Головной убор киргизов – Киргизский головной убор

Киргизский головной убор

Марсель Зейнуллин

Колпак

Колпак — этот старинный киргизский головной убор до сих пор очень популярен в республике.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Колпаки шили из четырёх клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца. Верх украшали кисточкой.

Киргизские колпаки были разнообразны в покрое. Колпаки знати были с высокой тульей, поля колпака подшивали чёрным бархатом. Бедные киргизы свои головные уборы оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной материей.

Разновидность колпака — ай колпай — была без разрезных полей. Войлочный колпак носят и другие народы Средней Азии. Появление его в Средней Азии относится к XIII веку.

Малахай

Малахай — особый вид головного убора, отличительная особенность которого — длинный, спускающийся на спину назатыльник, соединённый с удлинёнными наушниками. Его изготовляли из меха лисы, реже из меха молодого барана или оленя, а верх покрывали тканью.

Малахаем называли также широкий кафтан без пояса.

Тебетей

Тебетей — распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского киргизского национального костюма. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, а в районах Тянь-Шаня — мехом чёрного барашка. Кызыл тебетей — красная шапка. Её надевали на голову при возведении на ханство.

В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его «визитной карточкой» был предъявленный гонцом тебетей этого начальника.

«Брось ей свой чапан, я тебе подарю другой, шёлковый».

В.Ян. Чингис-хан.

Чапан

Чапан — мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или на верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — дешёвой белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят лишь пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды, вызванных этническими различиями: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом; каптама чапан — покрой свободный, рукава вшивные с округлой проймой и чапан прямой узкий, с боковыми разрезами. Подол и рукава обычно обшиваются шнуром.

Кементай

Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Элечек

Элечек — женский головной убор в виде тюрбана. В полном виде он состоит из трёх частей: на голову надевалась шапочка с накосником, поверх неё небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею и сшитый под подбородком; поверх всего — чалма из белой материи.

У разных родоплеменных групп Киргизии женская чалма имела различные формы — от простой накрутки до сложных сооружений, слегка напоминающих русскую рогатую кику.

В Киргизии чалма получила большое распространение.

Её называли калёк, но у южных и северных киргизов — элечек. Это же название бытовало и у некоторых групп казахов. В первый раз элечек надевали молодой, отправляя в дом мужа, тем самым подчёркивая переход её в другую возрастную группу. В свадебном пожелании молодухе говорилось: «Пусть твой белый элечек не спадает с твоей головы». Это было пожелание долгого семейного счастья.

Элечек носили зимой и летом, без него не было принято выходить из юрты даже за водой.

www.narodko.ru

Россия для всех

Так как стиль любой традиционной одежды изначально формировался в силу климатических и природных условий, у киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла — зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Традиционной одежде отчасти присущи черты одежды кочевников — киргизы издревле занимались земледелием, но большая часть вела кочевой образ жизни. Постоянный поиск хороших земель для выпаса был основной причиной кочевья, а поголовье скота — основным видом благосостояния киргизов. Особой ценностью у народа пользовались меховые изделия из шкур соболя, енота, куницы, горностая, песца. Из мехов и шкур шили шубы, тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Основной вид верхней одежды изготавливался из шерсти домашних животных, преимущественно из овечьей.

Несмотря на общий тип и фасон, существовали различия в одежде у простого народа и более знатными зажиточными людьми. Так как основные маршруты Великого Шелкового пути пролегали через многочисленные земли кыргызских племен, кыргызы, вовлеченные в международную торговлю, могли позволить себе изыски текстиля того времени — шелк, бархат и парчу. Более скромного достатка люди одевались в бязь и мату. Ткани и богатство отделки главным образом отличали знать от простолюдинов. Из письменных источников, датируемых XVIII веком, можно узнать, что кыргызские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и шапки, отороченные драгоценным мехом. Опоясывались они красными шелковыми кушаками, носили обувь из красной кожи. Обувь в старину была разнообразная: отук, кепич, чарык, маасы — разновидности сапог, калош, шлепанцев из кожи.

Традиционный стиль одежды киргизов сохранился с XIII века.

Женская одежда

Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начала нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.

Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скреплялся серебряной фибулой. Фибула передавалась по наследству, ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Общим головным убором для женщин в XIX и начале XX века являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей: шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.

Плотно обхватывающая голову шапочка кеп-такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спущенных кос.

Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые кыргызки делали тюрбан из 20-30-метровой белой ткани, и он достигал огромных размеров. Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму. Тюрбан почти вышел из употребления в 1930-х годах, когда женщины начали заниматься общественно полезным трудом.

Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором.

В первый раз элечек надевали молодой, когда отправляли ее в дом мужа. Носили его и зимой и летом, без него не принято было выходить из юрты. С этим головным убором было связано благословение на счастье: «Пусть с твоей головы не упадет элечек».

Топу — головной убор, предназначенный для девушек до замужества, который украшался перьями птицы — «уку».

Шокуло — в XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы, к их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки высотой 25-28 см и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускающейся на спину.

Койнок — женское платье-рубаха, поверх которого надевается «чыптама» — безрукавка из бархата, расшитая пестрыми шелковыми нитками.

Кемсел — камзол с длинными рукавами, расшитый шелковыми нитками, бисером или стеклярусами в виде киргизских узоров.

Чепкен — стеганый наряд, предназначенный не только для повседневной жизни, но и для выхода в свет. Шьется из бархата или парчи.

Маасы — расшитая узорами обувь из сыромятной кожи, обычно черного цвета, сохранила свою актуальность и в наши дни из-за удобства при ношении. На улице поверх этой обуви надевают калоши, дома же маасы можно не снимать, а ходить в них как в домашних тапочках.

Белдемчи — одежда замужней женщины, надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком, швом «илме» (узоры его разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых «кочкорок»). Белдемчи шили из черного и цветного бархата — красного, зеленого, голубого или ярких полосатых либо узорных тканей. Белдемчи-разновидность юбки, которую одевали поверх платья.  В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс — баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.

Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже — вата), покрытый черной тканью, обычно бархатом.

 

Мужская одежда

Основными принадлежностями мужской нательной одежды у киргизов были рубаха и шаровары (койнек, шым). Распашную рубаху — жегде — шили обычно из белой бязи или маты. Покрой ее туникообразный, к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы — кештек.

Жегде мужчины начинали носить с шести-семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывали и носили поверх шаровар.

С начала XX века у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака). Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда — халат. Без нее раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.

Ак-калпак. Войлочный колпак светлых тонов, вышитый узорами в контрастных тонах, — старинный киргизский головной убор конусообразной формы, который шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая от солнца. Ак-калпак — универсальный мужской головной убор, который защищает от зноя летом и от ветров с морозами — зимой. Несмотря на общепринятый фасон, этот вид убора все же разнообразен в покрое. У знатных людей ак-калпак был с высокой тульей, поля подшивали черным бархатом. Более скромного достатка киргизы свои колпаки оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной тканью. В XIX веке производство ак-калпака было чисто женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления одного такого колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, руном также расплачивались за работу. В династийной хронике «Тан-Шу» в повествованиях о древних кыргызах отмечено: «Их предводитель зимою носит соболью шапку, а летом — шапку с золотым ободочком, коническим верхом и загнутым низом. Остальные носят белые войлочные шляпы».

Тебетей — распространенный зимний головной убор, непременная часть мужского костюма кыргызов, имеющий четырехклинную тулью. Шьют его, как правило, из бархата или сукна, края отделывают дорогим мехом — куницы, песца, соболя, лисы. Кызыл тебетей — красный тебетей надевали на голову человека при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его визитной карточкой был предъявленный гонцом тебетей этого важного человека.

Кементай — широкий войлочный халат, который защищал от холода и дождя. В прошлом это была одежда скотоводов, а богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. Разница состояла в более ярких тонах, отделке и аксессуарах.

Чапан — мужская и женская одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом. Каптама чапан — покрой свободный, рукава обшивные с округлой проймой, подол и рукава обшиваются шнуром.

У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой. В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба — ичик. Исходя из материальных возможностей, ее шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки — белбоо. В южных районах для этой цели использовали платки. У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебряными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающие древнетюркские наборные пояса.

К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков. Она является разновидностью тюбетейки — аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под  головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где, как и в других районах Кыргызстана, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул,дака.

 http://www. kyrgyzstantravel. info/culture/handicraft-ru. htm

 

 

krg.rus4all.ru

Россия для всех

Так как стиль любой традиционной одежды изначально формировался в силу климатических и природных условий, у киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла — зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Традиционной одежде отчасти присущи черты одежды кочевников — киргизы издревле занимались земледелием, но большая часть вела кочевой образ жизни. Постоянный поиск хороших земель для выпаса был основной причиной кочевья, а поголовье скота — основным видом благосостояния киргизов. Особой ценностью у народа пользовались меховые изделия из шкур соболя, енота, куницы, горностая, песца. Из мехов и шкур шили шубы, тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Основной вид верхней одежды изготавливался из шерсти домашних животных, преимущественно из овечьей.

Несмотря на общий тип и фасон, существовали различия в одежде у простого народа и более знатными зажиточными людьми. Так как основные маршруты Великого Шелкового пути пролегали через многочисленные земли кыргызских племен, кыргызы, вовлеченные в международную торговлю, могли позволить себе изыски текстиля того времени — шелк, бархат и парчу. Более скромного достатка люди одевались в бязь и мату. Ткани и богатство отделки главным образом отличали знать от простолюдинов. Из письменных источников, датируемых XVIII веком, можно узнать, что кыргызские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и шапки, отороченные драгоценным мехом. Опоясывались они красными шелковыми кушаками, носили обувь из красной кожи. Обувь в старину была разнообразная: отук, кепич, чарык, маасы — разновидности сапог, калош, шлепанцев из кожи.

Традиционный стиль одежды киргизов сохранился с XIII века.

Женская одежда

Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начала нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.

Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скреплялся серебряной фибулой. Фибула передавалась по наследству, ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Общим головным убором для женщин в XIX и начале XX века являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей: шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.

Плотно обхватывающая голову шапочка кеп-такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спущенных кос.

Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые кыргызки делали тюрбан из 20-30-метровой белой ткани, и он достигал огромных размеров. Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму. Тюрбан почти вышел из употребления в 1930-х годах, когда женщины начали заниматься общественно полезным трудом.

Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором.

В первый раз элечек надевали молодой, когда отправляли ее в дом мужа. Носили его и зимой и летом, без него не принято было выходить из юрты. С этим головным убором было связано благословение на счастье: «Пусть с твоей головы не упадет элечек».

Топу — головной убор, предназначенный для девушек до замужества, который украшался перьями птицы — «уку».

Шокуло — в XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы, к их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки высотой 25-28 см и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускающейся на спину.

Койнок — женское платье-рубаха, поверх которого надевается «чыптама» — безрукавка из бархата, расшитая пестрыми шелковыми нитками.

Кемсел — камзол с длинными рукавами, расшитый шелковыми нитками, бисером или стеклярусами в виде киргизских узоров.

Чепкен — стеганый наряд, предназначенный не только для повседневной жизни, но и для выхода в свет. Шьется из бархата или парчи.

Маасы — расшитая узорами обувь из сыромятной кожи, обычно черного цвета, сохранила свою актуальность и в наши дни из-за удобства при ношении. На улице поверх этой обуви надевают калоши, дома же маасы можно не снимать, а ходить в них как в домашних тапочках.

Белдемчи — одежда замужней женщины, надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком, швом «илме» (узоры его разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых «кочкорок»). Белдемчи шили из черного и цветного бархата — красного, зеленого, голубого или ярких полосатых либо узорных тканей. Белдемчи-разновидность юбки, которую одевали поверх платья.  В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс — баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.

Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже — вата), покрытый черной тканью, обычно бархатом.

 

Мужская одежда

Основными принадлежностями мужской нательной одежды у киргизов были рубаха и шаровары (койнек, шым). Распашную рубаху — жегде — шили обычно из белой бязи или маты. Покрой ее туникообразный, к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы — кештек.

Жегде мужчины начинали носить с шести-семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывали и носили поверх шаровар.

С начала XX века у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака). Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда — халат. Без нее раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.

Ак-калпак. Войлочный колпак светлых тонов, вышитый узорами в контрастных тонах, — старинный киргизский головной убор конусообразной формы, который шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая от солнца. Ак-калпак — универсальный мужской головной убор, который защищает от зноя летом и от ветров с морозами — зимой. Несмотря на общепринятый фасон, этот вид убора все же разнообразен в покрое. У знатных людей ак-калпак был с высокой тульей, поля подшивали черным бархатом. Более скромного достатка киргизы свои колпаки оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной тканью. В XIX веке производство ак-калпака было чисто женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления одного такого колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, руном также расплачивались за работу. В династийной хронике «Тан-Шу» в повествованиях о древних кыргызах отмечено: «Их предводитель зимою носит соболью шапку, а летом — шапку с золотым ободочком, коническим верхом и загнутым низом. Остальные носят белые войлочные шляпы».

Тебетей — распространенный зимний головной убор, непременная часть мужского костюма кыргызов, имеющий четырехклинную тулью. Шьют его, как правило, из бархата или сукна, края отделывают дорогим мехом — куницы, песца, соболя, лисы. Кызыл тебетей — красный тебетей надевали на голову человека при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его визитной карточкой был предъявленный гонцом тебетей этого важного человека.

Кементай — широкий войлочный халат, который защищал от холода и дождя. В прошлом это была одежда скотоводов, а богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. Разница состояла в более ярких тонах, отделке и аксессуарах.

Чапан — мужская и женская одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты — белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды: найгут чапан — широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом. Каптама чапан — покрой свободный, рукава обшивные с округлой проймой, подол и рукава обшиваются шнуром.

У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой. В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба — ичик. Исходя из материальных возможностей, ее шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки — белбоо. В южных районах для этой цели использовали платки. У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебряными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающие древнетюркские наборные пояса.

К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков. Она является разновидностью тюбетейки — аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под  головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где, как и в других районах Кыргызстана, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул,дака.

 http://www. kyrgyzstantravel. info/culture/handicraft-ru. htm

 

 

krg.rus4all.ru

Как китайцы «окалпачили» киргизов (фото)

На фото – калпак из натурального войлока

Калпак — киргизский национальный головной убор, который не теряет своей популярности и в настоящее время. Его можно назвать визитной карточкой Кыргызстана. Парадная форма киргизских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак. В 2011 году в стране был учрежден День калпака, который теперь ежегодно отмечается 5 марта. К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, снимать следует только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности. Правда, чтобы найти сегодня в Киргизии настоящий калпак — из натурального войлока — придется обойти немало лавок и магазинов, зато калпаки из китайской синтетики продаются на каждом шагу. Корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко выяснила причину такого положения дел.

* * *

Как-то вместе с итальянским журналистом мы гуляли по красочному базару города Оша.

— Какой сувенир мне обязательно надо купить в Кыргызстане? — неожиданно спросил мой спутник.

— Купи себе калпак – киргизский мужской головной убор, — ответила я, не раздумывая. И мы отправились в сувенирные ряды.

Здесь меня ждало большое разочарование: мы обходили лавку за лавкой и никак не могли найти настоящий войлочный калпак («калпак» — тюркское написание названия национального головного убора, формой напоминающего колпак. — Прим. «Ферганы»). Везде продавали его подделку из китайской синтетики по 150 сомов (чуть больше $2). Наконец, в крайнем ряду мы нашли две лавки с настоящими калпаками — 1200-1600 сомов (примерно $17-22).

— Почему так дорого? — спросила я продавца.

— В стране нет войлока, — услышала в ответ.

— Как нет войлока? Овцы, что ли, перевелись? — не унималась я. Продавец лишь улыбнулся. Продал нам настоящий киргизский калпак, не уступив даже 50 сомов. А я решила узнать не только об истории этого головного убора, но и его современном производстве.

Калпак – символ гор

Ак-калпак — это головной убор, сделанный из белого войлока с черными бархатными отворотами. В народном фольклоре его форму связывают со снежной вершиной. Слово «ак», которое переводится как «белый», киргизы используют в нескольких смыслах, кроме обозначения цвета: чистый, честный, священный. В отношении калпака используются, скорее всего, два смысла — белый и священный.

К этому головному убору издревле было особое отношение: свой калпак нельзя передаривать — только передавать из поколения в поколение, он всегда должен быть чистым, его нельзя бросать, вертеть, снимать нужно только двумя руками, класть на специальное место или рядом с собой. А того, кто потерял калпак, обязательно ждут неприятности.


В лавке на базаре

Возможно, приставка «ак» используется также для самоидентификации киргизов, потому что родов и племен у народа много, а название «белокалпачные киргизы» — как бы одно на всех (тут вспоминаются имеющие автономную республику в Узбекистане каракалпаки, в переводе это слово означает «черные шапки». – Прим. «Ферганы»). В крупнейшем национальном эпосе «Манас» говорится, что «киргизы – это народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шанских гор, а основание — темное, как их подножия».

Калпак шьют из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Узоры традиционно вышивают шелковыми нитями, поля чаще всего оторачивают черным бархатом, верх украшается кисточкой, которая свисает спереди.

Калпак имеет много разновидностей, раньше по высоте и оформлению головного убора можно было немало узнать о человеке. Например, представители знати или артисты носили калпаки выше тех, что надевали простые люди. Калпаки «на выход» изготавливались из дорогого тонкого войлока и хорошего бархата и украшались особыми узорами. На свадебном калпаке жениха вышивались белые узоры.


В лавке на базаре

Этот универсальный головной убор, в котором не жарко летом и тепло зимой, изготавливают с разрезами спереди или по бокам. В ненастные дни можно опустить заднюю часть, чтобы дождь не попадал за воротник, а в жару — переднюю, чтобы получился козырек для защиты от солнца.

Калпаком в Кыргызстане очень гордятся. В виде этого головного убора делают автобусные остановки, калпаки надевает олимпийская сборная страны, в 2008 году даже была выпущена почтовая марка с его изображением — достоинством в 6 сомов, а в 2011 году учрежден День калпака.

Сшит калпак, да не по-калпаковски

О том, что калпак до сих пор остается неотъемлемым атрибутом одежды мужчин в Кыргызстане, свидетельствует огромное количество носящих его людей. Но все чаще предпочтение отдается «китайскому» калпаку, качество которого заметно отличается от настоящего. Я специально отсмотрела десятки фотографий, сделанных СМИ во время различных мероприятий: участники празднеств в честь Дня калпака, олимпийская сборная, даже некоторые депутаты — в китайской синтетике.


Остановка в виде калпака

Что произошло с этим популярным культурным атрибутом, почему его заменяет более дешевый синтетический аналог? Все просто: нерентабельно или лень производить качественный головной убор. Чтобы получить хороший войлок, надо выращивать определенные породы овец, состригать с них шерсть, перерабатывать ее в войлок и шить калпаки. Гораздо быстрее и намного выгоднее закупить китайский синтетический войлок и сшить сотни дешевых калпаков. Тем более что население не только само носит подделку, но и дарит ее иностранцам.

…Вернувшись в Бишкек, я позвонила в национальное объединение народных художественных промыслов «Кыял», о котором в одном из постановлений киргизского парламента говорится, что «это единственное предприятие, занимающееся производством и популяризацией киргизского народного прикладного искусства». «Там точно должны шить настоящие калпаки», — в этой уверенности я взялась за телефон. Меня перекидывали с одного номера на другой, «гоняли» по цехам: «Мы уже давно не шьем калпаки», «Звоните в другой цех, там точно шьют». И так раз за разом, пока я не поняла, что в «Кыяле» калпаки не производят. Расспросив знакомых, я получила номер женщины, которая занимается этими головными уборами, — руководителя Общественного фонда «Мин кыял» Айдай Асангуловой. Встречу она назначила мне как раз в «Кыяле», который, как оказалось, давно разделен на небольшие помещения, сдающиеся в аренду.


Синтетический калпак

Я приехала пораньше, чтобы до начала встречи успеть пройтись по сувенирным рядам Ошского рынка Бишкека. Такая же картина, что и на базаре в Оше — калпаки, коврики и прочие изделия из китайской синтетики. Видела и несколько вещей из натурального войлока. «Китайский» калпак можно купить за 150 сомов (чуть больше $2), цена войлочного начинается от 700 сомов ($10). Торговцы отвечали, что население чаще всего покупает синтетические калпаки. «Особенно много их берут в подарок иностранцам, потому что те не знают разницы», — откровенно сказала одна продавщица.

Новая концепция

Настало время интервью, мы устроились в небольшой мастерской, где клиент, манасчы (сказитель киргизского эпоса о богатыре Манасе. – Прим. «Ферганы») из Таласа, заказывал себе индивидуальный калпак, а две девушки отшивали заказы.


Калпаки из натурального войлока

«Около десяти лет назад на рынке Кыргызстана возникли проблемы с войлочными калпаками, и базары заполнились синтетическими изделиями, — начала свой рассказ Айдай Асангулова. — Раньше киргизский калпак изготавливался вручную, во времена СССР его начали массово и по единому стандарту производить на предприятии «Кыял». Калпак всегда бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Вроде люди знают про калпак и уважают его, но вдруг перешли на синтетическую подделку, которую стали дарить всем подряд, и этот национальный головной убор стал утрачивать свою ценность.

Свое детство я провела вместе с бабушкой. Все, что было связано с головой, в том числе шапки, она считала очень ценным. И в киргизском фольклоре сказано, что свой головной убор нельзя дарить, кидать, крутить, оставлять на полу. Сторона невесты никогда не дарит жениху калпак на свадьбу: мол, и так отдаем целую невесту, так еще и «голову» отдавать — не положено.


Калпаки фабрики «Кыял», 1980-е годы

Калпак — важная часть национального наследия, и я решила изучить его историю. Мы написали проект, получили грант и начали ездить по регионам, встречаться с этнографами и художниками, собирать фотографии из Госархива, смотреть старые фильмы. Много интересного о киргизской национальной одежде нам рассказывали носители традиционных знаний, старожилы деревень. К сожалению, с каждым днем их становится все меньше, с ними уходит и наша культура.

Так вот, раньше киргизы никогда не праздновали день рождения каждый год, они отмечали 12-летний цикл жизни – мучал. В 2011 году мы предложили современную концепцию калпака, основываясь на знаниях стариков, — головные уборы, символизирующие каждые 12 лет жизни человека каймой определенного цвета и особенным узором.


Разновидности калпаков

На 12-летие ребенка мы предлагаем калпак с зеленой каймой — цвета молодой травы — и узором в виде рогов барана, который символизирует начало превращения мальчика в мужчину. На 24-летие – калпак с голубой каймой и узором тундука (верхней основы юрты. – Прим. «Ферганы»), что означает, что мужчина начинает думать о создании своего очага. В 36 лет — коричневый цвет: мужчина-патриот и думает о своей земле. На калпаке вышит беркут, что означает, что человек смотрит на все сверху — с высоты лет. Кайма калпака для 48-летнего мужчины – бежевая, вышит барс: мужчина уже умен и может дать совет подрастающему поколению. Цвет каймы калпака для 60-летних – черно-белый. Такие шапки носили аксакалы, которые уже могли отличать черное от белого, то есть плохое от хорошего. В качестве узора мы решили использовать изображение оленя с ветвистыми рогами, что означает разветвление рода, потомство.


Современный дизайн калпаков

В 2011 году мы написали книгу о калпаке и вместе с Историческим музеем организовали выставку, на которой представили более 100 головных уборов – не только калпаки новой концепции, но и калпаки из фондов музея, Кыргызфильма, предприятия «Кыял» и даже изготовленные к «Олимпиаде-80». Некоторые старинные калпаки нам одолжили люди, другие мы получили в обмен на новые головные уборы во время наших полевых исследований».


Разновидности калпаков. Из фонда исторического музея


Разновидности калпаков, предоставленных киностудией «Кыргзыфильм»

Главная проблема –отсутствие войлока

В цехе предприятия «Кыял», где я брала интервью, калпаки вместе с двумя девушками отшивает директор объединения «Кыргыз Калпагы муундан-муунга» («Киргизский калпак из поколения в поколение») Клара Асангулова. Она рассказала, что раньше, когда эти шапки изготавливали вручную, каждый стежок на них что-то означал: защиту от сглаза или хвори. Сейчас люди просят изготовить калпаки с индивидуальным рисунком, некоторые — с лейблом своей компании и определенной высоты. Часто просят не слишком высокие, чтобы в калпаке можно было сесть в машину.


В цехе по пошиву калпаков

«Пока у меня четыре точки сбыта калпаков в Бишкеке и еще две — в Оше. Клиентура растет: люди начинают понимать, что такое хороший калпак. Но есть проблема дефицита хорошего войлока. После развала СССР исчезли овцы с полутонкой шерстью, той самой, из которой получается хороший войлок. Мы пытались делать войлок сами, но его количества хватило лишь на десять калпаков, а вот для ста единиц его надо заготавливать промышленными масштабами. Сейчас мы закупаем войлок у частных предпринимателей, которые в 1990-х купили станки у промышленных заводов. Войлока не хватает, и приходится неделями стоять в очереди, — посетовала Клара Асангулова. — Конечно, калпак надо возрождать, но делать это следует на государственном уровне, начиная от разведения нужной породы овец и заканчивая созданием завода по изготовлению войлока и пошиву калпаков. Вот тогда страна массово сможет сменить синтетику на традиционный головной убор».

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»

www.fergananews.com

Как в Кыргызстане колпак к флагу приравняли: selyanka1

«Радио Азаттык» — киргизская редакция «Радио Свобода» только что сообщило, что депутаты Киргизии подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак).  Проект закона также обязывает спортсменов носить национальный головной убор на международных соревнованиях. По мнению авторов документа, это необходимо для «духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа» и для того, чтобы «повысить узнаваемость народа Киргизии». Законопроект приравнивает ак калпак к государственному флагу, гербу и гимну.

Калпак – это кыргызский национальный мужской головной убор. Его называют “ак калпак”  (белый колпак),  так как  шьется в основном  из белого войлока.

Ак калпак мужчины начали носить в Средней Азии в древние времена, c XIII векa. Eго надевали от хана до бедняка, от молодых джигитов до аксакалов. Какой народ и кто именно изобрел этот головной убор, сейчас уже не узнать, но почти с уверенностью можно сказать, что кыргызы — единственные, кто до сих пор носит его в массовом порядке.

