Перфекционизм входит в структуру: Вы точно человек?

Содержание

Простыми словами о перфекционизме

Начинающий веб-райтер сталкивается со стремлением достичь идеала в своём тексте. Это нормально. Но как понять, когда нужно прекратить правки? Где проходит граница между здоровым перфекционизмом и разрушительным? Как не скатиться в бесконечное шлифование своего творения? Об этом мы и поговорим дальше.

 

Содержание статьи

Перфекционизм несёт в себе пользу или вред? Его виды

Простыми словами, перфекционизм — это желание сделать чётко и без изъянов. Это стремление убрать всё лишнее и сгладить неровные углы. Возможно ли это?

«Перфекционизм — губительная штука для всех людей. Потому что тот, кто им страдает, ни фига не делает по одной простой причине. Он считает, что не сможет сделать достаточно хорошо и поэтому лучше не дёргаться. Однако это делается не потому, что человек не хочет. Он просто не может заставить себя физически», — отвечает на вопрос из заголовка Дмитрий Косенко. Успешный копирайтер, обучающий людей искусству продающих текстов для инфобизнеса.

А вот мнение Виктории Закальной — талантливого автора и заведующей статейным факультетом Школы Сергея Трубадура:

«Я считаю, перфекционизм — это часть характера человека, если он не выработан воспитанием. Есть люди, склонные к перфекционизму, и его надо использовать с умом. При необходимости научиться контролировать и пускать в нужное русло. Важно принять любые свои особенности и научиться использовать.

Нужно определить для себя сферы, где можно позволить себе расслабиться и использовать эту черту характера. Не стоит окончательно забивать её в себе, идти против природы и ломать себя».

Евгений Павлович Ильин — профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гepцена — выделяет два вида перфекционизма: 

  • Здоровый перфекционизм
  • Разрушительный перфекционизм

Здоровый перфекционизм — это когда автором устанавливается планка для достижения цели в соответствии с собственными возможностями, с потенциалом. 

Такой человек сосредотачивает внимание на возможных путях к результату, имеет мотивацию. При воплощении желаний он испытывает лёгкий мандраж, что только способствует азарту в проделываемой работе.

Невротический или разрушительный перфекционизм несёт в себе страх от неуспехов запланированного.

 

Человек, склонный к такому перфекционизму, не может реально оценить свои способности. Он берётся за дело, чтобы сделать всё идеально — без сучка, без задоринки. Cтавит себе в пример недостижимый идеал и в результате может надолго зависнуть на нескончаемой шлифовке уже написанного. Такая деятельность может закончиться профессиональным выгоранием и депрессией, выйти из которой будет сложно.

Выгорание — это состояние внутреннего опустошения, которое развивается на фоне физического и эмоционального истощения организма. 

Мысли участников сообщества «Остров Школы Трубадура»: 

Я считаю, что грань между обоими типами перфекционизма очень тонкая. Важно не дать здоровому перейти в болезненный. 

Более того, думаю, что каждому из нас необходим здравый перфекционизм, чтоб развиваться. Он — необходимое условие к успеху в любом деле. 

А вот если здоровый становится разрушительным, тогда есть повод задуматься. Проанализировать свои действия. Постараться уловить проявления нездоровых стремлений к высокому идеалу. И далее попытаться понять причину этих мыслей. 

 

Перфекционизм в веб-райтинге. Каких подводных камней следует избегать

Новичок хочет писать хорошо. В то время как никто не знает, как это — писать хорошо. Потому что нет установленных рамок, а оценки субъективны. Поэтому люди утопают в круговороте повторяющихся исправлений, чтобы достичь непреодолимой планки.

«На человеке, который только только начал писать, перфекционизм сказывается отрицательно. Новичку необходимо получать обратную связь, при условии, что он нормально воспринимает критику. Начинающий автор показывает текст. Ему говорят, что там можно докрутить, здесь нужно доработать. 

Таким образом второй текст получается лучше, чем первый. Третий — убедительнее второго и так далее.

А если человек будет сидеть и страдать: «Я не пишу статью, потому что сделать хорошо у меня не получится». Ну и что? Тогда вообще никакая статья не получится. 

Перфекционизм - Н.Нарицын, М.Нарицына - психотерапия, психоанализ

Дата создания: 28.02.2012
Дата обновления: 13.01.2020

Перфекционизм – это стремление к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах «право на ошибку». Причем «умом и логикой» перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что «живые люди ошибаются», но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: «Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права». В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ [фр. perfectionnisme < perfection совершенство, высшая степень]. психол. Формируемое воспитанием и средой чрезмерное стремление индивида к совершенству в действиях, делах, поведении. Перфекционист — тот, кому свойственен п. | П. может быть причиной психических расстройств из-за конфликта перфекциониста с окружающей действительностью с ее несовершенствами. Толковый словарь иноязычных слов

«Под перфекционизмом психологи понимают обостренное стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности (и в этом случае выливается в бесконечное культивирование всевозможных достоинств), так и к результатам любой деятельности. На уровне житейского здравого смысла нередко расценивается как ценное личностное качество, поскольку связано с постановкой позитивных, социально одобряемых целей. По мнению многих психологов, перфекционизм представляет собой не столько достоинство, сколько серьезную личностную проблему, так как приводит к формированию заниженной самооценки, высокой тревожности и в целом негативно сказывается на мироощущении человека и результатах его деятельности». Большая Психологическая энциклопедия

Как следует из разных определений, перфекционизм – это стремление человека к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах право на ошибку.  Такой человек не в силах допустить малейшего несовершенства в той области деятельности, которая охвачена перфекционизмом: а это может быть и работа, и творчество,  и любовь/семья, и воспитание детей, и внешность… да мало ли вариантов, иногда сочетающихся друг с другом.  Причем умом и логикой перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что живые люди ошибаются, но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: "Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права". В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может. В принципе это довольно сложно, потому что истоки перфекционизма - в бессознательной области.

В психиатрическом понимании перфекционизм – разновидность ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства). Те картинки, которые гуляют по сети под названием "Ад перфекциониста" – когда все плитки ровные, а одна в середине под углом, и так далее – скорее относятся к "психиатрической разновидности" этого явления. В данном случае все ресурсы человека направлены на достижение некоего идеала при общей сниженной работоспособности. Но специфика данного проявления, во-первых, в том, что такой перфекционизм проявляется в какой-то одной конкретной области; во-вторых, такой человек обычно требует "идеального" не столько от себя, сколько от других; и в-третьих, он при этом сам является основным оценщиком, принимающим решение, насколько далеко какое-то конкретное действие от "идеала".

А в бытовом понимании с термином "перфекционизм" произошло в итоге то же самое, что и с многими другими понятиями из области психиатрии, например, с той же депрессией. Термины пошли в народ и стали обозначать совсем не то, что обозначали прежде. Да, перфекционизм – стремление к идеалу, и если препарировать семантику этого слова, то идеал родственен слову "идея", то есть - нечто нематериальное. И пока существующее только в голове своего создателя. Идеалист – это антоним понятия "материалист", идеализм – это жизнь в некоей абстракции. И по большому счету, идеал – это то, чего в реальной жизни не бывает.

Не говоря уже о том, что понятие идеала может быть для каждого своё. И не всегда можно угадать, какое оно будет у того, кто будет выносить итоговое суждение о результате.

В понимании перфекционизма часто формируется одна ложная предпосылка. Большинство считает, что перфекционист убежден, будто абсолютный идеал существует; а на самом деле – перфекционист убежден, что приемлемого НЕидеала не существует. Иными словами, качество любого дела или вещи может быть только в двух ипостасях: либо идеальный идеал, либо… ну, будем говорить "полное ничтожество". И вот всё, что не идеал – для перфекциониста есть полное ничтожество. Если бы перфекционист изобретал холодильник – он бы не успокоился, пока температура в холодильнике не достигла бы абсолютного нуля. А если бы перфекционист тачал сапоги – он всю жизнь доводил бы до абсолютно идеального качества только одну пару сапог, а все его клиенты так бы и ходили босиком.

Вторая особенность перфекциониста – он чаще всего внутренне убежден в истине своего бинарного восприятия "идеал – ничтожество": у него не возникает никаких конкурирующих с этим положением мыслей. Или все промежуточные варианты отметаются в сторону под надуманными предлогами "это недостойно", "это удел лентяев"  и тому подобное.

Что любопытно – нередко перфекционист страдает настоящей манией величия: "Я должен быть идеален!" Точнее – "Я не должен быть неидеален". Собственно говоря, одна из проблем перфекциониста – это выраженный диссонанс между внутренней самооценкой и ее реальным воплощением: с одной стороны, перфекционист убежден в том, что он способен все делать лучше всех и никогда не допускать ошибок, а с другой – он всю жизнь сталкивается с тем, что его убежденность в этом не находит подтверждения в реальности. Иными словами, перфекционист в глубине души редко сомневается в том, что он способен делать что-то лучше всех, выглядеть лучше всех и т.п»: ему осталось только наконец убедить в этом окружающих.

"Сайт Перфекционист.Ру всё ещё находится в разработке".
Анекдот

Если анализировать историю возникновения "бытового перфекционизма", или "квази-перфекционизма", или "ложного перфекционизма" -  вариант можно выбрать по вкусу, - то корни его, как ни странно, скорее всего уходят к протестантской ветви христианства, а в России – к так называемым староверам.
Что характерно для данных социумов?

Прежде всего – земледельческая структура, доведённая до абсолюта. Затем – мегасемья, объединяющая в единый клан несколько отдельных семейных ветвей. В-третьих, северный климат, мало способствующий земледелию и вообще выживанию, но провоцирующий клановое объединение, для "совместной борьбы с природными условиями".  Таким образом, постепенно формируется определённая внутренняя идеология: "Довольствуйся малым, работай как можно больше".  Формально это – обеспечение выживания для всего социума, для всей мегасемьи. Причём, как говорится, "Бог высоко, царь далеко, и глава клана всем здесь и царь, и бог".

Из установки "работай как можно больше" вытекает следующая: "Никогда не сиди сложа руки, в доме всегда есть работа". Понятия отдыха в подобных системах практически не существует, отдыхом считается смена вида деятельности.  А самое главное – что внутренняя иерархия в "низах" системы выстраивается по количеству и качеству работы, принятой руководителем клана.  Основным оценщиком того, "годно ли сделано", является в данном случае глава мегасемьи, слово которого – истина. И  способом указать, что подчинённый в любом случае работал мало, становится принцип "Не принять работу по качеству". Потому что при желании всегда есть к чему придраться: чтобы исполнитель никоим образом не почивал на лаврах, а пошёл и дальше "заглаживать свою криворукость" на благо мегасемьи.

А кроме того, в системах с иерархическим социальным устройством ни одному руководителю не живётся спокойно.  Ведь это устройство не зря сравнивается с лестницей: на ее ступеньках ниже всегда есть те, кто тоже намеревается подняться наверх, часто – посредством спихивания и подсиживания вышестоящего. Поэтому у некоторых руководителей, озабоченных не столько качеством и количеством деятельности, сколько собственной иерархической позицией, как раз и вырабатывается система  априорного унижения подчинённого посредством снижения оценки за его работу, даже если реального повода к такому снижению и нет. Но всегда, опять же, можно сказать, что работа "не дотягивает до идеала", который существует лишь у начальника в голове и может быть не фиксированным. А то, что идеал недостижим – это иногда тщательно скрывается. Потому что нужна та морковка, которую будут вешать человеку перед носом.

Вообще, как известно из тех же сказок, лучший способ дать подчинённому заведомо невыполнимую просьбу – это послать его "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Ито есть куда бы в результате он ни пошёл и что бы ни принёс – по мнению внешнего оценщика это всегда будет "не то и не так", если оценщик в реальности беспокоится не за выполнение работы, а за свою иерархическую позицию.

Одна из распространённых поговорок про невестку и свекровь – прямо в тему:

- Сноха! Ты не так щи варишь?
- А надо как?
- Не знаю как, но не так!

Но те, кто пытается  приблизить работу подчинённых к идеалу", забывают одну важную вещь: тот, кто стремится к идеалу (или кого вынуждают к этому), в итоге не сделает вообще ничего полезного. Потому что однажды поймёт, что угодить своему заказчику – невозможно. И делай что-то, не делай – всё равно получишь выговор и унижение, так при равных итоговых условиях проще не делать. Или ещё вариант: человек рад бы делать, но буквально боится "не сделать идеально".  И здесь вспомним, что как иерархическое мышление, так и оценочная зависимость базируется на бинарном подходе: всё, что не оценено отлично – то считается плохо.  

И в отличие от синдрома самозванца, при котором "ты изначально никто, особенно пока не нашёл своё Настоящее Место", бытовой перфекционизм маскируется под поглаживание "Ты молодец, ты стремишься к идеалу! Но вот тут и вот здесь опять не дотянул: ну что ж, иди, стремись дальше!" То есть исполнитель назначается "хорошим" до тех пор, пока стремится к невозможному, к отличным оценкам, причём во всем (в отличие от перфекционизма психиатрического). Потому что у него при оценочной зависимости сформировано экспериментальное убеждение: за отличные достижения его хвалят, а вот за не-отличные (читай – за плохие, никуда не годные!) – ругают и бьют. А при его сензитивности (так как чаще всего оценочная зависимость формируется у носителей психастенического радикала) – это битье воспринимается крайне болезненно. И человек готов делать что угодно, лишь бы его не ругали.

Перфекционизм чаще всего входит в так называемый родительский сценарий: в тех случаях, когда родитель желает считаться в социуме "самым хорошим отцом/матерью", но только на основании того, что  "мой ребенок всё в социуме делает лучше всех". Лучше всех развивается, лучше всех одевается, лучше всех читает стишки в детском саду (а когда ребенку стишков не дают или дают недостаточно длинные, нужно прийти к воспитательнице "выяснять, что с ребенком не так, он же такой способный!") Таким образом и получается, что детей-перфекционистов чаще всего воспитывают перфекционисты-родители.

Родитель будущего перфекциониста  шаг за шагом убеждает своего ребенка, что тот "самый-самый-самый", но в связи с этим и требования у родителя будут к нему повышенными: "Это Петя может учиться на тройки, а ты нет!" "Это Маша может нарисовать кривую елочку, а ты нет!" "Это другие могут провалиться в институт, а ты нет!" Потому что ты способен на большее, но именно в связи с этим ты, во-первых, полностью лишаешься права на ошибки даже на этапе обучения, а во-вторых, будешь постоянно вынужден сталкиваться с реальностью с ее фактической недостижимостью абсолютных идеалов.

Еще один способ сделать перфекциониста - фраза "Ты получишь то, что ты просишь, но только если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой)". Но увы, "хорошесть" мальчика или девочки определяет родитель, и если у него есть осознаваемая или неосознанная цель почему-либо отказать ребенку в просьбе, то хорошим он не будет никогда. Во-первых, критерии хорошести будут максимально размыты, недостижимы и непостоянны; а во-вторых, даже за априори хорошие поступки ребенок не будет никогда получать похвалы: только претензии. Потому что идеально выполненной работы не существует.

Часто родительское влияние рядится в благопристойные одежды: "Кто же тебе скажет правду, как не самый близкий твой человек". Но во-первых, общей для всех правды не бывает, а во-вторых, даже неприятные вещи можно сказать по-разному. Одно дело – "Мне кажется, эта кофточка не очень идет к этой юбке, может, попробуешь вот эту?", а другое – "Эта кофта не идет к этой юбке, ну ты и бестолочь,  даже одеться толком не в состоянии!"

И лейтмотив родительских замечаний в случае формирования перфекциониста – "Ты такой способный, что не имеешь права жить, не стремясь к совершенству! Ты буквально обязан делать все лучше всех! Ты особенный и все должен делать по-особенному!" 

Иногда можно заметить одну вещь, которую если бы осознал вовремя будущий перфекционист, то не стал бы перфекционистом: как бы замечательно он ни стремился сделать нечто, его внешний оценщик постоянно будет хоть чем-то да недоволен. Потому что у него, как правило, не только свой идеал, но еще и своя цель: «Мне не нужно, чтобы дрова были нарублены, мне нужно, чтобы ты задолбался». Таким образом, даже если требуемое сделано без сучка без задоринки – внешний оценщик все равно хоть одну задоринку да найдет. Даже с позиции вкусовщины. Оценка отличная – зато тетрадка грязная, тетрадка чистая – зато штаны мятые, штаны глаженые - зато вчера маме не помог(ла)… В общем, что называется, "не угодишь на живых". Но чаще всего это и является конечной целью "экспертизы": показать, что всё опять не идеально, вкалывай дальше, дружок. И не вздумай гордиться своими промежуточными достижениями и хвалить себя за них сам: вот же, они не идеальны, а значит – никуда не годятся.

Да, что существенно: довольно часто такого оценщика бытовой перфекционист давно интегрировал внутрь своей личности, в собственную Родительскую субличность (по Э.Берну). Когда-то давно у него, вероятнее всего, была реальная мама или бабушка, или другой значимый взрослый, который постоянно показывал ему, что "ты опять не идеален, старайся!" А со временем этот внешний Родитель контаминирует (загрязняет, заражает) внутреннего Родителя, то есть такой непримиримый оценщик поселяется внутри самого человека. И человек всегда этого эксперта носит с собой, вне зависимости от того, насколько далеко он сейчас находится от давнишней мамы или бабушки.

Как узнать пефекциониста?
Он хочет все делать безукоризненно или не делать вовсе.
Он не выносит, когда делает что-то хуже других.
Он требует совершенства от окружающих.
Он считает, что просьба о помощи - признак слабости.
Он заметил ошибку в заголовке этого списка.
 Из сети

Увы, во многих обществах – и в частности в нашем – бытовой перфекционизм довольно часто имеет положительную коннотацию. «Человек стремится делать все как можно лучше!» Подчас им даже принято гордиться. В немалой степени эту гордость подпитывают те руководители, которым своя иерархическая рубашка ближе к телу, и которые провоцируют перфекционистский подход у подчинённых, благо это даёт неограниченные возможности для манипулирования и унижения. Но те, для кого деятельность важнее иерархии, перфекционистов обычно предпочитают на работу не брать. Точно так же их и в рабочем коллективе часто не любят. Как минимум потому, что перфекционист склонен затягивать сроки сдачи своей части работы до последнего, а то и вообще не сдаёт ничего, потому что у него "не получилось  идеально". Перфекционист реально не может выполнить толком ни одного задания, так как, допустим, если предложить ему "отпилить брусок длиной 1 метр" – он будет добиваться максимальной точности (в один миллиангстрем и менее), а такой точности не сможет дать ни один прибор, которым можно измерять, и инструмент, которым можно пилить.

Теоретически бытовой перфекционизм в ситуации "сделай так, как в реальности невозможно" – банальная ситуация невроза, когда внутренняя цензура вступает в конфликт с бессознательным. Так что те, кто гордо заявляет о себе "Я – перфекционист", в лучшем случае фактически говорят "Я – невротик"!

И понятие "здоровый перфекционизм" – то же самое, что "здоровый невроз". Перфекционист отличается от того, кто "сделал хорошо, но видит, что может ещё лучше" одним серьёзным фактом: если последний выдаёт сделанное хорошо на-гора, то перфекционист – нет. Он то, что сделал хорошо (а не отлично и не идеально), условно говоря, ломает об коленку и выкидывает. Чтобы никто не увидел того, что он "неидеально" сделал. Мир никогда не увидит достаточно хорошей – но не безупречной – его продукции, материальной ли, творческой, все равно.

Кстати, можно отметить, что перфекционист, как правило, особенно на первых порах, стремится не к своему идеалу, а к идеалу внешнего оценщика. И здесь задача становится совсем неразрешимой: мало того, что чужого понимания идеала достигнуть в разы сложнее, чем собственного, но еще и внешний оценщик – помните? – не столько заинтересован в идеальном исполнении, сколько в том, чтобы все равно к чему-то да прицепиться. Даже если этот внешний оценщик уже внутри самого человека: он все равно не дает этому человеку никакого права на ошибку, даже на самую пустяковую. Между прочим, один из синонимов слова "идеальный" – это слово "безупречный". То есть - когда не за что упрекнуть. А уж это опять-таки при желании всегда отыщется - за что.

В случае перфекционизма мы особенно наглядно видим ту самую "палку самооценки о двух концах", когда человек то ощущает себя обязанным быть идеальным, чуть ли не богом, то его самооценка обрушивается ниже некуда – потому что идеальным он стать в очередной раз так и не смог. А середины он опять-таки не видит и не воспринимает.

Перфекционист, привыкнув к критике внешнего оценщика как к априорному средству унижения, бессознательно воспринимает любое критическое замечание как попытку его унизить. Он на эмоциональном уровне не может отделить критику конструктивную от неконструктивной: и напрягается на все разом, отметая и полезные замечания, позволяющие ему профессионально и творчески расти. Да, с таким человеком, как правило, чрезвычайно сложно сотрудничать, соавторствовать и т.п., но – это опять же не его вина, а его беда.

Можно сказать, что перфекционист хочет все и сразу. Со стороны это выглядит довольно смешно, как и отговорка "Я не буду заниматься таким-то делом, потому что у меня никогда не получится так же хорошо, как у вон того профессионала". Да, умом можно понимать, что сразу вот так же хорошо не получится, что путь любого профессионала усеян падениями, его опыт – "сын ошибок трудных", но перфекционист со своим страхом "сделать неидеально, а значит, абсолютно плохо" лишен возможности обретать такой опыт, а по сути - возможности обучаться, делая во время обучения ошибки: мы же помним, что права на ошибку он себе (а точнее, его внутренний Родитель ему) не дает. А если не ошибается тот, кто ничего не делает - вот он ничего, соответственно, и не делает.

в аду для перфекционистов
ни серы нету ни огня
а лишь слегка несимметрично
стоят щербатые котлы
Из сети


В терапии перфекционизма чрезвычайно значимы здравый скепсис и логика. Например, кто-то говорит перфекционисту, принёсшему в детстве четвёрку вместо пятёрки: "Четвёрка – не оценка!" И тут важно суметь задаться вопросом: почему не оценка? Она выставлена учителем, внесена в журнал, она означает – хорошо. Да, не отлично, но – хорошо.
"Ты должен/должна все делать только на отлично!" – почему? Кому вы должны? Каким образом возник этот долг? Где ваша долговая расписка? И главное – насколько реально живому человеку всё делать на отлично, особенно если он сам не испытывает к этому личной мотивации, а его обязывает к этому кто-то извне?

В любой инструкции есть такое понятие, как "допуски и посадки". Чем выше класс точности изделия, тем эти допуски меньше, но они все равно есть: более того, повышение класса точности, то есть уменьшение разбега допуска, иногда требует несоизмеримых затрат, посему – в каждом конкретном случае насколько важно делать всё вообще без допусков?
И разумнее всего – когда человек сам устанавливает себе эти допуски. Скажем: эту работу я обязан закончить в такой-то срок с таким-то приемлемым качеством. Не идеальным, а приемлемым. Кто определяет приемлемость качества? Я и мой заказчик (не оценщик, а заказчик, если таковой есть: а если нет, то таким заказчиком выступаете вы сами. То есть вы и определяете в первую очередь те самые допуски по качеству).

Однако проблема в том, что не всякий человек может сам себе ставить допуски и определять именно с позиции прогноза и анализа, когда где что будет достаточно. Однажды на просторах сети встретилось такое сравнение: тушканчики, которые живут в пустыне, привыкают добывать воду по капельке из самых разных источников. Но если перед ними поставить мисочку с водой – они не поймут, что с ней делать. Они не умеют пользоваться мисочкой. Они никогда ее не видели.

Вот примерно то же происходит с человеком с оценочной зависимостью: он ещё не научился формировать собственные критерии, он не знает, что такое "право на ошибку",  он не способен формулировать свои цели и задачи: потому что с детства обучен, во-первых, ориентироваться исключительно на внешнего оценщика, а во-вторых, подчинять этим внешним оценкам всю свою жизнь. В том числе потому, что его когда-то запугали потенциальной самостоятельностью: "Ты же без нас ни чего не сможешь!"

И, следовательно, если лично вам мешает ваш бытовой перфекционизм, то психотерапевтическая работа с ним начинается с анализа и проработки его базы: той оценочной зависимости, которая заставляет человека стремиться сделать идеально, потому что внутренний оценщик говорит ему: "Все, что не идеально – плохо". Кстати, в русском языке нет слова "достремился". Достиг, дошёл, но стремиться (в том числе к идеалу, которого не бывает), получается, нельзя закончить (достижением цели). Можно только прекратить, как ремонт.

Считать ли перфекционизмом собственное стремление совершенствоваться дальше, якобы не для внешнего и не для внутреннего оценщика. В том числе стремление осваивать что-то новое и/или подниматься выше по разного рода ступенькам. Когда сам себе говоришь: "Тут я молодец и этого качества достаточно, но я могу и хочу выше, лучше, дальше, сложнее!"
На первый взгляд это не перфекционизм, а на второй – крайне важна природа мотивации этого стремления.  Если она идёт от внутреннего Ребёнка – "Я хочу посмотреть, что там дальше! Я вон той вещи ещё ни разу палочкой не тыкал! Я хочу попробовать, перепрыгну ли я через вон ту планку?" –  это естественное удовольствие и жизненный драйв (особенно когда за выгулом Ребёнка присматривает ваш внутренний Взрослый и удерживает его от экспериментов вида "А смогу ли я перепрыгнуть через пятиэтажный дом"). А если мотивирующей субличностью выступает Родитель – "ты можешь больше! ты должен лучше! тебе надо выше!" – причём не объясняя, кому должен и кому надо, - то это уже куда больше похоже на перфекционистские установки.

Представьте себе, что Ребёнок с Родителем пришли куда-то на обед – скажем, в гостинице, – где накрыт шведский стол.
И вот когда Ребёнок сам определяет, что и в каком порядке он будет есть, и сколько – "сперва я хочу вон той колбасы! Кусочек… ещё кусочек…. ещё… нет, больше не хочу этой колбасы, теперь хочу вон того сыра… ещё кусочек… ещё… нет, нужно место оставить; теперь хочу вон того мяса! Два кусочка! Нет, три не хочу, потому что хочу ещё пирожное… вон то… и вот это… нет, два этих будет много, потому что я хочу ещё соку выпить, два стакана, нет, не три, а два, три не уместится" – это удовольствие и жизненный драйв, особенно под присмотром Взрослого.
А когда Родитель Ребёнку говорит – "пока ты не съешь тут ВСЁ, ты отсюда не уйдёшь" – вот это уже очень пахнет перфекционизмом.

Консультативная терапия бывает полезна перфекционисту тогда, когда он сам готов логически воспринять реальную картину своей ситуации: в том числе признать для себя то, что он вовсе не идеален и не является эталоном, и имеет право ошибаться, как обычный живой человек. Вот это в случае перфекционизма самое трудное и болезненное для клиента: когда ему приходится осознать, что он – обычный живой человек. Многие, приходящие с заказом типа "помогите мне достичь абсолютного идеала", с большим трудом принимают новый расклад в своей ситуации. И вообще заказ "работать с перфекционизмом" редко бывает самостоятельным: чаще всего он всплывает в процессе работы среди других прочих заказов.

Но перфекционизм в любом виде, как было сказано выше, всегда деструктивен: он не дает человеку обучаться и двигаться вперед, да и русская поговорка не зря говорит, что "лучшее – враг хорошего". И человек, который в своем лексиконе имеет слово "достаточно" (в плане – "Я сделал это достаточно хорошо в данном конкретном случае") – не перфекционист. Кстати, иногда полезно бывает создавать видимость перфекционизма: например, когда вас просят сделать что-то в заведомо неадекватных условиях (например, дать интервью без подготовки) – можно сказать: "Я либо делаю хорошо, либо не делаю никак". Это, как вы помните, в социуме имеет положительные коннотации – и фактически является одним из вариантов вежливо сказать "нет", если условия того или иного задания вам не подходят.
 

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье:
Я хочу жить без комплексов
Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу знать причины комплексов
Я хочу знать свои комплексы
Я хочу избавиться от комплексов
Я хочу научиться привлекать внимание
Я хочу освободиться от комплексов
Я хочу перестать комплексовать
Я хочу позволить себе
Я хочу позволить себе быть адекватнымТемы: застенчивость, комплекс отличника, комплексы, контаминация внешней цензурой, перфекционизм.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва

Перфекционизм

Совершенствоваться — значит меняться, быть совершенным — значит меняться часто.
Уинстон Черчилль

Не задумывались ли вы, почему самые известные в мире перфекционисты делают самые лучшие в мире машины? Среди автолюбителей всего мира автомобили именно из Германии являются лидерами в течение многих лет. Немецкие фирмы, производящие не только машины, отличаются тем, что всегда первыми стремятся использовать новейшие технические разработки и достижения. Не стоит ли русским поучится у немецких коллег их стремлению к совершенствованию?

Безусловно, в перфекционизме есть свои отрицательные стороны. Ведь латинское слово «perfectus» означает «абсолютное совершенство», а оно, как известно, недостижимо. Тут надо всегда помнить правило: делая свою работу, стремитесь к совершенству, как будто вы можете его достичь. Но, смотря на результат своей работы, всегда помните: совершенство недостижимо.

Нездоровый — или патологический — перфекционизм присутствует у людей, которые постоянно думают о том, что если они допустят ошибку, то лишатся работы. Так недалеко и до нервного срыва. Перфекционист — это чересчур требовательный к себе человек. Он очень требователен к бумагам, скурпулезен и пунктуален. Необъяснимая, могущественная и неподвластная сила заставляет его бесконечно улучшать свои творения. Вместо того, чтобы действовать оперативно, он сосредотачивается на качестве исполнения. Некоторые психологи считают перфекционизм психическим расстройством. Такие перфекционисты не могут охватить весь масштаб дел, имеют постоянные проблемы с подчиненными, которых мучают придирками, и, конечно, испытывают острую нехватку времени. От всех этих факторов они часто страдают сами и, соответственно, заставляют страдать других.

Такой нездоровый перфекционизм влияет на здоровье сотрудника, так как он испытывает стресс от постоянного страха перед ошибками и неудачами. И плюс ко всему этому желание быть первым и стремиться к идеалу. Он не может подходить к работе с легкостью, всегда нацелен на стопроцентный результат, даже в том случае, если для его достижения придется жертвовать собственным здоровьем. Вся эта ситуация ложится мертвым грузом на плечи перфекционисту так, что он не может никогда расслабиться. Симптомами могут быть депрессии, нарушение пищевого поведения, страхи. Но самое интересное, что он до последнего не может признать тяжести своего положения и отказывается от посторонней помощи. В этом случае человеку надо понять, что каждый из нас имеет право по меньшей мере на три ошибки в день. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно научиться прощать себе ошибки. Лучше не пытаться любой ценой избежать ошибок, а учиться на них. Надо смириться с мыслью, что нельзя везде быть первым. Если вы хорошо рисуете, то, возможно, вам не суждено стать чемпионом по бегу и плаванию. Идеальных людей не существует.

Где же истоки перфекционизма?

Как говорил Зигмунд Фрейд, все проблемы родом из детства. Речь идет о семьях, в которых к ребенку предъявляют завышенные требования, но при этом относятся довольно холодно. Родители в таких семьях не показывают чувств и часто жестоко наказывают за ошибки. Конечно, для развития личности ребенка это — проблема. Сочетание двух компонентов — высоких требований родителей и их холодности — и вызывает развитие опасной формы перфекционизма.

Кроме патологического перфекционизма есть и здоровый. Вот в нем нет ничего плохого. Ведь человек старается сделать свое дело хорошо и выполнить свои обязанности как можно лучше. Он тщательность исполняет, имеет терпение и умение добиваться качественного результата.

Как известно, организации, подобно всем живым организмам, рождаются, растут, стареют и умирают. Каждая организация проходит три стадии жизненного цикла:

1. молодость;  
2. расцвет;
3. старость.

Именно на первой стадии нужны такие сотрудники, которые будут качественно и кропотливо выполнять свои обязанности. На второй и третьей значение перфекционистов уже не так велико. 

Что же делать, если руководитель — перфекционист?

Радуйтесь! Такой начальник любит свое дело, а своим примером воспитает в сотрудниках исполнительность, ответственность и умение делать работу качественно и на совесть.

Перфекционизм может нести для компании не только пользу, но и вред, когда он превращается в навязчивую идею контроля надо всем и вся. Что же делать компании, чтобы избежать сопутствующих перфекционизму проблем?

В этом случае надо сформировать сильную команду, способную эффективно действовать в любых ситуациях. Умные, решительные и ответственные сотрудники не позволят перфекционисту отрицательно влиять на деятельность компании. Нужно, чтобы в своей требовательности к себе и к остальным он не перегибал палку, чтобы не превращал свою работу и остальных сотрудников в совершенный ад несовершенных людей, стремящихся к совершенству. Таким людям может помочь спорт и умение отключиться от проблем.

Владимир Якуба, эксперт www.brainity.ru

перфекционист

Ошибка в запросе БД:

Диск заполнен. (/var/tmp/#sql_db8_0). Ожидаем, пока кто-то не уберет после себя мусор...

SELECT i.*, s.title as s_title, s.slug as s_slug, s.avt as s_avt, s.time as s_time, u.nickname as user_nickname, f.title as folder_title
FROM cms_con_term i
FORCE INDEX (date_pub)
LEFT OUTER JOIN cms_con_slovari as s ON s.oldid = i.slovar
INNER JOIN cms_users as u FORCE INDEX (PRIMARY) ON u.id = i.user_id
LEFT JOIN cms_content_folders as f ON f.id = i.folder_id
WHERE (i.slug = 'perfekcionizm') AND (i.is_private = '0') AND (i.is_approved = '1') AND (i.is_deleted IS NULL) AND (i.is_pub = '1')
ORDER BY i.date_pub desc
LIMIT 1000

Последние вызовы:

  • get() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/controllers/content/model.php : 2312
  • getContentItems() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/controllers/content/hooks/content_before_item.php : 44
  • run()
  • call_user_func_array() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/core/controller.php : 521
  • runExternalHook() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/core/controller.php : 483
  • runHook() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/core/eventsmanager.php : 37
  • hook() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/controllers/content/actions/item_view.php : 305
  • run()
  • call_user_func_array() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/core/controller.php : 453
  • runExternalAction() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/core/controller.php : 371
  • runAction() @ /var/www/www-root/data/www/politike.ru/system/controllers/content/frontend.php : 20

Перфекционизм убивает: как стремление к лучшему становится болезненным, приводит к депрессии и проблемам со здоровьем

Эм­бер Рэй до­ве­ла себя до ис­то­ще­ния, ра­бо­тая в од­ной из ком­па­ний Крем­ни­е­вой до­ли­ны. Де­вуш­ка по­чти не спа­ла и на­ча­ла при­ни­мать сти­му­ля­то­ры, что­бы до­бить­ся луч­ше­го ре­зуль­та­та. Од­на­жды она вер­ну­лась до­мой и по­те­ря­ла со­зна­ние, и толь­ко раз­го­вор с вра­чом на­толк­нул ее на мысль: все это вре­мя она стре­ми­лась к со­вер­шен­ным ре­зуль­та­там толь­ко по­то­му, что в глу­бине души была уве­ре­на — к ней, как че­ло­ве­ку, бу­дут хо­ро­шо от­но­сить­ся, толь­ко если она ста­нет иде­аль­ной. Эм­бер по­де­ли­лась с Vox сво­ей ис­то­ри­ей, в ко­то­рой по­про­бо­ва­ла разо­брать­ся в том, что та­кое пер­фек­ци­о­низм, и к чему он мо­жет при­ве­сти.

Пер­фек­ци­о­низм обыч­но про­яв­ля­ет­ся в трех фор­мах: ко­гда че­ло­век тре­бу­ет со­вер­шен­ства от себя; ко­гда тре­бу­ет того же от окру­жа­ю­щих: близ­ких, дру­зей и кол­лег; и ко­гда он чув­ству­ет дав­ле­ние со сто­ро­ны об­ще­ства. Гор­дон Флетт, пси­хо­лог Йорк­ско­го уни­вер­си­те­та Ка­на­ды счи­та­ет, что по­след­ний ва­ри­ант — са­мый па­губ­ный из трех. В сво­ей недав­ней ра­бо­те он об­ра­тил вни­ма­ние, что по­чти у чет­вер­ти лю­дей с хро­ни­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми вро­де фиб­ро­ми­ал­гии или про­блем с серд­цем очень вы­со­кий уро­вень со­ци­аль­но-пред­пи­сан­но­го пер­фек­ци­о­низ­ма.

Пер­фек­ци­о­низм вы­нуж­да­ет ста­вить план­ку на недо­сти­жи­мый уро­вень, и, по сути, об­ре­ка­ет че­ло­ве­ка на по­сто­ян­ный про­вал, этим он от­ли­ча­ет­ся от здо­ро­во­го же­ла­ния де­лать свою ра­бо­ту как мож­но луч­ше или быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным. Даже если пер­фек­ци­о­нист до­стиг­нет успе­ха, он ре­шит, что те­перь ожи­да­ния окру­жа­ю­щих вы­рос­ли и сно­ва сдви­нет план­ку.

Ме­та­а­на­лиз 284 на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний по­ка­зал, что вы­со­кий уро­вень пер­фек­ци­о­низ­ма кор­ре­ли­ру­ет с тре­вож­но­стью, де­прес­си­ей и са­мо­по­вре­жде­ни­ем. По­сто­ян­ный стресс толь­ко ухуд­ша­ет си­ту­а­цию — вы­зы­ва­ет го­лов­ные боли и бес­сон­ни­цу. Пси­хо­ло­ги То­мас Кар­рен и Эн­д­рю Хилл срав­ни­ли уро­вень пер­фек­ци­о­низ­ма у раз­ных по­ко­ле­ний, про­ана­ли­зи­ро­вав ан­ке­ты со­ро­ка ты­сяч сту­ден­тов с 1989 по 2016 год. Если в кон­це 80-х мо­ло­дых лю­дей с вы­со­ким уров­нем со­ци­аль­но-пред­пи­сан­но­го пер­фек­ци­о­низ­ма было око­ло 9%, то в наши дни этот по­ка­за­тель вы­рос в два раза — до 18%.

Пре­по­да­ва­тель и пси­хо­лог Пол Хью­ит при­вел в при­мер ис­то­рию спо­соб­но­го сту­ден­та, ко­то­рый по­лу­чил от­лич­ную оцен­ку за слож­ный курс и еще боль­ше разо­ча­ро­вал­ся в себе. Про­грам­ма спе­ци­аль­но была по­стро­е­на так, что­бы от­се­ять тех, кто на­стро­ен недо­ста­точ­но се­рьез­но, но па­рень хо­тел не про­сто прой­ти ее, но и по­лу­чить «от­лич­но с плю­сом». К кон­цу се­мест­ра у него на­ча­ли по­яв­лять­ся мыс­ли о са­мо­убий­стве, а ко­гда он по­лу­чил дол­го­ждан­ную оцен­ку, то при­шел к вы­во­ду, что если бы он был дей­стви­тель­но спо­соб­ным, то ему не при­шлось бы так ста­рать­ся, что­бы по­лу­чить же­ла­е­мое.

Ка­ри­на Лим­бург, кли­ни­че­ский пси­хо­лог из уни­вер­си­те­та в Мюн­хене, опи­сы­ва­ла си­ту­а­цию од­ной из сво­их па­ци­ен­ток — де­вуш­ка стра­да­ла от нерв­ной ано­рек­сии, уста­но­ви­ла для себя су­ро­вые пра­ви­ла пи­та­ния. Каж­дый раз, ко­гда жен­щи­на ела что-ни­будь из спис­ка за­пре­щен­ных про­дук­то­ва, она чув­ство­ва­ла, что пре­да­ет свою цель, и ее са­мо­оцен­ка па­да­ла.

Ис­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что пер­фек­ци­о­низм, ко­то­рый ко­гда-то был при­сущ ма­ло­му чис­лу лю­дей, на­чи­на­ет рас­про­стра­нять­ся: это­му спо­соб­ству­ют кон­ку­рент­ная эко­но­ми­ка, со­вре­мен­ный под­ход к вос­пи­та­нию де­тей и со­ци­аль­ные сети. В эпо­ху, ко­гда ин­тер­нет поз­во­ля­ет по­сто­ян­но срав­ни­вать себя с дру­ги­ми, это неуди­ви­тель­но.

Я смот­рю на окру­жа­ю­щих, на их иде­аль­ные жиз­ни и по­ни­маю, что у меня все не так. Но если я сдам­ся и люди уви­дят, что я не иде­аль­на, бо­юсь, они осу­дят меня

Лана Кондор, актриса, участница проекта Hi Anxiety

Док­тор Флетт пред­по­ла­га­ет, что у склон­но­сти к пер­фек­ци­о­низ­му мо­жет быть ге­не­ти­че­ская при­чи­на, но что вли­я­ет на его про­яв­ле­ние силь­нее — гены или окру­же­ние, пока не ясно. У ро­ди­те­лей-пер­фек­ци­о­ни­стов, с боль­шой ве­ро­ят­но­стью вы­рас­тет ре­бе­нок с этой же про­бле­мой. Если они бу­дут по­ощ­рять ре­бен­ка толь­ко ко­гда он при­но­сит от­лич­ные ре­зуль­та­ты из шко­лы и мно­го­чис­лен­ных круж­ков, со вре­ме­нем ре­бе­нок при­дет к вы­во­ду, что его цен­ность, как лич­но­сти, за­ви­сит от того, на­сколь­ко он иде­а­лен.

Уста­нов­ка на иде­ал не про­хо­дит с воз­рас­том, а толь­ко про­грес­си­ру­ет, и со­сто­я­ние че­ло­ве­ка ухуд­ша­ет­ся. В шко­ле хотя бы су­ще­ству­ют оцен­ки, на ко­то­рые пер­фек­ци­о­нист мо­жет ори­ен­ти­ро­вать­ся, но во взрос­лой жиз­ни срав­не­ния ста­но­вят­ся бо­лее субъ­ек­тив­ны­ми, а это при­во­дит к ро­сту уров­ня гне­ва, бес­по­кой­ства и раз­дра­жи­тель­но­сти.

Эм­бер Рей по­тре­бо­ва­лось вре­мя, но ей уда­лось спра­вить­ся со сво­им пер­фек­ци­о­низ­мом. Что­бы по­смот­реть на себя объ­ек­тив­нее, она дала сво­е­му внут­рен­не­му пер­фек­ци­о­ни­сту имя Грейс — это по­мо­га­ет ей от­сле­жи­вать си­ту­а­ции, ко­гда она на­чи­на­ет дей­ство­вать по-ста­ро­му. Каж­дый раз, как Эм­бер за­ме­ча­ет, что Грейс пе­ре­хва­ты­ва­ет кон­троль, она ста­ра­ет­ся по­нять, по­че­му так про­изо­шло, и что она мо­жет сде­лать, что­бы сни­зить свое бес­по­кой­ство.

Борь­ба с пер­фек­ци­о­низ­мом по­не­мно­гу ста­но­вит­ся куль­тур­ным яв­ле­ни­ем: о ней раз­го­ва­ри­ва­ют на тв-шоу, пи­шут кни­ги, рас­ска­зы­ва­ют на TED. Все это, что­бы на­учить­ся при­ни­мать мысль: «Я могу быть неиде­аль­ным, и это окей».

Структура личности (по К.К.Платонову) — Студопедия

Таблица 15

Подструктура Качества Соотношение биологического и социального  
     
     
Подструктура направленности убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы социальный уровень  
     
     
Подструктура опыта умения, знания, навыки, привычки социально-биологический уровень  
     
Подструктура форм отражения особенности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, ощущения, восприятия и эмоции) биосоциальный уровень  
     
     
Подструктура конституциональных свойств скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые и возрастные свойства биологический уровень  
 
 
 
 

субъекта — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отноше-, нию к объектам и явлениям окружающей действительности. В свою очередь механизм установки рассматривается не уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности. Структура личности в понимании К.К.Платонова представляет собой соотношение биологического и социального на уровне четырех подструктур (таблица 15).


Многие теории личности подробно рассматривали проблему жизненного пути (судьбы) личности. По сути о судьбе, т.е. истории и развитии человека можно говорить, имея ввиду только личностные качества. Поскольку оценивать и анализировать жизненный путь человека исходя из свойств его темперамента или черт характера было бы несправедливым. Судьба не задана и не может вершиться на основании биологических законов или психологических привычек. Человек на личностном уровне творит свою судьбу. Причем этот творческий процесс базируется на выборе смысла жизни. Многие люди задаются вопросом, что для развития личности более значимо: получение смысла или его самостоятельный поиск. На этот вопрос по-разному отвечаютлредставители религии и представители науки (философии). Для первых, развитие личности немыслимо без получения человеком изначального смысла существования, предоставляемого свыше; для вторых — без приобретения смысла в процессе познания сущности бытия.

С точки зрения представителя гуманистической психологии В.Фран-кла, «поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так ив существовании, смысл его жизни также уникален», т.е. «нет такой вещи как универсальный смысл жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций». При этом все же следует помнить, что существуют смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи людям определенного общества. Такие смыслы обозначаются ценностями. Считается, что обладание ценностями облегчает поиск смысла. С точки зрения В.Франкла существенным является тот факт, что ценности, в отличии от смыслов, построены по иерархическому принципу, и человек волен выбирать ценности. Смыслы же опосредуются ответственностью и совестью. «Истинный смысл следует искать при помощи совести — исключительно человеческого феномена,» — писал В.Франкл. Он ярко выразил свою позицию о смысле жизни в психотерапевтической беседе в камере смертников с приговоренным к казни, сказав, что «жизнь либо имеет смысл и в


-215-

таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее». Существенными признаками экзистенциального существования человека, делающими его гармоничным, В.Франкл назвал духовность, свободу и ответственность. Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, нацеленные на блага других. Свобода представляет собой свободу по отношению к влечениям, наследственности и среде. Экзистенциальный анализ признает человека не только свободным, но и ответственным. Человек, в первую очередь, ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценностей. По мнению В.Франкла он несет ответственность за наслаждение и ценность, влечение и смысл перед совестью и Богом.

Проведенный выше анализ теорий личности и современное положение в области клинической психологии показывает, что, наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям; государству и пр.) в случаях жизненных неудач. В рамках психологии аномального и де-виантного развития личности все перечисленные качества предстают инверсными. Ответственность заменяется долженствованием, самостоятельность — зависимостью, нравственность безнравственностью.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Вопрос 1.Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) индивид

д) индивидуальность

Вопрос 2. В структуру индивидуальности входят вес нижеперечисленные составляющие за исключением:

а) индивидуальные свойства организма

б) индивидуальные психофизиологические свойства

в) индивидуальные генетические качества

г) индивидуальные психические свойства

д) индивидуальные социально-психологические свойства

Вопрос 3. Макроморфологическая подсистема общей конституции, отражающая основные особенности динамики онтогенеза, метаболизма, общую реактивность организма и энергодинамические свойства, называется:

а) морфофенотипом

б) темпераментом

в) характером

г) личностью

д) психотипом

Вопрос 4. Психологической составляющей индивидуальности считается:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) морфофенотип

д) архетип

Вопрос 5. К клиническим параметрам темперамента относится все нижеперечисленные за исключением:

а) эстетичности

б) эмоциональности

в) скорости мышления

г) скорости двигательных актов

д) коммуникабельности

Вопрос 6. Сходными по параметру эмоциональности (впечатлительности) являются:

а) холерик и меланхолик

б) холерик и сангвиник

в) меланхолик, и сангвиник

г) холерик и флегматик

д) сангвиник и флегматик

Вопрос 7. Сходными по параметру импульсивности являются:

а) холерик и меланхолик

б) холерик и сангвиник

в) меланхолик и сангвиник

г) холерик и флегматик

д) сангвиник и флегматик

Вопрос 8.Совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими называется термином:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) индивидуальность

д) индивид

Вопрос 9.К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

а) зрелость

б) здравомыслие

в) автономность

г) гибкость самооценки

д) нравственность

Вопрос 10.Перфекционизм входит в структуру: '

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

Вопрос 11.Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

Вопрос 12.Шизоидные черты характера включают все из нижеперечисленного за исключением:

а) алекситимия

б) замкнутость

в) ангедония

г) паратимии

д) эксцентричность поведения

Вопрос 13.Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

. в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

Вопрос 14.Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается:

а) «кумир семьи»

б) гиперопека

в) гипоопека

г) «ежовые рукавицы»

д) парадоксальная коммуникация

Вопрос 15.Формированию истерических черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

а) «кумир семьи»

б) гиперопека

в) гипоопека

г) «ежовые рукавицы»

д) парадоксальная коммуникация

Вопрос 16.Ценностные ориентации (в частности, в отношении смысла жизни) являются характеристикой:

а) особенностей темперамента

б) особенностей характера

в) личностных особенностей

г) морфофенотипа

д) все ответы правильны

Вопрос 17.В понятие гармоничной личности включается все из ниже-перчисленного за исключением:

а) доброты

б) ответственности

в) самостоятельности

г) нравственности

д) автономности

Вопрос 18.В соответствии с дифференциально-аналитической теорией Н.Пезешкиана в западную систему ценностей включается все из нижеперечисленного за исключением:

а) широкий круг друзей

б) привлекательная внешность

в) престижная работа

г) хороший заработок

д) активная сексуальная жизнь

Вопрос 19.Принципы удовольствия, реальности и постоянства являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:

а) З.Фрейда

б) К.Юнга

в) А.Адлера

г) В.Франкла

д) Э.Фромма

Вопрос 20.Принципы «обладания» и «бытия» являются важными для формирования личностных качеств в соответствии с воззрениями:

а) З.Фрейда

б) К.Юнга

в) А.Адяера

г) В.Франкла

д) Э.Фромма

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Б.С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

К.Леонгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.

В.С.Мерлин. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986, 256 с.

В.Н.Мясищев. Личность и неврозы. Л., 1960,400 с.

К.К.Платонов. Структура и развитие личности. М., 1986, 256 с.

Н.Пезешкиан. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии (в 2-х томах), М., 1989.

Дж.Фейдимен, Р.Фрезер, Личность и личностный рост (в 4-х выпусках). М., 1994.

А Франка. Человек в поисках смысла. М, 1990, 368 с.

Э.Фромм. Иметь или быть? М., 1990, 336 с.

К.Юнг. Психологические типы. М, 1995, 716 с.

Глава 5
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

словесных слов. Категория представительства.

Verbals. Категория представительства.
| |

Инф - свойства V&N. назовите прос.кота жереха, порядок, голос. Гребень: с конечными формами, непроцессные части sp. Func: subj, obj, adv mod, att. Основными теоретическими проблемами являются лексико-грамматический статус частицы и является ли to-inf и голый inf 1 формой V

.

Герунд - это не конечная форма буквы V, которая, как и inf, сочетает в себе свойства буквы V со свойствами буквы N и в первую очередь служит словесным названием процесса.Он характеризуется категориями заказа (спрашивают, спрашивают) и голосом (спрашивают). Теоретическая проблема категориальной нейтрализации половины G (его рыскание, его рыскание) связана с формой in- + в целом.

Pr Part (P I) - это не конечная форма буквы V, сочетающая в себе свойства буквы V и дополнения \ adv. Он служит квалифицирующим названием процесса. плоскость выражения однородна с окончанием G, обозначающим одну и ту же грамматическую категорию порядка, голос.Он может сочетаться с N, proN в качестве прямого, косвенного, предложного Obj, наречия или препозиционного phr в качестве модификатора adv, либо с N или прилагательным в качестве предикатива. G & PI: имеют свойства diff, category, funct, sem

Причастие прошедшего времени (PII ) - нефинитная форма V, которая сочетает в себе свойства V со свойствами прил. оно служит квалифицирующим названием процесса. PII - это единая форма, не имеющая собственной парадигмы. заказ и озвучивание (оба) -loved (pass) -gone (perf)

Кот представления (Конечность). две подпарадигмы противоположны как морфологически, так и синтаксически. Все конечные формы (ы) ÷ все не конечные формы (w). Дифференциальный признак состоит из словесного выражения времени и настроения. Члены оппозиции противопоставляются предикативным и непредикативным. Предикативы отмечены морфологически через формы времени, настроения, лица и числа (так что они являются сильными членами). Эта форма представляет собой чисто вербальное представление. Непредикативные формы не отмечены. Они демонстрируют 2 типа вербальной предикативности: субстантивное представление (inf & G) и прилагательное представление (PI & PII).Неограниченные формы зависят от языка.

Возникает вопрос, следует ли включать глаголы в класс глаголов? Следует ли их рассматривать как отдельную часть речи? Они должны быть включены: 1. каждая основа принимает конечные и не конечные формы глагола; 2. Принцип критериев: а. процессуальное значение; б. у них есть кое-что из v gr cat: голос, порядок, аспект; c. многие из средств w-построения используются в нефинитных формах; d. синтаксические функции различны e. сочетаемость аналогична.Неограниченные формы не принадлежат к классу глаголов, но они образуют собственный подкласс, потому что имеют некоторые специфические особенности. Различия позволяют говорить о категории конечности, которая построена на противопоставлении конечных / не конечных форм.


: 2015-09-12; : 25 |

Основные понятия gr mng и gr.form. Категории гр. Метод противодействия. | Введение в теорию грамматики | Категория голоса | СИНТАКСИС. ФРАЗА | Предложение.Синтаксическая структура. Модели анализа | У мужчины есть сын У мужчины сын | Демонстративные местоимения |

лекции.net -. - 2014-2020 гг. (0,015.)

4 типа структуры предложения | Грамматика

Что такое приговор? мы увидели минимальные требования для формирования приговора. Теперь мы можем более подробно рассмотреть четыре типа структуры предложения .

Простая структура предложения

Простое предложение состоит из одного независимого предложения.(Независимое предложение содержит подлежащее и глагол и выражает законченную мысль.)

  • Я люблю кофе.
  • Мэри любит чай.
  • Земля вращается вокруг Солнца.
  • Мария не пошла на вечеринку.

Составная структура предложения

Составное предложение - это два (или более) независимых предложения, соединенных союзом или точкой с запятой. Каждое из этих предложений может составить отдельное предложение.

  • Я люблю кофе, а Мэри любит чай.
  • Мэри пошла на работу, а Джон пошел на вечеринку.
  • Наша машина сломалась; мы пришли последними.

Имеется семь координирующих соединений:

  • и, но, или, ни, пока, так

Сложная структура предложения

Сложное предложение состоит из независимого предложения и зависимого предложения. (Зависимое предложение начинается с подчинительного союза или относительного местоимения и содержит подлежащее и глагол, но не выражает целостную мысль.)

  • Мы опоздали на самолет, потому что опоздали.
  • Наша собака лает, когда слышит шум.
  • Он ушел в спешке после телефонного звонка.
  • Вы знаете человека, который разговаривает с Мэри?

Вот некоторые общие подчинительные союзы:

  • после, хотя, как, потому что, до, как, если, один раз, с тех пор, чем, что, хотя, до, до, когда, где, будь, а

Вот пять основных относительных местоимений:

  • , что, который, ВОЗ, кого, чья

Составно-сложная структура предложения

Составно-сложное предложение состоит как минимум из двух независимых предложений и одного или нескольких зависимых предложений.

  • Джон не пришел, потому что был болен, поэтому Мэри была несчастна.
  • После телефонного звонка он ушел в спешке, но вернулся через пять минут.

Зависимое предложение также называется подчиненным предложением .

Приведенные выше предложения являются только основными примерами. В некоторых случаях возможны другие варианты (например, зависимое предложение может предшествовать независимому).

Автор: Josef Essberger

частей речи - английская грамматика

Грамматика английского языка

частей речи объясняют, как слово используется в предложении.

Существует восемь основных частей речи (также известных как классы слов): существительных, местоимений, прилагательных, глаголов, наречий, предлогов, союзов и междометий .

Большинство частей речи можно разделить на подклассы. Предлоги можно разделить на предлоги времени, предлоги места и т. Д. Существительные можно разделить на существительные собственные, нарицательные, конкретные существительные и т. Д.

Важно знать, что слово иногда может входить более чем в одну часть речи.Например со словом увеличьте .

Увеличить может быть глаголом, например Цены увеличились
и увеличились также может быть существительным, например Число последователей увеличилось на , на .

Восемь основных частей речи на английском языке:


СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - (Имя слова)

Существительное - это имя человека, места, вещи или идеи.

Примеры существительных: Дэниел, Лондон, стол, собака, учитель, ручка, город, счастье, надежда

Примеры предложений: Стив живет в Сиднее . Мэри использует ручку и бумагу для написания букв .

Узнайте больше о различных типах существительных.


PRONOUN - (заменяет существительное)

Местоимение используется вместо существительного или существительной фразы, чтобы избежать повторения.

Примеры местоимений: I, you, we, they, he, she, it, me, us, them, him, her, this, те

Примеры предложений: Мэри устала. Она хочет спать. Я, , хочу, чтобы ее танцевали с мной .


ПРИЛАГАЮЩИЙ - (Описывающее слово)

Прилагательное описывает, изменяет или дает дополнительную информацию о существительном или местоимении.

Примеры: большой, счастливый, зеленый, молодой, веселый, сумасшедший, три

Примеры предложений: У маленькой девочки была розовая шляпа .


ГЛАГОЛ - (Слово действия)

Глагол показывает действие или состояние бытия. Глагол показывает, что кто-то или что-то делает.

Примеры: идти, говорить, бегать, есть, играть, жить, гулять, иметь, нравится, есть, это

Примеры предложений: Мне нравится Woodward English.Я изучаю их графиков и играю их игр.


ADVERB - (Описывает глагол)

Наречие описывает / изменяет глагол, прилагательное или другое наречие. Он сообщает, как, где, когда, как часто и в какой степени. Многие наречия оканчиваются на -LY

.

Примеры: медленно, тихо, очень, всегда, никогда тоже, ну завтра, вот

Примеры предложений: Я обычно занят. Вчера , пообедал быстро .


ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ - (показывает взаимосвязь)

Предлог показывает отношение существительного или местоимения к другому слову. Они могут указывать время, место или отношения.

Примеры: в, на, в, от, с, рядом, между, около, под

Примеры предложений: Я оставил свои ключи на стол для вас.


СОЕДИНЕНИЕ - (Присоединяющееся слово)

Союз объединяет два слова, идеи, фразы или предложения в предложение и показывает, как они связаны.

Примеры: и, или, но, потому что, так, еще, если, с, если.

Примеры предложений: Я был горячим и измученным , но я все же финишировал в марафоне.


ВМЕШАТЕЛЬСТВО - (Выразительное слово)

Междометие - это слово или фраза, которые выражают сильное чувство или эмоцию. Это короткое восклицание.

Примеры: Ой! Вот это да! Большой! Помогите! Ой! Привет! Здравствуй!

Примеры предложений: Вау! Я сдал тест по английскому.Большой! - Ой! Это больно.


Сводная таблица

Иногда учителя включают статьи как девятую часть речи, поэтому мы включили ее сюда. Обратите внимание, статья - это тип прилагательного.


СТАТЬЯ - (Определяющее слово)

Артикул ставится перед существительным. Они делятся на определенные (the) и неопределенные (a, an). Статьи помогают определить существительные.

Примеры: a, an,

Примеры предложений: Мне нужен словарь . Словарь должен быть на английском языке.


Следующая деятельность

См. Наши грамматические примечания с более подробной информацией о существительных, местоимениях, прилагательных, глаголах, наречиях, предлогах, союзах и междометиях (скоро).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *