Еврейский мужской головной убор – Традиционные головные уборы евреев: интересные факты

Традиционные головные уборы евреев: интересные факты

Многие из нас ясно представляют себе, о чем идет речь, когда упоминается головной убор, который носят ортодоксальные евреи. Однако на вопрос «как называется головной убор евреев» правильно ответит не всякий. Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе и узнать побольше об этом древнем народе и его традициях.

Головной убор евреев: название

Традиционный головной убор мужчин-евреев носит название «ермолка» или «кипа». Считается, что свое название эта маленькая круглая шапочка получила от словосочетания «боящиеся царя», что на иврите звучит как «йерей малка».

Головные уборы евреев: интересные факты

Ношение кипы связано с почтением к Богу, которое мужчины-иудеи выражали, покрывая голову шапочкой. Некоторые евреи стали носить ермолку постоянно, демонстрируя окружающим, что все их поступки направлены на служение Всевышнему.

Знающему человеку очень легко определить конфессиональную принадлежность иудея по его кипе. Так, если мужчина носит вязаную ермолку, то он является религиозным сионистом, кожаную черную – американским неоортодоксом, большую белую – последователем рабби Нахмана и так далее.

Большинство ультраортодоксов уверены, что покрывать голову только ермолкой недостаточно благочестиво. В связи с этим они настаивают на необходимости надевать дополнительный головной убор во время молитвы.

Очень маленькая кипа, которую иногда сложно заметить в густых волосах её носителя, называется кипат-груш. Зачастую ношение подобной ермолки говорит о том, что мужчина планирует насовсем снять её, но пока стесняется это сделать.

Головные уборы евреев всегда находятся, что называется, под рукой у их хозяев. Так, религиозные иудеи всегда носят кипу на голове, светские же люди кладут свою ермолку в карман, бардачок автомобиля или сумку, так как они не нуждаются в ней в повседневной жизни.

Существует категория евреев, относящих себя к атеистам. Они не носят кипу и утверждают, что головным убором для них служит небосвод.

Особое место в иудейской культуре занимают вязаные головные уборы евреев. Согласно романтической легенде, их придумали девушки, состоявшие в членах религиозных молодежных движений. Они вязали ермолки молодым людям, к которым испытывали симпатию. К слову, вязание кип и по сей день является, пожалуй, любимым вариантом женского рукоделия. Вы можете встретить евреек, вяжущих ермолки, практически повсюду: в общественном транспорте, в очереди к врачу или на скамейке в городском парке.

В синагогах израильской армии имеются специальные ермолки защитного цвета. Также периодически звучат призывы обязать всех религиозных солдат носить такие кипы.

Традиционные головные уборы евреев сегодня имеют право носить не только мужчины, но и женщины. Но в этом случае представительница пола, надевшая ермолку, уже не считается ортодоксальной еврейкой. Её относят к реформистскому или консервативному направлению.

В последнее время в магазинах Израиля всё чаще можно встретить забавные детские кипы, которые с трудом можно связать с религиозными традициями, так как они большей частью украшены разноцветными рисунками и изображениями популярных мультипликационных героев: Микки Мауса, Спанч Боба и прочих.

fb.ru

как называется и описание :: SYL.ru

Среди символов религиозной идентичности иудеев есть множество прелюбопытных вещей, которые очень сильно выделяют их из современного мейнстрима, заданного европейской культурой. Среди прочего таким предметом является характерная небольшая шапочка, которую правоверные иудеи носят на голове. О том, как называется еврейская шапочка на затылке и что она значит, мы и поговорим в этой статье.

Название

Верующего религиозного еврея выделяет из толпы характерная еврейская шапочка. Как называется она, запомнить несложно, потому что это совсем простое слово – «кипа». Впрочем, у нее есть и другое название. И наверняка вы думали про себя, увидев человека, голову которого покрывает еврейская шапочка: «Как называется?» Фото такого убора вы можете увидеть ниже. А другое название, присущее этому элементу еврейского туалета, — ермолка.

Описание

Это совсем небольшая, чаще всего вязаная или сшитая из нескольких кусков ткани шапочка, которая прикрывает макушку. У нее нет функционального назначения. Весь ее смысл коренится в религиозной традиции. Поэтому часто ермолку носят даже тогда, когда на голову надевают другой головной убор, например, шляпу. Разумеется, такие шапочки иногда могут слетать, например, под порывом ветра. Чтобы избежать такой досадной ситуации, некоторые евреи прикрепляют ее к волосам с помощью специальной заколки.

О ношении кипы

Выше мы выяснили, как называется еврейская шапочка на голове у верующего иудея. Теперь же подробнее остановимся на смысле этого обычая. Итак, в древности покрытие головы было символом преклонения человека перед Богом. Так, если в наше время в знак уважения шляпу принято снимать, то в древней Палестине, напротив, голову покрывали. Эта же традиция сохранилась и в иудаизме, как религиозной системе. Но если раньше для покрытия головы использовали в основном молитвенное покрывало, то сегодня на передний план вышла как раз эта самая еврейская шапочка. Как называется такое покрывало, то же не секрет – талит. В общем-то, они и сейчас используются, но преимущественно служителями культа – раввинами, хазанами и так далее.

Носить головной ритуальный убор Библией полагается только служителям иерусалимского Храма, которого уже без малого две тысячи лет, как не существует. Впрочем, обычай покрывать голову кипой и не имеет статуса закона. Это благочестивый обычай. Ортодоксальные евреи носят его постоянно. Приверженцы консервативного крыла надевают ермолку только во время молитвы и еды. Адепты реформистских иудейских объединений считают, что ношение кипы является личным выбором человека, но, в принципе, необязательным. Интересно, что надевать ермолку могут и иноверцы, и люди неверующие – во-первых, когда входят в синагогу (иногда это даже вменяется в обязанность), а во-вторых, в любое время по личному желанию, дабы выразить уважение или солидарность с еврейским сообществом и религией (зависит от контекста ситуации).

Следует учесть, что ермолка — это мужской головной убор. В некоторых течениях иудаизма, тем не менее, женщинам также дозволяется характерная еврейская шапочка. Как называется такая шапочка в данном случае, традиция не сообщает. Скорее всего, точно так же.

Виды ермолок

Существует множество видов и фасонов, которые может иметь еврейская шапочка. Как называется тот или иной из них, изучить и описать очень сложно, так как классификация может осуществляться не только по размерам, материалам, формам и цветам, но и по внутриобщинным традициям. Однако если изучить всю эту систему, то по ермолке будет легко вычислить, к какому религиозному течению принадлежит еврей. А в ряде случаев узнать и кое-что еще. К примеру, ашкеназские евреи носят кипы, имеющие четыре или шесть клиньев. Цвета при этом выдерживаются строгие, чаще всего это черный. А вот сефарды, напротив, любят маленькие цветастые ермолки с вышивкой или орнаментом. Приверженцы хасидизма предпочитают прятать свои кипы под шляпами и меховыми шапками. Некоторые из них носят белые кипы в знак того, что они занимаются изучением каббалы. Кстати, существуют и специальные кисточки, которыми может украшаться еврейская шапочка. Как называется с косичками кипа, сделанная из бархата, тоже известно — штраймл. А вот хабадники носят строгую шестиклинку черного цвета.

Этимология

Происходит слово «ермолка» от тюркского языка и чаще всего связывается со словом «ягмурлук», которое означает «дождевик». В употребление среди евреев это слово вошло через польский язык, в котором оно означает шляпу. Другие теории возводят слово «ермолка» к еврейским или арамейским корням и придают ему значение «боящийся Бога» или «страх перед царем». А вот что касается слова «кипа», то оно означает на иврите просто «покрытие». Так же называется, к примеру, купол, как архитектурный элемент. Кстати, говоря о том, как называется еврейская шапочка на голову, не лишним будет упомянуть и то, что ударение в еврейском языке в слове «кипа» падает на последний слог, тогда как в русском – чаще всего на первый.

www.syl.ru

Еврейская шапочка: виды, особенности

У каждой народности и национальности свои традиции, культура и даже наряды. Например, многим известна еврейская шапочка. Как называется она, однако, знают далеко не все. А называют ее «кипа», что в переводе с иврита означает «купол».

Немного истории

Изначально иудеи покрывали головы только во время молитв, показывая тем самым уважение к Всевышнему. К тому же носить кипы должны были жрецы храмов. Однако со временем они стали почитаться и благочестивыми евреями. Кстати, название шапочки еврейской символизируют своеобразную наивысшую точку в рамках микрокосма.

Особенности еврейских головных уборов

Что касается кипы, то она либо шьется, либо вяжется и является небольшой круглой шапочкой, которая прикрывает макушку. Ее можно носить отдельно, а можно поддевать под верхнюю шляпу. Если кипа совсем неглубокая, ее крепят к волосам с помощью заколок. Эта еврейская шапочка должна носиться во время религиозных служб, правда, это не оговорено ни Торой, ни Талмудом, а потому является не законом, а, скорее, обычаем. Однако ортодоксальные иудеи предпочитают носить кипу всегда, и приучают к этому детей с 13 лет.

Как правило, еврейская шапочка кипа может многое рассказать о своем хозяине. Например, иудеи-ашкеназы носят убор, состоящий из четырех или шести клиньев черной ткани с белым подкладочным материалом. А религиозные сионисты предпочитают вязаные кипы голубого или белого цвета. В современном Израиле можно встретить и кипы большого размера, которые по окружности имеют выделяющуюся полоску. Это говорит о том, что носитель шляпы относит себя к сторонникам учения рава Авраама Ицхака Кука.

Еще одна популярная еврейская шапочка носит интересное название «штраймл». Это черная ермолка, сшитая из бархата и отороченная по краям хвостами соболя или лисы. В Израиле разновидностей этого головного убора насчитывается не один десяток. Согласно правилам, штраймлы должны носить женатые мужчины, но в некоторых семьях их надевают мальчики уже с 13 лет. Кстати, кипу полагается носить на макушке, но многие новички стараются пристроить ее поудобнее на затылке.

Еврейская шапочка, по местным обычаям, обязательно должна надеваться в важные, с точки зрения религиозных событий, дни, например, в Судный день или в день памяти умерших. Исторические факты говорят о том, что в СССР в кипе можно было появиться только в зоне еврейской общины, и даже был введен штраф за нарушение этого правила. И сегодня в некоторых странах иудеям рекомендуется не привлекать к себе внимание колоритными головными уборами, особенно там, где сильны антисемитские настроения.

Мало кто знает, но в России своеобразной разновидностью кипы была ермолка. Правда, она имела некоторые конструктивные отличия, но в общем и целом схожих элементов было намного больше. К популярным головным уборам Израиля можно отнести кнейч – это шляпа, имеющая широкие поля и продольный залом. Как правило, она шьется из черного фетра. Обычно эта разновидность шляп носится литовскими евреями. Польские иудеи предпочитают шляпу с необычным названием капелюш: она похожа на кнейч, но не имеет изгибов и заломов на тулье.

fb.ru

почему евреи носят такую одежду (13 фото)

Ортодоксального еврея трудно не заметить в толпе — необычная одежда всегда выдает их. Но почему именно такие фасоны и цвета? Давайте разбираться…
Ортодоксальный еврей должен ежедневно соблюдать минимум 613 правил «Пятикнижия». Согласно им, кошерной бывает не только еда, но и одежда. Блогер Сергей Анашкевич решил разобраться, как именно одеваются религиозные евреи, и почему у них такая одежда.

Если вы думает, что они все одинаково черно-белые, то очень ошибаетесь. Оказывается, только черных шляп существует 34 вида, каждый из которых несет информацию о своем хозяине. Знающие люди по цвету чулок, материалу лапсердака и форме головного убора могут точно указать: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

— Ребе, разве Авраам ходил в черном сюртуке?
— Я не знаю, – ответил ребе, – ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

Уже в библейское время евреи одевались иначе, чем другие народы, и, по мнению еврейских мудрецов, народ Израиля удостоился выхода из Египта благодаря тому, что не изменил своей одежде. Еврейский народ с тех времен рассеялся по всему миру. Но только религиозные его представители, встретившись, смогут узнать в друг друге собрата по крови по характерному виду черной одежды.

По мнению самих ортодоксов: «Одежда не столько скрывает, сколько обнажает сущность человека. Написано: «Будь скромен перед Всевышним». Мы предпочитаем темные костюмы, потому что они скромны, праздничны и опрятны. Именно поэтому «в моде» ортодоксального еврейства — белые рубашки. Именно поэтому богобоязненные евреи никогда не позволят себе выйти на улицу в сандалиях на босу ногу».

Существует базовая одежда – галахическая, которую надевает любой еврей, соблюдающий заповеди. Эта одежда предусматривает покрытие головы и цицит с 4 краями. Обязательным элементом является четырехугольная накидка (пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (или арбеканфес), может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Ее изготавливают из белой шерсти с черными полосами или без них. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис – кисти, заповеданные Торой.

Если в кисти есть две (или одна) нити синего цвета, то, скорее всего, перед вами радзинский или ижбицкий хасид. Секрет изготовления тхэйлет – синей краски, получаемой из моллюска хилозон, был утрачен почти 2000 лет назад и заново открыт в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Однако его рецепт большинство раввинов не признали. У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Фрак не имеет карманов и застегивается справа налево, как и вся традиционная еврейская мужская одежда (по нееврейским стандартам «по-женски»), имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где хлястик).

Халаты – как правило, одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки – для занятий в ешиве или койлеле. В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ – бекече. И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани.

Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например, лацканы – заостренные или закругленные, или вместо обычных трех пуговиц – шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов. Кроме капотов есть еще бекечи (бекеши), жугшцы (джубе). И все это строго черного цвета.

Брюки могут быть или обычные черные, или до колена – еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы – зокн. В некоторых общинах в праздники или Шаббат принято менять черные гольфы на белые. Гэрские хасиды заправляют обычные брюки в гольфы. Это называется “казацкие” гольфы (козак-зокн).

Одежду нечерного цвета носят, главным образом, хасиды Реб Ареле и некоторая часть бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязаная кипа с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (кафтн).

Ткань кафтна — белая или серебряная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Вернемся к шляпам. Поверх кипы (ярмолки) еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. В редких случаях это может быть кепка старого европейского покроя, такую носят обычно старые хасиды из России и Польши – каскет (кашкет или дашек). Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков. В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По уверениям торговцев шляпами, их существует 34 основных типа, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми – плуш. Ее еще называют флиикер-теллер – по-простому летающая тарелка или супер. Она имеет широкие поля, но низкую тулью — всего 10 см.

Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов, ее обладатель наверняка венгерский хасид.

Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на дорогой гамбург (или мафтир-гитл) – без заломов и вмятин. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. Все они сделаны из твердого фетра.

Но самый «яркий» и выделяющийся из всех головной убор – штраймл. Это самая натуральная меховая шапка. Надевают ее только хасиды и только в Шаббат, йом тов, на свадьбе или для встречи с ребе. Причем их больше двух десятков типов.

Обычно, это черная бархатная кипа, отороченная лисьими или соболиными хвостами. Широкие и низкие, правильной цилиндрической формы собственно и есть «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые называются «чернобль», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка – «сподик».

Цена штреймла может достигать нексколько тысяч долларов. История штраймла началась много лет тому назад, когда неевреи приказали евреям одной из общин носить на голове хвост животного. Предназначение этого приказа заключалось в унижении и предании позору еврея. У евреев не было выбора, и они брали хвосты животных и делали из них шляпы.

Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобль – украинские, а сподик – польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха, колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершеннолетия, бар мицвы – в тринадцать лет.

В 2010 году Памела Андерсон, защитница животных и фотомодель, написал письмо депутатам Кнессета в надежде уговорить их ввести запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксов отказаться от ношения этих штраймлов.


ribalych.ru

Национальная еврейская шапочка — кипа :: SYL.ru

Каждый, кто впервые попадает в Израиль, замечает любопытную особенность местных мужчин — на головах многих из них надета своеобразная еврейская шапочка, название которой — кипа. В чем-то у неё есть отдалённое сходство со всем известной тюбетейкой, но это лишь на первый взгляд. Этот головной убор одновременно может служить и свидетельством глубокой религиозности его обладателя, и данью уважения к традициям, и символом принадлежности к уникальному по своей культуре народу.

Символическое значение иудейского головного убора

Еврейская шапочка, фото которой можно увидеть в начале статьи, на иврите называется — кипа. Израильтяне, произнося это слово, иногда ставят ударение на первом слоге, а иногда на втором. Нередко можно услышать и иное её название — ермолка. Так принято именовать её на другом еврейском языке — идишь, распространённом в основном среди европейских сынов Авраама. При всём разнообразии фактуры материала и его расцветок, фасон кипы, как правило, остаётся неизменным — круглой формы, плотно прилегающая к макушке головы, и лишённая каких-либо добавлений.

С давних времён эта еврейская шапочка – кипа служила символом единения с Богом. Она сделалась столь неотъемлемой частью национального религиозного костюма, что некоторые ортодоксальные иудеи одевают её под шляпу, и носят эти головные уборы одновременно. Для выражения своего преклонения перед Всевышним, в христианском мире мужчины обнажают головы, а у иудеев принято их покрывать. Для этого, в принципе, предоставлен широкий выбор, и зайдя сегодня в синагогу, можно увидеть и шляпы, и кепи, и даже бейсболки, но традиция отдаёт предпочтение именно кипе.

Головной убор в иудаизме

Нужно отметить, что описанная выше национальная еврейская шапочка — это дань установившемуся обычаю, а не требованию закона. В священных для каждого иудея книгах — Торе и Талмуде, нет указаний на то, что сыны Израиля обязаны покрывать свои головы. Единственное исключение делалось для коэнов — потомственных священнослужителей, выполнявших религиозные обряды сначала в Скинии, а затем в Иерусалимском храме до его разрушения.

Кто и в каких случаях покрывает голову

В настоящее же время ортодоксальные иудеи носят кипу постоянно. Их примеру следует достаточно многочисленная категория лиц, менее религиозных, но не желающих нарушать установившихся традиций. Есть также евреи, покрывающие головы лишь при посещении синагог и во время еды. Ну и, наконец, в Израиле, как и в любой современной стране, где религиозные законы не превалируют над гражданскими, есть весьма многочисленная прослойка граждан, открыто стоящих на позициях атеизма. Для них эта еврейская шапочка лишь дорогой сердцу, но ни к чему не обязывающий элемент национального самосознания. Кстати, находящимся на территории Израиля не евреям разрешается ношение кипы. Это даже приветствуется, как проявление уважения к нации.

Традиции в отношении дочерей Израиля

По правилам, установленным в иудаизме, взрослые замужние женщины также обязаны покрывать головы. Считается, что после свадьбы только муж вправе созерцать волосы своей благоверной. Но для этого используются либо сложенные на особый манер платки, либо парики. Последние особенно часто встречаются у представительниц ортодоксальной части населения страны. Женщины кипы не носят, за исключением небольшого числа последовательниц отдельных современных направлений иудаизма.

Смысловое содержание этих головных уборов

На улицах израильских городов невольно поражаешься, какой творческий простор для своих создателей представляет эта, казалось бы, простая еврейская шапочка. Внимательный наблюдатель заметит, что кипы бывают самых различных фасонов, размеров, цветов и фактур. Кроме того, оказывается, что они часто несут в себе определённую информацию, так как позволяют определить, к какому направлению иудаизма относится их владелец.

Ашкеназийцы, например, предпочитают кипы строгих цветов, сшитые из четырёх или шести клиньев. Обычно снаружи они чёрные, а внутри белые. Представители другого направления — сефарды носят шапочки маленькие, вязаные и украшенные орнаментом. Хасиды одевают свои кипы под шляпы. Этот перечень можно продолжать ещё очень долго.

Как держится еврейская шапочка на голове — это особый вопрос. Обычно она прикалывается к волосам двумя небольшими заколками – клипсами. Это удобно и надёжно, но как быть если мужчина лысый? Проблема, не имеющая решения. Кипа маленькая и плоская. Натянуть её поглубже невозможно, поэтому в ветреную погоду гоняются по тротуарам облысевшие потомки Авраама за своими ермолками.

Шапочка разового использования

Существует и ещё один, довольно распространённый вид — одноразовые кипы. Их выдают в местах религиозных мероприятий тем, кто явился с непокрытой головой. Так бывает на свадьбах, торжествах по случаю обрезания младенцев, траурных церемониях и так далее. Ярким примером может служить такая разовая еврейская шапочка, выдаваемая в Иерусалиме у знаменитой Стены Плача.

Здесь, как и во время молитв в синагоге, мужчины отделены от женщин, и обязаны покрывать голову в соответствии с традицией. Но поток туристов включает в себя, как представителей многих иных религий, так и вовсе не верующих людей. Вот для них и предусмотрены бесплатные разовые кипы, изготовленные из тонкого белого картона. Получив её, можно спокойно пройти на территорию, прилегающую к еврейской святыне, не нарушив традиций и не оскорбив чувств верующих. В дальнейшем эту шапочку можно выбросить или оставить в качестве памятного сувенира.

Кипы являются неотъемлемой принадлежностью иудеев во всём мире, но рассказ о них в данной статье ограничен лишь Израилем, так как там их носят открыто, не опасаясь возможных эксцессов со стороны антисемитов, что порой случается в других странах.

www.syl.ru

почему евреи носят на макушке небольшого размера шапочки

Почти у каждого евреи ассоциируются с небольшой шапочкой на голове и кудрявыми прядями волос. Кипа – этот тот самый головной убор. Откуда пошла традиция его носить?

echo.msk.ru

Кипу принято носить еще с древности. Оказывается эту маленькую шапочку считали за символ контакта с Богом. Во время служения Всевышнему нужно было обязательно покрывать голову.

echo.msk.ru

Некоторые евреи начали носить кипу каждый день, что показать свою преданность Богу.

Кипа – это не просто головной убор, это символ благочестивого еврея, который скромно, со смирением несет службу Всевышнему. Это маленькая, круглая шапочка, прикрывающую только макушку. Иногда кипу называют ермолкой.

diepresse.com

Мужчины-христиане снимают головной убор при входе в церковь. а иудеи, наоборот, одевают кипу. При этом в Торе не написано точных указаний, что верующим нужно покрывать голову. Евреи сами решили создать эту традицию.

echo.msk.ru

Глубоко верующие евреи носят кипу, практически не снимая. Некоторые только во время еды или при посещении синагоги. Но есть и те евреи, которые не принимают кипу за символ веры.

echo.msk.ru

Кипа – это чисто мужской головной убор. Женщины должны покрывать голову платками. Считается, что женщина-иудейка после замужества должна показывать свои волосы только мужу. Впрочем, такие традиции есть и в исламе.

echo.msk.ru

Ермолки бывают разными по цвету, материалу и форме. Более того, по кипе можно определить, к какому течению в иудаизме принадлежит ее владелец.

echo.msk.ru

Вот например хасиды одевают кипу под меховой шапкой или шляпой, которую еще называют штраймл.

echo.msk.ru

А какие у вас ассоциации возникают при слове “еврей”?

obaldela.ru

Традиционный еврейский мужской головной убор

Одни говорят: по законам Торы, ходить с покрытой головой — не обязательно, эта традиция сложилась в последнее время. Другие отмечают, что в Торе (см. Шемот, гл. 28, ст. 40) говорится лишь об одном виде одежд — одежде коэна, а она как раз и состоит из четырех частей, одна из которых — покрытие головы (на иврите — мигбаат).

Как же обстояло и обстоит сейчас дело в действительности?

Устная Тора, данная Моше Рабейну вместе с Торой Письменной, говорит о роли и функциях покрытия головы. В частности, речь идет о том, что такое покрытие призвано напоминать человеку, что его судьбой правит Всевышний. И даже само Имя — Всевышний (на иврите — Эль Эльон) прямо говорит нам — Кто там, “наверху”.

Об этом написано в Талмуде, где приводятся слова рава Гуны бен Иегошуа (трактат Кидушин, лист 31).

Более того, в трактате Шаббат (лист 156) рассказывается, что одна женщина услышала от астролога предсказание, что сын ее станет вором. С того самого момента она следила, чтобы ее сын (несовершеннолетний мальчик) никогда не ходил без кипы. И предсказание астролога не сбылось. Сын этой женщины вырос и стал великим Учителем Талмуда (речь о раве Нахмане бен Ицхаке).

В одном из листов Талмуда обсуждается духовная функция одежды главного коэна, в которой он служил в Храме в день Йом Кипура. О покрытии головы там сказано, что оно предназначено, чтобы нейтрализовать высокомерие и самомнение.

Подведем предварительные итоги.

Тора объясняет, что роль покрытия головы — укрепить человеческую духовность. В Храме коэну предписывалось ходить с покрытой головой, остальным — усиленно рекомендовалось.

После разрушения Храма покрытие на голове стало отличительной чертой людей, которые серьезно относились к своему духовному росту. И это стало непреложным правилом.

Это тысячу лет назад настолько распространилось, вошло в норму, что один историк, увидев в некоей общине еврейских мальчиков (не взрослых!) с непокрытой головой, высказал сильное удивление.

В Кодексе еврейской жизни (Шульхан Арух, 16 век) прямо сказано: “С утра ходить с покрытой головой…” (Шульхан Арух, Орах Хаим, статья 2).

Существует ли установленная форма покрытия или оно может быть любым?

Установленной формы нет. В качестве покрытия головы подойдет шляпа, кепка, берет и т.п. На практике, дома и на улице носят небольшую кипу (в переводе с иврита кипа — покрытие), сделанную из любого материала или вязанную.

Что касается размера кипы (в диаметре), он должен быть — “значимым”, то есть — не меньше тефаха (9 см или 4 дюйма).

Цвет кипы роли не играет. Впрочем, большинство предпочитает темные тона.

Все, что здесь сказано, относится к мужчинам. Женщины до замужества не покрывают голову. После замужества они обязаны делать это, используя платки, шляпы и т.п. Цвет покрытия, как и у мужчин, значения не имеет. Главное, чтобы волосы замужней женщины не виднелись из-под покрытия больше чем на тефах.

Рав Элиягу Эссас
Автор: Материал подготовил Asher Shaulov

stmegi.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *