Костюм и исламская мода стран арабского Востока
Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией – исламом.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Арабы, пересекающие пустыню
Влияние Арабского халифата на моду
Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.
Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Молитва в мечети
В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.
Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Остановка
Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.
Мужской костюм и мода арабского Востока
В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Араб с двумя собаками
Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас – плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Спор арабов
В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец мехами в Каире
Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) – одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. В Средние века мода носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Торговец коврами
Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке – такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.
Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия – покрывало или же мужской головной платок.
Женская одежда арабского Востока
Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Девушки гарема кормят голубей
Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.
Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура – традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль – штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье – это абайя. Абайя – это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Сюжет 3
На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар – это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» — окошко в виде густой сетчатой ткани.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
В гареме
В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют хиджабом. В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб – он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.
Влияние Персии на исламскую моду
Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Оазис
Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан.
Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.
Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения – изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928)
Королева разбойников
Женским головным убором служили различные покрывала. В то время как мужчины носили колпаки из войлока и кожаные шапки.
Таким образом, традиционный костюм стран арабского Востока вобрал в себя элементы одежды множества народов – от народов древней Мидии и Персии до народов Арабского халифата.
mylitta.ru
Что носят арабские нефтяные миллионеры?: vlade_mir — LiveJournal
Я думаю, все Вы неоднократно видели арабов в их классическом одеянии — белом халате и платке с кольцом. Но знаете ли Вы, что это и почему они одеваются именно так? Давайте я расскажу Вам, как называются их белые халаты (и халаты ли это), зачем они носят платки, что общего у шейха и жениха, а также раскрою секрет, что у них под платками и … под халатами!
1. «Халат»
Начнем с главной одежды, которую традиционно носят арабы всех стран, хоть и называют ее по разному. Дишдаша (Ирак, Иран, Оман, Кувейт) она же кандура (ОАЭ) она же тоба (Саудовская Аравия, Бахрейн) – традиционная длинная роба или «халат». Конечно, это совсем не халат, а скорее туника или длинная рубашка до пола, но издали выглядит очень похоже. Но халат — это распашная одежда, а арабская роба одевается как платье через голову.
В основном арабы носят белые робы, ведь белый цвет – это цвет благородного человека, к тому же в жару этот цвет очень практичен. Кроме белого одежда может быть бежевого, песочного и других светлых оттенков (ни разу не видел араба в черном, но это не значит, что это невозможно). Для официальных встреч и торжественных случаев никакой цвет кроме белого невозможен.
2. Платок
Гутра — традиционный арабский платок, и, наверное, главный (по модности) элемент арабского «костюма». В старые добрые времена бедуины гутру носили для защиты от солнца и песчаных бурь, а сейчас скорее для красоты. Т.к. робы у всех одинаковые, единственный способ выделиться — это именно с помощью головного убора. Классический платок, как и основная одежда, благородного белого цвета, но в настоящее время модно носить цветные платки в клеточку или с разными узорами. Особенно популярны нынче платки в красную «клеточку».
Кроме цвета различают и способы ношения платка. Гутру можно носить двумя способами. Первый классический способ — когда концы платка просто свисают вдоль тела.
Второй — современный «модный» способ , когда концы платка закидывают на голову. Как они там держатся — отдельная песня, но никаких заколок или булавок арабские модники не используют. Тут нужен опыт, сноровка и специальные способы «закидывать» платок.
Оказывается, платок является не единственным головным убором. Арабы — они же мусульмане, поэтому должны носить гафию — небольшую белую вязаную шапочку.
И именно эту шапочку все без исключения арабы обязательно одевают под платок. Зачастую ее просто не видно, но она там есть. Присмотритесь, и Вы ее увидите, особенно, когда платок закинут на голову.
3. Ободок на платке
На платке арабы носят специальное черное кольцо — игаль. Он вроде как удерживает платок на голове, хотя исторически у него совсем другое предназначение. Раньше бедуины специальной веревкой связывали верблюдам ноги, чтобы те не убежали во время стоянки, а днем снимали ее и повязывали на голову, чтобы была под рукой. К тому же, этой веревкой можно было еще и погонять верблюдов вместо кнута. Но это было раньше, сейчас они вместо верблюдов ездят на мерседесах, а игаль служит исключительно декоративной частью арабского головного убора. К тому же, этот обруч неплохо держит гутру на голове, чтобы ее не сдувало ветром.
4. Накидка шейха и арабский галстук
Иногда на шейхах поверх одежды можно видеть специальный плащ (как правило черный), расшитый по краям красивым узором из золотых нитей. Это — бишт. Он не является повседневной одеждой, и его не может носить любой араб по своему желанию. Бишт разрешено носить только правителям или шейхам, причем они его одевают исключительно во время торжественных случаев или высоких приемов, чтобы показать «кто здесь главный».
Но есть одно исключение, благодаря которому один раз в жизни бишт может примерить любой арабский мужчина. И это — свадьба! Жених во время свадьбы также, как и шейх, носит на своих плечах драгоценный плащ, но лишь в течении 1 дня. (фото из интернета, источник неизвестен)
Кроме того у арабов есть свой специфический «галстук». Выглядит он как плетеная веревка (или даже шнурок) на шее поверх робы и называется тарбуша. Кроме «украшения» тарбуша эта служит еще и как ароматизатор, т.к. мужчины пропитывают этот шнурок своими любимыми ароматами. К сожалению, я не нашел у себя ни одной фотографии араба с торбушей, но если Вы увидите на арабе белый плетеный шнурок — то это оно.
5. А что под халатом?
Несмотря на невыносимую жару, халат НИКОГДА не надевают на голое тело. Это непрактично, да и некультурно, ведь белые «халаты» просвечивается, а светить своими ягодицами и другими «причиндаламы» мусульманам не следует. На бедра и талию специальным образом завязывается длинный кусок белой ткани в виде пояса, который называется изар (или вузар). Получается что-то типа белых «панталонов». На верхнюю часть тела одевается белая рубашка — фанила, хотя в настоящее время вместо нее обычно носят белую футболку или майку.
Одежда для арабских мужчин, несмотря на свою внешнюю простоту, стоит довольно дорого и шьется в специальных магазинах-ателье по индивидуальному заказу. Мужчина выбирает ткани и расцветки, с него снимают мерки, после чего шьется индивидуальный костюм. И таких нарядов у каждого порядочного араба должно быть много. В день мужчина может переодеваться 2-3 раза, т.к. одежда всегда должна быть идеально чистой и белой.
А что же современная одежда? Как же джинсы, футболки, шорты или классические костюмы? — спросите Вы.
Все это есть, и чем современнее и свободнее страна, тем больше мужчин там одеваются как и мы с Вами. Например, в Эмиратах или Бахрейне классическую одежду носят, наверное, только старики, а вся молодежь уже давно ходит в рваных джинсах и обычной европейской одежде. Но на государственной службе все работники по закону обязаны одеваться в классическую одежду, а на все официальные приемы и торжества арабы одевают не костюмы и смокинги — а свои лучшие белые робы и самые красивые гутры!
Вот такие они, арабские нефтяные модники. А о том, что носят их жены, я расскажу в одном из своих следующих постов.
Интересно? — Подписывайтесь в ЖЖ или в Instagram
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
vlade-mir.livejournal.com
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА АРАБОВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Выполнил Феоктистов
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА АРАБОВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Выполнил : Феоктистов Александр Студент 4 курса группы 04. 2 -409 Педагогическое образование: История с углубленным изучением Исламской цивилизации
Объединённые Арабские Эмираты Как мужчины, так и женщины носят длинные платья, которые называются, соответственно, кандура и абайя. Кандура (также дишдаша) представляет собой мужское платье длиной до пят. Она обычно имеет длинные рукава. Абая – свободное, напоминающее мантию, платье с длинными рукавами и длиной до пола. Она покрывает всё тело, за исключением лица, ног и рук. Сегодня, из соображений удобства, всё более и более популярными становятся приталенные абайи. Иногда воротник и рукава украшаются яркой вышивкой. Куфия – хлопковый платок, защищающий от жаркого солнца. Обычно, этот мужской головной убор имеет белый цвет, однако это не является обязательным условием в других странах. Икаль представляет собой чёрный шнур, не дающий куфие сползать с головы. Дети носят как красные, так и белые куфии без икаля. Хиджаб – это женский платок, покрывающий шею и часть головы. Никаб – другой вид платка, который одевают, чтобы покрыть рот и нос, а видными остаются только глаза. В настоящее время некоторые предметы одежды, используемые в западной культуре, становится все более и более популярными среди молодёжи. Однако жители Эмиратов уважают свои традиции, и то же самое ожидается от приезжих и эмигрантов. Поэтому следует заботиться о своём внешнем виде, чтобы не нарушать устоявшиеся правила приличия.
Саудовская Аравия известна своими строгими законами в плане одежды. Местный уклад жизни, находящийся под влиянием религии и обычаев, предполагает единообразие одежды. Все граждане должны носить строгую одежду. В Саудовской Аравии, в отличие от ОАЭ, кандуру, или так называемую «национальную одежду ваххабитов», носят как мужчины, так и женщины. Женщины также носят сирваль (хлопковые или шёлковые брюки) под кандурой, что объясняется чрезмерно жаркими погодными условиями. Иногда, по особым случаям, мужчины одевают длинные плащи поверх кандуры, которые называются бишт или мишлах. В основном они имеют белую, коричневую или чёрную расцветку и обычно обрамляются золотой тканью. Абайя – предмет женской одежды, который необходимо носить в общественных местах. Она покрывает всё тело, за исключением лица. Ношение абайи в Саудовской Аравии также является обязательным для иностранных женщин. Мужской головной убор состоит из тюбетейки, гутры и икаля. Тюбетейка – это небольшой головной убор, обычно белого цвета, который одевают поверх гутры — хлопкового шарфа, обмотанного вокруг головы. Икаль – двойной чёрный шнур, закреплённый вокруг гутры. Иногда набожные люди не носят икаль. Все женщины, за исключением иностранцев, должны носить бошию и никаб покрывающие лицо. Бошия – это чёрная вуаль, которая покрывают нижнюю часть лица, а никаб представляет собой вуаль для всего лица.
Бахрейн Традиционная одежда Бахрейна очень похожа на одежду Саудовской Аравии, что обусловлено общей историей и географическим положением. Кандура является традиционным мужским платьем, а женщины носят абайю. Следовательно, кандуру, в отличие от Саудовской Аравии, носят только мужчины. Мужское население Бахрейна, также, как и в Саудовской Аравии, по особым случаям одевает бишт поверх кандуры. Женщины обычно носят абайи вместе с хиджабом — чёрной вуалью, которая закрывает лицо. Традиционный головной убор мужчин состоит из гутры, куфии и икаля. Гутра представляет собой платок в красно-белую клетку который носят поверх куфии — белой вязаной шапочки. А икаль, толстый чёрный шнур, служит для удержания гутры на месте.
Катар Одежда катара претерпела кардинальные изменения в течении последних нескольких десятилетий. Тем не менее, она сохранила свой традиционный характер. Сегодня мужское население Катара не носит кандуры или бишты. Обычный мужской костюм состоит из рубашки с длинным рукавом, свободных брюк, и гутры, которая крепится с помощью икаля. Более традиционной остаётся женская одежда. Женщины Катара всегда носят абайи и покрывают свои волосы шейлой. Иногда женщины также носят паранджу, полностью закрывая лицо. Однако это не является обязательным. Официальный стиль в Катаре отличается от традиционного, так как мужчины могут не носить никаких головных уборов, а женщины могут одевать длинные платья, с рукавами не выше локтей и скромным вырезом горловины. Строгие правила отсутствуют для иностранцев, но всё же следует носить скромную классическую одежду.
Кувейт известен своей богатой культурой и многовековой историей. Национальная одежда Кувейта имеет свои особенности. Дишдаша представляет собой мужской халат с длинными рукавами и длиной до пола. В отличие от кандуры, он застёгивается на пуговицы от горловины до талии и имеет длинные боковые карманы. Мужчины обычно одевают лёгкие хлопковые брюки под дишдашу. Кувейтский традиционный головной убор почти не отличается от общепринятого на всём Аравийском полуострове. Гафья представляет собой обтягивающий головной убор, который носят поверх гутры. Белые гутры обычно носят летом, а красно-белые клетчатые гутры — в зимний период. Икаль – двойной чёрный шнур, удерживающий гутру на голове. По случаю проведения официальных мероприятий, мужчины обычно одевают бишт, отделанный золотой нитью, поверх дишдаши. Его изготовляют из тонкого хлопка (для лета) или шерсти (для зимы). Традиционное Кувейтское платье покрывает всё тело и называется дараа’. Обычно женщины не носят кандуру в Кувейте, однако она может быть использована в торжественных случаях. Абайя – обычная верхняя одежда для ежедневного использования. Иногда её одевают поверх дараа’. Что касается головных уборов, сегодня, Кувейтские хиджабы предлагаются во многих стилях и богатой цветовой гамме. Иногда женщины носят паранджу и бошию, чтобы покрыть все лицо. Паранджа (короткая чёрная вуаль) оставляет открытыми глаза и лоб, в то время как бошия (полупрозрачная вуаль) покрывает всё лицо.
Йемен В настоящее время, в силу влияния западной культуры, мужское население Йемена часто носит костюмы, рубашки и футболки. Однако, традиционные Йеменские наряды по-прежнему популярны. Свободные кандуры, длиной до пят, считаются довольно формальной одеждой в Йемене. Кандура обычно используется на севере Йемена. Национальное мужское платье Йемена называется фута. Это одежда неофициального стиля, которая отлично подходит для повседневного ношения. Маваз – это традиционное платье, которое используется на официальных мероприятиях. Для него не существует обязательной цветовой гаммы или типа покроя, и оно очень популярно благодаря своему удобству. Самыми популярными мужскими головными уборами являются тюрбан и алькавек. Тюрбан представляет собой длинный кусок ткани, который обматывают вокруг головы. Алькавек можно носить как поверх тюрбана, так и без него. Традиционный женский костюм называется санаани. Это широкое платье, сшитое из единого полотна, обычно носят вместе с «аль-момк» – куском ткани, который прикрывает голову. Зина – ещё одно традиционное платье длиной до колен, с длинными рукавами и острым вырезом. Женщины Йемена обычно покрывают голову различными головными уборами, такими как платки, хиджабы, вуали и т. д.
Палестинский лидер Ясир Арафат сделал черно-белую куфию настоящим национальным достоянием. К концу 1980 -х годов черно-белая куфия стала модным аксессуаром во многих европейских странах. К слову, в России теперь любую куфию называют «арафаткой» . Таким образом, смело можно сказать, что Ясир Арафат сделал моду на куфии во всем мире.
Красный «шмаг» (shemagh) стал национальным головным убором Иордании (титульная фотография). Эта куфия изготовлена из хлопка с окаймлением из нитей, которые напоминают ресницы верблюда. Его месопотамское происхождение тесно связано с клетчатым рисунком, напоминающим рыболовные сети. В 1970 -х годах «шмаг» появился в Саудовской Аравии, где он быстро обрел популярность и стал обязательным аксессуаром практически каждого местного жителя. Отличается саудовская куфия от иорданской белыми кисточками, свисающими на уголках платка, и черным шнуром – икалем, удерживающим куфию на голове. Стоит отметить, что головной убор в каждой стране Персидского залива имеет свою изюминку. Так, в ОАЭ традиционным аксессуаром считается «гутра» (ghutrah) (куфия из легкой белой ткани). Однако, «гутру» обычно носят летом, а зимой переходят к куфии из более тяжелой ткани – «шмагу» . Носят «гутру» , как с икалем, так и без него, а местную молодежь можно встретить замотанными в тюрбаны
Тарбуш, известный также под названием феска, представляет собой головной убор в форме перевернутого цветочного горшка. Традиционно, тарбуш изготавливают в красном цвете с черной шелковой кисточкой. Такие головные уборы носят в Марокко, Сирии и Ливане. Однако, в последнее время популярность тарбуши в этих странах, практически, сведена к нолю.
Суданский тюрбан занимает обособленное место среди арабских головных уборов. Он представляет собой 5 метров ткани (чаще всего белого цвета). Накручивают эту ткань на голову в виде цилиндра и носят, как правило, с длинными мужскими халатами – джеллабами. Примечательно, что на You. Tube есть видео, где длина размотанного «цилиндра» на голове достигла высоты 5–этажного здания.
Йеменцы известны своей разноцветной куфией, которую можно встретить двух типов: хлопковую – у детей и бедняков и сделанную из легких тканей – праздничную куфию. Второй вариант иногда встречается с украшением в виде цитат из Корана. Такие головные уборы обычно носят состоятельные граждане Йемена.
Первые тюрбаны появились в Египте вместе с приходом ислама. В дальнейшем они приобрели популярность благодаря арабским поселениям в Верхнем Египте. В 1800 году европейская одежда стала приходить на смену традиционных египетских костюмов. Однако, западные головные уборы не смогли прижиться в этой местности. С образованием Османской империи тюрбаны перестали использоваться, так как элементом военной формы стали фески.
В Омане мужчины носят «масар» — причудливо скрученную и заправленную куфию, поверх которой надевается «кумма» квадратная шапочка с плоским верхом. В отличие от ОАЭ, где мужчины предпочитают головные уборы белого цвета, оманцы склоняются к разноцветным тканям, которые могут быть украшены в преддверие праздников.
present5.com
Традиционный костюм и мода стран арабского Востока
Костюм стран Востока многообразен, как и сами традиции многочисленных народов, заселяющих просторы Азии. Однако, есть в костюме данных народов и многие общие черты, связанные, в том числе, и с общей для них историей, и с общей религией — исламом.
Влияние Арабского халифата на моду
Традиционный костюм арабских стран сформировался во времена Арабского халифата, а именно в VII-VIII вв. Данное время считается периодом расцвета Халифата, границы которого в те времена начинались в долине реки Инд и заканчивались у берегов Атлантического океана.
Арабский халифат просуществовал до XIII века, но при этом оставил значительное культурное наследие и повлиял на развитие народов всех территорий, которые входили в его состав. А это территории таких современных стран, как Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Индия, Турция и, конечно же, территория Аравийского полуострова, где и началась история Халифата.
В исламе запрещается изображать человека, поэтому сведения о традиционном арабском костюме можно почерпнуть в литературе, в изображениях жителей мусульманского Востока, созданных европейцами, а также благодаря традиционной одежде, которую и по сей день носят народы Востока.
Одним из таких источников по истории арабского костюма могут стать сказки «Тысяча и одна ночь». Так, Шахерезада описывалась как обладательница изящного стана, белого гладкого лица (оно было «подобно луне в четырнадцатую ночь»), миндалевидных темных глаз под густыми и длинными черными бровями. Считается, что именно таким был идеал женской красоты времен Арабского халифата. Что касается костюма, то представители всех сословий общества (от крестьянина до халифа) носили одинаковую по своему фасону одежду, которая отличалась лишь качеством ткани и богатством декора.
Мужской костюм и мода арабского Востока
В древние времена мужская одежда аравийских племен состояла из широкой и длинной рубахи с рукавами или без них. А также покрывала, которое защищало голову кочевников от палящих лучей солнца. Именно длинная рубаха и покрывало легли в основу традиционного арабского костюма. Такая рубаха состояла из двух сшитых полотнищ и обязательно подпоясывалась ремнем. Сверху на рубаху надевался плащ аббас — плащ из овечьей или верблюжьей шерсти. Покрывало делалось из четырехугольного куска ткани и крепилось на голове при помощи тесьмы.
В период войн и расширения территорий Халифата в одежде появляются нововведения, зачастую позаимствованные у завоеванных народов. Так, у кочевых народов Азии были заимствованы штаны, ставшие обязательным элементом арабского костюма. Штаны-шаровары были белого цвета, пошиты из хлопчатобумажных тканей и длиной до щиколоток. На талии такие штаны крепились при помощи шнурка.
Вскоре поверх белой нижней рубашки мужчины начинают носить халат (или же хафтан) — одежду с длинными рукавами, украшенными в области предплечья вставками из контрастной ткани с надписями или узорами. Такой халат-кафтан обязательно подпоясывался. Первая подобная одежда, скорее всего, появилась еще во времена Персии. В Средние века мода носить кафтаны придет в Европу именно из стран арабского Востока. Также мужчины в холодное время года могли носить шерстяную одежду типа кафтана на подкладке — такая одежда называлась джубба. Когда было холодно, носили и плащ из шерсти, который назывался аба, абай или абайя. Такой плащ могли носить как мужчины, так и женщины.
Мужским головным убором служил тюрбан. А также куфия — покрывало или же мужской головной платок.
Женская одежда арабского Востока
Традиционный женский костюм стран арабского Востока был весьма похож на мужской костюм. Основной особенностью женского, как и мужского костюма, мусульманских стран являлись простота и свобода одежды, а также закрытость всего тела. Женщины также носили нижнюю рубашку, кафтаны и штаны-шаровары, которые назывались шальвары. Такие штаны были стянуты на бедрах и собраны во множество складок.
Женщины могли носить и платья. К примеру, в Эмиратах женщины носили платье гандура — традиционное платье, украшенное вышивкой из золотых либо цветных и серебряных нитей. С таким платьем также носили штаны, которые назывались ширваль — штаны со складками. Еще одно традиционное женское платье — это абайя. Абайя — это длинное платье из темной или же черной ткани. Платья гандура и абайя женщины Востока носят и по сей день.
На голове женщины арабских стран с древних времен носили покрывала. Так, во времена Арабского халифата, выходя на улицу, женщины закрывали лицо изаром. Изар — это покрывало, верхний конец которого затягивался сзади на голову и крепился при помощи шнурка на лбу, в то время как вся остальная ткань спереди была закреплена застежкой или придерживалась руками и ниспадала на спину и бока, почти полностью покрывая фигуру.
При этом в разных частях бывшего Арабского халифата женское покрывало со временем приобретет местные особенности и различные названия. Так, в странах Среднего Востока покрывало начнут называть паранджа, скорее всего, еще от персидского слова ферендже, что означает «отверстие», «форточка». Такое покрывало полностью закрывало фигуру и лишь для лица оставлялась своеобразная «форточка» — окошко в виде густой сетчатой ткани.
В арабских странах (страны Аравийского полуострова) покрывало и по сей день чаще всего называют хиджабом. В переводе с арабского данное слово означает завеса. Под хиджабом чаще всего имеют в виду платок, покрывающий голову и шею, при этом лицо остается открытым. Совместно с хиджабом женщины Востока могут носить и никаб — он закрывает лицо, оставляя открытыми лишь глаза.
Также в мусульманских странах женщины могут носить такое покрывало, как чадра. Чадра полностью покрывает женщину с головы до ног, однако лицо в некоторых случаях может оставаться открытым. Само слово чадра, так же, как и паранджа, персидского происхождения. И в переводе с персидского означает палатка.
Влияние Персии на исламскую моду
Персия так же, как и Арабский халифат, оказала большое влияние на формирование традиционного костюма стран мусульманского Востока.
Именно из Персии арабами были позаимствованы такие элементы одежды, как чадра, паранджа, тюрбан, кафтан. Персидское царство существовало с VI по IV века до нашей эры на территории современного Ирана.
Мужской костюм персов состоял из кожаных штанов и кожаного кафтана с поясом. Кафтан и штаны также могли шиться и из шерсти. При этом, когда персидский царь Кир завоевал Мидию, он ввел моду среди своих придворных носить мидийскую одежду, которая также оказала влияние и на формирование арабского костюма. Мидийская одежда шилась из шелка либо тонкой шерсти, окрашенной в пурпурный и красный цвета. Она была длинной и состояла из штанов, кафтана-халата и накидки.
Про женский костюм Персии практически ничего не известно, так как на дошедших до наших дней древнеперсидских барельефах сохранились только мужские изображения — изображения охотников и воинов. Однако, персиянок рисовали древние греки. К примеру, на своих вазах. Так, можно полагать, что в Персии женщины носили одежды из дорогих тканей, длинные и широкие, чем-то напоминающие мужской костюм. Но при этом отличавшиеся богатством декора.
Платье абайя для женщин исповедующих ислам
Многие мусульмане негативно относятся к фотографии и тем более фотографиям женщин. Только богатство никогда не приходит одно — вместе с деньгами в арабский мир пришли интернет, современные технологии и желание людей иметь как можно больше свободы, ведь чем ты богаче, тем меньше хочется себя в чем-то ограничивать, тем меньше ты нуждаешься в Боге.
Такова правда жизни — чем богаче и по — мирскому умнее человек, тем меньше он нуждается в Боге, ведь с помощью денег и знаний можно не только купить спортивную машину и удовольствия, но и поворачивать реки, строить целые острова.
Поэтому мы имеем возможность созерцать множество фотографий женщин, исповедующих ислам в роскошных нарядах, которые сами выкладывают свои фото в социальные сети и блоги.
Просмотрев много фото, можно прийти к выводу, что основной цвет платья абайя — черный цвет. Почему черный? В реалиях теплых стран черный цвет не самый лучший. В платье абайя черного цвета будет намного жарче, нежели в платье белого цвета.
При этом арабские мужчины одеваются большей частью в одежды белых цветов.
Глядя на такое распределение цвета, многие высказывают мысль — будто жестокие арабские мужчины специально заставляют своих женщин надевать черные наряды, дабы они страдали от солнца.В реальности все иначе и многие историки и просто мудрые люди утверждают следующее… В давние времена в восточных странах между племенами часто происходили сражения, и большинство нападений совершалось в ночное время. В такой ситуации, женщина, одетая в черное платье абайя могла ускользнуть незамеченной. А мужчины, одетые в белое, были на виду и бесстрашно сражались.
Вот такая причина черного окраса платьев абайя.
Современное платье абайя может быть простым, а может иметь роскошный декор, все зависит от отношения женщины и ее мужа к моде и исламу. Кто-то придерживается строгих правил, выбирая самые простые одежды, а другие не могут отказаться от роскоши. Посему и происхождение платьев различно, одни женщины шьют абайя самостоятельно, другие покупают готовое платье, а для кого-то стараются лучшие дизайнеры.
В зависимости от религиозности и восприятия Бога, платье абайя носят по-разному. Истинные мусульманки носят абайя с платком или даже с никабом. А семьи, где ислам приобретает так называемую светскую форму, воспринимают абайя просто традиционной одеждой, и тогда это платье может носиться без платка.
Традиционная одежда жителей ОАЭ
Мужчина в кандуре
Несомненно, на традиционную одежду местного населения в Объединенных Арабских Эмиратах непосредственное влияние оказывает религия, традиции и климатические особенности.
Эмиратцы-мужчины носят длинное платье белого цвета «кандура». Белый цвет для Арабов — цвет благородного человека, к тому же, особенно в жару, этот цвет очень практичен. Зимой кандура может быть бежевых, песочных и даже светло-зеленоватых цветов.
На голове у арабов-мужчин вязаная кружевная шапочка — «гафия», поверх которой — платок «гутра» (белый, молочный или в красную клеточку), завязанный специальным способом, или просто придерживаемый шерстяным жгутом-ободом «икал».
Иногда на платье местного араба можно увидеть «керкушу» — своеобразное украшение-кисточку, сравнимое с галстуком. Для особых случаев, таких как свадьба, большие праздники или визит к шейху, мужчины используют накидку «бишт».
Под кандурой у мужчин одета «фанила»- нижняя рубашка, вокруг талии завязан пояс — «вузар». За день мужчина может переодеться 3-4 раза, поэтому на улицах вы никогда не увидите Эмиратца в грязном или сильно измятом наряде. Гардероб мужчин обычно состоит более чем из 50 платьев. Конечно же, местные жители обычно прибегают к услугам химчисток и редко стирают одежду дома, тем более, что химчистки в ОАЭ очень доступны по цене.
Самая популярная обувь у мужчин — кожаные шлепки. В зимнее время можно увидеть мужчин в туфлях и даже в свитерах поверх кандуры.
Лишь в поездках за границу мужчины из ОАЭ могут надеть костюм или другую европейскую одежду.
Арабская женщина в абайе
Женский наряд в ОАЭ более многослойный. Традиционно дамы носят цветные платья с длинными рукавами — «кандуры». Под платье надевают шаровары — «сирваль». Поверх платья одевается накидка черного цвета — «абайя», зачастую расшитая золотом, серебром, украшенная кристаллами или жемчужинами. Часто по дороговизне отделки и ткани можно судить о благосостоянии мужа женщины.
Голову Эмиратской женщины покрывает тонкий черный платок— «шелла», закрывающий голову, но не лицо. Это самый распространенный головной убор в Эмиратах.
Головной убор под названием «хиджаб» реже используется в одежде ОАЭ местными женщинами, его больше носят уроженки соседних стран Персидского залива. Хиджаб состоит из двух частей ткани и прикрывает волосы женщины.
Женщина в бурке
Женщины из глубоко традиционных семей (особенно бедуинского происхождения), могут покрывать голову так называемой «буркой». Она бывает двух видов. Первая — это платок, покрывающий всю голову и лицо кроме глаз. Второй вид бурки — специальная конструкция из металлических пластин, закрывающие часть лба, нос и губы. Но женщины в бурке встречаются в ОАЭ все реже и реже.
Еще один распространенный головной убор для женщин — «гишва». Это тонкий полупрозрачный платок, закрывающий всю голову и лицо. Он достаточно плотный, чтобы скрыть даму от посторонних взглядов, но при этом достаточно прозрачный, чтобы его обладательница могла рассмотреть окружающий ее мир.
Конечно же, выбор головного убора для одежды зачастую обусловлен тем, из какой семьи женщина и насколько демократичен у нее муж.
Женщина в кандуре
Часто под абайей вместо традиционного платья может оказаться вполне современный наряд от известного европейского кутюрье. К тому же, следуя мировым трендам, женщины покупают дорогие сумки и обувь известных брендов.
Ходят легенды о том, что большинство платьев с показов высокой моды уходят именно в Эмираты, где женщины демонстрируют их друг перед другом на свадьбах и девичниках, доказывая состоятельность супруга и свой статус в семье.
Помимо этого, в своей одежде женщина ОАЭ традиционно использует большое количество ювелирных украшений, цены на которые иногда соизмеримы со стоимостью жилья или машины. Это своеобразный манифест щедрости мужчины.
Существует несколько версий, почему арабские женщины ходят в черном. По одной из версий женщина — тень мужчины, поэтому и одеяние черное. В некоторых источниках сказано, что черный цвет наилучшим образом скрывает тонкости фигуры женщины, и не будет просвечиваться, если намокнет. По другой версии, белый цвет — рабочий, а черный — праздничный, а, так как Эмиратские женщины не работают, у них всегда праздник. Кроме того считается, что черный цвет у Восточных людей ассоциируется с красотой: черные глаза символизируют возлюбленную женщину, черное сердце — любящее сердце. Как ни странно, цвет траура у арабских женщин — голубой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
В конце VI в. у кочевых и оседлых племен Аравийского полуострова начался распад общинно-родового строя и стал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав государство с центром в Мекке.
В течение нескольких десятилетий арабы завоевали огромную территорию от долины Инда до берегов Атлантического океана, от Сырдарьи до долины Нила. Под властью арабов оказались Сирия, Палестина, Египет, Судан, Тунис, Марокко, Испания, Рис, Турция. Так образовался арабский халифат, просуществовавший до IX —X вв.
Период арабского халифата характеризуется высоким развитием культуры, созданной на основе древних культур государств, вошедших в его состав. Из видов искусств наиболее развитыми были архитектура и художественные ремесла: чеканка, филигрань, керамика, резьба по дереву, производство тканей, ковров.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ
В глубокой древности изображения арабов встречаются на ассирийских и египетских рельефах. С принятием мусульманской религии ислам изображение человека в искусстве находится под запретом. Средневековый период жизни арабов хорошо отражен в замечательном памятнике культуры — сказках «Тысяча и одна ночь», являющихся настоящей эстетической энциклопедией арабов. Изящный стан, белое гладкое лицо «подобно луне в четырнадцатую ночь», миндалевидные темные глаза под густыми и длинными черными бровями, родинка на щеке — такой предстает перед нами героиня сказок Шехеразада. Очень интересное описание мавров (арабов, осевших в Испании) дал К. Маркс в письме к своей дочери Женни из Алжира: «Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает всех оттенков от почти белого до темно-бронзового.
Их одежда — даже и нищенская — красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее — тога из тонкой белой шерстяной материи) или плащ с капюшоном; для прикрытия головы (в неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т. п. для этого служит также и капюшон) употребляют тюрбан или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны; обыкновенно они оставляют ноги босыми и не обуваются, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.
Даже самый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в „искусстве драпироваться“ в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным и полным благородства…».
ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
В древности скудная растительность аравийского полуострова обусловила применение в одежде материалов животного происхождения — кожи, меха, верблюжьей и овечьей шерсти. Лишь в южных, прибрежных областях, где рос хлопчатник, изготовлялись ткани из растительных волокон.
Средневековый период отличается высоким развитием производства тканей, разнообразием их волокнистого состава, цветовой гаммы и орнаментации. Широко применяются шелк высокого качества, шерсть, лен и хлопок.
Сохраняя традиции древних художественных культур, ремесло арабов славилось тем не менее оригинальностью и самобытностью. В более ранние периоды ткани покрывали фантастическими узорами, изображениями птиц и животных. Однако под влиянием религии, запрещавшей изображение живых существ, узоры видоизменяются: появляется тонкий геометрический или растительный узор в виде узких орнаментальных полос с арабскими надписями, прославляющими халифа. Орнаментация ткани осуществлялась в сложной гобеленовой технике, вышивкой и набойкой (рис. 27). Гладкокрашеные ткани поражали разнообразием гаммы цветов: красного, золотисто-желтого, голубого, зеленого, синего, черного, белого.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ
Мужской костюм
В древности житель пустыни — бедуин носил рубаху без рукавов или с рукавами, широкую и длинную (до ступней или икр), состоящую из двух полотнищ, сшиваемых по плечам, и открытую по бокам. Рубаху подпоясывали на талии ремнем, шнурком или цветным кушаком. Верхней одеждой служил плащ аббас (рис. 28) из грубой овечьей или верблюжьей шерсти, часто в желто-черную или желто-голубую полоску. По покрою аббас представлял собой широкий мешок открытым концом вниз, разрезанный спереди, с отверстиями для головы и рук. Туго повязанный головной платок и сандалии на кожаной или деревянной подошве дополняли костюм.
Сухой и знойный климат Аравийской пустыни обусловил появление уже в глубокой древности и у мужчин, и у женщин такого вида одежды, как покрывало. По покрою — это четырехугольный кусок ткани (чаще всего белого или голубого цвета), обшитый по краю бахромой.. Покрывало тесьмой прикрепляли на лбу и перекидывали через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости — и всю фигуру. В период завоеваний (VII — IX вв.) арабы заимствовали ту или иную форму одежды покоренных народов, и ассортимент каждой завоеванной области обогащал и разнообразил арабскую национальную одежду. Впоследствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны (азиатское заимствование).
В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубашку из льна, хлопка или шелка с длинными и широкими рукавами, узорчатый кафтан с такими же рукавами, пояс из пестрой шали и верхний распашной халат с запахивающимися полами, подпоясанный кушаком. Чаще всего костюм дополняла шапка в. форме усеченного конуса из черных смушек или чалма (рис. 29). На ноги надевали одновременно две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и других цветов с заостренной, загнутой носочной частью.
Из ювелирных украшений широко были распространены перстни, кольца в ушах и носу, ручные и ножные браслеты, богато украшенное инкрустацией, насечкой ручное оружие.
Женский костюм
В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные ювелирные украшения (рис. 30).
Женский арабский костюм очень красочен и живописен: белые или цветные очень широкие шаровары из тонкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, подвязанные у коленей и спадающие до ступней; рубашка длиной до коленей; сверху — распашной кафтан, прилегающий по талии и груди, с разрезами по бокам; на талии повязан пояс-шаль; как и в мужском костюме, верхней одеждой служит халат. Очень красивы женские покрывала: белые, розовые, черные, украшенные блестками, вышивкой, золотом. Волосы заплетены в косы и перевиты шелком.
Современный женский национальный костюм Арабского Востока во многом сохранил формы исторического костюма. Примерами могут служить костюмы женщин Сирии.
1. Платье друзской женщины состоит из широкой, длинной юбки в складку и стянутого на груди лифа. Белый или цветной передник вышит по низу. На голове конический чепчик из шелка, расшитый золотыми или серебряными нитями, иногда украшенный золотыми монетами. Поверх чепчика надет цветной или белый платок, закрывающий концами нижнюю часть лица (рис. 31).
2. У женщин провинции Хама (рис. 32) — платье из набивной ткани, решенной в красном, желтом, коричневом цветах. Юбка — широкая, позволяющая ездить верхом на вьючных животных. Талия туго стянута широкими полотняными поясами, выполняющими роль кошельков или сумок. На голове традиционное покрывало.
3. Совсем традиционной выглядит одежда женщин из Хаурана (рис. 33), приспособленная к суровым условиям климата: широкое длинное платье-рубашка черного или синего цвета; из-под тюрбанообразной шапки на спину и грудь ниспадает покрывало, используемое для защиты от пыли во время полевых работ; на шее длинное ожерелье из старинных монет; на запястьях серебряные или золотые браслеты, на левой ноге браслет с двумя колокольчиками; на голове украшение из медных монет, свисающее на лоб.
mosprazdvor.com
|
Мудрая практичность, самобытность, многообразие, роскошь — лишь самые общие признаки национальной одежды арабов. Большинство жителей Аравийского полуострова до сих пор носят национальные костюмы и лишь за рубежом надевают европейское платье. Традиционная одежда скрывает тело почти полностью, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и стопы. Хотя первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, эти чисто практические аспекты стали традицией ислама, и сейчас полностью закрытая фигура мужчины или женщины является своеобразным символом образа жизни, освящаемого религией. В прошлом многие женщины носили искусно сделанные лицевые маски и головные платки. И хотя теперь эти одеяния выглядят гораздо проще, важность головного убора остаётся прежней, он — неотъемлемая часть традиционного аравийского одеяния как для женщин, так и для мужчин. Платья аравийских женщин почти полностью скрывают фигуру. Их великолепные модели весьма элегантны. Платья, которые носили в прошлом горожанки и жительницы пустыни, представляют собой яркое и незабываемое зрелище. На них шли превосходные цветные хлопковые и шерстяные ткани с красочной аппликацией из шёлка, атласа или шифона, богато расшитые яркими розовыми, оранжевыми и зелёными геометрическими орнаментами. Впоследствии этот яркий наряд обогатился многочисленными колокольчиками из серебра, которые носили на запястьях, а также бирюзовыми, серебряными или золотыми пуговицами. Так же красив мужской костюм. В большей части моделей существуют лишь небольшие различия в традиционной одежде мужчин и женщин. И те, и другие носят многослойную одежду, основой которой является нижняя рубашка. Верхняя накидка, как и другая одежда, меняет своё название в зависимости от района, но образец остаётся единым. Наиболее явно мужская и женская одежды различались по цвету. Основой традиционного аравийского костюма служит кафтан. В чистом виде это туника с длинными рукавами, без швов, застёжек и воротника, доходящая до лодыжек. Тем не менее она имеет сужающуюся форму и подчёркивает фигуру. Цвет ткани и вышивка вносят изменения в этот вид одежды. Кроме того, различия кафтанов достигались посредством модификации его частей. В наше время обычная одежда («соуб»), в которой я привык видеть саудовских арабов, это простая белая рубаха с клиньями с каждой стороны и потайными вертикальными прорезными карманами. Для всех арабов одежда имеет большое значение. С ранних лет арабские девочки учатся шить одежду и в соответствии с обычаем помогают готовить своё приданное. Во время праздников мужчины традиционно раздают набор тканей своим жёнам, близким и слугам. Арабы испытывают огромное удовольствие, приобретая новую одежду. Возможно, этот душевный подъём есть отражение той радости, когда в древние времена долго ожидаемый караван верблюдов наконец прибывал к месту назначения и привозил издалека необыкновенные ткани. Всемирно известный арабский головной убор — платок, опоясанный жгутом, — в наше время фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый «шаль» или «ихрам», представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок ихрама обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи. Когда-то размеры платка были больше, чем сейчас. Из него можно было соорудить очень большой тюрбан. В старые времена мужской головной платок из муслина был вышит и носился в виде тюрбана поверх белой вязаной тюбетейки. Иногда он имел почти белый цвет, но обычным оттенком считался бледно-жёлтый. В прошлом эти платки применялись только по назначению. В 1914 году английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс, известный как Лоуренс Аравийский, отметил, что арабы, проживающие в Хиджазе, иногда используют свои головные платки как подушки и мешки. Другой англичанин, полковник Диксон, работавший в Кувейте, заметил, что бедуин, идущий в бой, почти полностью закрывал лицо платком, завязывая на макушке его концы и оставляя открытыми только глаза, с тем чтобы быть неузнаваемым. Кроме того, такой способ ношения платка предотвращал попадание песка в рот. Мужской платок удерживает «игаль», головной обруч — обычно двойное нитяное кольцо, обмотанное чёрной козьей или овечьей шерстью. Обруч иногда отделан двумя маленькими кистями, которые обычно спускаются на затылок. Традиционный головной убор жителя Аравии состоит из трёх частей. О двух я уже рассказал. Последним элементом является тюбетейка («куфийя» или «тааджийя»), которую носят под платком. Иногда тюбетейку не покрывают платком и тогда она становится «молитвенной шапочкой». Мусульмане обязательно закрывают голову во время молитвы. Фактически же это — «потовые шапочки». Их первоначальная цель состояла в том, чтобы предотвратить загрязнение платка. В прошлом тюбетейки делались из хлопка и легко стирались. Иногда их украшали весьма причудливыми вышивками белым шёлком и золотой нитью. Ихрам и игаль носят преимущественно жители городов и кочевники. У крестьян же и рыбаков некоторых районов Аравии распространены шляпы из пальмовых листьев. Это прежде всего рыбаки побережья Красного моря. От места к месту меняется фасон таких шляп, и знаток по нему может определить место проживания владельца того или иного головного убора. В прошлом и теперь арабская верхняя одежда считается неполной, если она не имеет верхней накидки, известной в Аравии как «бишт» или «мишлах». Она похожа на то, что носят аравийские женщины поверх платья, но отличается тканью, цветом, украшением и, конечно, тем, как её носят: женщины драпируются в «абаю» от макушки головы, а мужчины носят бишт на плечах. В настоящее время кромка мужского плаща украшается золотой или серебряной тесьмой, оканчивающейся шнурками с кистями. Золотой сутаж проложен по плечам и по краям рукавов. Материал для бишта разнообразен — от верблюжьей шерсти до синтетики. Цвета также могут быть разными, но в основном это чёрный, коричневый, бежевый, кремовый. Большинство моделей верхней мужской арабской одежды спереди почти полностью открыты. Вероятно, это обусловлено тем, что традиционно араб не только должен иметь при себе оружие, но и оно должно быть на виду. Во всяком случае, это — неотъемлемая часть арабского костюма. Арабское оружие обычно богато украшено и состоит из кинжала с ножнами, больше известного как «джамбия» или «ханжар», и меча в ножнах — «сейф». Когда-то жители города Мекки носили маленький кинжал в ножнах, называемый «сикеена» (буквально «нож»), а мужчины арабских племён — кинжал, нож, меч и даже пику. Впоследствии пику заменило ружьё. В давние времена кинжалы и мечи изготовлялись на полуострове повсеместно. Старые летописи упоминают арабские племена из Наджрана и Йемена, оружие которых славилось хорошими лезвиями. Там же говорится о том, что несколько городов Омана были известны не только изготовлением, но и отличной отделкой оружия. В прошлом большое количество мечей ввозилось из Дамаска, Басры и Индии, но работы по их украшению выполнялись мусульманскими специалистами-ремесленниками. В наше время большинство мечей, которые носят на полуострове, доставлены из Индии, но они не имеют украшений; местные ремесленники украсили их в соответствии со своими обычаями. Много опытных ювелиров, специалистов по отделке оружия, проживают на острове Бахрейн. В наше время в городах оружие дополняет костюм только во время различных церемоний. Соуб (белая рубаха) нынче не имеет пояса, поскольку его первоначально носили для того, чтобы держать нож. Со времени появления огнестрельного оружия начали носить перекрещивающийся патронташ с поясом. Этот патронташ тоже стал частью традиционного мужского костюма, который надевают при исполнении церемониального военного танца («арда») и в других особых случаях. Производство поясов для мечей и патронташей — хорошо развитое на полуострове ремесло. Часто при их изготовлении применяются золотые и серебряные металлические нити, в основном импортируемые из Сирии. Пояс, то есть «хизам», является важной частью традиционной одежды. Пояса не только держали оружие — в них также прятали деньги и другие предметы. В прошлом хизам изготовлялся из различных материалов. Некоторые путешественники считали, что мужчины западно-аравийских племён носили «хаггу» — «опоясывающую тесьму из кожаных кос». Кроме того, такие пояса надевали под соуб, чтобы поддерживать спину при езде верхом на верблюде на большие расстояния. С запада и юго-запада пришли и плетёные пояса для мужчин, покрытые блестящим серебром. Традиционно в Аравии мужчины носят палки: горожане в Хиджазе — украшенные палки, называемые «шун»; бедуины — палки для управления верблюдами, сделанные обычно из тростника и известные как «аса», «мишааб» и «баакура». Обычно у кочевников была при себе кожаная сумка — «мизуда». Так же называются сумки из шерсти. Мизуда красочно украшена бусинами, кистями, аппликацией и может содержать всё что угодно — от Корана до небольшого количества кофейных зёрен, фиников или денег. Из всех частей одежды арабской женщины следует выделить головной убор. Это самая характерная особенность традиционного женского наряда. Европейские путешественники, появившиеся в исламских странах в XVII веке, в своих описаниях часто упоминают вуаль. Традиция носить вуаль идёт от ассирийцев и датируется XV веком до нашей эры. Тоже древним считается обычай ходить с покрытой головой. На Ближнем Востоке долгое время это было для женщин знаком скромности. Считалось, что добродетельная женщина должна носить вуаль и платок. Так или иначе, в пустыне без солнцезащитных очков эти вуали и платки были необходимы. Непереносимый блеск песка может нанести вред глазам и даже вызвать слепоту, а долгое воздействие солнечных лучей — повредить кожу лица. Солнце отрицательно влияет также на волосы, а песок может вызвать раздражение кожи головы. В прошлом изготовлялись замысловатые и дорогие вуали и платки. Сейчас они гораздо проще. В настоящее время на всём Аравийском полуострове женский головной убор состоит из двух, иногда из трёх частей. Раньше он видоизменялся от провинции к провинции, а порой — и внутри её в соответствии с обычаями племён. Существовало также различие головных уборов, носимых горожанками, сельскими женщинами и бедуинками, проживавшими на территории данного региона. Сейчас эти различия очень поверхностны. Головной убор в прошлом иногда представлял собой простое приспособление из мягких тканей. Впоследствии он включал плотную маску с прорезями для глаз — «бурга», замысловато выполненную на тканевой основе из кусочков кожи, серебряных монет, амулетов, жемчуга, бус, раковин и даже маленьких белых пуговиц. Некоторые маски изготавливались из кожи и раскрашивались в яркие цвета. Большинство из них отделывалось свисающими кистями. По длине маски, элементам украшения и материалам, применяемым для её изготовления, можно было определить происхождение её носительницы. Тот же Диксон, автор книг «Арабы пустыни» и «Кувейт и его соседи», пишет, что, за исключением женщин северо-аравийского племени шаммар и некоторых племён Хиджаза, все бедуинки к югу от линии, проведённой через Аравию от порта Акаба до Кувейта, носят бургу; проживающие к северу от этой линии — просто тонкую чёрную вуаль («милфа»), закрывающую только нижнюю часть лица. В отличие от жёсткой бурги, имеющей прорези для глаз, есть мягкие вуали, закрывающие глаза. Традиционно маска-бурга была принадлежностью бедуинок и сельских жительниц Аравии, но не горожанок: они носили вуаль. Такая вуаль, наиболее близко напоминающая бургу, обычно называется «вуаль Мекки», поскольку похожа на ту, что носили мекканки в давние времена. Как правило, её делают из расшитого лёгкого белого газа, жёстко накрахмаленного. Фасон её уникален: вуаль часто достигает пола. Некоторые вуали были расшиты серебряными нитями и жемчугом. Их, конечно, носили женщины богатые, и притом в торжественных случаях. Очень сложные маски носят бедуинки и женщины сельских районов Западной Аравии. Порой для изготовления, а главным образом для отделки одной такой маски женщина затрачивает шесть месяцев. Большинство же масок имеет подвески из кистей, которые делаются из материалов, купленных на рынке. О благосостоянии арабской женщины часто можно судить по её маске. Некоторые женщины пришивают на неё серебряные или золотые монеты — как правило старинные, имеющие высокую ценность. В большинстве районов Саудовской Аравии белые перламутровые рубашечные пуговицы и металлические галуны уже заменили серебряные амулеты и монеты на масках. Сейчас, когда девушка выходит замуж и покидает свой дом, она оставляет там и свои маски. Вместо этого она надевает простую чёрную вуаль («тараха»), поскольку она всё ещё хочет сохранить скромный вид на людях. Бугра носится всё реже и реже, а предпочтение отдаётся более удобным «тараха», «маханна» или «шайла». Самые дорогие из них отделаны серебряной нитью. Теперь некоторые из них изготавливают не только из хлопчатобумажного газа, но и из синтетических тканей. В больших городах сегодня арабские женщины любят носить украшения для волос. На второй вечер свадьбы одной из принцесс королевской семьи Саудовской Аравии, как сообщает уже упоминавшаяся Хизер Росс в своей книге «Искусство арабского костюма», каждая женщина, чья голова была непокрытой, имела в волосах какую-нибудь декоративную булавку, цепочку или пряжку. У наиболее элегантных женщин в волосы были вплетены нитки жемчуга, блестящие броши или изящные шпильки. На западе Аравийского полуострова, от Хиджаза на севере до Йемена на юге, нельзя назвать необычным появление женщины в шляпе из пальмовых листьев. Красивые фасоны можно видеть в различных областях, где плетение шляп из пальмы стало ремеслом. Обычно эти шляпы надевают поверх прямоугольных хлопчатобумажных головных платков. Крестьянки южных областей носят соломенные шляпы с широкими полями с исключительно высокой тульей. По виду они очень напоминают мексиканские. Верхнюю чёрную абаю — повсеместно известное женское арабское одеяние — надевают на голову. Абая используется как верхняя накидка, и у многих европейцев создалось впечатление, что женщины в Аравии всегда носят чёрное. Однако аравийские женщины любят живые сочные цвета и для своих платьев выбирают яркие ткани вместо блёклых. Чёрную абаю надевают только при выходе на улицу. Её цвет, по мнению Хизер Росс, идеален потому, что «подходит ко всему». Задолго до ислама на Ближнем Востоке был обычай носить верхнюю накидку при выходе из дому на улицу, и эта древняя традиция дожила до наших дней. Арабские женщины заворачиваются в абаю, чтобы скрыть красивые наряды, продемонстрировать свою скромность, и иногда случайно на рынке можно увидеть женщину, которая придерживает зубами край накидки в то время как берёт на руки ребёнка или достаёт кошелёк. Существуют и другие различия в плащах для мужчин и для женщин. Абая для женщины сейчас не имеет других цветов, кроме чёрного — цвета, который был предложен и утверждён исламом как надёжная маскировка для привлекательного женского платья. Напомним, что обычной краской на Ближнем Востоке в прошлом был индиго. Бедные бедуины могли позволить себе погрузить ткань в краску только один раз, и поэтому, высохнув, она становилась голубого цвета; те же, кто был побогаче, проделывали это до трёх раз, получая лучший цвет — сине-чёрный. Вполне вероятно, что сегодняшний чёрный цвет идёт от предпочтения в прошлом тёмной окраски. Когда-то многие горожанки отделывали чёрную абаю золотым шнуром. Сейчас её обычно украшают только чёрным шнуром по подолу и вдоль плечевых швов. Украшением женской одежды часто является сутаж чёрного цвета и иногда чёрное кружево. Качество ткани сильно варьируется, и один из самых дорогих шелков имеет марку ведущего дома моделей в Париже. Незамужние девушки вместо абаи носят большие шали — «шмаада». Если во время помолвки невеста драпируется в шмааду, то по крайней мере в течение недели после свадьбы она носит чёрную шаль, называемую «махабди». Обычно через неделю после свадьбы молодожёны переезжают в свой новый дом. В этот день невесту нужно вести, поскольку, как и за день до свадьбы, она полностью закутана в шаршаф. Шаршаф также надевают во время молитвы. С запада Аравийского полуострова пришёл обычай украшать головные шарфы замысловатыми геометрическими узорами из аппликаций, белых перламутровых пуговиц, раковин каури, серебра и иногда белого стекляруса. Порой в качестве украшения используется мягкая кожа, отделанная серебром. Особое предпочтение отдаётся такому украшению, как кисти. На всём полуострове аравийские женщины любят наряжаться. Обычное явление среди племён — получение невестой по крайней мере пяти платьев в качестве части приданного: она должна начать свою новую жизнь хорошо одетой. Предполагается, что полученной в приданное одежды хватит по крайней мере на год. У горожанки платьев гораздо больше. Большинство женских платьев — длинные, до щиколоток; они не имеют пояса. Некоторые из них специально шьются с более длинной спинкой, чтобы она тянулась в виде шлейфа. Королевская одежда была длиннее, чтобы обозначить статус. Бедуинские платья бывают на целый метр длиннее, чем рост его носителя, и тогда подвязываются поясом. Любовь аравийской женщины к тому или иному цвету выражается в её выборе ткани на платье. Тёмные цвета носят все, но в основном их предпочитают пожилые. Большинство женщин любят ткани с контрастными цветными мотивами, особенно если это нарядное платье. Часто такое платье отделывается люрексом, металлическими нитями, бусами и блёстками. Традиционный цвет для свадебного платья — светло-вишнёвый. «Омаса» — особо украшенное платье вишнёво-красного цвета с индийской золотой вышивкой и блёстками на корсаже и рукавах. Вышивка бедуинок, выполняемая вручную, весьма многоцветна. Однако качество её с годами ухудшается. Раньше она указывала на принадлежность к исламу, племени, роду, а сейчас старинные образцы стали редкими и малоизвестными. Тем не менее традиционный аравийский костюм представляет собой подлинное произведение искусства, которым не устают любоваться как местные арабы, так и иностранцы. Текст: Олег Герасимов «Аравийский наряд», газета «Татарский мир» №11 (2003)
|
www.luiza-m.narod.ru
Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет собой длинную рубаху, называемую в ОАЭ дишдаша, реже — гандура. Обычно она белого цвета, но в сельской местности, а также в городе в зимние месяцы можно встретить также голубую, черную и коричневую дишдашу. Данью современности в дишдаше стали привычный для нас воротник и наличие карманов. Приглядевшись, можно заметить у городских жителей «галстук» — шнурок, который может быть различной формы, и называется тарбуша. Головной платок — гутра — обычно белый. Зимой он может быть из более плотной материи с добавлением шерсти и с красным орнаментом. Удерживающий его на голове игаль. имеющий вид толстого шнура, по преданию, восходит к веревке, которой бедуин привязывал на ночь верблюдов, а днем, свернув, хранил ее на голове. У жителей ОАЭ часто можно видеть два тонких черных шнура, свисающие с игаля, — для пущей красоты Концами гутры можно закрывать нижнюю часть лица, спасаясь от песка или холода, а можно закидывать их наверх или затыкать под игаль, сооружая нечто вроде тюрбана, чтобы не мешались. Под гутру надевают кружевную тюбетейку гахфин. Если вам встретится дишдаша более традиционная — без современного воротника и карманов, более узко скроенная а, возможно, даже иного цвета, чем все перечисленные выше, значит, перед вами житель соседнего государства — султаната Оман. Впрочем, оманца легко узнать прежде всего по тюрбану, который он носит вместо головного платка. Тюрбан сложно закручен, обычно он яркого цвета и с вышивкой по краю. Напоминающая плащ или бурку широкая накидка на дишдашу (чаще черного цвета), расшитая по краю золотым или серебряным галуном, называется бишт. Материал, из которого она сделана, и его качество зависели когда-то от социального положения хозяина. Бишт надевается по особо торжественным случаям и на свадьбу. Хороший бишт с ручной вышивкой стоит недешево. Традиционная одежда, в которой женщина показывается на публике, — черное длинное платье — абак. У женщин побережья абаи сделаны из легкой ткани (шелк, сатин), у бедуинок ткань более плотная и грубая. Под абаей может быть традиционная арабская одежда, например, традиционное цветное платье (гандура), украшенное вышивкой (из золотых и серебряных нитей или талли — из цветных и серебряных нитей), а могут быть и самые дорогие модели из Парижа или Милана. Под гандуру надеваются шальвары (сируаль). Голова женщины вне дома покрыта черным платком или шарфом (шеля), а лицо может быть скрыто под тонким черным газом-вуалью (гишуа), который дает возможность видеть вас, но не дает вам возможности рассмотреть то, что под ним. Возможен другой вариант, когда платком закрыта нижняя часть лица, оставляющая на воле только глаза. В сельской местности и у пожилых женщин встречаются полумаски (бырга) из ткани, закрывающие большую часть лица. Арабки в европейской одежде с непокрытой головой скорее всего приехали в Дубай из другой арабской страны, На видимых частях тела используется макияж: кохль — черная краска, которой подводятся глаза, и хна (хвнна) — натуральный краситель из листьев небольшого дерева лавсонии, красно-желтого или более темного цвета, которым изображаются причудливые узоры, сохраняющиеся в течение 2-4 недель. В отличие от некоторых других стран Ближнего Востока, в Дубае отсутствуют строгие условности в отношении одежды. Так, на пляже допустимы плавки и купальные костюмы вплоть до бикини (но топлес и нудистский вариант исключены!). Тем не менее люди здесь привыкли придерживаться определенных традиций. Поэтому в общественных местах стоит избегать одежды, которая может быть воспринята как вызывающая или оскорбляющая местные традиции: женщинам не стоит носить откровенно открытую одежду (обнаженные плечи, большой вырез, мини-юбки), сильно обтягивающие брюки, а мужчинам — появляться в плавках, шортах, майках и резиновых тапочках. Особенно тщательно желательно следить за своей одеждой во время мусульманских праздников и Рамадана — месяца мусульманского поста. В дорогой ресторан мужчинам принято надевать пиджак и галстук, женщинам — платье. Можно надеть соответствующую одежду азиатского стиля. Появление в общественном месте в арабской одежде иностранцам запрещено. |
avialine.com
Особенности арабского костюма | История одежды от древности до наших времен
Основой особенности арабских костюмов был костюм бедуина-кочевника. Приспособленный к условиям полупустынь и пустынь, он отмечался в первую очередь просторностью, неприталенностью и надежно защищал от жары и ветра. Такой, преимущественно длинный, костюм прикрывал все тело, нередко даже лицо. В просторной и длинной одежде кочевники могли и ночевать.
Позже, развитие земледелия и ремесел в арабских странах, а также распространение роскоши в быту знати и богатых слоев городского населения, способствовали созданию костюмов оседлого населения (в первую очередь городского), которые значительно отличались от одежды кочевников. Следовательно, в течение всего средневековья существовали два варианта арабского костюма — «оседлый» и » кочевой», причем «кочевой» не был совсем вытеснен, поскольку кочевой образ жизни сохранился в части населения стран Арабского Востока не только в средние века, но и до наших дней. Однако даже городской арабский костюм не потерял общие черты своей «кочевой» основы — просторный, неприталенный и длинный. Сохранение кочевого образа жизни обусловило постоянство в арабском костюме, особенно в «кочевом» его варианте, наиболее просторной одежды, которая легко обвертывалась вокруг тела (плащей, покрывал, поясов, платков, и тому подобное).
Социальная дифференциация костюмов в странах Арабского Востока четко не проявлялась, особенно в ранний период: даже духовенство не выделялось среди населения. Кроме отсутствия замкнутых, сурово обособленных, состояний и частичного сохранения родоплеменной организации (какая связывала определенной общностью всех членов, невзирая на существенное имущественное неравенство), действовали и религиозные установки. Магометанство, по крайней мере относительно мужских костюмов, требует простоты в одежде. Отличия в одежде феодалов, купцов, ремесленников и крестьян (как мужчин, так и женщин), сводились преимущественно к качеству материалов, количеству наряда, количеству и драгоценности украшений и иногда, к некоторым деталям костюмов. Эти отличия, правда, часто было очень резкими и подчеркивали глубокую бездну между нищетой крестьянства и городской бедноты, с одной стороны, и утонченной роскошью знати, из другой. Хотя мужской и женский арабские костюмы, как правило, полностью прикрывают тело, однако частичное его обнажение на Востоке никогда не рассматривалось как что-то недопустимое, неприличное. Об этом свидетельствует, например, такая мужская одежда, как набедренная повязка, причем не только у трудового населения во время работы, а даже у паломников (когда они приходят к святыням в Мекке) и у некоторых монахов — дервишей. Арабские женщины носили достаточно глубокие декольте, могли обнажать руки, а танцовщицы нередко открывали даже плечи и живот.
Наряду с этим во всех мусульманских странах издавна существовал обычай, который требовал от женщин при выходе на улицу закрывать лицо и заворачивать плотно всю фигуру. В основном этого обычая, связанного с зависимым положением женщины, строго придерживались, особенно среди городского населения, в отличие от них бедуинки и крестьянки его часто полностью игнорировали.
Ассортимент ткачества для арабских костюмов был чрезвычайно разнообразен, поскольку уровень развития текстильного производства на всем Арабском Востоке и в покоренных арабами странах был очень высок. Особенную известность получили сирийские, персидские, среднеазиатские, египетские, испано-мавританские и сицилийские ткани. Некоторые, существующие и сегодня названия тканей возникли от наименований больших средневековых текстильных центров Востока (например, муслин — от города Мосул, дама — от города Дамаск и т. д.). Самыми распространенными материалами для тканей была шерсть (основной продукт кочевого скотоводства) и хлопок, который выращивали везде на орошаемых землях. Ткани для верхней одежды, особенно плащей кочевников, производились часто из грубой верблюжьей шерсти, а овечью шерсть использовали для изготовления плотных, ворсистых и очень тонких тканей. Хлопковые ткани также имели много сортов, в частности плотные – бязь, миткаль и сатин, тонкий батист — и самые тонкие — муслин. Из шелка шили преимущественно костюмы знати и городской верхушки, особенно в период распространения роскоши (с X в.). Значительную роль играли шелковые ткани в женских костюмах: праздничный наряд из них шили более широкие слои населения. Разнообразие шелковых тканей, производство которых базировалось на быстром развитии шелководства в Средней Азии, Иране, Сирии, Испании, было очень большим.
suit-history.org.ua