Зачем православным нужны бороды — Православная энциклопедия Азбука веры
протоиерей Артемий Владимиров
315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.
— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.
Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.
Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.
Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей (Лев. 21:5).
Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.
Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.
Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка “прогрессивного” толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…
Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.
— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?
— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.
И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека “по одежке”, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.
Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.
— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.
записал Кирилл Миловидов
http://www.nsad.ru
Зачем священнику борода и длинные волосы?
Монашествующие восприняли этот образ в первые века христианства – в подражание Спасителю.
Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой. Исключение составляли земли западной части христианского мира.
В Русской православной церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю – выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция перекочевала из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской церкви, но окончательно утвердился в VII веке. Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гуменцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой – скуфьей.
С XVII века в Русской православной церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо.
Как долго практиковалось выстрижение маковки, точно сказать невозможно, но к XVIII веку это уже не делали. Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, которые для них превратились в предмет повышенного внимания. Так церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея.
О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия – науки о нравственных качествах и обязанностях иереев. Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.
По материалам миссионерского православного портала «Дышу православием»
Оцените статьюНаш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google, добавьте в избранное в Yandex Новости
Почему и зачем священники носят бороды? | Откровения священника
Борода это традиция с древних времен. Если вы посмотрите древние скульптуры, картины, то увидите, что борода — это был неотъемлемый атрибут взрослого, зрелого мужчины. Длинная борода придавала ее носителю мужества, уважения, почтения. Все-таки, нас такими создал Господь, а значит это не случайно.
В Библии, в Ветхом Завете указан запрет на бритье бороды:
Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:26-28).
«И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их. И пошли они. И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так как они были очень обесчещены; и сказал царь: останьтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (1Пар.19:4,5).
Сам Господь Иисус Христос был назареем и носил бороду. На всех иконах мы Его таким и видим. Это была норма внешности тех времен.
Господь ПантократорГосподь Пантократор
Православие — вера ортодоксальная, придерживающаяся традиций, древних преданий времен апостольских. Для нас Христос — это первый образец для подражания во всем — как в поведении, так и во внешности. Подражая Господу мы, верующие, тоже носим бороду. Того же касается и одежда священника — это все элементы одежды времен Хртста. Сам священник одетый в полное иерейское облачение символизирует собою Господа Иисуса.
В дальнейшем, борода стала отличительным атрибутом духовенства. Она показывает, как бы, «неотмирность» священства, их особый духовный статус. Священники не ищут внешней красоты, щогольства, но внутреннего духовного развития, поэтому бритье лица не имеет для них смысла.
Борода это не догмат. И безбородый священник не менее благодатный, чем с бородой. Но все же, насколько приятнее смотреть на благообразный лик священника с аккуратной красивой бородой, подчеркивающий его священный сан. Такой батюшка вызывает лишь уважение и почтение.
Старец Илий.Старец Илий.
Спасибо, что дочитали до конца этот пост. Надеюсь, вам было интересно и полезно. Подписывайтесь на мой канал и я буду стараться писать новые посты о православной вере. Спаси Вас Господь!
Почему бритьё бороды у православных священников не приветствовалось
Строгого запрета на бритьё бороды у служителей православной церкви в настоящее время нет. Но есть множество причин, почему у православных священников имеются бороды.
Фактрум заглянул в старинные своды церковных правил и разобрался, почему священники носят бороду.
Что говорят церковные каноны по поводу бороды
В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.
Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды. По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми. Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью. Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.
Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное. Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.
В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может.
Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?
Юношам, учащимся в духовной семинарии, разрешается бриться и не отращивать бороду. Грех ли брить бороду для семинаристов? Нет, безбородыми они остаются потому, что так принято. Лишь с окончанием учёбы и вхождением в сан молодой священник может начать отращивать бороду.
Делают послабления и для тех священнослужителей, у кого борода не растёт от природы. Согласно канонам, у попа должна быть длинная и окладистая борода. А если у мужчины, принявшего сан, борода растёт неопрятными клочками, то он имеет полное право сбривать её.
Православные священники, живущие за границей, могут не носить бороды. Почему батюшки носят бороду в России, а за границей обходятся без неё? Потому что в шестидесятых годах мир захлестнула волна воинствующих хиппи. Священников, носящих бороды, стали путать с ними. Чтобы не иметь проблем с полицией, зарубежные батюшки начали брить бороды с разрешения РПЦЗ. Также священники-обновленцы, ратующие за модернизацию православной церкви, ходят без бороды.
Католические священники тоже не носят бород и усов. Так повелось со времён Древнего Рима, когда отсутствие бороды говорило о принадлежности к высшим слоям общества. Однако некоторые папы римские носили бороды, например, Юлий II и Климент XI.
Читайте также: Поколотить попа и остаться безнаказанным: почему наши предки с батюшками не церемонились
Читайте также:
Все факты из рубрики «Религия»Почему и зачем священники носят бороду?
Мода на бороду и усы в наше время особенно развита. Волосы на лице бреют, стригут, укладывают, придавая им безупречный вид. Но не всегда и не все занимаются оформлением растительности на лице.
Есть категория лиц, которым нравится небрежная растительность на лице. А есть те, которым положено отращивать волосы на лице – это священники. Но для чего им нужна борода?
Содержание материала:
Образ священника
Многие люди имеют свое представление о том, как должен выглядеть священнослужитель. Чаще всего в этот образ входят такие составляющие, как:
- Ряса до пола;
- Большой крест на шее;
- Наличие бороды и длинных волос;
- Книжечка с молитвами в руках.
Для справки! Священнослужитель имеет еще множество предметов гардероба, например, пояс, орарь, подризник, поручи, епитрахиль, риза.
Т.к. речь в статье идет о наличии растительности на лице у священников, то разберем именно эту неотъемлемую часть их внешнего вида.
Некоторые из тех, кто часто бывают в церкви, о небритости попа знают не больше тех людей, которые там ни разу не были. Но тем не менее представить батюшку без бороды просто невозможно. А вот волосы на голове не все из них отращивают, некоторые позволяют себе подстригаться.
В истории православной веры священнослужителям разрешалось не сбривать растительность на лице даже во время указа о запрете на ношение бороды. Исходя из этого напрашивается вывод о том, что ни в одни времена батюшки не представлялись народу без волос на лице. Борода священника имеет свои корни в далеких древних цивилизациях.
Почему священники носят бороду?
Наличие небритой и не стриженной растительности на лице у священнослужителей для обычных людей привычное дело. Однако в церкви встречаются служащие без растительности на лице, только вряд ли это будет священник.
Важно! В церкви можно встретить молодых священнослужителей без отросших волос на лице, но это временное явление, а не привилегия человека.
Но откуда пошла мода на бородатых священников? Или это обусловлено вовсе не модой? Основные предположения по этому поводу различны, но интересны:
- Главной причиной наличия растительность на лице у попов является соблюдение закона Ветхого завета, в которой запрещается стричь волосы на голове и хоть каким-то способом изменять форму волос на лице;
- Еще одним распространенным вариантом считается подобие Иисусу;
- Небритость – признак выделения из массы, чтобы обычные люди воспринимали священнослужителя как нечто иное, чем они, и слушали его;
- Существует и нестандартная версия: небритые волосы на лице являются способом накопления жизненной и духовной энергии.
Вы знали раньше почему священники носят бороду?
ДаНет
На вопрос почему священники носят бороду конкретного ответа не существует. Но все же будет логичным придерживаться мнению о запрете срезать волосы на голове и лице, прописанным в Библии.
Запрещено ли брить бороду попам?
Борода у священников является одним из символов веры. Православная борода упоминалась даже в Ветхом Завете, но не просто так, а с особым указанием Бога.
Отращивать волосы на лице обязан каждый мужчина, так написано в Библии. Господь наказал не стричь волосы на голове и не подстригать края бороды.
Внимание! Женщинам, в свою очередь, также запрещалось подстригать волосы.
Обусловлено это тем, что каждый человек должен выглядеть так, как создан. Изменение своей внешность приравнивается к невыполнению воли Божьей. Люди не следуют такому предписанию, а у попов это считается запретом. Священнослужители, живя по Библейским законам, старательно следуют тому, что прописано в Библии. Именно поэтому бороду не бреют.
Борода у священников – явление привычное и обыденное. Большинство людей даже и не задумаются о том, что наличие растительности на лице у попов не просто так. То, что кажется обычному человеку беспричинным, на самом деле оказывается целой историей.
Рейтинг автора
4
Автор статьи
Барбер с талантом писателя
Написано статей
20
Загрузка…
В каких случаях православные священники могут ходить без бороды
Длинная окладистая борода – неотъемлемый атрибут православного священника, как считает большинство россиян. Можно ли представить гладко выбритого попа? А между тем, в некоторых случаях батюшки не носят традиционной для них бороды.
Православная традиция
Обычай ходить с длинными волосами и растительностью на лице пришел на Русь вместе с распространением христианства. Дело в том, что еще ветхозаветные иудеи носили бороды, следуя указанию книги Левит: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19 стих 27). Святые апостолы, отвергая многие библейские традиции, относительно бритья бороды придерживались тех же взглядов. Сам Иисус Христос, судя по иконографии и священным текстам, носил длинные волосы и растительность на лице.
Отличие православных христиан от католиков также увязано с этой темой. Известно, что римляне традиционно брились, а греки – нет. Западное духовенство считало, что пастор вправе сам решать: носить ему бороду или нет. Иерархи Византийской церкви в этом вопросе были категоричны, они запрещали всем мужчинам (не только священникам) стричь и брить бороды. Ведь такими их создал сам Бог. Поскольку на Русь христианство пришло из Константинополя, в нашей стране установилась соответствующая традиция. Стоглавый собор, прошедший в Москве в 1551 году, даже запретил отпевать по канонам православной церкви безбородых покойников.[С-BLOCK]
Сейчас мнения среди священнослужителей разделились. Консервативные попы считают бритье бороды признаком вероотступничества, а их более прогрессивные коллеги не видят прямой связи между растительностью на лице и духовностью человека. Вместе с тем, они признают, что хотя борода и не является обязательным атрибутом священника, в сознании россиян сложился устойчивый стереотип. Бритый «под ноль» батюшка воспринимается прихожанами с опасением: а почему он не следует церковным традициям?
Безбородый поп противоречит устоявшейся культурной парадигме, вызывает подозрения в тайной приверженности к сектантству, поэтому священнослужители не хотят бросать вызов общественному мнению своим внешним видом.
Русская зарубежная церковь
Все сказанное выше касается только нашей страны. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) гораздо более демократична в данном вопросе. Религиозная организация, действующая в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и других странах, где есть общины эмигрантов, разрешает своим сотрудникам бриться.
Как известно в 60-х годах ХХ века Америку и Европу захлестнула волна молодежного протестного движения хиппи. Парни и мужчины, объявившие своими ценностями «секс, наркотики и рок-н-ролл», выражали свой протест против устоев буржуазного общества, в том числе и своим внешним видом. Они носили бороды. Тогда священники зарубежной православной церкви столкнулись с проблемой: их стали принимать за хиппи. Это было неприемлемо сразу по двум причинам: христианская мораль несовместима с идеологией данного молодежного движения; сотрудники полиции часто ошибочно принимали молодых священников за протестующих бунтарей, возникали недоразумения.
В такой ситуации руководство РПЦЗ решило, что бритье бороды допустимо, и лучше не разжигать разногласия в обществе своим внешним видом. Сейчас большинство сотрудников зарубежной православной церкви бреются еще и затем, чтобы бдительные граждане и спецслужбы не путали их с мусульманами, принимая за возможных террористов.
1917 год стал переломным для всей нашей страны, православную церковь также пытались реформировать. Возникло обновленчество – движение за демократизацию русской духовной жизни, модернизацию управления приходами. Многие религиозные деятели призывали священнослужителей отказаться от устаревших обрядов, они считали, что церковь должна идти в ногу со временем.
Подчеркивая свои реформаторские идеалы, духовные иерархи обновленцев коротко стригли свои волосы, а бороду и усы тщательно брили. Например, Александр Иванович Введенский (1889-1946 гг.) не носил никакой растительности на лице. Он возглавлял «Живую Церковь», как еще называли данное религиозное движение, с 1922 года и до самой своей смерти. Однако попытка модернизации русского православия не нашла поддержки среди большинства священников и паствы. Лишившись покровительства советской власти в 30-е годы XX века, обновленчество постепенно сошло на нет.
От природы не растет
У некоторых мужчин борода и усы от природы либо совсем не растут, либо отдельные клочки волос прорываются сквозь кожу местами, что выглядит некрасиво. Ученые выделяют четыре основные причины такого явления: гормональный дисбаланс, когда организм вырабатывает недостаточно тестостерона; нехватка питательных веществ, необходимых для роста волос; повреждение волосяных луковиц в результате различных заболеваний кожи; наследственность, если у кого-то из предков была такая же особенность. Отсутствие бороды – это редкость. Как правило, большинство мужчин не знают такой проблемы. Хотя среди разных народов количество безбородых представителей сильного пола варьируется.
Наличие небольших проблем со здоровьем или наследственные особенности не являются препятствием для принятия священнического сана. Хотя такому батюшке приходится нелегко. Ему нужно объяснять руководству и прихожанам, что он безбородый от природы. Далеко не каждому человеку легко докладывать о своем гормональном дисбалансе всем любопытствующим, объяснять, что он – не сектант и не вероотступник. Среди таких священников встречаются и духовно сильные люди, сумевшие преодолеть устоявшийся в обществе стереотип, но некоторые безбородые батюшки бывают вынуждены отказаться от служения.
Учащиеся духовных семинарий, которые готовятся стать попами, как правило, бреются. Так принято. Лишь после принятия священнического сана молодой человек вправе отпустить длинную и окладистую бороду. Исключение делается лишь для старообрядцев, из уважения к их традициям.
Семинаристам ясно дают понять, что благообразная растительность на лице – это атрибут священнослужителя, как и длинные волосы. Прически учащихся должны быть аккуратными, не выделяющими их среди сверстников. Хотя и совсем коротко стричься тоже не дозволяется, чтобы избежать сходства с бритоголовыми.
Что и говорить, наличие или отсутствие бороды у священника – это вопрос и религиозно-политический, и культурно-реформаторский.
Почему православные священники носят бороду и длинные волосы: истоки церковной традиции (4 фото)
Galateya Автор:30 октября 2019 16:00
В представлении обывателя православный священник – это степенный мужчина в церковном облачении, с крестом на груди и окладистой бородой. Задумываются ли воцерковленные люди, почему носят бороду священники, и какую роль выполняет этот атрибут внешности?
Традиция священнослужителей носить бороду
Источник:
Изначально, в древнехристианской церкви, мало кто из священников носил бороду. Но времена и воззрения менялись, как и образ священнослужителя. Существует древнее предание. В соответствии с ним Господь воспитывался в назорейской общине, которая представляет собой обособленное ответвление иудейской религии. Назореи не стригли волос и не брили бороды. Есть предположение, что именно их образ использовали для подражания первые монахи.После принятия христианской религии был создан церковный, а, точнее, монашеский устав. Одним из его требований было сохранение бороды. Сначала ему следовали только монахи, а впоследствии их стали соблюдать и священники.
Источник:
Таким образом, можно выделить следующие причины, объясняющие, почему православные священники не бреют бороду:Имеют ли право батюшки сбривать бороду?
Источник:
Наиболее логичным предположением, объясняющим тот факт, что православные священники носят бороду, является следование библейским канонам. В главной религиозной книге христиан говорится, что каждый человек – и мужчина, и женщина не должен стричь волосы на голове. Мужчинам также запрещается искусственно изменять форму бороды.Запрет объясняется тем, что человек создан по образу и подобию Господа и не должен менять свою внешность. Если миряне спокойно к нему относятся, то служители церкви соблюдают строго. Некоторые священники позволяют себе стрижку, но борода была и продолжает оставаться обязательным элементом внешности.
Позиция католицизма
Источник:
В то же время католические священники всегда коротко пострижены и гладко выбриты. Это объясняется традициями, перенятыми у древних римлян. Те считали, что удаление растительности лица обязательно из соображений гигиены. Времена изменились, а традиции остались.К священникам без бороды или редкой растительностью на лице из-за молодого возраста или болезни прихожане относятся с настороженностью. Хотя, по большому счету, стрижка и короткая борода никоим образом не умаляют достоинств священника. Не борода делает веру священнослужителя истинной, а то, как он подходит выполнению собственной миссии и привитию веры прихожанам.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Бороды и Священники | EWTN
ЕЖЕДНЕВНАЯ ОТПРАВКА ЗЕНИТА
Бороды и священники
Отец Эдвард Макнамара, LC
РИМ, 13 января 2015 г. (ЗЕНИТ)
Ответил Легионер Христа Отец Эдвард Макнамара, профессор литургии и декан университет Регина Апостолорум.
В: Я слышал, что Церковь запрещает священникам иметь бороду. Я думаю, что это канонически написанный закон, но у капуцинских священников OFM есть эти бороды, а у некоторых епархиальных священников есть бороды.Так не идут ли они против церковной дисциплины? Кроме того, я видел цитаты докторов Церкви, восхваляющих красоту бороды. «Бороды демонстрируют щедрые, энергичные, активные добродетели… так что, когда мы объясняем о нем, мы говорим:« Он бородатый человек »», — говорит св. Августин. Так что иногда я запутываюсь. Должно быть четкое определение церковной дисциплины. Извините за вопрос, который не так важен для нашей веры, но влияет на призвание молодых людей, которые любят или не любят бороды! — П.B., Iringa, Tanzania
A: Во-первых, в настоящее время нет закона о канонической дисциплине, запрещающего бороды, поэтому наш читатель может быть спокойным относительно легитимности этой практики.
Что касается местных законов, некоторые религиозные организации рекомендуют своим членам либо бриться, либо, наоборот, иметь бороду.
Есть также несколько восточно-католических церквей, где священники по обычаю должны носить бороды. Кодекс канонического права 1917 года (136.1) действительно требовал, чтобы священнослужители имели простую прическу (без специального запрета на бороды), но многие епископы обеспечивали соблюдение закона более строго.Кодекс 1983 года относится только к церковной одежде и ничего не говорит о волосах или бороде.
В то время как в восточном христианстве священнослужители регулярно носили бороды как знак мужественности и по другим духовным причинам, в Латинской церкви развился другой обычай. Одним из самых ранних законов по этому поводу был указ примерно от 503 года, изданный либо из Карфагена, либо из южной Франции. Этот указ запрещал священнослужителям разрешать свободный рост бороды и волос. Возможно, это не был полный запрет, но он осуждал чрезмерную продолжительность.
Подобные формы законодательства оставались в силе на протяжении всего Средневековья, даже иногда под страхом отлучения от церкви или насильственного стрижки священнослужителя своим начальником.
Однако выражение «выращивать бороду» ( barbam nututre ), которое использовалось в законе, оставляло некоторое пространство для маневра, и в XVI и XVII веках оно считалось совместимым с короткой бородой, а позже и сама борода.
Таким образом, мы можем наблюдать, как некоторые папы и епископы носили бороды.Первым был Юлий II, который временно носил бороду в знак траура по потере города Болоньи в 1511–1512 годах. Позже это привело к тому, что Папа Климент VI последовал его примеру, когда он укрылся в Кастель Сант-Анджело во время разграбления Рима в 1527 году и, в отличие от Юлия, сохранил бороду до конца своей жизни. В течение следующих 180 лет до конца правления Иннокентия XII в 1700 году все папы были бородатыми. С тех пор бородатого папы не было.
Многие великие святые того периода также носили бороды.В их число входят такие фигуры, как святой Игнатий Лойола и святой Франциск де Сальский, а также необычная фигура святого Филиппа Нери, который, как предполагается, однажды сбрил одну сторону своей бороды, чтобы над ним издевались и унижали люди.
Не все были согласны с этой новой тенденцией. В 1576 году святой Карл Борромео написал пастырское письмо своему духовенству о важности бритья. Он был не очень успешным. Но в конце концов старая дисциплина вернулась, и с конца 17 века до недавнего времени католические священнослужители латинского обряда, за некоторыми исключениями, такими как капуцины, в основном были безбородыми.
Со временем было приведено множество причин, оправдывающих латинский обычай — некоторые из них были изобретательными, некоторые практичными, а некоторые аскетическими.
Например, Дюранд говорит, что «длина волос символизирует множество грехов. Поэтому клерикам предписывается сбрить свои бороды; для стрижки бороды волосы, как говорят, подпитываются излишним юмором человека. живот, означает, что мы должны избавиться от пороков и грехов, которые являются излишним ростом в нас. Поэтому мы сбриваем наши бороды, чтобы казаться очищенными невинностью и смирением и чтобы мы могли быть подобны ангелам, которые всегда остаются в цвету. молодежи »(Обоснование, II, lib.XXXII).
Практическая причина заключалась в том, чтобы не позволять волосам верхней губы мешать пить чашу с благоговением. В то же время никто не предполагал, что те религиозные деятели, чье правление считало бороду знаком покаяния, были как-то менее благоговейными.
Среди аскетических причин были и те, которые считали бороду уступкой тщеславию и показу. Это было бы особенно верно во времена и в местах, где ухоженная борода и усы были верхом популярной моды, а уход за ними требовал времени и самоотверженности.То, что священнослужители избегали современной моды, было признаком строгости и неземного поведения.
В другое время, например, в современном западном обществе, где наличие или отсутствие растительности на лице в основном является вопросом личного выбора, а не продиктовано модой, казалось бы, есть мало возражений против ношения бороды у священников. В других обществах все может быть иначе, и нужно действовать соответственно.
Таким образом, хотя закона больше нет, клерики могут носить и носят бороды.Принцип, лежащий в основе таких законов, — что священнослужители должны быть приличными в своем личном представлении, избегая суеты и моды момента, — все еще остается в силе.
Эта статья была выбрана из ZENIT Daily Dispatch
© Innovative Media, Inc.
ZENIT International News Agency
Via della Stazione di Ottavia, 95
00165 Rome, Italy
www.zenit.org
Чтобы подписаться на http: //www.zenit.org/english/subscribe.html
или по электронной почте: english-request @ zenit.org с ПОДПИСАТЬСЯ в поле «Тема»
Предоставлено:
Eternal Word Television Network
5817 Old Leeds Road
Irondale, AL 35210
www.ewtn.com
HOME — EWTNews — FAITH — TELEVISION — RADIO — LIBRARY — МУЛЬТИМЕДИА
ЧТО НОВОГО — ОБЩИЙ — РЕЛИГИОЗНЫЙ КАТАЛОГ — ПАЛОМНИЧИКИ — ESPAÑOL
Условия использования Политика конфиденциальности
Почему священники носят бороды? Солидарность и конкуренция — Арканзас Католик
Духовенство на усах отражает традиции святых и братские узы
Опубликовано: 20 июня 2019 г. Априль Хэнсон
Заместитель редактора
Malea Hargett
Отрастить длинную бороду для некоторых Друзей стало семейным делом.В то время как Msgr. У Скотта Френда (в центре) уже была короткая борода, он был вдохновлен на то, чтобы отрастить ее дольше за последний год, благодаря своим племянникам, отцу Патрику Френду (слева) и диакону Джозефу Френду.
Malea Hargett
Отрастить длинную бороду для некоторых Друзей стало семейным делом. В то время как Msgr. У Скотта Френда (в центре) уже была короткая борода, он был вдохновлен на то, чтобы отрастить ее дольше за последний год, благодаря своим племянникам, отцу Патрику Френду (слева) и диакону Джозефу Френду.
Направляясь 10 июня на речку Литтл-Ред-Ривер в Пэнгберне, чтобы совершить короткую рыбалку, отцы Патрик Френд и Джефф Хеберт задумались об одном из наиболее сложных религиозных вопросов, которые, вероятно, задавали им в последнее время, — об их бородах.
И не только заурядный шкир, но больше как Моисей, который только что спустился с горы Синай.
Эти двое пытались придумать духовное оправдание своим пушистым подбородкам, обращаясь к Отцам Церкви.
Был святой Августин, который сказал: «Борода означает мужественных; борода отличает взрослых мужчин: серьезных, активных и энергичных. Так что, когда мы описываем такого, мы говорим, что это бородатый мужчина ».
Св. Климент Александрийский долго рассказывал о мужественности бород, в частности, говоря, что Бог «украсил человека, как львов, бородой и наделил его, как атрибут мужественности, косматой грудью — знак силы и власти ».
«Это причина того, что у меня есть борода.Я хочу быть как гребаный лев », — сказал отец Френд, добавив:« Все это говорит о том, что мы совершенно не бреемся ».
Священники, рукоположенные в 2018 году, отращивали бороды на протяжении всей семинарии на соревнованиях, обычно бреясь весной. После своего рукоположения они решили оставить его себе.
«Патрик вырастил первым, и я хотел его победить. Это была борода, — сказал отец Хеберт.
Священники, монахи и семинаристы по всему штату растут волосы на лице по причинам, которые варьируются от соревнования до солидарности.
Бородатые святые
Согласно статье, опубликованной на EWTN.com отцом Эдвардом Макнамарой, профессором литургии и деканом богословия Университета Регины Апостолорум, канонического закона, запрещающего бороды, не существует.
Семинар Брайан Кандалл — «О.Г. игры с бородой », — сказал отец Френд — начал расти после окончания в 2013 году католической средней школы в Литл-Роке. С тех пор у него на лице появилась растительность, от короткой бороды до примерно фута длиной.
«У Церкви такая долгая история. Вы думаете о многих великих святых, у которых были бороды или какие-то волосы на лице. Если бы вы были монахом, живущим в монастыре, вы просто не брились; это была всего лишь его часть », — 24-летний Кандалл добавил, что он сохранил свою короткую фигуру, поскольку служит в больнице, чтобы пациенты могли видеть его ошейник, но еще и потому, что« это свидетельствует о мудрости; когда ты такой же молодой, как я, это мне очень помогло.
У некоторых бородатых святых есть уникальные или вызывающие волосы истории, как, например, Св.По данным aleteia.org, Филип Нери сбрил только половину бороды, посещая крупные мероприятия, как из-за своего юмора, так и для сохранения смирения. Еще есть легенда о святом Вильгефортисе, праздник которого приходится на день рождения Кундалла, 20 июля. Согласно фольклору, святой Вильгефортис была красива, но не хотела жениться, несмотря на настойчивость отца.
«Она молила Бога сохранить свою девственность… и отрастила бороду», — сказал Кандалл. По словам католика, в результате она была распята.орг.
Для Кундалла борода святого Максимилиана Кольбе во время его служения в Японии вдохновляет, поскольку культура связывает бороды с религиозными людьми.
«Он выращивал это для людей в некотором смысле, потому что он хотел встретить людей там, где они были, и это было частью их культуры», — сказал Кандалл. «Он изменил свой внешний вид, мы не знаем, предпочитал ли он быть чисто выбритым… но он изменил свой внешний вид, чтобы больше общаться с народом Божьим. Если я смогу изменить какую-то мелочь, чтобы больше взаимодействовать с культурой или больше быть с народом Божьим, я был бы готов сделать это.”
«Ты Иисус?»
Отец Хеберт, помощник пастора церкви Св. Джозефа в Конуэе, сказал, что прихожане обратили на это внимание, особенно самые маленькие из верующих.
«Сейчас все чаще маленькие дети указывают на меня и говорят:« Иисус? »Нет, просто дешевое подражание. … Он такой: «Тогда почему у тебя борода?» — сказал отец Хеберт.
У отца друга есть более научный ответ на этот вопрос: «Я просто чихнул, и оно выскочило; Я побрился сегодня утром.Они кивают, как будто это имеет смысл ».
Отец Друг окончил Католическую среднюю школу в 2007 году, где и сейчас преподает. Это иронично, потому что в школе не разрешают ученикам иметь растительность на лице.
«Входит мальчик с кусочком персикового пуха, и я говорю:« Ты должен его сбрить »», — его гигантская борода, вероятно, двигалась вместе с выговором. «Приятель, когда ты получаешь этот диплом, ты теряешь себя», — добавил он, хотя и признал: «Второй отец Фред (миссис Лоуренс Фредерик, ректор) просит меня, я его побрею.Я хочу умереть не от этого меча.
На данный момент у Отца Друга есть конечная цель для гривы, позволяющая побрить часть его головы / лица, если приходящие пожилые люди смогут собрать больше банок, чем прошлогодний класс, для кладовой с едой, превысив 113 000.
Пожарная опасность
Msgr. Скотт Френд, руководитель службы профессиональной деятельности, начал отращивать свою бороду в ноябре по предложению своего племянника, недавно рукоположенного диакона Джозефа Френда.
После рукоположения диакона Френда 22 мая католик Арканзаса опубликовал в Facebook фотографию трех Друзей с прижатыми друг к другу бородами (см. Стр. 1), которой по состоянию на 11 июня поделились 33 раза.
«У всех апостолов, Иисус, у всех были хорошие бороды. В Восточной церкви священники обычно отращивают бороды в знак святости », — сказал монсеньор. Сказал друг. «Я просто почувствовал, что должен вступить в клуб».
Брат Рох Макклеллан, монах из аббатства Субиако, последние семь лет отращивает бороду, доходящую до грудины. Длинный, худой и похожий на кино о кунг-фу, брат Рох сказал, что он один из немногих монахов со значительной бородой, но растительность на лице уходит корнями в историю Санкт-Петербурга.Бенедикт.
«Когда мы заходим в трапезную, у нас есть фотографии всех предыдущих монахов, которые были до нас. Если вы посмотрите на ранних монахов, у них тоже были довольно длинные бороды », — сказал он.
Однако он понял, что риски есть.
«Когда я был послушником, я зажигал свечи в церкви, и в конце концов я поджег ее часть. Одна сторона обгорела довольно хорошо »под Рождество, — сказал он, добавив, что братья-монахи и прихожане все еще говорят об этом.«Все, что ты можешь сделать, это смеяться».
Снимите
9 июня дьякону Джозефу Френду потребовалось 30 минут или больше, чтобы отрезать большую часть своей бороды, оставив так много волос, что они были похожи на «грызуна приличных размеров в раковине; это было довольно страшно ».
Отец Друг отметил, что важно спросить своего младшего брата: «Каково это, когда его брат и дядя подвергают остракизму, потому что мы больше на него не смотрим». Его дядя был более откровенен: «Он предатель. Вы можете процитировать меня по этому поводу.”
«Они рукоположенные священники, их работа состоит в том, чтобы сообразовывать свою жизнь со Христом, поэтому я спрошу, могут ли они найти немного милосердия в своих сердцах и принять меня обратно. Я исправлюсь с ними », — сказал дьякон Френд, добавив, что борода« теперь говорит о духе товарищества наших священников. Даже делать что-то тривиальное, например отращивать бороду, — это весело. Мы … рады быть вместе священниками, приобщаясь к этому братству «.
Кандалл сказал, что видит «воскрешение бороды» в современном обществе и церкви как способ окончательного подражания Христу.
«Похоже, все возвращается к основам. Даже если кто-то не обязательно христианин или духовный человек, есть что-то с человеком в лесу с бородой … борода в некотором смысле означает мужественное мужество … возродить и вернуть мужественность », — сказал он.
Просмотрите ветку обсуждения.
Пожалуйста, прочтите нашу Политику комментариев перед публикацией.
Комментарии к статьям предоставленыКакая связь между волосатостью и святостью? — Redlands Daily Facts
Я только что сошел с самолета с восточного побережья и собирался поприветствовать своего непосредственного начальника, когда он пристально посмотрел на меня и спросил: «Что это за гусеница у тебя на верхней губе?» Отец, похоже, не одобрил.
«Это же усы, преподобный отец. В наши дни все мужчины в Оксфорде носят их ». На самом деле это последнее утверждение было совершенно неверным, но, поскольку я находился теперь в 10 000 миль от Англии, я предположил, что у него не было бы возможности опровергнуть это в те дни, до появления Интернета. Отец ничего не сказал, и мы пошли своей дорогой.
Как читатели могут видеть на моей фотографии, он все еще там.
Нам на Западе трудно поверить, что волосы на лице, бороды или усы могут быть религиозной проблемой.Действительно, некоторые религии требуют от мужчин не стричь волосы на лице или даже не стричь их. Сикхи, большинство мусульман и ортодоксальных евреев не бреют бороды в знак благочестия. Но в христианских традициях по этому поводу выражены очень сильные чувства.
В Древнем Египте языческие жрецы должны были сбрить каждый волосок со своего тела и погрузиться в ванну перед тем, как отправиться на службу в священные территории своих храмов. Они делали это каждый день в течение месяца, пока находились на дежурстве, что происходило только один месяц в году.Все физиологические жидкости делали священника нечистым, и в течение месяца его служения требовалось целомудрие.
В древности египтяне считались мудрейшими из людей, и поэтому идея о нечистоте волос сохранилась в Средиземноморье.
Римляне согласились со странными представлениями египтян о растительности на лице мужчин. Мальчик никогда не брился и не отращивал все волосы до своего 21-го дня рождения. На своем 21-м году жизни он стал взрослым гражданином римского права, и поэтому ему ритуально дарили свой личный меч, гладиум, с помощью которого он делал свое первое бритье, а затем впервые надевал тогу.
Бритье было религиозным переходом в зрелость. Римские мужчины оставались чисто выбритыми на всю жизнь, за исключением случаев, когда солдат был в походе, когда борода позволяла расти, потому что он ритуально находился за пределами священных границ столицы. Однако когда победоносные войска вернулись, они должны были вымыться и побриться перед входом в Рим.
Не римляне назывались варварами, потому что люди большинства других цивилизаций, таких как греки, носили усы или бороду. Напротив, греческие мужчины думали, что римляне без бороды выглядели инфантильными.
Это резкое различие между греками и римлянами вызвало серьезную борьбу, когда христианство стало доминирующей религией империи и в последующие дни. Большинство ранних христиан говорили по-гречески, и это был язык Нового Завета. Поэтому они ожидали, что их священники и епископы будут выглядеть «настоящими» мужчинами.
Примерно в 195 году нашей эры святой Климент Александрийский объявил бороду «знаком мужчины» и добавил: «Поэтому нечестиво осквернять символ мужественности.«Некоторые из первых монастырей в пустынях требовали, чтобы претенденты имели бороды, прежде чем им было разрешено стать монахами, чтобы они не выглядели как« мальчики с женскими лицами ».
Бритое римское духовенство было нормой на латиноязычном Западе. Св. Иероним, советник папы Дамаса I в четвертом веке, кричал против бородатого духовенства, и Карфагенский собор в 475 году нашей эры запретил священнослужители бороды и разрешил насильственно брить любого священника с бородой.
Духовенство Востока и Запада теперь было очень легко идентифицировать.Бритые лица стали нормой для католического духовенства, пока папа Климент XVI в 1523 году не стал первым бородатым папой примерно за 1000 лет. Примечательно, что во времена протестантской Реформации почти все великие реформаторы носили бороды, отчасти потому, что борода так часто упоминается в Еврейских Писаниях. Это также отличало их от католического духовенства и в глазах некоторых придавало им вид мужественности, которого не было у чисто выбритых безбрачных священников.
Великим исключением из этого раннего протестантского обычая был сам Мартин Лютер, который по собственным причинам оставался безбородым, как всегда.
Это различие между латинскими бритыми священниками и восточными бородатыми священниками продолжалось до 20 века, когда обычаи и правила стали менее строгими.
Однако многие православные священники и католики восточного обряда продолжают бородатую традицию и не могут стричь волосы. Несомненно, древние отцы церкви на Востоке приветствовали бы современное возвращение, которое многие мужчины выбрали к растительности на лице. Действительно, бороды стали настолько популярными в наши дни, что на самом деле существует Всемирная ассоциация бороды и усов.Для получения информации посетите www.wbma.eu.
Ассоциация спонсирует чемпионат мира по бороде и усам раз в два года. Пушистые мужчины могут соревноваться в нескольких категориях.
На вопрос, как следует целоваться с усами, сайт Всемирной ассоциации бороды и усов отвечает: «Нежно, как и должны быть все поцелуи. Но поцелуй без усов — как суп без соли ».
Для того, чтобы поверить в это, мне не требуется большого подвига веры.
Почему представители духовенства носят бороду?
Если вы попросите человека на улице описать православного священника, он почти наверняка упомянет бороду, даже если он может упустить некоторые детали об облачении.Возможно, борода будет первым, на что они обратят внимание. В нашем воображении борода стала стереотипным атрибутом священника. Но многие до сих пор не понимают, почему. И наоборот, люди сочли бы весьма необычным и даже озадаченным увидеть православного священника в облачении, но без бороды.
Так почему священники носят бороду? Многие могут предположить, что это их способ подражания Христу, поскольку многие православные иконы изображают Его с бородой. В значительной степени они были бы правы.Но есть и другие причины.
Что говорят Священные Писания
Даже читатели с ограниченным знанием Библии могут предположить, что традиция ношения бороды среди духовенства, возможно, берет свое начало во времена Нового Завета. Например, в главах 19 и 21 Книги Левита мы читаем, что Господь повелел Своим верным не стричь волосы и бороды. Священное Писание также объясняет причину запрета. Неканоническое послание Иеремии говорит нам, что ношение длинных волос и бород было широко распространено среди языческих оракулов.Закон Моисея категорически запрещал подобные языческие обычаи среди еврейских священников. Преподобный Ефрем Сирин дает нам дополнительную информацию. Он пишет, что язычники отращивали длинные волосы и бороды, чтобы сбрить их в назначенное время у источника, в языческом храме или другом языческом святилище. Как видим, стрижка волос и бороды была не просто ритуалом, а частью языческого поклонения. Поскольку Христос отменил ритуальные практики, предписанные ветхозаветным законом, Новый Завет не упоминает о таких запретах.Но это еще не все.
Каноны
Первая книга Апостольских постановлений в одной из общих заповедей предполагает, что мужчины, которые уничтожают волосы своей бороды, могут делать это, чтобы соблазнить других. Аналогичное утверждение содержится в Правиле 96 Шестого Вселенского Собора. В нем говорится, что последователи Христа должны подражать Его жизни, не делая себе кудрей и круглых изгибов, которые слабые духом могут найти соблазнительными. Как пишет в своем комментарии византийский летописец и канонист Иоанн Занарас, это правило в равной степени применимо и к растительности на лице.Его причина: некоторые мужчины стригут свои бороды, чтобы быть похожими на женщин. Комментатор намекает на гомосексуальные практики Древнего Рима. Чтобы исключить возможность участия в них, Церковь запретила растрескивание волос, что, по ее мнению, может являться признаком потворства этому гнусному проступку.
С тех пор традиция носить бороду глубоко укоренилась среди духовенства, и сегодня большинство из них носит бороду по умолчанию, выражаясь языком компьютерных фанатов.
Стоглавой Московский Собор 1551 г. также поддержал идею о женском облике человека без бороды. Казалось, что отсутствие бороды было настолько необычным для человека XVI века, что Совет прямо запретил проводить поминальные службы или другие церковные службы для умерших, если они избавились от бороды.
Православное население России, Украины, Беларуси и других славянских стран все чаще считало бороду синонимом таких типично мужских добродетелей, как сила, выносливость и решительность.
Обязательно ли священнику носить бороду?
Теоретически нет. Однако на практике почти все православные священники носят его. В других местах обычай может быть другим. Как мы знаем, бороды — редкость среди католических священников на Западе. В первые годы христианства бороду носили только представители высших классов Рима. Духовенство обходилось без него, и эта традиция сохранилась. Когда в 1960-х годах движение хиппи приобрело популярность в Соединенных Штатах и Западной Европе, некоторые православные священники начали избавляться от бород.Все большее число хиппи занимались употреблением наркотиков, торговлей наркотиками и другой преступной деятельностью, и многие из них носили бороду. Священники слишком устали от того, что их останавливает полиция, которая из-за бороды принимает их за хиппи.
Сегодня ношение бороды снова становится популярным среди духовенства, а также среди светских мужчин. В то время как люди вне Церкви просто идут в ногу с модой, православные подражают Христу. Таким образом, следование примеру Христа по-прежнему является наиболее частой причиной ношения бороды среди православных.Однако мы должны помнить, что качество нашей духовной жизни и наша вероятность попасть в Царство Небесное не имеют ничего общего с размером или толщиной нашей бороды.
Переведено Каталогом добрых дел
Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyashchenniki-nosyat-borodu
История спасения волос на лице
Я хотел бы смиренно извиниться перед всем англоговорящим населением Вселенной. В моем последнем блоге «Четыре лучших бороды в истории христианского мира» я сделал довольно смелое заявление о том, что католицизм и парик на подбородке неразрывно связаны.Я ждал, поправит ли меня кто-нибудь еще, но в конечном итоге меня осудила моя совесть. У меня есть , чтобы научиться выключать эту штуку.
Дело в том … Католики известны своей ненавистью к бородам. И под «отчасти» я имею в виду, что на протяжении тысячелетия у нас действительно были каноны, запрещавшие духовенству иметь растительность на лице. Ордерик Виталис, летописец XII века, на самом деле чмокнул (чмокнул?) Бородатых священников, описывая их как «несущих на лицах знаки своей грязной похоти, любит вонючих козлов.Ура. Волосы на лице у нас были точно такие же, как у Мишель Обамы в пицце в школьных кафетериях.
Я хочу скрыть это под ковриком. Но так же, как индульгенции на продажу и литургические танцы, это злодеяние не перестанет причинять нам боль, если мы решим притвориться, что его не существует. Мы должны принять свои проступки и обсудить их, если мы когда-нибудь захотим двигаться дальше. Итак, мои дорогие братья и сестры, я передаю вам наследие нашей растительности на лице.
Пусть начнется исцеление.
В бороде-джиннинге
Борода были для древних евреев тем же, чем пикапы и вяленое мясо для современных мужчин: бесспорный признак мужественности.На самом деле существуют законы левитов, предписывающие уход за бородой. Израильтянам было сказано не «портить края» или «портить углы» своих бород (Лев. 9:27). Подобно законам о диете, богослужении и обрезании, волосы на лице могли на самом деле отличать Израиль от других народов, поскольку статуи из Египта, Ассирии, дохристианских греков и Рима были чисто выбриты. Фактически, мы знаем, что борода Иосифа была сбрита до того, как ему было позволено находиться в присутствии фараона (ср. Быт 41:14).Независимо от причины, израильтяне серьезно относились к своим бородам. Им даже были даны особые законы для диагностики и очищения от инфекций бороды (Лев 13: 29-37, 14: 9). В соответствующей заметке, очевидно, древним израильтянам каким-то образом удалось заразиться инфекциями бороды . Они действительно были особенными людьми.
Кто-то явно забыл полить маслом и ладаном
отрубную муку в зерновом приношении.
Потеря бороды была причиной глубокого стыда.Например, 2 Царств 10: 4-5 говорит нам, что царь амонитян захватил нескольких слуг Давида. Зверь сбрил половину бороды, а затем срезал одежду на бедрах. Слуги слишком стыдились приходить к царю Давиду, поэтому он вышел им навстречу. Можно было бы предположить, что им было стыдно за свои скандально короткие юбки. Однако царь Давид советует им «оставаться в Иерихоне, пока ваши бород не отрастут , а затем вернутся» (курсив добавлен (с удовольствием)).Оскорбление фактически привело к битве. Он был не одинок — многие ветхозаветные пророки упоминают «выщипывать себе бороды» во времена великого горя и скорби (Ездра 9: 3, Ис 50: 6, Иер 48:37). Можно только предположить, что это потому, что бороды, как и привилегии сала, были одними из первых вещей, которые Бог отнял у Своего избранного народа, когда они согрешили.
Подорожник золотистыйМы можем предположить, что Христос и его ученики, как добрые евреи, носили незараженные бороды с незапятнанными углами.Многие из отцов ранней церкви последовали их примеру.
Это было также, когда появились первые ненавистники волос. Фактически, святой Иероним написал несколько довольно резких речей против христианского вздора на лице. К счастью, мы можем проигнорировать это, потому что даже он не мог сопротивляться выращиванию того, что выглядело как целая овца из своего подбородка. Он серьезно выглядит как член ZZ Top четвертого века.
Я слышал, Критобул, что каждая девушка без ума от стильно одетого мужчины.
Царствование Родителей
К сожалению, пятый век стал одной из самых мрачных эпох в истории Церкви.Я говорю о тысячелетии полномасштабного преследования волос на лице. Даже когда упомянутые выше отцы вымогали у священников волосы на лице, их современники нападали на священную щетину. В 475 году Четвертый Карфагенский собор нанес удар, потрясший бородатую Церковь до самых ее фолликулов: клерикам больше не разрешалось отращивать бороды. Фактически, их можно было побрить силой , если бы было обнаружено, что они «питали свои волосы и бороду».
Это создало разрушительный прецедент на Западе.Фактически, совет Тулузы (1119 г.) сделал перерыв в осуждении альбигойцев на достаточно долгое время, чтобы пригрозить отлучением любому священнослужителю, который «как мирянин позволял расти волосам и бороде». На самом деле, похоже, единственное, что теологи того времени ненавидели больше, чем бородатых священников, — это миряне с детскими лицами. Не брившегося мирянина можно было обвинить в том, что он выдает себя за священнослужителей, о чем свидетельствует эта веселая история, в которой конокраду отказывают в отпущении грехов, пока он также не признается в том, что он чисто выбрит.Частично это было связано с тем, что длинные волосы считались символом внутреннего греха и пороков. Так что… миряне могут быть волосатыми, но уж точно не священники.
В 1086 году архиепископ Руана пошел вперед и пригрозил отлучить от церкви абсолютно всех, кто не был чисто выбрит (даже мирян). Что еще хуже, Восток полностью осудил нас за изнеженность. Фактически об этом упоминалось в письмах, предшествовавших Великой схизме.
Filioque противоречие + Gillette = взаимное отлучение от церкви
Было несколько храбрых, которые выбрали восстание.Например, в 1510 году папа Юлий II отрастил короткую бороду, чтобы оплакивать свою военную потерю от французов. Люди, очевидно, приняли это, потому что, эй, он проиграл французскому . Но он был исключением. Прецедент препубертатного возраста остался, и время действительно было темным.
Обосновано лицом
К счастью, в шестнадцатом веке интерпретация карфагенского канона изменилась. Некоторые ученые начали понимать, что, хотя отращивать корявую щетку для колен нельзя, но короткие бороды по-прежнему разрешены.Страх перед излишними ловцами супа все еще существовал (особенно их ненавидел Св. Чарльз Борремео), но в основном это происходило из-за вполне понятного страха, что большая борода помешает священнику пить из чаши. Возможно, существовал даже постоянный страх перед инфекциями бороды, потому что, какими бы они ни были, они звучат отвратительно.
И так начала цвести лицевая листва Рима. Возможно, люди начали видеть ценность патента, растущую на лице их пастора.Тем не менее, в 1523 году папа Климент XVI заметил возвращение иерархических волос, став первым за много веков постоянно бородатым папой.
Я не всегда отращиваю бороду,
, но когда я это делаю, я переосмысливаю каноническое право.
Борода в 21 веке
Похоже, что церковная загривок епархии теперь зависит от решения епископа. На самом деле я не совсем уверен в этом — мои попытки исследовать это в основном были встречены ползучим молчанием и безмолвным покачиванием головой.Но мой друг, о. Тот-Кого-Нельзя-Называть, объяснил это так: роль светского священника — служить людям в своей епархии. Это означает, что он не должен одеваться или укладывать волосы радикально иначе, чем люди, которым он служит. В результате у нас неутешительный недостаток как бараньих отбивных, так и кефали. С другой стороны, я — уверен, что ни одному мирянину не было отказано в отпущении грехов из-за чисто выбритого на протяжении веков. По крайней мере, я горячо молюсь об этом. Кроме того, мало кто из наших недавних теологов сказал, что отсутствие волос у женщин свидетельствует о нашей биологической неполноценности.Двигаемся дальше…
Однако связь между церковью и растительностью на лице все еще исправляется. Хотя многие священнослужители и студенты католических колледжей предпочитают обнимать свои косы, мы не можем игнорировать тот (довольно тревожный) факт, что у нас не было бородатого папы за 300 лет. Итак, в искреннем и экуменическом желании преодолеть пропасть между благочестивыми персиковыми лицами и кустистыми возлюбленными, я хотел бы пригласить моих бородатых братьев во Христе возобновить диалог о бритье и святости.По словам Папы Франциска, «братские встречи — важная часть пути к единству».
Остерегайтесь инфекций бороды.
Битва за бороды, которая почти расколола христианский мир
В этом выпуске, выходящем раз в две недели, мы стремимся ободрить поместную церковь, вспоминая времена, когда все было намного, намного хуже.
На первый взгляд борода может показаться ничем не примечательной — просто немного протеина, вроде как пушистый ноготь на ноге на вашем лице.Многие взрослые мужчины, в том числе и я, не могут их даже вырастить.
И все же для многих мужчин на протяжении всей религиозной истории они были большой сделкой . Закон Моисея предписывал мужчинам не стричь уголки бород — обычай, который ортодоксальные евреи практикуют и по сей день. Многие реформаторы отрастили длинные бороды, возможно, в знак разрыва с традиционно чисто выбритым католическим духовенством. Даже баптистский священник Чарльз Сперджен в явной попытке выиграть конкурс «самый преувеличенный на все случаи жизни», как известно, сообщил своим ученикам, что отращивание бороды — «привычка наиболее естественная, библейская, мужественная и полезная.”
Так что да, иногда борода может быть неоправданно важной. Однажды они даже способствовали одному из самых глубоких, древних и уродливых расколов во всем христианском мире: Великому расколу.
Конечно, любой, кто хоть немного знаком с церковной историей, знает, что примерно до 1054 года нашей эры существовала в основном одна объединенная церковь для географической области, которая раньше была Римской империей. Западная, говорящая на латыни половина империи пала в 476 году, но ее церковь оставалась далеко позади.Между тем восточная, грекоязычная половина, которая стала известна как Византийская империя, все еще существовала в 15 веке. Якобы одной из сил, объединивших эти две совершенно разные части церкви, был Никейский символ веры: пара сотен слов, которые выражали их общие убеждения.
Но затем Западной церкви пришлось пойти и напортачить.
Проблемы начались, когда западная церковь официально добавила к Символу веры одно слово в 1014: filioque , что примерно переводится как «и Сын.«Если вы из какой-то литургической церкви, вы знаете, о чем я говорю:« Мы верим в Святого Духа. . . Который исходит от Отца и Сына. ”
Это необязательно библейски необоснованная позиция, но это было странное изменение в одностороннем порядке, учитывая, что Символ веры должен был быть экуменическим исповеданием. По причинам, которые для наших целей сухие как грязь, Восточная Церковь по понятным причинам была расстроена, когда они узнали об изменении.
Как всем известно, лошадь не изобрели бы еще 258 лет, поэтому новости распространялись медленно. Христология по-настоящему поразила поклонников в 1053 году, когда Папа Лев IX наконец послал своего эмиссара в восточную империю, чтобы раз и навсегда избавиться от тех, кто был большой кучкой еретиков во всем этом. Посланника возглавлял кардинал по имени Гумберт, что, по всей видимости, не просто имя, придуманное Набоковым.
Когда Гумберт прибыл в Константинополь, византийский император приветствовал его, но патриарх Михаил I Керуларий (лидер Восточной церкви) отказался дать ему аудиенцию.В конце концов, Гумберту надоело просто слоняться по византийскому двору, подшучивать над тем, что все было «византийским», и (можно предположить) приставать к друзьям императрицы, поэтому он решил раскрыть банку виски в целом ». ересь ».
По сути, он отлучил половину всего христианского мира — за то, что у него были бороды.
Вроде. Видите, произошло следующее: 16 июля 1054 года Гумберт прервал патриарха во время богослужения, чтобы вручить ему папскую буллу об отлучении от церкви.В рассматриваемой булле упоминались многочисленные преступления, совершенные Восточной церковью, в том числе разрешение священникам жениться (чего они не делали), повторное крещение латинских христиан (чего они также не делали) и пропуск одного пункта из Никейского символа веры. (который, как вы помните, на самом деле был , добавленным Западной церковью в одностороннем порядке к ). О, и кикер:
И поскольку у них растут волосы на голове и бороде, они не примут в общение тех, кто постригает свои волосы и бреет свои бороды, следуя предписаниям Римской церкви.
Верно. Хуже всего то, что эти византийские христиане отрастили бород — , и, по словам быка, они отказывали в причастии мужчинам, которые тоже брились. (Римская церковь запретила бороды в 1031 году, всего за пару десятилетий до того, как Гумберт отлучил Восток от церкви за то, что они не последовали ее примеру).
Бык в значительной степени был быком. Мало того, что большинство его обвинений было сфабриковано, но и папа, чье имя было на нем, Папа Лев IX, фактически умер за несколько месяцев до того, как оно было предъявлено, технически сделав его недействительным.В то время как Гумберт возвращался и угощал Запад своим героическим осуждением этих бородатых еретиков, большинство восточной церкви просто качали головами, говоря: «Это было странно, да?» и продолжал, как ни в чем не бывало. (Другими словами, для Востока все это было чем-то вроде Аватара из 1054 года.)
Восток дал ответ , однако, сожжением (недействительной) папской буллы и отлучением Запада от церкви для хорошей меры, но большинство историков скажут вам, что ни одно отлучение на самом деле ничего не значит.Булл Гумберта назвал только Патриарха, а не его церковь, и анафема Патриарха коснулась только Гумберта и еще нескольких парней из его легата.
Пройдет еще пара столетий, прежде чем раскол между Востоком и Западом станет действительно полным; В конце концов, весь этот инцидент, вероятно, был меньше похож на пару, подающую на развод, а больше на пару, которая допоздна выпивает, ссорится, требует развода друг от друга, теряет сознание, а затем просыпается утром с разрывом головные боли от недоумения: «Неужели мы это сказали? Мы действительно это имели в виду? »
Другими словами, это было то, что можно было исправить искренними извинениями.Но извинений так и не последовало, и, в конце концов, произошел развод.
Псалмопевец написал: «Вот, как хорошо и приятно, когда братья живут вместе». Чего он не упомянул, так это того, насколько сложны и такие вещи. Оказывается, единство требует благодати и смирения — иногда благодати, чтобы сказать: «Эй, давайте серьезно обсудим наши богословские разногласия». . . а иногда и скромность признать, что борода другого парня просто потрясающая, даже если вы не можете ее отрастить.
Войны за христианские бороды
Сегодня у вас больше шансов увидеть бороду за кафедрой, чем когда-либо с 1800-х годов.Но бороды — особенно среди духовенства — когда-то были серьезным символом. Они отделили Восток от Запада во время Великого раскола, священников от мирян в средние века и протестантов от католиков во время Реформации. Некоторые руководители церкви требовали их; другие запретили их. Для средневековых богословов они олицетворяли одновременно святость и грех. Но историк Джайлс Констебл говорит, что правила о бороде звучат более жестко, чем они были на самом деле. Духовенство (особенно влиятельное), вероятно, тоже следовало моде в свое время.
c. 195
Климент Александрийский называет бороду «знаком мужчины» и говорит, что «поэтому нечестиво осквернять символ мужественности». Многие другие отцы церкви высказывали аналогичные замечания о бородатой мужественности. Но большинство духовенства ранней церкви было либо безбородым, либо с коротко подстриженной бородой.
361
Римский император Юлиан носит бороду, чтобы показать свой разрыв с бритыми христианскими императорами перед ним и отметить его связь с языческой римской религией.
c. 411
Евфимий говорит, что только мужчины с бородой могут входить в его монастырь в Иудейской пустыне, а не мальчики «с женскими лицами».
c. 475
Установлено правило, что «ни один священник не должен отращивать длинные волосы или сбривать бороду». Это очень не идет в ногу со временем, и некоторые переписчики просто изменили его на «Ни один священнослужитель не должен отращивать длинные волосы или [длинную] бороду». Кажется, что в свое время его игнорировали, но стали широко упоминаться в 1100-х и 1200-х годах.
816
Совет Ахена требует, чтобы монахи брились каждые 15 дней (24 раза в год). Другие монашеские общины принимают аналогичные правила, хотя некоторые требуют бритья только шесть или семь раз …
1 Вы достигли конца этой статьи.Чтобы продолжить чтение, подпишитесь сейчас. Подписчики имеют полный цифровой доступ.
Уже подписчик CT? Войдите в систему, чтобы получить полный цифровой доступ.
Есть что добавить по этому поводу? Видите что-то, что мы упустили? Поделитесь своим мнением здесь.
.