Прически в россии в 19 веке – XIX

Как менялись женские причёски в XIX веке?

После Великой Французской Революции ветер перемен прошелестел и в дамских волосах. Эпоха громоздких напудренных париков и грандиозных причёсок ушла в прошлое. Впервые за европейскую историю женщины стали стричься так коротко.

После того как в 1790 г. актёр Тальма сыграл роль Тита в постановке вольтеровской трагедии «Брут», в моду вошла причёска «а-ля тит». Её тут же переняли дамы. На известном портрете мадам Рекамье кисти Давида можно видеть короткую причёску из кудряшек, свободно рассыпанных по голове и слегка подхваченных лентой.

Были и более радикальные причёски. Например, «дикарка», представляющая собой беспорядочную копну смятых и спутанных волос. Или причёска с жутковатым названием «а-ля виктим» (жертва), посвященная жертвам гильотины – с высоко подстриженным затылком и тоненькой красной лентой, символизирующей кровавый след от лезвия.

В начале XIX века волосы отпускают всё длиннее и длиннее, а причёска поднимается вверх. Подражая античности, волосы собирают на макушке или затылке в «греческий узел».

Большую популярность имеет и причёска «а-ля Нинон», скопированная с портрета куртизанки времен Людовика XIV: лёгкая завитая чёлка на лбу, над ней – горизонтальный пробор, а на висках – крупные локоны до плеч. Остальные волосы собирались на затылке в плоский шиньон с воткнутым страусиным пером.

В 1820-30-х годах причёски такие же вертикальные (в моде – грациозная шея и открытые плечи), однако от былой простоты и свободы не остается и следа. У висков выпускают несколько длинных закрученных прядей, а остальные волосы делят пробором и тщательно укладывают на макушке в высокий пуф самой причудливой формы. Особенно популярен т.н. «узел Аполлона» – в виде двух петель из косичек, навитых для устойчивости на проволочный каркас.

Более скромной была причёска «а-ля Клотильда», которая была на голове английской королевы Виктории во время коронации: две косички, обвитые вокруг ушей кольцами и закреплённые на затылке.

Букли и косички завивались так туго, что казались высеченными из камня. На ум поневоле приходил анекдот о постоянно улыбающейся девочке («А вы бантик ослабить не пробовали?»).

Т. Готье «Мода как искусство»:

«Оцените эти собранные на затылке узлы, локоны, витые косы, подобные рогам Амона или завиткам ионической капители! Разве сумел бы афинский скульптор или художник эпохи Возрождения расположить их с большим изяществом, выдумкой и вкусом?»

Добавьте к этому обилие украшений (жемчужных нитей, лент, цветов, гребней) и вы поймёте, как трудно было сохранить эти «архитектурные творения» во время энергичных бальных танцев. Несмотря на сложные причёски, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным, поэтому женщины носили широкие чепцы и капоры – казалось, что головка прелестницы едет в отдельном крытом экипаже.

Ещё одной модной тенденцией первой половины XIX века можно считать и то, что за долгое время брюнетки, наконец-то, потеснили блондинок. Для придания более тёмного цвета и блеска волосы смазывают маслом.

Джон Китс:

Темных локонов извивы, Словно лозы прихотливы, Вяжут пышные узлы: И за каждым клубом мглы, Будто тайны откровенье – Перлов дивное явленье.

В 1840-50-х годах на авансцену выходит скромная умеренная добропорядочная женщина. Соответственно, причёска тоже распрямляется и успокаивается. Узел сползает с макушки на затылок. Волосы расчёсываются пробором, низко спускаются вдоль щёк и укладываются сзади мягким узлом или пучком локонов.

Г. Флобер «Госпожа Бовари» (1856):

«Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо».

Иногда пряди заплетали в тяжёлую косу, которую аккуратно укладывали на голове.

Во второй половине XIX века женские причёски опять начинают усложняться. Тон в моде задаёт императрица Евгения – жена Наполеона III – большая поклонница стиля рококо. Модные укладки становятся хитроумной комбинацией из локонов, пуфов, кос и валиков. Обычно волосы зачёсывались и поднимались ото лба к затылку, после чего ниспадали сзади на плечи копной длинных завитков. Как следствие, в моду входят маленькие изящные шляпки, которые носили чуть ли не на лбу и крепили лентой не у подбородка, а на затылке – прямо под причёской.

Устроить всё это великолепие только за счёт своих волос было трудно, поэтому активно использовались чужие. Волосы скупали у крестьянок, собирали по католическим монастырям и тюрьмам. А некоторые дамы даже выпавшие у себя волосы подбирали и складывали в специальные вазы.

Остряки того времени шутили, что тонущую даму надо тянуть за платье, а не за волосы, иначе в руках может остаться одна лишь искусственная коса.

О. Генри «Дары волхвов»:

«– Не купите ли вы мои волосы? – спросила она у мадам. – Я покупаю волосы, – ответила мадам. – Снимите шляпку, надо посмотреть товар. Снова заструился каштановый водопад. – Двадцать долларов, – сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу».

В 1876 году причёска стала более аккуратной, а в моду вошла пышная завитая чёлка, которую мы можем видеть у рыжеволосых красавиц с картин Ренуара.

Да-да, «светлые головы» вновь входят в моду. Тем более что к этому времени парикмахер Гуго, работавший при дворе императрицы Евгении, нашёл революционный способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода. Другим важным изобретением стала плойка для завивки волос, изобретённая Марселем Грато в 1872 году. Её тогда нагревали от газовой горелки, поэтому, чтобы не спалить волосы, плойку предварительно подносили к бумаге.

На рубеже XIX-XX вв. идеалом женской красоты становятся т.н. «девушки Гибсона» – персонажи американского иллюстратора Чарльза Гибсона: безупречные, уверенные в себе и искусно манипулирующие мужчинами. Именно благодаря «девушкам Гибсона» вновь обретает популярность причёска «а-ля Помпадур» – зачёсанные назад волосы, высоко приподнятые и выступающие надо лбом в виде валика.

В начале XX века пышность женских причёсок достигает очередного апогея. В «Дамском журнале» за 1912 год даже писали, что городские управы запретили заходить в трамвай дамам, чьи причёски были усеяны колючими шпильками и булавками. Под стать причёскам были и огромные шляпы со страусиными перьями. Но прогремела Первая Мировая война и вернувшиеся с фронта мужчины не узнали своих женщин…

Источник: Shkolazhizni.ru

Автор: Сергей Курий

melonrich.ru

Исторические прически 19, 20 века своими руками фото

Созданием причесок женщины начали заниматься несколько десятков тысячелетий назад. Историки предполагают, что тяга к красоте началась сразу после появления расчески и этот факт доказан благодаря найденным скульптурным изображениям. Несмотря на то, что прошло огромное количество времени, исторические прически все еще взывают интерес у современных гуру парикмахерского искусства.

Что нужно учитывать при создании укладки

Стили различных исторических эпох внесли свои особенности в современное парикмахерское искусство. Формы укладок, декоративные украшения, элементы – все это служит источником вдохновения для создания новых идей.

При создании исторической бальной прически мастеру необходимо проявлять и собственную инициативу. Это связано с тем, что увидеть прически прошлых веков можно лишь частично на картинах и фотокарточках, когда от парикмахера требуется воссоздать укладку в полном объеме.

Для того чтобы создать историческую укладку, потребуется иметь под рукой следующий набор парикмахерских инструментов:

  • качественная плойка;
  • термо – бигуди;
  • лак, мусс, пенка, обладающие сильной фиксацией;
  • тонкие резиночки;
  • расческа в виде гребня;
  • шпильки и невидимки.

Термические бигуди

По мнению специалистов, наиболее оптимальным вариантом для создания такого рода укладки лучше воспользоваться термическими бигуди. В зависимости от того, какие по размерам локоны должны получиться, бигуди будут отличаться по своему диаметру.

Для создания идеальной укладки необходимо уметь пользоваться бигуди. Неправильно накрученные пряди невозможно исправить.

Для того чтобы получившиеся локоны долгое время держали свою форму, рекомендуется воспользоваться специальной пенкой для укладки, а завершающий этап зафиксировать лаком для волос. Если же требуется сделать более нежную и легкую укладку, то справиться с этим помогут невидимки и шпильки, позволяющие задать нужное направление локонам.

В качестве украшений используются цветы, ленты, платки, заколки и прочие аксессуары, которые были свойственны тому или иному историческому периоду.

Прическа XIX века

19 век считается временем, когда парикмахерское искусство обрело свой расцвет. Женщины создавали прически на длинные волосы, а мужчины на среднюю длину. Именно в это время у мужской части населения стало модно носить, усы, бакенбарды и бородки.

Прическа в венском стиле

Для середины 19 века характерен венский стиль, который представлен обилием волн и пышных локонов, которые располагались по обеим сторонам лица и соединялись в области затылка. Истинные ценительницы красоты украшали свои укладки различными петлями, декорированными лентами, диадемой или жемчугом.

Про то, как сделать красивый пучок из волос разной длины подробно рассказано тут.

Прически данного столетия представлены в своем большинстве короткими кольцами, косами и спускавшимися волнами на плечи.

Особенности причесок:

  • для начала века характерны прически на греческий манер. Закрученные локоны создавали плотное кольцо, которое располагалось вокруг головы, спускаясь практически до бровей и собираясь в области макушки. Для их организации применялись шиньоны, которые в дальнейшем перевязывались лентами;
  • на смену греческим прическам пришли тюрбаны, изготавливаемые из шелка и муслина. Они могли быть украшены как натуральными драгоценностями, так и красивыми перьями. Популярны были также сетки для покрытия волос, украшенные кружевами;
  • в 20-30-е годы на пике популярности находились мелкие локоны, которые могли присутствовать как в распущенном, так и собранном состоянии. Также в это время модно было зачесывать волосы наверх, создавая эффект шиньона. Локоны у висков плавно спускались к ушам и могли украшаться цветами или жемчугом;
  • в 40-50-е годы локоны разделялись пробором, оставлялись височные пряди, когда остальные волосы собирались в пучок или гнездо;

Укладки 40-х – 50-х годов

  • для второй половины 19 века характерно создание гофрированных волос, которые могли собираться в пучок и закрываться сеткой. Также имело место плетение кос и создание узлов.

Именно в этом промежутке времени начали использовать челки и носить распущенные волосы.

Для создания прически в данном стиле, потребуется:

  • чистые и сухие локоны тщательно расчесываются, и создается пробор, напоминающий форму полумесяца;
  • берутся лобовые пряди и на время закалываются в стороне;
  • все оставшиеся волосы собираются в хвост и фиксируются резинкой;
  • из прядей хвоста заплетается коса, которая затем оборачивается вокруг его основания и фиксируется при помощи шпилек;
  • разделяются ранее отобранные локоны прямым пробором, и сделаются из них кудри. Результат фиксируется лаком;

Фото популярных собранных причесок на длинные волосы представлены в данном материале.

Создание завитков предпочтительнее делать при помощи бигуди. Но при необходимости в быстром результате можно воспользоваться плойкой.

  • для придания пучку пышности и объема можно использовать парикмахерский валик;
  • украсить готовую прическу можно цветами, пером или другими яркими аксессуарами.

Ретро стиль

Ретро-стиль снова становится популярным не только в одежде, но и прическах. Нежные волны и пышные локоны – все это свидетельствует о шике 30-х годов.

Ретро-укладки можно подобрать исключительно под любой тип и длину волос. При этом абсолютно не обязательно обращаться за помощью к стилистам, вполне реально создавать ретро – шедевр своими руками.

К особенностям ретро стиля можно отнести:

  • Цвет. При желании длительное время использовать прически в данном стиле следует задуматься о цвете волос. Для этого периода времени характерны волосы цвета блондин и шатен, остальные оттенки, конечно, также встречались в это время, но гораздо реже.
  • Волны. Обычно используются при организации вечерней укладки на короткие волосы.
  • Начесы и пышные челки. Данные элементы укладки являются неотъемлемой частью причесок в стиле ретро.

Женщины в парикмахерской

К наиболее простой и популярной прическе можно отнести ретро-хвост.

Существует два способа создания прически с хвостом на длинные волосы в стиле ретро.

1 способ.

Прежде чем начать создание прически, необходимо тщательно расчесать пряди. Далее следуют этапы:

  1. Сделать высокий хвост и зафиксировать его при помощи резинки.
  2. Длинную челку собрать в хвост, если же есть короткая – зачесать ее в форме «кок» и зафиксировать лаком.
  3. На 6-8 см ниже от основания хвоста подхватить пряди при помощи заколки и приподнять их, создавая объемную структуру. Все это хорошо взбрызнуть лаком сильной фиксации, дождаться его полного высыхания и распустить заколки.
  4. Оставшиеся локоны накручиваются на объемные бигуди или же плойку. Получившийся результат также фиксируется лаком.

Несколько популярных вариантов легких повседневных причесок на длинные волосы показаны здесь.

Хвост в ретро стиле

2 способ.

  1. Первым этапом создания прически является организация начеса. Для этого необходимо начесать волосы у корней и затем собрать их в хвост.
  2. Достать одну прядь из сформированного хвоста. Хорошо ее расчесать и обернуть вокруг хвоста так, чтобы скрыть резинку.
  3. Получившийся начес зафиксировать лаком.
  4. Если поднять начес максимально высоко, можно получить эффект бабетты.
  5. Свисающие локоны при желании можно завить в крупные кудри.

Про то, как завить локоны на свадьбу на длинные волосы узнайте по ссылке.

Вариант с начесом

Пин-ап прически

Женщинам, у которых длинные или средние густые волосы, идеально подходят прически в стиле пин-ап.

Идеальное сочетание укладки пин-ап достигается путем комбинирования внешнего вида с соответствующим нарядом в стиле 60-х.

Особенностями причесок являются:

  • тугие кудри, волнистые пряди и мелкие кудряшки;
  • закрученная приподнятая челка;
  • использование повязок, лент и платков в качестве аксессуаров;
  • нанесение гармоничного макияжа, который сочетается с ретро-стилем.

Прежде чем производить укладку в данном стиле, рекомендуется изучить соответствующие фото, выбрать для себя оптимальный вариант, тщательно вымыть и высушить волосы.

К примерам причесок в стиле пин-ап можно отнести:

  • локоны с начесом

Для организации такой укладки потребуется нанести на всю поверхность прядей моделирующий мусс, а затем накрутить их на бигуди большого диаметра. Закручивание следует производить, начиная ото лба и висков. Предварительно начесав локоны, фиксируем их невидимками. После того как волосы подсохли, можно снимать бигуди и закреплять валики также при помощи невидимок. Получившийся результат закрепляется лаком для волос, после чего кудри собираем в хвост при помощи декорированной резинки или заколки.

Локны

  • Романтические кудри.

Для организации такой укладки потребуется использование плойки, а также большое количество невидимок и шпилек.

Отдельно берется впереди часть локонов и разделяется на тонкие пряди. Каждую получившуюся прядь необходимо завить при помощи плойки, а затем закрепить в области основания при помощи невидимки. Точно также подготавливается и остальная часть локонов. Когда все локоны будут завиты и зафиксированы, готовый результат необходимо хорошо взбрызнуть лаком, а по его высыханию аккуратно изъять невидимки.

Про то, как сделать повседневные прически на короткие волосы читайте в этой статье.

Кудри в стиле пин-ап

Видео

Наглядный пример создания прически в стиле пин-ап смотрите на видео ниже

Заключение

Существует большое количество исторических укладок, которые не только используются в современном мире, но и являются достаточно популярными, а также служат основой для создания вечерней укладки на средние волосы. Из всего этого разнообразия можно без труда найти и подобрать себе несколько оптимальных вариантов, подходящих не только по длине волос и типу внешности, но и по способу организации и ожидаемому результату.

guruhair.ru

1885 год. Мода на прически в 19 веке в России.

1885 год. Мода на прически в 19 веке в России.

По закону моды 1885 года сделать прическу в 19 веке было весьма просто. В России головные украшения и всевозможные безделушки , которые стоили очень дорого можно было и вовсе не использовать . Можно было даже причесаться одинаково как утром так и на бал. Разница составляла только лишь в использовании тех же самых украшений. Например, обычную повседневную лену заменяли цветами или же гребнями с бриллиантами или другими драгоценными камнями. Это только в случае бала.

В моде 19 века были очень распространены шиньоны. Приветствовались шиньоны из натуральных , а лучше всего своих волос, срезанных в какой-либо отрезок времени.
Причесывались так:
Очень просто — это было заплести волосы в косу и уложить аккуратно вокруг головы в виде прически . Шиньоны водружали на верху головы или спускали на затылок но так, чтобы прическа выглядела естественной.
Утром волосы обязательно покрывали сеткой. Это способствовало росту волос и обеспечивало им отдых. А также- просто заплетали в слабую косу и заплетали лентой под цвет утреннего неглиже.
Также широко применялись фальшивые завитые накладки, для того, чтобы закрыть лоб (челка) по нынешней моде. Свои волосы в челку не срезали. А накладки давали возможность сохранить свои волосы одной длины на случай, если челки выйдут из моды или же надоест.
После 16 лет носить распущенные волосы было дурным тоном. Предлагалось уложить волосы в косы и выставить косу сзади из-под шляпки. Также допускался и шиньон.

На вечерах, обедах, в театрах и на балу молодые девушки и очень молоденькие женщины носили спущенные косы по английски, схваченные у затылка пучком лент бантом или же веткой цветов.

Женщины 25-ти лет и несколько старше пристрастились к японским шиньонам, где волосы просто зачесывались наверх головы и укреплялись или черепаховым гребнем или же, что гораздо красивее шпильками разнообразнейших форм, украшенных камнями, эмалью, резьбой… Шпильки обязательно должны были подходить ук другим украшениям: браслетам, брошкам и пр…
Возрастным женщинам, а тогда считалось , что если женщине за 30 лет- это уже возраст значительный, когда  черты лица теряли свою привлекательность , чистоту и свежесть  советовали носить шиньоны более пышные нежели японские, которым увлекались молоденькие женщины. В данном случае голову должны были обвивать косы, идущие с верху и заканчивающиеся у шеи. А украшении в прическе должны быть умеренные.
Большое место уделяли гребням из чеканного золота или же с бриллиантами. Очень распространенным украшением также были живые цветы, которые вкалывались в прическу.
Пожилым женщинам следовало обрамлять лицо буклями и носить мантильи , прическу a la Maintenon, при которой возрастная женщина могла казаться еще вполне привлекательной.

Однако по тем временам дурным и отвратительным тоном считалось возрастным женщинам казаться слишком молодыми . По этой самой причине следовало возрастной женщине покрывать голову, плечи и руки

При выходе из театра или же из бальной залы молодым женщинам следовало накидывать на голову мантилью из тонкой белой шерстяной ткани. Мантилья — это испанское изобретение. Так же советовали пользоваться данным украшением в дни легкого нездоровья, когда следовало принимать посетителей дома. Это считалось гораздо лучше нежели обычный чепец.

Если лицо у женщины живое, веселое и она скорее блондинка или же светленькая, то советовали носить завитые волосы пришпиленные крепко, но как будто готовые упасть волной.
Аристократическим надменным лицам гораздо эффектнее было носить диадемы: коса положена немного вперед наверху головы.
Черные волосы причесывались гладко.
Очень белокурым советовали завивать волосы. А каштановым волосам весьма шла волнистость.
Золотисто-белокурым очень шли косы и крупные букли.

На ночь волосы прятали в сетку , отделанную кружевным рюшем с розетками и обязательно под цвет ночной рубашки и постели. Но лучше всего на ночь просто заплетать волосы в косу, завязав ее бантом из лент.

Раньше 50-ти лет не советовали надевать утренний чепец. Предпочтение лучше всего по утрам отдавать большим шейным платкам из тюля , отделанных кружевами. Такие платки рекомендовали как-бы небрежно набрасывать на голову.
После завтрака вдовы надевали куафюру из белых или же черных кружев. с отделкой из лент или же пучка цветов.
К вечеру головной убор меняли на более изящные шантильи с распущенными барбамии пучками перьев или цветов и бриллиантовыми булавками, сверкающими среди кружева.

Похожие публикации

fashionly.ru

Женские прически 19 века, часть 1

Несколько лет назад Марго и Орися подарили мне чудесную книгу — «Локон жгучий, локон черный. История женских причесок» Наталии Резановой. Делюсь наиболее интересными кусками. 🙂

Иллюстрации в ней в основном ч/б, так что где могла, я заменила их найденными в сети цветными версиями.


Кудри девы — чародейки,
Кудри — блеск и аромат,
Кудри — кольца, струйки, змейки,
Кудри — шелковый каскад.
В.Бенедиктов

Гильотина Французской революции жестоко растрепала продуманные прически сторонниц монархии, зато другие дамы сами поспешили внести в свои головы революционный беспорядок. Он выразился в радикальной стрижке. Правда, столь вызывающий облик могли позволить себе лишь немногие независимые аристократки и актрисы, которым не привыкать было шокировать модный свет. Короткие стрижки продержались с 1801 по 1809 год. Самая модная, когда волосы завивали по всей голове мелкими кудрями, получила название «a la Titus», по имени римского императора. Что касается цвета волос, то и здесь свежие идеи были извлечены из римских руин. В 1798 году императрица Жозефина окрасила свои волосы на манер римских патрицианок синеватой краской, после чего все дамы стали носить синие парики. Парики вообще оказались в громадном употреблении — у больших модниц их насчитывалось до 30. Девушкам в приданое давали дюжину париков. Во времена Директории вышла книжка «Таинственная история всех светлых париков (блондинов и блондинок) в Париже». Все парики были светлыми — начиная от льняных и кончая пепельными, как вдруг одна актриса явилась на бал в черном парике, и это стало модной новостью: кокетки надевали утром светлый парик, вечером — черный. Многие сбривали все волосы и носили только парик, другие добавляли к своим волосам фальшивые и укрывали их пурпурной сеткой. Братья Гонкуры подробно описали парики того времени с прядями длиной не более дюйма, с челкой до ресниц, а также шиньоны грушевидной формы. Актеры и актрисы высмеивали парики со сцены в эпиграммах, но это служило лучшей рекламой. Цена париков возросла до 25 луидоров.


Дебукур. Парикмахер. Франция, нач. 19 в.
Более чем экстравагантная прическа с высоко выбритым, как для гильотинирования, затылком, на который к тому же повязывалась узенькая красная ленточка, напоминающая струйку крови, называлась «a la victime» (жертва) или «а 1а guillotine». Но этот образчик парикмахерского черного юмора недолго веселил парижскую золотую молодежь. И рискованная «жертва», и взъерошенная короткая стрижка «дикарка» вышли из моды еще быстрее, чем революционные идеи. Неунывающие парикмахеры и их клиентки укрылись от уличных беспорядков в тихих музейных залах, где принялись срисовывать образцы забытых античных причесок.
Хотя импровизации на архаичные темы вышли очень милыми, парикмахерам трудно было соревноваться с портными. Их произведения — почти прозрачные платья-рубашки — намертво приковали к себе мужские взгляды. Эта попытка внедрить эллинскую гармонию и покой в тщеславные светские салоны начала 19 века иногда оборачивалась жеманством, игрой в наивность и невинность, но большинство джентльменов наблюдали происходящее с удовольствием.
«И право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело». (Ф.Вигель. Записки).

Ж.-Л. Давид. Мадам Рекамье. 1800
Очарования античной простоты и добивались дамы, облачаясь в легкие древнегреческие туники.
«Такую же простоту преследовали и женские прически, впавшие даже в непонятную в этом отношении и уродливую крайность. За несколько лет перед тем ни у одной женщины не было достаточно волос для прически, теперь у всех их оказалось слишком много. Вместо воздвигавшихся на головах щеголих высоких гор, холмов, усыпанных цветами, лугов, пенистых потоков из искусственных прядей кос и локонов, вместо сложнейших и громоздких причесок, вроде «прелестной простоты» или «расцветающей приятности» — появились вдруг гладко остриженные головы или «половинная» стрижка голов, с бритыми или коротко подстриженными на затылке волосами… Мода на стриженые головы и затылки, строго запрещенная во времена Павла, снова вернулась в первые годы царствования Александра, но уже благодаря одному тому, что она лишала женщину одного из существенных ея украшений, долго продержаться не могла. Вскоре волосы были снова отпущены и начали зачесываться кверху, так что затылок оставался открытым, причем их иногда заплетали в косы, которыя обвивали вокруг головы или завивали спереди мелкими буклями, спуская их вдоль щек короткими локонами — «фаворитками» или «бандо». Причесывались также «l’antique», или с большими гребнями, украшенными каменьями, или вплетая в волосы гирлянды цветов, сеточки из мелкого жемчуга и повязки, украшенные мозаиками, а особенно камеями». (В.Верещагин. Женские моды Александровского времени).

Ж.-Б. Реньо. Портрет Елены Виолье. 1812
Ж.-Л. Давид. Портрет графини Дарю. 1810
Неизвестный художник. Медальоны с изображениями Жозефины Богарне. 1800-е гг.

К этому перечню модных причесок стоит добавить еще «a la Ceres» и «a la Circassienne», которые вызвали изобретение разнообразных металлических обручей, стальных гребней и остроконечных украшений на макушке — «une corbeille».

Темных локонов извивы,
Словно лозы прихотливы,
Вяжут пышные узлы:
И за каждым клубом мглы,
Будто тайны откровенье —
Перлов дивное явленье.

Так с точки зрения английского романтика Джона Китса выглядела мода перевивать темные волосы жемчужными бусами. Впрочем, многие дамы осветляли волосы, подражая второй жене Наполеона I Марии Луизе. Как сообщает биограф императорской четы Ф.Герре, — «эта блондинка была подобна замороженному шампанскому, которое, едва оттаяв, сулит много удовольствий». Но законодательницей мод стала не она, а бежавшая из революционной Франции художница Виже-Лебрен. Ее вкус был навсегда отдан естественности.
«Моя прическа мне ничего не стоила; я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком… Парик! Судите сами, могла ли я привыкнуть к парику, с моей любовью к живописности! Я всегда чувствовала к ним такое отвращение…» (Письма м-м Л.Э.Виже-Лебрен. Т.1).
Виже-Лебрен написаны многочисленные портреты русских дам, часто она сама причесывала своих моделей.


Картинки из журналов мод. Франция, 1810-е гг.


С. Шарье. Дама за туалетом.


Русский ампир соединил воинственную живость с романтической негой. Это было время юности Наташи Ростовой. Перечисляя подробности наряда, в котором главная героиня «Войны и мира» собирается на свой первый бал в 1809 году, Толстой сообщает: «Волоса должны были быть причесаны a la grecque». В мемуарах Татьяны Берс, послужившей прототипом Наташи, есть такое описание ее первого выезда в свет:
«— А ты знаешь, Саша, ведь меня причесывал настоящий парикмахер. Это тетя Julie велела. Ты не заметил? Нет? — Заметил что-то необычное… Julie велела парикмахеру причесать меня «a la grecque», как носили тогда на балах, с золотым bandeau (обручем) с приподнятыми буклями, а на шею надела мне бархатку с медальоном».
О том, что эта прическа уже в течение нескольких лет была в моде, говорит еще одно место в романе: князь Андрей в своем кабинете «смотрел на портрет покойницы Лизы, которая со взбитыми a la grecque буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки». Лаконизм «греческих» укладок компенсировался драгоценными украшениями. В моде золотые тяжелые обручи, которые надевали прямо на лоб, чтобы замаскировать край парика (парики продолжали носить пожилые дамы). Длинные золотые шпильки и гребни держали прическу. Любимое украшение для волос — маленькая бриллиантовая диадема в виде букетика цветов или, что еще более модно — колосьев. Она особенно эффектно смотрелась на фоне черных волос. Этот цвет к тому же отлично оттенял романтическую бледность, почему и оказался в это время самым модным.
В. Боровиковский. Портрет княжны Долгорукой. 1811 (источник)
В России красили волосы в черный цвет, конечно, натуральными красителями, в частности, настоем молодых грецких орехов, причем этим грешили не только молодые дамы, но и седеющие модницы. Такую пожилую кокетку насмешливо поминает горничная Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла,
Как молодой хранцуз сбежал у ней из дому.
Голубушка! Хотела схоронить
Свою досаду, не сумела:
Забыла волосы чернить
И через три дни поседела.

Отсутствие трезвого взгляда в зеркало подводило не только комических старух. Прически с поднятыми вверх волосами были весьма требовательны к овалу лица и далеко не всех украшали. Толстой описывает усилия двух женщин причесать на такой манер некрасивую княжну Марью, все очарование которой было в кротком выражении лучистых глаз — модная прическа только уродовала ее. В 1817 году в моде не менее рискованные прически с поперечным пробором от уха до уха. Сзади волосы собирали в узел на затылке, а на лбу взбивали тучку из небрежных мелких завитков. Через три года их место заняли крупные горизонтально положенные букли.

Для оживления моды «александровской эпохи», как ее называли современники (а мы называем пушкинской), дополнительным стимулом оказался повышенный интерес императора-щеголя Александра I к красивым женщинам. Отличал их, как известно, и Пушкин. Часто внимание царя и поэта привлекала одна и та же красавица. «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» — это об Анне Петровне Керн. Ее же гораздо больше, чем гениальные строчки поэта, взволновало мимолетное благосклонное внимание императора. А сколько было предпринято хлопот, чтобы оного добиться!
«Моя подруга была гораздо лучше меня одета: на ней была куафюра с пером, очень украшавшая ее молодое, почти детское личико, и она мне сказала, что муж выписал ей эту куафюру, потому что государь любил подобный головной убор без других украшений. Как мне досаден сделался мой голубой с серебряными листьями цветок».
Для следующего бала «…было заранее выписано из Петербурга платье — тюлевое на атласе и головной убор: маленькая корона из папоротника с его воображаемыми цветами. Это было очень удобно для меня и для моей лени и неуменья наряжаться. Я только заплела свою длинную косу и положила папоротниковую коронку, закинув длинные локоны за ухо, и прикрепила царский фермуар… Можно сказать, что в этот ве¬чер я имела полнейший успех, какой когда-либо встречала в свете!» (А.П.Керн. Воспоминания).

Александр Сергеевич, когда хотел, замечал и такие подробности дамских причесок, которые их обладательницы предпочли бы сохранить в тайне:
«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно стриженной головы» (А.Пушкин. Пиковая дама).
Старые придворные дамы, продолжая одеваться по моде своей юности, носили полувековой свежести парики, и по привычке, утвердившейся тогда же, брили или коротко стригли волосы, чтобы парик лучше держался. Дочь англомана Муромского Лиза, чтобы остаться неузнанной предметом своей любви, одалживает у своей гувернантки ее стародевичьи букли:
«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV…» (А.Пушкин. Барышня-крестьянка). В 1820-е годы русской барышне требовалось проявить характер, чтобы игнорировать поветрия моды. Это удавалось лишь обитательницам деревенских усадеб. Татьяна Ларина, привезенная в Москву, попадает в руки столичных подружек, которые на следующий же день «взбивают кудри ей по моде». Мода, которая давно уже обрела в России статус неписаного закона, получила в это время и свой писаный закон — первые регулярные журналы мод. Печатавшиеся в них депеши из Парижа звучали как военные донесения: «На днях замечена в опере новая уборка головы…» Это означало, что некая великосветская дама придумала для себя очередную эффектную прическу и на следующее утро ее закажут своим парикмахерам все парижские модницы второго ряда. Через две недели директива достигнет Москвы и Петербурга, еще через месяц — губернская львица удивит собравшихся на балу соперниц невиданной комбинацией кудрей и перьев. Весь этот «волосяной вздор» имел мало сходства с первоисточником, ведь провинция в погоне за петербургской модой обязательно «оборвется», по выражению Гоголя. И если «Московский телеграф» в 1827 году сообщал, что «…в простой уборке волосов на лбу щеголихи обыкновенно протягивается золотая цепочка или золотой снурок, которым укрепляется на средине лба камей или цветной драгоценный камень», то можно было быть уверенными, что в губернском городе и цепочка, и камень окажутся вдвое крупнее столичных образцов.
В России за парикмахером посылали и везли его на дом до 1823 года, когда первую парикмахерскую в нашем значении этого слова открыл француз Дибо, который «имел честь известить почтенную публику, что он получает из Парижа разного вкуса парики, накладки и локоны для дам и занимается стрижением волос».

С новым романтическим уклоном в искусстве, литературе и, разумеется, в моде, прически резко уклонились от былой простоты, а особенно от симметрии.
Реванш за профанацию своего мастерства, когда почти два десятилетия маленьких домашних причесок отстранили их от дел и доходов, парикмахеры взяли в конце 1820-х годов.
«Появились прически с массою буколь и накладных волос. Пукли были необыкновенно велики… взбитые волосы, совсем закрывающие острые или томные глазки, напоминали о том счастливом времени, когда нельзя было в люди показаться без двухаршинной прически». (Литературные листки. 1824).

Часть 2

fiaccola777.livejournal.com

Костюмы, аксессуары и прически русских красавиц XIX века

Светские красавицы императорской эпохи уделяли большое внимание своей прическе. Ее красота во многом зависела от мастерства создателя ювелирного украшения для волос, которое было главным дополнением женского убранства. Законодательницей моды и нравов светской жизни XVIII-XIX вв. становится Франция. Русское высшее общество в те времена стремилось во всем следовать Европе. Это привносило новизну в образ светских увеселений и разных затейливых соблазнов. Официальные приемы требовали повышенного внимания к особенностям костюма, прически и аксессуаров. Появляется много предметов роскоши, а вместе с ними и украшения, которым отводилась главенствующая роль. Ювелиры, творившие для русской знати, создавали восхитительные украшения, полные ослепительной красоты, изящества и технического совершенства, блещущие вставками из драгоценных камней: бриллиантами, сапфирами, рубинами…

Прическа эпохи барокко — куафюра

Прическа в стиле рококо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая объемная прическа придворных дам в эпоху барокко (куафюра) изобиловала украшениями для волос. Наиболее популярными тогда были эгреты (султаны) фантазийной формы в виде букетов и цветов, шпильки и булавки с игривыми фигурными навершиями. А подчеркивающий ассиметрию роккоко предпочитал яркие бабочки и изящные перья. Это было главной изюминкой женского костюма.

Платья в стиле ампир

Классицизм и ампир внесли в костюм и прически черты демократичности и основы античного наследия. Светские петербургские красавицы александровской эпохи начинают осваивать костюм нового силуэта, причесываться и украшаться по античному образцу. Покрой женского платья эпохи ампира развивается под влиянием моды эпохи античности. Они создаются из легких тканей: индийского муслина, батиста, кисеи, тонкого льняного полотна и напоминают греческие туники с мягкими струящимися складками. Постепенно костюм приобретает черты строгости, освобождается от обилия сложных деталей, а в дальнейшем, легкие воздушные ткани уступают место плотным шелкам и бархату насыщенных тонов. Укладка прически делается в греческих и римских традициях. (Древние римлянки предпочитали носить гладко причесанные волосы, а сзади скрепляли их застежкой или заплетали в косы, укладывая вокруг головы. Прически они делали из своих волос и из накладных париков. Отличительной особенностью римской прически были мелкие кудряшки вокруг лба).

Прическа в стиле «а-ля Титус» с украшениями из драгоценностей и цветов

Светские дамы эпохи ампир заимствуют и перерабатывают античные модели. Начинают носить уборы из завитых волос, которые подстрижены и уложены мелкими кудрявыми локонами вокруг лба «а-ля Титус», «а-ля Фрина» и обхвачены яркой лентой «а-ля виктим». Они делают высокие прически из искусно выполненного шиньона в виде пучка с греческим узлом. Часто голову украшают натуральными и искусственными цветами из разных материалов.

Тюрбан

Большой популярностью среди русских светских дам пользовались головные уборы в виде чалмы или тюрбана. Впервые эти головные уборы были надеты парижанками. Модные в ту пору тюрбаны делали из «мериносовой», «кашмирской» шали, из тонкой индийской кисеи с золотыми полосами, из бархата и парчи, из белого и розового крепа. Носились такие уборы сложенными в складки, или в виде витой полосы с украшениями из жемчуга и драгкамней или султанами из перьев. В этот же время появляются ювелирные украшения в греческом стиле, которые придавали костюму законченный вид.
Эти вещицы отразили традиции неоклассицизма, герметизм форм с четким орнаментальным декором разных мотивов — пальметт, розеток, листьев лавра, жемчужника. Как и в эпоху Римской империи, изделия для волос начинают украшать филигранью. Такой лаконичный узор наделял предмет строгой элегантностью и придавал ему оттенок демократичности.
Красоту дамским прическам стиля ампир создавали изысканные и изящные украшения: налобные повязки, диадемы, разной величины обручи с перьями, золотые сетки для волос, высокие гребни из черепахового панциря, эгретки, шпильки с жемчужными навершиями, заколки. В их отделке ювелиры используют бриллианты, жемчуг, кораллы. Но особенно интересны декоративные вставки из камей с древнегреческими мотивами и изобразительными сюжетами. Самые темные слои материала камей использовались как фон, а более светлые как цвет рельефа с миниатюрными силуэтами мифологических персонажей. Эта композиционная особенность была ключевой и подчеркивала стилевую связь ювелирных украшений с костюмом и прической.

Императрица Елизавета Алексеевна в жемчужной повязке

Женщины эпохи русского ампира носили жемчужные повязки на лбу.. Нити жемчуга (обычно 2) скреплялись изящной декоративной застежкой -фремуаром, украшенной бриллиантами или камеей.
Для украшения декоративных гребней и шпилек для волос часто используется натуральный и искусственный жемчуг, который замечательно подчеркивает строгую красоту украшения и мотивы его орнаментального декора. К примеру, в налобных повязках жемчужины сочетали с геммами из агатов и сердолика, а на светских балах волосы и тюрбаны обвивали нити жемчужных бус.
Светские дамы той поры блистали на балах в самых разнообразных головных уборах. Они являлись тогда главным украшением женского туалета. Поэтому их зачастую делали из золота и драгоценных камней в виде обручей, жестких сеток, пышных повязок со страусиными перьями и диадем. Юные девушки украшали голову атласными лентами или бархоткой, поддерживающей игривые завитки. К сожалению, ювелирные украшения для причесок в стиле ампир в основном не сохранились, поэтому анализировать их художественный уровень можно только по живописным портретам женщин тех лет.
В ту эпоху увлечение резными камнями продолжает развиваться. Отечественные мастера начинают изготавливать геммы в традициях античной пластики, используя многослойные агаты, ониксы, сердолик, а также раковиницы. Главной деталью диадем, гребней, повязок и булавок для головных уборов становится глиптика.

Черепаховый гребень времен бидермейера (1815 — 1848 гг)

Излюбленным аксессуаром для волос у женщин эпохи позднего классицизма становится черепаховый гребень. В прическе он играет не только декоративную, но и функциональную роль. В галантерейном и ювелирном деле больше всего тогда ценился золотистый панцирь. Он хорошо поддавался обработке, изгибался, смягчался на огне, видоизменялся с помощью напильника, а разделанная на зубцы черепаховая пластина шлифовалась и полировалась известняком. Конфигуративная основа этого украшения менялась в зависимости от стиля времени. Верхнюю часть гребня украшали резьбой и инкрустацией — завершьем или насадкой. Завершье выполнялось из золота и имело фигурную форму, гравировалось, украшалось драгоценными и резными деталями. На ее фоне в центре могла располагаться камея с каким-либо античным образом или сюжетом.
Неоценимое влияние на ювелирное дело в России оказали иностранные мастера, долгие годы служившие русским монархам, среди них братья Франсуа-Клод и Пьер Термен, Яков и Луи Дюваль, Карл Барбе, Иоганн Кейбель и другие. Помимо того, что эти придворные ювелиры занимались поставкой великосветским кругам всевозможных украшений. Они умело совершенствовали технологию процессов изготовления изделий, улучшали качество огранки алмазов, преобразили обработку металла эмалью.

Диадема императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Мастерская Дювалей 1810 г

Постепенно строгие античные украшения эпохи ампира заменяются роскошными головными уборами из бриллиантов. Наиболее эффектно эти камни излучали свое сияние в диадемах — украшениях для прически, используемое на балах и на официальных приемах. Эти роскошные, изысканные украшения изготавливались из золота и серебра в виде лавровых венков и колосьев, цветов, переплетенных ветвей и завитков. Существовали и полукруглые золоченые диадемы, и диадемы-гребни с орнаментальной отделкой из жемчугов. Классическим примером стиля считается сохранившаяся до настоящего времени диадема императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), созданная в 1810 году на предприятии ювелиров Дювалей. Эта шедевральная по своему исполнению диадема вошла в историю ювелирного искусства как «русская тиара». Она имела сильно выраженный шпиц, который представлял собой некий симбиоз древнегреческой тиары и русского кокошника. «Грушевидные бриллианты-панделлоки, свободно подвешенные к верхней части диадемы, ассоциируются с жемчужными подвесками на русских головных уборах. Композиция диадемы проста и конструктивна, рисунок четкий и ясно читаемый. Несмотря на огромное количество крупных камней, она кажется легкой, как бы сотканной из переливающегося, яркого света».

Прически в стиле романтизма — 30-е годы XIX века

К концу первой четверти ХIX века увлечение античностью постепенно проходит, общество проникается идеями сентиментальности и романтизма, атмосферой «своеобразного рыцарства». 1830-1840-е гг. считаются расцветом европейского романтизма, охватившим и Россию. Согласно канонам романтизма идеальная женщина должна была отличаться хрупкостью, особым изяществом и изысканностью. В моде стали появляться аналоги платья, причесок и украшений ретроспективной ориентации. Посредством кринолина и воланов видоизменяется силуэт женского костюма. Корсеты стали вновь эстетически важным элементом женской одежды. Они подчеркивали красоту тонкой талии, а глубокие декольте и объемные рукава придавали фигуре выразительность. В ту пору в светских кругах наибольшую известность получает модный венский журнал, публикующий рисунки моделей и аксессуаров. Наиболее актуальными моделями эпохи романтизма становятся наряды из светлого атласа и бархата, украшенные лентами, кружевами, оборками. Аксессуарами к ним служили пышные головные уборы, перчатки и ювелирные украшения.

Украшение из перьев — эспри

Отличительной особенностью причесок и головных уборов тех лет было обилие украшений из искусственных цветов и эспри (украшение из перьев фазана, страуса и павлина). В убранстве волос используется стилевое разнообразие и оригинальность. К примеру, модна прическа из гладких волос «а-ля мадонна», или заимствуется силуэт прически «а-ля Малибран» по имени французской певицы. Характерны также сложные композиции с эффектными височными пучками, завитыми в локоны. А зачесанные вверх волосы украшают шиньоны в виде декоративной петли или банта.
Парадный убор романтической эпохи представлял собой пышно взбитые букли, украшенные «пшеничными колосьями» из платины с бриллиантами. Высокий шиньон дополняли гребни, булавки с мелкими бантиками из драгоценных камней в стиле Людовика XVI. В женственной и романтичной прическе «Покаяние» длинные до плеч волосы преображались пышными перьями экзотических птиц. Ювелирные украшения раскрывают романтический образ, создают неуловимую прелесть всему ансамблю костюма.
В 1830-е годы появляются украшения и из более дешевых материалов. Золото применяют в виде сплавов или заменяют его золоченым серебром. «Драгоценные камни соседствуют с поделочными, которые применяют как в виде граненых минералов. Так и полированных кабошонов, получает распространение декор, образованный различными по цвету минералами».

А.П.Брюллов. Портрет Н.Н. Гончаровой (Пушкиной), 1832 г.

Капризы моды возродили интерес к фероньеркам, черепаховым гребням с высоким резным верхом в виде веточек, цветов и стеблей, отличающимися необычайным изяществом.
Налобное украшение -фероньерка , спускающееся до середины лба, изготавливливалось, как правило, из жемчуга. Этот модный аксессуар эффектно выделялся на гладкой прическе и подчеркивал красоту и изящество женской головки. Чтобы понять, как выглядела фероньерка эпохи романтизма, достаточно взглянуть на портрет девятнадцатилетней Натальи Гончаровой работы Брюллова.. Молодая жена поэта изображена в открытом бальном платье, темно-русые волосы причесаны по последней столичной моде, их дополняет жемчужная нить ФЕРОНЬЕРКИ. Фероньерки в ту пору изготавливали в виде обруча, шнура, бус или цепочки, с изящной подвеской из драгкамня, жемчужины грушевидной формы и розетки. История фероньетки уходит в эпоху Возрождения и получило название от «прекрасной Фероньер», фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547).

Гребни и шпильки. Рисунки из модного журнала 1832 г

Часто украшением прически женщин 1830-х г. служат букетики из бриллиантов и других драгкамней, гребни из черепахового панциря, сандалового дерева и кости, поддерживающие тяжелые узлы волос, сложные уборы переплетаются нитями жемчужных и коралловых бус. В этот период встречаются и очень оригинальные украшения для причесок. Так, например, в фондах Кремля хранится золотое украшение в виде длиной ажурной плоской цепочки, части которого выполнены в виде миниатюрных музыкальных инструментов — арфы, лиры, тамбурина, кастаньет.
Постепенно меняется силуэт причесок, а вместе с ними видоизменяется и форма и художественное решение головных уборов. Модные французские и отечественные журналы того времени начинают предлагать различные фасоны шляп и подбирать к ним покрои платьев. Ткани, отделка, декор подвергаются влиянию исторически сложившихся стилей. Дополнением к уборам часто служат украшения в виде пучков перьев марабу и цветов. Многие светские дамы той поры любили носить головной убор «Минервина». Но особенно эффектно выглядели венки из мелких роз «а-ля Тальони». Также были популярны восточные токи из булавчатого бархата, украшенного шелковым шнуром.

Парюра — набор украшений

Диадема продолжает быть актуальной, поражая своим разнообразием форм и оригинальным мотивом, ослепляет драгоценной палитрой, является главным композиционным звеном в парюре (наборе украшений). Диадема (тиара), одно из самых типичных украшений для головы и прически 2-й половины XIX столетия, пользовалась огромным спросом у представителей Высшего света, для которых она была символом роскоши и величия. Диадема была необходима как для официальных приемов, так и для пышных торжеств. Созданные в этот период времени диадемы имеют форму , напоминающую русский народный убор XVII века — кокошник.

Императрица Мария Федоровна в диадеме — кокошнике

Кокошник в «русском стиле» становится любимым украшением императриц и придворных дам на петербургских костюмированных балах середины и 2-й половины XIX века. Расшитый золотом и серебряными нитями, он являлся наиболее торжественной частью наряда. Женские костюмы тогда шились из бархата и обильно украшались искусно исполненными золотыми и серебряными вышивками. Наряд дамы завершал праздничный кокошник с вуалем, а девицы — повязка с вуалем.
Ювелирные украшения для головы и прически сочетали в себе разнообразие исторических эпох. Они отличались оригинальным своеобразием форм, деталями отделки, подбором драгоценных камней и вставок. Эти украшения являлись наиболее важной композиционной деталью общего художественного замысла в костюме. Заказчиками таких туалетов были члены царской фамилии, придворные и аристократические круги, а также состоятельная буржуазия.

Императрица Александра Федоровна (в диадеме фирмы Болин). Портрет Н.К. Бодаревского

Начиная с 1-й четверти XIX века до конца столетия форма ювелирных украшений видоизменялась. К середине столетия модели украшений становятся все более композиционно усложненными, отличаются насыщенностью узоров и усилением многоцветности. Особенностью изделий того времени была полихромия, использование цветного золота, разнообразие приемов обработки металла , композиционных и орнаментальных мотивов.
В разработке и создании драгоценных уборов для русской знати принимали участие про-славленные ювелирные фирмы Петербурга: «К.Э. Болин» и «К. Фаберже» Мастера этих предприятий использовали в создании своих изделии модные в ту пору тенденции исторических стилей. Ювелирная фирма «К.Э. Болин» создавала украшения для высочайших слоев общества, была главным поставщиком Императорского двора. Эта фирма непрерывно служила семи русским монархам – начиная с 1796-го и заканчивая 1916 годом. Их изделия отличались высоким профессиональным уровнем и техническим совершенством. Наибольшую ценность в украшениях этой фирмы представляли драгоценные камни, воплощением их стиля являлся продуманный композиционный прием. Одно из ведущих мест Болины уделяли в своем творчестве изготовлению диадем для высочайших представителей царского дома. Некоторые большие заказы Кабинета Императорского двора были осуществлены в содружестве с фирмой Фаберже и представляли собой великолепный ансамбль, ведущее место в котором занимала диадема. Для последней из русских императриц Александры Федоровны ювелиры фирмы Болин создали несколько превосходных жемчужных и бриллиантовых уборов.

rogozny.ru

Прически XVIII века — рукотворные чудеса

История причёсок XVIII века очень удивительна и необычна. XVIII столетие, как полагают историки, является «столетием женщин». Это время одновременно сложности и простоты, необычности и невообразимо сложных причёсок. Волосы и прически всегда были отражением общих тенденций в высокой моде, а стиль Рококо определяет моду и расставляет акценты в XVIII столетии.

Историю женской прически XVIII столетия условно можно разделить на три этапа. До 1713 года дамы высшего общества всё ещё носят фонтанж (чепец, состоящий из ряда накрахмаленных кружев), сама форма которого давала большой простор для фантазий.



После того, как Людовик XIV — главный законодатель европейских мод — положительно оценил маленькую, скромную причёску герцогини Шрусбери, в моду вошла простая, слегка припудренная причёска, украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденщией века рококо.




Все леди, изображенные на картинах того времени, имеют простые, скромные, но всё же изящные причёски, независимо от того является ли эта дама роскошной маркизой Де Помпадур, добродетельной Марией Тэрезой или юной Фике из Цербста. Только вслушайтесь в названия этих причёсок — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».



Однако с середины 70-х годов XVIII века прослеживается иная тенденция: причёска снова принялась «расти» вверх. И снова женские прически стали превращаться в сложные сооружения как в эпоху фонтанжа до 1713 года. В ход шли не только собственные волосы дам, но и накладные, причем часто дамам не хватало своих собственных волос для таких громоздких причесок, поэтому использовали волосы служащих и даже лошадиные гривы! Особо изысканные дамы использовали почти всё, что только могли найти — ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.



Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV — Мари-Жанетта Бекю, графиня Дюбарри, — девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта. Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял бурную фантазию «австриячки» в нужное русло. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть»… Сравните с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода…



Наиболее элегантные женщины возводили на своей голове целые композиции из птиц, статуи и даже мини-сады с крошечными искусственными деревьями. К тому же периоду относится любимая многими A-la Belle Poule — причёска с моделью знаменитого фрегата. Создание такой прически могло занять целый день и причёска могла носиться в течение нескольких дней, а иногда даже целой недели.



Естественно спать с такой прической было невозможно да к тому же такие громадные сооружения на голове были идеальными местами обитания для огромного количества вшей. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд.

Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке. А промчавшаяся в 1773 году по париижскому небу комета породила прическу «комета» с длинным хвостом из хлопчатобумажного газа. Когда в моду вошли живые цветы, в прически стали прятать флаконы с водой, чтобы цветы дольшe не вяли. Они, конечно охранялись долго, но ходить и сидеть с такими сосудами на голове следовало осторожно.

Затем овощи и фрукты оттеснили на задний план цветы: пришла мода на артишоки, кочаны капусты, морковь, редис и т. п. Их сменили птичьи гнезда с яйцами и клетки с птицами.



Пудру употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Также существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.
Женские прически нередко становились предметом карикатур:




Со временем к началу 80-х годов 18 столетия громоздкая, вычурная женская прическа становится несколько скромнее. Исчезает мода на «вазоны» и «паруса». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц XVIII века. С полотен Гойи и Виже-Лебрен и Гейнсборо смотрят на нас эти женщины с пышными, но скромно украшенными волосами.



Французская революция повернула всё с ног на голову. Громоздкие прически вышли из моды, а спустя несколько лет, светские дамы щеголяли со скромными причёсками…



Историю мужской куафюры (причёски) XVIII века также можно разделить на несколько этапов. В начале столетия продолжают совершенствоваться причёски, возникшие в конце XVII века. Так парики — аллонж по-прежнему в моде, однако, их длина заметно уменьшается.



Возникает небольшой по размеру парик «бинет» — крупные локоны, уложенные параллельными рядами. С 1730-х годов такой парик носили только пожилые люди. В таком парике мы можем видеть и великого Баха, и польского короля Станислава Лещинского, и придворных немцев Анны Иоанновны.



Если время правления Людовика XIV, в основном, может быть охарактеризовано, как «эпоха париков», то в XVIII столетии вновь возвращается мода на причёски из собственных волос, хотя и парики остаются по-прежнему популярны. Молодые люди предпочитают не отягощать себя тяжёлыми и довольно тёплыми париками.

Как для париков, так и для волос существовала пудра. Пудра была различных цветов и оттенков — от белой до нежно-розовой и бледно-голубой. В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.

Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740—1750 гг. большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» — два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках.


К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды — исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 1780-е гг. в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов. Молодые лорды на картинах Гейнсборо причёсаны именно таким образом.


В период Великой Французской Революции длинные волосы практически вышли из моды, особенно после того, как актёр Тальма сыграл роль Тита в вольтеровском «Бруте». После этого в моду вошли коротки «римские» причёски «а-ля Тит».

А это уже попытки современных дизайнером повторить прически XVIII века:

  


gold-nostalgia.livejournal.com

фото-подборка и создание их своими руками

Женские прически девятнадцатого века стали менее «мудреными», чем они были в прошлом столетии. Они явили собой более короткие стрижки, зачесанные назад. Это очень интересные прически, они несут в себе историю удивительного века и ассоциируются с роскошными балами. Девушкам, мечтающим воплотить яркие образы красавиц той поры, будет полезна эта статья.

Кому что позволит фантазия

Особая прелесть таких причесок заключается в том, что у них нет строгих правил и предписаний. А потому их очень просто сделать своими руками. Дело в том, что модницы той эпохи причесывались, исходя из собственных прихотей и фантазий. Они творили у себя на головах все, что придет им на ум. А потому можно смотреть на их портреты для вдохновения и делать так, как хочется именно вам.

Прически 19 века: фото

Из той эпохи до наших дней дошли не только картины, но и фото, передающие моду и прически девятнадцатого столетия. Особенно это касается второй его половины.

Наиболее скромные прически – распущенные волосы, простые локоны или коса – имели место в повседневной жизни барышень. Они могли так показаться в гимназии или принимать в подобном виде гостей за чаепитием. На бал было принято собирать волосы в более сложные прически.

Подражание эпохе

Давайте рассмотрим несколько вариантов, как сделать прическу из того времени самостоятельно. Главные отличительные черты эпохи – чрезмерный объем на затылке или же на макушке, а иногда – и там, и там. Если вы зачесываете волосы – они должны быть идеально гладкими. Локоны – тугими и воздушными. Это основные тонкости причесок в стиле 19 века.

Наиболее популярной прической в России была вот такая:

В наши дни стало модно проводить историческую реконструкцию балов середины 19 века.

Наиболее ярко воссоздаются сегодня мужские прически  тех времен в кино.

Более детально получается передать образы конца века. Они ближе к нашему пониманию стиля, ближе к нашему времени. И проще поддаются освоению.

И грянул вальс!

Сегодня многие девушки романтически мечтают попасть на светский бал того времени. Роскошные платья, галантные кавалеры – объекты мечтаний многих юных особ. Бальные прически завораживают своей красотой. В них можно ощутить себя княгиней или даже принцессой.

И пусть не доподлинно известны исторические рамки каждой прически, вспомним то, с чего мы начали – полет фантазии. Вот что важно в этих прическах. Зная основные их элементы, следуя духу эпохи, можно не повторять дотошно образ с какой-то картинки, но при этом попасть в самое яблочко и воплотить подражание барышне золотого века.

Женские прически всегда были разнообразны и непредсказуемы. А во времена пышных балов главной задачей модниц было создание прически, которой позавидовали бы все вокруг. Собираясь на свой бал сегодня, вы можете почерпнуть вдохновение в многочисленных образах старины и создать что-то свое, неповторимое, но отсылающее нас в те далекие времена.

Эти картинки передают настроение той эпохи, они показывают многогранность и индивидуальность причесок. Можно заметить, что некоторые из них считались универсальными и подходили для любого возраста. Например, вот эта:

Она считалась одинаково приемлемой как для молодых девушек, так и для дам в почтенном возрасте. Вот такие же модели причесок были предпочтительны для юных и нежных особ:

Попробуйте воссоздать нечто подобное.

Более подробные рекомендации по созданию причесок времен 19 столетия узнаете от мастеров парикмахерского дела. Видео-ролики, подготовленные нами для вас, раскроют еще некоторые секреты успешного образа барышни той эпохи.

webdiana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *