Как научиться быть внимательным памятка – Как стать более внимательным, как повысить внимательность

Как стать более внимательным, как повысить внимательность

Сконцентрировать внимание на чем-то, замечать детали и «складывать» их в логическую цепочку, действуя при этом быстро и безошибочно, некоторым людям удается без труда. Это говорит о том, что внимательность — такое качество, которое у разных людей проявляется по разному. При этом практика показывает, что внимание, внимательность могут быть значительно улучшены с помощью тренировки.

Вспомним, что внимание может быть произвольным, непроизвольным, послепроизвольным. Например, человек не умеет читать, но заметил вывеску, буквы, которые бросаются в глаза. Это внимание непроизвольное. Чтобы учиться читать, потребуется усилие, работа памяти — произвольное внимание. Умея читать, человек автоматически прочитывает вывеску, даже не затрудняясь, так проявляется послепроизвольное внимание. Говоря о том, что внимание можно тренировать, мы имеем ввиду произвольное внимание. Как же его повысить?

Рассмотрим несколько несложных правил, как стать более внимательным

  1. Внимание к мелочам является требованием ко многим профессиям, и природную способность заменяют алгоритмом последовательных действий. То есть человеку дается инструкция, что, как и в какой последовательности делать, на каком этапе проверить один элемент, на каком — другой. Собственно, алгоритм действий помогает вниманию не только в профессиональных вопросах. Выученное с детства правило: при переходе улицы сначала посмотри налево, затем — направо, — спасло не одну жизнь, заставило многих людей при определенных обстоятельствах быть намного внимательнее, чем обычно. Действовать согласно правилу, алгоритму — это первый совет, как повысить внимательность. Составьте для себя некий список дел или процессов, которые вам надо выполнить, например, по работе и придерживайтесь его. Первое время вы будете напоминать себе о своем алгоритме, в дальнейшем процесс пойдет автоматически.
  2. Впрочем, очень важно не пускать все на «автоматический самотек» — очень часто наша невнимательность связана именно с этим: мозг настолько привыкает делать что-то на автомате, что уже не обращает внимания на то, что мы делаем, что видим или ощущаем в данный момент (именно этим пользуются карманники). Чтобы повысить внимательность, важно приучиться не просто скользить глазами по окружающей обстановке, но и концентрироваться на ней, иными словами переводить непроизвольное внимание в произвольное, фиксировать в голове то, что видишь или чувствуешь.
    К сожалению, фиксировать все в принципе невозможно — у мозга в буквальном смысле будет перегрузка от такого объема информации. Изначально вся поступающая в мозг информация проходит жесткий фильтр, и то, что мозг считает незначительным, отбрасывается. Следствием этого процесса становится то, что вы не чувствуете часы или браслет на руке, если долго их носите (и этим опять же пользуются карманники). Важно вмешаться в этот процесс и самому, сознательно выбирать то, на чем сконцентрироваться. Этому навыку необходимо учиться, однако с течением времени данный процесс — хотя&nbspбы в некоторой своей части — будет даваться все легче и легче и позволить вам повысить более внимательным и стать наблюдательным.
  3. Еще один совет прост и незамысловат: правильное питание и достаточный здоровый сон. Ждать внимательности от уставшего человека, страдающего от недостатка витаминов или чувства голода, невозможно. Недосыпание сказывается на внимательности — это общеизвестный факт.
  4. Поспешность и торопливость — враги внимательности. Хотите развивать внимание — покончите с поспешностью раз и навсегда. Лучше все делать и планировать заранее. Всем известно, что рассеянность и невнимательность проявляются наиболее ярко, когда человек действует впопыхах. Здесь важно еще и то, что если мы не будем торопиться, у нас будет время остановиться на всех мелочах, проанализировать их. Ведь, как правило, невнимательность проявляется именно в них – мы упускаем какие-то важные детали. Сначала
  5. Мотивация очень важна для тренировки внимания. Устойчивость внимания также зависит от мотивации. Тут следует заметить, что эти мотивации — разного плана. Во втором случае часто речь идет о непроизвольной мотивации. Но как бы то ни было — мотивирующий момент играет роль, поиски мотивации дают шанс улучшить внимательность.
  6. Не стоит заниматься несколькими делами одновременно. Некоторые люди думают, что делая все сразу, они действуют продуктивнее. Хотя история знает и другие примеры, опыт показывает, что, как правило, среднестатистическому человеку лучше делать дела по очереди, действительно концентрируясь на каждом из них.
  7. Тренировка памяти — еще один важный момент. Можно заметить какую-либо вещь — и забыть ее через секунду. Чтобы тренировать память, можно прибегнуть к различным упражнениям, от игры в «Мемо» до наблюдений за прохожими.

