Как выбирают председателя городской думы – Полномочия депутата местного самоуправления — Народный политический рейтинг

Содержание

Полномочия депутата местного самоуправления - Народный политический рейтинг

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутата местного совета

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав – главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему – с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют – даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу – по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами – у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть – бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства – например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть – даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.


Автор: Администратор.

politicalrating.ru

права и должностные обязанности. Выборы главы города

Нормальное функционирование всех систем населенного пункта, грамотное и своевременное выполнение поставленных задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля главы города. Но каким образом избиратели могут оценить качество работы этого человека? В соответствии с его обязанностями и полномочиями, о которых и пойдет речь в данной статье.

Мэр города: значение понятия

Глава города – это человек, занимающий высшую должность в населенном пункте и наделенный полномочиями согласно Федеральному закону, закрепленному в Конституции от 06.10.2003 года. Другое название данного поста – мэр, или глава муниципального образования.

Глава администрации города наделен правом решать задачи и заниматься урегулированием конфликтов на местном уровне.

Примечательно, что в разных странах эта должность называется по-своему. Так, например, в Польше мэра принято именовать бурмистром, в Болгарии – кметом, а в Шотландии – лордом-провостом и т. д.

Требования к мэру

В соответствии с законодательством РФ, далеко не каждый гражданин может получить должность главы города. Чтобы претендовать на этот ответственный пост, житель нашей страны должен обязательно иметь российское гражданство, то есть быть зарегистрированным на территории государства. Существует еще одно условие – мэром населенного пункта не может стать человек, не достигший 21 года.

Одним из негласных правил является хорошая репутация кандидата, которая увеличивает его шансы на доверие со стороны жителей, в пользу которых и будут приниматься решения и различные законодательные акты. Будущий глава города также не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Это тоже относится к безупречной репутации.

Полномочия городского главы

Мэр выполняет многообразные управленческие функции. Так, например, глава города способствует принятию различных правовых актов и постановлений. Он также является представителем подконтрольного ему населенного пункта на встречах с региональными властями, законодательных собраниях и прочих деловых встречах. Мэр имеет право на утверждение и подписание различных документов, принятых Советом депутатов муниципального образования. Глава администрации в рамках своих полномочий также может составлять нормативные акты, к которым относятся распоряжения и постановления.

Занимаемая должность обязывает мэра быть подотчетным Совету народных депутатов. Именно на суд этого законодательного органа градоначальник представляет проекты различных программ по развитию муниципального образования, а также предлагает внести изменения в сумму местных налогов.

Мэр имеет право по своему усмотрению увольнять или брать на работу своих заместителей, руководителей городской администрации. В спектр полномочий градоначальника входит и составление приказов о создании, устранении и реорганизации муниципальных учреждений.

Обязанности главы города очень многообразны, и, поскольку ему подконтрольны все ведомства населенного пункта, он имеет право осуществлять проверку их работы.

Выборы мэра

Выборы главы города осуществляются, согласно уставу данного муниципального образования, в соответствии с законами Российской Федерации. Существует два наиболее распространенных вида этой процедуры.

Первый тип – тайное голосование на основе равного избирательного права. В нем могут участвовать все жители города, за исключением тех, кто не достиг нужного возраста. Второй тип – голосование среди членов местной администрации и прочих управляющих органов муниципального образования. Следует отметить, что последний вид выборов характерен в основном для сельской местности, где нет необходимости в проведении границы между функциями главы администрации и представительного органа.

Все большую популярность набирает система, при которой мэр – всего лишь номинальная фигура, не имеющая фактической власти. В этой ситуации принятием решений, касающихся муниципального образования, занимаются глава администрации, а также представительный орган.

Разница между функциями сити-менеджера и главы города

О том, какие функции выполняет глава города, было рассказано выше. Теперь подробнее о работе сити-менеджера. В России эта должность пока что не получила широкого распространения. Во многих городах еще нет четко установленных критериев, по которым проводятся выборы человека на эту должность.

Сити-менеджер – профессиональный управленец, выполняющей поставленные администрацией города задачи. Его цель – работать максимально быстро и рационально, делать все для блага хозяйства и экономики муниципального образования, повышения качества жизни населения посредством сноса ветхого жилья, разработки проектов по строительству больниц и детских садов, ремонта дорог и т. д.

Один из председателей региональной Общественной палаты видит сложности во введении должности сити-менеджера в управленческий аппарат из-за отсутствия необходимых реформ. Так, планируется провести реорганизацию полномочий между властями разных уровней: местными, региональными и федеральными. Не было также горизонтальной реформы, которая позволила бы разграничить функции главы города, думы и сити-менеджера. Только после всех этих изменений станет возможным введение указанной должности в аппарат управления муниципальным образованием.

Прекращение полномочий мэра

Рано или поздно заканчивается срок, в течение которого человек занимал должность мэра. Его полномочия прекращаются, когда на данный пост выбран новый глава города. Однако возможно досрочное прекращение в следующих случаях.

Во-первых, мэр может уволиться по собственному желанию еще до истечения срока, на который он был избран. Во-вторых, решение об отставке действующего главы города принимает суд, если чиновник будет признан недееспособным, частично дееспособным по состоянию здоровья, пропавшим без вести или умершим.

В-третьих, должность мэра несовместима с изменением гражданства Российской Федерации на какое-либо другое, а также с переездом в другую страну для постоянного проживания.

Занимаемая должность не освобождает главу муниципального образования от военной или альтернативной гражданской службы, поэтому его полномочия прекращаются в том случае, если он получает, например, повестку из военкомата.

Термин «городской голова»

Слово «мэр» заимствовано из английского языка и означает «главный». Однако в Российской Империи пост главы города назывался по-другому. Первый человек в поселении назывался городским головой и избирался на три года. Эта должность была учреждена во второй половине XVIII века Екатериной II.

fb.ru

Глава I. БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА. ПОРЯДОК СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Статья 1. Правовой статус городской Думы
1. В соответствии с федеральным законодательством, законодательством Алтайского края и Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Устав города) Барнаульская городская Дума (далее - городская Дума) является представительным органом городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул, город).
2. Компетенция, порядок организации деятельности городской Думы регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Алтайского края, Уставом города и настоящим Регламентом.
3. Деятельность городской Думы основывается на коллегиальном, свободном обсуждении и решении вопросов.
4. Основной формой деятельности городской Думы являются заседания.
5. Городская Дума обладает правами юридического лица, может быть истцом, ответчиком в суде, имеет печати, штампы, бланки с официальными символами города Барнаула.
6. Место нахождения городской Думы: 656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, 18.

Статья 2. Признание полномочий депутатов городской Думы
1. Полномочия вновь избранных депутатов признаются на первом организационном заседании городской Думы на основании протокола избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула по выборам депутатов городской Думы и оформляются решением городской Думы.
Решение о признании полномочий депутатов городской Думы принимается большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы.
2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по муниципальному избирательному округу, полномочия вновь избранных депутатов признаются на очередном заседании на основании решения избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула о передаче вакантного мандата.

Статья 3. Порядок созыва и проведения первого организационного заседания городской Думы
1. После опубликования итогов выборов не позднее пяти рабочих дней аппарат городской Думы организует консультации с вновь избранными депутатами городской Думы (далее - депутат), проводит собрание депутатов, на котором избирается оргкомитет по подготовке первого заседания городской Думы. Оргкомитет определяет дату проведения, повестку дня первого организационного заседания городской Думы и разрабатывает проект структуры городской Думы.
Предложения об образовании постоянных комитетов, входящих в структуру городской Думы, их количестве и наименовании, заявления от депутатов о работе на постоянной основе и заявления на участие в работе одного из постоянных комитетов городской Думы направляются депутатами в письменной форме в оргкомитет не позднее чем за 5 дней до первого организационного заседания.
2. Вновь избранная городская Дума собирается на первое заседание в течение 30 дней со дня ее избрания в правомочном составе.
3. На первом организационном заседании городской Думы заслушивается доклад избирательной комиссии муниципального образования города Барнаула об итогах выборов депутатов городской Думы, из состава городской Думы избираются председатель городской Думы, заместитель председателя городской Думы, утверждается структура городской Думы, составы и председатели постоянных комитетов, принимается решение о работе депутатов на постоянной основе.
Решения об утверждении структуры городской Думы, составов и председателей постоянных комитетов, о работе депутатов на постоянной основе принимаются путем открытого голосования большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы.
Порядок избрания председателя городской Думы, заместителя председателя Барнаульской городской Думы регулируется статьями 49, 53 Регламента.
Порядок формирования постоянных комитетов городской Думы, избрания председателей, заместителей председателя постоянных комитетов и их составов определяются решением городской Думы, регулирующим деятельность постоянных комитетов городской Думы.
4. Первое организационное заседание открывает один из депутатов по поручению оргкомитета.
После избрания председателя городской Думы и вступления его в должность он становится председательствующим на заседании.

Статья 4. Порядок созыва заседаний городской Думы
1. Очередные заседания городской Думы созываются председателем городской Думы по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
2. Внеочередные заседания городской Думы созываются по предложению председателя городской Думы, постоянных комитетов городской Думы, главы города Барнаула (далее - глава города), а также не менее одной трети от установленного числа депутатов.
3. Предложение о созыве внеочередного заседания городской Думы в письменном виде с обоснованием необходимости внеочередного заседания и указанием вопросов, предлагаемых для включения в повестку дня, проекты решений, согласованные со всеми лицами, предусмотренными частью 1 статьи 20 Регламента, представляются председателю городской Думы.
4. Внеочередное заседание созывается не позднее трех рабочих дней с момента поступления предложения о его созыве, а при чрезвычайных ситуациях - в день оповещения.
5. Подготовку и проведение заседаний во всех случаях организационно обеспечивает аппарат городской Думы по поручению председателя городской Думы.

Статья 5. Правомочность заседаний городской Думы
Правомочность заседаний городской Думы определяется Уставом города.

Статья 6. Обязательность участия депутатов в заседаниях городской Думы, постоянных комитетов и комиссий
Депутаты обязаны лично принимать участие в каждом заседании городской Думы и заседаниях постоянных комитетов и комиссий.
В случае невозможности прибыть на заседание городской Думы, заседание постоянного комитета или комиссии депутат за 3 рабочих дня до соответствующего заседания информирует об этом председателя городской Думы, председателя постоянного комитета, комиссии непосредственно или через аппарат городской Думы с указанием причины.

Статья 7. Планирование деятельности городской Думы
1. Работа городской Думы строится в соответствии с планом работы городской Думы (далее - План работы), утверждаемым на каждый календарный год.
2. Проект Плана работы формируется аппаратом городской Думы с учетом предложений председателя городской Думы, главы города, постоянных комитетов городской Думы, органов местного самоуправления города, представляемых в аппарат городской Думы за месяц до начала планируемого года.
3. Проект Плана работы обсуждается на заседаниях постоянных комитетов городской Думы и вносится на утверждение городской Думы на последнем заседании, предшествующем началу планируемого периода.
4. Контроль за ходом выполнения Плана работы осуществляется постоянными комитетами и аппаратом городской Думы с информированием председателя городской Думы о ходе выполнения Плана работы.

Статья 8. Формирование проекта повестки дня заседания городской Думы
1. Проект повестки дня заседания городской Думы формируется аппаратом городской Думы и утверждается председателем городской Думы на основании Плана работы. Помимо этого, предложения по повестке дня заседания вносятся субъектами правотворческой инициативы, указанными в статье 17 Регламента. Указанные предложения вносятся в городскую Думу на имя председателя городской Думы не позднее чем за 15 дней до дня очередного заседания.
2. Председатель городской Думы утверждает проект повестки дня заседания с включенными в нее вопросами только при наличии подготовленного по каждому вопросу проекта решения, согласованного со всеми лицами, предусмотренными частью 1 статьи 20 Регламента.
Утверждение проекта повестки дня заседания городской Думы производится председателем городской Думы не позднее чем за 11 дней до дня очередного заседания.
3. Вопросы информационного характера, не требующие принятия решения городской Думы, включаются в проект повестки дня заседания при наличии письменного обоснования необходимости рассмотрения на заседании городской Думы, направляемого председателю городской Думы в срок, указанный в части 1 настоящей статьи.
4. Первоочередному включению в проект повестки дня заседания городской Думы подлежат:
1) проекты решений о принятии Устава города, утверждении Регламента, о внесении в них изменений и дополнений;
2) проекты решений по результатам публичных слушаний;
3) проекты решений об утверждении бюджета города и отчета о его исполнении, о внесении изменений и дополнений в бюджет города;
4) проекты решений, рассматриваемых во втором чтении;
5) проекты решений о рассмотрении актов прокурорского реагирования;
6) проекты решений, предусмотренные Планом работы.
5. Проект повестки заседания городской Думы размещается пресс-центром администрации города на официальном Интернет-сайте города Барнаула и пресс-секретарем аппарата городской Думы на Интернет-сайте Барнаульской городской Думы не позднее чем за 7 дней до дня заседания.

Статья 9. Полномочия председательствующего на заседании городской Думы
1. Председательствующим на заседании является председатель городской Думы, а в его отсутствие - заместитель председателя городской Думы; в случае отсутствия председателя городской Думы и заместителя председателя городской Думы - один из председателей постоянных комитетов городской Думы либо иной депутат по решению городской Думы, принятому большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. Председательствующий в ходе заседания:
1) руководит заседанием городской Думы;
2) обеспечивает соблюдение Регламента и принятого депутатами регламента заседания;
3) следит за наличием кворума;
4) предоставляет слово депутатам и иным лицам, участвующим в заседании, для выступления в порядке поступления обращений; в необходимых случаях, с согласия депутатов, может изменить очередность выступлений; в случае нарушения Регламента - вправе предупредить и прервать выступающего, а в случаях, установленных частью 11 статьи 26 Регламента, - лишить слова;
5) при нарушении порядка работы заседания решает вопрос об удалении нарушителя, не являющегося депутатом;
6) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
7) организует работу аппарата городской Думы по ведению протокола заседания;
8) предоставляет слово депутатам для предложений и поправок к проектам правовых актов, для выступления по мотивам голосования, а также замечаний по ведению заседаний, устных обращений и справок, оглашает письменные обращения депутатов;
9) в пределах своей компетенции дает поручения, связанные с обеспечением работы городской Думы, постоянным комитетам и депутатам, работникам аппарата городской Думы;
10) обладает иными правами, установленными настоящим Регламентом.
3. Председательствующий в ходе заседания не вправе:
1) перебивать выступающего, делать ему замечания, кроме случаев, предусмотренных Регламентом;
2) комментировать выступления, давать оценку выступлению или выступающему;
3) без согласия депутатов изменять вопросы повестки дня, регламент заседания;
4) игнорировать требование депутата поставить на голосование его предложение или поправку.

Статья 10. Гласность в деятельности городской Думы
1. Заседания городской Думы проводятся гласно и носят открытый характер, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
2. В работе заседания городской Думы принимает участие с правом совещательного голоса глава города либо должностное лицо, временно исполняющее обязанности главы города.
На заседании городской Думы вправе присутствовать депутаты всех уровней, заместители главы администрации города, прокурор города Барнаула, начальник управления внутренних дел по городу Барнаулу.
Депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания вправе участвовать с правом совещательного голоса в деятельности городской Думы при принятии ею решений, затрагивающих интересы избирателей. При этом депутату обеспечивается возможность выступления, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам.
На заседании по приглашению вправе присутствовать представители Правительства Алтайского края, администрации города Барнаула, администрации районов города Барнаула, общественных организаций, политических партий, зарегистрированных на территории города Барнаула, а также субъекты правотворческой инициативы, определенные в статье 17 Регламента, представившие проекты решений для рассмотрения на заседании городской Думы, либо их представители.
Вопрос о количестве и персональном составе приглашенных на заседание лиц решается председателем городской Думы по предложению председателей постоянных комитетов городской Думы.
3. Городская Дума может принять решение о проведении закрытого заседания (закрытого слушания вопроса), если предложение об этом внесено председательствующим на заседании, председателем городской Думы, постоянным комитетом или фракцией городской Думы, главой города.
Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Сведения о содержании закрытого заседания (закрытого слушания вопроса) не подлежат разглашению.
Глава города либо должностное лицо, исполняющее обязанности главы города, прокурор города Барнаула вправе присутствовать на закрытых заседаниях (закрытых слушаниях вопроса).
4. В зале заседаний для лиц, не являющихся депутатами городской Думы, отводятся специальные места. Они обязаны соблюдать порядок и подчиняться председательствующему.
5. На открытые заседания городской Думы через аппарат городской Думы приглашаются представители средств массовой информации, направляемые главными редакторами. В зале заседания фотосъемка, аудио- и видеозапись может вестись только по предварительному согласованию с председателем городской Думы.

Статья 11. Регистрация депутатов и лиц, приглашенных на заседание
1. Регистрация депутатов и приглашенных лиц, прибывших как до открытия заседания, так и в ходе заседания, проводится аппаратом городской Думы.
2. Председательствующий информирует депутатов о количестве присутствующих на заседании депутатов, правомочности ее заседания, а также о составе лиц, приглашенных на заседание.

Статья 12. Принятие повестки дня
1. Заседание начинается с принятия повестки дня, в которую включается регламент заседания. При этом за основу принимается проект повестки дня, сформированный в порядке, установленном статьей 8 Регламента.
Решение по данному вопросу принимается открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. Предложения по повестке дня заседания вносятся председательствующим, депутатами, главой города в письменном виде в аппарат городской Думы до начала заседания и излагаются устно непосредственно на заседании городской Думы.
3. Предложения о рассмотрении проектов решений, оформленных в нарушение установленных постановлением председателя городской Думы Правил подготовки и оформления проектов решений городской Думы и (или) не согласованных со всеми лицами, предусмотренными частью 1 статьи 20 Регламента, в повестку дня не включаются и на заседании не рассматриваются.
4. Поступившие предложения по повестке дня заседания принимаются открытым голосованием по каждому предложению в порядке очередности. После этого открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании, повестка дня заседания принимается в целом.
5. После принятия повестки дня в целом внесение дополнительных вопросов не допускается.

Статья 13. Порядок проведения заседания
1. Продолжительность заседания городской Думы определяется председателем городской Думы по согласованию с председателями постоянных комитетов городской Думы с учетом сложности вопросов, включенных в повестку дня заседания, и обеспечения депутатам возможности для всестороннего и глубокого их рассмотрения и утверждается регламентом заседания.
2. Заседания городской Думы начинаются, как правило, в 9 - 10 часов и заканчиваются не позднее 17 часов.

Статья 14. Перерывы в ходе заседаний
1. Перерывы в работе заседания Думы объявляются через 1,5 - 2 часа работы в соответствии с принятой повесткой дня.
Помимо этого, в ходе заседания могут объявляться иные перерывы (для проведения консультаций, дополнительного изучения документов и т.п.), но не более одного раза по каждому обсуждаемому вопросу. Продолжительность одного такого перерыва не может быть более 30 минут.
2. Вносить предложения об объявлении перерыва имеют право председательствующий, депутат (депутаты), глава города.

Статья 15. Распространение документов и иных материалов в ходе заседания
1. В ходе заседания депутат (депутаты), председатели постоянных комитетов вправе распространять среди депутатов заявления, обращения и иные документы по вопросам, включенным в повестку дня.
2. Распространение анонимных документов, а также каких-либо иных документов лицами, не указанными в части 1 настоящей статьи, не допускается.

Статья 16. Полномочия депутата на заседании
1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании городской Думы.
Депутат принимает личное участие в заседаниях городской Думы, через процедуру голосования участвует в принятии решений городской Думы.
2. На заседании городской Думы депутат имеет право:
1) избирать и быть избранным на должность председателя городской Думы, заместителя председателя городской Думы, а также выдвигать кандидатуры на должности председателя, заместителя председателя городской Думы, руководителей органов, формируемых городской Думой;
2) высказывать мнение по персональному составу формируемых органов и по кандидатурам избираемых (назначаемых с согласия) городской Думой должностных лиц;
3) ставить вопрос о доверии составу формируемых городской Думой органов, а также избираемым (назначаемым с согласия) городской Думой должностным лицам;
4) вносить предложения о рассмотрении на заседании городской Думы вопросов, относящихся к ее компетенции;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений городской Думы. Предложения и поправки, внесенные депутатом в установленном Регламентом порядке, подлежат обязательному рассмотрению городской Думой, и по ним проводится голосование;
6) вносить проекты решений городской Думы для рассмотрения на заседаниях городской Думы. Проекты решений, внесенные депутатом в установленном настоящим Регламентом порядке, подлежат обязательному включению в повестку заседания городской Думы;
7) участвовать в обсуждениях (прениях), задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, выступать с обоснованием своих предложений и с объяснением мотивов голосования, давать справки;
8) выражать особое мнение в письменной форме в случае несогласия с решением городской Думы по проекту решения или иным вопросам, которое подлежит обязательному оглашению на заседании городской Думы при рассмотрении соответствующего вопроса;
9) вносить предложения о заслушивании на заседании городской Думы отчета или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные и (или) подотчетные городской Думе, а также руководителей муниципальных учреждений и предприятий;
10) оглашать обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
11) вносить предложения о направлении депутатских запросов, о проведении депутатских проверок (расследований), депутатских слушаний в порядке, установленном настоящим Регламентом;
12) в порядке, установленном настоящим Регламентом, знакомиться с протоколами заседаний городской Думы, требовать включения в протокол заседания текста своего выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений;
13) пользоваться иными правами установленными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, Уставом города, настоящим Регламентом и иными муниципальными правовыми актами.

www.duma-barnaul.ru

Как в Екатеринбурге выбрали мэра, спикера и вице-спикера городской думы

25 сентября на первом заседании Екатеринбургской городской думы седьмого созыва депутаты выбрали мэра, председателя гордумы и его заместителя.

Заседание началось в 10 часов утра. Первым делом депутаты, избранные горожанами 9 сентября, назначили председателя думы, выбрав из единственного кандидата Игоря Володина. Виктор Тестов, все лето временно исполнявший обязанности главы города, был назначен заместителем председателя думы Екатеринбурга. Депутаты поддержали его кандидатуру единогласно: 36 из 36.

Фото из трансляции ЕТВ

После этого председатель конкурсной комиссии Валерий Чайников огласил трех кандидатов на пост мэра города: Надежду Абакумову, Александра Высокинского и Виктора Маслакова. Главным претендентом считался Высокинский: его рекомендовал губернатор области и местное отделение партии «Единая Россия».

Фото из трансляции ЕТВ

Депутаты голосовали за пост мэра поименно и без обсуждения: единогласно они выбрали Высокинского. Отметим, что он вместе с двумя другими кандидатами присутствовал на заседании гордумы.

Фото из трансляции ЕТВ

Нового мэра поздравил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев: «Такому динамично развивающемуся городу как Екатеринбург, нужен умный и прогрессивный глава. Только вместе мы сможем решить проблемы, стоящие перед городом: в первую очередь, это здравоохранение, образование, благоустройство. Начиная с сегодняшнего дня, мы начнем подготовку к 300-летию Екатеринбурга, вступим на завершающий этап гонки за проведение Экспо–2025».

Фото из трансляции ЕТВ

Затем Куйвашев объявил о вручении бывшему сити-менеджеру Екатеринбурга Александру Якобу звания «Почетный житель Свердловской области».

Фото из трансляции ЕТВ

В ответном слове Высокинский поблагодарил за поддержку губернатора, предыдущего главу администрации, депутатов, избравших его. «Нам предстоит большой и напряженный труд, чтобы продолжить достижения, которые появились в команде Аркадия Чернецкого, Александра Якоба. Для меня это большая ответственность. Надеюсь на плодотворную работу, которая сделает наш город еще лучше», - отметил он.

После совместной фотографии заседание Екатеринбургской городской думы было закрыто. Теперь у города новая власть.

Напомним, весной этого года губернатор Свердловской области внес в Законодательное собрание региона законопроект, который изменил систему власти в городе. Мэр должен избираться не гражданами на общих выборах, а специальной комиссией. Половину этой комиссии составят депутаты гордумы, половину — чиновники, которых выберет губернатор.

itsmycity.ru

На первой сессии обновлённого состава Архангельской городской Думы выбрали председателя

Никто и не говорил, что будет легко. Но борьба оказалась сверхнапряженной. На главный Думский пост претендовали два кандидата, два единоросса. Валентина Сырова, спикер предыдущего 26-го созыва, и Олег Черненко. Интересно, что Сырову выдвинула «Единая Россия», а Черненко — «Справедливая». Последний критиковал работу конкурента, заявил, что не было конструктивной работы с оппозицией.

Олег Черненко, депутат Архангельской городской Думы, фракция «Единая Россия»:

— Нам нужен председатель, который будет работать, взаимодействовать со всеми фракциями. Сейчас у нас нет партии большинства, нет 20 человек в партии «Единая Россия».

В первом круге Черненко получил 13 голосов, Сырова — 12. Никто не набрал большинства. Результаты отменили. «Единая Россия» ушла на перерыв. После чего повторно выдвинула Валентину Сырову. Олег Черненко свою кандидатуру предложил уже сам. Интрига решилась во втором туре. Валентина Сырова оставила за собой высокий пост. Голоса ей Отдали 18 депутатов. Впереди — сложный политический сезон.

Валентина Сырова, председатель Архангельской городской Думы, фракция «Единая Россия»:

— У нас впереди принятие бюджета, а это всегда не просто, сложно. И по политическим мировоззрениям, все по-разному воспринимают. И по своим ощущениям. Бюджет у нас не такой большой, и кажется, мы могли бы гораздо более правильно его использовать.

В администрации города заняли нейтральную позицию. Работать они готовы с любым составом и руководством Думы.

Игорь Годзиш, глава Архангельска:

— Город будет работать с тем председателем, которого депутаты выберут. Точно также как и с тем замом, которого выберут, точно так, как с руководителями комитетов.

Сегодня же депутаты выбрали вице-спикеров. Среди них коммунист Александр Гревцов — теперь заместитель на постоянной основе.

Александр Гревцов, заместитель председателя Архангельской городской Думы, фракция КПРФ:

— В любом случае в руководстве городской Думы должны быть представлены представители оппозиционных фракций. В любом случае мы будем действовать в интересах избирателей.

Место зама занял и Олег Черненко. Его коллега по партии, новичок в Думе — Рим Калимуллин — также на посту заместителя. Постоянных комиссий, как и в прошлом созыве, будет восемь. 5 возглавит «Единая Россия», 3 — оппозиция.

Мария Харченко, руководитель фракции ЛДПР в Архангельской городской Думе:

— Мы намерены продолжить работу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. опять же поднимаем вопрос о пассажирских перевозках, который мы поднимали и разбирали в период избирательной кампании.

Пётр Ватутин, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Архангельской городской Думе:

— Наша главная цель — выставить со всеми фракциями конструктивный диалог. Ну, а направления ЖКХ, аварийки, дороги. Вот основные наши направления, за которые мы будем бороться.

В новой Думе оппозиция явно прибавила. Так что придется прислушиваться и искать компромиссы.

Екатерина Макарова

www.pomorie.ru

Избранных всё меньше? | Газета Вестник

22 августа в конференц-зале администрации пройдут публичные слушания по проекту Устава городского округа «Город Лесной». Проект главного документа города был опубликован на страницах нашей газеты, и любой желающий мог (и ещё может) с ним ознакомиться.

Среди предложений в новый Устав есть один принципиальный тезис – о способе выбора главы городского округа. Есть два варианта выбора главы: прямым народным голосованием и выборы из состава депутатов городской Думы. Некоторое время назад этот вопрос поднимался на заседании городской Общественной палаты. Депутат городской Думы Геннадий Моськов пытался объяснить горожанам, почему для народа лучше, если глава будет избран из депутатского корпуса (наша газета писала об этом). Но, обсуждая этот вопрос позже, люди стояли на одной общей позиции: главу нужно выбирать прямым народным голосованием.

«Это то демократическое, что у нас ещё осталось», – написал в редакцию один из читателей.

«Двадцать депутатов могут ошибиться в выборе, а весь город ошибиться не может! – вторил другой читатель. — Качество политической элиты у нас низкое. В городской Думе представлены не все слои населения, не все партии и движения. Поэтому решения Думы бывают необъективными и односторонними. Как же в таких условиях выбирать мэра?».

«Замена прямых выборов на выборы из числа думцев приведёт к более стабильной и управляемой системе», — утверждал в телефонном разговоре один из сторонников нововведения и пытался доказать, каким образом уменьшится количество проблем в муниципалитете.

«Хочется ощущать себя человеком, имеющим хотя бы маленькое влияние на систему. Даже если понимаешь что это всего лишь фэйк», — написала девушка, которой только что исполнилось 18.

Были ещё интересные высказывания по теме. Но сегодня слово тем, кто сам в разное время руководил городом. Их мнения – взвешенные, принципиальные позиции людей, как никто понимающих, что нужно сегодня городу для благополучия и развития.

Александр САВЕЛЬЕВ, председатель исполкома городского Совета народных депутатов г. Свердловска-45 с 1988 по 1990 гг., ныне – член Общественной палаты ГО «Город Лесной»

«Стремясь к стабильности, система проводит отрицательную селекцию».

Михаил Веллер.

Как выбирать главу городского округа?

Перед публичными слушаниями по проекту Устава городского округа «Город Лесной», которые решением Думы ГО перенесены с 28 июля на 22 августа, меня, как члена Общественной палаты ГО, попросили высказать своё мнение по пункту 1 статьи 13 проекта нового Устава городского округа «Город Лесной». Казалось бы, чего тут обсуждать? Ведь в проекте нового Устава сказано достаточно чётко: «Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы городского округа, главы городского округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принимаемым в соответствии с ним законом Свердловской области, с учётом особенностей, определённых федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом».

Не всем такая формулировка по душе. Последнее время со своей версией избрания главы городского округа выступает депутат городской Думы – Геннадий Леонидович Моськов, известный всем своей неудачной попыткой быть избранным главой городского округа на основе этого всеобщего равного и прямого избирательного права, на прошедших выборах. Суть его версии проста – надо избирать главу городского округа на заседании городской Думы из числа избранных депутатов.

Что же, мнение депутата – это мнение лишь одного индивидуума. При этом надо учесть, что многие депутаты сразу после избрания ещё помнят о том, что они «слуги народа», а в конце срока, перед предстоящими выборами, становятся «чиновниками от закона», которые, оберегая свои места, стараются подделать законы под себя, а Устав ГО в иерархии муниципального права является высшим законом местного самоуправления.

Справедливости ради надо сказать, что за последние годы у нас в стране избирательное законодательство конкретизировалось. Особое значение имело появление в системе такого основополагающего закона, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанный закон имеет высшую юридическую силу не только по отношению к федеральному законодательству о выборах, но и ко всему российскому законодательству в целом. Указанное обстоятельство позволило, не дожидаясь федеральных выборов, «обкатать» положения данного закона в процессе проведения региональных и муниципальных выборов. Положительная практика применения этого закона привела к необходимости модификации ряда его положений, что и было сделано Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Как мы видим в проекте нового Устава ГО, в пункте 1 статьи 13 присутствует прямая ссылка на перечисленные мною федеральные законы. Поэтому никакой другой версии в новом Уставе быть не должно! Это моё личное мнение. Ещё раз подчёркиваю: глава нашего городского округа должен избираться всеми горожанами, имеющими избирательное право!

Необходимо также отметить, что на двух заседаниях Общественной палаты ГО «Город Лесной», которые проходили 16 июня и 14 июля текущего года, председатель Общественной палаты Поляков Леонид Алексеевич, выражая общее мнение её членов, однозначно высказался за избрание главы нашего городского округа как высшего должностного лица однозначно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права горожан при тайном голосовании максимального количества избирателей города и его посёлков. Это мнение Общественной палаты, представляющей все социальные категории города Лесного, должно стать главным доводом в пользу демократических принципов всеобщих выборов главы ГО, заложенных в проект нового Устава ГО.

Сергей ЩЕКАЛЁВ, глава городского округа с 2006 по 2010 г.

Вспомним историю: 2005-й год, на очередном заседании Думы нам, депутатам, предстояло обсудить проект Устава городского округа.

Тогда, в том документе, все основные позиции замыкались на главу, полномочия принадлежали главе, и Дума на фоне этого выглядела слабой.

Но на тот момент так оно и было: Александр Иванников был непререкаемым авторитетом…

Мы вносили свои предложения в проект Устава, и я лично выступал на заседании, доказывая, что Думу следует усилить. Параллельно поднимался вопрос и о способе выбора главы. И тогда я был убеждён: нельзя лишать народ этого права – выборы должны быть всенародными и гласными. Но время идёт – начинаешь на многое смотреть по-другому: последняя выборная кампания заставила меня пересмотреть точку зрения по этому вопросу.

Будучи в должности мэра Лесного и общаясь с главами городов ЗАТО, я видел, что они были готовы выбирать руководителя муниципалитета из состава Думы. Почему?

Вся эта предвыборная «чернуха» при всенародном голосовании была слишком очевидна, и каждый понимал: идёт манипуляция мнением электората – тех же пенсионеров, ветеранов, которые голосуют активнее других. Идёт массовый обман населения.

Конечно, мне могут возразить, что, когда выбирают депутатов, тоже грязи хватает. Отвечу: если бы в Уставе было принято, что главу городского округа всё-таки предстоит выбирать из состава Думы, то, может быть, подход населения к депутатским выборам был бы более ответственным. Уже голосуя за кого-то, каждый бы понимал, что голосует за потенциального главу.

Но здесь, на мой взгляд, есть и другая проблема – наличие или отсутствие политических лидеров. Помните, «Единая Россия» запускала проект «Лидеры общественного мнения» – ЛОМы. Аббревиатура, конечно, весёлая, но вопрос-то очень серьёзный: кто у нас в городе может претендовать на звание таких лидеров? Есть, конечно, всем известные, заслуженные фигуры, но их единицы. Гораздо больше тех, кто мог бы стать лидером, но либо их заслуг город не знает, либо они сами не хотят идти во власть — ни в мэры, ни в Думу. В каждом коллективе есть такие личности, за которыми идут люди. Но этого недостаточно: человек должен быть готов нести эту ношу, ведь нагрузки у главы — сумасшедшие, поездки — нескончаемые: Москва, округ, область, да ещё и городом успевать руководить… Физически не хватит человека!.. И как найти достойных людей, которые пошли бы в руководство городом? Понятно, что и среди думцев не каждый готов к этому. Но среди них немало фигур, лидеров — можно выбрать достойного кандидата…

Таким образом, если сейчас на публичных слушаниях мне предстояло бы голосовать за поправку в Устав, я бы голосовал за выборы главы из состава депутатского корпуса.

Александр ИВАННИКОВ, глава МО «Город Лесной» с 1993 г. по 2006 г.

Право представлять население должно быть у того человека, которому это население отдало свои голоса.

Поэтому однозначно – должны быть прямые всенародные выборы главы. В моём понимании только тогда наступает легитимность, ответственность – не только главы перед населением, но и определённая ответственность населения за свой выбор. А все другие случаи – такие, как выборы главы из состава депутатского корпуса, – это, на мой взгляд, скорей всего, некое стремление обойти демократию, немножко отодвинуть население в сторону, прийти к власти, минуя мнение горожан.

Хотя мне могут возразить: депутаты тоже ведь избираются из числа народа. Это так, но за последнее время уже внесено столько изменений в избирательное законодательство, что население уже и без того потихоньку отдаляют от процесса. В условиях наших небольших городов, на мой взгляд, просто недопустима предлагаемая ситуация, когда по спискам формируется депутатский корпус, а население потом не представляет, кто будет им руководить, что за человек?

Я категоричен: нужны прямые выборы главы населением. Только в этом случае население не будет отодвинуто, проигнорировано в своём выборе, и будет соблюдён принцип демократии.

Действующий глава ГО «Город Лесной» Виктор ГРИШИН

Все избранные народом главы всегда придают большое значение именно выборности.

В процессе предвыборной кампании будущий глава проходит через горнило борьбы, испытаний, переживаний, закаляющих его характер. Решиться на выборы способен не каждый. Но если человек принимает такое решение – значит, он готов нести на себе груз ответственности. А если доверие ему оказал народ – ответственность увеличивается многократно.

Сегодня одним их основных обоснований идеи выбора главы из состава депутатов стало утверждение инициаторов о том, что слишком много грязи льётся на кандидатов во время всенародных выборов. Но грязи бояться не надо. Это первая проверка будущего главы на прочность. Ему с этой грязью в процессе работы придётся сталкиваться постоянно – клевета и необоснованная критика идут нескончаемым потоком. Так устроено общество – при любом руководителе всегда есть недовольные…

Моя позиция однозначна: глава должен избираться прямым народным голосованием. Почему? Сегодня многие вопросы на местах решаются на основе авторитета и опыта главы. У нас множество неработающих законов, при этом – масса поручений губернатора, не подкреплённых бюджетными расходными полномочиями, но которые глава обязан решать: это и вопросы пожаротушения, и подготовки школ к учебному году, и организация доступной среды для инвалидов… Для оперативного и эффективного решения подобных вопросов глава должен иметь больше возможностей влиять как на представительный орган – Думу, так и на исполнительный – администрацию. И во-вторых, решение этих задач будет тем успешнее, чем большую поддержку горожан глава будет ощущать.

Отмечу, что вопрос выбора главы принципиально важен для населения в городах с моноэкономикой – потому что сегодня сильно понятие корпоративности: желание корпорации получить не только экономическую власть на местах, но и политическую – велико. Однако никто не вправе такие серьёзные вопросы решать за население. Такие решения народ должен принимать сам, используя референдум как форму прямой демократии. Это важный момент, и в Уставе городского округа, думаю, это должно быть прописано. Пусть народ сам ответит на этот вопрос…

От редакции

Делать какие-либо выводы сейчас — преждевременно: точку в вопросе поставят публичные слушания. Однако один вывод всё-таки напрашивается: народа уже лишили выборов губернатора — избранных становится всё меньше…

vestnik-lesnoy.ru

Городская дума: как выбирать? - Заметка

Кто про что, а я снова про выборы. Напомню, о чем речь. Сейчас в уставе города записано, что дума избирается по так называемой смешанной системе. Это значит, что половина депутатов избирается по одномандатным округам, а половина по партийным спискам.

Надо отметить, что текущая дума была избрана по другой системе — мажоритарной. Тут тоже ничего сложного. При такой системе все депутаты избираются по одномандатным округам.

Почему произошла смена систем? Так захотела дума государственная. Поэтому изменения в устав города были внесены для приведение в соответствие с требованием федерального законодательства.

Немного погодя Госдума решила «откатиться» обратно, отдав принятие решение о выборе системы на откуп муниципальным представительным органам. Исходя из этого, 18 депутатов саровской Думы обратились к главе города с предложением снова внести изменения в устав и вернуться к одномандатным выборам.

Было принято решение провести 14 мая общественные слушания, на которые я и отправился с целью понять, а что думают по этому поводу горожане, действующие депутаты и представители партий.

В целом ситуация оказалась предсказуемой. Лидеры городских партийных ячеек логичным образом выступали в поддержку смешанной системы. Наиболее отчаянно «рубились» коммунисты. В свойственной ему громогласной манере выступал первый секретарь саровского отделения КПРФ депутат Законодательного собрания Нижегородской области Александр Яицкий.


Александр Яицкий

Логика политика понятна: в последнее время коммунисты делают ставку на протестное голосование. Большая часть предвыборного пиара направлена на дискредитацию нынешней партии власти, Единой России, и предложения в качестве альтернативы КПРФ. Зачастую люди голосуют не за коммунистов, а против «ЕдРа». Учитывая, что в нынешней городской думе представителей этой партии нет вообще, смешанная система выборов дает шанс на получение мандатов.

В том же ключе выступал и председатель совета местного отделения партии «Родина» Игорь Кузнецов. Тот самый, что на заседании комитета «забыл», представителем какой партии является, и представился как руководитель «ЕдРа», вызвав смех депутатов. И в этот раз не обошлось без резонансных заявлений. Разговорчивый депутат договорился до того, что прямо с трибуны заявил: все городские СМИ являются подконтрольными главе администрации города. Ну что же, никто за язык не тянул. Высказывание зафиксировано, и мы как независимое СМИ это без внимания не оставим.


Игорь Кузнецов

А вот Ольга Флотская от ЛДПР в этот раз повела себя нетипично. Обычно этот активный депутат не упускает случая зажигательно выступить с трибуны, на слушаниях же сидела тихонько в зале и улыбалась. Оно и понятно: с одной стороны, как представитель партии она должна выступить в поддержку партийных списков, с другой — Ольга Николаевна один из самых крепких одномандатников нашей думы, не первый раз уже переизбирается. А вот по партийным спискам идти — для нее не вариант. Областное отделение может легко задвинуть в самый конец списка.


Ольга Флотская

В этом, собственно, и есть главный недостаток выборов по партийным спискам. Рядовой избиратель попросту не знает, за кого конкретно он голосует. Традиционно в главе списка ставят лидеров партии, чей рейтинг достаточно высок, а после выборов эти лидеры от своих мест в думе отказываются, и мандаты получают никому не известные, непонятно по какому принципу в список попавшие рядовые члены партий.

Опять же непонятно, как избирателям с таким депутатами работать. Если при одномандатной системе жители конкретного района знают своего депутата, имеют с ним связь и могут в любой момент потребовать отчет о работе, то в случае с партийными списками жаловаться на конкретного депутата надо идти в политсовет. При этом нет никакой гарантии, что партийные лидеры сделают оргвыводы и вообще каким-то образом на «своего человека» повлияют. Опять же, партийная программа традиционно имеет глобальную концепцию — на уровне страны. Вникать в конкретные проблемы нашего стотысячного города никто не будет.

Но ведь в таких небольших городах работа депутата как раз и заключается в упрощении взаимодействия простых избирателей с исполнительной властью. Вопросы-то у нас не глобального, а локального характера: дорогу починить, канализацию провести или МАФ для детей поставить.

Именно поэтому другая часть выступавших — представители городских общественных объединений — достаточно жестко заявляли: нас смешанная система не устраивает. Они хотят знать людей, за которых голосуют, в лицо. Хотят знакомиться с их предвыборными программами и иметь возможность после выборов прийти к конкретному человеку и попросить или потребовать.

Председатель общественного движения «Женсовет» Любовь Кузьмина, сославшись на опрос 300 саровчанок, проведенный членами президиума женсовета, сделала однозначное заявление: большинство — за одномандатную систему.


Любовь Кузьмина

В том же ключе выступили и руководители ветеранских организаций: председатель городского совета ветеранов Иван Градобитов и председатель совета ветеранов 8-го микрорайона Петр Ульянов. По их словам, ветераны города также за одномандатную систему.


Иван Градобитов

Кстати говоря, интересную мысль высказал в своем выступлении Иван Иванович. Он считает, партий в городе нет. Есть представители партий, работающие с жителями напрямую, как депутаты-одномандатники. Партийная работа в чистом виде, по мысли председателя городского совета ветеранов, осуществляется на федеральном и региональном уровне. На местном уровне основной упор делается на конкретных людей.


Петр Ульянов

Более глубоко рассуждал на тему избирательного права депутат Городской Думы третьего созыва Александр Балашов:

— Когда речь идет о целом списке какого-то избирательного объединения, то мы, избиратели, оказываемся в неравном положении. Потому что в партийном списке может быть Иван Иванович Иванов, которого я в глаза не видел, которого я не знаю и который мне как избирателю никогда не представится. Таким образом, смешанная избирательная система нарушает мое личное право равного выбора. Больше скажу: нарушено и право депутата, выбранного по одномандатному округу. Ведь в партийный список включено большое количество людей, а кандидат по одномандатному округу один. Соответственно, он будет «биться» со всеми этими людьми. Значит, нарушается и равное право быть избранным.

В финале мероприятия, хотя это и не предполагается регламентом, отдельные представители городских СМИ эмоционально подискутировали с представителями партий. Особенно ярко звучали упреки в адрес партийцев, почему-то называющих смешанную систему мажоритарной. Но это уже так, позанудствовать.

Традиционный итог: все мнения выступавших были занесены в протокол и будут учтены при обсуждении предложения об изменении устава города рабочими группами. После обсуждения, вероятнее всего, проект изменение будет вынесен на голосование городской думы.

sarov.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о