Что такое кипа — ермолка, еврейский головной убор?
Кипа, или Ермолка — еврейский головной убор для мужчин. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, «верхушку» или какое-либо «покрытие» вообще (например: совр. «Железный купол» — на иврите звучит как «Кипат а-барзель»). Постоянное ношение кипы и головного убора вообще изначально не являлось законом иудаизма, однако, традиции покрывать голову — много сотен лет: еще в Пятикнижии есть повеление священникам-коэнам носить головной убор во время их служения в Храме. Сегодня обычай покрывать голову — в первую очередь, при произнесении благословений, во время молитв и других служб — укоренился в качестве общепринятого в иудаизме, и кипа стала отличительной особенностью любого религиозного иудея: религиозные евреи носят кипу в течение всего дня как напоминание о Всевышнем и как символ богобоязненности. С большой долей вероятности можно утверждать, что головные уборы священников в христианстве — например, кардинальские шапочки — заимствованы из иудаизма.
Сегодня можно найти кипуна любой вкус
Обычай прикрывать голову, как уже упомянуто, восходит к древнейшим временам. Наши мудрецы запретили ходить нам с непокрытой головой, чтобы мы постоянно помнили о том, что над нами — Всевышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю.
Со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование Субботы, ношение цицит и посещение миквы, особого ритуального бассейна. Все эти признаки принадлежат исключительно евреям и выделяют их из среды остальных народов.
Ношение кипы свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Всевышнего. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди [см. материал Бар мицва], носит кипу, и ответственность за это лежит на его родителях. К ношению кипы приучают с возраста, когда мальчик начинает ходить.
Женщины тоже обязаны покрывать голову, но по другой причине. Посторонний мужчина не должен видеть волосы замужней женщины. Если она их не закрывает, то считается, что тем самым она нарушает законы женской скромности. Поэтому замужние женщины носят платки на головах, а в некоторых общинах — парики. Головной убор женщина надевает со свадьбы. До свадьбы такой обязанности нет.
В трактате Шабат [в Талмуде] написано, что, смиренно покрывая голову, еврей улучшает свои душевные качества.
toldot.ru
Почему и зачем евреи носят кипу на голове
Февраль 27, 2018
Кипа – давний атрибут раввинистической формы одежды, которая, по меньшей мере, существует в ортодоксальном богословии не менее 800 лет. Во времена Йеhошуа, не существовало такого понятия как кипа. Так и во времена служения апостолов, кипы не было. История кипы уходят корнями в европейское бытие еврейских переселенцев. Ношение кипы было раввинистической традицией, которая впоследствии стала еврейским законом. Но, кипа не является танахическим установлением. Это галахические установление, которое внесли в еврейский закон галахические авторитеты.
Возникает вопрос: если кипа, не является танахическим установлением, зачем же евреи носят кипу на голове?
Зачем евреи носят кипу
Евреи носят кипу, потому что так установили раввины примерно 800 лет назад. Это происходило в странах Европы. Европа – родина христианства. Инициатором христианства был Император Константин. Можно сказать, что Рим, является родиной Христианства, а Ватикан – духовным центром Христианства. Ватикан – Сердце Христианства. О том, каким образом Ватикан стал Сердцем Христианства – это отдельная история.
Евреи жили в среде христиан, и для того, чтобы отличаться от христиан, они стали носить кипу. Впоследствии, кипа стала атрибутом священной одежды раввинов. Она была узаконена, как священная часть одеяния.
Сегодня раввины не имеют права ходить без кипы. Кипа носится под шляпой. Шляпа раввина, так же является священной частью одеяния раввина.
Вот почему евреи носят кипу, а точнее религиозная часть еврейского народа носит кипу и повелевает носить ее всем евреям.
Почему мессианские евреи носят кипу
Мессианские евреи и неевреи носят кипу по одной простой причине – они подражают ортодоксальным раввинам, думая, что кипа – это библейское установление. Они даже молятся в кипе, хотя это противоречит учению Танах. Изначально раввины установили закон о том, что молиться нужно с покрытой головой. В процессе своего образования, мессианские общины переняли эту традицию, которая, по сути, не является традицией, а является законом ортодоксального богословия, при этом игнорируя учение апостола Павла (Шаула), считая его еретиком.
Посланник Шаул учил:
4 Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий, имея на голове что-либо, покрывающее, навлекает стыд на свою голову,
(1-е письмо в Коринф 11)
Изначально, последователи Йеhошуа hа-Машиаха молились с непокрытыми головами, как это было принято в Иудее. Почему они молились с непокрытыми головами? Потому что весь народ, кроме коhаним должен снимать головной убор, перед тем как предстать перед Йеhовой. Это равносильно, если бы человек пришел к царю. В знак почтения и трепета перед царем, любой человек снимал свой головной убор. Снятие головного убора перед царем как раз и происходит от снятия головного убора перед лицом Всевышнего.
Мессианские евреи и неевреи носящие кипу, изобрели свой способ ношения кипы. Если для ортодоксальных раввинов ношения кипы должно сопровождаться и ношением шляпы, то мессианские общины к шляпе относят равнодушно. Но, по раввинистическому учению, кто носит кипу и не носит шляпу, тот нарушает заповеди раввинов. Поэтому, мессианские верующие приняли раввинистическую заповедь о кипе лишь частично, игнорируя и другие галахические заповеди.
Всякий, кто проходит два метра без кипы, тот нарушает священную традицию раввинов. Возникает вопрос: если мессианские евреи и неевреи носят кипу и не соблюдают священную традицию раввинов, для чего они ее носят вообще? Ни Тора, ни Брит Хадаша не предписывает ношение кипы, а уж тем более совершения молитвы в ней. Что же это тогда – мода, набожность или что-то еще? Пусть каждый мессианский еврей и нееврей задастся этим вопрос. Вы хотите угодить людям? В таком случае вы просто необдуманно становитесь соучастниками в чужом преступлении.
2 Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; дабы соблюдать заповеди Йеhовы, Элоhим вашего, которые я заповедую вам.
(Деварим 4)
Тора недвусмысленно запрещает прибавлять к Торе заповеди.
32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор.12:32)
Так же Шеломо цитирует Тору в своих притчах по этому поводу:
6 Не прибавляй к словам Его, а то Он накажет тебя; и ты окажешься лжецом.
(Мишлей 30)
Раввины установили закон ношения кипы, чем прибавили к Торе свое, чего Всевышний не повелевал, и что Ему не приходило на ум.
Устранение шаббата из Торы христианством, равно прибавлению ношения кипы раввинами. Поэтому, всякий, кто носит кипу как атрибут священной одежды, тем самым участвует в преступлениях тех, кто установил эти правила. Это то же, как и с шаббатом – Рим отменил шаббат, и народ не соблюдая шабат, тем самым участвуя в этом тяжком преступлении. Ношение кипы – признание власти Раввинов, как наивысшего авторитета, добавлять законы к Торе Всевышнего.
Итог. Ношение кипы, это не просто безобидная еврейская традиция – это преступление против Торы, против Творца, а потому, всякий, носящий кипу, совершает смертный грех, а молящий в кипе, совершает грех в двойне, как если бы он исключил из своей жизни заповедь шаббата.
nev-tanah.info
Зачем евреи носят кипу?
Кипа – это религиозный головной убор особой формы, присущий только в еврейской среде. Она представляет собой круглую маленькую шапочку, которая прикрывает только макушку головы человека. Иногда ее еще именуют ермолкой. Существует довольно много разновидностей этого головного убора по материалу, форме, размеру, способу изготовления и цвету. По этим особенностям можно без труда вычислить, к какому религиозному направлению относится тот или иной человек.Обычай носить кипу присущ только представителям семитского народа, вышедших их древних Иудейского и Израильского царств. Есть одна особенность в ношении этого головного убора. Известно, что когда мужчина-христианин показывает свое уважение к Богу, он снимает головной убор. У eвреев все наоборот. Свое уважение Всевышнему они оказывают, надевая кипу на голову. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое.
Древние иудейские мудрецы в напоминание о том, что у людей есть более значимая сущность, требовали обязательно ходить с покрытой головой. Для этого и начала использоваться кипа. Она стала для евpеев символом контакта с Богом, свидетельством того, что люди склоняются перед Вседержителем, покорно принимая его волю. Согласно одного из канонов Торы служащие в Храме коэны обязаны надевать кипу.
Все мероприятия религиозного плана у простых людей, к примеру, изучение Торы или произнесение молитвы, обязательно сопровождались надеванием кипы. В знак уважения к Отцу Небесному и осознания его мудрости, некоторые еврeи вообще перестали снимать кипу. Со временем эта традиция стала характерным признаком правоверного eвpея, накрепко войдя в его повседневную жизнь.
Что интересно. Ни в Торе, ни в Талмуде нет обязательного предписания покрытия головы. Данная традиция возникла самостоятельно, поэтому представители различных религиозных направлений иудеев носят эту шапочку по-разному. Ортодоксальные евpeи – постоянно. Выходя на улицу, они просто надевают поверх нее шляпу или меховую шапку. Консервативное направление eврeев действует по ситуации. Наличие кипы обязательно во время посещения синагоги или приема пищи. Ну, а для церковных реформаторов кипа вообще перестала быть атрибутом веры.
Тем не менее, все благочестивые евреи, показывая, что они принадлежат к людям, выполняющим Господни заповеди, кипы носят обязательно. Даже мальчику, которому еще не исполнилось 13 лет, желательно носить кипу. К этому его приучают еще с раннего возраста, едва ребенок начинает ходить самостоятельно. Ответственность за это возложена на его родителей, и они выполняют данное предписание неукоснительно.
isralove.org
Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия
Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Файл:Kippot.jpgВязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме
Кипа (киппа) или Ермо́лка (иврит: כִּיפָּה кипа́, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмлке) — еврейский мужской традиционный головной убор. Кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».[1] Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.
Обычай ношения ермолки
На Западе человек оказывает уважение Богу, снимая шапку, у евреев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.
История обычая ношения кипы
В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коhенам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.
— «Кипа – когда и зачем?»
Судя по фрескам в синагоге Дура-Европос, в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат «Софрим», составленный в первые века н.э., разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). В Талмуде рассказывается, что мать рава Нахмана покрывала ему голову с малолетства, видя в этом средство добиться его богобоязненности (Шабат 156б). Рав Ѓуна сын рава Йеѓошуа видел основание для особой награды свыше для себя в том, что он никогда не проходил четыре локтя с непокрытой головой (Шабат 118а). Из этих рассказов видно, что покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком (Кидушин 8а, 29б, 30а, 31а, 33а).
В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых (РОШ в «Орхот хаим» 48, от имени Маѓарама из Ротенбурга), но быстро стало общераспространённым обычаем (Зоѓар пишет, что Шхина пребывает над евреем, поэтому ходить с непокрытой головой не следует). Шулхан арух постановляет: «Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой» (Орах хаим 2:6).
Интересно, что запрет произносить святые слова с непокрытой головой приводится в Шулхан арухе в значительно более мягкой формулировке: «Некоторые говорят, что запрещено произносить святые имена с непокрытой головой, и некоторые также говорят, что следует возражать против практики входить в синагогу с непокрытой головой» (Орах хаим 91:3). Маѓаршаль (р.Шломо Лурия), давший «ашкеназский ответ» на сефардскую книгу «Шулхан арух» — книгу «Ям шель Шломо» — пишет: «Мне неизвестен запрет читать благословения с непокрытой головой». Он считал, что только во время занятий святыми делами, например, молитвы, стоит покрывать голову, и то лишь из соображений повышенного благочестия. В других же обстоятельствах можно голову не покрывать. Рав Йосеф Капах, религиозный авторитет йеменского еврейства ХХ в., также писал, что не существует ѓалахического обоснования обычая покрывать голову, но это достойный уважения обычай. И даже Виленский Гаон в своих примечаниях к «Шулхан аруху» (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову во время произнесения имён Всевышнего нет обоснований, но благочестивый или уважаемый человек может делать так. р.Давид Цви Ѓофман свидетельствует (респонсы «Меламед леѓоиль», 56), что когда он начал работать преподавателем в религиозной школе, которую создал и которой руководил р.Шимшон Рефаэль Ѓирш, ученики там не покрывали голову на уроках по светским предметам.
Однако р.Давид ѓа-леви Сегаль в «Турей заѓав» (комментарии на «Шулхан арух», пар. 8) приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы — это заповедь Торы, выводимая из общего запрета «и по законам их [окружающих народов] не поступайте» (Ваикра, 18:3). «Мишна брура» приводит наставление книги «Шней лухот ѓа-брит» (р.Йешаяѓу ѓа-леви Ѓоровиц) благочестивому человеку даже спать в кипе. Многие хасиды и сегодня поступают так. Многие современные поским (например, р.Овадья Йосеф, «Йехаве даат» 4:1) постановили, что еврей должен ходить с покрытой головой постоянно[4].
Разновидности ермолки
Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.
— А. Фейгин «Еврейская одежда»
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.[5] Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик и надпись «נ נח נחמ נחמן מאומן». Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки. Течение „современных ортодоксов“ (последователи рава Кука) предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки. Выражение „кипа сруга“ („вязаная кипа“) означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: „Он кипа сруга“, — это значит, что он современный ортодокс.
— p. И. Телушкин «Кипа или ермолка». Энциклопедия «Еврейский мир»
Про еврея, соблюдающего мицвот, но не афиширующего своё еврейство, говорят: «Он носит прозрачную кипу»
Этимология
Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягрмурлук — дождевик.[6] Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа»[7][8].
Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога).»[9]
На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Примечания
См. также
bs:Jarmulke ca:Quipà ceb:Kipa cs:Kipaeo:Kipaofa:کیپا fi:Kipaja:キッパー (民族衣装) ko:키파 lad:Kipa lt:Jarmulka ms:Kippah nl:Keppel (hoofddeksel) no:Kippa pl:Jarmułka pt:Quipásk:Kipa sv:Kippa tr:Kipazh:卡巴 (頭飾)Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
ejwiki.info
Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия
Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Файл:Kippot.jpgВязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме
Кипа (киппа) или Ермо́лка (иврит: כִּיפָּה кипа́, мн.ч. кипот, идиш: יאַרמלקע я́рмлке) — еврейский мужской традиционный головной убор. Кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку».[1] Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.
Обычай ношения ермолки
На Западе человек оказывает уважение Богу, снимая шапку, у евреев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.[2][3] Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.
История обычая ношения кипы
В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коhенам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.
— «Кипа – когда и зачем?»
Судя по фрескам в синагоге Дура-Европос, в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат «Софрим», составленный в первые века н.э., разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). В Талмуде рассказывается, что мать рава Нахмана покрывала ему голову с малолетства, видя в этом средство добиться его богобоязненности (Шабат 156б). Рав Ѓуна сын рава Йеѓошуа видел основание для особой награды свыше для себя в том, что он никогда не проходил четыре локтя с непокрытой головой (Шабат 118а). Из этих рассказов видно, что покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком (Кидушин 8а, 29б, 30а, 31а, 33а).
В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых (РОШ в «Орхот хаим» 48, от имени Маѓарама из Ротенбурга), но быстро стало общераспространённым обычаем (Зоѓар пишет, что Шхина пребывает над евреем, поэтому ходить с непокрытой головой не следует). Шулхан арух постановляет: «Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой» (Орах хаим 2:6).
Интересно, что запрет произносить святые слова с непокрытой головой приводится в Шулхан арухе в значительно более мягкой формулировке: «Некоторые говорят, что запрещено произносить святые имена с непокрытой головой, и некоторые также говорят, что следует возражать против практики входить в синагогу с непокрытой головой» (Орах хаим 91:3). Маѓаршаль (р.Шломо Лурия), давший «ашкеназский ответ» на сефардскую книгу «Шулхан арух» — книгу «Ям шель Шломо» — пишет: «Мне неизвестен запрет читать благословения с непокрытой головой». Он считал, что только во время занятий святыми делами, например, молитвы, стоит покрывать голову, и то лишь из соображений повышенного благочестия. В других же обстоятельствах можно голову не покрывать. Рав Йосеф Капах, религиозный авторитет йеменского еврейства ХХ в., также писал, что не существует ѓалахического обоснования обычая покрывать голову, но это достойный уважения обычай. И даже Виленский Гаон в своих примечаниях к «Шулхан аруху» (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову во время произнесения имён Всевышнего нет обоснований, но благочестивый или уважаемый человек может делать так. р.Давид Цви Ѓофман свидетельствует (респонсы «Меламед леѓоиль», 56), что когда он начал работать преподавателем в религиозной школе, которую создал и которой руководил р.Шимшон Рефаэль Ѓирш, ученики там не покрывали голову на уроках по светским предметам.
Однако р.Давид ѓа-леви Сегаль в «Турей заѓав» (комментарии на «Шулхан арух», пар. 8) приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы — это заповедь Торы, выводимая из общего запрета «и по законам их [окружающих народов] не поступайте» (Ваикра, 18:3). «Мишна брура» приводит наставление книги «Шней лухот ѓа-брит» (р.Йешаяѓу ѓа-леви Ѓоровиц) благочестивому человеку даже спать в кипе. Многие хасиды и сегодня поступают так. Многие современные поским (например, р.Овадья Йосеф, «Йехаве даат» 4:1) постановили, что еврей должен ходить с покрытой головой постоянно[4].
Разновидности ермолки
Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.
— А. Фейгин «Еврейская одежда»
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.[5] Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик и надпись «נ נח נחמ נחמן מאומן». Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки. Течение „современных ортодоксов“ (последователи рава Кука) предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки. Выражение „кипа сруга“ („вязаная кипа“) означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: „Он кипа сруга“, — это значит, что он современный ортодокс.
— p. И. Телушкин «Кипа или ермолка». Энциклопедия «Еврейский мир»
Про еврея, соблюдающего мицвот, но не афиширующего своё еврейство, говорят: «Он носит прозрачную кипу»
Этимология
Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягрмурлук — дождевик.[6] Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа»[7][8].
Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока (боящийся Бога).»[9]
На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.
Примечания
См. также
bs:Jarmulke ca:Quipà ceb:Kipa cs:Kipaeo:Kipaofa:کیپا fi:Kipaja:キッパー (民族衣装) ko:키파 lad:Kipa lt:Jarmulka ms:Kippah nl:Keppel (hoofddeksel) no:Kippa pl:Jarmułka pt:Quipásk:Kipa sv:Kippa tr:Kipazh:卡巴 (頭飾)Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
www.ejwiki.org
Еврейский головной убор — кипа
Если Вы увидите группу евреев, то среди них легко и безошибочно можно определить тех, кто религиозен или с уважением относится к религиозным одноплеменникам, а также и тех, кто не религиозен… Как это узнать? Верно, по наличию на голове кипы или по её отсутствию на голове.
Да, этот головной убор, своеобразного покроя, изготовления и цвета специальная шапочка, — кипа, может о многом рассказать. Можно встретить и такой случай, что под обычной шляпой некоторые евреи имеют на голове ещё и кипу.
Показывали свое уважение Всевышнему, евреи покрывали себе голову только во время молитвы или изучая Тору. Когда возник или был установления этот обычай точно сказать трудно, рассказов, предположений, анекдотов и мифов об этом можно найти много, ведь евреи имеют достаточно мудрости и ума, чтобы подшучивать сами над собой. Ни в Торе, ни в Талмуде или в других еврейских исторических и религиозных текстах нелья встретить упоминания об обязательности ношения кипы.
Изначально постоянно ходить с покрытой головой начали лишь коэны — жрецы Иерусалимского храма, затем это вошло в обычай, затем закрепилось неписанным правилом. Вслед за коэнами наиболее благочестивые евреи тоже стали покрывать себе голову, и не только во время молитвы, а почти всегда, показывая, что все, что они делают, направлено на служение Богу. И закрепился этот обычай, получив силу закона, формально не зафиксированного в Торе. И затем, уже в период создания Талмуда, в первой половине первого тысячелетия нашей эры, еврейские мудрецы постановили запрет проходить больше четырех локтя (примерно два метра) с непокрытой головой. И стали выполнять это постановление во всех еврейских общинах.
Существует версия о возникновении кипы, как головного убора, заменившего евреям запрещенное им мусульманами ношение тюрбанов. Кипа имеет и другое название – ярмолка, название происходит от»ярей малахи» — «боящийся Бога (царя)», в прямом переводе с иврита слово «кипа» означает — вершина, верхушка.
Нерелигиозные евреи надевают кипу, посещая синагоги, во время траура по умершим, на праздниках бар-мицве или бат-мицва, По кипе часто можно определить не только религиозность еврея, но и группу населения, к которой он принадлежит. Да, кипа отчасти выполняет в еврейской среде роль опознавательного знака «свой — чужой».
Вязаные круглые кипы произвольных расцветок чаще всего носят религиозные сионисты, их зачастую называют — «кипот сругот» («вязаные кипы»). Более строгое поведение свойственно тем евреям, кто носит черную кипу, они считают себя истово верующими. Но наиболее строго соблюдают заповеди Торы «харедим», они носят шляпу поверх кипы. Белые кипы носят представители некоторых хасидских дворов, намекающие этим на принадлежность к изучающим каббалу, иногда такая кипа имеет помпончик. Черные шестигранные кипы носят приверженцы движения «Хабад». Многие верующие евреи повседневно носят черную кипу, а по субботам и праздникам заменяют ее на кипу белого цвета.
Мужчины, активисты движения еврейского национального возрождения, носят кипу, как символ своего еврейства. В некоторых странах, в связи с ростом антисемитских настроений, часть евреев была вынуждена отказаться от повседневного ношения кипы. К примеру, Иосиф Ситруком, главным раввином Франции, было предложено правоверным евреям вместо кипы носить бейсболку.
shorashim.in.ua
Грубейшая ошибка — начинать собрание с просьбы заткнуться, потому что они не заткнутся никогда. Требуется захватывающее вступление. Поэтому для начала я тихо рисовал на доске схему. Любопытство несколько приглушало галдеж: — Кто угадает, что это такое? Эти две кривые. Ну? Неподвижность. Напряжение. — Это называется «внешние губы». Вы уже, вероятно, их где-нибудь видели и задавались вопросом, зачем они нужны. С технической точки зрения, являются ли они частью собственно вагины? Тишина. Трепет. Поклонение. — Итак, среди опытных любовников этот вопрос остается предметом разногласий. Обычно считается, что внешние губы — это, если угодно, подъезд вагины. Таким образом, спрашивать, являются ли они частью вагины, все равно что спрашивать, находится ли дверь внутри или снаружи дома. Вопрос чисто семантический. Важнее всего усвоить следующее: хотя дверь крайне полезна для проникновения в дом, ее не следует путать с самим домом. Внутри масса гораздо более интересных вещей, скрытых от случайного взгляда. Всегда помните: учтивый гость не задерживается надолго, восхищаясь покраской хозяйкиного крыльца, — он направляется прямо в гостиную, делает комплименты семейным портретам и греет руки у огня. Вот эта крошечная точка обозначает огонь — очаг — средоточие общественной жизни. Он всегда оказывается дальше от двери, чем вы надеетесь, но его нужно найти быстро, пока вы (или ваша хозяйка) не остыли. Изумление. Почитание. Я — божество. — Далее: в вашем приглашении обычно указывается определенная форма одежды. Парадная — в резинке или неофициальная — au naturel. Надо заметить, что хозяйка вечера нередко указывает парадную форму одежды просто по умолчанию. Гораздо важнее оценить ее самоё, чем прочесть приглашение. Часто удается произвести впечатление, явившись на званый вечер, где все в смокингах, скажем, в джинсах и футболке. По возможности старайтесь избегать резинок. Ощущения гораздо лучше: более волнующие, острые, теплые, влажные. Вас просят надеть резинку, желая лишь проверить, насколько вы опытны и полны страсти, — это как попросить концертного пианиста играть в перчатках. Если вас просят ее надеть… (Входит доктор Купер.) дома или в синагоге, вы должны так и поступать без малейших колебаний. Ее надевают на голову в знак поклонения и почтения к Богу, часто прикрепляют к волосам, чтобы не сдувало ветром. Очень неприятно, когда она падает в неудачный момент. Религиозные носят ее всегда, но большинство из нас надевают лишь на время службы. Сейчас они бывают удивительных форм и размеров, но, по моему опыту, эти модные штучки никогда не сидят, как нужно. Дамам, как все вы знаете, их носить не требуется, хотя порой ортодоксальные женщины бреют головы и надевают парики. Судя по всему, доктора Купера озадачивает смех, сопровождающий эту реплику, поэтому я обращаюсь к нему: — Я считаю, что как можно чаще появляться в ней — важная составляющая еврейской самобытности. Хотел бы я иметь смелость носить ее в школе. Как по-вашему, доктор Купер? — Ну, Марк, я носил ее в детстве, но перестал, как только родители разрешили. Я понял, что это неудобно. Люди шушукаются, все на тебя смотрят, — в общем, перестал. Предпочитаю, чтобы моя голова была такой, какой ее создала природа. Его прерывает взрыв хохота, который он решает проигнорировать. — Молодец, Марк. Отличное собрание, — говорит доктор Купер. И уходит. |
lurkmore.to