История бороды на Руси – TOP BARBERSHOP
Традиция носить бороду появилась на Руси задолго до Крещения. Борода считалась символом не только мужества, но также силы и мудрости. Правильному уходу за бородой, её опрятному и ухоженному внешнему виду уделялось огромное внимание – даже за волосами на голове не ухаживали столь почтительно. А если кто хотел оскорбить мужчину, достаточно было плюнуть ему в бороду, и это считалось худшим оскорблением. Если растительность на лице выглядела неаккуратной, оборванной или растрепанной, то и отношение к её обладателю было соответствующим.
Изначально ношение бороды не имело религиозных предпосылок, это было частью традиций и общепринятых требований к внешности взрослого мужчины. В X веке Русь приняла Христианство, что только усилило обычаи почитания бороды. Церковные апологеты подчеркивали, ссылаясь на библейских пророков и самого Иисуса, что ношение бороды имеет очень древние традиции, и все самые уважаемые люди уделяли внимание этому элементу внешности.
Борода стала почитаться как настоящая святыня, символизирующая не только национальные традиции, но и веру. Ярослав Мудрый законодательно запретил повреждать бороду, установив за это штраф. Если же требовалось наказать чужеземца, древнерусские князья, наоборот, сбривали ему бороду, считая это высшей мерой оскорбления. «Русская правда» (главный правовой документ Ярослава) предусматривала особо крупный штраф за повреждение бороды или усов – 12 гривен (огромная сумма, всего втрое меньше штрафа за убийство).
Иван Грозный считал бритьё величайшим грехом, а священники не давали безбородым прихожанам благословения. Они говорили, что сам Бог создал человека бородатым, и негоже божью волю нарушать. Существовало также мнение, что мужчин на бритьё лица толкают содомистские мысли, многие воспринимали такой поступок как стремление быть похожим на женщину.
Во времена Смуты борода тоже считалась важным атрибутом мужчины, однако её сбривание уже не наказывалось. Это воспринималось скорее как влияние западных традиций. Бороду брил, к примеру, Лжедмитрий, чем только ухудшал отношение к себе – этот его жест воспринимался как измена Православию и дополнительное доказательство того, что он – самозванец. В целом, всех мужчин с выбритым лицом тогда интуитивно воспринимали как плутов и обманщиков.
Почему на Руси всегда носили бороду — Рамблер/субботний
Сила Руси – в её народе. Сила народа, по крайней мере, мужецкого пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке?
Фото: КириллицаКириллица
Чтобы попасть в Царствие Небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан.
Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы.
Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде.
За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице.
Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
Для гармонии
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост.
Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой.
Для независимости
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент.
В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого.
Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды — своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов её «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
Для мужественности
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя.
Ну а сегодня борода снова в моде — главное, чтобы она была ухоженная и опрятная.
История бороды на Руси
«Исконно русского мужика» принято представлять исключительно в бородатом виде. Причем, вне зависимости от возраста. И это, в общем-то, верно. Еще в дохристианскую эпоху все мужское население нашей страны фактически обязано было носить бороду. Она являлась символом мужественности. Бороду любили и ухаживали за ней. Человека с неухоженной бородой не уважали. А если хотели оскорбить мужчину, то плевали ему – прямо в бороду.
Борода в христианскую эпоху
После того, как на Руси приняли крещение – а было это в 10-ом веке – ношение бороды приурочили даже к некоему религиозному смыслу. Так, по толкованию церкви, бороду было ни стричь, ни тем более брить нельзя, поскольку без ведома бога ни один волосок не мог упасть с человека.
Более того, князь Ярослав Мудрый даже ввел особый закон, который был призван охранять мужскую бороду. Посла от недружественного князя, желая оскорбить, просто брили. И худшего позора, чем ходить с выбритым лицом, трудно было представить.
Отношение к бритью бороды со временем только ухудшилось. Так как в Европе в ту пору бороды уже давно брили, оголенное лицо считалось «бусурманским» признаком. Так печально известный Лжедмитрий брился. Возможно, отсюда и пошло еще одно поверье: если мужчина бритый, то он обязательно окажется лгуном и плутом.
Ну а затем, как известно, появился Петр I – и не только отменил обязательное ношение бороды, но и принялся практически насильно заставлять бояр и купцов бриться. Замыслы у Петра были довольно благие – привнести в Россию элементы европейского просвещения. Однако действовал он порой методами крайне экстремальными. Бывали случаи, когда боярам на плахе прилюдно бороды рубил сам царь.
Известно также введение налога на бороду. Причем, налог был настолько велик, что порой был не по карману даже особо зажиточным купцам. Однако даже Петр не решался трогать духовенство и бороды представителям духовного сана носить дозволял.
Времена после ПетраЛишь Екатерина Вторая после Петра отменила обязательное бритье. Но солдаты, а также придворные и чиновники бороды брить все-таки были должны. Примечательно, что в том или ином виде «бородовые» указы в России появлялись вплоть до самого конца 19-го века. Хотя в то время к бородатым и бритым относились, в общем-то, одинаково, русские цари того времени считали, что ношение бороды отдает дань христианским традициям.
В советское время лишь некоторые граждане носили бороды. Борода являлась признаком богемности или принадлежности к «суровым» профессиям вроде геолога.
История ношения бороды на Руси
Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, она была признаком мужественности, мудрости и силы.
Бороде придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду.Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.
Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.
Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».
В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.
Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.
В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.
Постоянное ношение бороды на Руси отменил только Пётр I. Как известно, царь Пётр решил сделать Россию во всем похожей на Голландию или Германию. Русская одежда и борода были ему не по душе. Вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия в Москву, Пётр на следующий день на торжественном приеме боярства в Преображенском начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными.
Пётр I издал указ, по которому он приказал всем брить(!) бороды и носить(!) германские платья. На плахе царь лично рубил топором бороды боярам.
Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.
В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».
В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.
Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.
История ношения бороды на Руси
Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, она была признаком мужественности, мудрости и силы.
Бороде придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду.Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.
Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».
В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 гривен — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.
Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.
В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.
Постоянное ношение бороды на Руси отменил только Пётр I. Как известно, царь Пётр решил сделать Россию во всем похожей на Голландию или Германию. Русская одежда и борода были ему не по душе. Вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия в Москву, Пётр на следующий день на торжественном приеме боярства в Преображенском начал резать боярские бороды и окорачивать длинные кафтаны. Брадобритие и ношение немецкого платья были объявлены обязательными.
Пётр I издал указ, по которому он приказал всем брить(!) бороды и носить(!) германские платья. На плахе царь лично рубил топором бороды боярам.
Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.
В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».
В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.
Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.
Борода на Руси: история и значение
С давних времен было принято считать, что мужчина обязан носить бороду. Для каждого поколения, этот атрибут имел особое значение. Борода на Руси считалась не только украшением, в нее вкладывали огромный смысл. Каждый мальчик мечтал отрастить волосы на лице и стать настоящим мужчиной.
Сегодня мы поговорим о том, когда появилась мода на этот аксессуар и как она дошла до наших дней. Мы узнаем, как выглядели некоторые знаменитые русские люди.
Содержание материала:
Когда появилась мода на бороду?
Наверное, не было такого времени, когда мужчины не носили растительность на лице. История бороды берет свое начало с давних времен. Среди известных давних культур этот аксессуар носили:
- Индусы, китайцы и японцы. Люди даже красили волосы в другой цвет. Они распускали и накручивали бороду на особые праздники. Для мужчин – это было неповторимое украшение.
- Правители Ассирии тоже любили растительность на лице. Они постоянно ее подкручивали и разлаживали ярусами. Такая особенность во внешности была признаком могущества и власти.
- Особое значение волосам придавали египтяне. Они приносили их в жертву богам. Даже сам фараон отрастил бородку, в которой были закреплены разные драгоценные камни и металлы. Чтобы показать, что правитель обладает бессмертием, ему в бороду вплетали золотую змейку.
- В Греции этот аксессуар был конусообразной формы. Однако Александр Македонский выдал указ брить лицо наголо, чтобы противник не смог причинить воину вреда.
- Жители Иудеи не брили волосы, так как это считалось позором. У этих людей даже был закон, запрещающий бриться.
- Хотя римляне – это первые люди, которые ввели моду на оголенное лицо, все же они придумывали разные стрижки бороды и вплетали в них золотые нити, тем самым, подражая своим богам.
Со временем, даже в современном мире мужчины начали отращивать волосы на лице. Как видно, этот обычай длиться с давних времен.
Для справки! В каждое время, борода имела свое значение, однако она всегда была символом мужественности и силы.
Почему на Руси носили бороду?
Для того чтобы понять, почему на руси носили бороды, нужно узнать, какое значение она имела для мужчин. Интересно, что в современном мире – это украшение имеет немного другое значение.
Значение бороды на Руси
Для славян носить бороду – это большая честь. Об этом мечтали даже мальчики. Это связано с тем, какое значение она имела для общества. Мы рассмотрим пять пунктов, которые покажут, что означала борода для наших предков.
Считаете ли вы бороду символом мужества?
ДаНет
- Религиозные взгляды. Духовенство побуждало верующих подражать Иисусу Христу, поэтому они отращивали бороду. Стричь волосы было огромным грехом.
- Признак мужественности. Сильный пол мог выделиться от женщин только таким образом. Форма бороды и ее густота многое говорила о мужчине. По ней определяли насколько сильный и мудрый человек.
- Подарок от Бога. То, что дает Господь нельзя удалять – это относиться и к волосам на лице.
- Всеобщее признание. Мужчины с бородой сразу вызывали к себе уважение. Их серьёзно воспринимали в обществе и отдавали им предпочтение. К власти приходили только бородатые мужчины.
- Признак свободы. Каждый русский человек хотел быть свободным. Так как во многих странах запрещалось носить бороду, славянин пренебрегая этими обрядами показывал, что он свободный человек. Это укрепляло дух сильного пола.
Каждая причина была очень весомой для мужчин, поэтому об оголенном лице даже не было речи. Стричь растительность на лице было сильным позором. Побритые мужчины были посмешищем.
Для справки! Если мужчине повредили бороду, обидчик обязан был возместить ущерб, так как это было унижением достоинства человека.
Русские бородачи в истории
Многие русские мужчины, которые вошли в историю носили бороду и усы. Было принято, что военачальники, ученые и другие влиятельные мужчины должны были отращивать волосы на лице. Сейчас мы узнаем, какие русские бородачи вошли в историю.
- Петр I в начале своего правления носил усы. Однако когда этот правитель побывал в Европе, он понял, что этот аксессуар приносит только несчастья, поэтому он ввел налог на ношение бороды.
- Александр II отменил указ Петра, и даже сам отрастил усы и бороду. Он разрешил мужчинам отращивают волосы на лице.
- Русский революционер Григорий Котовский очень любил носить усы и регулярно менял их форму. Его образ сильно запомнился людям, так как в парикмахерских салонах стрижка называлась «под Котовского».
- Участник гражданской войны Чапаев любил выделяться из общества, он тоже любил носить растительность на лице.
- Усатый военачальник Семен Буденный запомнился, как очень яркая и харизматичная личность.
- Русский писатель Максим Горький тоже решил поддержать старую традицию и отрастил себе усы. Так как этот человек сильно превозносил Ницше, он решил перенять его образ.
- Революционер Лев Троицкий.
- Партийный деятель и революционер Калинин Михаил Иванович.
Все эти исторические личности запомнились не только благодаря своим поступкам, но и в связи со своим образом.
Что значит у русских борода без усов?
На сегодняшний день, историки не могут однозначно ответить на вопрос, что значит у русских борода без усов. Так как русские политические деятели сами решали, как им отращивать растительность на лице, тяжело дать конкретный ответ.
Некоторые считают, что усы носили только очень богатые и знаменитые люди. Она служила признаком принадлежности к почётному роду или званию. Например, Гитлер был против бороды, но усы он приветствовал. Он хотел создать новое общество, которое отличалось даже внешне от старой Руси. Однако одно можно сказать однозначно, борода в древней руси имела особое значение, и каждый мужчина носил это украшение.
Современный символ мужественности
Как мы узнали, борода была главным признаком силы и мудрости. Однако сейчас все изменилось. Для современных мужчин, волосы на лице не имеют особого значения, их отращивают, чтобы украсить или изменить свой образ. Некоторые пытаются самоутвердиться за счет этого аксессуара. Сейчас мужественность можно подчеркнуть мускулами и характером.
Рейтинг автора
4
Автор статьи
Барбер с талантом писателя
Написано статей
20
Загрузка…
Право на бороду: история законов о бритье | Российское агентство правовой и судебной информации
Откуда растут корни бритья, почему безбородые воины имели преимущество в бою, как борода стала считаться признаком оппозиции и должны ли военные и гражданские иметь одинаковые права на ношение усов и бороды — тема брадобрития стала актуальной для российского общества в связи с делом матроса, оказавшегося на скамье подсудимых в 1874 году за отказ сбрить бороду по религиозным соображениям.
Дело о бороде
Вследствие крайней необходимости, в «Уложении о наказаниях», некоторых преступлений, судам гражданского ведомства, при производстве уголовных дел, приходится нередко смягчать наказание до последней степени, иногда даже ходатайствовать перед высочайшей властью об отмене приговора, постановленного по всей строгости законов; присяжные заседатели поставлены бывают иногда в необходимость даже совершенно оправдывать виновных. Подобные случаи снисхождения к виновным должны встречаться и в судах военного ведомства. В этих судах, понятиями о дисциплине и субординации покрываются нередко такие проступки, которые, сами по себе, не представляют особенной важности, но, по общему духу военно-уголовного законодательства, оказываются преступлениями, требующими примерного наказания. В настоящее время, нам кажется чем-то страшным «Воинский Устав» Петра-Великого, в котором почти каждый артикул предписывает «зело лишать живота через аркебузирование»; а между тем, не только у нас, но и во всей Европе, военно-уголовные законы и теперь отличаются известной суровостью в вопросах, касающихся нарушения военной дисциплины . Вполне сознавая, что у военно-уголовных законов нельзя отнять эту отличительную их черту, потому что исполнение воинского долга основано, прежде всего, на безусловном повиновении начальству, следует, однако, сказать, что иные случаи нарушения дисциплины прямо указывают на необходимость изъятий из общих правил, или, по крайней мере, на потребность некоторого компромисса между дисциплиной и случаями ее нарушения.
Матрос Карташев был предан суду за упорное, можно даже сказать, отчаянное сопротивление приказанию своего непосредственного начальника. По смыслу военно-уголовных законов, охраняющих так бдительно и так справедливо воинскую дисциплину, едва ли может представить другое, более важное преступление. Отказываясь исполнить приказание начальника, Карташев грозил даже зарезать того, кто попытается привести это приказание в исполнение. Более наличных фактов для состава преступления, вызывающего суровую кару, по военно-уголовному уставу и не требуется; в военное время Карташев мог бы подлежать за это даже смертной казни, причем судьи, произнесшие смертный приговор, могли бы спокойно перевести ответ за него с своей совести на неумолимый и слишком требовательный закон. В чем же, однако, заключается виновность Карташева по существу? Он отказывался обрить бороду по приказанию экипажного командира, при полной, однако, готовности служить и повиноваться во всем своему начальству.
Таким образом, в настоящее время возник в судах поднятый Петром-Великим и, по-видимому, уже забытый вопрос о праве ношения бороды русским человеком. Говорим, «по-видимому», потому что на самом деле вопрос этот никогда не забывался и в настоящее время разрешается положительно как гражданскими, так и военными узаконениями.
История вопроса о бороде любопытна, и во многих отношениях довольно поучительна. Начало его, как и подобает «историческому!» вопросу, восходит к классической древности. Бритье бород было только модой у греков и у римлян. Как многое классическое, мода брить бороду была заимствована «северными варварами» у южной, классической цивилизации, пережила века, обрила бороды всех народов, приходивших на прямое или косвенное столкновение с древним миром и унаследованной от него цивилизацией и перешла, наконец, в Россию, где стала вскоре, в силу правительственных требований, в разрез с житейским условиями, а отчасти и с религиозными понятиями русского народа. Александр Македонский, предпринимая поход в Индию, узнал, между прочим, что тактика тамошних воинов состоит в том, чтоб, прежде всего, хватать своих противников за бороды. В виду такой опасности, знаменитый полководец приказал греческим воина обрить бороды и, как известно, легко стяжал себе в Индии победные лавры! Еще более, быть может, известно, что великим людям и их сподвижникам любят подражать люди заурядные, и безбородые македонские войны, совершившие чудесные походы, сделались образцом подражания как для греков, так и для римлян, заимствовавших греческую цивилизацию у побежденных ими эллинов. До возрождения классицизма, вся Европа носила бороды, не считая этого ни грехом, ни преступлением. После же пресловутой «Renaissance», когда, вместе с возрождением эллино-римских понятий, воскресло и стремление подражать всему, что носило на себе запах классического мира, чем более усиливалось классическое направление, тем все реже и реже становилось ношение бороды. Ко времени путешествия Петра заграницей Западная Европа стала уже безбородой; подражая ей, Петр решился обезбородить и всю Россию. Так как, в XVIII-м столетии, войска наши приноравливались к внешности «немецких пудренных дружин», и этот дух подражания сохранился и позже, то и ношение бород представлялось неуместным, хотя, конечно, при этом, по давности времени, и упускалось из вида, что безбородые солдаты, прежде всего, напоминают собой славную фалангу Александра Македонского. Во французских войсках ношение бороды то запрещалось, то разрешалось и постоянное на них право сохранили одни только саперы.
Официальная безбрадость имеет у нас и теперь большое значение. Не только все состоящие в регулярных войсках обязаны брить бороду, но и вышедшие в отставку нижние воинские чины обязаны не носить ее, о чем и прописывается в выдаваемых им увольнительных видах, а полиция, с своей стороны, должна наблюдать за исполнением этого правила. Точно также и чиновники гражданского ведомства не имеют права носить бород. Из всего этого очевидно, что, вопреки мнению защитника Карташева, требование со стороны командира 8-го флотского экипажа, чтоб Карташев обрил бороду, было не только вполне законно, но и исторически правильно. Подобного рода требование, по указанным выше причинам, было бы вполне законно даже и в таком случае, если б, например, кто-нибудь из государственных людей, увидя своего товарища с бородой и сославшись на «Устав о службе гражданской», т. е. на «Свод Законов», предложил ему обрить не только бороду, но кстати и усы, предоставив довольствоваться лишь бакенбардами, неподлежащими преследованию со стороны закона. Если от матроса требуется соблюдение правил, предписанных в законе, то, для точного охранения силы закона и при равенстве перед ним всех и каждого, должно требовать, чтоб не только военные, но и все гражданские чины не носили бород, как украшения, не принадлежащего их званию, хотя и данного им от природы.
Существующие у нас взгляды на ношение бороды, как на внешнее выражение каких-то особых убеждений, представляются вообще ошибочными. Бороды считаются у нас как бы особой принадлежностью раскола. Это несправедливо. Царь Алексей Михайлович, начавший уже борьбу с расколом, весьма заботливо охранял бороды и в изданном им, 6-го августа 1675 года, именном указе грозил опалой даже тем, которые «подстригут у себя волосы на голове»; а опала хотя и такого кроткого государя, каким был Алексей Михайлович, дело вовсе не шуточное, так как она намекала не только на батоги, но, при случае, и на кнут.
Считать бороды признаком какого-то либерального направления тоже неверно и, к тому же, как-то странно: бороды составляют у нас неотъемлемую принадлежность наиболее консервативных классов – духовенства и крестьянства, а также и той части нашего купечества, которая, как известно, нимало не интересуется западноевропейской модой, тем менее новейшими политическими теориями…
Некоторые гражданские начальства, как известно, недолюбливают бород у своих подчиненных, считая брадоносцев либералами. С точки зрения закона, они совершенно правы, так как ношение бород чиновниками составляет явное нарушение закона и потому, в сущности, каждый из брадатых чиновников виновен нисколько не менее, чем матрос Карташев. Разница только в том, что Карташеву не мог оказать никакого послабления его ближайший начальник, который сам был бы за это в ответе. Делая эти сравнения, мы тем более склоняемся на сторону Карташева, что он отстаивал свою бороду не ради франтовства, но из-за своих религиозных убеждений, к которым должно относиться и в данном случае, и всегда с особенной снисходительностью.
Карташев безусловно готов был исполнять все приказания своего начальника, за исключением только того, которое относилось к бритью бороды. «Если я достоин казни – сказал Карташев – казните меня, а своего закона я изменить не могу».
Из отзывов экспертизы, бывшей по делу Карташева, видно, что поморская раскольничья секта, к которой принадлежит обвиненный, как признающая брак и творящая молитву за Царя, считается менее вредной, чем другие беспоповщинские секты и что брадобритие признается всеми раскольниками не только грехом, но даже ересью.
На судебном следствии, подсудимый заявил, что, по закону, не подобает брить бороду христианам, а кто бреет, тот называется еретиком, и когда он умрет, то по нем не поют и не читают. Вследствие этого, подсудимый и не мог дозволить обрить себе бороду.
В оправдание религиозных убеждений Карташева, приводились доводы догматического свойства. На основании этих доводов, приходится сказать, что виновность подсудимого, по существу, состояла в том, что он следовал «Стоглаву», т. е. такому соборному определению, которое имело целью исправить уклонения в праотеческой нашей церкви. Но и помимо догматических доводов, встречаются еще другие причины, побуждающие православного русского человека относиться к бороде с особенным чувством какого-то почти религиозного уважения. Не забудем, что борода считается у нас, в противоположность внешнему виду католического и лютеранского духовенства, необходимым признаком служителя православной восточной церкви; вспомним, что лики угодников божьих пишутся не только у раскольников, но и у нас, православных, непременно с бородами, а в старинных наших храмах можно видеть изображения этих угодников с бородами, доходящими до земли. Исключение в отношении бороды представляет один только св. Георгий Победоносец, изображаемый и у раскольников безбрадым. Так как, вообще у народа хронологическая последовательность событий находятся в крайнем беспорядке, то не ношение бороды св. Георгием, чествуемым и раскольниками, объясняется менее упорными из них тем, что св. Георгий Победоносец был воин, по простонародному «солдат», и что, поэтому, он не имел права носить бороду. Любопытно было бы знать, употребляли ли в дело этот самый сильный для раскольников аргумент лица, увещевавшие Карташева? Быть может, в виду его, он склонился бы пожертвовать своей бородой; по крайней мере, нам приходилось слышать, что, в силу именно этого соображения, раскольники, у которых, по отзыву профессора Нильского, брадобритие считается не только грехом, но даже ересью – отступают от своих убеждений, так что собственно примером св. Георгия устранялись и устраняются столкновения религиозных верований раскольников с требованиями военно-служебного порядка относительно ношения бороды.
Без всякого сомнения, упорному сохранению бород среди раскольников содействовало всего более гонение, поднятое Петром-Великим против бород. В этом убеждает отчасти и следующий факт. Из письма, писанного убежавшим из России царевичем Алексеем Петровичем, видно, что еще во время Петра-Великого православные священники, как и католические, подбривали темя. Царевич просил своего петербургского духовника, чтоб он отправил к нему заграницу священника, который, чтоб не быть узнанным, обрил бы усы и бороду, «такожде и гуменцо заростил». Так как бритье «гуменца» не возбуждало никаких преследований со стороны правительства, то этот стародавний обычай совершенно вышел сам собой из употребления даже и у раскольников.
По всей вероятности, то же самое было бы и в отношении бород, а потому и преследование их в таком случае, где приверженность к ним основывается на религиозных убеждениях, было бы совершенно бесполезно и даже вызывало бы только сопротивление со всеми прискорбными их последствиями.
Направление, полученное делом Карташева, т.е., обвинение его в неповиновении и предании за это суду, вполне правильно. Нельзя согласиться с мнением, что командир 8-го флотского экипажа должен был дозволить Карташеву носить бороду и что если б борода его стала вводить в соблазн других матросов и служить поводом к отпадению от православия, то командир экипажа, согласно 1-го и 5-го п. высочайше утвержденных правил 21-го июля 1863 года, должен бы был, не прибегая к крутым мерам, войти с ходатайством по начальству об удалении Карташева в другую часть войск – на Кавказ, в Оренбург или Сибирь, где существуют полки, постоянно носящие бороду. Такое предположение не могло быть исполнено. Обвинительная власть указала на 9-й п. тех же правил, в котором, между прочим, сказано, что, в случае нарушения раскольниками требования дисциплины, виновный предается суду и суд приговаривает его к наказанию, не входя в рассмотрение его верований. Если в такие условия поставлен даже суд, то тем менее начальник какой-нибудь военной части имеет право входить в рассмотрение религиозных верований своих подчиненных уже потому, что при этом необходимо было бы входить и в разные догматические соображения. От начальника каждой военной части требуется, чтоб подчиненные ему солдаты были без бороды, и для него этого вполне достаточно, чтоб отдать соответственное этому требованию приказание и настоять на точном его исполнении, а в противном случае предать ослушника суду. Но этот-то именно правильный ход дела и особенно последовавшее сознание самого суда, что произнесенный им над виновным приговор не соответствует существу преступления, показывают всего нагляднее бесполезность всяких полумер в подобных случаях и необходимость точного разъяснения их в общем законодательном порядке.
Само собой разумеется, что исходной при этом точкой должна быть веротерпимость до тех пор, пока она не послужила к ослаблению порядков, которыми ограждается воинская дисциплина. Если же говорить вообще о законности ношения бороды лицами, состоящими в государственной службе, то лишению ее, на основании закона, подлежит не один матрос Карташев, но и все чиновники гражданского ведомства. Необходимо, чтоб существующий общий закон исполнялся всеми; если же закон оказывается пережившим свое время, он должен быть отмене; словом, закон или должен быть исполнен, или перестать быть законом.
(Голос, № 148, 1874 год)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены
Спорная история русских бород
Бородатый мужчина | © Pexels / Pixabay
Когда Петр Великий ввел налог на бороду в 1698 году, он бросил вызов давней связи России с растительностью на лице, которая остается спорной даже в настоящее время. Хитрое отношение нации к бородам выходит далеко за рамки факторов поцелуев и личного стиля. То, как мужчины носят бараньи отбивные, напрямую коррелирует с представлениями о мужественности и благочестии, что является большим давлением из-за небольшого количества щетины.Вот небольшое представление об истории русской бороды и проблемах, в которые она попала.
По возвращении царя-революционера из формирующего европейского турне Петр Великий приступил к осуществлению реформы, которая, как он считал, модернизирует его нацию. Он осуществил преобразования в образовательной, экономической и социальной сферах, которые уведут Россию от ее деревенского прошлого к более вестернизированному будущему. В рамках этого преображения одной из первых вещей, которые нужно было убрать, была борода.
Борода | © Meditations / Pixabay
Согласно легенде, правитель пришел к выводу, что безбородые мужчины соответствуют более европейскому, современному обществу. Поэтому он лично отрезал бороды самым близким к нему мужчинам во время собрания. Вскоре после стрижки волос Петр I объявил запрет на растительность на лице. Неудивительно, что мужчины протестовали.
До этого момента бороды настолько почитались их владельцами и обществом, что мужчины могли быть оштрафованы за повреждение бороды другого мужчины.Длинные волосы на лице отражали широко распространенное консервативное представление о мужественности, которое разделяло мнение Православной церкви. Судя по всему, Иван Грозный (царь между 1533 и 1547 годами) заявил, что «брить бороду — грех», и это «означало бы испортить образ человека, каким его создал Бог».
Иван Грозный | Public Domain / WikiCommons
Итак, Петр Великий изменил запрет на налог, который позволял мужчинам сохранять свою любимую пушинку за определенную плату.Священнослужители были освобождены, а крестьяне могли сохранить свои бакенбарды, если только они не посещали город. Налог оставался в силе до 1772 года, несмотря на кончину царя в 1725 году.
После распада Советского Союза то, что мужчины делали с волосами на лице, по большей части мало интересовало общественности. Но взгляды на бороды и мужество чуть не сломали русскоязычный интернет, когда Кончита Вурст, образ бородач, австриец, певец Томас Нойвирт, выиграла желанный конкурс Евровидение в 2014 году.
Длинные распущенные локоны и мягкая борода Кончиты Вурст, уже вызывающая споры в глазах многих россиян, олицетворяли ее гендерно-изменчивую идентичность. Ее внешний вид противоречил установленным представлениям о мужественности и разжигал анти-гомосексуальные настроения. В знак протеста против ее победы и участия (а также ее сексуальности и гендерной изменчивости) российские мужчины разместили фотографии, на которых они сбривают бороды.
Еще один аргумент в пользу бороды. Митрополит Корнилий, лидер Русской православной старообрядческой церкви, недавно заявил, что бритье бороды делает мужчин геями.Pink News сообщили, что религиозный лидер официально заявил, что «мужчинам следует прекратить брить бороды, чтобы« защитить себя от гомосексуализма »», что перекликается с многовековыми высказываниями Ивана Грозного по этому поводу.
Корнили считает, что бороды обладают «некими анти-геевскими способностями» и что мужчины с бородой «реже вступают в однополые отношения». Сообщается также, что он утверждал, что «Бог установил определенные правила. Господь сотворил всех с бородой », и что« чудовищно видеть, как меняются мужская одежда и прически ».
Однако не все русские мужчины придерживаются таких жестких убеждений в отношении стиля бороды и мужественности. Новая волна мужчин демонстрирует, что мода, как и мнения, приходит и уходит. Бросая вызов архаичным утверждениям о мужественности, в Москве и Санкт-Петербурге появляются парикмахеры в американском стиле, которые упиваются мужским уходом и ухоженными бородами.
Артемий Золотаревский, щеголеватый парикмахер с татуировками и впечатляющей растительностью на лице, считает, что старые нормы трудно сдвинуть с места. Он сказал NPR: «Когда люди видят меня, некоторые удивляются, некоторые одаривают меня злыми взглядами.И поэтому я думаю, что я немного преступник ». С таким большим количеством представлений о бороде, которые всколыхнули дела в России, кто знает, что будущее за волосами на лице будет.
Почему Петр Великий ввел налог на бороды | Умные новости
Примерно в этот день в 1698 году царь Петр I, известный как Петр Великий, ввел налог на бороду. Он был не единственным правителем в истории, который поступил так — Генрих VII в Англии поступил так же, — но что интересно, так это история, стоящая за причиной налога Петром.
До Петра I Россия не была очень связана с Европой, и у нее не было флота, который мог бы утвердить власть на ее морских границах. Хотя Россия была огромной, пишет « Британская энциклопедия », она отставала в кораблях в то время, когда европейские державы, такие как Англия и Голландия, исследовали и колонизировали земной шар — и посягали на границы друг друга. Стремясь извлечь уроки из успехов европейских народов, Петр I в 1697 и 1698 годах провел время в переодетых путешествиях по Европе в «Великом посольстве.”
Царь путешествовал инкогнито как «сержант Петр Михайлов». Поскольку Великое посольство состояло из 250 человек, включая высокопоставленных послов, он мог слиться с ним и проводить время, узнавая о Европе из первых рук. Согласно энциклопедии, он четыре месяца проработал на верфи голландской Ост-Индской компании, где смог узнать об инновациях в судостроении того времени. После этого, как пишет энциклопедия, «он отправился в Великобританию, где продолжил изучение кораблестроения, работая на верфи Королевского флота в Дептфорде, а также посетил фабрики, арсеналы, школы и музеи и даже посетил сессию парламента. .”
Вернувшись из Великого посольства, Петр I приступил к реализации амбициозного проекта модернизации России, чтобы она могла конкурировать с европейскими сверхдержавами. Он «сыграл решающую роль в вестернизации России, изменив ее экономику, правительство, культуру и религию», — пишет Марио Соса из Университета Святой Марии. «Сделав все это, Россия смогла расшириться и стать одной из самых могущественных стран в восточном полушарии».
Среди своих реформ он пересмотрел календарь России, внес изменения в то, как было написано русское, полностью изменил армию и попытался избавить русских от бороды, как «современные» западные европейцы, которых он встретил во время своего турне.
Как пишет Марк Манчини для Mental Floss , Петр I довольно драматично начал практиковать безбородость на приеме, устроенном в его честь вскоре после его возвращения из Европы. «Присутствовали его командующий армией, его частый заместитель Федор Ромодановский, а также множество помощников и дипломатов», — пишет Манчини. «Внезапно настроение толпы перешло от восторга к ужасу, когда Питер неожиданно вытащил массивную бритву для парикмахера». Как доказало Великое посольство, Петр I был самостоятельным правителем.Он приступил к личному бритью бороды испуганным гостям.
Он объявил, что все мужчины в России должны были лишиться бороды — массово непопулярная политика, в которой многие, включая Русскую православную церковь, заявили, что ходить без растительности на лице было кощунственно.
«В конце концов, позиция правителя смягчилась, — пишет Манчини. Полагая, что он может зарабатывать деньги для государства, при этом позволяя людям оставлять себе бороды, он ввел налог на бороду.Как описывает Госдепартамент, «для дворян и купцов налог может достигать 100 рублей в год; для простолюдинов он был намного ниже — всего 1 копейка. Тем, кто платил налог, давали жетон, серебро для знати и медь для простолюдинов ».
Хотя сегодня о многих реформах Петра I обычно не вспоминают, налог на бороду снизился как один из самых причудливых моментов в истории. Но одно можно сказать наверняка — Петр I навсегда изменил Россию.
Самые большие русские бороды
BuzzFeed сообщил, что россиян сбривают волосы на лице. человек протестуют против победы на Евровидении бородатой австрийской певицы Кончиты Вурст.Сейчас гей-активисты сопротивляются, официально обращаясь за разрешением на проведение «Марша бородатых женщин и мужчин Кончиты Вурст» в Москве. Активисты планируют марш на 27 мая, в 21-ю годовщину декриминализации гомосексуальных отношений в России.
Борода в России всегда была политикой. В конце 17 века Петр Великий приказал своим придворным бриться и ввел налог на бороды в рамках своих усилий по модернизации России. Это не прошло особенно хорошо, что вызвало большой резонанс.
Но вместо того, чтобы быть примером изнеженного и декадентского Запада (мы, в конце концов, достигли пика бороды ), борода имеет давнюю гордую традицию на протяжении всей российской истории, которую рассматривают как признак мужественности и православного благочестия. .
До Петра Великого мужчины могли быть оштрафованы за повреждение бороды другого человека и «о силе и силе русского человека судили по густоте и опрятности его бороды. Нет ничего хуже, чем плевать в бороду.
В этой удобной инфографике , посвященной эволюции русской бороды, автор говорит, что при Петре Великом «сбривание бороды противоречило традиционному православному пониманию мужской красоты и образа, достойного мужчины».
После фазы «пухлых париков» и «бакенбардов» подход советского коммунизма к растительности на лице был более строгим. Как отмечает этот блоггер:
Как раз тогда, когда вы думали, что культурная гегемония с голым подбородком никогда не будет оспорена Пришел Пушкин с дикими бакенбардами.Последующее расцветание бород достигло пика в эпоху Великих реформ, «величайшей из которых было освобождение от крепостничества бородатых пахарников». Затем маятник качнулся обратно, возвестив об безбородом большевистском режиме и новой модели исторического прогресса: «от бороды Маркса до усов Сталина и далее до гладкой тыквенной головы Хрущева», которая появилась на горизонте как апофеоз Петра. мечта о полном отсутствии волос на лице.
Или менее щедро:
Потом к власти пришли советы.Ленин носил не бороду, а бородку и усы. За ним идет усатый Сталин, потом лысый Хрущев, косматый Брежнев, два токсичных старика, Андропов и Черненко, а затем Горбачев с обгоревшим солнцем лбом. Не говоря уже о трех последних президентах: ни на подбородке, ни под носом не видно ни одной волосяной нити.
Во всяком случае, вот небольшое напоминание об абсолютном величии русской бороды (в обратном порядке величия):
6. Александр Солженицын
По словам его сына, его борода помогла создать его образ -дюймового озлобленного, разгневанного пророка .»
5. Игорь Васильевич Курчатов
Физик-ядерщик, он был известен как отец советской атомной бомбы. Его также окрестили «бородами» после того, как он сказал, что не будет сбривать бороду, пока программа не будет успешной.
4. Федор Достоевский
«В то время как борода Достоевского одновременно тонкая и общительная , его висячие усы — решительные».
3. Лев Толстой
Борода, описанная «Дейли телеграф» как «во времена Войны и мира».»
2. Владимир Ленин
Современное, скульптурное, отрыв от прошлого. Борода, обещавшая светлое будущее. А вот Ленин без бороды.
1. Распутин
«Давным-давно жил в России некий человек
Он был большим и сильным, в его глазах пылал огонь
Большинство людей смотрели на него с ужасом и страхом
Но для московских цыплят он был таким милый дорогой «.
— Люк Оллнатт
Ноябрь без бритья может стоить вам
Ноябрь без бритья, ежегодная кампания по повышению осведомленности о раке, призывающая мужчин воздерживаться от бритья в течение 30 дней, несомненно, принесет некоторым жалким на вид щетиной.Вы можете столкнуться с такими пушистыми волосами на лице, что объявите преступником взлохмаченную бороду. Как вариант, у некоторых мужчин могут появиться такие пышные красивые усы, что вы сочтете такую красоту незаконной. Петр Великий, российский самодержец XVII века, безусловно, имел твердые позиции, когда объявил волосы на лице вне закона в 1698 году.
Петр I, правивший с 1689 по 1725 год, пытался модернизировать и вестернизировать Россию. Он хотел, чтобы его соотечественники были чисто выбриты и носили западную одежду, как их европейские коллеги.Поэтому он обложил бородой огромным налогом. Если вы могли себе это позволить, вы платили налог и получали жетон, подтверждающий, что вы заплатили за право иметь бороду.
Эта монета, очень похожая на хипстера, изображающая усы и бороду на плавающих, лишенных тела носу и губах, представляет собой жетон русской бороды 1705 года, который является частью Национальной нумизматической коллекции (NNC), авуаров Смитсоновского института денег и транзакционных объектов. . NNC включает в себя более 1,6 миллиона объектов со всего мира, включая монеты, бумажные деньги, кредитные карты и объекты, отражающие новые цифровые денежные технологии.
Поскольку российский налог на бороду оставался в бухгалтерских книгах до 1772 года, было создано несколько итераций жетона бороды. В музее хранятся разнообразные образцы, представляющие два разных стиля. Ежегодный налог требовал, чтобы каждый год чеканили новую монету, что приводило к разным формам, размерам и дизайну.
Петр ввел налог после возвращения из грандиозного европейского турне, где он встречался с европейскими лидерами, пытался собрать союзников против Османской империи и изучал новые технологии, такие как судостроение и городское планирование.Он путешествовал инкогнито в сопровождении свиты из более чем 200 дворян, солдат и рабочих (хотя при таком большом отряде немногие были обмануты слухами о путешествиях Петра, в сочетании с его ростом и поведением 6 футов 8 дюймов).
По возвращении в Россию Питер объявил растительность на лице незаконным и, согласно книге Люсинды Хоксли 2015 года « Усы, усы и бороды », он лично отрезал бороды высокопоставленным чиновникам, которые приветствовали его дома. полиция насильно сбривает мужские бороды на улицах.Указ вызвал негативную реакцию со стороны членов Русской православной церкви, которые процитировали мнение Ивана Грозного о том, что бритье «означало бы испортить образ человека, каким его создал Бог». Кроме того, последний дореволюционный патриарх Москвы Адриан объявил бритье бороды «смертным грехом». Это провозглашение Петра заставило старообрядцев отказаться от веры в соответствии с законом.
Питер в конце концов смягчил свою позицию и вместо этого ввел ежегодный дифференцированный налог на растительность на лице, который зависел от дохода.Согласно книге Уильяма Эндрюса «« Под знаком парикмахерского полюса: исследования волосистой истории »2014 года», размер налога может составлять от 30 до 100 рублей в год. Крестьяне были освобождены от этого закона. Однако богатой буржуазии пришлось заплатить немалую сумму, чтобы сохранить свои густые бороды.
После уплаты налога бородатый джентльмен получил жетон бороды, который всегда носил с собой, что указывало на то, что он заплатил за право на растительность на лице. К запрету отнеслись довольно серьезно, и, если вас поймают без жетона бороды, волосы на вашем лице могут быть обрезаны на глазах, как показано на этом известном изображении.
Другие монеты и медали из Национальной нумизматической коллекции предлагают дополнительную информацию о правлении Петра. Волосы на лице были не единственным способом, которым Петр пытался вестернизировать Россию или даже свой собственный имидж.
На этой монете изображен Петр в профиль с лавровым венком вокруг головы, похожим на корону. Столетиями ранее римские лидеры обычно изображали себя в лавровых венках, чтобы уподобить себя богу Аполлону. Здесь Петр носит лавр, чтобы выглядеть как древнеримские правители.Петр даже включает латинскую надпись из « Fasti » Овидия, книги стихов, объясняющих происхождение римских праздников, опубликованной в 8 году нашей эры.
Эта монета особенно интересна тем, что на портрете у самого Петра есть усы. Это странно, учитывая, что он хочет, чтобы вся Россия была без растительности на лице. Однако название «налог на бороду» указывает на то, что тонкие и ухоженные усы были допустимы. Согласно Энциклопедии волос Виктории Шерроу , французской модой того времени был чисто выбритый подбородок. По-видимому, бороды становились все меньше и меньше, пока они не вышли из моды примерно в 1720 году. Петр считал густые бороды символом «отсталости» России, однако он пытался подражать Западу, изображая на своем портрете лихие усы и безволосый подбородок. .
Помимо монет, Петр также изготовил медали, на которых изображено еще больше его изображений в западном свете.
На этой медали безбородый, одетый в доспехи Петр изображен верхом на лошади в победной стойке, а тела его врагов лежат вокруг него мертвыми.Петр хочет, чтобы его почитали этой медалью, чтобы его помнили за город, который он построил, и за победы, которые он выиграл.
Сегодня, в начале очередного запрета на бритье в ноябре, Петра Великого из династии Романовых будут помнить за то, что он запретил растительность на лице и стал причиной создания невыносимо крутых жетонов бороды. Мы можем чувствовать удовлетворение, что здесь, в Соединенных Штатах, в век «мужских булочек» и больших густых бород, нынешняя налоговая политика еще не помешала непостоянству волос на лице.
Али Форстер прошел стажировку летом 2017 года в отделе истории вооруженных сил.Она учится на старшем курсе Университета Майами, изучает историю и греко-римскую древность.
Автор благодарит доктора Стивена Норриса за перевод.
Время, когда Петр I объявил войну волосам на лице
Бороды могут показаться странной мишенью для налогообложения, но для Петра Великого (1672-1725), русского революционного царя, волосы на лице не были поводом для смеха.
Родившийся в Москве под именем Петр Алексеевич Романов 9 июня 1672 года, молодой королевской семье больше, чем какой-либо другой деятель, приписывают модернизацию России.Чувствуя, что культура, технологии и политика его страны были анахронично аграрными, Питер в 1697 году предпринял длительное путешествие по Западной Европе. Во время этого похода он осмотрел такие достопримечательности, как Оксфордский университет, Британский королевский монетный двор и голландский военно-морской двор ( по пути Петр также встретил многообещающего ученого по имени Исаак Ньютон).
На протяжении всего своего правления царь энергично проводил широкие правительственные реформы, которые, как он чувствовал, окончательно освободят российское общество от его пастырских предков.Одним из важнейших элементов законодательной шапки Петра было создание хорошо обученной постоянной армии, ультрасовременного военно-морского флота и основание Санкт-Петербурга (стратегическое положение которого способствовало усилению роли России на балтийских торговых путях). ) в 1703 г.
Но Петру было недостаточно просто имитировать западную военную технику и методы обмена. Чтобы завершить эту трансформацию, он также стремился подражать самой моде региона.
После триумфального возвращения Петра в Россию в конце его европейского путешествия в 1698 году в его честь был устроен радостный прием.Присутствовали его командующий армией, его постоянный заместитель Федор Ромодановский, а также множество помощников и дипломатов. Внезапно настроение толпы перешло от восторга к ужасу, когда Питер неожиданно вытащил большую бритву парикмахера. Как пишет биограф Роберт К. Мэсси: «Пройдя среди своих [друзей] и обняв их… он начал сбривать им бороды» собственными руками! Учитывая его политический статус, никто из его соратников не осмеливался ставить под сомнение этот ошеломляющий поворот событий.(Его физический рост тоже не повредил: Питер был внушительным ростом 6 футов 8 дюймов).
Безволосые шеи и лица были в моде в западном мире, поэтому царь изначально приказал, чтобы все его подданные (за исключением духовенства и крестьян) лишились пуха. Питер был настолько предан своему делу, что даже приказал полицейским лично брить тех, кто отказывался подчиниться сразу же.
Однако время шло, и Петр начал сомневаться в целесообразности этого крестового похода. Члены Русской православной церкви были особенно критичны, назвав этот мандат кощунственным.Как однажды сказал Иван Грозный (1530–1584): «Брить бороду — грех, кровь всех мучеников не смывает. Это означало бы испортить образ человека в том виде, в каком его создал Бог ».
В конце концов позиция правителя смягчилась. Чувствуя запах прибыли, Питер ввел ежегодный «налог на бороду» для тех, кто надеялся сохранить волосы на лице. Обнищавший нищий мог удержать свою за скудную сумму в две копейки в год, в то время как состоятельный купец мог рассчитывать выложить 100 рублей. После внесения денег любители бороды получали небольшую медную монету с надписью «налог уплачен».Несмотря на повсеместную непопулярность гонорара, он оставался на месте до 1772 года, через 47 лет после смерти Петра.
Налог на бороду Петра Великого
Царь Петр Великий руководил настоящей полицией моды. Его инспекторы ходили по улицам Санкт-Петербурга, сбривая бороды и стригая пальто.
Жетон бороды, полученный за уплату российского налога на бороду через Wikimedia Commons. Если бы вы были бородатым мужчиной в Санкт-Петербурге.В Петербурге, около 1714 года, жетон, подобный приведенному выше, был бы вашей единственной защитой от чрезмерной власти государства. Это служило доказательством того, что предъявитель уплатил свой ежегодный налог на бороду — несколько копеек для крестьян, сто рублей и более для дворян или военных.
Налог на бороду был лишь частью большого проекта: эстетического переосмысления Петром Великого русской культуры. Царь приказал своим подданным заменить привычные длинные русские шинели французскими или венгерскими пиджаками.Манекены, установленные за воротами Москвы, наглядно демонстрируют новую моду. Портные, которые продолжали продавать русскую одежду, подвергались риску больших штрафов, а любой, кто шел по улице в старомодном халате, подвергался короткой стрижке царскими инспекторами.
Проект уходит корнями во времена путешествий царя Петра по Европе. В 1697 году, отправляясь в грандиозное турне, Петр решил путешествовать инкогнито, взяв себе имя «сержант Петр Михайлов». Тем не менее возбужденные слухи о его посещении распространились из города в город, провозглашая его гигантом: 7 футов высотой, блестящим и лишь наполовину цивилизованным.Поездка займет следующие два года. Какое-то время он работал на голландской верфи, изучая методы судостроения. Он посещал главы государств, коллекции диковинок природы и анатомические театры, устраивал легендарные дикие вечеринки. Одно особенно шумное событие привело к тому, что все стулья его хозяина разлетелись на куски, его картины превратились в ленты, а куски тротуара были вырваны из земли.
Он удвоился на своем новогоднем банкете, на котором его шут, владеющий бритвой, работал с толпой, давая коробку на уши любому, кто, казалось, не хотел бриться.
Вернувшись из странствий, он сразу же начал процесс «европеизации» своей родины. Первой жертвой нового энтузиазма царя стали бороды его придворной знати, остриженные на вечеринке в честь его возвращения на родину. Он удвоился на своем новогоднем банкете, на котором его шут, владеющий бритвой, работал с толпой, давая коробку на уши любому, кто, казалось, не хотел бриться.
По словам капитана Джона Перри, англичанина, посетившего Россию, русские покорились только «Ужасу от того, что [их бороды]… вырваны за корни, а иногда и так грубо, что часть Шкуры ушла с их.Он продолжает рассказ о плотнике, который по указу был вынужден потерять бороду:
Я немного пошутил с ним по этому поводу, сказав ему, что он стал молодым человеком, и спросил его, что он сделал со своей Бородой? На что он положил руку себе за пазуху, вытащил ее и показал мне; далее рассказывая мне, что, придя домой, он положит его, чтобы положить в его гроб и похоронить вместе с ним, чтобы он мог дать отчет об этом св.Николай, когда он пришел в мир иной; и что все его братья (имея в виду его соратников, которые были побриты в тот день) проявили такую же заботу.
В этом плотник руководствовался учением Русской Православной Церкви, которая считала несрезанные волосы на лице отражением благочестия. Человек был создан по образу Бога; это включало бороду. Бриться было тяжким грехом.
Для благочестивых налог на бороду стал шокирующим скандалом. Ходили слухи, что Петр был не настоящим царем, а заменой, поставленной врагами России.Анонимные письма с обвинениями царя в богохульстве рассыпались по улицам города. Тем не менее стружка продолжалась.
Наконец, в 1705 году русская военная дивизия, известная как стрельцы, инициировала открытое восстание в городе Астрахань. В письме повстанцев говорилось, что они выступают за христианскую веру, против бритья и иностранной одежды. Восстание было подавлено, сотни повстанцев погибли.
Налог на бороду был лишь одним из способов спора царя с церковью.С типичным чутьем он организовал своих собутыльников в клуб, известный как «Синод шутников и пьяных шутов». Члены группы играли роль кардиналов и епископов и устраивали имитацию браков и церемоний.
Если читать между строк, это звучит адски: насильственное веселье, принудительное опьянение и бесконечные пиршества и маскарады. Не было выхода из Пьяного Синода; назначения были пожизненными. Таким образом, кощунство служило испытанием на верность ближайшим соратникам царя.Неявный выбор был очевиден: Петр или Церковь.
Как пишет историк В. М. Живов в «Культурных реформах в системе преобразований Петра I», бросая вызов власти церкви, царь стремился представить себя полубожественной фигурой, выходящей за рамки нормального общества:
Император продемонстрировал, что он управляет божественной силой, и у общества был выбор либо принять это бесчеловечное превосходство, либо отвергнуть его как сатанинское предприятие. В любом случае эти нелепые предприятия ставили перед обществом религиозную дилемму … Император поднялся над реальностью и, обладая силой жизни и смерти, преобразовал эту реальность по своему желанию, превратив вековые обычаи в кощунственные развлечения и игривые изобретения в государственные учреждения. .
Как и сам налог на бороду, конфликт кажется абсурдным: несколько пьяных дворян играют в священников. Но борьба — одна из-за самой природы королевской власти — была смертельно серьезной.
Ежедневно поддерживайте JSTOR! Присоединяйтесь к нашей новой программе членства на Patreon сегодня.
ресурсов
JSTOR — это электронная библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.
Автор: Уолтер Хокинс,
Нумизматическая хроника и журнал нумизматического общества, Vol. 7 (АПРЕЛЬ 1844 — ЯНВАРЬ 1845), стр. 153-155
Королевское нумизматическое общество
Автор: HENRY F. LONG
Бюллетень Национальной налоговой ассоциации, Vol. 22, № 1 (октябрь 1936 г.), стр. 7-12
Издательство Чикагского университета
Найдено: монета, которая помешала царской полиции вас побрить
Жетон налога на русскую бороду.Энтони Фонтес / Используется с разрешенияОни могут удивленно чесать подбородки. Археологи в России недавно наткнулись на монету 1699 года, выпущенную в знак соблюдения «налога на бороды», который царь Петр Великий ввел годом ранее.
Политика налогообложения бороды требовала, чтобы мужчины, которые хотели сохранить свои бороды, платили деньги — иначе их сбрила полиция. Взамен они получали жетоны, подобные недавно найденному (медь, в то время как более богатые люди, которые также платили больше, получали серебро), которые получали пропуск от властей.Монета — с тиснением губ, изогнутыми усами и ухоженной бородой, а также с надписью «заплаченные деньги» на русском языке — была одной из 5000 исторических монет, найденных в развалинах здания XVII века в городе Пскове на западе России в 2016 году. По словам Елены Салминой из Археологического центра Псковской области, археологи только недавно идентифицировали жетон налога на бороду, и он является одним из старейших из когда-либо обнаруженных.
Петр ввел налог по возвращении из поездки по Западной Европе, где он не увидел ни единого пушистого подбородка.Как объясняет историк бороды Кристофер Олдстоун-Мур, бороды потеряли популярность в Европе в течение 17 века, в связи с подъемом абсолютной монархии — лучшим примером является Людовик XIV из Франции. Тщательное бритье стало способом выразить строгое следование указу абсолютного монарха, при дворе которого соблюдаются подобострастные жесты дисциплины и порядка. Для молодого царя бритье соотечественников стало неотъемлемой частью его более широких усилий по переделке России по образу Британии, Голландии и Франции.
Портрет Петра Великого 1698 года с очень тонкими усиками. Годфри Кнеллер / общественное достояниеНо Олдстон-Мур из Государственного университета Райта и автор книги «Бороды и мужчины: раскрытие истории волос на лице» предполагает, что Питер делал больше, чем просто подражал другим королевским дворам. «Питеру нужны были люди, чтобы показать, что они верны ему, а не церкви», — говорит он. Действительно, одной из проблем, отделяющих восточное православие от католической церкви, была растительность на лице: бритье стало каноническим законом для католических священников, в то время как их православные коллеги видели больше благочестия в том, чтобы оставаться волосатыми.