Калпак не только дополнял традиционную мужскую одежду, состоящую из войлочного или овчинного пальто и сапог, но и был главным атрибутом в установлении социальной принадлежности его носителя. Богатый человек носил калпак повыше – тот как бы прибавлял роста и делал человека более импозантным. Всаднику же калпак придавал мужественность благодаря устремленным вперед изогнутым углам. И именно в нем исторически выработался стойкий художественный вкус, уходящий своими корнями в глубину веков.

Для калпачного войлока служит вымытая, вычищенная, вычесанная, нигде не использованная белая тонкорунная шерсть. После изготовления войлока, его художественно кроят, а потом вырезают.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления калпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Каждый элемент калпака не случаен. Этот старинный национальный головной  убор  шьется из четырех клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья.
На макушке калпака пересекаются 4 линии окантовки:
1.Олицетворение солнца.
2.Символ жизни, бытия и существования.

Верх обязательно украшает кисточка. Она должна всегда находиться спереди: кисточка символизирует арчу, которая у кыргызов ассоциируется с вечностью.
Кисточки на макушке:
1. Олицетворение потомства и пускание глубоких корней.
2. Символ мир, достатка и сытой жизни.
3.Олицетворяет радостную молодость и почтенную старость.

Разновидность колпака — ай калпай, была без разрезных полей. А уж об орнаментах, украшающих белый войлок калпака, сложены сотни легенд.

Существует около 80 видов калпака. Делятся они по форме, сложности изготовления, значению и, конечно же, цвету. Точнее сам ак калпак, на то и “ак”, что всегда традиционно должен оставаться белым, а вот окантовка меняется в зависимости от возраста.

Зеленая или красная окантовка – детский калпак. Его надевали мальчики. Зеленый цвет — символ молодости, и он показывал, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны всему учиться

Синяя или голубая окантовка – юношеский ак калпак. В таком цвете ходили молодые люди после 20 лет. Цвет неба говорил о росте и взрослении.


Калпак с коричневым кантом надевали мужчины за 30, когда уже росла семья, главы семей накопили достаточно жизненного опыта и могли приносить пользу своей родине.

Коричневый на бежевый цвет окантовки мужчины меняли уже в зрелом возрасте, после сорока. Когда могли подавать пример другим, подрастающему поколению.

Черный кант появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Черная линия на белом фоне означает мудрость. А вот если пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, это означало: повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Самый почетный полностью белый калпак — головной убор старейшин, аксакалов. Дарят его только в знак признания лидерства человека.

Парадная форма кыргызстанцев на различных официальных мероприятиях, спортсменов из КР на международных соревнованиях обязательно включает в себя именно белый калпак. При назначении на должность либо избрании чиновников их обязательно чествуют белым калпаком: традиция дарения калпака в  суверенном Кыргызстане вошла даже в государственный этикет!

Считается, что парламентскому государству как нельзя лучше соответствует именно калпак, как самый демократичный головной убор. Также его называют и самым мобильным, и самым практичным: калпак благодаря окаймленным клиньям можно сложить вчетверо без ущерба для его формы; можно вывернуть наизнанку, ведь изготавливается он из мягкого войлока; в непогоду калпак не пропускает дождь и снег и согревает, а в жаркие дни – охлаждает.

В эпосе “Манас” кыргызский  народ характеризуется как “народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание темное, как подножие гор”.

B 2011 году даже учредили специальный национальный праздник с целью популяризации национального головного убора. Празднуют его 5 марта.

В этот день в школах и лицеях традиционно проходят классные часы на тему о калпаке, в музеях и театрах – презентации на тему исторических корней происхождения калпака, в столице организуются всевозможные флешмобы, активисты молодежных движений даже выходят на праздничный парад, учащиеся школ и студенты вузов устраивают различные национальные игры на центральной площади, исполняют танец кочевников  “Кара жорго”.

Огромный, специально изготовленный к этому случаю, 3-метровый калпак традиционно проносят по центру Бишкека и мимо столичной мэрии, а на площади Ала-Тоо уже несколько лет подряд организуется праздничный концерт.

По данным пресс-службы  мэрии Бишкека, самый крупный в мире ак калпак – это точная копия традиционного головного убора, изготовленная в соответствии со всеми традициями из естественных материалов.

И ак калпак идет всем. Узнаете знаменитостей?

selyanka1.livejournal.com

Национальный головной убор | Культура и искусство

В Киргизии сегодня отмечают День национального головного убора киргизов — ак-калпака, что в переводе на русский язык означает «белая шапка».

По случаю праздника на центральной площади Бишкека состоялся целый ряд мероприятий, в том числе студенческий марш и выступление духового оркестра Генерального штаба Вооруженных сил республики. Кроме этого, на площадь привезли изготовленный народными умельцами головной убор высотой почти 3 метра. Авторы этой работы не знают, является ли она мировым рекордом или нет. «Нам это без разницы, главное, чтобы людям понравилось», — уверяют принимавшие участие в его изготовлении женщины.

Первые упоминания об ак-калпаках относятся к XIII веку. Его изготовлением занимаются исключительно женщины, а носят — только мужчины. Сделанный из войлока конусообразный головной убор киргизов внешне очень напоминает очертания снежных вершин Киргизского хребта. Он успешно защищает владельца от летнего зноя и зимних холодов. По обрамлению краев «белой шапки» можно судить о возрасте или социальном статусе владельца. В прежние века богачи предпочитали высокие ак-калпаки. Современные киргизы любят колпаки пониже — в них удобнее передвигаться по своим делам на автомобиле. Если на ребрах колпака пришита красная, зеленая или синяя лента, то его владельцем является ребенок либо подросток. Поколение средних лет носит колпаки с коричневой или черной окантовкой, а аксакалы (пожилые мужчины) — с белой.

После развала СССР в республике резко сократилось поголовье мериносных овец и сырья для изготовления головных уборов стало не хватать. Предприимчивые китайцы в этот период наладили поставки в Киргизию синтетического войлока. Однако искусственные «белые шапки» настолько не понравились киргизам, что в парламенте страны даже прозвучал призыв запретить их ввоз из КНР.

Сотрудники предприятия народного промысла «Кыял» уверяют, что спрос на колпаки в стране постоянно растет. Причем, большинство клиентов требуют, чтобы вышивка на нем была обязательно ручной работы. Популярностью они пользуются и среди иностранцев, которые охотно приобретают их в качестве сувениров. А, например, российские туристы нашли «белой шапке» и практическое применение — они берут ак-калпаки в баню, поскольку париться в них очень комфортно.

Во всем мире кроме киргизов белые войлочные колпаки носят только казахи, но у них они несколько отличаются по форме.

05.03.2016 04:26

densegodnya.ru

от монголки до турецких шапок

Головные уборы впервые среди мужчин стали практиковаться еще в Древних эпохах, есть изображения со шляпами и другими схожими изделиями на изображениях фараонов. С течением времени и для мужчин видоизменялись, но есть те модели, которые остаются в глубоком почете уже несколько столетий. Это национальные головные уборы разных стран и народов, которые являются реликвией и традицией нации.

Такого рода головные уборы сегодня носятся редко, но не подвергаются изменениям и модным тенденциям, сохраняя первозданный вид. Дизайнеры и стилисты славянские, восточные, западные и другие национальные головные уборы относят к разряду специфичных мужских шапок и шляп. Но есть страны и народы, которые до сегодняшнего дня укрывают голову традиционным убором, при этом, не выделяясь из толпы.

Содержание материала:

Головные уборы различных народов мира

Каждый народ имеет свои ценности, традиции и обычаи, которые касаются поведения человека, исторически сложившихся фактов и религии, внешнего вида и предметов одежды. То же самое можно сказать о головных уборах, которые сегодня не утратили своей актуальности, а напротив, призывают воскрешать дух патриотизма. Если рассмотреть особенности национальных уборов для мужчин, можно понять, насколько богат духовно каждый народ.

Казахский

Самый популярный по всему миру, пожалуй, это казахский головной убор мужчин, который представлен в двух вариантах — борик и малахай, но сегодня малахай стал монгольским национальным предметом одежды. Борик изготавливали для молодых мужчин из 4 клиновидных отрезков, а для взрослых солидных мужчин — из 6. Внутри казахский мужской головной убор борик выполнялся из войлока, а снаружи обшивался дорогими тканями, главное чтобы количество фрагментов снаружи и изнутри совпадало.

Монгольский

Малахай — мужская шапка монголка, возникшая еще со времен нашествий монголо-татар. Это было конусообразная шапка в форме колпака из овчины. По краям шапки спускались длинные отвороты, защищая голову мужчин от суровых морозов и холода. После видоизменений меховая монголка стала больше напоминать крестообразную форму, ее стали обшивать мехами куницы, сурка, енота, лисы и других животных, но обязательно ворсом наружу из 4 или 6 кусков. Кроме того монгольский головной убор стал активно носиться и среди казахов после битв и нашествий.

Скандинавский

Киппер — это скандинавская вязаная шапка с ушками, изготавливаемая из шерстяного сукна и натурального меха, а также декорированная камнями и бисером. Носилась шапка скандинавка народом саамы, которые проживали на полуострове северо-запада России. Такой убор изготавливался из синего, красного или черного материала с подкладкой, за основу берету олений мех. Внизу шапки предусмотрена цилиндрическая форма, украшаемая цветной тканью, жемчугом и бисером, переходящая в наушники с завязками.

Казачий

Среди казаков сначала активно носились уборы в виде бурки вильчура и шапки-кабардинки, но после прихода Белой армии стали национальными шапки колчаковки, названные в честь адмирала А. Колчака. Визуально шапка напоминала фасон малахая, изготавливаясь из сукна с тремя отворотами, но к ней приставляли козырек. После того как в битвах одержала победу Красная армия, шапку переименовали в буденовку, оставив ей звание национального головного убора казаков.

Афганский

Национальный афганский головной убор мужчин — это паколь или пуштунка, а именно шапка в цилиндрической форме берета ручной вязки. Состоит берет из 6 и более швов, его диаметр составляет приблизительно 60 см, разматываясь свободно в высоту. Среди афганцев такой берет называется «Khowar». Головной убор отличается практичностью, он отлично защищает от жары, сберегает тепло во время холодов, его легче использовать, чем чалму.

Чеченский

Если рассматривать чеченский национальный головной убор — это папаха, которая популярна по всему миру. При помощи такого головного убора мужчины подчеркивают свою мужественность и силу. Шапка имела конусообразную форму, изготавливалась исключительно из овчины. Для солидных и состоятельных чеченцев папахи шили из шкур бухарских овечек, а для летнего сезона предлагались изделия из войлока.

Турецкий

Турецкий головной убор национального костюма также известен всему миру — это была красная феска. Визуально шапка напоминала колпак цилиндрической формы, изготавливался он из красной шерстяной материи. Снаружи по краю феска перевязывалась золотой или серебряной нитью, голубой или черной шелковой нитью. Название головного убора произошло от города родоначальника — Феса недалеко в Марокко.

Башкирский

Головной башкирский убор из национального костюма — это тюбетейка (тубэтэй), которую много столетий предпочитают носить буряты. Для пожилых мужчин изготавливают изделия из темных тканей, а молодым доступны самые яркие расцветки — красный, зеленый, синий цвет. Основное отличие тюбетейки — наличие вышивки, а также наличие декора из бисера, позумента и кораллов. Шапки изготавливаются из суровых видов меха — медвежий, рысий, лисий и волчий мех.

Армянский

Если рассматривать армянский национальный головной убор — это папаха в виде конуса, дополненная остроконечной красной верхушкой из шелка. Папаха изготавливалась из шерсти, натурального меха и других тканей. Западные армяне предпочитали носить папахи из разноцветной или однотонной шерсти, но с преобладанием красного цвета. Нередко верхушку папахи дополняли скрученным в жгут платком.

Восточный

Восточный головной убор на самом деле может быть представлен в нескольких вариациях, так как к восточным нациям относятся сразу несколько народностей. Это может быть тюбетейка, чалма, феска, и другие восточные шапки и шляпы, которые являются национальной традицией того или иного народа. Но самой распространенной все же считается тюрбан, который обворачивался вокруг головы из легкого полотнища ткани.

Чувашский

Национальный чувашский головной убор для мужской половины общества представлен в летнем и зимнем варианте. Летние шляпы называются ялкас, а именно головной убор из черного или белого войлока. А вот зимние шапки изготавливали из натуральных мехов, сукна и кожи, называя их çĕлĕк.

Украинский

Украинский мужской головной убор был представлен в разных моделях согласно разным эпохам и культурам. Но чаще всего такие шапки предполагали конусообразную, цилиндрическую и округлую форму из овчины, сукна и шерсти. Последняя национальная модель — это кучма, а именно барашковая шапка большой высоты. Также к национальному костюму мужчин относят шапку треух с удлиненными наушниками для зимнего сезона и соломенную шляпу бриль для лета.

Немецкий

Среди немецких мужчин национальным головным убором стала тирольская шляпа из фетра, которая чаще всего изготавливалась из классической зеленой ткани. К шляпе предполагался шнур с петлей, который нужно было обматывать по диаметру тульи. А в качестве декора выступало перо или специально созданная под шляпу метелочка.

Африканский

Для народов Африки, Азии и Аравийского полуострова национальным мужским головным убором стала чалма или тюрбан из шелка или хлопка. Несшитое длинное полотнище ткани обматывали вокруг головы, защищая ее от порывов ветра и солнечных лучей. Классический вариант — черная ткань, а также тысячи вариаций, как заплести чалму. А вот зеленую чалму могут носить только особенные мужчины — прямые потомки Пророка, а также те, кто прошел хадж в Мекку.

Испанский

Для испанцев национальным мужским головным убором стала монтера из велюра или бархата, выполненная в виде небольшой круглой шапочки с рожками. Это была черная ткань, собранная в складки таким образом, чтобы напоминать завитые волосы.

Киргизский

Национальным головным убором для этих мужчин выступала войлочная шапка с плоской тульей из 4 клиньев, отточенная мехом лисы, соболя, овчины. Шапка выполнена в округлой форме колпака с небольшим отворотом, приподнятым вверх. Если на ней изображена вышивка, тогда это женский национальный головной убор Киргизии.

Грузинский

Кавказские головные уборы отличаются своим колоритом, в том числе и модель грузинов — сванка из шерсти. По виду это лаконичный и простой головной убор, сохраняющий тепло в холодную пору года. Практичность сванки заключается в том, что ее можно носить и навыворот. Визуально она выглядит, как округлый купол без отворотов.

Американский

Для мужчин этой национальности национальным убором считается панама, выполненная из картона или хлопка. Но классические первые модели изготавливались из соломы, помещающиеся в карман. Свое начало головной убор берет с Эквадора, а в Латинской Америке представлено несколько разновидностей панамы.

Вьетнамский

Мужской головной убор мужчин этой нации — это соломенная шляпа из шелка, пальмовых волокон и соломы, настоящий символ Азии. Ее округлая форма с острым наконечником вверх и спускающимися вниз краями отлично защищает от солнца, ветра и осадков благодаря наличию шелковых лент.

В каких странах в наше время до сих пор носят национальные головные уборы?

Самый распространенный по всему миру национальный головной убор — это американская панама, которая носится и по сей день представителями обоих полов. Также не утратил своей актуальности национальный киргизский убор для головы — это войлочная шапка. Мексиканцы и по сегодняшний день носят свои шляпы сомбреро, как и вьетнамские трудолюбивые мужчины, проводившие все свое время под лучами солнца. Кавказские мужчины, соблюдающие культурные и религиозные традиции, предпочитают и сегодня носить папаху.

Идет ли Вам сомбреро?

ДаНет

Вывод

Национальные костюмы сегодня являются большой редкостью и чаще всего хранятся в музеях и других культурных учреждениях стран. То же самое можно сказать и о национальных головных уборах всех народов, многие из которых уже утратили свою актуальность или претерпели видоизменения. Но есть и несколько стран, в которых мужчины по-прежнему ежедневно надевают привычный национальный убор, поэтому важно знать все названия и особенности национальных головных уборов.

Рейтинг автора

5

Автор статьи

Мужский стилист-имиджмейкер

Написано статей

28

Загрузка…


 

afmen.online

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о