Мужской костюм 19 века в россии – Мужская мода XIX века

Мужской костюм — Мода XIX века

Самой характерной деталью мужского бального костюма 19 века является фрак. Изначально это была одежда для верховой езды, но затем его стали носить и на балы, и как повседневную одежду.

Бойли Луис Леопольд — Франсуа Адриен Буальдьё, 1800

После 1810 года его место постепенно начал занимать сюртук. Но только в сороковых годах фрак окончательно исчез из ежедневного обихода, сохранив за собой роль парадной одежды.

В начале века фраки часто шили из цветных тканей. Цвета были самые разнообразные: черный, синий, зеленый, коричневый, и даже красный. Однако к концу века в употреблении остались только черные фраки.

Под фрак обязательно надевается жилет. Подтяжки являются также важной деталью фрачного костюма. Их носят под жилетом.

В первые годы 19 столетия фрак имел очень высокий стояче-отложной воротник, но, уже начиная с 1804-05 годов, высота его заметно уменьшается.

Картинка из французского журнала мод, 1809

Под фрак надевали двубортный жилет или сразу два жилета разных цветов. Рубашка белая, со стоячим крахмальным воротничком, подпиравшим щеки.

Картинка из французского журнала мод, 1821

Темный фрак сочетали чаще  со светлыми панталонами и светлым жилетом.

Картинка из французского журнала мод, 1822

С появлением длинных панталон (брюк) короткие штаны исчезли не сразу. В течение первых десятилетий 19 века их еще носили наравне с брюками, особенно в парадных случаях и на балах.

 

 Картинка из французского журнала мод, 1824

В 30-е годы фрак или сюртук туго охв

www.sites.google.com

Костюм конца 19 — начала 20 века

В конце 19 века в прикладном искусстве сформировался новый стиль — «модерн», для которого характерны текучие, плавные линии, асимметрия, неуловимые переходы тонов, приглушенные зеленоватые и розоватые оттенки. Типичной чертой этого стиля были «морские» орнаменты: изображения лилий, водорослей, русалок.
Формы одежды в период «модерна» стали менее четкими, покрой — мешкообразным. В целом, одежда значительно упростилась, что связано с распространившейся модой на занятия спортом.

Мужской костюм

Мужская одежда в период «модерна» окончательно унифицировалась. Крой упростился, цвета костюма стали более однообразными.
Мужчины носили белые рубашки со стоячим воротничком с отворотами и туго накрахмаленными манжетами.
Самым популярным стал сюртучный костюм-тройка: сюртук, жилет и брюки. Чаще всего их шили из темных тканей — черной,серой, синей, реже коричневой.

на мужчине: сюртучный костюм-тройка

на женщине: бальный туалет

В эти годы перестают носить цветные фраки, визитки и смокинги: все эти выходные костюмы теперь только черные. Визиточные брюки остаются полосатыми, но расцветка у них неяркая. Вышли из моды клетчатые брюки.

на женщине: бальный туалет

на мужчине: бальный фрачный костюм

Распространился пиджачный костюм-тройка. Пиджаки в этот период удлиненные и приталенные, а брюки носят на подтяжках.
В составе пиджачного костюма жилет был из той же ткани, что и пиджак, а с сюртуками и визитками носили жилеты, изготовленные из другого материала.
Костюм щеголя дополнялся тростью, моноклем и платочком в верхнем кармане сюртука.
Первая мировая война внесла в мужскую моду заметные перемены. Появились новые «военизированные» элементы гражданского костюма (френч, тужурка) из ткани цвета хаки, различных оттенков серого и коричневого. С пиджаками и фраками стали носить бриджи и галифе.

Женский костюм

В конце XIX в. повседневная женская одежда стала более простой и удобной. Так проявилось зародившееся в тот период движение за эмансипацию женщин. В моду вошли юбки с блузками, пальто, купальные и спортивные костюмы. Впервые появился деловой костюм, состоящий из юбки и жакета темных тонов.
Однако бальные наряды по-прежнему пышные. Теперь их украшает масса оборок из белых или черных кружев. Пикантной деталью стал особый тугой корсет, который придавал женской фигуре S-образную форму. Однако это было не просто неудобно, но и вредно для здоровья. Поэтому в противовес корсетам довольно скоро появилось свободное платье «реформ», в основе которого был покрой японского кимоно. И в начале 20 века корсет полностью вышел из употребления.
Юбка приобрела колоколообразную форму благодаря покрою клеш. В юбках бального платья сохранился шлейф, который ложился веером вокруг туфель.
Рукавов в бальных платьях либо по-прежнему не было, либо имелись пышные короткие рукава-«фонарики». Парадные платья глубоко декольтировались, а в повседневных платьях и блузах был закрытый лиф, нередко со вставкой и стоячим воротником.

Женскую одежду в основном шили из шелковых тканей (крепдешина, шифона, тафты), а также репса и бархата. Отделывали платья богатой вышивкой, кружевами, блестками.
Модные аксессуары — перчатки, лорнет, боа, веера из перьев, маленькая сумочка на длинном шнуре, а летом — кружевной зонтик.

на женщине — верхнее платье для улицы

на мужчине — пальто

дорожные костюмы

Обувь

Мужская обувь претерпевает изменения под влиянием военной моды. Высокие сапоги, ботинки и краги — накладные голенища с застежками носят с бриджами и галифе.
Женщины носили обувь на каблуке: туфли, шнурованные сапожки, высокие боты.

Прически и головные уборы

В начале XX века излюбленным мужским головным убором оставался котелок, носили также цилиндры. Но в середине 10-х годов на смену цилиндрам и котелкам пришли мягкие фетровые шляпы и канотье.
Женские прически в эпоху «модерна» были высокими. Часть волос укладывали в шиньон на темени, а часть — в валики надо лбом.

Женская прическа 1890-х годов

В моде были большие шляпы с полями и вуалью, украшенные лентами и перьями, цветами и даже чучелами птиц. Летом женщины носили соломенные шляпы, похожие на мужское канотье.

Украшения

Ювелирные украшения в эпоху модерна стали очень изысканными. Они не только дополняли костюм, но и служили своеобразными символами, формировавшими определенный образ женщины. Таков знаменитый золотой браслет в форме змейки, принадлежавший Саре Бернар. Популярны в этот период также длинные бусы, цепочки, заколки для волос.

Браслет Сары Бернар


Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

mir-kostuma.com

Мужской костюм XIX века — История европейского костюма XVII-XIX веков

В период Консульства мужские повседневные костюмы шили из шерстяных тканей темных тонов. Бархатными и шелковыми остались только парадные и придворные костюмы.
Мужчины носят белую рубашку из тонкого батиста со стоячим воротником, широкий шейный платок, закрывавший подбородок, жилет, сюртук с металлическими пуговицами, узкие панталоны ниже колен. Обычно жилет и панталоны шились из более яркой и светлой ткани, чем сюртук или фрак.

Костюм периода Наполеоновской империи (Ампир 1804-1825 годы)

В 1804 году Наполеон объявил себя императором. Период с 1804 по 1815 гг. в искусстве и истории костюма носит название «ампир» (от французского «empire» — «империя»).
Этот стиль напоминает классицизм предшествующих лет, так как внешние формы он заимствовал из античности. Но теперь уже идеалом является не строгое и изящное греческое искусство, а тяжеловесное и пышное римское. Идея мирового господства римлян была близка наполеоновской захватнической политике.
Стиль ампир, холодный, парадно-официальный, величественный — присутствовал во всем: в архитектуре, интерьере, мебели. Нашел он свое отражение и в костюме этого периода.

www.sites.google.com

Мода и история костюма XIX века

Особенности костюма в любую эпоху обусловлены его функциональным назначением. Костюм 19 века – это прежде всего наряд для танцев, наиболее распространенного вида досуга как женщин, так и мужчин. Поэтому женские платья и мужские костюмы 19 века шьются с учетом удобства и максимального подчеркивания достоинств фигуры.

Женский костюм: силуэт, детали, ткани

Воздушный ампир

Конец 18 – начало 19 века в женской моде – эпоха «свободы тела» и влияние стиля ампир, берущего истоки в античных образцах: платья носили без корсета, ткань струилась свободно прямо от лифа под грудью, подобно древнегреческой тунике. Цвета предпочитали светлые: белый, нежно-голубой, кремовый, розовый, а ткани летящие. Обувь носили легкую, без каблуков, атласная шнуровка туфель также напоминала древнегреческие сандалии.

Бидермейер

В 1820-е мода эволюционировала, обратившись от античных туник к эпохе Возрождения, а значит сделала шаг в сторону «несвободы» — возвращению корсетов, утяжек, громоздких конструкций. Женский костюм промежуточной эпохи – бидермейера – это платье в стиле ампир, но с существенно удлиненным лифом, в который встраивали небольшой корсет. Юбка стала более жесткой, колоколообразной.

Рококо

К 1830-м годам талия платья спускается на свое привычное место. В моде сильно утянутая, тонкая талия, подчеркнутый бюст, объемные рукава, широкая юбка, пышность которой достигалась поддеванием множества нижних юбок.

Главный «монстр» эпохи «второго рококо», — кринолин. Это конструкция юбки, обеспечивающая женщине вид торта. Каркас изготавливали из деревянных прутов, китового уса и даже металла. Вначале в моде был симметричный кринолин (юбка была круглой, в районе бедер имела вид «щёчек»), затем акцентирующий центр сместился назад и, наконец, кринолин трансформировался в турнюр – объемная конструкция, обеспечивающая объем сзади.

При создании костюма учитывалось, что женский силуэт в профиль должен походит на латинскую буква S: пышная грудь, туго стянутый корсет, который теперь охватывал и бедра, и подобранная сзади, объемная юбка, под которую на ягодицы подкладывались специальные подушки.

Ампир диктовал пастель, воздушные вуали и газ, рококо сделало ставку на буйство красок и тяжелые, богатые ткани: шелк, атлас, бархат, шерсть, штоф. Ампир был аскетичен в отделке – рококо это с лихвой наверстало: в моде с середины 19 века золото, вышивка, кружевные детали, искусственные цветы, ювелирные украшения.

Ампир ввел в моду шали, которые в эпоху второго рококо трансформировались в жилеты, мантильи, пелерины.

Обувь в эпоху второго рококо была шнурованной или на кнопках, преимущественно на каблуках. Для женщин предусматривались открытые бальные туфли, также на каблуках средней высоты, форма каблука изогнутая.

Платья эпохи рококо достигли к концу 1880-х карикатурного вида, но к 90-м годам стиль изжил себя, уступив место более простому по крою и практичному стилю модерн, утвердившему более свободные формы и темные тона.

Женские прически 19 века

Стилистика ампира предполагала ношение длинных свободных причесок, частично с распущенными волосами. К середине века волосы стали убирать более сложно и тщательно: в 50-е – убирать совсем, упрятывая их в валики и сетки на нижней части затылка; в 60-е – отпуская локоны по бокам, а остальное забирая в валик; в 70-е – наоборот, убирая волосы по бокам, а локоны в подобие конского хвоста отпускали по спине.

Мужская мода 19 века

Мужской костюм 19 века не претерпел таких кардинальных изменений, как женский, и главной особенностью мужской моды стало функциональное разделение мужской одежды на визитные, рабочие, бальные и домашние костюмы.

Фрак в начале 19 века была исключительно костюмом для верховой езды. Вскоре после появления фраки стали надевать на танцы и носить в качестве повседневной одежды. К 1840-м годам фраки были вытеснены из повседневной сферы сюртуками, под которые мужчины надевали один-два жилета и рубашку, а фрак перешел в парадную форму одежды.

Базовой деталью мужского гардероба была белая рубашка. В середине 19 века изобрели манишку, имитирующую рубашку.

Эволюция брюк

В начале века мужчины еще носили панталоны – надевали их в качестве верхних коротких брюк на чулки. К 50-м годам панталоны были вытеснены сильно зауженными брюками на штрипках. В 60-е появились брюки без штрипок, а в 70-е и 80-е, под влиянием моды на все военное, брюки стали оснащать лампасами. Ввиду того, что спорт стал прочно входить в моду, брюки стали шить более широкими книзу, чтобы обеспечить комфортное передвижение.

В конце 19 века модным становится смокинг (буквально – «костюм для курения»). Смокинг сочетали с родственными по цвету брюками.

Мужская обувь, аксессуары и прически

Обувь также была разделена по функциональному назначению: визитный костюм дополняли черными полуботинками, на каждый день носили штиблеты и ботинки, шнурованные или на кнопках. На танцы надевали открытую обувь. В середине 19 века особым писком были остроносые лаковые ботинки, позже была введена мода на высокий каблук и тупой нос.

Украшением мужского костюма был галстук. В середине 19 века любили пышные галстуки в виде бантов, позже галстук стал более лаконичным, ленточным.

В начале века и до середины в моде кудри и локоны, волосы носят довольно длинные, добавляя к образу бороду и усики. К 1860-м волосы стали короче, а бородка и усы, наоборот, длиннее, в моду вошли пышные баки.

secondpro.by

Дворянский костюм эпохи Александра I

В.Л.Боровиковский. Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских, около 1814 года

Наша среда online — В начале 19 века эволюция мужского и женского внешнего облика соотносилась с процессом становления менталитета дворянства. Костюм постепенно становился европейским и светским, но в нем присутствовали национальные пристрастия. Вместе с изменением духовного мира дворянина менялась и стала значимой символика костюма: оттенки цветов, отделки и аксессуары. Костюм представителей первого сословия стал более индивидуален, выражал психологический облик человека. Исследователи отмечают, что дворянская мода в Москве была ярче, пестрее, индивидуальнее, она отличалась как отсутствием запретов на европейские новинки ввиду удаленности двора, так и приверженностью к традициям.

Как же одевался молодой русский дворянин в начале XIX века? Романтики в одежде поубавилось. В России появляются сюртук и редингот. Носят панталоны. А фрак с его взлетающими крыльями становится и вовсе повседневной одеждой. Носить его молодежь умела с некоторым шиком, но достойно. Его фалды диктовали и сам характер ходьбы. Особенно же часто приходилось вспоминать о них, когда доводилось садиться в коляску, бричку, тарантас или линейку.

Заказывая фраки, предпочитали цветные шерстяные ткани. Носили их со светлыми панталонами, на штрипках. Сшить фрак было великое искусство, носить — не меньшее! Элегантности в силуэте придавала чуть-чуть завышенная талия. Воротник полустойки плавно переходил в отвороты, вырезанные края которых походили на ласточкин хвост. Узкие рукава с манжетом должны были доходить до середины ладони. Но, пожалуй, самое сложное было — «построить» грудь. Ее подбивали слоем ваты с большим мастерством. Так что хорошо сидящий фрак был редким и дорогим приобретением.

О пластичности форм, линий и силуэтов этого костюма упоминали многие писатели — Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, В. А. Соллогуб.

«…Он был одет прекрасно. Темный коричневый фрак с таким же бархатным воротником придавал довольно неуклюжему телу какую-то особенную щеголеватость. Шею обвязывал длинный черный шарф с пестрыми узорами, небрежно приколотый двумя булавками, с висячими камешками от Стора и Мортимера. Жилет темный, вышитый шелком и с гранатовыми пуговицами.

На жилетке цепочка, перехваченная жемчугом. Сапоги, как зеркало. Шляпа, как сапоги. Наконец, завитые виски и желтые перчатки довершали его очаровательность» (Соллогуб В. А. Беллетристические сочинения).

Фрак и все сопряженное с ним — цилиндр, перчатки, трости и цветные жилетки — были своеобразным эталоном гражданской одежды XIX века, как мундир — одежды военной.

Если в XVIII веке силуэты одежды русских дворян определяла роялистская Франция, то начало XIX ознаменовалось английским дуновением. Исключение, пожалуй, составляли платья покроя «шемиз».

Практичные и расчетливые англичане преуспели в пропаганде своей моды достаточно оригинальным образом. Что чаще всего читают люди? Газеты. Что из прочитанного более запоминается? Имена. Вот они и произвели названия имен модных одежд от известных имен английских актеров, политиков и т. д.

Так появились «спенсер», «боливар» и «каррик».

Итак, «дендизм» надолго очаровал русское дворянство, оказавшись достаточно демократичной модой. Подобный облик мог приобрести и крез с деньгами, и юноша со скромным достатком, и даже помещик-однодворец.

А как выглядел русский денди? Он был одет в белую рубашку со стоячим крахмальным воротником, причем воротник предпочитал, особенно щеголеватый молодой человек, высокий и не в меру тугой, даже получивший шутливое название «vatermorder», то есть «отцеубийца». Поверх рубашки надевался короткий пестрый жилет. Кстати, люди несколько гротескового склада характера умудрялись эпатировать, надевая одновременно несколько разнообразных жилетов.

Из чего только не шили жилеты, чтобы они становились броскими! Например, носили и двухцветные жилеты. Или сплетенные из узких шелковых лент синего и желтого цвета. Из узорного шелка и бархата, атласа и даже парчи.

К жилету подбирался и галстук. Имел он вид шарфа и обвязывался вокруг шеи. Соответственно и назывался halstuch, то есть шейный платок. Щеголи имели обыкновение упражняться в самых разнообразных способах его завязывания.

Носили длинные до сапог панталоны, которые поддерживались подтяжками, а снизу штрипками. И наконец, казалось бы, такая мелочь, как пуговицы, подбиралась самым тщательным образом. Они могли быть медными, латунными, фарфоровыми и даже из драгоценного камня или металла.

В более прохладную погоду надевался так называемый редингот (от англ.«riding» и «coat», то есть «одежда для верховой езды»). С годами этот редингот, своего рода пальто, в несколько измененном виде превращается в каждодневную одежду — сюртук.

Шили сюртуки в талию, а полы доходили до коленей. Единственное, что роднило это степенное одеяние с легким крылатым фраком, это рукава — точно такие же, как у последнего.

Непременным атрибутом русского денди была высокая английская шляпа с узкими полями.

Дж.Доу. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1828.

Вот некоторые примеры моды того времени:

1. Однобортный редингот, женский дворянский костюм.

Разновидностью верхней одежды был однобортный редингот. Рединготы шились из шерстяных или хлопчатобумажных тканей и отделывались бархатом и атласом. Зимние рединготы были стеганными на вате или подбиты мехом. Картина Дж.Доу представляет императрицу Елизавету Алексеевну на прогулке в Царскосельском саду. Императрица одета в редингот, силуэт которого повторяет модный силуэт платьев с высокой талией. Костюм дополняют шаль, украшенная вышивкой и бахромой, белые перчатки и шляпа с пышными перьями.

Дж.Доу. Портрет Великой княгини Анны Павловны, наследной принцессы Оранской, 1824-1825 гг.

2. Парадный костюм великой княгини, начало 19 века.

После 1805 года женское платье укорачивается, юбка становится уже, исчезают свободно падающие складки. Парадные костюмы богато декорируются вышивкой, часто с применением золотой и серебряной нити. Шерстяные и шелковые шали украшались цветной орнаментальной каймой, вышивкой, бахромой. Великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I, представлена на портрете в красном платье с завышенной талией, отделанным золотой тесьмой. Короткая юбка открывает ноги до щиколоток. В руках Анна Павловна держит синюю шаль, украшенную цветной вышивкой.

И.И.Олешкевич — Портрет молодой женщины. 1810-е

3. Платье с высокой талией, женский костюм, начало 19 века.

В начале XIX века в моде по-прежнему «античные» туалеты. Женщины носят платья, сшитые из тонких тканей, с высокой талией, короткими рукавами и прямой юбкой с отделкой, окаймляющей подол. Неотъемлемой частью туалета были шарфы и шали. Требовалось особое умение носить шаль, драпироваться в нее и даже исполнить танец «па де-шаль». Представленная на портрете молодая женщина одета в белое платье с высокой талией. На плечо наброшена красная шаль с цветной каймой.

А.П.Брюллов. Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной, 1922-1826

4. Платье с длинными рукавами оформленными «эполетами».

К концу 1820-х годов в костюме появляется все больше декоративных элементов. Становятся модными рукава фасона «фонарик» и узкие длинные, иногда украшенные в верхней части так называемым эполетом или жокеем, а иногда двойные — сочетающие короткий рукав «фонарик» и как бы выходящий из него нижний узкий длинный рукав. Появляется юбка новой формы — прямая спереди и присборенная сзади, поддерживаемая изнутри валиком-рулом, в который вшивается вата. Увеличивается количество поперечной отделки по низу. Ряды такой отделки, заполнявшей нижнюю четверть юбки (подчас и всю ее треть), составлялись из цветочных гирлянд, букетов, вырезанных фестонами и зубцами оборок и т.п. На портрете А.П. Брюллова мы видим княгиню Наталью Степановну Апраксину, сидящую на балконе, на фоне итальянского пейзажа. Наталья Степановна одета в белое платье, длинные рукава которого вверху оформлены «эполетами». Акцент в оформлении платья сделан на нижней части юбки.

Дж.Доу. Нарышкина Мария Яковлевна с детьми Львом, Сергеем и Александрой, 1823

5. Платье с низким декольте и короткими рукавами-фонариками на манжетах.

Несмотря на сохранение пропорций платья, характерных для классического стиля, применение дорогих плотных тканей в эпоху ампира меняет пластику костюма, придает ему большую монументальность и торжественность. Супруга обер-гофмаршала действительного камергера, члена Государственного Совета Кирилла Александровича Нарышкина, Мария Яковлевна Нарышкина изображена на портрете в платье из красного бархата с низким декольте и модными короткими рукавами-фонариками на манжетах. На ногах — белые атласные туфли на небольшом сплошном каблучке в виде утолщенной подошвы, с узким длинным носком.

И.Смирновский. Портрет дамы в белой шали, 1810.

6. Платья плотного шелка, женский дворянский костюм, начала 19 века.

Глубокий вырез платья прикрывали шемизеткой — прозрачной вставкой (манишкой), которая украшалась фестонами и рюшами. Надевали и канзу — накидку из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест-накрест на талии. На даме, изображенной на портрете работы И.Смирновского, надето белое платье, вырез которого прикрыт прозрачной шемизеткой с рюшами. На плечи дамы наброшена шаль, на голове — шляпка, украшенная шелковыми лентами.

Карл фон Залес. Екатерина Павловна, королева Вюртембергская, 1819. (Фрагмент)

7. Портрет Екатерины Павловны, королевы Вюртембергской, в гостиной

Платья шьют из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью и блестящими пайетками. В таком платье представлена на картине К. фон Залеса Екатерина Павловна, четвертая дочь императора Павла I, любимая сестра императора Александра I.

А.Молинари. Портрет князя Б.В. Голицына

8. Редингот со стояче-отложным воротником, мужской дворянский костюм, первая половина 19 века.

Верхней мужской одеждой, первоначально предназначавшейся для верховой езды, прогулок и путешествий, служил редингот, родиной которого была Англия, где он назывался reding coat («одежда для верховой езды»). Часто рединготы шили с несколькими воротниками, лежащими на плечах и предохранявшими от непогоды. Встречался фасон со стояче-отложным воротником. На портрете работы А.Молинари изображен князь Борис Владимирович Голицын, принимавший участие в Бородинском сражении и умерший от полученных ран в 1813 году. Он послужил Л.Н. Толстому прототипом образа князя Андрея Болконского в романе «Война и мир». Б.В. Голицын изображен в темном сюртуке, светлых панталонах в обтяжку, светлом жилете и жабо из гофрированного батиста. Дополняют костюм черные сапоги со складками у щиколоток и шляпа-цилиндр.

Карл Беггров. Дворцовая набережная у Эрмитажного театра, 1824 (Фрагмент)

9. Фрак с высоким воротником, мужской дворянский костюм, первая половина 19 века.

В мужском гардеробе повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) фрак с высоким воротником. Его носят со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Дополняет костюм высокая шляпа с небольшими загнутыми с боков полями. Изображенный на акварели К.П. Беггрова кавалер прогуливается вдоль набережной Невы в коричневом фраке, коричневом жилете, белом галстуке и светлых брюках со штрипками, которые, проходя под каблуком башмака, не давали штанинам собираться в складки на ногах. На голове кавалера — цилиндр в загнутыми полями, в руках трость. Рядом с кавалером идет дама в платье с высокой талией, шляпке-капоре и с красной шалью на плечах.

Франсуа Кинсон. Портрет Софии Петровны Свечиной, 1816 г.

10. Шемизетка с рюшами, женский дворянский костюм, начала 19 века.

В период Отечественной войны 1812 года в России начинается патриотическое движение. Дамы носят платья «на русский манер», подражая старинному сарафану и рубахе. В таком «русском» наряде изображена на портрете Софья Петровна Свечина, жена генерала Николая Сергеевича Свечина.

 

Источники: д.и.н. М.В.Короткова, russify.ru, school-collection.edu.ru

nashasreda.ru

Русская мода девятнадцатого века 🚩 Костюмы начала 19 века 🚩 Одежда


Основными тканями для крестьянского платья начала века были самотканые холсты и грубая шерсть. В 1840−1850 годы домотканый материал вытесняет фабричная мануфактура с полосатым, клетчатым, цветочным рисунком. Наряды южных и северных районов немного разнились, но основные элементы женского платья были схожи:
− сарафан;
− панева;
− рубаха прямого покроя;
− шушпан.

Рубахи украшали вышивкой на груди, по подолу и внизу рукавов, носились они с сарафанами из однотонной ткани.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки и нешироких штанов из крашенины или холста. Верхней одеждой служили зипун или кафтан с застежкой на левую сторону. Зимой надевали овчинные нагольные шубы.

В конце столетия в народной одежде появляются формы городского костюма. Это кофты и блузки с баской, шили их из сатина, переливчатой тафты, атласа из ярких насыщенных цветов.

Одежда купчих и мещанок являла смесь народного платья с элементами европейской моды. Костюмы поражали пышностью и многоцветием. Обязательным аксессуаром были дорогие кружевные или ковровые шали. Безвкусица и мещанин стали словами-синонимами.

В мужском наряде преобладают черты сдержанности, солидности. В ассортимент одеяния входили кафтаны, сшитые из дорогого французского сукна, отрезные по линии талии, зипуны, долгополые купеческие сюртуки. Популярная верхняя одежда:
− русские тулупы;
− шинели с пелериной;
− шубы;
− пальто.

Эта традиционная русская одежда дополнена видоизмененными модными деталями: застежкой на правую сторону, отворотами .


Если одежда крестьян и горожан была непритязательна и проста, то высшее сословие может позволить себе шикарные наряды. В 1805−1810 годах женская мода не отличается сложностью форм. В это время царит стиль ампир. Дамы носят платья с завышенной талией. Муслин, креп, кружево – самые популярные материалы.

Российские модницы не подражают слепо французскому стилю, их наряды скромнее, изысканнее. Самые смелые модники и модницы включают в свои одеяния элементы народного костюма. Русский стиль постепенно вытесняет с просторов России французскую моду.

В середине 19 века на смену простоте приходят драпировки из тяжелых тканей. В моду вернулся корсет, поднимающий грудь и перетягивающий талию. Образ светской дамы «пушкинской поры» − открытые плечи и юбка-колокол. Буфы, рюши, бейки, банты – вот отличительные элементы нарядов 1840−1850 годов. Популярны в ту пору были кружевные накидки, заимствованные россиянками у Испании. В холодное время года носили стеганные на вате или меховые манто.

Мода менялась стремительно и к 1870−1890 годам появились новые модели, плотно облегающие бедра. Кринолины сменяют подушки-турнюры. В моду входят костюмы с юбками, мягко облегающими стан и расклешенные к низу. Прослеживается тенденция к упрощению костюма.

Связанная статья

Основные модные тенденции сезона весна-лето 2016

Источники:

  • Стиль и мода 19 века

Галантный век, век Просвещения, Абсолютизм — все это названия одного периода в истории Европы, когда началось формирование современного общества. Одним из главенствующих веяний этого периода стало формирование кардинально новых модных тенденций.

Содержание статьи

На смену Эпохе Возрождения в Европу пришел Век Просвещения. Основной характеристикой XVIII века стало преобразование социального устройства общества. В Европе начали устанавливаться буржуазные отношения. В ходе социально-экономических и политических перемен переосмысливаются отношения между церковью и государством, формируется новое гуманистическое мировоззрение, образование как социальный институт постепенно приобретает светский характер.

Модернизация социальных отношений, поворот в сторону урбанизации изменяют эмоционально-психологическое восприятие мира на личностном уровне. Это приводит и к кардинальным переменам в личной жизни индивидуума. И хотя по-прежнему моду диктует высшая знать и королевский двор, скорость с какой происходит внедрение прогрессивных веяний в массы нельзя сравнить ни с одним историческим периодом.

Главным новшеством, которое привнес в общество XVIII век – это отказ от свода правил и канонов в одежде. Понятие «мода», практически не использовавшееся до сего времени в отношении одежды, стало едва ли ни главным аспектом формирования стиля.

Роскошь, характерная для господствующего стиля Рококо и недоступная для многих, стала создаваться с помощью ранее неизвестных или неблагородных материалов. Вместо драгоценного черепахового панциря для поделок и предметов быта стало возможным использование рога. Свою нишу заняли имитации драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Стали использоваться такие материалы как перламутр, неблагородные металлы – мастерство ювелиров позволяло создавать предметы по художественным качествам превосходящие изделия из драгоценных материалов. Восемнадцатому столетию человечество обязано возникновением такого направления промышленности как галантерейное производство.

В XVIII веке появилась тенденция дополнять гардероб всевозможными дополнительными аксессуарами. Брегеты, бумажники, трости, веера, лорнеты – все эти предметы стали обязательным атрибутом щеголя.

Каблук! Французское изобретение одним разом решило сразу несколько проблем – увеличение роста, изящная походка, визуальное уменьшение стопы. Более того, изменился дизайн женских туфель. Они становились все более открытыми, в результате чего к концу века появились аналоги современных босоножек.

Веяния XVIII века дошли до России в виде реформ Петра I, но это уже другая история.

Источники:

  • Что еще внес XVIII век в моду

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *