин — это учитель.

Вот с этими вещами в ортодоксальных течениях я лично не согласен.

Кто из религиозных лидеров прошлых лет является авторитетом для Вас или близок Вам по духу?

Я вырос на историях о Бааль Шем-Тове и Гершеле Острополлере, шуте этого цадика. Понятно, что Гершеле не был шутом, ведь только разумный и мудрый человек может воспринимать и создавать юмор. То, что иудаизм научился подсмеиваться над собой, — замечательно.

Мне очень нравится благородство и любовь к человеку, которое проявлял рэбэ Леви Ицхак, цадик из Бердичева. Мне близок гуманизм раввина Йосифа Соловейчика, который говорит о том, что каждому из нас Богом дарована судьба, а наша цель — превращение судьбы в миссию. Я следую словам этого современного философа.

Если говорить о людях современности, то тех, с кем бы я хотел дружить и с кем дружу, на самом деле много.

Многие воспринимают реформистскую общину как первый шаг на пути к более традиционным движениям. С другой стороны, в реформизм идут люди, разочаровавшиеся в ортодоксии. Кого больше в Ваших общинах, или существует «третья сила»?

У нас, скорее всего, третий путь, третья сила. Члены наших общин — это евреи, которые хотят, оставаясь евреями, соответствовать времени, в котором живут. Эти люди любят иудаизм, уважают традицию и хотят ее развивать.

jewishnews.com.ua

Раввин Александр Духовный: Пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем

Раввин Александр Духовный в 1994-1999 гг. учился в раввинистической Академии «Лео Бек Колледж» в Лондоне и одновременно в Центральной Лондонской школе психологов, а также в Лондонском университете, где в 1998 году получил звание магистра искусств в области иврита и еврейских знаний.

В 1999 году, после окончания учебы, он возвращается в Киев и работает раввином в Киевской общине прогрессивного иудаизма «Атиква» (в переводе с иврита — «Надежда»). В этом же году он избирается главным раввином общин прогрессивного иудаизма Киева и Украины. Раввин Духовный является членом нескольких Конференций раввинов стран Европы и Америки. В течение трех сроков возглавлял Восточно-Европейский Совет Прогрессивных раввинов.

Почему Вы выбрали для себя прогрессивное направление иудаизма? Вы учились в ортодоксальной ешиве…

В 1990 году, посещая Нидерланды, я встретил раввина общины либерального иудаизма из Гааги. Впервые в жизни я узнал, что кроме евреев с пейсами, в лапсердаках и в шляпах есть другие иудеи, которые верят в Бога, но не носят этих отличительных символов. В конце концов, пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем.

Тогда я впервые открыл мир иудаизма, внутри которого я могу быть тем, кем я на самом деле являюсь, тем, кем я создан Богом. И вот, в 1991 году, мы возобновили деятельность реформистской общины в Киеве. Ведь реформизм пришел в Украину в начале XIX века, параллельно с процессом аскалы [еврейское просвещение, — прим. И. Н.].

Для меня и для многих моих соратников реформистский иудаизм в те времена был путеводителем в «страну Иудаизм». Я рос в еврейской семье, где моя мать — дочь хасидского раввина — старалась по возможности соблюдать традидии даже во времена Советского Союза. Отец же был светским евреем. От матери я кое-что знал об иудаизме и до появления различных религиозных направлений в независимой Украине, но именно тогда я понял, что быть евреем можно по-разному. Я сделал свой выбор, воспринимая иудаизм реформы как дом, в котором окна и двери открыты для всех. Это был свежий воздух, который был необходим после семидесятилетнего удушья во времена Советского Союза.

Сегодня, уже будучи раввином, я не сомневаюсь в том, что мой выбор был правильным. Да, я учился в ортодоксальной ешиве, но учился уже в то время, когда выбрал для себя реформистский путь. По условиям учебной программы Лондонского раввинистического колледжа, в котором я получал смиху, мы должны были один год учится в Израиле. Я и моя покойная супруга, которая вместе со мной стала раввином, выбрали учебу в современной ортодоксальной ешиве «Пардес» в Иерусалиме. Там мы еще более удостоверились в том, что путь реформистского иудаизма правильный дня нас.

Иудаизм всегда был реформистским и прогрессивным, в нем я нахожусь и сейчас.

Если бы Вас попросили назвать три главные идеи-постулата реформизма для Вас, какие пункты бы Вы назвали?

Реформистский иудаизм базируется не на формальности выполнения заповедей, а на их глубоком понимании, а также на морально-этических нормах взаимоотношений между людьми. Главное правило, которое написано в Талмуде, — «Люби Бога в людях, которые созданы по его образу и подобию».

Это один из самых важных постулатов, на котором базируется реформистский иудаизм. Не отрицая традицию, а развивая традицию, которая ведет меня не в XVI век, а идет рядом со мной в XXI веке.

Развитие традиций, уважение к праву выбора каждого человека, и как последний пункт — борьба за внутреннее преобразование, «тикун ацми». Преобразуя себя, я изменяю в лучшую сторону мир, в котором живу. С этого начинается иудаизм, и не только реформистский.

Что важнее в таком случае, соответствие духу времени или нормы галахи?

«Люби ближнего, как самого себя» — золотое правило иудаизма. Взаимоотношения между людьми и гуманизм иудаизма считался пророками вершиной иудаизма. Это его универсальное послание миру, это то, что мы передаем всем людям.

В иудаизме есть два послания. Первое — партикулярное. Это послание для нас, как для избранного народа, которое направлено на строгое соблюдение заповедей, базирующееся на галахе — еврейском законодательстве, зафиксированном в Шульхан Арухе в XVI веке. Согласно ортодоксальному иудаизму, это законодательство неизменно. Второе послание иудаизма — это его универсальная часть, которая направлена на наше собственное преобразование, а также на донесение Человечеству идей монотеизма, мира, справедливости и милосердия. Это послание открыто для всех народов мира. Не отрицая партикулярную часть Иудаизма, а развивая традицию, все же для меня универсальное послание превалирует над партикулярным.

Насколько влияет на Вас негативное отношение к реформистскому иудаизму представителей ортодоксальных течений?

Нужно отметить, что это отношение зависит от страны, в которой мы живем. Реформизм — наибольшее еврейское религиозное течение как в мире, так и в Северной Америке. Американские хасиды прекрасно понимают, что реформистский иудаизм имеет под собой не только финансовые, но и многие другие сферы влияния. Если между собой они, может быть, и говорят о реформистском иудаизме негативно, то наружу этого стараются не показывать.

Лично у меня нормальные и уважительные отношения со всеми раввинами, которые работают в Украине. Если бы я носил шляпу, то перед некоторыми из них я бы ее снял за работу, которую они делают по еврейскому просвещению. Вместе с тем, я понимаю, что, по их мнению, их путь в иудаизм — единственно верный. Иудаизм реформистского направления не возносит себя. Мы говорим о том, что правильных путей, как быть евреем, — множество. И каждый из нас волен выбирать лично свой.

У каждой реформистской общины есть свои особенности, продиктованные местом, в котором она базируется. В чем особенности киевской общины?

Ниша, которую мы заняли в Киеве, да и во многих других городах Украины, — еврейская интеллигенция, которая не боится быть собой. Мы не уводим евреев от иудаизма, а, наоборот, приводим их к нему. Кстати, не только их, но и их нееврейских супругов, друзей. Членом наших общин может быть любой человек, который подходит под закон о Возвращении. Мы принимаем не только третье поколение, а теперь и четвертое поколение евреев. Наши детские сады, которые начали свою работу ещё в 1994 году, выпустили с того времени много детей, которые уже выросли. Они могут стать полноправными членами наших общин. Де-факто они евреи, если они хотят стать таковыми де-юре — наше Движение предлагает им программу обращения в иудаизм. Наш гиюр признается государством Израиль.

Даже если человек потерял свои еврейские корни, что часто случалось во времена Союза, он может прийти к нам и стать на программу обращения в иудаизм. Наши двери открыты не только для евреев по рождению, мы открыты для всех желающих узнать больше об иудаизме и принять его.

Вы сказали о том, что в Израиле признается реформистский гиюр. В то же время, буквально недавно Давид Азулай, Министр по делам религий Израиля, сказал о том, что не считает реформистских иудеев евреями…

Давид Азулай представляет религиозную ультраортодоксальную партию ШАС. Идеология этой партии во многом соответствует его точке зрения.

Как Министр по делам религий Израиля он не имел права высказывать свою личную точку зрения. Ответ премьер-министра Израиля Биньямин Натаньягу, который принес извинения от лица Кабинета Министров всем последователям неортодоксальных течений иудаизма, был услышан нами.

Какую позицию заняла реформистская община Израиля?

На нашем сайте представлено письмо раввина Гилада Карива, главы реформистского движения Израиля, который написал открытый ответ в виде обращения к господину Азулаю.

Сегодня в общине я читал письмо к г-ну Азулаю, опубликованное Всемирным Союзом Прогрессивного Иудаизма — зонтичной организации, членом которой является и Религиозное Объединение Общин прогрессивного Иудаизма Украины. Если г-н Азулай умный человек, то он должен учиться на своих ошибках. Не даром в иудаизме есть понятие тшувы…

Уже в период Вашей учебы в ортодоксальной ешиве Вы поняли, что реформизм — Ваше направление. С какими позициями ортодоксального иудаизма Вы не согласны, что в нем не Ваше?

В ортодоксальном иудаизме все мое. Я рос в еврейской семье, где соблюдались традиции. Но есть некоторые вещи, которые лично для меня неприемлемы.

Например, кастовое деление общества — коэны первыми вызываются к Торе, затем левиты. Не по поступкам, а по происхождению. Далека от меня также религиозная и социальная несправедливость в отношениях между мужчиной и женщиной. В Торе нет ни слова о том, что женщина не может носить тфилин, талит или кипу. Женщины могут быть раввинами, ведь раввин — это учитель.

Вот с этими вещами в ортодоксальных течениях я лично не согласен.

Кто из религиозных лидеров прошлых лет является авторитетом для Вас или близок Вам по духу?

Я вырос на историях о Бааль Шем-Тове и Гершеле Острополлере, шуте этого цадика. Понятно, что Гершеле не был шутом, ведь только разумный и мудрый человек может воспринимать и создавать юмор. То, что иудаизм научился подсмеиваться над собой, — замечательно.

Мне очень нравится благородство и любовь к человеку, которое проявлял рэбэ Леви Ицхак, цадик из Бердичева. Мне близок гуманизм раввина Йосифа Соловейчика, который говорит о том, что каждому из нас Богом дарована судьба, а наша цель — превращение судьбы в миссию. Я следую словам этого современного философа.

Если говорить о людях современности, то тех, с кем бы я хотел дружить и с кем дружу, на самом деле много.

Многие воспринимают реформистскую общину как первый шаг на пути к более традиционным движениям. С другой стороны, в реформизм идут люди, разочаровавшиеся в ортодоксии. Кого больше в Ваших общинах, или существует «третья сила»?

У нас, скорее всего, третий путь, третья сила. Члены наших общин — это евреи, которые хотят, оставаясь евреями, соответствовать времени, в котором живут. Эти люди любят иудаизм, уважают традицию и хотят ее развивать.

jewishnews.com.ua

почему религиозные евреи одеваются так странно

Религиозного еврея видно издалека. Его одежда не оставляет шансов остаться незамеченным — огромная шляпа, дивный фрак. У евреев принято считать, что одежда отражает сущность человека, поэтому, встретив собрата в другой стране, они уже могут узнать о нём некую информацию.

Всё дело в том, что каждая деталь гардероба ортодоксальных евреев имеет определенное значение. Только одних головных уборов существует 34 вида, и уже по ним можно определить социальный статус мужчины. Мы решили разобраться в тонкостях одежды типичных представителей еврейского народа!

Стандартная одежда

Любой ортодоксальный еврей обязательно покрывает голову и носит цицит — сплетенные пучки нитей на углах четырехугольного одеяния. Еще одна важная деталь гардероба — накидка с отверстием для головы (талит катан), которую можно как спрятать под одеждой, так и носить поверх.

Эту четырехугольную накидку производят из белой шерсти, а по углам укрепляют накладки, в отверстия которых продеты те самые нити цицит. Цвет нити тоже имеет значение — так можно определить представителей разных общин.

Бывает так, что в углу накидки есть два отверстия, что обозначает принадлежность к сефардам и определенным хасидам. На некоторых талит катанах, кроме четырех обязательных узлов, есть до 40 мелких, что помогает различить представителей разных общин.

Сюртук

У сюртука нет карманов, а застегивается он справа налево. Литвакам, подгруппе ашкеназских евреев, разрешено носить пиджаки. Хасиды надевают напоминающие халаты капоты (рэкл), которые тоже отличаются в зависимости от принадлежности еврея к той или иной общине.

Халаты

Халаты надевают исключительно по большим праздникам. К примеру, тиш-халат предназначен для торжественного обеда, а бекече хасиды берегут для Шаббата. И халат, и сюртук перетягиваются поясом из черной ткани.

Брюки

Со штанами немного проще: либо обычные, либо до колен, которые называются еалб-гойэн. Венгерских хасидов можно отличить по коротким брюкам и завязанным под коленями с помощью шнурка штанинам.

Шляпы

Поверх традиционной кипы евреи носят еще один головной убор. Зачастую это черная шляпа, по которой можно определить происхождение и социальный статус владельца. Крайне редко надевают каскет — кепку старого европейского покроя.

Традиционный головной убор — плуш, который отличается широкими полями, но узкой тульей. Другие шляпы делают в основном из велюра, а самый дорогой вариант — самет — можно увидеть преимущественно на венгерских хасидах.

Простые литваки обычно надевают шляпу кнейч (шляпа с заломом), а литваки с высоким социальным статусом носят гамбург (шляпа без заломов). Многие хасиды в будние дни надевают самую простую шляпу без изгибов — капелюш.

Но самый эффектный головной убор — это, безусловно, штраймл, который изготовляется их натурального меха. Хасиды носят его только в Шаббат или по большим праздникам. Цена такой шляпы достигает нескольких тысяч долларов. Главная особенность головного убора в том, что носят его только женатые мужчины.

И как только ортодоксальные евреи разбираются в этих одеяниях, да еще и отличают по ним представителей разных общин? Честное слово, в который раз поражаюсь традициям еврейского народа!

Источник: LiveJournal

ofigenno.com

#Интервью. Пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем — раввин Александр Духовный — Jews.by

Главный раввин Украины и Киева о выборе пути, реформах традиции и отношениях с общинами.
Раввин Александр Духовный в 1994-1999 гг. учился в раввинистической Академии «Лео Бек Колледж» в Лондоне и одновременно в Центральной Лондонской школе психологов, а также в Лондонском университете, где в 1998 году получил звание магистра искусств в области иврита и еврейских знаний.
В 1999 году, после окончания учебы, он возвращается в Киев и работает раввином в Киевской общине прогрессивного иудаизма «Атиква» (в переводе с иврита — «Надежда»). В этом же году он избирается главным раввином общин прогрессивного иудаизма Киева и Украины. Раввин Духовный является членом нескольких Конференций раввинов стран Европы и Америки. В течение трех сроков возглавлял Восточно-Европейский Совет Прогрессивных раввинов.

Почему Вы выбрали для себя прогрессивное направление иудаизма? Вы учились в ортодоксальной ешиве…

В 1990 году, посещая Нидерланды, я встретил раввина общины либерального иудаизма из Гааги. Впервые в жизни я узнал, что кроме евреев с пейсами, в лапсердаках и в шляпах есть другие иудеи, которые верят в Бога, но не носят этих отличительных символов. В конце концов, пейсы и шляпа ещё не делают человека евреем.

Тогда я впервые открыл мир иудаизма, внутри которого я могу быть тем, кем я на самом деле являюсь, тем, кем я создан Богом. И вот, в 1991 году, мы возобновили деятельность реформистской общины в Киеве. Ведь реформизм пришел в Украину в начале XIX века, параллельно с процессом аскалы [еврейское просвещение].

Для меня и для многих моих соратников реформистский иудаизм в те времена был путеводителем в «страну Иудаизм». Я рос в еврейской семье, где моя мать — дочь хасидского раввина — старалась по возможности соблюдать традидии даже во времена Советского Союза. Отец же был светским евреем. От матери я кое-что знал об иудаизме и до появления различных религиозных направлений в независимой Украине, но именно тогда я понял, что быть евреем можно по-разному. Я сделал свой выбор, воспринимая иудаизм реформы как дом, в котором окна и двери открыты для всех. Это был свежий воздух, который был необходим после семидесятилетнего удушья во времена Советского Союза.

Сегодня, уже будучи раввином, я не сомневаюсь в том, что мой выбор был правильным. Да, я учился в ортодоксальной ешиве, но учился уже в то время, когда выбрал для себя реформистский путь. По условиям учебной программы Лондонского раввинистического колледжа, в котором я получал смиху, мы должны были один год учится в Израиле. Я и моя покойная супруга, которая вместе со мной стала раввином, выбрали учебу в современной ортодоксальной ешиве «Пардес» в Иерусалиме. Там мы еще более удостоверились в том, что путь реформистского иудаизма правильный дня нас.

Иудаизм всегда был реформистским и прогрессивным, в нем я нахожусь и сейчас.

Если бы Вас попросили назвать три главные идеи-постулата реформизма для Вас, какие пункты бы Вы назвали?

Реформистский иудаизм базируется не на формальности выполнения заповедей, а на их глубоком понимании, а также на морально-этических нормах взаимоотношений между людьми. Главное правило, которое написано в Талмуде, — «Люби Бога в людях, которые созданы по его образу и подобию».

Это один из самых важных постулатов, на котором базируется реформистский иудаизм. Не отрицая традицию, а развивая традицию, которая ведет меня не в XVI век, а идет рядом со мной в XXI веке.

Развитие традиций, уважение к праву выбора каждого человека, и как последний пункт — борьба за внутреннее преобразование, «тикун ацми». Преобразуя себя, я изменяю в лучшую сторону мир, в котором живу. С этого начинается иудаизм, и не только реформистский.

Что важнее в таком случае, соответствие духу времени или нормы галахи?

«Люби ближнего, как самого себя» — золотое правило иудаизма. Взаимоотношения между людьми и гуманизм иудаизма считался пророками вершиной иудаизма. Это его универсальное послание миру, это то, что мы передаем всем людям.

В иудаизме есть два послания. Первое — партикулярное. Это послание для нас, как для избранного народа, которое направлено на строгое соблюдение заповедей, базирующееся на галахе — еврейском законодательстве, зафиксированном в Шульхан Арухе в XVI веке. Согласно ортодоксальному иудаизму, это законодательство неизменно. Второе послание иудаизма — это его универсальная часть, которая направлена на наше собственное преобразование, а также на донесение Человечеству идей монотеизма, мира, справедливости и милосердия. Это послание открыто для всех народов мира. Не отрицая партикулярную часть Иудаизма, а развивая традицию, все же для меня универсальное послание превалирует над партикулярным.

Насколько влияет на Вас негативное отношение к реформистскому иудаизму представителей ортодоксальных течений?

Нужно отметить, что это отношение зависит от страны, в которой мы живем. Реформизм — наибольшее еврейское религиозное течение как в мире, так и в Северной Америке. Американские хасиды прекрасно понимают, что реформистский иудаизм имеет под собой не только финансовые, но и многие другие сферы влияния. Если между собой они, может быть, и говорят о реформистском иудаизме негативно, то наружу этого стараются не показывать.

Лично у меня нормальные и уважительные отношения со всеми раввинами, которые работают в Украине. Если бы я носил шляпу, то перед некоторыми из них я бы ее снял за работу, которую они делают по еврейскому просвещению. Вместе с тем, я понимаю, что, по их мнению, их путь в иудаизм — единственно верный. Иудаизм реформистского направления не возносит себя. Мы говорим о том, что правильных путей, как быть евреем, — множество. И каждый из нас волен выбирать лично свой.

У каждой реформистской общины есть свои особенности, продиктованные местом, в котором она базируется. В чем особенности киевской общины?

Ниша, которую мы заняли в Киеве, да и во многих других городах Украины, — еврейская интеллигенция, которая не боится быть собой. Мы не уводим евреев от иудаизма, а, наоборот, приводим их к нему. Кстати, не только их, но и их нееврейских супругов, друзей. Членом наших общин может быть любой человек, который подходит под закон о Возвращении. Мы принимаем не только третье поколение, а теперь и четвертое поколение евреев. Наши детские сады, которые начали свою работу ещё в 1994 году, выпустили с того времени много детей, которые уже выросли. Они могут стать полноправными членами наших общин. Де-факто они евреи, если они хотят стать таковыми де-юре — наше Движение предлагает им программу обращения в иудаизм. Наш гиюр признается государством Израиль.

Даже если человек потерял свои еврейские корни, что часто случалось во времена Союза, он может прийти к нам и стать на программу обращения в иудаизм. Наши двери открыты не только для евреев по рождению, мы открыты для всех желающих узнать больше об иудаизме и принять его.

Вы сказали о том, что в Израиле признается реформистский гиюр. В то же время, буквально недавно Давид Азулай, Министр по делам религий Израиля, сказал о том, что не считает реформистских иудеев евреями…

Давид Азулай представляет религиозную ультраортодоксальную партию ШАС. Идеология этой партии во многом соответствует его точке зрения.

Как Министр по делам религий Израиля он не имел права высказывать свою личную точку зрения. Ответ премьер-министра Израиля Биньямин Натаньягу, который принес извинения от лица Кабинета Министров всем последователям неортодоксальных течений иудаизма, был услышан нами.

Какую позицию заняла реформистская община Израиля?

На нашем сайте представлено письмо раввина Гилада Карива, главы реформистского движения Израиля, который написал открытый ответ в виде обращения к господину Азулаю.

Сегодня в общине я читал письмо к г-ну Азулаю, опубликованное Всемирным Союзом Прогрессивного Иудаизма — зонтичной организации, членом которой является и Религиозное Объединение Общин прогрессивного Иудаизма Украины. Если г-н Азулай умный человек, то он должен учиться на своих ошибках. Не даром в иудаизме есть понятие тшувы…

Уже в период Вашей учебы в ортодоксальной ешиве Вы поняли, что реформизм — Ваше направление. С какими позициями ортодоксального иудаизма Вы не согласны, что в нем не Ваше?

В ортодоксальном иудаизме все мое. Я рос в еврейской семье, где соблюдались традиции. Но есть некоторые вещи, которые лично для меня неприемлемы.

Например, кастовое деление общества — коэны первыми вызываются к Торе, затем левиты. Не по поступкам, а по происхождению. Далека от меня также религиозная и социальная несправедливость в отношениях между мужчиной и женщиной. В Торе нет ни слова о том, что женщина не может носить тфилин, талит или кипу. Женщины могут быть раввинами, ведь раввин — это учитель.

Вот с этими вещами в ортодоксальных течениях я лично не согласен.

Кто из религиозных лидеров прошлых лет является авторитетом для Вас или близок Вам по духу?

Я вырос на историях о Бааль Шем-Тове и Гершеле Острополлере, шуте этого цадика. Понятно, что Гершеле не был шутом, ведь только разумный и мудрый человек может воспринимать и создавать юмор. То, что иудаизм научился подсмеиваться над собой, — замечательно.

Мне очень нравится благородство и любовь к человеку, которое проявлял рэбэ Леви Ицхак, цадик из Бердичева. Мне близок гуманизм раввина Йосифа Соловейчика, который говорит о том, что каждому из нас Богом дарована судьба, а наша цель — превращение судьбы в миссию. Я следую словам этого современного философа.

Если говорить о людях современности, то тех, с кем бы я хотел дружить и с кем дружу, на самом деле много.

Многие воспринимают реформистскую общину как первый шаг на пути к более традиционным движениям. С другой стороны, в реформизм идут люди, разочаровавшиеся в ортодоксии. Кого больше в Ваших общинах, или существует «третья сила»?

У нас, скорее всего, третий путь, третья сила. Члены наших общин — это евреи, которые хотят, оставаясь евреями, соответствовать времени, в котором живут. Эти люди любят иудаизм, уважают традицию и хотят ее развивать.

источник jewishnews.com.ua
Беседовал Иван Новиков

jews.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *