Упражнение на логику – Логические задачи с ответами для развития логического мышления

Упражнения на развитие мышления

Упражнения на развития мышления у младших школьников.

В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.

Упражнение “Загадки”

На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

— Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

Поможет ли девочка маме? Почему?

Девочку Лену спросили:

— У тебя есть сестра?

— Есть.

— А у твоей сестры есть сестра?

— Нет, — ответила Лена.

А как ты думаешь?

Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

14 18 111 19 10 100

Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

Задания на выделение существенных признаков понятия

Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

Задание 4. Чем отличается:

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

А)Задания на установление закономерностей.

Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

 

Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

А) 2, 4, 6, 8, …

Б) 1, 3, 5, 7, …

В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Обувь

Игрушки

Школьные вещи

Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

1

1,2,3,5,12

8,16,24,35,48

2

1,2,3,5,8,16

12,24,35,48

3

1,2,3,5,8

12,16,24,35,48

4

2,3,5,8

12,6,16,24,35,48

Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Задание 7. Игра “Что лишнее?”

Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

Задание 1. “Анаграмма”

Составить слова, переставив буквы:

АЛИГ —

ЕОСЛ —

ОТЛЕ —

Задание 2. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

КАША

РЕКА

ТАРЕЛКА

Задание 3. “Эхо”

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

ШМЕЛЬ –

МУХА –

РОСА –

Задание 4. “Зашифрованное слово”

Составить слово из первых слогов, данных слов:

МОЛОКО

НЕВОД

ТАРАКАН

Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

ОГОЛАВ –

АБАРН –

ОСОКЛ –

Задание 6.

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

ПЛУГ –

ШАРФ –

КОРМ –

Задание 7.

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

ЗМЕЯ

РАМА

Задание 8. “Занимательная лесенка”

Составить слова по данной модели.

Задание 9. “Змейка”

Составить слова по данной модели.

А _ _ _ _ _

_ А _ _ _ _

_ _ А _ _ _

_ _ _ А _ _

_ _ _ _ А _

_ _ _ _ _ А

_ _ _ _ А _

_ _ _ А _ _

_ _ А _ _ _

_ А _ _ _ _

А _ _ _ _ _

Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Зада

infourok.ru

15 сайтов, где можно потренировать мозги

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг ленив и неповоротлив. Если нагружать его однотипными и привычными задачами, он быстро «тупеет» и теряет способность действовать быстро. Шестеренки в голове начинают крутиться медленнее и со скрипом. 

AdMe.ru нашел 15 сайтов, где много разных тренажеров для мозга. При помощи задач, упражнений и игр сегодня потренируем память, завтра логику. А получим красивый и подтянутый ум. 

Здесь можно протестировать, насколько хорошо работает ваш мозг, составить индивидуальную программу тренировок, заниматься и отслеживать свой прогресс. Оформлено все красиво и удобно. Главный минус — бесплатная версия сайта довольно ограничена. 

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество ваших памяти, мышления, внимания. На основании этих результатов вы получаете программу тренировок. Опять-таки есть платный уровень, где обещается больше возможностей. 

Этот сайт встречает нас фразой: «Нет людей с плохой памятью. Есть люди, которые не умеют ею пользоваться». Выполняя несложные упражнения, можно развить память, получить навыки в запоминании чисел, слов и текстов, развить внимание и образное мышление. Также на сайте есть небольшие статьи с полезными советами. 

На сайте можно проверить память и пройти онлайн-тренировку внимания, концентрации, реакции и других функций мозга с помощью программ и игр. Есть подробная теоретическая часть, рассказывающая о том, что такое мозг и как поддержать его в хорошем состоянии. 

Здесь собраны известные логические игры, которые легко запустить в режиме онлайн, чтобы размять мозги. 

На этом сайте всего один тренажер для мозга — задачка N-назад. Это упражнение, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления. Суть игры: пользователь видит квадратики в ячейках матрицы и слышит буквы. При этом необходимо определить и указать, встречался ли предъявляемый образ на n-позиций (1, 2, 3…) назад.

Игры, выложенные на этом сайте, призваны тренировать память, скорость, гибкость мышления, вычислительные навыки. Прежде чем начать тренировки, нужно будет определить те возможности ума, которые хочется развить в первую очередь. Это определит выбор упражнений для тренировок. 

Еще один сайт с логическими играми, головоломками, упражнениями для развития памяти и паззлами для развития внимательности. Девиз — «Прокачай свой мозг». 

На сайте «Занимательная педагогика» есть интересный тест, пройдя который, можно определить возраст своего мозга. 

Это сайт о возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта. Здесь рассказывают о том, как устроена наша голова, как там все работает, и дают советы, как ускорить эту работу. Например, есть статья «Как улучшить кратковременную память», задачки на логику и многое другое. 

www.adme.ru

Статьи. Разное (часть 3). Как развить логику

Развитие логики – это то, в чем нуждается каждая личность, начиная от маленьких детей и заканчивая вполне взрослыми людьми.

Логика помогает нам на основе правильно выстроенного анализа цепочки последовательностей или иных обстоятельств, событий и доводов, делать правильные выводы и на их основе принимать верные решения. Такое свойство человека помогает ему в любых ситуациях найти оптимальный способ выхода из них, или предугадать и предупредить всевозможные неприятности.

Более того, логика является непременным атрибутом принятия грамотных управленческих решений, научных открытий и множества иных историй успеха в самых разнообразных отраслях. Именно поэтому, развитие логики является приоритетом у каждого человека. Но заниматься совершенствованием логического мышления, необходимо систематизировано, с помощью различных, разработанных специалистами, инструментов и методов.
Разберем их подробнее:

Упражнения на логику.

Разнообразные варианты упражнений и логических задач развивают сосредоточенность и внимание, восприятие, мышление, невербальный и вербальный интеллект, а также наблюдательность.

«Понятия по порядку». Упражнение для развития логики.

Смысл упражнения в том, что нужно расположить понятия в определенном порядке: от частных значений, к наиболее общим.
В подобной цепочке, должно быть соотношение род к виду (каждого последующего слова перед предыдущим).
Например:
«Храм, Парфенон, здание, храм древнегреческий, Парфенон, сооружение для ритуала».
Нужно записать так:
«Парфенон – храм древнегреческий – храм – сооружение для ритуала – здание».
Еще несколько примеров для исполнения:
«Газ, жидкий кислород, состояние вещества, кислород».
«Сосна, растение, дерево, древесная порода».
«Сказка «Репка», жанр, народное творчество, сказка».
Данное упражнение учит выстраивать обоснованную логическую цепочку и ассоциативный ряд, развивает возможности мышления.

Упражнение «Логичность».

Для обследования предъявляют бланк с заданиями, которые состоят из двух взаимосвязанных категорических суждений и умозаключения-вывода (силлогизма). Они даны по-разному, иной раз правильно, а в некоторых случаях – ложно. Нужно определить правильность выводов и зачеркнуть неправильные логические обоснования-выводы.
Например:
«Все ученики 5-Б отличники. Вася Петров – отличник. Следовательно, он ученик 5 Б».
Другие варианты:
«Все сочинения Шекспира нельзя прочитать за одну ночь. «Гамлет» — сочинение Шекспира. Следовательно, его нельзя прочитать за одну ночь».
«Все металлы электропроводны. Золото – металл. Следовательно, он электропроводен».

Компьютерные игры для развития логического способа мышления.

Игры на логику, осуществляемые на ПК использовать очень удобно и легко. Они созданы для того чтобы задействовать все мысли

psyonline.ru

Упражнения для логического мышления | Познаем мир

Всем Здравствуйте!

Сегодня я хочу рассказать вам об упражнениях для развития логического мышления.

Что такое логическое мышление и почему его нужно развивать?

Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором используются готовые понятия и логические конструкции.

Каждый день нам приходится сталкиваться с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению.

Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять  его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы.

Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Она требуется от нас во многих жизненных ситуациях, начиная с убеждения собеседника, выборе кратчайшего пути на работу и покупках в магазине, до сложных технических задач.
Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты  и грамотно выстраивать свои суждения.

Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать. Это важно делать в любом возрасте.

С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  1. 1.Наглядно – действенное мышление – ребенок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом. Этот вид мышления является основным в раннем детстве.

  2. 2.Наглядно – образное мышление
    – ребенок мыслит при помощи образов, с помощью представлений предметов и явлений. Этот вид мышления формируется в дошкольном возрасте.

  3. 3.Словесно – логическое мышление
    – ребенок мыслит в уме с помощью понятий, слов, рассуждений. Этот вид мышления начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте.

Если у ребенка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче будет решать любые задачи, он добивается в жизни большего успеха.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Логика тесно связана с математикой, поэтому можно выполнять в уме упражнения на сложение двух- трехзначных чисел, повторять таблицу умножения, занимаясь при этом уборкой в комнате или мытьем посуды. Достаточно будет для этого уделить всего по 2-3 минуты.

Отличными упражнениями для развития логического мышления будут: разгадывание головоломок, загадок, решение кроссвордов, игра в шахматы.

Выберите для себя наиболее подходящие варианты и занимайтесь понемногу каждый день. Вы увидите, что результаты не заставят себя ждать.

Я предлагаю вам упражнение с готовыми дополнительными материалами, которые входят в комплект для распечатки “Развиваем мышление”.

Упражнение помогает развить речь и логическое мышление.
Вы показываете ребенку картинки с изображением самых разных предметов, например,
самолета, карандашей, моря, песка и т.д.
Затем вы называете прилагательное, а ребенок должен соотнести его с определенной
картинкой. Например, если вы говорите «красивый», то ребенок, рассматривая картинки,
может ответить «красивый самолет» и т.д.
Фантазия и логика не являются взаимоисключающими понятиями. Они способствуют
развитию мышления в целом. Поэтому для развития логики нужно использовать и
упражнения, развивающие воображение.


Скачивайте готовые материалы и скорее применяйте на практике!
Если вы хотите больше готовых материалов для развития мышления, вам сюда:

СБОРНИК ИГР “РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ”

БУДУ БЛАГОДАРНА, ЕСЛИ ВЫ ПОДЕЛИТЕСЬ МАТЕРИАЛОМ С ДРУЗЬЯМИ, КЛИКНУВ НА КНОПКИ СОЦ. СЕТЕЙ.

Данный материал авторский! Поэтому, если вы хотите поделиться им, дайте ссылку друзьям на этот пост.
Использование материала, на других сайтах и форумах, возможно только с моего согласия! Использование материала в коммерческих целях запрещено!

poznaemmir.com

Тренинг логического мышления

Нахождение ошибок

Целью этого очерка является познакомить вас с действенным методом нахождения логических ошибок. Если вы не умеете обнаруживать их, то они могут легко прокрасться в вашу речь, мысли и действия. Для начала заведите тетрадь и записывайте туда все логические неточности и противоречия, с которыми вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни, учитывая при этом как свои, так и чужие ошибки. Вы можете обнаружить неточности и противоречия в рекламных объявлениях, разговорах и печатном материале. Также нужно записывать и типы логических ошибок. Помните, что в одном предложении может содержаться несколько ошибок. Если вы сможете честно фиксировать свои ошибки, то это будет говорить в вашу пользу. Чем чувствительнее вы будете к логическим ошибкам, тем дисциплинированнее станет ваш ум, и тем строже будут ваши логические рассуждения. Ниже вашему вниманию предлагается резюме уже рассматриваемых видов логических ошибок.

Резюме видов логических ошибок

Необоснованное обобщение — группировка информации без всякого основания.

Эмоциональный аспект — предвзятое отношение, при котором игнорируются факты.

Личный напор — атака оппонента, которая не основана на фактах.

Суеверное поведение — необоснованное интерпретирование событий, произошедших после каких-либо ваших действий, как их следствия.

Проведение аналогий — сравнение, которое придает вес вашим аргументам.

Мнения авторитетов — приведение цитат, подтверждающих ваши аргументы.

Мнения масс — апеллирование к мнению масс без учета реальных фактов.

Спорный аргумент — использование спорного аргумента в качестве доказательства своей правоты.

Необоснованное упрощение — сведение вопроса к самой простой форме, которая напоминает лозунг.

Практикум: проверьте себя

В каждом из следующих высказываний вам нужно найти логическую ошибку. Ответы опубликованы на следующей странице.

Высказывания:

1. «Ты не должен жаловаться на то, что тебе приходится идти километр пешком до школы. В свое время я в снегопад проходил восемь километров, чтобы попасть в школу.»

2. «За 176 лет протяженность Миссисипи сократилась на 252 мили. Это означает, что в среднем в год происходило сокращение длины реки на 1,3 мили. На основании этого каждый нормальный человек без признаков умственного расстройства может сказать, что около миллиона лет назад длина реки составляла 1 300 000 миль. Точно так же можно рассчитать, что через 742 года длина реки будет составлять одну целую и три четвертых мили…» ( Марк Твен).

3. «Любой, кто говорит так, является либо крайне левым либералом, либо правым фашистом».

4. «Если мы позволим фашистам утвердиться в Центральной Европе, то они скоро будут у наших границ».

5. «Ваша Честь, этот человек является главарем организации, поскольку его книга имеет широкое распространение в этих кругах. Если бы он не был авторитетом, то его книга не котировалась бы так высоко».

6. «Если я угощу завтраком вице-президента, то ему понравится мое предложение».

7. «Если бы я нарушил закон, я не был бы губернатором… а я — губернатор». Словa губернатора Аризоны, произнесенные им после того, как он был обвинен в нарушении закона

8. «Если вы съедаете в день по яблоку, то всегда будете здоровым». «Пчела не может ужалить вас, пока вы сдерживаете дыхание». «Если у вас чешется правое ухо, то это означает, что кто-то говорит про вас что-то хорошее, если же у вас чешется левое ухо, то, значит, кто-то говорит о вас что-то плохое».

9. «Люди, которые вкладывают деньги в акции, очень смелые».

10. Цитаты из газет Нового Орлеана по поводу регулирования продаж маек во французском квартале этого города: «Два указа… могут закрыть любой легальный бизнес во французском квартале Нового Орлеана». «Издание этих указов можно сравнить с применением атомной бомбы для борьбы с тараканами». «Следовательно, французский квартал Нового Орлеана, США, станет французским кварталом Нового Орлеана, СССР». «Это означает начать плясать под дудку красных…» «Это значит распахнуть дверь для политических авантюристов».

11. «Я больше никогда не пойду в тот магазин, потому что вчера я купил там несвежее мясо, а это говорит о том, что они постоянно продают несвежее мясо».

Оценка высказываний:

1. Неправильное проведение аналогий (плохое сравнение) с присутствием личного напора. Времена изменились, а вместе с ними изменились и взгляды на этот вопрос, поэтому проведение такого сравнения неуместно. Пожилой человек пытается уйти от обсуждения проблемы, делая упор на личный фактор. Это проявляется в том, что ребенок не заслуживает более внимательного отношения и вполне может отшагать километр для того, чтобы попасть в школу.

2. Если бы в этом примере так явно не чувствовался юмор, то можно было бы сказать, что допущены следующие ошибки: неправильное использование статистической информации и необоснованное упрощение фактов. Когда производится экстраполяция на основании ограниченного числа фактов, необходимо разобраться в скрытых предпосылках. В своем высказывании Марк Твен намеренно принимает за факт то, что сокращение длины Миссисипи всегда происходило с одной и той же скоростью. Если бы Марк Твен писал всё это серьезно, то вполне вероятно, что невнимательный читатель принял бы это за чистую монету.

3. Это типичный пример личного напора, в котором целью является отвлечение внимания от факта путем дискредитации оппонента.

4. В этом примере присутствует эмоциональный аспект, с помощью которого оратор настраивает слушателей против объекта обсуждения. В данной ситуации чувствуются проявления экспансионистской политики, но этого недостаточно для высказываний такого рода. Ситуация много сложнее, чем ее хотят представить. Имеет место также и необоснованное упрощение.

5. Это классический пример применения спорного аргумента. В качестве доказательства используется тот факт, что книга обвиняемого широко используется в определенных кругах. Считается, что автор данной книги является авторитетом, но ведь
это еще не доказательство его вины.

6. Уверенность в том, что вице-президент благожелательно отнесется к предложению, если суть этого предложения изложить ему за ланчем, является типичным примером суеверного поведения. Тот, кто так считает, мог видеть, как вице-президент возвращался с ланча с автором какого-нибудь предложения, которое было принято, но это еще не означает, что за ланчем вице-президент принимает все предложения. Однако если на вице-президента действительно может произвести благоприятное впечатление такой жест, как приглашение на ланч, то тогда действительно прослеживается связь между приглашением на ланч и принятием предложения. В этом случае можно говорить не о суеверном поведении, а о тонком расчете.

7. Губернатор использовал спорный аргумент. Он настаивал на том, что если бы он действительно нарушил закон, то он не был бы губернатором. В качестве доказательства того, что он не нарушал закона, он приводит тот факт, что он все еще губернатор. Таким образом происходит уход от рассмотрения его поведения.

8. Все эти высказывания являются типичными примерами суеверного поведения. В их основе может лежать, а может и не лежать конкретный достоверный факт. Очевидно, что все эти «выводы» были сделаны на основе установления сомнительной связи между поведением и последующими событиями. Человек, который сдерживал дыхание и тем самым якобы предотвратил укус пчелы, мог сделать это, к примеру, только лишь один раз, и поэтому это не может служить доказательством. Народная мудрость часто дает полезные советы, но в данном случае она представляет собой пример анекдотического суеверия.

9. Это пример необоснованного обобщения, потому что, если ваши знакомые, вкладывающие деньги в акции, являются смелыми людьми, то это отнюдь не означает, что все инвесторы смелые люди. Если бы вы провели статистическое исследование, подтвердившее данный факт, то вы могли бы с уверенностью утверждать это. Однако в данном случае это просто необоснованное обобщение.

10. В этих высказываниях наличествуют множественные логические ошибки, которыми всегда богаты выражения политиков, стремящихся любыми средствами протолкнуть свое мнение. Ясно прослеживается неправильное проведение аналогий: сравнение принятия обсуждаемых указов с применением атомной бомбы для борьбы с тараканами — явное преувеличение, сделанное с целью нагнетания страстей. Сравнение с бюрократическим контролем в СССР сделано с той же целью. Необоснованное упрощение проблемы проявляется в замене обсуждения вопроса популистскими лозунгами.

11. В этом примере ясно видно необоснованное упрощение проблемы, а также недостаток статистической информации. Большинству людей наплевать на существование вероятности, что они столкнулись с единичным случаем. Если они один раз купили несвежее мясо, то у них не возникнет желания пойти в тот же магазин с целью проверить, всегда ли там продается несвежее мясо. Они просто станут покупать мясо в другом магазине.

Источник: http://www.elitarium.ru/

www.toptrening.ru

Как развивать логическое мышление: советы и упражнения

Для чего и как развивать логическое мышление? Упражнения для детей и взрослых.

Каждый человек в большей или меньшей мере обладает способностью логически мыслить.

Но бывают в жизни случаи, когда логика нас подводит, когда, не видя очевидных вещей и закрывая глаза на важные детали, мы совершаем серьезные ошибки и только тогда бросаемся искать способы, как развивать логическое мышление.

А ведь если регулярно тренировать свою логику, решать задачки, играть в правильные игры, разгадывать ребусы, напрягать мозги, то можно быть уверенным: в трудные минуты логическое мышление не подведет.

Можно ли вообще развивать логическое мышление во взрослом возрасте?


Знаете, как переводится с древнегреческого языка слово «логика» (λογική)? Как наука о правильном мышлении или способность рассуждать.

То есть логика – это и есть основа нашего мышления, которая и делает человека разумным существом и венцом цивилизации.

С отношением человечества к логическому мышлению вообще происходят чудеса.

С одной стороны, логическое мышление – приобретенное качество, которое не близко человеку, поэтому он и пытается его отторгать, принимая решения на основе тех размышлений, что выгодны ему.

С другой стороны, именно логика помогла человечеству выжить, ведь если один из племени, съев грибок, помер, то логично, что больше никто из племени этих грибков не ест.

От лентяев, которые скорее будут всю жизнь сидеть в болоте, чем начнут тренировать свои мозги, часто можно услышать:

«Ах, со способностью логически мыслить нужно родиться. Мне не повезло, поэтому и напрягаться не буду».

Так вот, дорогие лентяи, ученые давным-давно доказали, что логика – не врожденное, а приобретенное качество человека, поэтому тренировать логическое мышление можно, причем независимо от того, сколько вам лет.

Развивать логическое мышление необходимо для своего психического здоровья


Еще одно интересное мнение, с которым я недавно сталкивалась, – то, что сильно развитая логика нужна лишь людям определенных профессий: ученым, следователям, разведчикам, руководителям, в общем, тем, кто занимается важными вещами и влияет на судьбы людей.

А вот какие-то там грузчики или фермеры могут превосходно себе прожить и без нее.

Ох, как же неправы те, кто так думает, ведь наличие логического мышления свидетельствует о психическом здоровье человека.

Существуют правила, которые не требуют доказательств и, если вы пытаетесь их отрицать, то это повод задуматься о посещении психиатра.

Эффективные игры для развития интеллекта

Известные всем логические аксиомы, которые составляют основу человеческого мировоззрения, и знать которые должны все, независимо от своего возраста, профессии и социального статуса:

  1. Причинно-следственные связи, которые имеют одностороннюю направленность.

    Например, если вы посадите абрикосовую косточку, то из нее вырастет именно абрикосовое дерево, а не какое-то другое.

    И действия будут происходить именно в таком порядке, а не наоборот.

  2. Односторонняя временная направленность: прошлое→настоящее→будущее, ведь мы с раннего детства понимаем значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».

  3. Владение дедукцией (от общего к частному) и индукцией (от частного к общему).

    Пример дедукции: когда поднимается солнышко, становится светло.

    Пример индукции: на улице светло, все видно, следовательно – встало солнышко.

  4. Понимание значений «большой» и «маленький» и того, что маленький можно уместить в большой, но нельзя – наоборот.
  5. Чтобы получить результат, действия нужно совершать в определенном порядке.

    Например, вы готовите борщ, чтобы он получился вкусным или хотя бы – съедобным, вы должны отправлять в кастрюлю с подсоленной водой продукты в определенном порядке: мясо → фасоль → картофель → свеклу с морковкой → капусту → помидоры → зелень и специи.

    Если вы нарушите этот порядок, например, сначала бросите в кастрюлю зелень и лишь в конце мясо, то никто ваш эксперимент есть не станет.

Для чего еще нужно развивать логическое мышление?


Если смотреть на предыдущий раздел статьи, то каждый психически здоровый человек может смело сказать:

«Я владею логическим мышлением. Я понимаю причинно-следственные связи, осознаю важность определенного порядка действий, владею на минимальном уровне индукцией-дедукцией и понимаю, что «вчера» нельзя вернуть, даже если мне этого очень хочется, потому что сейчас – «сегодня».

Действительно, основами логического мышления владеет каждый психически здоровый взрослый человек, но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что люди с развитой логикой имеют явные преимущества перед теми, у кого эта способность находится в зародыше.

Развивать логическое мышление нужно для того чтобы:

  1. Строить карьеру.
  2. Демонстрировать хорошие результаты в учебе.
  3. Уметь обезопасить себя перед лицом неприятностей.
  4. Продумывать наперед свои действия и избегать ошибок.
  5. Не давать шанса недоброжелателям навредить себе.
  6. Делать любую работу как можно лучше и быстрее.
  7. Не боятся трудностей.

Как развивать логическое мышление детям?


Логическое мышление начинает формироваться уже в младенческом возрасте, но пока оно лишь наглядно-образное и наглядно-действенное: для того, чтобы понять, что это за предмет, его нужно увидеть и пощупать.

Когда ребенок взрослеет, на смену ему приходит словесно-логическое мышление, потому что малышу достаточно услышать название знакомого предмета, чтобы понять, о чем идет речь.

Родители всеми силами должны развивать логическое мышление своих детей, потому что от этого зависит и их социальная адаптация, и успехи в учебе, и психическое здоровье.

Как улучшить память ребенку?

Если вы не упустите этот момент в раннем возрасте, то вашему ребенку нелегко придется в школе, в институте, и во взрослой жизни.

Развивать логическое мышление детей нужно в игровой форме:

  1. Пирамидки.
  2. Загадки.
  3. Конструкторы.
  4. Пазлы.
  5. Настольные игры и прочее.

Предлагаем вам прямо сейчас поупражняться в развитии логики.

Для этого жмите «Play» на видео:

Как развивать логическое мышление взрослым?

Чуть труднее придется взрослым, которые занялись вопросам, как развивать логическое мышление, потому что вам придется приложить больше усилий, а многие взрослые ленятся тратить свое время с пользой.

Если вы все же решили поработать над своей логикой, то начните тренировать ее с помощью простых и приятных способов:

  1. Разгадывания логических задачек и ребусов.

    Этого добра и в интернете навалом, и специальных сборников в магазине продается предостаточно.

  2. Настольных игр на тренировку логики, например, тот же «Эрудит» или «Диксит».
  3. Игры в шахматы, нарды и шашки.
  4. Прохождения тестов на IQ или уровень логики.

    Опять же, этого добра в интернете навалом.

  5. Разгадывания сканвордов и японских кроссвордов, да и стандартные кроссворды тоже подойдут.
  6. Занятия точными науками: математикой, физикой, информатикой и т.д.
  7. Чтения хороших детективов.

    Начните с Агаты Кристи.

    Она написала столько томов, что хватит на много вечеров тренировок.

Если вы решите всерьез заняться вопросом, как развивать логическое мышление, то можно будет постепенно переходить к выполнению специальных упражнений, например, поиска причинно-следственных связей в разных процессах, анализ любой ситуации методом дедукции и индукции и т.д.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

dnevnyk-uspeha.com

Упражнения на развитие логического мышления

Цель: развитие логического мышления.

Упражнение»Яблоко».

1. Соревнуются двое участников один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод отказать.

— Дай мне, пожалуйста, яблоко.

— Я не знаю какое.

— Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

— Я не знаю какое из красных яблок, и т.д.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока один из участников не сдается.

2. Другие участники, ориентируясь на имеющийся опыт, пытаются добиться лучших результатов по времени.

Примечание: в игре не должны применяться некорректные ходы: «Дай немедленно», «Не дам и все», «Почему я должен…» и т.п.

Упражнение «Скрытая тавтология».

Это упражнение начинает ведущий. Он произносит какое-либо определение, а любой из участников тренинга просит определить какой-либо из «непонятных» терминов, употребленных в сказанном определении. Таким образом строится второе определение, по отношению к одному из терминов которого предъявляется такое же требование. В результате выстраивается цепочка определений. Задача — как можно быстрее замкнуть круг понятий, определяемых друг через друга. Ограничение только одно — не допускать явной тавтологии в одной фразе.

Например: Вода — жидкость.

Что такое жидкость?

Жидкость не есть твердое, сыпучее или газообразное тело.

Что такое тело?

Тело есть ограниченный материальный объект, например, кусок льда.

Что такое лед?

Не жидкое состояние воды.

Что такое вода?

Упражнение эффективно для развития гибкости мышления. Оно способствует развитию умения прогнозировать вопросы партнеров, критически корректировать высказывания, облекать их в наиболее выгодную форму.

Упражнение «Археолог».

Команды готовят утверждения, в которых маскируют риторические вопросы, например:

 ► Все русские предпочитают ездить быстро.

Ответ: Какой русский не любит быстрой езды?

 ► Мальчика не было.

Ответ: А был ли мальчик?

 ► Не было смысла начинать.

Ответ: стоило ли ломать копья?

Соперники должны «раскопать» вопрос, который спрятан в суждении.

Вариант: Команды дают для превращения в риторические вопросы произвольные высказывания (в том числе и общеизвестные), которые не предполагают в обычном общении существования риторического вопроса. Например: «Карету мне, карету!», «Коня, полцарства за коня!», «Пришел, увидел, победил. Задача соперников — превратить предложенные суждения в риторические вопросы. Команды могут предлагать собственные варианты вопросов к своим суждениям.

Упражнение «Кодирование песни».

Группа делится на две команды, каждая из которых предлагает соперникам разгадать контекстно-смысловой ряд, передающий содержание куплета песни.

Например: Служитель культа совершил насильственные действия в отношении одушевленного биологического объекта, находившегося в его собственности, закончившиеся летальным исходом, невзирая на эмоциональную привязанность к последнему. Эти действия были спровоцированы присвоением со стороны упомянутого одушевленного биологического объекта некоего иного объекта, некогда также бывшего биологическим одушевленным, но на тот момент переставшего быть одушевленным. В результате служитель культа поместил оба объекта в недра и создал бесконечный информационный алгоритм, сообщающий, что … (читай сначала).

Ответ: «У попа была собака».

Упражнение «Поиск причины».

Какой либо участник группы «оправдывает» действие называя его причины, затем причины причин, причины причин причин и т.д. до тех пор, пока удается найти аргументы.

Упражнение «Поиск цели«.

Один из участников занимает стул перед группой и высказывает некоторое свое желание.

Задача — путем выяснения целей целей и целей целей целей выяснить истинные, окончательные цели этого желания участника.

Упражнение «Родственники».

Установить последовательность и возможность комбинации родственных отношений, когда человек становится себе:

а) племянником,

б) дядей,

в) дедушкой.

Упражнение «Конструирование ошибок».

Участникам предлагается сконструировать определения к некоторым понятиям: бочка, корова, трамвай, снег и т.д. Работа может начаться в индивидуальном режиме добровольцами, после чего сконструированные ими определения выносятся на суд группы, которая совместными усилиями доводит их до правомерных, неошибочных определений.

1. Найти ошибку в рассуждениях:

Докажем, что 2*2=5.

Доказательство: 4:4=5:5. Вынесем за скобки общий множитель каждой части: 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, сократив их получим 4=5, а следовательно 2*2=5.

2. Найти решение софистических парадоксов:

а) Брадобрей должен брить только тех, кто не бреет сам себя. Те, кто не бреет сам себя, должны бриться у брадобрея. Но если брадобрей не будет брить сам себя, то получается, что он не может этого делать.

б) Некто попросил Вас не выполнять его просьбы.

в) Врет ли человек, когда сообщает, что он врет?

г) Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял врагов. Ты имеешь врага.

3. Сконструировать вопросы всех возможных типов ко всем возможным предметам по мотивам песенки «У попа была собака».

Команды по очереди, без предварительной подготовки конструируют вопросы. Команда, не сумевшая задать очередной вопрос, выбывает из упражнения. Можно ввести систему подсчета очков, построив приоритеты вопросов:

Безусловные уточняющие вопросы — 1 балл

Условные уточняющие вопросы — 2 балла

Восполняющие вопросы: «Кто?» «Какой?»3 балла

«Что?» «Где?» «Когда?» 4 балла

«Почему?» 5 баллов



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *