Мотивация человека – Мотивация человека — это залог успешности

Содержание

Мотивация — Психология человека

Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес.
Наполеон I Бонапарт

Я думаю, все вы, уважаемые читатели, прекрасно знаете о том, что мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек, и даже, можно сказать, “живым”, в более широком смысле этого слова. А то, что нам нужно быть именно такими в этой жизни, чтобы достойно ее прожить, это на мой взгляд, очевидно. Но важность важностью, а мотивацией ведь еще и пользоваться нужно уметь правильно, чтобы грамотно управлять своей энергией и своими желаниями, и не позволять этого делать другим людям. Мы сами должны решать, к чему стремиться в этой жизни и каким именно образом, потому что наша жизнь – это именно наша жизнь, и никто кроме нас, не вправе ею распоряжаться. Другие люди могут быть для нас достойным примером для подражания, учителями, наставниками, вдохновителями, но никак не теми, кто будет решать за нас, как и для чего нам жить. Так что давайте рассмотрим тему мотивации самым тщательным образом, чтобы вы, друзья, смогли научиться правильно мотивировать, в первую очередь самих себя, а по возможности и необходимости и других людей.

Первым делом, конечно же, давайте с вами выясним, что такое мотивация. Давайте дадим определение этому слову и понятию. Нам ведь надо понимать, с чем именно мы имеем дело. Мотивация – это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей. Вот, в общем-то, и все, что можно о ней сказать. Но в ходе обсуждения этого вопроса, вы, уважаемые читатели, убедитесь в том, что мотивация – это гораздо более сложное понятие, чем видно из его определения.

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внешней и внутренней. Давайте сначала выясним, что такое внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация [интринсивная] – это движущая человеком сила, которая возникает не из-за внешнего воздействия, а берет свое начало внутри самого человека. Что же порождает внутри нас эту силу? Очень хорошим примером в данном случае, я считаю, будет такая эмоция, как интерес, то есть, интерес к чему-либо или к кому-либо, благодаря которому мы испытываем желание что-то делать. Мне очень нравится именно этот пример, потому что, когда мы что-то делаем, прежде всего из интереса, или даже можно сказать, из любви к этому делу – мы делаем это очень хорошо, потому что считаем это дело своим и видим в нем смысл. Вот представьте себе, что я занимаюсь чем-то, прежде всего потому, что мне это интересно, а не потому, что я должен или вынужден этим заниматься, ради тех же денег или чего-то еще. Имею я в таком случае право считать то дело, к которому я проявил интерес и которое я сам выбрал – проявлением моего собственного желания? Полагаю, что имею. А значит в данном случае речь идет о моей внутренней мотивации. Я делаю то, что хочу делать, а хочу я делать то, что мне интересно. А вот почему мне что-то интересно – это уже другой вопрос. Совсем необязательно, что мой интерес к чему-то берет свое начало исключительно внутри меня самого и никак не связан с внешним миром. Но дело не в этом – дело в том, как мой интерес может быть связан с внешним миром. Здесь я считаю, важную роль играет такое чувство, как свобода. А что такое свобода? Это прежде всего свобода выбора, верно?

Вот, скажем, когда я выбирал, на кого мне учиться – я руководствовался не чьими-то там советами и даже не учитывал потребности рынка труда, я руководствовался исключительно своим интересом и своим представлением о том, что важно для меня в этой жизни. Мне говорили – иди учиться на юриста или экономиста, или на худой конец на программиста, потому что эти специалисты востребованы на рынке труда и им хорошо платят. А я отвечал, что мне плевать на рынок труда, плевать на то, в ком он нуждается – я буду изучать то, что мне интересно, а именно, психологию. Я буду изучать ее потому, что я хочу этого, потому что мне это интересно, и потому, что считаю, что те знания, которые она дает, являются одними из самых важных для жизни. Безусловно, есть и другие науки, тоже очень интересные и не менее полезные для жизни, та же философия – мать всех наук, которая помогает людям обрести мудрость, или медицина, которая заботится о здоровье человека, важность которого мы все прекрасно понимаем. Или, если говорить о точных науках, физика – тоже очень интересная наука. Но мне больше всего нравится именно психология, поэтому я решил изучать ее. А все остальное, мне тоже интересно, но в несколько меньшей степени. Я бы и рад изучать все, что есть в этом мире, потому что понимаю, что мир не делится на науки – он един и целостен, поэтому в нем обо всем нужно знать. Вот только никакой жизни на это не хватит, на то, чтобы все узнать, все изучить. Поэтому приходится выбирать что-то конкретное. Главное, чтобы это что-то конкретное, нам нравилось, чтобы мы испытывали к этому интерес.

А что касается заработка денег, то друзья, давайте взглянем правде в глаза – действительно классные специалисты, тем более в таких областях, как психология, которая будет жить столько, сколько будут жить люди, всегда и практически везде нужны. Следовательно, чтобы не остаться без куска хлеба – я, и вообще кто угодно, просто должен стать одним из самых лучших в своей области, тогда проблем с деньгами у человека не будет. А чтобы стать в чем-то лучшим – человек должен любить то, чем он занимается. А как вы сможете что-то полюбить – если вы сами не выбирали то, чем вам заниматься, если у вас нет искреннего интереса к своему делу, потому что вы не считаете его своим? Ну, люди, конечно, умудряются влюбляться в то, к чему они просто привыкают, но как по мне, то без изначальной страсти и влюбленности в свое дело – его сложно по-настоящему полюбить всем своим естеством.

Так что без сильной внутренней мотивации вы не сможете стать одним из лучших в своем деле, если только вы не любите деньги так сильно, что готовы ради них стараться быть лучшим в том, чем вы занимаетесь. Но как показывает жизнь, деньги далеко не всегда способствуют преданности человека своему делу, они скорее способствуют его преданности им самим. А преданность делу, основанная на любви и интересе к нему, и преданность деньгам, которые за счет этого дела зарабатываются – это разные вещи.

Помимо уже сказанного выше, следует сказать также и то, что наши желания, основанные на нашем интересе к чему-либо, в некоторой степени вызваны и внешними раздражителями. Я хоть и говорю об интересе, как о проявлении внутренней мотивации, но боюсь, что с этой эмоцией не все так просто. И если рассуждать о ней более глубоко, то мы обязательно увидим ее связь с внешним воздействием на нас. Скажем, мое желание изучать психологию, основанное на моем интересе к ней, в определенное степени было вызвано также и воздействием на меня внешнего мира. Тот же интерес возник не сам по себе, он сформировался под воздействием внешних факторов, и в частности, он появился у меня благодаря той информации о психологии, которую я получил из внешнего мира. Но нам сейчас такие рассуждения не очень нужны, нам главное понять, что интерес к чему-либо, возникший внутри нас – это очень хороший пример внутренней мотивации.

Теперь давайте вернемся к одной очень важной мысли, высказанной мною выше – к мысли о чувстве свободы. Именно чувство свободы поддерживает в человеке внутреннюю мотивацию на чрезвычайно высоком уровне. Я в этом лично много раз убеждался. А свобода – это, как я уже говорил, прежде всего свобода выбора. Вот когда человек убежден в том, что его решение – это результат его собственного выбора, вот тогда его внутренняя мотивация достаточно сильна и продолжительна. Вот почему свободные, или условно свободные люди, всегда мотивированы лучше тех людей, которых каким-либо образом заставляют что-то делать. И упомянутый мною выше интерес к чему-либо, часто возникает именно тогда, когд

psichel.ru

Мотив и мотивация. Мотивационная сфера человека. Виды мотивации.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Мотив(от лат. movere - двигать, толкать) – означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Мотив достижения успеха– стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи– относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля– характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный(внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;

Экстернальный(внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Мотивы- это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация– это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивация может быть интровертной - как бы исходящей изнутри (ожидание успеха от учебы, например; еще больший стимул - сознание того, что мы услышим что-то замечательное). Мотивацияэкстравертная

- в противоположность первой, то есть внешняя мотивация обуславливается поставленными целями, например, вознаграждением.

Мотивационную сферу человека как побудителя его поведения можно оценивать также по следующим параметрам: развитость игибкость.

Развитость. Чем больше у человека разнообразных потребностей, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость. Более гибка та, в которой человек для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы. Скажем, для одного индивидапотребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством его удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У такого человека мотивационная сфера по определению будетболее гибкой.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация– обусловленная внешними обстоятельствами. Например, сосед купил новый автомобиль, у вас рождается мотивация заработать достаточно денег и тоже купить новый автомобиль.

Внутренняя мотивация– связанная не с внешними обстоятельствами, а возникшая внутри самого человека. Например, вам захотелось уехать в отпуск на Кипр. Причем ваша внутренняя мотивация может служить чьей-то внешней мотивации.

Положительная мотивация– основанная на положительных стимулах. Например, буду хорошо работать получу премию.

Отрицательная– основанная на отрицательных стимулах. Например, буду опаздывать на работу - получу выговор и штраф.

Устойчивая мотивация– которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая– которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Мотивация – одна из главных движущих сил человеческого поведения и достижения поставленных целей. Поэтому создание и поддержка мотивации - ценные качества успешного человека.

studfiles.net

Мотивация.

План:

  1. Мотив и мотивация.

  2. Свойства мотивационной сферы.

  3. Теории мотивации.

  4. Мотивация и деятельность.

  5. Мотивация и личность.

Литература:

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992.

  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. Р н/Д, 2002. 232 с.

  3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: Владос, 1995.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Регуляционная сторона поведения отвечает за то, как поведение складывается в конкретной ситуации.

Психические процессы: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Побуждение обеспечивает активацию и направленность поведения.

Побудительная сторона поведения связана с понятием мотивации. Это понятие включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.

1. Понятие «мотив» и «мотивация». Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивация - это система факторов, детерминирующих поведение. Мотивацию можно определить как совокупность психологических причин, объясняющих поведение человека.

Детерминанты поведения. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами.

В первом случае в качестве объяснения выступают психологические свойства личности (субъекта поведения), сюда относятся, потребности, цели, намерения, желания, интересы. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными мотивами (диспозициями). Внутренняя детерминация поведения называется диспозиционной мотивацией.

Во втором случае поведение детерминировано внешними условиями и обстоятельствами деятельности. В этом случае рассматривают стимулы, исходящие из сложившейся ситуации. Внешняя детерминация поведения называется ситуационной мотивацией.

Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут активироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, а точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.

Виды личностных мотивов (диспозиций). Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной являются потребности. Так называют состояние нужды человека в определенных условиях, необходимых для нормального существования и развития.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности - совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, удовлетворяющее актуализированную потребность. Цель воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в

данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Соотношение между ними следующее. Каждая из диспозиции может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь потребности разделяются на частные цели.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

2. Свойства мотивационной сферы. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы также характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения может быть использовано больше разнообразных средств. Например, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационнои сферы, взятого в отдельности.

Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Неосознаваемые побуждения. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Люди не всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое

личностью состояние предрасположенности к деятельности, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. К неосознаваемым мотивам относятся также влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.

studfiles.net

Как мотивировать людей. Мотивировать человека на действия

У каждого человека есть свои стремления, ожидания и цели. Но не каждый человек может себе позволить достигнуть тех или иных высот. На протяжении всей свой жизни человек начинает преодолевать все новые границы, всевозможные результаты, саморазвития и личного роста. И самый важный вопрос – это смысл всех тех действий, которые люди совершают на протяжении всей своей жизни.

Что может повлиять на человека и на различные действия? Зачем вообще что-то делает? Какими побуждениями руководствуется? Какие мотивы преследует? Ведь все, что делает человек, несет за собой определенный мотив.

Как уже раньше было сказано, у каждого человека есть свои желания и цели. Но приходит момент, когда опускаются руки и не виден смысл двигаться дальше. И поэтому в этот момент необходимо найти мотивацию, зачем двигаться дальше.

Что значит мотивация?

Мотивация- это когда есть стимул двигаться дальше, совершать определенные действия. С помощью мотивации человек достигает своей цели, исполняет свои желания, начинает действовать.

Многие специалисты о мотивации говорят по-разному. Одни утверждают, что мотивация – это множество процессов, с помощью которых человек достигает своих целей. А другие утверждают, что это только наличие мотивов и целей.

Некоторые люди считают, что мотивы и потребности – это одни и те же стремления. Но это не так. Потребности – это желание на подсознательном уровне избежать сложностей, находится в спокойствие, а вот на уровне сознания – это просто поставить цель. Чтобы понять разницу, то пример – сон – это потребность, а вот лечь спать – это мотив, а вот идти к постели и лечь на подушку, укрыться одеялом – это уже будет цель.

Не каждый человек может мотивировать себя, так как это сложный психологический процесс.

Какие существуют виды мотивации:

  •  Мотивация с внешней стороны – это когда человек находится под действием внешних обстоятельств. Например, когда человек готовиться к серьезной олимпиаде, цель которой – одержать победу.
  • Мотивация с внутренней стороны – когда человек делает что-то, и в итоге от этого получает позитивные эмоции. Например, танцует и в итоге получает сильные эмоции.
  •  Позитивная мотивация – это когда человек мотивируется стимулами позитивными – пример – если сделаю отлично уроки, то получу завтра оценку.
  • Негативная мотивация— когда человек мотивируется отрицательными стимулами ( если не буду отвлекаться, то завтра сдам экзамен.
  • Твердая мотивация – это нормальные естественные потребности – утоление потребности в еде, сне и т.д.
  •  Нестабильная мотивация – это когда человек постоянно нуждается в поддержке извне – помощь бросить употребление алкоголя, помощь начать худеть и т.д.

Стремление к различным действиям, при этом мотивировать себя – это возможность познать свои возможности и грани достижения. А также помогает найти способ общения с другими людьми и достигнуть гармонии в социуме. Те люди, у которых есть мотивация – достигают высот, и являются самодостаточными личностями.

Похожие статьи на сайте

https://psypage.com/2017/05/08/motivirovat-cheloveka-na-dejstviya/https:http://psypage.com//wp-content/uploads/2017/05/aktivnost-beg-devushka-doroga-1024x575.jpghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2017/05/aktivnost-beg-devushka-doroga-150x150.jpgPsyPageДеятельностьвдохновение,Время,время планирование,желание,идеал,идеализация,испытания,Качества,миссия,обесценивание,обида,процесс,радость,Сравнение,статус,стороны,таланты,характеристика,энергияУ каждого человека есть свои стремления, ожидания и цели. Но не каждый человек может себе позволить достигнуть тех или иных высот. На протяжении всей свой жизни человек начинает преодолевать все новые границы, всевозможные результаты, саморазвития и личного роста. И самый важный вопрос – это смысл всех тех действий, которые...PsyPagePsyPage [email protected]

psypage.com

Мотивация деятельности с точки зрения психологии

Содержание статьи

Мотивация деятельности человека впервые была рассмотрена как наука А. Шопенгауэром. По его мнению, данный термин включает в себя динамический процесс, имеющий физиологическую природу. Им можно управлять, причем используя психологию человека. Проявляется мотивация на эмоциональном и поведенческом уровне. С первого взгляда все кажется слишком сложным, поэтому попытаемся разобраться в явлении, от которого зависит каждый из нас.

Понятие

Несмотря на популярность данного запроса и активность изучения мотивации, конкретного определения термина не существует. Слишком часто на эту тему спорят ученые умы, представляя свои гипотезы. Их объединяет попытка объяснить суть мотивирующих обстоятельств. Каждая версия пытается ответить на вопросы:

  • из-за чего человек начинает действовать;
  • какие потребности он удовлетворяет, выполняя ту или иную задачу;
  • почему и как подбирается последовательность действий;
  • какие результаты ожидает личность, насколько они значимы;
  • по какой причине отдельным категориям людей удается гораздо быстрее достичь поставленных целей, чем другим представителям социума, наделенным аналогичными способностями.

Часть исследователей сошлись во мнении, что мотивация является врожденным или приобретенным механизмом воздействия на человека. Другие уверены, что причинами более высокой активности, быстрого достижения цели являются обстоятельства и условия. Третьи настаивают на сочетании первых двух версий.

В итоге было собрано единое понятие мотивации — это система, включающая в себя внешние, внутренние факторы, стимулы, действующие на поведение человека.

Из чего состоит мотивация

Психология мотивации включает несколько ключевых понятий:

  • мотив — идеальный предмет, к которому стремится приблизиться человек;
  • потребность — неосознанное желание личности избавиться от возникшего дискомфорта;
  • цель — желаемый результат сознательных действий.

На примере питания данные составляющие можно охарактеризовать таким образом — голод является естественной потребностью, желание поесть мотивом, а конкретное блюдо целью.

Виды

Мотивация деятельности подразделяется на две группы:

  • Экстринсивная, иначе внешняя — мотивы, обусловленные любыми внешними факторами.
  • Интринсивная, внутренняя — зарождается благодаря личным потребностям, интересами, установками. При такой мотивации человек действует по собственному желанию, несмотря на внешние обстоятельства.

Также мотивация может быть положительной и отрицательной. Первая базируется на позитивных ожиданиях, вторая на негативных. На практике это выглядит следующим образом — при положительном мотиве «я делаю, потому что тогда получу определенную выгоду», при отрицательном «я не буду ничего делать, тогда меня, например, не накажут или не лишат премии».

Устойчивая и неустойчивая мотивация — еще два вида рассматриваемого явления. Например, при ощущении голода, холода или жары человек имеет устойчивый мотив поесть, согреться или охладиться. И он будет выполнять необходимые действия, чтобы достичь поставленной цели. Примерами неустойчивой мотивации может быть попытка похудеть или бросить курить. В этом случае человек не испытывает особого дискомфорта, поэтому сегодня он устойчив в желаниях, а завтра снова забывает о них, соответственно не достигает цели.

Существует еще три подвида мотивации — персональная, групповая, познавательная. Первая определяет удовлетворение личных потребностей, вторая направлена на группу лиц, связанных общим интересом (семья, рабочий коллектив, учебный класс), а третья подразумевает любой вид образовательного процесса.

Стимулы, заставляющие действовать

Мотивация и деятельность немыслимы без мотивов, которые подталкивают нас к определенным поступкам, стимулируют к работе и активности.

Самоутверждение

Психология человека устроена таким образом, что ему просто необходимо быть оцененным, уважаемым. Чувство собственного достоинства возрастает в несколько раз, стоит только доказать всем, что ты способен на какие-то поступки. Именно самоутверждение заставляет нас строить карьеру, заканчивать институт на отлично, худеть, избавляться от вредных привычек, становиться лучше и проводить комплексную работу над собой.

Идентификация

Подобные мотивы характерны для подростков, ищущих себя в жизни, хотя у взрослых людей зачастую тоже просматривается идентификация. Это желание быть похожим на кого-то — на родителей, родственников, персонажей кино, книг, артистов или актеров. Стремясь соответствовать их личности, человек становится более уверенным в себе, возникает смелость, готовность совершать те поступки, на которые ранее не хватало вдохновения. Со временем такой стимул отходит на второй план, но для многих людей его наличие и переживание играет важную роль в успешной социализации.

Власть

Желание управлять коллективом возникает у многих людей, поэтому этот фактор является весомым на фоне других. Человек, намеренный возглавить отдел, город или страну, устанавливать свои правила, готов жертвовать многим, лишь бы приблизиться к желаемому. При этом путать мотив властвования и самоутверждение нельзя — при такой мотивации человек хочет обрести влияние над другими, а не удовлетворить собственное достоинство.

Процессы и содержание

Данный стимул не содержит конечной цели — психология человека иногда заставляет его заниматься выбранной деятельностью только потому, что она приносит ему удовольствие в процессе. Например, поклонники караоке любят петь, им нравится это состояние души, но они не стремятся к вокальным конкурсам. Аналогично обстоит дело со спортом и танцами — человек может часами проводить время на тренировках и репетициях, при этом не ставить цели стать знаменитым, зарабатывать деньги и т. д. Это хобби, приносящее моральное и физическое удовлетворение.

Саморазвитие

Еще одна мотивация к деятельности — важен постоянный рост, развитие всех качеств. Людям, достигшим вершин, свойственно гордиться былыми достижениями. Но время проходит, личность стремится сохранить их, чтобы не возникло внутреннего конфликта. Начинается процесс самообучения и развития, которые помогают сохранить то, на что было потрачено много сил и времени. Однако основным требованием для постоянного саморазвития является удовлетворение от обретения новых навыков.

Достижения

Это движущая сила всех жизненных сфер человека — мы каждый день составляем хотя бы краткий план. Сходить на работу, посетить фитнес центр, сделать с детьми уроки и т. д. Достижение всех поставленных задач удовлетворяет нас, в противном случае мы испытываем дискомфорт, нервное напряжение, недовольство. Также и при постановке более серьезных целей — мы знаем, что, если достигнем того, чего желаем, будем ощущать сверх приятные эмоции.

Социальная мотивация

Стимулы этой группы предназначены для таких профессий, как депутаты, военные, медики, учителя и т. д. Их деятельность направлена на интересы общества, они имеют долг перед социумом и ответственность за результаты своей работы. Такие мотивы заставляют быть более внимательным, чтобы не пострадали другие люди.

Как мотивировать?

Каким бы сложным ни было достижение результатов, способы мотивации, которых насчитывается несколько десятков, эффективно помогают на каждом этапе. Условно их разделяют на три группы.

Мотивация персонала

Комплекс действий и заданий, включающих в себя моральную, материальную, профессиональную поддержку работников. Основные цели сотрудников и руководства сходятся — повышается качество и эффективность трудовой деятельности. Сюда входят премирование как стимуляция работы, стиль управления, обучение и повышение квалификации, соблюдение ряда правил, от штрафов за опоздание до субординации, воздействие на работников с учетом их интересов.

Стимуляция обучающихся

Каждому школьнику важно понимать, для чего он учится, зачем нужны пятерки и сданные рефераты, для чего учить теоремы и правила. Поэтому педагогами придуманы всевозможные опыты, наглядные пособия, поучительные рассказы из жизни, вызывающие интерес учеников. Проводится анализ прочитанного и реальной жизни с целью поиска связи, создается имитация спора, в котором учитель может уступить ненадолго, лишь бы спровоцировать у учеников желание подумать, почитать информацию, расширив кругозор. Совершенствуются программы обучения и привычные предметы, чтобы они соответствовали современной жизни.

Самомотивация

Поставить цель несложно, гораздо тяжелее достичь ее. В силу природной лени, слабости и других факторов мы можем годами совершать попытки, но оставаться ни с чем. Мотивировать себя будет намного легче, если заняться самовнушением, переубедив, что себя в необходимости выполнения задачи. Полезно почитать биографии выдающихся личностей, узнать, что им пришлось пережить, чем пожертвовать. Посмотреть чужие примеры, например, фотографии похудевших и помолодевших людей. Заниматься развитием собственной воли — действовать, минуя «не хочу». Представить то, к чему стремишься — визуализация во многом помогает быстрее взять себя в руки и начать действовать.

Вывод

Теперь, зная, что такое мотивация к действию, и какой она бывает, а также каковы способы мотивирования, будет гораздо легче правильно выстроить план, найти свои мотивы, которые помогут не отступать от намеченной схемы.

Похожие записи

apatii.net

Личность человека: мотивы и мотивация

Опубликовано: 19 декабря 2017 в 08:13

Мотив – это сама потребность, которая может стимулировать человека на совершение каких-либо действий, необходимых для достижения поставленных целей (в данном случае – удовлетворение потребности).

Практически любые действия человека основаны на его потребностях, каждая из которых носит свой иной характер. Также человеческим потребностям свойственна изменчивость.

Это значит, что с изменением возраста, местонахождения или круга общения, меняются и приоритеты человека, его взгляды на то, что ему необходимо в данный момент.

Главенство потребностей тоже изменяется – самой важно становится наиболее соответствующая моменту, взглядам и смыслу жизни человека.

Именно это и способствует появлению мотивов в жизни человека. Потребность – это самый важный стимул, направляющий и мотивирующий человека на деятельность.

Что такое мотив, мотивация, мотивирование?

Мотивы могут быть, как отрицающими, так и побуждающими к работе.

Если в первом случае мотивом будет являться протест, то во втором напротив – выполнение предложенной работы.

Что может являться мотивом?

  • потребность;
  • эмоция;
  • чувства;
  • желания.

Мотивационно-потребностная сфера личности формируется из целой совокупности мотивов, которые были у человека на протяжении всей его жизни.

Считается, что именно эта сфера и формирует личность человека, отражая его жизненные принципы.

Мотивация – это процесс, побуждающий на действия, необходимые для достижения целей одного человека или целой группы.

Главным отличием этого понятия от понятия «мотив» является его двусмысленность. С одной стороны, мотив — это целая система различных факторов, оказывающих влияние на человека, его поступки, мотивы и намерения. С другой стороны, мотив — это процесс, поддерживающий деятельность человека.

Благодаря правильной мотивации, человек может компенсировать недостатки той или иной деятельности.

Упор идёт на успех действия, обязательное достижение цели и удовлетворения потребности. Значит, и сам успех будет зависеть не только от способностей, умений или накопленных знаний, но и от силы мотивации.

Высокий уровень мотивации способен заставить человека приложить максимум усилий для достижения результата. Как правило, высокомотивированные люди не только больше работают, но и справляются со своими заданиями намного успешнее.

Мотивирование – это непосредственно влияние на человека через его собственные мотивы. Главной целью такого воздействия является побуждение человека к действиям и достижению поставленных задач.

Какие могут быть мотивы у человека?

Вся жизнь человека основана на мотивах. Именно они заставляют индивидуума двигаться вперёд к созданным целям.

В зависимости от того, чем является мотив, будет отличаться и конечная цель.

Мотивами могут быть:

  • различные интересы;
  • самореализация и самоутверждение;
  • чувства и эмоции;
  • ответственность;
  • долг перед общественностью;
  • материальный стимул.

Однако следует понимать, что мотив и потребность – совершенно разные понятия. Мотив побуждает человека к направленной деятельности, к завершению работы и достижению поставленной цели. Такие действия придают человеку характер личности, выделяют его поступки и деятельность на общем фоне.

А потребность заставляет человека действовать ради удовлетворения секундных желаний, что в следствии может перерасти в мотив.

В чем смысл мотивированной деятельности?

Если проанализировать процесс достижения человеком цели, то можно понять – удовольствие приносит не только конечный результат, но и сами действия. Обычно человеку нравится процесс умственной или физической активности, направленной на самосовершенствование.

Деятельностные мотивы

  1. Органические мотивы –будут касаться обеспечения физиологических потребностей человека. Обеспечение его жизни: чувство голода, холода, самосохранения. Естественно, что именно эти потребности человек будет удовлетворять в первую очередь. А потому такие мотивы являются самыми сильными, так как обеспечивают функциональность организма и его защиту.
  2. Функциональные мотивы – обеспечивают культурный и духовный рост человека. Это желание человека саморазвиваться, посещать различные заведения, заниматься спортом или иным видом деятельности, направленным на улучшение физических и личностных качеств человека.
  3. Материальные мотивы – ориентируют на получение вещей, необходимых для комфортных условий жизни человека. Деньги, предметы роскоши или быта.
  4. Социальные мотивы – деятельность человека, как личности. Проявление социальных интересов человека в обществе. Статус, слава и многие другие.
  5. Духовные мотивы – эти мотивы схожи с функциональными, однако подразумевают стремление человека к религии и Богу. Уход от тела и реального мира, в надежде на получение духовного насыщения и спокойствия.

Сознательно обоснованные мотивы

Убеждения – это мотивы, в первую очередь основанные на мировосприятии человека, его принципах и правилах жизни. Убеждения формируются в человеке, начиная с его сознательного возраста, до самого конца жизни. Однако убеждения, признанные человеком самыми важными, остаются с ним навсегда.

Ценность – это отношение человека к миру. Его взвешенная система, основанная на личностном опыте, знаниях и характере. Формируя свои ценности, человек формирует значимость определённых предметов, событий и людей в его жизни.

Именно ценность, как сознательный мотив, придаёт жизни человека ярко окрашенный смысл. Она может быть создана:

  • окружающими;
  • близкими родственниками и друзьями;
  • самим человеком.

Намерение – это решение, которое принимается человеком сознательно. Обычно намерение направлено на достижение определённого результата и побуждает человека к чёткому планированию и действиям.

Без мотива в жизни нарушаются личностные ценности человека. Теряются стремления, принципы, а, следовательно, и смысл существования.

Поэтому осознание самого себя, структуры своего мышления доступно только через анализ поступков и мотивов, приводящих к ним.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Мотивация деятельности человека - поведение, потребности, желания, мотивы, цели, удволетворения, Маслоу

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Личность и ее мотивация по Маслоу

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

перейти наверх

Поведение индивида, потребность мотивации

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:

  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны. Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом. В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

перейти наверх

Мотивированная деятельность личности

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

перейти наверх

Личностная мотивация – основа организационного поведения

Предъявляемые современностью требования к руководителям содержат, в том числе и требования к умению результативного управления подчиненными, взаимодействию с людьми. Важно, чтобы руководитель осознавал мотивы поведения и механизмы развития всех поступков. После осознания мотивов окажутся понятными и причины, являющиеся базисом для поступков.

Понимая их суть, можно выявить пути эффективного воздействия на работников, что послужит основой для того, чтобы добиться качественно новых организационных результатов. К основным факторам, вырабатывающим образ действия индивида, относятся среда, в которой он находится, его потребности и интересы, а также мотивы поведения.

В понятие среды включается ряд объективных условий – природа, производство, общественная часть – степень общественного развития, внутригрупповые социальные отношения. Окружающая индивида среда оказывает воздействие на возникающие у человека потребности, формирующиеся с самого его рождения.

Маленький человек испытывает врожденные потребности физические и физиологические, но лишь постижение окружающей среды индивидом порождает дополнительные потребности, которые и определяют в дальнейшем его интересы, желания и цели.

В основе становления организационного поведения оказываются такие факторы, как общий уровень культуры в организации, микроклимат на предприятии, персональные черты сотрудников и руководителя. В значительной степени именно от руководителя будет зависеть исполнение поставленных организационных и иных целей, но при этом он должен уметь выявлять мотивы сотрудников и их индивидуальные способности, поддерживая такую среду, которая бы такие способности подчеркивала и усиливала. Никогда не следует забывать о том, что в основе любой организации находятся люди со своими мотивами, желаниями и целевыми установками.

psytheater.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о