Почему православные носят бороду: Почему православные священники носят бороду, а католические нет? | Публикации

Содержание

Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей

Православные бородачи рассказали о том, почему они категорически не бреются, какие выгоды предоставляет им борода и с какими трудностями приходится иметь дело.

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

 

Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 29 Март 2021

    5 апреля, в понедельник, в 19.00, в честь отмечаемого в нынешнем году 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского, в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ выступит Александр Борисович КРИНИЦЫН, доктор филологических наук, доцент филологического факультета МГУ, по теме: «БЕСЫ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО (к 150-летию издания романа)». 15 апреля, в четверг, в 19.00, в честь 60-летия первого полета человека в Космос, в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ выступит Константин Владимирович ПАРФЕНОВ, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, по теме: «Современные физические теории строения и истории Вселенной».

  • 14 Ноябрь 2020

    В ноябре 2020 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах пройдут выступления к 100-летию трагических событий 1920 года: — 17 ноября, во вторник, в 19.00 — выступление Владимира Геннадиевича Хандорина ,  доктора исторических наук, профессора кафедры истории России и архивоведения ПСТГУ  » Адмирал Колчак: правда и мифы »  — 24 ноября, во вторник, в 19.00 — выступление Дмитрия Михайловича Володихина , доктора исторических наук, профессора кафедры источниковедения исторического факультета МГУ «К столетию Русского Исхода 1920 — 2020»

  • Все новости

Почему священники носят бороды? | Белая лавра

Часто у людей возникает вопрос: почему православные священники носят бороды? Почему данной традиции не придерживаются, скажем, представители католического духовенства?

Традиция носить бороду менялась от века от веку. В первые века христианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на «всклокоченную собаку», «нестриженый» епископ. 

Тем не менее, традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. Можно обратить внимание, что Иисус Христос всегда изображается на иконах с бородой и длинными волосами. (Имеется в виду изображение Его в 30-ти — 33-ех летнем возрасте).

Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники.

Борода выделяет священнослужителя среди остальных людей. Конечно, многие согласятся, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит священнику большую пользу. Какую? Его всегда идентифицируют как священника, смотрят на него как на Церковь Христову и как на образ Христа. 

Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай Чудотворец, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану. Однако, всегда следует помнить, что существует одно важное требование к внешности священников — это аккуратность и опрятность. Поэтому аккуратно подстриженная борода всегда лучше, чем длинная и лохматая.

Источник

Задать вопрос православному священнику

Вопрос: Услышал недавно монолог одного философа Адександра Дугина «Добродетель бороды». Правда ли, что ношение бороды — есть добродетель, или это следует воспринимать, как ритуал, который необходим только священнослужителям, а мирянам нет? Помогает ли, вообще, ношение бороды как-то в духовном росте? Поясните, пожалуйста.


Отвечает священник Максим Каскун:
— Во-первых, ношение бороды, это, конечно, же не добродетель, но честь, для мужчины. Потому что добродетель – это то, что можно стяжать, приобрести по средствам труда и подвига. Борода растет естественным образом и относится, если перенять на чувства, то к характеру. Но она является некоторым сопровождающим фактором человека в его духовной жизни. Если, в древности, для человека, которому обривали бороду: — Это являлось позором! И даже посланники Давида были не допущены в город за то, что их обесчестили и опозорили: остригли им одежды – укоротили, и соответственно остригли им бороды: — Пока у них не отрастет борода, их не пускали в город. Сегодня, такой чести нет у бороды, наоборот идет глумление. Поэтому, если рассматривать бороду, как честь, то сегодня она получается в бесчестии.
— А почему же все-таки православные, носят бороду? Причем, настаивают на этом: — И правильно делают! Прежде всего, главное назначение бороды – это помогать в духовной жизни человеку. Чем помогает борода? Если мы возьмем животных: у них есть усы, которые помогают им ориентироваться, когда нет света. По обонянию, по ощущению, они идут. Такую же роль, только в духовном смысле играет и борода для человека: — Она ему помогает! Потому что строение волос бороды, оно тоже пустое, полое, как у усов. На голове другие волосы совершенно. Поэтому борода помогает человеку, духовно как-то настроиться. Это вещи, которые нужно переживать. Допустим человек, который сбривает бороду: — Он как себя чувствует? – Обнаженным, он себя чувствует. Как – будто с него сняли нижнее белье. Потому что борода, она действительно, как-то облагораживает и придает какое-то духовное ощущение поддержки. Но это, безусловно, тайна, которую может познать только тот, кто носит бороду. Поэтому, сегодня православные, должны носить бороду не только, потому что, борода помогает, а для того, чтобы возродить древнее отношение к бороде, как к чести для мужчины. С другой стороны, где-то и как проповедь. Если ты христианин: — Ты должен носить бороду. Ты не должен сливаться с этим миром. Потому что в этом мире – культ плоти, пришедший к нам с древнего Рима. Римляне первые официально, так сказать, начали постоянно бриться. Хотя египтяне до них, но, тем не менее, римляне в этом плане больше преуспели. Потому что их влияние на окружающую культуру, оно было решающим. Так же они влияли на Церковь: — Все римские священники, всегда брились, за редким исключением. Если мы посмотрим Святых Отцов Древне-Римской Церкви, которые прославленны в лике святых – они все с бородой. Августин Иппонский, Амвросий Медиоланский, Папа Лев Великий, там еще кого не возьми — они все с бородой! И только последние, уже после разделения, те стали бриться. Бродоношение в Риме сохранялось до тех пор, пока они не отпали. Когда отпали от православия, тогда они полностью изменили этому статусу: — Все, поголовно, стали бриться! А протестанты, вообще говорят: «Когда, я бреюсь, я ощущаю на себе после этого веяние Духа Святого!»

Зачем священники носят бороды?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Эта традиция менялась от века от веку. В древнехристианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святитителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на всклокоченную собаку, нестриженый епископ.

Тем не менее традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. 

Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники.

Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие.

Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.  

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru

Фото в анонсе: peter.kolchin, orthphoto.net

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: [email protected] 

Почему некоторые православные батюшки не носят бороду — Рамблер/новости

Длинная окладистая борода – неотъемлемый атрибут православного священника, как считает большинство россиян. Можно ли представить гладко выбритого попа? А между тем, в некоторых случаях батюшки не носят традиционной для них бороды.

Православная традиция

Обычай ходить с длинными волосами и растительностью на лице пришел на Русь вместе с распространением христианства. Дело в том, что еще ветхозаветные иудеи носили бороды, следуя указанию книги Левит: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19 стих 27). Святые апостолы, отвергая многие библейские традиции, относительно бритья бороды придерживались тех же взглядов. Сам Иисус Христос, судя по иконографии и священным текстам, носил длинные волосы и растительность на лице.Отличие православных христиан от католиков также увязано с этой темой. Известно, что римляне традиционно брились, а греки – нет. Западное духовенство считало, что пастор вправе сам решать: носить ему бороду или нет. Иерархи Византийской церкви в этом вопросе были категоричны, они запрещали всем мужчинам (не только священникам) стричь и брить бороды. Ведь такими их создал сам Бог. Поскольку на Русь христианство пришло из Константинополя, в нашей стране установилась соответствующая традиция. Стоглавый собор, прошедший в Москве в 1551 году, даже запретил отпевать по канонам православной церкви безбородых покойников.[С-BLOCK]

Сейчас мнения среди священнослужителей разделились. Консервативные попы считают бритье бороды признаком вероотступничества, а их более прогрессивные коллеги не видят прямой связи между растительностью на лице и духовностью человека. Вместе с тем, они признают, что хотя борода и не является обязательным атрибутом священника, в сознании россиян сложился устойчивый стереотип. Бритый «под ноль» батюшка воспринимается прихожанами с опасением: а почему он не следует церковным традициям?

Безбородый поп противоречит устоявшейся культурной парадигме, вызывает подозрения в тайной приверженности к сектантству, поэтому священнослужители не хотят бросать вызов общественному мнению своим внешним видом.

Русская зарубежная церковь

Все сказанное выше касается только нашей страны. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) гораздо более демократична в данном вопросе. Религиозная организация, действующая в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и других странах, где есть общины эмигрантов, разрешает своим сотрудникам бриться.

Как известно в 60-х годах ХХ века Америку и Европу захлестнула волна молодежного протестного движения хиппи. Парни и мужчины, объявившие своими ценностями «секс, наркотики и рок-н-ролл», выражали свой протест против устоев буржуазного общества, в том числе и своим внешним видом. Они носили бороды. Тогда священники зарубежной православной церкви столкнулись с проблемой: их стали принимать за хиппи. Это было неприемлемо сразу по двум причинам: христианская мораль несовместима с идеологией данного молодежного движения; сотрудники полиции часто ошибочно принимали молодых священников за протестующих бунтарей, возникали недоразумения.

В такой ситуации руководство РПЦЗ решило, что бритье бороды допустимо, и лучше не разжигать разногласия в обществе своим внешним видом. Сейчас большинство сотрудников зарубежной православной церкви бреются еще и затем, чтобы бдительные граждане и спецслужбы не путали их с мусульманами, принимая за возможных террористов.

1917 год стал переломным для всей нашей страны, православную церковь также пытались реформировать. Возникло обновленчество – движение за демократизацию русской духовной жизни, модернизацию управления приходами. Многие религиозные деятели призывали священнослужителей отказаться от устаревших обрядов, они считали, что церковь должна идти в ногу со временем.

Подчеркивая свои реформаторские идеалы, духовные иерархи обновленцев коротко стригли свои волосы, а бороду и усы тщательно брили. Например, Александр Иванович Введенский (1889-1946 гг.) не носил никакой растительности на лице. Он возглавлял «Живую Церковь», как еще называли данное религиозное движение, с 1922 года и до самой своей смерти. Однако попытка модернизации русского православия не нашла поддержки среди большинства священников и паствы. Лишившись покровительства советской власти в 30-е годы XX века, обновленчество постепенно сошло на нет.

От природы не растет

У некоторых мужчин борода и усы от природы либо совсем не растут, либо отдельные клочки волос прорываются сквозь кожу местами, что выглядит некрасиво. Ученые выделяют четыре основные причины такого явления: гормональный дисбаланс, когда организм вырабатывает недостаточно тестостерона; нехватка питательных веществ, необходимых для роста волос; повреждение волосяных луковиц в результате различных заболеваний кожи; наследственность, если у кого-то из предков была такая же особенность. Отсутствие бороды – это редкость. Как правило, большинство мужчин не знают такой проблемы. Хотя среди разных народов количество безбородых представителей сильного пола варьируется.

Наличие небольших проблем со здоровьем или наследственные особенности не являются препятствием для принятия священнического сана. Хотя такому батюшке приходится нелегко. Ему нужно объяснять руководству и прихожанам, что он безбородый от природы. Далеко не каждому человеку легко докладывать о своем гормональном дисбалансе всем любопытствующим, объяснять, что он – не сектант и не вероотступник. Среди таких священников встречаются и духовно сильные люди, сумевшие преодолеть устоявшийся в обществе стереотип, но некоторые безбородые батюшки бывают вынуждены отказаться от служения.

Учащиеся духовных семинарий, которые готовятся стать попами, как правило, бреются. Так принято. Лишь после принятия священнического сана молодой человек вправе отпустить длинную и окладистую бороду. Исключение делается лишь для старообрядцев, из уважения к их традициям.

Семинаристам ясно дают понять, что благообразная растительность на лице – это атрибут священнослужителя, как и длинные волосы. Прически учащихся должны быть аккуратными, не выделяющими их среди сверстников. Хотя и совсем коротко стричься тоже не дозволяется, чтобы избежать сходства с бритоголовыми.

Что и говорить, наличие или отсутствие бороды у священника – это вопрос и религиозно-политический, и культурно-реформаторский.

Может ли православный брить бороду? — Татьянин день

 

24 октября Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви имел суждение о «брадобрийстве». В постановлении собора говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».


При Петре I за право носить бороду нужно было платить. Бородовой знак из коллекции Михаила Чернышева, галерея «Память». Фото — Иван Джабир

Пастырям напоминается соборное постановление 1908 года: «признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то, согласно сказанному апостолом, после второго и третьего внушения, отлучать таковых от причащения и другой святыни, по усмотрению священника». 

Какие-либо конкретные каноны в этом решении не называются.

Сам я не стригусь и не бреюсь вот уже 22 года. Считаю бритье бороды для русского священнослужителя нетрадиционным, противоречащим многовековой культурной норме. Думаю, что стригутся и бреются наши батюшки часто для того, чтобы вне храма не отличаться от толпы. Так они чувствуют себя более комфортно.

Но можно ли всерьез считать само бритье «грехом и еретическим деянием»? Тем более, если речь идет о простых верующих?

Постараемся разобраться с этими вопросами.

Постановление старообрядческого собора от 24 октября говорит о необходимости соблюдать «церковные каноны о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

Есть ли такие каноны? Утверждаю, что таких канонов просто-напросто нет.

Что такое канон? Канонами обычно называют те нормы и правила, в которых Вселенская Церковь опознала истину. Такое опознание происходило в основном на Вселенских соборах.

Так, например, в свод канонического права Православной Церкви входят правила святых апостолов, шести вселенских соборов, десяти поместных соборов и тринадцати отцов. Абсолютное большинство из них было признано всей церковной полнотой на Пято-Шестом соборе, иначе именуемым Трулльским, в 691 году. Этому собору усвоено вселенское значение, он как бы дополнил пятый и шестой вселенский соборы, которые канонических норм не приняли.

Из множества соборов, бывших в Православных Поместных Церквах за последние две тысячи лет, нормы лишь десяти восприняты в качестве общеобязательных для всех православных христиан. Другие поместные соборы, в том числе и русский Стоглавый собор 1551 года, на который так любят ссылаться старообрядцы, такой вселенской рецепции не получили. Соответственно, их решения не могут признаваться в качестве общеобязательных вселенских канонов для всей полноты Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Решения таких поместных соборов вполне могут быть отменены другими поместными соборами в тех же Церквах (как это произошло с решениями Стоглавого собора 1551 года, отмененными Большим Московским собором 1666-1667 годов).

Источником канонов является именно Церковь, как Тело Христово. Именно Церковь, а вовсе не святость того или иного отдельного человека. Например, среди правил, входящих в канонический свод Православной Церкви, есть каноны архиепископа Александрийского Феофила, гонителя святителя Иоанна Златоуста. Но эти правила были приняты в качестве вселенской нормы вовсе не из-за личности Феофила, а потому что Церковь на Трулльском соборе опознала в них истину. Ибо сами эти правила выражают нормы, придуманные не Феофилом, а сформировавшиеся в древней Александрийской Церкви, берущей свое начало от апостола Марка.

Более того, далеко не всё, написанное святыми, является истиной. Святость – это нечто другое. Святость – даже не просто некий нравственный пример. Святость – это как струя свежего воздуха в морозный день из открытой в затхлом, теплом помещении форточки. Святость – динамичная, живая связь между ныне живущими и теми, кто не только сам достиг Царства Небесного, но и получил дерзновение помогать другим людям. Но это никак не гарантия того, что написанные святыми при жизни тексты непременно абсолютно верны во всём.

Повторю еще раз – лишь те тексты можно назвать канонами, в которых Вселенская Церковь в своей полноте опознала истину.

Канонический свод Православной Церкви окончательно сформировался к 883 году, когда появился Номоканон святителя Фотия. Никакие новые каноны после этого возникнуть не могли, так как не было Вселенских соборов. Никакая Поместная Церковь сама по себе не может отменить принятые на вселенском уровне каноны или дополнить канонический свод.

Так вот – нет никаких канонов, принятых Вселенской Церковью, которые называли бы само по себе бритье или пострижение бороды грехом или даже ересью.

А что есть? Есть, насколько понимаю, позиция старообрядцев, которые считают себя чуть ли не Вселенской Церковью. Все остальные, мол, отпали, впали в ересь. Осталось поэтому одно-единственное хранилище апостольского предания – сами старообрядцы.

Если принять их логику, тогда следует ожидать, что старообрядцы будут строго и четко следовать канонам, ранее воспринятым на вселенском уровне.

Оправдываются ли эти ожидания? Давайте вместе посмотрим на 40-ю главу решений Стоглавого собора 1551 года. Она называется «От священных правил о пострижении брад». Стричь броду никак нельзя, считают отцы этого собора. Почему? Потому, что «Сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша». Так ли это?

Сначала о том, что «Бог Моисеови рече». Далеко не все ветхозаветные нормы являются сейчас обязательными для православных христиан.

Вот, например, такая ветхозаветная норма: «Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое» (Втор. 23, 13). Эта норма носила санитарный характер. Она дана для предотвращения эпидемий во время долгого пути тысяч людей по пустыне, и вряд ли действительна для пользующихся ватерклозетом. Недействительны и ветхозаветные правила жертвоприношений.

В любом случае, критерием всегда является сама Церковь – что она восприняла из Ветхого Завета для себя в качестве общеобязательных норм поведения, а что отринула.

В 40-й главе Стоглава говорится, что «святыя Апостолы запретиша» стричь и брить бороду. А вот это уже интереснее. Какие апостолы? Где?

И тут мы наталкиваемся на нечто совершенно несообразное.

В 40-й главе Стоглава говорится: «Правило святых апостол сице глаголет: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша». О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад».

Соответствует ли это действительности?

Канонический свод Православной Церкви знает 85 правил святых апостолов. Среди нет ничего не только о том, что умерших, при жизни бривших бороду, нельзя отпевать, но и вообще ничего о бороде не говорится. Любые другие правила, например, так называемые «Апостольские постановления», имеющие надписания апостолов, отвергнуты вторым каноном Трулльского собора – дабы «не допускать порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивать их в чистое и совершенное Апостольское учение». Ведь именно Вселенская Церковь опознала, какие тексты принадлежат апостолам, а какие нет.

Кроме того, во времена апостолов вряд ли были сорокоусты и принятые у нас просфорки.

Но и в отвергнутых Церковью «Апостольских постановлениях» нет правила, предписывающего не отпевать умерших, при жизни брившихся. Рассуждения о том, что не надо завивать волосы или брить бороду, «чтобы нравиться» — есть. А о том, чтобы «сорокоусты не петь» — даже близкого по смыслу текста нет. Нет там ничего и про еретичность бритья. Смысл сказанного в соответствующем месте «Апостольских постановлений» заключен в следующей фразе: «Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренномудренно умеряй ее пред людьми».

Таким образом, один из аргументов 40-й главы Стоглава оказывается ложным. Очень странно, что собор дерзнул приписать апостолам некий текст, который не имеет отношения к апостольской традиции.

Посмотрим на второй аргумент – об одиннадцатом правиле Трулльского собора, именуемого здесь шестым (непосредственно шестой Вселенский собор, как я уже говорил, канонов не принимал).

Что это за правило? Возьмем для верности Кормчую книгу Патриарха Иосифа, на которую так любят ссылаться старообрядцы. И там, и в нашей Книге правил, содержащей основной канонический свод, видно, что 11-е правило Трулльского собора – совсем не про бороду. Ну, то есть, оно совсем о другом. В этом правиле говорится о том, что христиане не должны смешиваться с иудеями.

Вот, собственно, и все аргументы 40-й главы Стоглава. Вообще-то, я не могу отделаться от ощущения, что она основана на банальных подлогах.

Апостол Павел пишет: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11, 14 – 16).

Так что авторы 40-й главы Стоглава неправы, когда говорят, что «Апостолы запретиша». Совсем даже наоборот.

Есть еще, правда, указание, что «Святыя Отцы прокляша». Где, почему? Очень уж сильное выражение – «прокляли». Повторю, общепринятые нормы, канонические правила, имеют вселенское значение вовсе не потому, что их написали святые. Эти правила значимы, так как сама Церковь на Вселенских канонах опознала в них истину.

Непосредственно о бороде вообще нет канонов, то есть норм, прошедших рецепцию все церковной полноты. Но о волосах такие правила есть. Что они говорят?

Приведу сами каноны. Все они приняты на Трулльском соборе.

21 правило этого собора гласит: «Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам, и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех, за который лишились благодати, и от онаго совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Если же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной».

Итак, клирики так или иначе стриглись. Каким образом? Это нам разъясняют толкователи. Собственно, общепризнанных толкователей только три – диакон Алексей Аристин (Аристен), монах Иоанн Зонара, патриарх Феодор Вальсамон. Все они жили в XII веке. Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют.

Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика».

Итак, речь идет о гуменце – выбритой макушке, отличительном знаке клириков. На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой.

42 правило осуждает монахов с отращенными волосами. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили».

Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их – вымысел».   

Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».

Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую».

Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется. Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше».

И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею».

Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».

То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы».

И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности. Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен.

В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни.

То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом – ни слова.

Смысл 96 правила Трулльского собора – сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению».

Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».

Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью.

Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают – это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни.

В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды – не иначе, как латинская ересь. Что это – вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех.

Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св.Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы. Всё остальное – дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты.

Есть ли в Кормчей подлоги? Увы – есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны». Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли?

Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом.

Большой Московский собор 1666-1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким. В самом деле – разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария, не было других святых? Были. Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься – а насколько вообще неправы отцы собора 1666-1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.

В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос.

Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе. А исправить не могут – абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве.

Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае – если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала. Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей.

В связи с поднятым собором РПЦС вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь».

Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается. В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря, составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги. То есть нормы о бороде – факультативные и вспомогательные. Но выше мы видели 21 правило Трулльского (Пято-Шестого Вселенского) собора. В этом правиле, имеющим вселенское значение, говорится о гуменце или тонзуре, бритой макушке клириков.

Норма о гуменце и само это слово содержится и в Кормчей книге патриарха Иоасифа, авторитетной для старообрядцев. Там под 21 правилом Трулльского собора содержится такой комментарий: «Якоже и прочие сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце».

Когда перестали выбривать гуменце? Почему его не выбривают ревнующие об исполнении норм о волосах наши современные старообрядцы?

В России гуменцо обязательно выбривалось у клириков еще два столетия назад. В просторечии оно именовалось «поповой плешью». Поэтому священнослужителей иногда именовали – «стрижники».

Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя маленькой шапочкой, в просторечье – «плешегрейкой», или «наплешником», которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. А уже поверх «плешегрейки» надевалась скуфья.

Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов».

По некоторым сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось, и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». А затем этот обычай исчез.


Но почему его не сохраняют нынешние старообрядцы – непонятно совершенно. Неужели для них факультативные нормы о бороде выше нормы Вселенского собора о гуменце? Почему у них нет «поповских плешей» и «плешегреек»?

Для чего я написал этот текст? Вовсе не для того, чтобы оправдать бритые бороды или короткие волосы у клириков. Особенно, если это делается для угождения миру.

Но вот объявлять любое бритье непременно «грехом и еретическим деянием», как это вновь сделала Русская Православная Старообрядческая Церковь на своем соборе 24 октября 2014 года – это уже, как считаю, нечто несообразное. Во всяком случае, никаких реальных канонических оснований я для этого не вижу.

Почему у греческих православных священников есть бороды

Греческий священник на острове Эвия благословляет свежеиспеченных фануропитов. Предоставлено: A.Makris / Greek reporter

Почему греческие православные священники и монахи носят длинные бороды и почему большинство их римско-католических коллег чисто выбриты?

Только после Первой мировой войны появились чисто выбритые православные монахи или священники с коротко остриженными волосами, но эта мода сохраняется среди некоторых священнослужителей до наших дней.

Икона Иисуса Христа Вседержителя из Македонии XIV века, изображающая его с небритыми волосами и бородой. Всеобщее достояние. Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Бороды — а часто и очень длинные волосы — православных священников и других святых являются одними из их самых ярких атрибутов, отличающих их от других западных религиозных людей. Но не нарушают ли они отрывок из Нового Завета, в котором апостол Павел пишет коринфянам: «Неужели сама природа не учит вас, что если у человека длинные волосы, то стыдно для него? (I Кор.11:14)?

Что ж, по мнению некоторых ученых, в том числе на сайте orthodox info.com, все немного сложнее.

Современный православный священник проверяет сообщения своего мобильного телефона. Предоставлено: Адам Джонс, доктор философии / Wikimedia Commons / Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Православное христианское благочестие берет свое начало в глубокой традиции ветхозаветных дней, говорят они, и в наших отношениях с Богом, святостью, поклонением и мораль сформировалась в древности, когда были написаны первые книги Библии.

В книге Левит священникам сказано: «И не брейте головы за мертвых (языческий обряд) с облысением на макушке; и они не должны брить свою бороду… (Левит 21: 5), и всем людям в целом: вы не должны обрезать волосы на голове своей и не обезображивать бороду своей (Левит 19:27).

Значение этих заповедей, по мнению некоторых, состоит в том, чтобы проиллюстрировать, что духовенство предназначено полностью посвятить себя служению Господу, не пытаясь соответствовать каким-либо общественным нормам, связанным с внешним видом.

Назорейское ветхозаветное предание относительно бород

Это заклинание было повторено в законе, данном тем, кто принадлежит к секте, называемой назареями, «когда бритва не коснется его головы, пока не исполнятся дни, которые он поклялся перед Господь: он будет свят, бережно храня длинные волосы на голове во все дни своего обета Господу… »(Числа 6: 5-6).

Каждый мальчик или мужчина, которому предстояло стать назарином (что означает «посвященный» или «отделенный»), был посвящен Богу в течение определенного периода времени — или, в некоторых случаях, всю свою жизнь — и одним из многих условий для становиться назареем не значит сбривать бороду или волосы.

В Левите 21: 5 говорится: «Они не должны делать облысения на голове своей,
и не должны сбривать угол своей бороды, и не делать надрезов на теле своей».

Самсон, силы которого были отрезаны Далидой

Одним из самых известных назорейцев был Самсон, чья жизнь была описана в Ветхом Завете, в Книге Судей 13–16. Как общеизвестно, великая Богом данная суперсила Самсона возникла из запрета брить волосы (и не пить вино, хотя это уже другая история).

И все мы знаем, что произошло, когда Далида решила остричь Самсона.

Однако во времена Нового Завета это был другой мир, и многие полагали, что апостол Павел советовал последователям Христа принять новые пути, когда он упоминал волосы в своих письмах.

«Если у человека длинные волосы, стыдно ему»

В первом Послании апостола Павла к коринфянам (1 Кор. 11:14) апостол употребляет определенное греческое слово для обозначения волос, когда говорит: «Да. Неужели даже сама природа не учит вас, что если у мужчины длинные волосы, ему стыдно? »

Ортодоксинфо.Авторы com заявляют: «Но это конкретное слово, обозначающее волосы, обозначает волосы как украшение (понятие длины является второстепенным и предполагаемым), в отличие от греческого слова« трикс »(анатомический или физический термин для обозначения волос)».

Это означает, что апостол Павел критикует мирян за то, что они носят волосы стилизованно, что противоречит благочестивой иудейской (и христианской) любви к скромности.

Святой Павел в приведенном выше отрывке обращается к мирянам и молящимся женщинам (1 Кор.11: 3-4). Его слова в вышеупомянутых отрывках, а также в других отрывках, касающихся головных уборов (1 Кор. 11: 4-7), обращены к мирянам, а не к духовенству.

«В других отрывках апостол Павел проводит очевидное различие между священнослужителями и мирянами (1 Кор. 4: 1, 1 Тимофею 4: 6, Кол. 1: 7 и др.)», — утверждают авторы.

По их словам, Павел не выступал против постановления Ветхого Завета в отношении волос и бород в целом, поскольку, как видно из других мест Нового Завета, он сам носил головную повязку, которая использовалась для укладки длинных волос. с лица.

Иисус почти повсеместно изображается с длинными волосами и бородой

И, конечно же, Сам Иисус почти повсеместно изображается с длинными волосами и бородой «как Великий Первосвященник нового христианского священства», заявляют они.

Так как же мода на стриженные или «стилизованные» волосы и бритую бороду нашла свое отражение в римско-католическом и протестантском мире?

Эти обычаи стали настолько нормальными для римского духовенства к XI веку, что, по их словам, восточные обычаи даже были перечислены в числе причин «анафемы», заявления о том, что восточная церковь не находится в общении с Западом.

Это роковое воззвание было сделано 15 июля 1054 года кардиналом Гумберт против Патриарха Михаила в Константинополе, что ускорило окончательное формальное отделение Западной церкви от Православной церкви.

Борода становится обычаем, разделяющим Восток и Запад.

«Нося бороды и длинные волосы, вы (православные) отвергаете узы братства с римским духовенством, поскольку они бреют и стригут волосы», — говорится в одном из первых доказательств. что этот обычай до некоторой степени уже разделил христианство.

К тому времени один из отцов Православной Церкви, епископ Этнский Хризостом, уже писал, что длинные волосы и борода не более или менее важны для священника, чем «перья для птицы».

Все православные монахи и братья-миряне строго следовали древней традиции — и соблюдают ее до сих пор, поскольку ношение длинных волос и бород восходит к временам пустынных отшельников в ранние годы христианства.

Основная причина, по которой аскеты не брили волосы или бороды, заключалась в том, чтобы избежать тщеславия, и поэтому эта старая практика затворничества также имела духовную основу.

Бюст Юлия Цезаря с коротко остриженными волосами и необрезанным лицом, что было типично для римлян. Предоставлено: общественное достояние

Жители Запада следовали римской традиции коротко остриженных волос и чисто выбритых лиц, у греческих православных священников есть бороды.

В ранней Римской империи у мужчин было принято бриться и носить коротко остриженные волосы. Римляне считали, что только варвары не брились и гордились своим внешним видом по сравнению с другими народами, которых они считали низшими.

Указом Карла Великого в конце восьмого века все оставшееся ношение бороды со стороны духовенства было искоренено. Пытаясь подражать великим временам Римской империи, он хотел, чтобы духовенство его времени было чисто выбритым (хотя, согласно сохранившейся мозаике, он сам носил довольно длинные усы).

На соборе 1816 года в Ахене, резиденции Карла Великого, было оговорено, что «все священники и монахи должны бриться каждые две недели.

Даже сегодня только восточно-католические священники, как правило, не бреются, в то время как члены нескольких монашеских орденов не бреются (особенно некоторые францисканцы и другие монахи).

Хотя сегодня даже православные священники не обязаны носить бороду, для них это по большей части культурная норма.

Традиция продолжается либо как способ для православного духовенства быть более похожим на Христа, либо как способ отличить себя от мирян.

Их внешний вид предназначен для многих из них как символ смирения Христа, которое является высшей целью их жизни.

Спросите православного христианина: на бороде

Что бы вы хотели знать о восточно-православной христианской вере? Отправьте свой вопрос.

Николай Дамаск

Почему бороды, кажется, нашли в Православии свободный от преследований дом?

Самый простой ответ в христианстве состоит в том, что Христос, Апостолы, почти все Святые Церкви, включая Святого Патрика и Святого Николая, духовенство, имели бороды.На протяжении всего Ветхого Завета у мужчин был обычай носить бороду. Авраам, Исаак, Исав, Иаков, царь Давид, Соломон. Моисей, Аарон, Иов, Илия, Иеремия, апостол Павел и многие другие были бородатыми.

В новейшей истории бороды вызывали некоторую негативную ассоциацию, по сравнению с человеком, прячущимся за маской, создавая иллюзию подозрения.

Однако ношение бороды в Православии может и должно интерпретироваться как внешний признак внутренней веры.Библия убедительно утверждает, что отрастить бороду — это честь для мужчины и слава Богу.

В священном сане Восточной Православной Церкви для священников или диаконов принято иметь бороду. Есть определенный мистицизм, который олицетворяет тех, кто состоит в священном сане с бородой.

Ветхозаветный закон о бородах:

Закон Создателя, данный Израилю, который имел отношение к святости, требовал от мужчин бороды.

Левит 19:27 и 21: 1-5 демонстрируют четкие инструкции относительно бороды для израильских мужчин и левитского священства.

Израильским мужчинам запрещено повредить уголки имеющейся бороды.

Священнику-левиту запрещено сбривать уголки имеющейся бороды.

Что такого в лице мужчины, что заставляет его задуматься о том, кто и что он собой представляет и что от него требуется? Короче говоря, если бы он носил бороду в соответствии с кодексом святости, ему немедленно напомнили бы о его послушании Богу и его путям. Новое время отражает нечто подобное.

  • ПОНИМАНИЕ МОЛИТВЫ: путь для воплощения замысла Бога в каждом из нас — 14 июля 2021 г.
  • Спросите православного христианина: Восхищение — 28 июня 2021 г.
  • Спросите православного христианина: простит ли Бог Богохульство Святого Духа? — 7 мая 2021 г.
  • Спросите православного христианина: мой отец атеист — 16 апреля 2021 г.
  • Спросите православного христианина: я рассматриваю обращение — 26 марта 2021 г.
  • Спросите православного христианина: рай и ад — 6 марта 2021 г.
  • Спросите православного христианина: процесс обращения — 29 января 2021 г.
  • Спросите православного христианина: в чем разница между православной церковью и католической церковью? — 1 января 2021 г.
  • Спросите православного христианина: секс только для продолжения рода? — 9 декабря 2020 г.
  • Спросите православного христианина: какая у вас церковь? Часть 2 — 9 ноября 2020 г.
Просмотреть все сообщения

СПРОСИТЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА


Вопрос 13.

Доброе утро, отец, надеюсь, с тобой все хорошо. Пара действительно глупые вопросы. Почему службы в церкви проводятся в Древнегреческий? И почему у священников должна быть длинная борода?

Ответ на вопрос 13.

Церковь Греческий язык на самом деле не является древнегреческим, и Новый Завет не написан. в древнегреческом это греческий язык, известный как койне или общий александрийский диалект. Греческий и был общим языком 1 века.Церковь использует много книг в ее услугах и каждый день в году имеет свою службу. Они были написаны много лет назад, когда все понимали койне. язык. Сегодня это не просто проблема перевода этих книг на Новогреческий. Все гимны поются особым образом и переводы пришлось бы переводить на оригинальные мелодии, что действительно очень трудный. Литургию испытали на новогреческом языке, но и без того. большой успех.Также певцов нужно будет переучить, чтобы они пели в Новогреческий. Для большинства православного мира борода — это узнаваемый знак священника, уходящий корнями в православную традицию. Священники с бородой восходят к временам Моисея, когда Бог повелел ему сказать священникам (сыновьям Аарона) не брить и не стричь бороду подбородков (Лев. 21: 5). В целом это относится ко всем мужчинам для Бога создал мужчину с бородой, чтобы отличать его от женщины.Хотя мы больше не согласно Моисееву закону, священники продолжают носить бороду, так как Закон соблюдали и Господь, и Апостолы. Канон (96) из Шестой Вселенский Собор, касающийся волос, говорит, что: Христос через крещение торжественно пообещал подражать и подражать образ жизни Он вел во плоти. Поскольку священник представляет собой образ Христос, он должен быть похож на него внешне и с бородой, и с бородой. длинные волосы.На внешний вид жрецов во многом влияют монашеские традиции. В прежние времена монахам не разрешалось долго волосы, и многие держали голову сбритой на макушке, как и в стиле западные монахи-бенедиктинцы, но под влиянием отшельников, которые платили не обращая внимания на их внешний вид и позволяя волосам расти, постриг был оставлен, и длинные волосы стали нормой как для монахов, так и для Священники.

Сплайнер: бороды, вера и бейсбол

Во вторник (окт.7), Верховный суд США заслушал аргументы по делу, по которому будет решено, может ли заключенный-мусульманин отрастить бороду в соответствии со своими религиозными убеждениями. Приравниваются ли волосы на лице к верной святости? Давайте «Сплейн. . . .

Еврейская борода

«Не скругляй углов головы твоей и не повреждай уголков бороды твоей» — Левит 19:27. Но разные ветви иудаизма интерпретируют это по-разному. Ультраортодоксы вообще запрещают бритье, в то время как некоторые современные православные считают, что закон запрещает только бритвы, но не электрические бритвы, которые похожи на ножницы, потому что у них два лезвия.Евреи-реформисты не накладывают ограничений на бритье.

По словам хасидского раввина Арона Мосса: «Борода — это волосы, которые растут от головы ко всему телу. Это мост между разумом и сердцем, мыслями и действиями, теорией и практикой, добрыми намерениями и добрыми делами. Поэтому мы не стрижем бороду, а позволяем ей свободно течь, чтобы открыть прямой поток идеалов и философий нашего разума в наш повседневный образ жизни ».

Христианская борода

Христианство имеет постоянные и непостоянные отношения с бородой.Святой Августин писал: «Борода означает мужественных; борода отличает взрослых мужчин: серьезных, активных и энергичных ».

Но примерно в 1000 году нашей эры каноники Эдгара запретили священнослужители бороды, заявив: «Пусть никто в священном сане не скроет свой постриг, не позволит себе быть небритым и держать бороду на какое-то время, если он получит благословение Бога и святого Петра. и наш ». А что касается чистоты (лица) рядом с благочестием, францисканцы приравнивают бороду к мужеству.«Братья должны носить бороду по примеру Святейшего Христа, — гласит их конституция, — потому что это что-то мужественное, естественное, суровое, презренное и суровое».

То же самое для восточно-православных, где борода священнослужителя рассматривается как знак его преданности Богу. Православные христиане часто цитируют Числа 6: 5 для обозначения своей бороды: «Бритва не коснется головы его, доколе не исполнятся дни, в которых он клялся Господу; он будет свят, заботясь о длинных волосах на голове во все дни мира. его обет Господу.”

Сегодня бороды очень популярны среди христианских хипстеров. Приложение A: Бородатые люди из Евангелия, блог для мужчин-христиан с большой бородой. В прошлом году «Христианство сегодня» опубликовало удобное руководство по анализу богословия, вероисповедания и профессии христианского мужчины по стрижке его бороды. Bonus Weird-O Beard-O Факт: в 1830 году пастор из Фитчберга, штат Массачусетс, проповедовал против пышной бороды прихожанина Джозефа Палмера и отказывал ему в причастии, пока он не побрился. Палмер схватил кубок вина для причастия и выпил его, заявив: «Я тоже люблю своего Иисуса, и больше, чем любой из вас.

Мусульманская борода

Коран не предписывает мусульманам бороды, но хадис (сборник высказываний Пророка Мухаммеда) описывает Мухаммеда, как предписывающий своим последователям носить бороду. «Отличайтесь от многобожников: пусть ваши бороды (отрастают) и подстригают усы», — говорится в хадисе. Шехзад Салим, мусульманский ученый из Пакистана, сказал: «Пророки Аллаха держали бороды и выражали им свою симпатию, поскольку это относится к нормам человеческой природы. Это выражение мужественности и как таковой знак, который отличает мужчин от женщин.Но Саиф Инам из мусульманского совета по связям с общественностью сказал Службе новостей религии: «Хотя существуют разные интерпретации, для некоторых мусульман это искренняя религиозная вера, основанная на словах и примере пророка Мухаммеда. Некоторые люди считают, что это абсолютно необходимо ».

Сикхская борода

Волосы для сикхов являются частью творения Бога и поэтому священны. «Кеш» — не стричь волосы по всему телу — это один из пяти символов веры сикхов, как мужчин, так и женщин.Предполагается, что в 1699 году Гуру Гобинд Сингх, 10-й духовный лидер сикхов, сказал: «Мой сикх не должен пользоваться бритвой. Для него использование бритвы или бритье подбородка будет таким же грехом, как инцест ». В 2008 году мужчина из Нью-Йорка был осужден за преступление на почве ненависти за насильственную стрижку волос однокласснику-сикху.

Борода анабаптистов

Амиши считают бороду признаком мужественности. Только взрослые, женатые мужчины носят бороду (при этом избегают обручальных колец). «Они указывают на уважение к традициям, отказ признать меняющиеся моды и в целом несоответствие миру, и все это имеет духовное значение в мировоззрении амишей», — сказал ученый Стивен Д.Решли сказал The New York Times. Поэтому, когда сепаратистская секта амишей в Огайо стригла бороды другим амишам, с которыми они не соглашались, их обвинили в преступлениях на почве ненависти.

Борода для бейсбола

Бейсбол — это религия для многих американцев, особенно в это время года. Это для игроков Вашингтонского национального чемпионата, Сан-Франциско Джайентс, Балтимор Иволги, Лос-Анджелес Доджерс, Сент-Луис Кардиналс и Канзас-Сити Роялс, которые все участвуют в чемпионате Мировой серии 2014 года.Многие игроки отращивают бороды из-за каких-то странных, волосатых предрассудков, что касание их лица бритвой каким-то образом повлияет на результат. «По сути, это воплощение человека», — сказал Los Angeles Times Брайан Уилсон из Доджеров. «Бог дал человеку возможность отращивать волосы на лице, и он это сделал».

Авторские права: Информацию об авторских правах можно получить у дистрибьютора этого продукта, Religion News Service LLC.

Почему бороды духовенства разделяют Восточную и Западную церкви

Ношение бород духовенством — тема, исторически противоречивая.Но прежде чем мы исследуем эти противоречия, я должен сказать вам правду: лично меня не интересуют бороды — ни священники, ни кто-либо еще.

Это не имеет ничего общего с моими усатыми братом, отцом и дедушкой, которых я очень любил. И это не имеет ничего общего с историческими личностями — великолепно бородатый Франц Иосиф из Австро-Венгрии, граф де Шамбор из Франции и Эдуард VII из Великобритании являются тому доказательством, как и мое детское утешение при виде таких же волосатых братьев Смит. на коробке от кашля.Даже Основатель и Невидимый Глава моей религии всегда изображался с бородой. Просто мое детское чутье сформировалось в эпоху Безумцев, а бороды были символом восстания хиппи, которое омрачило мое детство и юность. Все это дело вкуса, а не вечной истины.

Так же это следует из исторических записей. Среди народов Ближнего Востока, таких как евреи, борода считалась признаком мужественности; Римляне в поздней республике и ранней империи были чисто выбриты.Оба народа презирали тех, кто не поступал так, как они. Наш Господь и Его апостолы обычно изображаются с бородой, но римляне оставались чисто выбритыми до правления императора Адриана (76–138 гг. Н. Э.), Когда сам император носил бороду. Святой Климент Александрийский (150–215 гг. Н. Э.) В обширных советах новообращенным советовал не брить бороду, что он осуждал как признак изнеженности. С тех пор это осуждение продолжается среди восточного духовенства (католического и православного).

На Западе дела обстоят гораздо сложнее. Святой Иероним не советовал отращивать слишком длинные волосы или бороду. Но только в 500-х годах нашей эры различные местные церковные советы начали запрещать бороды; Вскоре после этого запрет вошел в каноническое право.

На протяжении большей части Средневековья священники были безбородыми и носили постриг. Одной из проблем, связанных с растительностью на лице, была проблема с приемом пищи из чаши. Дюрандус, любимый комментатор средневековой литургии Дома Проспера Геранжера, считал, что «длина волос символизирует множество грехов».Мирских священнослужителей, которые действительно отращивали бороды, обвиняли в подражании знати, хотя многие из них утверждали, что каноны запрещают только «длинные» бороды. Несомненно, недавно основанные монахи 13-го века — францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы, сервиты и т. Д. — стремились бриться, чтобы провести дальнейшее различие между собой и распутным светским духовенством, чья скандальная жизнь подлила масла в огонь. еретические пожары, которые религиозные деятели пытались потушить.

К XVI веку начался новый период скандала, а среди мирян — волна роста бороды.Хотя каноны не изменились, Климент VII (тот, кто женился на Генрихе VIII и прославился разграблением Рима) взошел на папский престол в 1523 году с бородой и всем остальным и объявил каноническое разрешение на то, чтобы означать, как это сделали другие священнослужители, «короткий» а не длинная борода. Судя по его картине, Павел III переосмыслил «короткий» как «длинный».

В начале 17 века священнослужители, такие как кардинал Ришелье и святой Винсент де Поль, носили бороды (хотя святой Чарльз Борромео это не одобрял). Но тот же французский двор, который создавал тогда моду, также мог положить им конец: по мере того, как парики становились популярными в Версале, бороды исчезли.Иннокентий XII (1691-1700) был последним Папой, носившим его.

Соблюдение канонов было довольно неоднородным из-за войн, охвативших Европу с 1790 года. Но наступление мира в 1815 году позволило Церкви заняться восстановлением канонического порядка. К концу века духовенство латинского обряда было чисто выбритым, за исключением очень покаянных орденов, таких как капуцины и камальдолезцы, и миссионеров в различных африканских и азиатских регионах. Так было до II Ватикана.

После Собора, как и во многих других областях, священники поступали так, как хотели — «радикальный» священник с пышной бородой, афро-волосами и сандалиями играл большую роль в ситкомах и в некоторых особенно неудачных приходах. Со временем это увлечение угасло. Поскольку Кодекс канонического права 1983 года ничего не говорит о волосах, бороде и уходе за волосами, это остается делом личного выбора.

Конечно, поскольку они были капуцинами, у двух наших величайших святых современников, святого Пия из Пьетрелцины и блаженного Солана Кейси, были бороды.Но это все еще не признак стремительной клерикальной карьеры, и немногие кардиналы, не относящиеся к восточным обрядам, имеют бороды (за заметным исключением кардинала-капуцина Шона О’Мэлли из Бостона).

Исторически сложилось так, что бороды кажутся одной из тех областей, в которых Церковь берет свое начало от гражданского общества; Тем не менее, Дюрандус, это кажется более или менее нейтральным вопросом. Тем не менее, если бы я зависел от меня, прошло бы еще несколько столетий, прежде чем у нас снова появился бородатый папа.

Шарль Куломб, автор и лектор из Лос-Анджелеса и Вены

Почему у многих православных мужчин есть бороды?

У мужчин есть давняя еврейская традиция отращивать бороды.

  • Эта практика восходит к Левиту 19:27 в Торе, где говорится: «Не закругляй углы на голове и не разрушай уголков бороды». По словам ученого XII века Маймонида, этот запрет был способом отличить евреев от священников-идолопоклонников, которые сбривали свои бороды.
  • Запрет на бритье традиционно понимается как запрет на полное удаление волос бритвой. А поскольку на протяжении веков было вообще слишком трудно добиться гладкого бритья без бритвы, соблюдающие еврейские мужчины, как правило, носили бороду.

По словам историка, раввина Берла Вейна, нормы бороды у некоторых православных мужчин в Европе начали меняться в 18-19 веках, когда стали доступны химические средства для удаления волос, позволяющие удалять волосы без использования бритвы.

Совсем недавно появление электробритв позволило добиться гладкого бритья, не касаясь бритвой кожи. В результате многие мужчины сегодня бреют бороды, продолжая следовать ортодоксальной интерпретации еврейского закона.Однако в большинстве ультраортодоксальных кругов по-прежнему принято оставлять бороду в знак благочестия.

Некоторые мужчины-евреи, особенно хасиды, воздерживаются даже от стрижки бород. Хотя нет запрета на стрижку бороды ножницами, те, кто этого избегает, стараются даже не приближаться к нарушению запрета Торы на бритье. Эта практика находится под влиянием каббалистических (еврейских мистических) традиций, которые считают бороду святой. Рабби Исаак Лурия, каббалист, известный под аббревиатурой Ари, был осторожен, даже не касаясь своей бороды, чтобы не выпали волоски.

У хасидов и некоторых других православных мужчин практика отказа от бритья распространяется на боковые швы, известные на иврите как payot (часто пишется и произносится как payos, или payes) — буквально «углы». Как и в случае с бородой, практика пайота в православии различается. У евреев-хасидов пайот часто очень заметны и иногда закручены, но они также часто незаметно спрятаны за ухом. Многие наблюдательные мужчины-евреи считают, что достаточно просто избежать полного удаления бакенбардов.

Талмудские раввины считали бороды привлекательными, называя их хадрат паним , великолепие лица. Согласно отрывку из трактата Бава Меция, талмудический мудрец рабби Йоханан считался красивым человеком, однако он не был включен в список раввинов, чья красота отражает красоту библейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова). Причина, по мнению Талмуда, в том, что рабби Йоханан не имел бороды.

Некоторые мужчины-евреи, которые обычно бреются, тем не менее отрастают волосы на лице во время траура.Традиционно это делается в течение 30 дней после смерти близкого родственника. Это также традиционно наблюдается в течение двух ежегодных периодов общего траура — периода Омера между праздниками Пасхи и Шавуотом, когда евреи оплакивают смерть учеников талмудического мудреца раввина Акивы; и три недели между постными днями 17-го числа тамуза и 9-го числа месяца ав (Тиша бе-ав), когда евреи оплакивают разрушение древних храмов в Иерусалиме.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Сделайте свое еврейское открытие, ежедневно

Верят ли греческие православные Марию девственницей? — Мворганизация.org

Верят ли греческие православные Мария девственница?

Постоянный центр в православной традиции относительно Девы Марии — это особенное понятие. Она Богородица, женщина, которая родила животворящего Бога в человеческую жизнь. В Божественной литургии Марии всегда почитают, потому что она Богородица.

Сколько времени нужно, чтобы стать греческим православным священником?

Сегодня в большинстве Православных Церквей, помимо обычной проверки и рекомендаций приходского священника, кандидат в священники должен иметь высшее образование, а затем провести 3–4 года в православной семинарии, получая пастырское и богословское образование.

Сколько зарабатывает греческий православный священник?

Хотя средняя зарплата греческого православного священника составляет около 76 141 доллар, эта сумма может сильно отличаться. Поскольку старший священник, работающий в этом качестве, может рассчитывать на заработок более 100 000 долларов, а только начинающий священник может заработать где-то около 40 000 долларов, вы видите, что опыт играет большую роль в заработке.

Как вы называете православного священника?

Восточная Православная Церковь часто называет пресвитеров на английском языке священниками («священник» этимологически происходит от греческого «presbyteros» через латинское «пресвитер»).Священников часто называют Преподобным (Преподобный), и поэтому их называют Преподобным Отцом (Преподобный Отец).

Почему православные священники носят бороды?

Либо как способ для православного христианского духовенства больше походить на Христа, либо как способ отличить себя от мирян, традиция продолжается. Их внешний вид предназначен для многих из них как символ смирения Христа, которое является высшей целью их жизни.

Могут ли священники иметь бороду?

Да, у большинства восточно-католических священников есть хотя бы один или другой, многие западные религиозные не бреются (особенно некоторые францисканцы и монахи).Римское влияние действительно сделало чисто выбритое светское духовенство нормой на Западе до 1970-х годов, и многие семинарии по-прежнему требуют ухоженных волос (подстриженная борода, без длинных волос).

Является ли татуировка грехом в православном христианстве?

При этом я не считаю, что для православных христиан греховно делать татуировки, если мы вкладываем в них много мыслей и молитв; На самом деле, я считаю, что нанесение себе татуировки «ради Бога» является весьма духовным вознаграждением.

Татуировка — это грех по-православному?

Ортодоксальные евреи, применяя Галаху (еврейский закон), открывают Левит 19:28, запрещающий делать татуировки: «Не делай раны на своей коже за умерших.Не оставляйте следов на коже.

Могут ли греческие православные делать татуировки?

Их позиция такова, что ваше тело — храм живого Бога, и вы не имеете права наносить на него постоянные отметки, потому что это сродни порче церкви или храма Божьего.

Это грех получить пирсинг?

Большинство людей, выступающих против пирсинга, используют Левит как аргумент, что пирсинг — это грех. Некоторые интерпретируют это как означающее, что вы никогда не должны отмечать свое тело, в то время как другие считают, что это не означает, что ваше тело маркируется как форма траура, как это делали многие хананеи в то время, когда израильтяне входили в землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *