Размеры цепь – Размеры цепей (полная таблица) — Размеры Инфо

Содержание

Размеры приводных цепей — ООО Цепьинвест

Размеры приводных цепей

Содержание

Узнать больше

Размеры приводных цепей регламентируются стандартами: в России и странах постсоветского пространства это ГОСТ 13568-97, в Великобритании и Германии – ISO 606 или DIN 8188, в Соединенных Штатах — ANSI B29.1M. Первоначально каждый производитель выпускал собственные цепи по индивидуальным размерам, в дальнейшем они были стандартизованы для удобства подбора подходящих аналогов. Стандартная величина поставки – рулон длиной 5 метров, длина может быть изменена по требованию заказчика.

ГОСТы изготовления цепей

В России цепи, применяемые в промышленности, выпускаются в соответствии с государственными стандартами: ГОСТ – основной документ, на который ориентируются все производители. В стандарте прописывается применяемый материал, тип покрытия, конфигурация и прочие особенности продукции. Российский государственный стандарт широко применяется на территории бывшего СНГ и Восточной Европы, международные стандарты ISO и ANSI востребованы в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Из-за этого возникают сложности с подбором размеров, так как продукция российских и зарубежных изготовителей может не соответствовать по нескольким параметрам.

Стандарт определяет список марок стали, которые применяются в производстве цепей, в перечень входят сплавы с повышенной устойчивостью к коррозии и механическим нагрузкам. В стандартах указываются основные требования к производству цепей всех конфигураций, в том числе роликовых, втулочных и прочих, а также требования к производству звездочек для цепных приводов.

На российских предприятиях используются следующие государственные стандарты:

  1. ГОСТ-13568-97. Этот документ регламентирует изготовление роликовых и втулочных разновидностей промышленных цепей, он используется в качестве замены устаревшего ГОСТа 1975 года.
  2. ГОСТ-591-69. Этот стандарт используется для регламентирования изготовления звездочек, которые применяются в конструкции приводов вместе с цепями.
  3. ГОСТ-588-81. Стандарт создан для регламентирования производства тяговых цепей, применяемых при сборке транспортерных линий на различных производственных предприятиях.

Использование стандартов позволяет обеспечить качество выпускаемых цепей, не допускать брака, а также обеспечить точное соответствие размеров цепей и используемых звездочек.

Соответствие стандартов роликовых цепей

Размеры роликовых цепей, применяемых в промышленности и транспорте, рассчитываются по нескольким параметрам – это пространство между внутренними пластинами, шаг роликов, а также разрушающая нагрузка. Российские и зарубежные изготовители выпускают цепи с величиной шага от 8,0 до 103,2 мм: изделия с мелким шагом используются в приводах с невысокой нагрузкой, с крупным – в цепях для тяжело нагруженных приводов в горнодобывающей, нефтяной или металлургической промышленности.

Роликовые приводные цепи используются для различных машин и механизмов, они стали одним из самых распространенных решений. Размеры и ключевые параметры наиболее востребованных разновидностей отражены в таблице, все числовые значения приведены в мм:

Обозначение по ГОСТуШагРазмер роликаРасстояние меж внутренними пластинамиРазмер валикаДлина валикаВысота внутренней пластиныРазрушающая нагрузка
(кН/кгс)
td1b1 mind2b7 maxh maxQ min
Цепь ПР-9,525-9,19,5256,355,723,28178,59,1/910
Цепь ПР-12,7-10-112,77,752,43,6610,51010,0/1000
Цепь ПР-12,7-912,77,753,33,6612109,0/900
Цепь ПР-12,7-18,2-112,78,515,44,451911,818,2/1820
Цепь ПР-12,7-18,212,78,517,754,452111,818,2/1820
Цепь ПР-15,875-23-115,87510,166,485,082014,823,0/2300

Цепь может иметь неразборную или разборную конструкцию, один или несколько рядов роликов. Многорядные изделия позволяют повысить мощность привода, при этом его размеры увеличиваются лишь незначительно. Такие цепи применяются в тяжело нагруженных приводах, от них требуется повышенная механическая прочность и устойчивость к рывкам. Конструкция многорядной цепи отличается размерами валика, а также в нее добавляется дополнительная внутренняя пластина.

В разборных конструкциях наружная пластина закрепляется с использованием штифта, это позволяет при необходимости извлечь и заменить поврежденные звенья. Такие изделия востребованы в приводах буровых установок и иного промышленного оборудования, их можно быстро отремонтировать, чтобы продолжать работу.

Производство цепей в странах Европы регламентируется тремя стандартами: ISO606, BS228 и DIN 8187, шаг по ним составляет от 6 мм до 114,3 мм. Сложность в подборе аналогов возникает из-за несоответствия дюймовой и метрической системы мер: так максимальный размер шага по британскому стандарту составляет 4,5 дюйма. При этом размер в миллиметрах рассчитывается до третьего знака после запятой, что создает дополнительные трудности с подбором.

Маркировка изделий расшифровывается по следующему принципу. К примеру, цепь 08B-2 имеет следующие параметры:

  1. Две начальные цифры определяют размер шага, он рассчитывается в шестнадцатых долях дюйма. То есть, для этой цепи он составляет 1/2 дюйма.
  2. Буквенное обозначение в маркировке показывает на используемый стандарт BS/ISO.
  3. Последняя цифра в маркировке указывает на количество рядов в цепи. В данном случае это двухрядная цепь с шагом между роликами в 1⁄2 дюйма.

По стандарту, принятому в Соединенных Штатах Америки, ANSI B29.1 цепи изготавливаются с диапазоном шага от 1/4 до 3 дюймов. Основное отличие от цепей, изготовленных по стандарту BS/ISO – уменьшенный размер штифта, из-за чего они отличаются меньшей износостойкостью. Аналогичная двухрядная роликовая цепь с шагом в половину дюйма будет иметь маркировку ANSI 40-2. Маркировка расшифровывается следующим образом:

  1. Первая цифра обозначает длину шага в 1/8 дюйма. В данном случае 4/8 – это половина дюйма.
  2. Второй цифрой определяется тип данной цепи. Цифрой 0 обозначают роликовые цепи, цифрой 1 – узкую серию, цифрой 5 – втулочные цепи и т.д.
  3. Последняя цифра в маркировке указывает на количество рядов. Здесь это двухрядная цепь, так как она обозначена цифрой 2.

При подборе аналогов роликовых и втулочных цепей необходимо руководствоваться составленными таблицами. Наиболее распространенные типоразмеры роликовых цепей имеют следующие аналоги:

Обозначение по ГОСТ 13568-97Маркировка по BS/ISO
Европейский стандарт
Маркировка по ANSI
Американский стандарт
Цепь ПР-9,525-9,106B-1
Цепь ПР-12,7-18,208B-1
Цепь ПР-15,875-2310B-1
Цепь ПР-19,05-31,860-1
Цепь ПР-25,4-6080-1

Почему важно подбирать цепи по ГОСТам

Соблюдение ГОСТов в процессе производства позволяет создавать цепи, которые будут точно соответствовать требованиям надежности и износостойкости при сборке привода. Даже небольшое расхождение в 1-2 миллиметра значительно снижает износостойкость привода: ухудшается плавность хода, в движении цепи возникают резкие рывки, что неизбежно приведет к ее преждевременному износу. Правильно подобранная роликовая или втулочная цепь будет соответствовать следующим требованиям:

  1. Правильная геометрия сопряжения элементов привода. Это обеспечивает максимально эффективную передачу энергии с минимальными потерями. Высокий КПД – одно из главных преимуществ роликовой цепи, поэтому он нуждается в тщательном подборе комплектующих.
  2. Высокая износостойкость. Неправильно подобранная цепь даст усиленное трение из-за повышенной нагрузки, в результате привод быстрее выйдет из строя. При подборе цепей учитывается скорость вращения и другие параметры эксплуатации.
  3. Долговечность звездочек. При неправильном подборе их зубцы изнашиваются значительно быстрее, поэтому звездочки придется часто менять. Это снижает эффективность работы привода и повышает расходы на обслуживание.
  4. Равномерное распределение внешнего и внутреннего напряжения. В результате обеспечивается стабильная бесперебойная эксплуатация механизма, его приходится реже ремонтировать.

Каждая цепь в процессе производства проходит ряд динамических тестов, после этого изделие сертифицируется в соответствии со стандартами страны-производителя и международными требованиями надежности. Правильно подобранные втулочные цепи работают практически бесшумно, это обеспечивает комфорт использования механизмов и агрегатов. Использование таблиц соответствия не всегда позволяет быстро подобрать нужную цепь – рекомендуется получить консультацию специалистов, чтобы не ошибиться в выборе.

Помощь в подборе аналогов цепей

Сотрудники компании «ЦЕПЬИНВЕСТ» проконсультируют вас по подбору приводных цепей с использованием российских ГОСТов или зарубежных стандартов производства. Аналоги подбираются по всем параметрам, что позволит избежать несоответствий при сборке привода и предотвратить его преждевременный износ. При необходимости подбираются изделия с нестандартными параметрами, возможно изготовление на заказ.

Здесь вы сможете приобрести качественную продукцию с гарантированным соответствием требованиям российских и международных стандартов, чтобы создать надежный и износостойкий привод, рассчитанный на высокие нагрузки и длительное использование. Получите консультации специалистов, чтобы заказать нужные цепи в требуемом количестве с доставкой в любой регион России.

tsepi.su

Велосипедная цепь. Устройство, маркировка, ширина и правила подбора велоцепи

Отредактировано: 02.05.2019

Мы начинаем серию статей о велосипедной цепи.

Сначала рассмотри их устройство и типы, маркировку, а так же как правильно подобрать ширину и длину цепи.

В следующих статьях будут рассмотрены вопросы износа цепи, как его измерить и уменьшить, как правильно снимать велосипедную цепь (в помощью такого инструмента как выжимка цепи и без нее), а также как и чем мыть и смазывать велоцепь (после активных покатушек по грязи и мойки велосипеда, а так же при его подготовке к зимнему хранению).

Итак, начнем.

Велосипедная цепь – элемент трансмиссии, передающий силу ног велосипедиста на заднее колесо.

Она позволяет преобразовать мускульную силу человека в энергию движения и передает 95-98 процентов от усилий ног, прилагаемых к педалям.

Устройство велосипедной цепи и ее типы

Цепь состоит из звеньев. Каждое звено состоит из двух полузвеньев: внутреннего и внешнего. Полузвенья еще называют «шагом цепи» и скрепляются между собой специальным элементом – пином, на который одевается ролик. За ролик цепляется зубья звездочек.

Все велоцепи, кроме халфлинк (Half-Link), состоят из двух видов звеньев: внутренних и внешних.

У всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. Часто полузвено называют просто «звеном«

Это связано с одинаковым шагом зубьев на всех звездочках. Удалять или добавлять можно только по целому звену, т.е. длины велоцепей кратны дюйму. 

Это не касается только халфлинк (Half-Link) цепей. У них можно менять по одному звену, длина которого 1/2″ (12,7 мм.), что позволяет более точно подбирать размер цепи. Но об этом мы поговорим ниже.

Ширины у цепей разные и зависят от её типа и количества звезд в кассете. Ширина велоцепи измеряется между пластинами внутреннего звена.

 

 

Цепи бывают нескольких типов

1. Цепь для односкоростных велосипедов (Single-speed)

Как видно из названия стоит на односкоростных городских велосипедах без переключения передач, на детских и подростковых велосипедах, а так же у велосипедов с планетарной втулкой. У этих велосипедов на заднем колесе одна звездочка, а переключение скоростей происходит внутри задней втулки.

   

Цепь на односкоростном велосипеде

Цепь на планетарной втулке

 

Single-speed цепь при грамотной эксплуатации практически не изнашивается до полной «смерти» и «живет» столько же, сколько и сам велосипед. Это обусловлено тем, что цепь на односкоростном велосипеде представляет собой прямую линию от передней к задней звезде и не испытывает нагрузок на поперечный изгиб как в случае с многоскоростными велосипедами.

Их изготавливают из более толстых и соответственно прочных и жестких пластин, подвергают термической и химической обработке для увеличения износоустойчивости.

Обратите внимание, что зубцы односкоростных звезд захватывают звено цепи на всю высоту ролика и более крепко ее держат. Нагрузка на ролик равномерная и постоянная. Это одна из причин, почему они практически не растягивается, в отличие от многоскоростной велоцепи.

Ширина Single-speed (сингл-спид) цепи, измеряемое как расстояние между пластинами внутреннего звена, от 8.7 до 11.0 мм.

Кстати, эффективность педалирования на прямой цепи выше, чем на перекошенной многоскоростной – нет потерь энергии на преодоление трения, возникающее при её изгибе.

2. Цепь для многоскоростных велосипедов

Многоскоростная велоцепь предназначена для велосипедов с переключением скоростей. Отличается от односкоростной наличием зазора между пластинами звена. Он позволяет цепи изгибаться вбок (см. на рисунке выше). Еще они обычно меньше по ширине, так как толщина звезд кассеты велосипедов с переключением скоростей меньше чем на односкоростных моделях.

Обратите внимание, что зубцы звезд кассеты и передних звезд на многоскоростных велосипедах захватывают звено цепи не на всю высоту ролика, а приблизительно на половину. Их зубцы ниже, так как цепь при переключении передач перескакивает с одной звезды на другую. Из-за этого нагрузка на ролики цепи не такая равномерная, как на односкоростных моделях.

В статье «Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать» уже упоминалось о рекомендуемых и не рекомендуемых вариантах включения передач. Они обусловлены сильным перекосом цепи, что ведет к быстрому износу не только её самой, но и задних (на кассете) и передних (в системе) звезд. Приведем эти варианты еще раз:

   

 

Цепь многоскоростного велосипеда практически всегда имеет перекос, что снижает эффективность педалирования и приводит к износу элементов трансмиссии: цепи, передних и задних звезд.

Так же как и предыдущий тип состоят из внутренних и внешних звеньев.

3. Облегченные велосипедные цепи.

У них пустотелые пины и с перфорация в пластинах.

Они часто легче своих стандартных собратьев на 20-25 процентов, однако и дороже при меньшей прочности. Используются велосипедистами, которые борются за каждый грамм лишнего веса. В основном это гонщики.

В силу конструктивных особенностей такие велоцепи больше растягиваются и в целом не такие крепкие, как рассмотренные выше виды.

4. Велосипедные цепи Халфлинк (Half-link)

Цепи с одним повторяющимся звеном называются Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено).

Здесь особенность в том, что у них нет внутренних и внешних звеньев, а все звенья одинаковые. При этом длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Их легче подгонять под нужную длину, т.к. можно укорачивать по одному звену. Однако опыт эксплуатации показывает, что из-за особенностей конструкции, они чаще рвутся и сильнее растягиваются.

Как правильно установить Half-link цепь на велосипед.

При замене Халфлинк цепи нужно помнить о направлении ее движения – широкая часть звена по направлению к рулю.

 

Замки велосипедной цепи

Цепи разных производителей отличаются типом соединения. Есть цепи с соединительным звеном, а есть без него. Например, велоцепи таких производителей как Shimano и Campagnolo идут без соединительного звена. SRAM и KMC наоборот, производят цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, KMC MissingLink). С их помощью её гораздо проще устанавливать и снимать с велосипеда.

Если на Вашем велосипеде установлена цепь без такого замка, то сейчас в магазинах можно купить отдельно замки и использовать их у себя. Только выбирайте замок, подходящий по ширине именно для Вашей цепи.

Замки односкоростных и многоскоростных цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит из двух половинок, каждая из которых – это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без специального устройства, называемым выжимкой цепи. 

 

 Из каких материалов изготавливают велосипедные цепи

Характеристики цепи, такие как долговечность, вес, прочность, коррозийная стойкость зависят от:

  • материала, из которого она изготовлена,
  • поверхностной термической и химической обработки,
  • от наличия специального напыления или покрытия.

Изготавливают все цепи из различных марок сталей.

Визуально и ориентировочно о качестве цепи можно судить по ее цвету. Цепи относительно низкого качества имеют желтоватый отлив. Если боковые пластины черного цвета, то это черненый и вороненный металл, что уже лучше, но, в общем, то же низкое качество. Цепи среднего уровня белые и блестящие — это никелированные цепи. Самые высококачественные имеют матовый серый цвет.

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка цепи содержит все данные о ее геометрических параметрах.

Обычно она содержит 2-3 строки.

Например:

   1/2″ x 3/32″ – 116 links

   Pin length  7,3 mm

Что означают цифры в маркировке цепи:

  1. 1/2″ – Шаг цепи. Полдюйма 12,7 мм. Как уже говорилось выше, он одинаков у всех велоцепей.
  2. 3/32” – Внутренняя ширина. Это расстояние между пластинами внутреннего звена. Оно напрямую связан с толщиной звезд системы и кассеты. Естественно, что если звезды широкие, то тонкая цепь на них не сядет.

    Обычно эти размеры следующие:

    1/8″ (3,18 мм) – это общепринятый стандарт цепей для синглспидов (односкоростные байки), Freestyle, BMX и байков с планетарной втулкой. Например: «Тяжмаш», «Ditton».

    3/16″ (4,76 мм) – более старый стандарт цепей для односкоростных велосипедов

    3/32″ (2,38 мм) – для кассет с 6, 7, 8-ю звездами. 6, 7, 8, 18, 21, 24 скорости.  

    11/128″ (2,18 мм)– для кассет с 9, 10 звездами.

  3. 116 Links – количество звеньев в цепи. О длине цепи более подробно рассказано в статье «Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи»
  4. Pin length 7,3 mm. Это наружная ширина цепи или длина пина. Он связан с расстояниями между звездами кассеты и системы. Если цепь шире, чем это расстояние, то соседняя звезда большего диаметра будет мешать цепи встать на место при переключении передач.

Есть еще такой параметр как «Предел прочности на разрыв». Например, 820 кгс. Это значит, что для разрыва цепи, нужно приложить силу, эквивалентную 820 кг.

Для быстрого перевода дробных или десятичных долей дюйма в мм можно воспользоваться соответствующими таблицами здесь. 

Если на цепи или замке нанесена надпись 8S, 9S, 10S, 11S — значит эта цепь рассчитна на 8, 9, 10 или 11 скоростей.

Ширина велосипедной цепи

Современные многоскоростные велосипеды имеют разное количество передач, зависящее от количества звезд как спереди в системе (ведущие звезды), так и сзади в кассете (ведомые звезды). Чем больше звезд в кассете, тем меньше между ними расстояние и меньше ширина рамок переднего и заднего переключателей скоростей. Для определения необходимой ширины цепи нужно знать количество звездочек на кассете.

Ширина многоскоростных цепей зависит от количества звезд в кассете и приведена в таблице:

 

О том, как правильно подобрать длину велоцепи (сколько в ней должно быть звеньев) для односкоростного велосипеда или для модели с переключением передач рассказано в статье «Как правильно определить длину велосипедной цепи».

Как правильно выбрать велосипедную цепь?

Прежде всего, посмотрите на маркировку цепи, установленной на велосипеде и ищите подобную.

Маркировка цепей популярных производителей приведена на картинке в таблице ниже. У цепей Campagnolo количество передач указано в названии в явном виде.

Производители определяю качество своих цепей маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число в маркировке, тем лучше качество. Цепи КМС делают разной окраски— самые лучшие окрашиваются в золотой цвет.

В последние годы Shimano производили цепи следующих типов:

  • Super narrow HG, предназначенные для установки на велосипеды с кассетами на 9-11 звезд,
  • HG (Narrow HG) на старые кассеты на 6-8 передач
  • IG (Narrow IG), предназначенные для кассет на 8 и 7 звезд.
  • Цепи на односкоростные велосипеды

Иногда на самых дешевых велосипедах, укомплектованных трещетками Shimano класса Tourney, также встречаются цепи UG-30 или UG-50 на 5-7 звезд. Цифровой индекс в маркировке, например IG-51, говорит о классе цепи: чем больше число, тем она лучше и дороже.

В цифровом индексе цепей SRAM закодирована информация о количестве передач – первая цифра, и о классе цепи – вторая и третья цифра. Например, PC-991 рассчитана на 9 звездную кассету. 91 – класс цепи.

Фирма SRAM выпускает цепи на 11,10, 9, 5-8 передач.

Цепи для односкоростных велосипедов ставятся только на них. Не пытайтесь их поставить на многоскоростной велосипед, да она и не влезет.

Поставить цепь, рассчитанную на меньшее количество звезд на кассету с большим количеством звезд нельзя. Более широкая не поместиться между звездами.

Велоцепи на 7 звезд можно поставить на 7-ми, 6-звездные кассеты, но нельзя ставить на односкоростные велосипеды.

Рассчитанную на 8 звезд можно поставить на 8-ми и 7-звездные кассеты.

Цепь на 9 звезд можно поставить только на эту же кассету – на 9 звезд.

Предназначенные на 10 и 11 звезд в кассете, можно ставить только соответственно на 10 и 11 звездные кассеты. Велоцепи Campagnolo и Shimano на 10 звезд между собой несовместимы. 

Десятискоростные велоцепи KMC и Mavic совместимы с обоими стандартами.

Естественно, следует учитывать и финансовый аспект. Фирменная продукция стоит недешево. Однако, современные китайские велоцепи, значительно более дешевые, по качеству не всегда сильно отличаются от фирменных изделий. Иногде дешевле поменять несколько китайских цепей, чем переплачивать за фирменную, тем более, что большинство из них производят все-равно в Китае.

Наиболее популярные производители велосипедных цепей 

Shimano – знаменитая японская фирма — один из лидеров в производстве велоипедных деталей.

Compagnolo – итальянский производитель, изготавливающий качественные, но недешевые цепи и другие велозапчасти.

SRAM – американская фирма. 

KMC – тайваньская компания, вот уже более 30 лет производящая цепи не уступающие по качеству Shimano и SRAM но по более доступным ценам.

Wipperman – немецкая фирма. Как всё немецкое славится качеством и надежностью, но и высокой стоимостью.

Отдельно хочется сказать об отечественном производителе «Тяжмаш«. Его продукция предназначена для односткоростных велосипедов и является аналогом старых советских цепей (с эмблемой «Сделано в СССР»). Так же, как и 30-40 лет назад, они изготавливаются из высокоуглеродистой стали, значительно уменьшающей износ трущихся деталей. Обладают высокой прочностью, выдерживая усилие на разрыв в 1100 кг. Им не страшны рывковые нагрузки и удары при падениях. Они практически вечные, при том что значительно дешевле своих зарубежных аналогов, даже китайских.

Видео Как делают велосипедные цепи 

Что еще можно почитать о велосипедных цепях:

  1. Как правильно мыть и смазывать велосипедную цепь
  2. Износ велосипедной цепи. Что это такое и как измерить износ велоцепи.
  3. Как уменьшить износ велосипедной цепи
  4. Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи
  5. Как снять цепь с велосипеда. Выжимка цепи — что это такое и как ей пользоваться.
  6. Как защитить брюки, юбки, пальто и плащи от попадания в цепь велосипеда
  7. Как поставить слетевшую цепь на велосипеде
  8. Защита велосипедной цепи и звезд. Рокринг.

www.sportek.in.ua

Размеры цепей | Мото-мануалы и инструкции

Как правило, на цепи, установленной на мотоцикл на заводе, замок отсутствует и все звенья склепаны одинаково. Это делается с целью повышения надежности. В случае с цепями, поставляемыми как запчасти может быть два варианта: как с соединительным звеном под расклепку, так и с разъемным замком. Безусловно, правильно склепанная цепь без замка будет предпочтительнее во всех смыслах, нежели замковая. Однако потребует наличия специального приспособления-выжимки для расклепки и “прямых рук”, либо обращения в сервис. 

В зависимости от производителя, в маркировке мотоцепей могут встречаться дополнительные символы, означающие те или иные конструктивные особенности. 

Буквами O, X, W, Z обозначается тип уплотнения или сальника, используемого в роликах цепи и удерживающего смазку в ролике, одновременно защищая его от воды и грязи. В свое время именно появление таких уплотнителей сделало возможным перейти на открытую эксплуатацию цепи, без громоздких защитных кожухов. O-ring — наиболее простое уплотнение в виде обычного кольца. X, W и Z — более передовые и ныне распространенные варианты уплотнителей, которые хоть и дороже чем O-ring, но значительно превосходят их в эффективности и долговечности.

Именно от качества этого уплотнения зависит в большей степени срок службы цепи. 
До сих пор можно встретить и цепи вообще без уплотнителей, например в профессиональном мотоспорте или на дешевых китайских мопедах и мотоциклах. Понятно, что срок службы таких цепей ограничен едва ли не одним гоночным уикендом или сезоном соответственно. 

Кроме вышеуказанных параметров, производители цепей также предлагают различные варианты цветового оформления: мотоцепь может быть стандартной черной, никелированной, с позолоченными частично или полностью звеньями или цветной.

Некоторые производители, как правило именитые и являющиеся ведущими в разработке новых технологий в этой отрасли, могут предлагать и еще какие-то свои ноу-хау в цепях, превосходящие стандартные по прочности и долговечности, тем или иным образом отражая это в маркировке. 

moto-manual.com

как подобрать, узнать размер, какая лучше

 

Цепь бензопилы выполняет важную функцию при работе. Именно от неё в большей степени зависит производительность и скорость реза.

Правильно подобрав пильную гарнитуру для бензопилы с малой мощностью, можно значительно увеличить характеристики её работы. В этой статье рассмотрим виды цепей и их основные параметры.

Содержание статьи:

Из чего состоит

Современная пильная цепь сделана из звеньев трех типов:

  • ведущие;
  • соединительные;
  • рабочие.

Рабочие зубья делятся на левосторонние и правосторонние. Ведущие, их еще называют хвостовиками, устанавливаются между соединительными и рабочими с определенным шагом, который зависит от размеров звеньев. Соединительные, как понятно из названия, объединяют рабочие и ведущие звенья.

Виды

Два основных вида, которые сейчас можно встретить в продаже: чипперные и чиззельные цепи. Разделение основано на индивидуальных параметрах и форме рабочего зуба.

Чипперные — более универсальные.

Они могут применяться, как обычными пользователями для работы в быту, так и профессионалами для продольного пиления. Наиболее часто профессионалы используют пильные цепи такого вида на бензопилах, работающих в пилорамах типа LOGOSOL. Они, при условии соблюдения необходимого угла заточки (100), способны быстро пилить вдоль волокон, что в пилораме самое важное, при этом их работоспособность и высокая производительность сохраняется длительное время. При необходимости цепи такого вида, как и остальные, можно затачивать, применяя для этого напильник или заточной станок.

Чиззельные – показывают большую производительность при поперечном резе.

Используются профессионалами при валке и раскряжевке. Углы атаки такой цепи агрессивные, она легко врезается и быстро режет, но только поперек волокон. Скорость реза вдоль, даже при условии правильной заточки, у такой гарнитуры меньше.

Ниже представлено видео о видах цепей и критериях выбора для бензопилы. В нем подробно рассказывается об основных параметра гарнитуры. Показывается, как выглядят звенья разных типов и размеров. Большое внимание уделяется шагу и ширине.

Специальные

Отдельным видом цепей для бензопил являются твердосплавные, специального назначения. К таким относятся цепи для резки бетона, газобетона или аварийно-спасательных работ. Конструкция зуба в такой гарнитуре включает в себя победитовую напайку, которая и позволяет пилить бетон, тонкий металл, арматуру, стекло.

Стоят подобные цепи очень дорого. Рядовому пользователю покупать их не целесообразно.

Параметры пильной цепи

Цепи для бензопил принято разделять по следующим параметрам:

  1. Шаг или расстояние между соседними тремя заклепками.
  2. Ширина посадочного звена.
  3. Количество звеньев.
  4. Вид режущих зубьев.

Параметры гарнитуры сочетают в себе различные комбинации, от чего зависят конечные результаты, качество и скорость реза.

Например, гарнитура может иметь такие параметры: шаг 3/8, длину 52 звена, ширину паза 1,3 мм, вид режущего зуба чиппер. Опытный специалист, оценив данные, скажет, что она предназначена для продольного реза и имеет средние показатели производительности и отдачи. Цепи такого типа могут устанавливаться на бензопилы бытового назначения, т.к. они более универсальные.

Давайте разберемся, почему он делает такие выводы.

  1. Шаг цепи 3/8. Такой шаг может применяться на бензопилах средней и низкой мощности. На сегодняшний день это самый популярный вариант шага. Подробнее о шаге цепи и его видах вы можете почитать в статье посвященной этому параметру, перейдя по ссылке.
  2. Второе, это форма зуба. Чиппер – в переводе с английского означает рубить в щепки. Такая форма имеет большую площадь рабочей кромки, за счет чего не режет, а разрубает волокна древесины. Применяются в основном для продольного реза, или поперечного, но на бытовых бензопилах, где скорость и качество особой роли не играет. Чизельные цепи режут лучше и быстрее поперек. Для продольного реза они не используются. Чизель в переводе резец, долото. Кромки такого зуба очень острые и тонкие, сама форма отличается агрессивными углами. Использовать чизельные цепи для продольного или фигурного реза не рекомендуется, к тому же они имеют высокую отдачу, т.к. врезаются в древесину быстрее и эффективнее.
  3. Длина 52 звена, говорит о том, что эта цепь устанавливается на 14-дюймовую шину (35 см). Их ставят на бензопилы бытового назначения.

И последнее, что дает основание отнести гарнитуру к среднему классу производительности, это ширина посадочного паза. В основном встречается три варианта ширины, это: 1,1 мм, 1,3 и 1,5.

Ширина паза прямо пропорциональна ширине пропила и зависит от размеров зуба. Чем ширина паза больше, тем шире рез и наоборот. Цепи с минимальным показателем ширины отличаются низкой отдачей и скоростью реза. В основном, такие устанавливаются на бензиновых высоторезах и цепных пилах малой мощности.

Гарнитура с посадочным 1,3 мм может устанавливаться как на бытовых, так и на полупрофессиональных и профессиональных бензопилах, шаг цепи при этом может быть разный.

Ширина 1,5 мм ранее применялась только на цепях для профессионального использования. В последнее время, в связи с тем, что рынок заполонили мощные и доступные бензопилы китайского производства, такие цепи стали использоваться и на них.

Ширина 1,6 мм и 2 мм. применяется исключительно на профессиональных и промышленных пилах.

Какая лучше

С параметрами разобрались, теперь посмотрим, какая цепь для бензопилы лучше и почему. Вопрос этот актуальный, т.к. всем хочется использовать только самое лучшее, но по каким критериям определить какая цепь лучше, а какая хуже. Лучше, значит быстрее, или лучше – безопаснее?

У всех видов есть как преимущества, так и недостатки. Например, чизельная с размером посадочного 1,5 мм и шагом 0,404 дюйма, самая опасная. У нее высокая отдача, её тяжело контролировать, но в тоже время, она отличается от других лучшими показателями скорости реза и производительности.

Мы думаем, что решать какая цепь для бензопилы лучше, а какая хуже, должен потребитель, основываясь на свой опыт. Мы можем только рассказать о фактах.

Как подобрать

Вопрос подбора актуален для малоопытных пользователей. Профессионалы знают о гарнитуре практически все и умеют выбирать то, что им нужно. По этой причине, наши советы будут ориентированы именно на любителей, а не на профи. Итак, приступим.

Для того чтобы правильно выбрать нужно:

  1. Знать характеристики бензопилы, а именно шаг и длину шины. Опираться на название и модель бензопилы при выборе не стоит, т.к. на одну бензопилу могут устанавливаться шины различной длины и ширины посадочного звена.
  2. Заранее определиться с объемом и видом работ, для которых планируется её использовать. Если пилить поперек, то выбираем чизельные, вдоль – чипперные.

Важно! Затачивать под продольный рез (100) придется самостоятельно или в сервисном центре. Гарнитура, заточенная для продольного реза, в продаже встречается редко.

Отдельно нужно упомянуть о выборе гарнитуры Штиль. Если вы планируете купить цепь этого производителя (они на сегодняшний день считаются самыми качественными), то для выбора лучше воспользоваться специальной формой поиска, которую можно найти на сайте компании.

Введя в форму поиска данные бензопилы, программа автоматически выберет и предложит вам подходящие варианты. Сервис удобный, но имеет один большой минус, подбор ведется только по моделям бензопил Штиль. Для того чтобы подобрать цепь для пил других брендов, придется вооружиться каталогом.

Тест-драйв цепей

Представляем вашему вниманию интересное видео, автор которого показывает производительность цепей разных брендов: Husqvarna, Stihl,  Oregon и другие.

Как посчитать звенья

Многие пользователи не знают, как правильно посчитать количество звеньев цепи, хотя делается это достаточно просто. Считать лучше по хвостовикам. Для того чтобы не сбиться при подсчете, хвостовик с которого начинаете считать, нужно пометить. Сделать это можно маркером или приклеив на него бумажку.

Второй вариант подсчета — считать количество соединительных звеньев. Быстрее считать парно, для этого цепь нужно размотать, сложить пополам и разложить на ровной поверхности, например, на столе.

Важно! При подсчете не критично ошибиться на одно звено в большую сторону. Если недосчитаться одного звена, то при выборе и покупке запасной цепи можно сделать ошибку и приобрести короткую цепь, установить которую на бензопилу будет невозможно.

Как узнать какая гарнитура на бензопиле

Определить тип цепи, которая установлена на бензопиле, можно несколькими способами. Если пила новая, только купленная, то тип и размер цепи указываются в документах (руководстве пользователя, в разделе характеристики). Если пила уже успела поработать и не известно, менялась ли гарнитура за время эксплуатации, то определить тип цепи можно проведя следующие действия:

  1. Снять гарнитуру и посчитать количество звеньев.
  2. При помощи штангенциркуля померить ширину хвостовика.
  3. Визуально определить тип режущего зуба. Острые боковые грани — чизельный, плавные грани — чипперный.
  4. Линейкой или штангенциркулем померить шаг цепи.

Важно! Неправильно снятые размеры могут привести к тому, что новая цепь не установится в шину бензопилы или будет иметь шаг отличный от шага звездочек, поэтому при проведении замеров нужно быть более внимательным.

Еще один вариант определить размеры, который не требует использования измерительного инструмента — это посмотреть маркировку. Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя. Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично.

Некоторые производители, например, Орегон, на хвостовик своей продукции наносят номер модели. Зная номер, можно без труда определить характеристики цепи, найдя информацию о модели в каталоге.

Заключение

Мы рассмотрели виды и особенности гарнитуры для бензопилы, рассказали, как можно посчитать количество звеньев и определить, какая цепь установлена. Если у вас остались вопросы или вы желаете что-то уточнить, пишите в комментарии, мы обязательно ответим.

 

benzopilok.ru

Расчет размерных цепей. Термины и определения.


Онлайн решение прямой задачи. Онлайн решение обратной задачи.

1. Основные понятия

Размерная цепь — совокупность размеров, непосредственно участвующих в решении поставленной задачи и образующих замкнутый контур.


Обозначение: прописная буква русского или строчная буква греческого (кроме букв α, δ, ξ, λ, ω) алфавитов без индексов.

Примеры.
Задача: обеспечить совпадение оси заднего центра токарного станка с осью переднего центра в вертикальной плоскости.

Рисунок 1 — Размерная цепь А, определяющая расстояние А∆ между осями заднего и переднего центров токарного станка в вертикальной плоскости.
Задача: получить в результате обработки требуемый размер радиуса валика. Рисунок 2 — Размерная цепь В, определяющая размер В∆ радиуса валика, изготовляемого на токарном станке.

Звено размерной цепи — один из размеров, образующих размерную цепь.

Обозначение: прописная буква русского или строчная буква греческого (кроме букв α, δ, ξ, λ, ω) алфавитов с индексом. Рисунок 3 — Звено размерной цепи.

База — поверхность или выполняющее ту же функцию сочетание поверхностей, ось, точка, принадлежащая заготовке или изделию и используемая для базирования.


2. Звенья размерных цепей.

Замыкающее звено — звено размерной цепи, являющееся исходным при постановке задачи или получающееся последним в результате ее решения.

Обозначение: прописная буква русского или строчная буква греческого (кроме букв α, δ, ξ, λ, ω) алфавитов с индексом ∆.

Рисунок 4 — А∆ — замыкающее звено. Рисунок 5 — А∆ — замыкающее звено.

Составляющее звено — звено размерной цепи, функционально связанное с замыкающим звеном.

Увеличивающее звено — составляющее звено размерной цепи, с увеличением которого замыкающее звено увеличивается.

Уменьшающее звено — составляющее звено размерной цепи, с увеличением которого замыкающее звено уменьшается.

1 — втулка; 2 — вал: А∆ -зазор; А1 — уменьшающее звено; А2 — Звенья размерной цепи. Рисунок 6 — Звенья размерной цепи.

Компенсирующее звено — составляющее звено размерной цепи, изменением значения которого достигается требуемая точность замыкающего звена.

Обозначается соответствующей буквой, заключенной в прямоугольник.

Рисунок 7 — A1 — компенсирующее звено.

Общее звено — звено, одновременно принадлежащее нескольким размерным цепям. Обозначение формируется из обозначений звеньев размерных цепей, в которые входит данное звено со знаком равенства между ними.

Рисунок 8 — A3 = B1 — общее звено размерных цепей А и Б.
3. Виды размерных цепей

Основная размерная цепь — размерная цепь, замыкающим звеном которой является размер, обеспечиваемый в соответствии с решением основной задачи.

Производная размерная цепь — размерная цепь, замыкающим звеном которой является одно из составляющих звеньев основной размерной цепи.

Рисунок 9 — А — основная размерная цепь; Б — одна из производных размерных цепей (Б = А2, где А2 — одно из звеньев основной размерной цепи).

Конструкторская размерная цепь — размерная цепь, определяющая расстояние или относительный поворот между поверхностями или осями поверхностей деталей в изделии.

Технологическая размерная цепь — размерная цепь, обеспечивающая требуемое расстояние или относительный поворот между поверхностями изготавливаемого изделия при выполнении операции или ряда операций сборки, обработки, при настройке станка, при расчете межпереходных размеров.

Рисунок 10 — 1 — приспособление; 2 — заготовка; А — размер, полученный в результате обработки.

Измерительная размерная цепь — размерная цепь, возникающая при определении расстояния или относительного поворота между поверхностями, их осями или образующими поверхности изготавливаемого или изготовленного изделия.

Линейная размерная цепь — размерная цепь, звеньями которой являются линейные размеры.

Угловая размерная цепь — размерная цепь, звеньями которой являются угловые размеры.

Обозначение звена угловой размерной цепи: строчная буква греческого алфавита (кроме букв α, δ, ξ, λ, ω) с индексом, соответствующим порядковому номеру звена.

Рисунок 11 — Угловая размерная цепь β, определяющая параллельность поверхности 1 по отношению к поверхности 2.

Плоская размерная цепь — размерная цепь, звенья которой расположены в одной или нескольких параллельных плоскостях.

Пространственная размерная цепь — размерная цепь, звенья которой расположены в непараллельных плоскостях.

Параллельно связанные размерные цепи — размерные цепи, имеющие одно или несколько общих звеньев.

Рисунок 12 — Параллельно связанные размерные цепи.

Последовательно связанные размерные цепи — размерные цепи, из которых каждая последующая имеет одну общую базу с предыдущей.

а — а, б — б — общие базы Рисунок 13 — Последовательно связанные размерные цепи.

Размерные цепи с комбинированной связью — размерные цепи, между которыми имеются параллельные и последовательные связи.

а — а, — общая база Рисунок 14 — Размерные цепи с комбинированной связью.
4. Размеры и отклонения.

Номинальный размер — размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений.

Истинный размер — размер, полученный в результате выполнения технологического процесса.

Измеренный размер — размер изделия, познанный в результате измерения.

Предельные размеры — два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.

Наибольший предельный размер — больший из двух предельных размеров.

Наименьший предельный размер — меньший из двух предельных размеров.

Отклонение — алгебраическая разность между размером и соответствующим номинальным размером.

Верхнее отклонение — алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами.

Нижнее отклонение — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами.

Допуск — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютная величина алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями.

Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями или наибольшим и наименьшим предельными размерами.

Координата середины поля допуска — координата, определяющая положение середины поля допуска относительно номинального размера.


5. Методы достижения точности замыкающего звена.

Метод полной взаимозаменяемости (метод max/min) — метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается во всех случаях ее реализации путем включения составляющих звеньев без выбора, подбора или изменения их значений.

Метод неполной взаимозаменяемости — метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается с некоторым риском путем включения в нее составляющих звеньев без выбора, подбора или изменения их значений.

Метод групповой взаимозаменяемости — метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается путем включения в размерную цепь составляющих звеньев, принадлежащих к соответственным группам, на которые они предварительно рассортированы.

Метод пригонки — метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением значения компенсирующего звена путем удаления с компенсатора определенного слоя материала.

Метод регулирования — метод, при котором требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением значения компенсирующего звена без удаления материала с компенсатора.


6. Задачи и способы расчета размерных цепей.

Прямая задача — задача, при которой заданы параметры замыкающего звена (номинальное значение, допустимые отклонения и т.д.) и требуется определить параметры составляющих звеньев.
Онлайн решение прямой задачи.

Обратная задача — задача, в которой известны параметры составляющих звеньев (допуски, поля рассеяния, координаты их середин и т.д.) и требуется определить параметры замыкающего звена.
Онлайн решение обратной задачи.

expert-i.ru

Таблица подбора цепей для бензопил — шага, длины по моделям

ТАБЛИЦА РАЗМЕРА ПИЛЬНОЙ ЦЕПИ И ШИНЫ ДЛЯ БЕНЗОПИЛ
STIHL
Модель бензопилыДлина шиныШаг цепиПаз шиныКол-во звеньев
MS180, MS181, MS192(T), MSE140, HT75, HT101, HT131, HT-KM30 см / 12 дюймов3/8”1,1 мм44 шт.
MS180, MS181, MS192(T), MSE14035 см / 14 дюймов3/8”1,1 мм50 шт.
MS180, MS181, MS192(T),  MS200(T), MS210, MS211, MS230, MS250, MSE160, MSE18025 см / 10 дюймов1/4”1,3 мм56 шт.
MS180, MS181, MS192(T),  MS200(T), MS210, MS211, MS230, MS250, MSE140, MSE160, MSE18030 см / 12 дюймов1/4”1,3 мм64 шт.
MS180, MS181, MS192(T),  MS200(T), MS210, MS211, MS230, MS250, MSE140, MSE160, MSE18030 см / 12 дюймов3/8”1,3 мм44 шт.
MS240,  MS260,  MS26132 см / 13 дюймов3/8”1,3 мм50 шт.
MS200,  MS210,  MS211,  MS230, MS25035 см / 14 дюймов1/4”1,3 мм72 шт.
MS180, MS181, MS192(T),  MS200(T), MS210, MS211, MS230, MS250, MSE140, MSE160, MSE18035 см / 14 дюймов3/8”1,3 мм50 шт.
MS180, MS181, MS192(T),  MS200(T), MS210, MS211, MS230, MS250, MSE140, MSE160, MSE18040 см / 16 дюймов3/8”1,3 мм55 шт.
MS240,  MS260,  MS26140 см / 16 дюймов3/8”1,3 мм60 шт.
MS210, MS211, MS230, MS250,  MSE140, MSE160, MSE180, MS200(T),  MSE140, MSE160, MSE180 ( MS200(T), MSE140, MSE160, MSE180 – 61 звено)45 см / 18 дюймов3/8”1,3 мм62 шт.
MS240,  MS260,  MS26145 см / 18 дюймов3/8”1,3 мм66 шт.
MS240,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS39032 см / 13 дюймов0,325”1,5 мм56 шт.
MS210, MS211, MS230, MS25035 см / 14 дюймов0,325”1,5 мм56 шт.
MS240,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MS341, MS361, MS36237 см / 15 дюймов0,325”1,5 мм62 шт.
MS240,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS39032 см / 13 дюймов0,325”1,6 мм56 шт.
MS240,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MS341, MS361, MS36232 см / 13 дюймов3/8”1,6 мм50 шт.
MS210, MS211, MS230, MS25035 см / 14 дюймов0,325”1,6 мм56 шт.
MS240,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MS341, MS361, MS362, MS440, MS441, MS460,  MSE220 ( MS440, MS441, MS460 – 64 звена,  MSE220– 63звена)37 см / 15 дюймов0,325”1,6 мм62 шт.
MS240,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MS341, MS361, MS362, MS440, MS441, MS460,  MSE220 (MSE220– 57звеньев)37 см / 15 дюймов3/8”1,6 мм56 шт.
MS210, MS211, MS230, MS25040 см / 16 дюймов0,325”1,6 мм62 шт.
MS240, 026,  MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MSE220,  MS341, MS361,MS362, MS440, MS441, MS460 ( MS341, MS361,MS362, MS440, MS441,MS460 – 68 звеньев)40 см / 16 дюймов0,325”1,6 мм67 шт.
MS240, MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MS341, MS361, MS362, MS440, MS441,MS460, MS650, MS660, MSE22040 см / 16 дюймов3/8”1,6 мм60 шт.
MS650, MS66040 см / 16 дюймов0,404”1,6 мм55 шт.
MS25045 см / 18 дюймов0,325”1,6 мм68 шт.
MS240, MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MSE220,  MS341, MS361,MS362, MS440, MS441, MS460 ( MS341, MS361,MS362, MS440, MS441,MS460 – 75 звеньев)45 см / 18 дюймов0,325”1,6 мм74 шт.
MS240, MS260,  MS261,  MS270, MS280, MS290, MS390, MS341, MS361, MS362, MS440, MS441,MS460, MS650, MS660, MSE22045 см / 18 дюймов3/8”1,6 мм66 шт.
MS650, MS66045 см / 18 дюймов0,404”1,6 мм60 шт.
MS341, MS361, MS362, MS440, MS441, MS460, MS290, MS390, MSE220 ( MS290, MS390, MSE220 – 81 звено)50 см / 20 дюймов0,325”1,6 мм82 шт.
MS290, MS390, MS341, MS360, MS361, MS362,  MS440, MS441,MS460,  MS460R,  MS650, MS660, MSE22050 см / 20 дюймов3/8”1,6 мм72 шт.
MS650, MS66050 см / 20 дюймов0,404”1,6 мм66 шт.
MS290, MS390, MS440, MS441, MS460, MS650, MS660, MS780, MS88063 см / 25 дюймов3/8”1,6 мм84 шт.
MS440, MS441, MS460, MS650, MS66075 см / 30 дюймов3/8”1,6 мм98 шт.
MS780, MS880150 см / 60 дюймов0,404”1,6 мм173 шт.

sadovij-pomoshnik.ru

ГОСТ 30442-97. Цепи приводные роликовые для велосипедов….

Действующий

Дата введения 2000-07-01

     1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении Госстандарта России (ВНИИНМАШ) и Научно-исследовательским технологическим институтом угольного машиностроения (НИИТуглемаш)
     ВНЕСЕН Госстандартом России

     2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 11-97 от 25 апреля 1997 г.)
     За принятие проголосовали:

Наименование государстваНаименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская РеспубликаАзгосстандарт
Республика АрменияАрмгосстандарт
Республика БеларусьГосстандарт Беларуси
Республика КазахстанГосстандарт Республики Казахстан
Киргизская РеспубликаКиргизстандарт
Республика МолдоваМолдовастандарт
Российская ФедерацияГосстандарт России
Республика ТаджикистанТаджикгосстандарт
ТуркменистанГлавная государственная инспекция Туркменистана
Республика УзбекистанУзгосстандарт
УкраинаГосстандарт Украины

     3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 9633-92 «Цепи велосипедные. Параметры и методы испытаний» и дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны

     4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 ноября 1999 г. N 399-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30442-97 (ИСО 9633-92) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область распространения

     
     Настоящий стандарт распространяется на приводные роликовые цепи для велосипедов, соответствующие международному стандарту ИСО 9633, и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны. Эти требования приведены в приложении Б.
     
     Настоящий стандарт включает размеры и механические характеристики велосипедных цепей.
     
     Настоящий стандарт также устанавливает методы определения механических характеристик таких, как скручивание, боковое отклонение, тугое звено и боковой изгиб.
     
     Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
     
     ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

     
     Настоящий стандарт устанавливает следующие термины с соответствующими определениями:
     

     3.1 боковое отклонение цепи: Состояние, когда действительная осевая линия цепи не является прямой;
     

     3.2 боковой изгиб цепи: Состояние, которое характеризуется высотой дуги, возникающей у цепи в плоскости, параллельной плоскости валиков цепи, когда цепь имеет боковое отклонение при максимально допустимых внутренних размерах;
     

     3.3 тугое звено: Состояние, когда звено цепи не может плавно поворачиваться от начального положения до 60° вправо и влево через центр оси двух смежных звеньев;
     

     3.4 скручивание цепи: Состояние, когда оси центров шарниров звеньев цепи не находятся в одной плоскости.
     

4 Размеры и обозначения

     4.1 Размеры цепей должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1.

Рисунок 1.- Цепь

Таблица 1 — Основные размеры, нагрузка измерения и разрушающие нагрузки

Размеры в миллиметрах

Но-
мер цепи
ШагДиа-
метр ро-
лика  
Расс- тояние между внут-
рен-
ними плас-
тина- ми
Диа-
метр ва-
лика
Диа-
метр отвер-
стия втулки
Мини-
маль-
ный раз-
мер для про-
хода цепи
Ши-
рина внут-
рен-
ней плас-
тины
Ши-
рина наруж-
ной плас-
тины
Размеры переходного звена*Ши-
рина внут-
рен-
него звена
Расс- тояние между наруж- ными пласти- намиШи-
рина по вали-
кам
Допол-
ните-
льная ши-
рина для замка**
Наг-
рузка изме- рения, Н
Мини- маль-
ная раз-
руша- ющая наг-
рузка, Н
081С12,77,753,303,663,7110,179,919,915,365,380,085,65,7010,21,51258000
082С12,77,752,383,663,7110,179,919,91*********4,64,738,21259800
     * Переходные звенья не рекомендуется использовать для цепей, предназначенных для тяжелых условий работы.

     ** Фактический размер зависит от типа используемого замка, но не должен превышать указанный размер, данные о котором покупатель может получить от изготовителя.

     *** Цепи 082С обычно монтируют с прямыми (соединительными) звеньями, а не с переходными.

 
     Указанные размеры обеспечивают полную взаимозаменяемость цепей, изготовленных различными производствами.
     
     Пример обозначения велосипедной приводной роликовой цепи с шагом 12,7 мм, с минимальным расстоянием между внутренними пластинами 3,30 мм (номер по ИСО 081С):
     

     
     Цепь должна иметь следующую маркировку:
     
     — обозначение изготовителя или торговую марку;
     
     — номер цепи в соответствии с таблицей 1.
     

5 Технические требования

     5.1 Минимальная разрушающая нагрузка для каждой цепи должна соответствовать значениям, указанным в таблице 1.
     

     5.2 Допускаемое значение скручивания цепи должно быть в пределах ±15°, при этом значение должно быть в пределах ±0,17 ( — общее значение скручивания (6.4)).
  

     5.3 Боковое отклонение цепи при проверке по методу контроля 6.5 не должно превышать значения, позволяющего свободное перемещение от руки измерительной линейки по всей длине образца.
     

     5.4 В цепи не должно быть тугих звеньев.
     

     5.5 Боковой изгиб на 49 звеньях должен быть:
     

40 мм 105 мм.

     5.6 Требования 5.1, 5.2, 5.4, а также требования Б.4 и Б.5 приложения Б являются требованиями безопасности.
     

6 Методы контроля и испытаний

     6.1 Испытание на растяжение

     6.1.1 Растягивающая нагрузка, не менее чем минимальная разрушающая нагрузка, приведенная в таблице 1, должна плавно прикладываться к концам отрезков цепи, имеющих, по крайней мере, пять свободных шагов между центрами захватов, которые должны обеспечивать свободное перемещение цепи в обе стороны от осевой линии в нормальной плоскости.
     
     Следует учитывать, что повреждение цепи происходит прежде всего там, где возрастающее удлинение уже не сопровождается увеличением нагрузки, т.е. в точке, соответствующей вершине на диаграмме нагрузка — деформация растяжения.
     
     Испытания, при которых повреждение происходит рядом с захватами, не принимаются во внимание.
     

     6.1.2 Испытания на растяжение следует рассматривать, как испытания с разрушением образца, а испытанные образцы должны быть выбракованы.
     

     6.2 Контроль пробной нагрузкой

Все цепи должны быть подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, равную одной трети минимальной разрушающей нагрузки, приведенной в таблице 1.
     

     6.3 Контроль точности длины цепи

    Длину готовых цепей следует измерять после того, как они были подвергнуты испытанию на пробную нагрузку, но перед смазкой или после обезжиривания.
     
     Стандартная длина для измерения должна быть не менее 610 мм и должна заканчиваться внутренним звеном с каждого конца.
     
     Цепь должна поддерживаться по всей длине и к ней должна быть приложена нагрузка измерения, указанная в таблице 1.
     
     Измеренная длина должна быть номинальной +0,15%.
     

     6.4 Контроль скручивания

     6.4.1 Визуальное обнаружение скручивания
     
     Для визуального обнаружения скручивания необходимо подвесить цепь за один конец и осмотреть центровку звеньев.
     
     Этот визуальный контроль позволяет обнаружить местонахождение дефектов (6.4.2) и дать оценку возможного скручивания цепи.
     

     6.4.2 Метод измерения скручивания прибором
     

     6.4.2.1 Прибор для измерения скручивания, показанный на рисунке 2, должен отвечать требованиям по геометрическим параметрам рисунка 3. 

dokipedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *