Как выучить легко слова – 5 способов учить английские слова и не забывать их

Содержание

7 способов, как лучше запоминать новые слова

  1. Мозг — это важная функциональная составляющая человеческого организма. Здоровье и работоспособность человека напрямую связаны с состоянием мозга. Для того чтобы держать мозг в тонусе, нужны регулярные тренировки. Одна из таких тренировок — запоминание новых слов. О том как лучше и эффективнее запоминать слова мы расскажем в этой статье.
  2.  

  3. Как мозг запоминает информацию

  4. Существует два вида памяти: оперативная и долговременная. Первая отвечает за фиксацию информации в сознании в ходе какой-либо деятельности, например учебы или работы. Вторая — за хранение знаний и воспроизведение их через какое-то время, когда это необходимо.
  5. Долговременная память играет особую роль в изучении иностранных языков. Без нее мы никогда не смогли бы говорить — изученный материал быстро бы забывался, «вылетал из головы». Чтобы процесс обучения был максимально эффективным, очень важно определить, какой способ запоминания подходит именно Вам.
  6.  

  7. Деление людей на группы по способу запоминания

  8. В целом, все люди подразделяются на две категории: визуалов и аудиалов. Визуалы лучше всего усваивают информацию во время чтения или при использовании каких-либо визуальных матриалов, например, схем, картинок и т.д., а также при комбинировании этих двух элементов.  Такие люди хорошо запоминают информацию, когда, например, смотрят фильмы в сопровождении субтитров – в данном случае они связывают между собой слова и образы.
  9. Аудиалы лучше всего запоминают информацию во время прослушивания. Наиболее эффективным способом запоминания для них является повторение вслух того, что они только что услышали. При этом для них важно одновременно уточнять у преподавателя значение услышанного слова или фразы. Так в их сознании возникает прямая связь между звучанием слова и его смыслом. 
  10.  

«Любая учебная деятельность начинается и заканчивается с прослушивания, просмотра и работы с языковым материалом.»

  1.  
  2. Методист нашей школы, Татьяна Янчич, предлагает 7 способов лучше запоминать слова и выражения. Способы запоминания будут полезны как новичкам, так и профессионалам.

  3. Делайте записи

  4. Многие студенты утверждают, что они лучше усваивают слова после того, как они их написали (конечно, вместе с переводом на родной язык). Неважно, смотрите ли Вы фильм или читаете, записывайте то, что вы слышите для закрепления материала.

  5. Читайте на английском

  6. Занимайтесь этим как можно больше. Если Вы начинающий, попросите у Вашего репетитора по английскому тексты, содержащие слова, которые вы уже знаете, и некоторые новые. Пусть он также порекомендует вам ресурсы с полезной для вас литературой. Вы также можете читать книги с адаптированными текстами от различных издательств. 
  7. Если Вы уже достигли достаточно высокого уровня, то читайте блоги, журналы, газеты и статьи. Потраченное на это время уж точно не пройдет даром – вы однозначно извлечете из этого большую пользу для себя.

  8. Слушайте и повторяйте

  9. Изучение языка тесно связано с  восприятием его на слух. Когда вы слушаете речь, пытайтесь уловить ее мелодию, интонацию и ритм. Методисты называют данный процесс моделированием, когда, прослушав что-то, вы пытаетесь это воспроизвести, копируя интонацию своего преподавателя или любимого актера. 
  10.  
  11. Для достижения лучшего результата:
  • Слушайте и повторяйте высказывания за преподавателем. Это поможет ему определить, насколько хорошо вы усвоили материал на слух;
  • Старайтесь подражать интонации и ритму услышанной речи
  • Важно повторять не только уже готовые фразы, но и стараться их перефразировать, используя уже выученные слова;
  • Обязательно спрашивайте у преподавателя значение слов и фраз, которые Вы слышите и произносите, если они вам незнакомы.

  1. Мыслите образами 

  2. В процессе обучения многие студенты стараются визуально представить ту информацию, которую слышат, т.к. некоторые их них мыслят образами. Это помогает им составлять схемы и ассоциативные карты новых слов и фраз, над которыми они работают. Таким образом, эти студенты группируют слова по различным критериям (например, собственным ассоциациям), что делает обучение очень эффективным. 
  3. Например, если Вам нужно выучить слова, схожие со словом “search” («поиск»),  можно  создать ассоциативную карту, используя сайт  www.text2mindmap.com и записать все синонимы.

  4. Работайте с контекстом

  5. Учить слова эффективнее с использованием контекста. При разборе новых слов следует уточнять у преподавателя, в каком контексте их лучше использовать. Осмыслите основное и специальное значения каждого слова. Продумайте речевые ситуации, в которых оно могло бы  понадобиться. Данный метод приобретает  большую важность при работе с идиомами. Например, когда Вы разбираете выражение “Cool as a cucumber” («Спокойный, как удав»), подумайте, когда Вы можете его использовать, в какой ситуации. Практикуйте его в разговоре с Вашим репетитором по английскому языку или с коллегами по работе.  
  6.  

  7. Регулярно повторяйте пройденный материал

  8. Уделяйте как можно больше времени повторению изученных слов и фраз. Материал быстро забывается, если его не повторять.

  9. Запоминайте правописание

  10. В этом отношении проще визуалам, поскольку большинство из них  утверждают, что могут закрыть глаза и «увидеть» слово. Остальным следует как можно больше записывать или использовать специальные приложения для практики грамотного письма. Продумывайте одни и те же комбинации букв и варианты их произношения. Проговаривайте слово по буквам, одновременно фиксируя его на бумаге. Если это не помогает, включайте систему проверки правописания в текстовых редакторах.

treewords.com

Как легко и эффективно запоминать иностранные слова

Лука Лампариелло

Итальянский полиглот. Знает 11 языков, среди них — немецкий, русский, польский, севернокитайский. Лампариелло стал известной личностью в сообществе людей, изучающих языки. В настоящее время проживает в Риме.

Говорят, что языки лучше даются детям, чем взрослым. Сотни образовательных ресурсов обещают, что помогут вам учиться так же легко: естественным путём, с минимальным количеством осознанных усилий. Заманчиво. Но правда ли стоит учиться так, как это делают дети?

Нельзя недооценивать взрослых. Чтобы полностью овладеть языком (хотя и без специфической лексики), ребёнку нужно около шести лет. Но зрелый человек, способный задействовать как подсознательные ресурсы, так и осознанный подход к обучению, может дойти до продвинутого уровня всего за год.

Наверное, это звучит смело. Но я живое тому доказательство, потому как в разной степени — от среднего до продвинутого уровня — освоил 11 языков. Большинство из них я выучил, уже будучи взрослым.

Секрет моего успеха — в сочетании детского и взрослого подходов к изучению языков. Мы можем брать лучшее от каждого из них, придерживаясь следующих принципов.

1. Отбор

При работе с новой лексикой важно понять, как отбирать наиболее интересные и нужные для вас слова. В каждом языке сотни тысяч слов, и подавляющее большинство из них не приносит пользы на старте. Способность фильтровать языковой шум — один из самых недооценённых навыков опытного ученика.

Темы в большинстве учебников варьируются от шопинга и путешествий на самолёте до зоопарка, и люди неохотно учат эти слова, внушая себе, что так надо. С тем же успехом можно читать всю газету, когда вам нужно узнать только новости спорта.

Не совершайте этой ошибки. Выучите самые полезные слова в языке и двигайтесь дальше в соответствии со своими нуждами и интересами.

Обычно наиболее употребляемые 3 000 слов составляют 90% ежедневно используемой лексики носителя языка.

Конечно, носитель знает тысячи слов, относящиеся к огромному количеству тем. Но большую часть словарного запаса люди приобретают в процессе общения. В детстве их заботят только интересные и необходимые для ежедневной коммуникации слова. Остальная часть лексики приходит с возрастом, когда меняется глубина и специфика интересов.

Сосредоточьтесь на действительно полезных словах. Они формируют основу того, что я называю базовым словарным запасом. Сюда входит лексика, относящаяся к повседневной жизни, вроде глаголов «ходить», «гулять», «спать», «хотеть» и имён существительных «имя», «дом», «машина», «город», «рука», «кровать».

Когда вы освоите 3 000 самых употребляемых слов, с остальными придётся сложнее. На этом этапе скорость изучения языка может упасть. Кажется, будто прогресс замедляется, и непонятно почему.

Причина в следующем. Чем больше ваш словарный запас, тем сложнее искать новые полезные слова, не говоря уже об их запоминании. На этом этапе важно сфокусироваться на темах личной жизни, работы и своих интересах. Эта лексика составляет персональный словарный запас.

Биологу, например, стоит выучить такие слова, как «ген», «клетка», «синапс», «скелет», а любителю истории — «война», «монархия», «общество», «торговля».

Интерес — важный союзник в борьбе с забывчивостью. Если сосредоточитесь на значимых для вас словах, увеличите шансы запомнить выученное надолго. Это логичный, последовательный и вовлекающий подход к расширению словарного запаса.

2. Поиск ассоциаций

Отбор полезных слов — ключ к успешному изучению. Но если вы запоминаете эти слова в отрыве от контекста, то вам будет сложно складывать их вместе, чтобы активно пользоваться языком. Сформировать этот контекст помогут ассоциации.

Поиск ассоциаций — это процесс, в ходе которого новую информацию связывают с уже существующими знаниями.

Один фрагмент информации может иметь тысячи ассоциаций с воспоминаниями, эмоциями, переживаниями и отдельными фактами. Этот процесс естественным образом протекает в мозгу, но мы можем взять его под осознанный контроль.

Для этого вернёмся к вышеупомянутым словам: «ген», «клетка», «синапс», «скелет»… Если мы будем запоминать их по отдельности, то скоро всё забудем. Но если выучим эти слова в контексте предложения, нам будет намного легче сложить их вместе в уме. Подумайте над этим 10 секунд и попробуйте связать эти четыре слова.

У вас может выйти нечто схожее: «Гены влияют на развитие столь разных элементов, как скелет, синапсы мозга и даже отдельные клетки». Все четыре слова теперь объединяет общий контекст — как фрагменты в пазле.

Подходите к таким упражнениям прогрессивно. Сначала пробуйте совмещать группы слов, которые объединяет определённая тема вроде физики или политики. Затем пытайтесь построить более сложные ассоциации между несвязанными словами. С практикой у вас будет получаться всё лучше.

3. Повторение

Более ста лет назад немецкий физик Эббингауз пришёл к выводу, что мы забываем информацию по определённой схеме, названной им «кривой забывания». Мы отлично помним всё, что недавно выучили. Но эта же информация исчезает из памяти за считаные дни.

Эббингауз открыл механизм борьбы с этим феноменом.

Если новую информацию повторять через точные промежутки времени, забывать её будет всё сложнее. Через несколько интервальных повторений она закрепится в долгосрочной памяти и, скорее всего, останется в голове навсегда.

Вам нужно регулярно повторять старую информацию, параллельно работая с новой.

4. Запись

Древние римляне говорили: «Слова улетают, написанное остаётся». То есть, чтобы запомнить информацию, нужно зафиксировать её в постоянном формате. Когда вы учите новые слова, записывайте их или набирайте на клавиатуре, чтобы сохранять и возвращаться к ним позже.

Столкнувшись с новым полезным словом или фразой во время разговора, просмотра фильма или чтения книги, заносите их в смартфон или ноутбук. Таким образом, вы сможете повторять записанное при любом удобном случае.

5. Применение

Используйте выученное в содержательных беседах. В этом заключается суть последнего из базовых методов эффективного изучения слов.

Исследователи из Монреальского университета Виктор Буше (Victor Boucher) и Алексис Лафлёр (Alexis Lafleur) обнаружили, что употреблять слова в разговоре эффективнее с точки зрения запоминания, чем произносить их вслух для себя.

Иначе говоря, чем больше вы общаетесь с другими людьми, тем лучше работает ваша лингвистическая память и тем быстрее растёт уровень владения языком. Поэтому всегда используйте выученный материал в реальных беседах. Этот метод многократно улучшит ваши навыки и даст опыт использования новых и давно заученных слов.

Предположим, вы прочитали статью по интересующей вас теме. Можете выбрать из неё незнакомые слова и применить их позже в коротком разговоре с языковым партнёром. Можно отметить и выучить ключевые слова, а затем пересказать с их помощью содержание статьи. Увидите, насколько хорошо вы усвоите материал после беседы.

lifehacker.ru

Как научиться быстро запоминать тексты 🚩 как запомнить текстовую информацию 🚩 Образование 🚩 Другое

По разным оценкам время активного запоминания составляет от 20 до 40 минут. Затем оно начинает снижаться, и эффективность обучения падает. Поэтому необходимо периодически давать мозгу отдыхать. Лучше всего использовать технику Pomodoro. В течение 25 минут учите материал, а затем 5 минут отдохните. Лучше всего выйти на улицу или сделать небольшую разминку, то есть полностью сменить деятельность.

Больше тренируйтесь. Память похожа на мышцу, и чем чаще вы заучиваете информацию, тем легче она запоминается. Постепенно увеличивайте сложность и объем. Это позволит заметно ускорить процесс запоминания и сделать его более надежным. Если у вас не так много материала для запоминания, можете, например, учить наизусть стихи.

Раньше в цирках были номера, в которых люди удивляли способностью моментально запоминать огромные объемы информации. Их секрет был раскрыт: применялись специальные системы запоминания, то есть, объемные ряды, к которым привязывались необходимые факты и сведения.

Дело в том, что мозг гораздо лучше запоминает ассоциации. Все дело в физиологии: нервным окончаниям гораздо проще стать прочнее, чем создавать новые отростки. Этим свойством и пользовались в номерах.

Допустим, существует список из 100 предметов: кошка, ложка, собака, лопата и т.д. Затем к этим вещам в нужном порядке придумываются ассоциации. Например, если нужно запомнить список гостей на свадьбу, представляют, как Лидия Ивановна гладит кошку, а Семен Петрович ест с помощью ложки и т.д.

В качестве таких списков лучше всего использовать хорошо изученные предметы. Например, мебель в комнате. Только заранее определите порядок, в котором она будет использоваться.

Мозг хорошо запоминает яркую, необычную и нужную информацию. Используйте эти особенности. Например, вам нужно выучить конспект по истории. Красочно представьте все события, которые происходили в данный период. Если есть цитаты, представьте, как тот или иной деятель их произносит.

Чтобы информация запоминалась быстрее, добавьте образам красок. Вы можете сделать полководцам необычной большие носы, а правителей нарядить в детские наряды. Лучше всего запоминается абсурд и гротеск.

Не забудьте сосредоточиться. Чем сильнее будет ваша концентрация, тем быстрее вы сможете запомнить материал. Приберитесь в комнате, выключите телефон и попросите близких вас не беспокоить. Настройтесь. Скажите себе, что эта информация очень важна для вас и объясните почему, а затем сразу же приступайте к запоминанию.

www.kakprosto.ru

5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

ПальцыАссоциация
Большой«Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный«Эмоции». Используйте только позитив
Средний«Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный«Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец«В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для достижения цели необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге.

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Купить книгу

lifehacker.ru

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов

Классические способы запоминания словарных  слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить  треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

Вы узнаете:

  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в  словарных словах  перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы-  Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

Зарегистрироваться на семинар можно по ссылке>>

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе — https://vk.com/rkirilina?w=wall-84297351_4208

 

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Похожее

gladtolearn.ru

Как запоминать иностранные слова: 23 крутых способа

На этой неделе мы с Language Heroes учим много-много слов. Начинающие обрабатывают Минилекс Гуннемарка, продолжающие — разнообразные списки неправильных глаголов, специальной лексики и т.п.

Перед нами стоит задача — освоить достаточно большой объем слов за 7 дней, и еще более важная задача — найти самый эффективный способ запоминания слов для каждого из участников.

Шаг 1.

Сначала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист. Если ты — аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту». А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности, смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

А нужно всего-то разобраться, что работает для тебя лично. Чек-лист придет к тебе на почту, если ты отсавишь свой мейл коту (см. кота сбоку :))

Шаг 2. Способы запоминания слов

Традиционные методы

 

1. Метод Ярцева (визуалы)

На самом деле, конечно же, этот метод появился задолго до Виталия Викторовича, но именно благодаря В.В.Ярцеву он появился у меня в жизни, и это очень крутой метод для ленивых людей типа меня (визуалов), поэтому в этой статье я начинаю с него и называю его так 🙂

Берем тетрадку. Выписываем в 2 (3) столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры.

Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но я не зубрила немецкий у этого преподавателя, а просто временами читала тетрадку. Он не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Т.е. получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

2. Метод карточек

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить.

Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять.

Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух.

Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

3. Метод прописывания

Классика жанра 🙂 Берешь слово и прописываешь его, много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов (про то, как иероглифы учить более эффективно, расскажу чуть ниже). Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.

4. Метод «Полстранички»

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, со обратной стороны — перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как для визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово.

Минус — вы привыкаете к определенному порядку слов. (но отчасти это и плюс 🙂

5. Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также, можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье 🙂 Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

6. Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать, это учить его бессистемно.

Его можно и нужно обработать и сгруппировать.

К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем вы выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо вы выписываете существительные мужского рода, потом женского.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям (исключения вы группируете отдельно), вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

7. Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним \ антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих.

Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

8. Метод изучения однокоренных слов (для фанатов)

Мы берем слова и группируем их вокруг корня. Т.е. условное «дело\сделать\сделанный» и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.

Обязательно гляньте лекцию Профессора Аргуэльеса на тему word families, он там как раз рассказывает, сколько и чего нужно знать для полного счастья.

9. Этимологический метод: мой  любимый (еще один ленивый способ)

Работает для тех, кто выучил несколько языков 🙂

Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни. Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно 🙂 И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю. (Ну и оно запоминается просто от факта того, что оказалось не распознанным и привлекло внимание)

Бонус изучения разных языков в том, что каждый следующий учится быстрее, если, конечно, не брать что-то совсем незнакомое.

10. Цепочки слов

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую).

Т.о. ты учишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно с пользой и увлекательно провести время 🙂

 Методы для нелюбителей дедовских методов 🙂

 11. Spaced Repetition (интервальные повторения): техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении запомненного учебного материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам.

Т.е. по факту вы устанавливаете на телефон приложение, и там вам программа автоматически будет показывать слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

Плюсы: капитально врезается в память

Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

Мое личное отношение: игралась, но не прониклась. Но штука полезная. Однозначно рекомендую любителям игр в телефоне, так вы хотя бы с пользой будете проводить время 🙂

Самая популярная программа для этого метода — Anki

12. Memrise.com

Мемрайз лично мне пришелся по душе больше, чем Anki, просто потому, что он веселее, и там есть супер-рейтинг! Вы также можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои. Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою.

Еще Memrise недавно добавили новую опцию — вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят! (Доступно для английского, но скоро будут и другие языки).

Обязательно попробуйте обе программы, выберите ту, которая понравится больше, и попробуйте Spaced Repetition. На самом деле, хорошая штука и многим очень помогает.

13. Quizlet.com

А здесь вы можете создавать свои списки и генерить разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д и т.п.) Хороший способ проверить себя в игровой форме для любителей разных тестов.

 «Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, ну объективно ж, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

Мнемотехника — один из самых популярных способов.

14. Мнемотехника

Суть способа — в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить.

Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример (спертый из интернета :)) « grief » («горе»):
«горе раненому тигру, (гриф -ы) кружатся над ним»

Субъективно: нужно тренироваться и привыкнуть, прежде, чем начнет получаться. Но те, кто им пользуется, достигают больших успехов. Наглядный пример — наша 16летняя Аленка, которая в следующем месяце идет сдавать HSK6 (высший уровень китайского языка). Она его использует. В интервью с ней рассказывается, как она работает над языком, и можно заглянуть в ее записи)

Алена советует к прочтению книгу «Эйнштейн гуляет по луне», Джошуа Фоер.

В приложении Memrise есть возможность создавать свои «Mems» и пользоваться ассоциациями других. Очень рекомендую эту опцию тем, кто не может запоминать трудные слова 🙂

15 — тактика «ударного слога» (подробнее о ней можно прочитать тут (англ.яз.), суть способа в том, что вы придумываете ассоциацию именно для ударного слога в слове)

 

Для аудиалов

Правило №1 для вас — всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список — читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это — самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем ежели вы бы просто их читали и писали молча.

16. Прослушивание слов

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Это ваш инструмент №1.

Также, вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов. Наши рекомендации по подкастам на разных языках вы сможете найти в разделе Методики и ресурсы

На сайте Forvo.com вы можете послушать звучание любого слова столько раз, сколько вам будет нужно.

17. Многократный повтор

Способ, похожий на прописывание слов в ряд, достаточно нудный и скучный, но эффективный — повторяйте вслух несколько раз.

Вообще, есть мнение, что можно считать слово выученным, если вы 5 раз употребили его в контексте. Поэтому, попробуйте привести 5 разных примеров употребления этого слова. Естественно, вслух. Закрепить можно, записав это.

Методы для тех, кому категорически не хочется работать со списками

18. Чтение (много чтения)

Если уровень достаточно высок, и нет острой необходимости срочно расширять словарный запас, проще всего просто много читать. Можно помечать новые слова и даже их выписывать (это работает лучше всего, но не все любят это делать :). Читая, вы учитесь понимать смысл по контексту, вы «напитываетесь» словами, они сами по себе становятся вашим пассивным запасом. Но чтение обычно не очень помогает переводить их в актив, т.е. чтобы прогрессировать в языке, помимо чтения нужно делать что-то еще 🙂

Читать и сразу же формировать списки можно с помощью ReadLang

Важные хитрости (для всех!)

19. Учите слова в контексте

Не учите список просто так. Вот есть Минилекс, и он начинается со слова «без». Сразу после «без» идет «безопасный», а потом «беспокоиться» и «билет». Если посмотреть список самых частотных слов в китайском, на первом месте вообще будет стоять частица 的, которая является синтаксическим служебным словом и не имеет собственного смысла!

Всегда учите слова в контексте, подбирайте примеры и словосочетания. Работайте со словарем!

20. Заучивайте диалоги наизусть

Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть — один из вернейших способов того, что вы в нужный момент вспомните и правильно употребите слово в нужном вам контексте.

Да, на это уйдет больше сил и времени, но в долгосрочной перспективе у вас в голове будет набор из готовых структур, которыми вы с удовольствием будете пользоваться.

21. Просите, чтобы вас кто-то проверил

Возьмите мужа\маму\ребенка\друга и попросите их погонять вас по списку. Оценки вам, конечно, ставить не будут, но элемент контроля и дисциплины появится.

22. Учите то, что действительно необходимо.

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите мотыги и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом — мотыги, не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось. Сначала важное, потом — интересное, потом — сложное и зачем-то нужное.

(Будущие переводчики, к вам это не относится, вам нужно всё. Мне вот как-то пригодилось знание термина «выдвижной ящичек стола» на китайском, хотя кто бы мог подумать 🙂 Если ты переводчик, ты должен знать очень много разной лексики.

23. Подходите к процессу творчески!

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте. Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вы видите что-то, что вас заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь. Интересуйтесь тем, что вам интересно. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают. В общем, be as creative as possible!

И все обязательно получится 🙂

 

Бонус: как учить иероглифы!

 

 

Picture Credit

petitepolyglot.com

Мнемотехника, или как выучить немецкий язык легко?

 

Мнемотехника, или как выучить немецкий язык легко? Простые приемы и способы запоминания слов, выражений и целых предложений!

Кто из нас хоть раз в жизни не жаловался на свою память? «Я это слово произнести не могу! А выучить и подавно…» — как часто лично Вы говорили что-то похожее? Я, признаюсь, нередко.

 

Как же быть с изучением иностранного языка? Можно ли запомнить большое количество новых иностранных слов и грамматических правил, не обладая отличной памятью? Да. И сделать это можно двумя способами:

 

1. Путем обыкновенной зубрежки. Работает. Проверено. Но есть в этом методе большой минус: требуется много времени и терпения.

 

2. С помощью мнемотехники. Скажу сразу: речь не идет о новомодном направлении в изучении иностранных языков. Мнемотехника – это давний метод, который позволяет запоминать любую информацию быстрее и проще. 

 

Что такое мнемотехника?

Давайте заглянем в Википедию. Вот как толкует это странное слово популярная электронная энциклопедия: «Мнемоте́хника (мнемоника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).»

 

Проще говоря, мнемотехника – это способы, которые помогают запомнить нужную информацию.

Причем любую: номера телефонов или даты, имена и фамилии, иностранные слова. Мнемотехнические способы строятся на вполне очевидном факте: человеку сложно запомнить ничего незначащие для него буквы, цифры и прочие символы. Гораздо проще сохранить в памяти яркие картинки.
 

Ну, вот как, скажите Бога ради, мне запомнить набор из 15 цифр? Это ведь просто знаки, которые лично для меня не значат ничего! Конечно, если я буду регулярно повторять эти цифры, то результат появится, но ведь на это нужно время и терпение. Кроме того, «зазубренная» информация, которая не используется, очень быстро забывается. 

 

А теперь давайте попробуем заменить цифры яркими картинками. Например, цифра 2 очень похожа на лебедя, поэтому каждый раз, как нужно будет запомнить двойку, представим себе лебедя. Цифра 8 немного напоминает матрешку, а 1 – карандаш. Таким образом, чтобы запомнить цифры 281 нам нужно представить лебедя, матрешку и карандаш, при этом они должны взаимодействовать друг с другом. Например, лебедь плывет по озеру, хватает клювом утонувший карандаш и начинает вырисовывать на суше матрешку. Не правда ли, такая мини-история запомнится лучше, чем просто 281?

 

Пример с цифрами я привела только для того чтобы Вы поняли суть мнемотехники. Но Вас, конечно же, интересует, каким образом этот метод поможет выучить немецкий язык. 

 

Как с помощью мнемотехники выучить немецкий?

Выучить иностранный язык (и немецкий в том числе) – значит, запомнить огромное количество новой информации: иностранные слова, грамматические правила. И, в общем-то, для новичка сделать это не проще, чем запомнить набор тех же цифр или, скажем, иероглифов. Действительно, в чем разница? Мнемотехнике же под силу упростить задачу. С помощью мнемотехники можно выучить:

  • слова;
  • некоторые грамматические правила, а именно:
    — артикли
    — формы неправильных глаголов
    — предлоги
    — управление глаголов
    — склонение прилагательных

 

Как выучить немецкие слова?

Новые немецкие слова можно запомнить с помощью метода ключевого слова. Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к немецкому слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию. 

 

Например, Вам нужно запомнить слово Brille, что значит, очки. Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов:

  1. Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Какое слово из русского языка оно Вам напоминает? Мне кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово у нас и будет ключевым.  
     
  2. Представляем ситуацию. Это значит, нужно придумать мини-историю, в которой будут взаимодействовать ключевое слово (в нашем случае — бриллиант) и слово-перевод (в нашем случае — очки).

    Например: Вам сделали неслыханной щедрости подарок: ОЧКИ, но не простые и даже не золотые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Вот это да!
     

  3. Мысленно создаем картинку (она будет называться мнемокартинкой), которая отображает придуманную ситуацию. Визуализируйте эти бриллиантовые очки, представьте их в деталях. Какая у них будет оправа? А как будут выглядеть бриллианты? Красиво, не правда ли? Мои бриллиантовые очки выглядят, к примеру, так:


Иногда, подобрать ключевое слово к новому немецкому слову не составляет абсолютно никакого труда. Например, немецкое слово Tier (животное) чрезвычайно похоже на русское слово «тир». Применяем вышеописанный мнемотехнический метод и получаем вот такую мнемокартинку и к ней ситуацию:

 

 

Ситуация: Вы с удовольствием посещаете ТИР и стреляете в нарисованных ЖИВОТНЫХ. Вы  – против убийства зверей!

 

Я уже предвижу скептические высказывания со стороны некоторых читателей. «Но ведь таких вот схожих слов не много!» или «У меня не такая хорошая фантазия, чтобы выдумывать ключевые слова и истории!». 

 

И я очень хорошо Вас понимаю! Действительно, не так-то много слов, которые похожи на русские. Но доказано на практике:  чаще всего нам достаточно вспомнить лишь начальную букву или первый слог слова,  для того чтобы назвать это слово целиком. Наверняка, у Вас было такое: кто-то подсказывает первые две буквы слова, и Вы моментально вспоминаете все слово. Например: Вы не можете вспомнить слово Löffel (ложка). Оно крутится у Вас на языке. «Ну как же это… Lu… Le…», — а учитель Вам подсказывает «Lö…», и Вы радостно подставляете последний слог «А-а, Lö-ffel!».

 

Запомните, Вам не нужно искать ключевое слово с абсолютным звуковым сходством!

 

Главное, чтобы оно Вам НАПОМИНАЛО о том новом слове, которое Вы хотите запомнить! Например, для Löffel я подобрала ключевое слово «лёффа» или «Лёва». Я знаю, в русском языке нет слова «лёффа», но что-то похожее вполне могут произнести маленькие детки. 

 

Относительно сомнений на тему фантазии скажу следующее: для поиска ключевых слов, действительно, потребуется немного креатива. Но, думаю, чуть-чуть пофантазировать способен каждый из нас.

 

Как выучить артикли?

Большая часть тех, кто учит немецкий язык, считает артикли самой сложной темой. Действительно, как можно запомнить род существительного? Слово «молоко» в немецком языке женского рода (то есть «она»), а «девочка» — среднего (то есть «оно»). Почему? Справедливый вопрос. Но ответа на него, к сожалению, мы не получим. Зато нам под силу упростить себе запоминание артиклей. 

 

Есть несколько мнемотехнических способов запомнить немецкие артикли. Подробно о них я рассказывала в своих видеоуроках. Сейчас мы рассмотрим только один способ. 

 

 

Метод «парное запоминание»

Давайте разберемся, в чем смысл этого метода, не касаясь пока темы артиклей. Представьте, что Вам нужно запомнить одну пару слов: Телевизор – стол.

 

Это просто два не связанных друг с другом слова. Конечно, запомнить их на короткое время не составит труда. Однако наша задача заключается в том, чтобы сохранить их в памяти надолго. Для этого нам нужно будет сделать 2 шага:

  1. Связать друг с другом слова. Сделаем мы это с помощью такого предложения: Я вижу огромный стол, на котором стоит телевизор.
     
  2. Визуализировать предложение. Это значит, нужно придумать к нему яркую картинку. Представьте себе совершенно конкретные стол и телевизор. 

 

Как использовать метод для немецких артиклей?

По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже 2 слова. Только одно из них – артикль – невозможно себе представить в картинке, т.к. оно не имеет никакого смысла. 

 

Наша задача – заменить артикль понятным для нас словом-образом.

Выберем образы для артиклей:

  • Der – артикль мужского рода, значит, нам нужно заменить его на образ, который ассоциируется у нас с мужественностью. Это может быть сильный мужчина или лев.
     
  • Die – артикль  женского рода. С чем у Вас ассоциируется женственность? Скорее всего, это будет образ хрупкой девушки.
     
  • Das – артикль среднего рода. Найти образ для данного артикля немного сложнее. Пусть это будет что-то нейтральное, то, что не напоминает нам о  мужском или женском роде. Например,  море. 

Теперь давайте рассмотрим этот метод на конкретном примере.

Ваша задача: выучить род существительного Glas (стакан). Слово это среднего рода.
Делаем следующие шаги:

  1. Замена. Заменяем артикль das на символический  образ – образ моря.
     
  2. Взаимосвязь. Строим взаимосвязь между словами  стакан – море при помощи предложения:  стакан плавает в море.
     
  3. Визуализация. Представляем ситуацию в картинке.   

 

В Вашей памяти должна хорошо закрепиться эта ситуация. Каждый раз, когда Вы будете иметь дело со словом Glas, перед глазами должна появиться картинка с плавающим в море стаканом. «Ага, стакан в море, значит, он среднего рода», — подумаете Вы и порадуетесь своей хорошей памяти.  Имейте ввиду, Вы можете выбрать любые образы для артиклей! Главное, всегда использовать одни и те же образы. 

 

 

«Поможет ли мнемотехника лично мне?»

Наверное, Вас интересует, для всех ли подходит  мнемотехника? А, главное, поможет ли она лично Вам? Отвечаю: мнемотехника работает для всех! Однако при 3 условиях:

  1. Вы изначально должны быть положительно настроены по отношению к мнемотехническим методам. Высказывания типа «Понапридумывают там всякие методы» или «Язык нужно только зубрить» Вам не помогут. Позиция должна быть примерно такая: «Интересно! Это нужно попробовать. Что-то поможет точно!».
     
  2. Вы должны внимательно и вдумчиво изучить методы. Важно понять, как работает мнемотехника.
     
  3. Вам необходимо применить мнемотехнику на практике! Мало прочесть, нужно попробовать!

Как-то раз участникам своей группы Вконтакте я задала такой вопрос: «Помогает ли Вам мнемотехника учить немецкий?». Вот какие ответы я получила:

— «да» — 10 человек
— «скорее да» — 12 человек

— «нет» — 3 человека

— «скорее нет» — 1 человек

— «не знаю, не пробовал(а)» — 6 человек. 

 

Как видите, подавляющее большинство говорит о том, что мнемотехника работает!

 

И в заключение хотелось бы напомнить Вам, уважаемые читатели, об одном неоспоримом факте: любую информацию, которую Вы запомнили, необходимо применять на практике! Выучили слова? Отлично! Составляйте с ними предложения, используйте в своих письмах и обязательно в разговоре! Только так Вы сможете выучить язык!

 

Успехов Вам в изучении немецкого языка!

 

Оксана Васильева, преподаватель немецкого языка

www.de-online.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о