Одно из упражнений состоит в том, чтобы в течение десяти минут концентрировать свое внимание на точке, нарисованной на большом белом листе. На первый взгляд, это задание довольно простое, но научиться выполнять его не так-то просто.

О том, как развить эйдетическую память и можно ли это сделать, мы говорим в соответствующей статье. А если вас интересуют мнемотехники по запоминанию цифр, мы поможем и с этим.

Для самопроверки вы можете воспользоваться нашим тестом на внимательность, а также посмотреть одно небольшое видео.

experimental-psychic.ru

Как стать более внимательными? 6 упражнений для памяти | Здоровая жизнь | Здоровье

Вот какой рассеянный!

Стрессы, переутомление, недостаточный сон, нехватка свежего воздуха, злоупотребление алкоголем, курение, частый прием некоторых лекарств (особенно обезболивающих, успокоительных и снотворных), витаминный голод часто ухудшают память. Но достаточно завязать с курением и алкоголем, начать правильно питаться, раньше ложиться спать, чаще ходить пешком и подружиться со спортом, как эпизоды забывчивости испарятся, как не бывало.

Ограничивать, кстати, требуется не только вредную еду, но и повышенные нагрузки. Любое переутомление (и физическое, и психическое) плохо отражается на способности запоминать, поэтому чаще делайте перерывы в работе, больше двигайтесь и старайтесь не брать работу на дом. Всех денег не заработаешь.

Ограничить стоит и лишнюю информацию. Ведь ее переизбыток, как известно, приводит к поверхностному восприятию. Так что, если вы с утра до ночи сидите в Интернете или смотрите телевизор, тогда не удивляйтесь, что ваш бедный мозг уже не в состоянии концентрироваться на чем-то еще и удерживать что-то важное. Устройте себе хотя бы один «выходной» от гаджетов. Попробуйте на целый день «забыть» дома мобильник и планшет, а на работе не поддаваться соблазну использовать Интернет вне служебных целей. Вечером же постарайтесь не включать телевизор. И удивитесь тому, насколько спокойнее вы стали и каким длинным и насыщенным может быть день, как много внимания можно уделить близким.

Мозги, варите!

В школьные и студенческие годы мы регулярно напрягали наш мозг: учили стихи и правила, зубрили теоремы, запоминали иностранные слова, писали изложения. Но, став взрослыми, резко перестали заниматься всем этим. А ведь память нуждается в регулярной тренировке. Чтобы она вас не подводила, не ленитесь заучивать стихи, разгадывать кроссворды, изучать что-то новое: будь то нотная грамота или иностранный язык.

Увлекитесь ребусами, кроссвордами, собирайте пазлы, выполняйте задания на повышение внимательности – все это отличная тренировка для вашей головы. Не пренебрегайте компьютерными играми. В частности, такой классической игрой, как «найди пару», где играющему ненадолго открывают карточки с рисунками, а потом закрывают и предлагают найти парные. Эта забава очень полезна, так как задействует части мозга, важные для памяти, – височную долю и гиппокамп. Кстати, всем этим можно заниматься вместе с детьми.

А вообще врачи считают, что проблемы с памятью – это чаще всего проблемы с вниманием. Так что учитесь концентрироваться. Чтобы добиться этого, постарайтесь взять себе в привычку ничего не делать на автомате, а всегда быть собранными.

На заметку

Стать более внимательными вам помогут следующие упражнения, выполнять их надо регулярно.

  • Бегающий взгляд. Попробуйте быстро переводить глаза на все, что видите вокруг себя, не задерживаясь на чем-то одном дольше пары секунд. Это упражнение помогает замечать множество деталей. Глядя на любые предметы, старайтесь отыскать в них то, что раньше не замечали: новые формы, цвета, грани, свойства.
  • Внимание, только внимание! Следите за секундной стрелкой в течение 2 минут. Не отвлекаясь, одновременно фоном включите какую-нибудь увлекательную телевизионную передачу. Более сложный вариант: нарисуйте на листе бумаги точку. Смотрите на нее, не отрываясь, в течение 10–30 минут. Посторонние мысли гоните прочь!
  • Не отвлекайтесь! Напишите на белом листе 10 слов, обозначающих цвета. Но смысл слова и цвет, которым оно написано, не должны совпадать. То есть слово «желтый», допустим, пишите красным фломастером, а слово «синий» – «зеленым». Теперь попробуйте быстро и не спотыкаясь прочитать названия цветов, не обращая внимания на цвет слова.
  • Круги и треугольники. За 1 минуту на листе бумаги правой рукой нарисуйте пять тре­угольников, и одновременно левой рукой – пять кругов. Это упражнение – для тренировки обоих полушарий головного мозга.
  • Придирчивый зритель. Внимательно посмотрите на репродукцию картины. Затем подробно опишите все, что запомнили: где что находится, в какой позе герои, во что одеты-обуты, что в руках… Сверьте с изображением. Это и следующее упражнение хорошо тренирует зрительную память.
  • Что пропало? Попросите кого-либо разложить на подносе 20 предметов. Посмотрите на них в течение минуты, зажмурьтесь. В это время пусть с подноса уберут 1 или 2 предмета. Назовите пропажу. Если не получилось, сократите число предметов. Задание можно и усложнить: пусть предметы всего лишь меняют положение.

Смотрите также:

www.aif.ru

Как стать внимательным?

Вечно оставляете вещи, где ни попадя? Не можете вспомнить нужный телефон или запомнить необходимый адрес? Отвечаете невпопад и допускаете кучу ошибок в работе, где подобные погрешности не нужны? Неудачные дни бывают у всех, да и что говорить – небольшие неприятности случаются с нами каждый день. Хорошо, если мы умеем сделать из них выводы, запомнить алгоритм действий в подобной ситуации и просто перешагнуть через них, оставив все плохое в прошлом. 

Что бы ни говорили насчет безграничных возможностей нашего мозга (например, что в памяти мы можем хранить столько же информации, сколько содержится со всем собрании книг Библиотеки им. Ленина), но порой удержать в памяти все, что требуется от нас, попросту невозможно. Тогда внимательность и память дают небольшую трещину, из которой начинают выскальзывать необходимые нам сведения. Порой подобные трещинки возникают без нашего ведома и совершенно не поддаются контролю.


Как стать внимательным? Как сделать так, чтобы в вашем деле вы не допускали не единой ошибки, запоминали все с первого раза и могли бы запросто поразить окружающих своей феноменальной памятью? 

Прежде всего – не ждите от своего разума слишком многого. Если вы нагрузите мозг до предела, то нервная система может запросто сдать, а это может обернуться настоящей катастрофой. Первое правильно для того, чтобы быть внимательным – знайте меру. 

Как известно, для того, чтобы мозг работал слаженно и продолжительное количество времени, вам необходимо давать себе передышку. Речь идет как и полноценном ночном сне, когда вы восстанавливаетесь полностью, так и небольших паузах в работе – особенно если вы трудитесь за компьютером. Каждые полчаса старайтесь делать небольшой перерыв, тем самым вы будете давать отдых вашим глазам, а это чрезвычайно важно. Ведь когда переутомляется ваше зрение, мгновенно переутомляется ваш мозг. Помимо того, цепкий, зоркий взгляд может «затереться» в процессе работы и вы можете пропустить досадную оплошность, которой вполне можно было бы избежать, если бы вы перепроверили работу свежим, «незамыленным» взглядом.


Второе правило внимательного человека – не торопиться! Есть, конечно, и такие, у которых получается все быстро и легко, что называется – в руках горит работа. Но подобных людей очень небольшое количество, и, как водится, такие способности прекрасно известны их обладателям. Даже если вы вполне можете работать так же быстро, обладая такой счастливой возможностью, торопиться все равно не следует. Работать лучше медленно, но тщательно и вдумчиво, чем быстро, но поверхностно и не вникая в суть работы. Скрупулезный, спокойный труд подразумевает под собой и третье правило внимательного человека – всегда перепроверять. 

Не ленитесь выделять какое-то время на то, чтобы лишний раз проверить, все ли вы взяли с собой, все ли аспекты работы выполнены, все ли интересующие вас вопросы заданы. Перепроверять также значит и переспрашивать: поверьте, лучше спросить лишний раз, чем судить по отрывкам услышанного в стиле «слышу звон, да не знаю, где он». И, естественно, лучше один раз встать и проверить, все ли вещи лежат в вашей сумке и карманах, чем возвращаться в то место, где вы забыли необходимый предмет. 

Четвертое правило внимательности – не отвлекайтесь! Занимаясь каким-либо делом, отдавайтесь ему полностью, тем самым коэффициент вашей полезной деятельности будет высоким и останется таковым. Цезари мы все только на теории, и нам только кажется, что, например, музыка помогает нам работать. Да, возможно, классическая инструментальная музыка от определенных композиторов и дает отчасти подобный эффект, но по большей части все, что выходит за рамки нашего текущего занятии – невероятно отвлекает нас и мешает. Так и появляются эти самые трещинки, через которые ускользает наша внимательность – тут уж мы сами виноваты в их появлении.


Пятое правило для того, чтобы быть внимательным, — развивайте свою память! Это, пожалуй, и есть главный ключ к внимательности. Методик для развития памяти существует просто миллион. Простейший из них – посмотрите какое-нибудь видео, будь то фильм, или небольшой эпизод сериала, а после попытайтесь как можно подробнее изложить содержание письменно или устно, если есть такая возможность. После этого проверьте себя – много ли деталей упущено, сколько сюжетных линий вы пропустили, много ли интересного заметили? 

Таким образом, вы научитесь выжимать максимум информации из увиденного. Также полезным способом будет изложение содержания недавно прочитанной книги, а для услышанного – пересказ текста песни своими словами. Кроме того, великолепный эффект для развития памяти дает изучение иностранных языков – так вы и тренируете память, и нарабатываете внимательность, и обогащаете свой интеллект.

Вера Гаврилина

yastal.ru

Как стать внимательным | Советы психолога

Внимательных людей сегодня не так много и поэтому большинство спрашивает, как стать внимательным человеком, что для этого нужно делать, какие есть секретные методики, упражнения, советы. Развить внимательность может каждый человек, но главное знать, для чего она вам нужна. Развить внимательность невозможно, если у вас нет конкретной цели, зачем она вам нужна и, пригодиться ли в жизни.

 

В статье вы узнаете, как стать внимательным, что нужно делать, чтобы развить внимание во всем, возможно ли это для невнимательного человека, который уже долгие годы не замечает ничего вокруг себя. Ведь если оглянуться, каждый человек увидит насколько наш Мир прекрасный и сколько всего хорошего в нем есть.

 

Вам нужно захотеть

Чтобы стать внимательным, вам просто нужно захотеть быть таким и начать проникаться желанием видеть то, чего вы не видели раньше. Все зависит от того, в чем именно вы хотите быть внимательным. Абсолютно во всем, человек не может быть внимательным, а только в том, что он хочет видеть. Если вы не внимательны, к примеру, на работе, вам нужно пробудить в себе желание видеть те вещи, которые вы не видели ранее и полюбить свою работу.

 

Концентрируйте внимание на одном предмете

Чтобы стать внимательным в чем-то, вам нужно концентрировать свое внимание только на одном объекте. Когда вы будете стараться одновременно быть внимательным во всем, то ничего не получиться. Живите здесь и сейчас и концентрируйтесь именно на самом важном, что нужно в данный час, минуту или мгновение. Узнайте: как правильно общаться с людьми.

 

Полюбите все вокруг

Чтобы стать внимательным во всем, вам нужно полюбить все, что вас окружает. Тот человек, который любит жизнь, видит больше чем остальные, он живет не прошлым, не будущим, он живет мгновением и ценит каждую секунду своей жизни, проживая ее с любовью и положительными  эмоциями.

 

Очищайте разум от ненужных вещей

Чтобы стать внимательным, вам нужно очистить свой разум, так как часто люди хранят долгое время обиды, разочарование и неудачи в прошлом. Вы живете в настоящем и вам нужно стараться забывать прошлое и ценить настоящее, так как через мгновение это уже станет прошлым. Счастливые люди стали таковыми, потому что они ценят жизнь и то, что у них есть. Узнайте: что такое память.

 

Занимайтесь тем, что вам нравиться

Чтобы стать внимательным, нужно перестать себя мучить и обманывать. Если вы не можете быть в чем-то внимательным, значит это не ваше занятие и вам не нравиться все это. Найдите свое предназначение, любимое дело, работу, тогда вам не нужно будет думать, как стать внимательным, так как все произойдет автоматически. То, что мы любим, мы запоминаем быстрее и естественным образом.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

psyh-olog.ru

Памятка ученикам. Основы внимания в школе

Знаешь ли ты о том, что:

  1. Если ты внимателен на уроке – даже когда урок скучный, даже когда учитель не очень ясно объясняет, даже тогда твой мозг много легче «привыкает» к данному предмету и легче его усваивает. Даже ты сам, часто не зная, почему, вдруг чувствуешь: умею, знаю, понимаю!

  2. Если ты внимателен на уроке, твоя память при подготовке домашних заданий работает намного лучше, точнее. А ты лучше мыслишь! Или уроки делаешь быстрее.

Как же быть внимательным?

Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»

  1. Надо х о т е т ь быть внимательным!

  2. Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех 45 мин. урока. Наше внимание всегда колеблется – то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить» свое внимание в те минуты, когда объяснения менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чем-то постороннем, нет! Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя от темы урока. Таким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внимание, его можно удержать в течение всего урока.

Знаешь ли ты о том, что:

  1. Если ты внимателен на уроке – даже когда урок скучный, даже когда учитель не очень ясно объясняет, даже тогда твой мозг много легче «привыкает» к данному предмету и легче его усваивает. Даже ты сам, часто не зная, почему, вдруг чувствуешь: умею, знаю, понимаю!

  2. Если ты внимателен на уроке, твоя память при подготовке домашних заданий работает намного лучше, точнее. А ты лучше мыслишь! Или уроки делаешь быстрее.

Как же быть внимательным?

Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»

  1. Надо х о т е т ь быть внимательным!

  2. Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех 45 мин. урока. Наше внимание всегда колеблется – то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить» свое внимание в те минуты, когда объяснения менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чем-то постороннем, нет! Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя от темы урока. Таким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внимание, его можно удержать в течение всего урока.

Знаешь ли ты о том, что:

  1. Если ты внимателен на уроке – даже когда урок скучный, даже когда учитель не очень ясно объясняет, даже тогда твой мозг много легче «привыкает» к данному предмету и легче его усваивает. Даже ты сам, часто не зная, почему, вдруг чувствуешь: умею, знаю, понимаю!

  2. Если ты внимателен на уроке, твоя память при подготовке домашних заданий работает намного лучше, точнее. А ты лучше мыслишь! Или уроки делаешь быстрее.

Как же быть внимательным?

Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»

  1. Надо х о т е т ь быть внимательным!

  2. Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех 45 мин. урока. Наше внимание всегда колеблется – то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить» свое внимание в те минуты, когда объяснения менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чем-то постороннем, нет! Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя от темы урока. Таким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внимание, его можно удержать в течение всего урока.

Знаешь ли ты о том, что:

  1. Если ты внимателен на уроке – даже когда урок скучный, даже когда учитель не очень ясно объясняет, даже тогда твой мозг много легче «привыкает» к данному предмету и легче его усваивает. Даже ты сам, часто не зная, почему, вдруг чувствуешь: умею, знаю, понимаю!

  2. Если ты внимателен на уроке, твоя память при подготовке домашних заданий работает намного лучше, точнее. А ты лучше мыслишь! Или уроки делаешь быстрее.

Как же быть внимательным?

Памятка №1. «ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ В ШКОЛЕ»

  1. Надо х о т е т ь быть внимательным!

  2. Нельзя быть внимательным без перерыва одинаково в течение всех 45 мин. урока. Наше внимание всегда колеблется – то оно слабое, то сильное. Поэтому и на уроке, если ты хочешь быть внимательным в самые важные моменты, когда учитель объясняет самое важное, ты должен на короткое время «уменьшить» свое внимание в те минуты, когда объяснения менее важны. Это не значит, что сразу нужно начать болтать или думать о чем-то постороннем, нет! Но можно исправить что-нибудь в тетради, посмотреть на кого-нибудь в классе, не уходя от темы урока. Таким способом, попеременно немного ослабляя и усиливая внимание, его можно удержать в течение всего урока.

multiurok.ru

Как стать внимательным человеком. Стать более внимательным, собранным и наблюдательным

Прежде всего, внимательный человек способен быстро улавливать и оставлять у себя информацию. Отсюда берутся люди такие, кто поглощает слабых существ. И моментально завоевывают самое шикарное место, если как стать внимательным задался вопросом один. За ним просто повторили.

Если вы задались подобным вопросом, значит, есть причины. Бывало ли так, что когда вам что-либо вам говорили, то вы не слушали и не понимали собеседника? Наверно были заняты важными делами, и сама по себе вам была невыгодна та речь, которую вам приходилось слушать. Да и еще оставляем вещи, ищем их, впоследствии тратим время на поиск их. Что бы ни говорили нам, внимание является важным фундаментов в вашем развитии. За счет него отпадает необходимость запоминать скучное, и становиться кем только не хочется.

Первое! Перед сном, хитро перебирайте все события в своей голове. Пытайтесь вспомнить наиболее ценные предметы, и тотчас же отложить, дабы вспомнить в самый дорогостоящий момент. Не поверите, но результат впечатляющий и заслуживает того, что бы его использовали. Я без капли сомнения, говорю, что таким способом пользуются ученые, литераторы. До такого только они одни могут догадаться.

В нашем мозгу протаптывается «дорожка», и чем чаще по ней ходит энергия, тем вероятнее, что мы запомним. Не зря говорят «повторение — не помешает». Я до сих пор наблюдаю за одной одаренной личностью, и вижу, чего она достигла, выбрав именно такой метод. Постоянное нахождение на первых местах, на различных конкурсах. Без «тупого» повторенья, просто отсеем дряхлые и ненужные впечатления. Но среди этого может быть и жизненно важное, как информация ниже. Уже начинаем понимать, как стать внимательным.

Во-вторых, сосредоточьтесь на объекте. Когда объясняют что-либо, уйдите целиком в этот мир. Пусть каждое слово и жест произведут на вас неизгладимое впечатление. Часто бывает что нас отвлекают. Все это идет с юных лет школы. Вот товарищ рассказывает тебе смешную шутку, и после такого события ты совершенно не помнишь то, что рассказал тебе совсем недавно педагог. Потом просто не стоит винить своего товарища, дело в вас. Что вы позволили отвлечь ваше внимание на маловажные и дерзкие вещи.

3. Конечно, мы можем слушать музыку, и думать, что это никоим образом не влияет на нашу работоспособность. Ведь наши мысли в этот момент «поют и пляшут», и начинание не удается. Отсюда идет еще одно заблуждение. Делать несколько дел одновременно. Это покажется полным абсурдом, если будем упускать данный момент из виду своего. И тогда вся накопленная информация улетит в черную дыру.

4. Некоторые привыкли работать быстро и достигать мгновенных результатов. Но все люди разные, и всем требуется подготовка. Так сказать, нужно разогреться. Нельзя говорить о том, что кто быстрее — тот качественнее. Просто у всех устройство организма разное. Поэтому наиболее мудрым будет, если начнете все делать вдумчиво и старательно. В итоге, самый внимательный — ничего не потеряет. Только лишь сделаем еще один шаг вперед.

Не ленитесь лишний раз взять в руки ежедневник, все ли вы выполнили. Потом не приходится сваливать все свои беды на невнимательность. Так же пишите где угодно, что попадется под вашу руку. На корках книг, делая для себя конспект можно выделить наиболее важные моменты, и, проанализировав их, добраться до самой сути, до самого корня проблемы.

Безусловно, хорошо, когда вы накладываете на себя большие надежды. Становится легче. Разумнее всего будет, если вы дадите мозгу отдышаться и набраться важных сил. Иначе потом наш самый уникальный орган даст сбой в виде стресса и различных страхов. Отдохните, сделайте так называемый «привал». Внимательность сама к вам заявится в гости. Как в самом незабываемом сне.

5. Так же можно прочитав книгу, просмотрев фильм сделать проверку. Насколько хорошо вы поняли характер героя, наиболее ключевые моменты. И так нужно поступать постоянно, пока конкретно не дойдет до автоматизма. Интересно, а чем может быть плоха такая привычка? Вот совершенно ничем. Только комплименты вам будут делать, и ревностно восклицать, что у вас совершенно отсутствует рассеянность! Одна только польза. Вы скажите — такое просто невозможно! И будете неправы.

Итак, мы, тем не менее, подходим к концу. Самые главные моменты и принципы выделили. Разложили по полочкам, понятно будет каждому. Остается все это попробовать и ощутить эффект. Он проявится только с течением времени.

Могу посоветовать, лишь серьезно отнестись к этому вопросу. Жаждить и метить так, что бы стать внимательным получилось без проблем. Требует это от нас нынешнее суетное и бренное время. Возьмите себе на заметку, лишним точно не будет. Обычно люди делятся своими впечатлениями о данной статье, буду весьма не против, если и вы сделаете это.

kanks.ru

Памятка к родительскому собранию на тему «Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Родительское собрание:

 «Как помочь ребёнку стать внимательным?» 

«Гений – это внимание.

Не важно, кто это сказал, важно, что это так» 

Задачи: познакомить родителей с особенностями  внимания младших школьников; показать важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить с методами и приемами развития внимания первоклассников

Оборудование: памятки, анкеты, листы с описанием развивающих игр, наглядный материал для развития внимания, презентация.

Форма: информационно-практическая беседа.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово

             Уважаемые родители!

Сегодня мы обсуждаем  проблему, связанную с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Прошу Вас заполнить анкету.

Анкета для родителей 

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения задания?

— да          — трудно сказать (и да, и нет)           — нет

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

— да         — трудно сказать (и да, и нет)            — нет

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ  ответов анкеты.

— Смогли ли Вы ответить на все вопросы анкеты? Что не хватает Вам для этого? (знаний, умений, опыта).  Я предлагаю Вам  провести сегодняшнее собрание на тему:  »Как помочь ребёнку стать внимательным?» в виде информационно-практической беседы.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

    Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Выделяют 3 вида внимания:

1.Непроизвольное

2.Произвольное

3.Послепроизвольное

     Непроизвольное возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.

С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием. Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как:

  • Концентрация

  • Устойчивость

  • Распределение

  • Переключение

  • Увеличение объема усвоенной информации

  • Возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

     2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся:

  • Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)

  • Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трва – трава)

  • Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава – трава)

  • Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания

  • Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

  • Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

  • Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.

Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.

Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители.

     3 . Психологический практикум.

А сейчас мы с вами ознакомимся  с эффективными средствами развития внимания детей.

Каждой группе раздаётся описание игры или игрового упражнения. Вам даётся 10 минут для знакомства с содержанием, к подготовке к выступлению, в котором показывается, как проводится эта игра или приём.

                       1.Охота на кота.

Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: к, о, т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

                      2.Зеркало.

Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

                      3.Летит — не летит.

Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы ит.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается платит фант.

                      4.Самый внимательный

Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

                        5. Игра «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 называть нельзя. Вместо него игрок подпрыгивает (или говорит «не скажу», «гол», или мяукает, или квакает и т.д.). Самый внимательный игрок тот, кто ни разу не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Числа в игре можно менять.

                        6.Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, но—га, ва—гон, ке—фир, кол—пак, вил—ка и др. Отвечать нужно быстро.

                          7.Игра «Повторяй, но не зевай»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда я буду хлопать в ладоши, вы должны присесть, когда я подниму руки вверх, вы должны подпрыгнуть, когда я присяду, вы поднимите руки в стороны, когда я топну ногой, вы тоже топните. Перед началом игры можно провести репетицию.

                          8.Игра «Найди слово»

На доске (листке) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.

                           9.Игровое задание «Имена» (тренировка внимания и наблюдательности)

Инструкция: найдите спрятанные имена. Будьте внимательны, в некоторых предложениях их может быть несколько.

Пример: В предложении «Принеси коФЕ Дяде, сынок» — спрятано имя ФЕДЯ.

• Где лежат бигуди мамы?

• Я акварельными красками рисую радугу.

• Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.

• Зашёл баран на поле гороха и остановился.

• Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.

• Что было раньше на месте панорамы?

• Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят.

                       

                               10.Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

                          

                             11.Упражнение «Телефон»

Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

                               12.Игра “Построй в темноте” (можно играть всем членам семьи)

На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше — тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

                            13. Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

1) Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.

Например: АВОРОК  АЛОКШ  КИНЕЧУ  АДОГОП  АЛКУК  ТЕЛОМАС  АНИШАМ  РОФОТЕВС  ЬЛИБОМОТВА

2) Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

а) АММАДАМА  РЕБЕРГЕ  АССАМАСА  ГЕСКЛАЛЛА  ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

б) РЕТАБЕРТА  НОРАСОТАННА  ДЕБАРУГА  КАЛЛИХАРРА  ФИЛИТАДЕРА  КЛАТИМОР

в) РЕТАТЕРТА  ГРУММОПД  ЛАЙОНОСАНДЕРА

г) ОСТИМЕРА  ОСТИМАРЕ

4) Найди “спрятавшиеся слова”:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМСЕВНГМШЬ (газета, дом)

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)

АВЛМБЕРЕЗАВОНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга)

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТОВ  (пенал, лес)

5) Разделить “склеенные” между собой слова:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

6)Разделить “склеенные” между собой предложения:   БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

7) Вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБ

АЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИ

СРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Найди 12 ошибок в примерах:

 

3 + 12 = 15

15 – 8 = 7

16 + 4 = 22

3 + 3 = 10

16 + 8 = 23

13 – 4 = 9

16 – 9 = 7

16 + 9 = 28

13 – 2 = 10

12 – 6 = 6

15 + 9 = 25

15 – 4 = 11

15 – 2 = 13

19 + 5 = 24

12 – 4 = 6

15 + 5 = 10

14 – 9 = 5

12 – 9 = 3

5 + 17 = 22

7 + 18 = 25

2 + 11 = 13

4 + 18 = 22

6 + 15 = 22

18 – 8 = 10

16 – 5 = 11

12 – 7 = 5

19 – 7 = 13

17 + 7 = 23

19 – 6 = 13

5 + 13 = 18

14 – 6 = 8

16 + 6 = 22

13 – 5 = 8

18 – 4 = 12

14 + 9 = 23

16 – 2 =14

 

9) Расставь числа в порядке возрастания:

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.

10) Реши задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

11) Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

Памятка для родителей

       В качестве решения родительского собрания предлагаю следующие рекомендации.

Уважаемые мамы и папы! Помогите вашим детям стать внимательными.

Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры или подбирая другие.

  • Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».

  • Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть не обычное в обычном, незнакомое в знакомом.

  • Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

  • В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

  • Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

  • Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

  • Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.

  • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

  • В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

  • Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

 

4.Рефлексия

Занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Лучше их проводить в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребёнку, его успехам, достижениям.

Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов  в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском  собрании я (мы) понял(и), что внимание…».

На память о нашей информационно — практической беседе примите, пожалуйста, памятки для родителей.

Благодарю за внимание!

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2.   Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3.   Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4.   Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.

 

5.   Упражнение «Селектор»

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

 

6.   Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

 

7.   Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

 

8.   Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

 

9.   Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

 

10.   Упражнение «Муха»

Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.

11.   Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

12.   Упражнение «Телефон»

Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

 

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *