Как у мусульман называется головной убор – под чем они скрывают лицо

под чем они скрывают лицо

Религиозные убеждения накладывают отпечаток на моду. По тому, как человек одевается, иногда можно угадать, к какой вере он относится. Так, мусульманских женщин часто можно идентифицировать по закрытой одежде и платку на голове. Это не просто аксессуар. Эта вещь наделена глубоким духовным смыслом. Также интерес представляет широкое разнообразие головных уборов мусульманок.

Духовный смысл

Для мусульманской женщины ношение головного убора символизирует скромность, женственность, а главное — послушание Аллаху. В Коране написано, что женщины не должны выставлять напоказ свою красоту. Они могут показывать себя только родственникам и немногим приближенным, которые вхожи в дом. В одной из сур Корана также указано, что головной убор отличает честную женщину от рабыни или блудницы.

В некоторых странах традиция носить закрытую одежду и покрывать голову зародилась еще в древнейшие доисламские времена. Тогда существовала традиция затворничества женщин. Позже она обрела религиозное обоснование.

Стоит отметить, что в некоторых мусульманских странах уже не существует строгих правил относительно ношения головных уборов. Так, например, в некоторых регионах Турции (особенно в туристических) женщины, а большинстве своем, не покрывают голову. Но в некоторых странах обязанность носить закрытую одежду и головные уборы возложена не только на местных жительниц, но и на туристок.

Шейла и хиджаб

Шейла и хиджаб — это самые демократичные виды мусульманских головных уборов. Они покрывают волосы, а иногда — шею и плечи. Их принято носить в Турции, Египте, Ливане, Иране.

Шейла — это длинный шарф, который женщины свободно повязывают на голове, а края оставляют свисать с плеч. Такой головной убор любят в странах Персидского залива.

Хиджаб — это платок, который полностью покрывает голову и шею женщины. Также есть хиджаб-амира, который состоит из облегающей шапочки и платка, полностью закрывающего плечи, шеи и грудь. Именно хиджабы чаще всего можно увидеть на мусульманках, которые живут в европейских странах.

Также в Турции и на Ближнем Востоке распространен такой вид головного убора, как химар. Это накидка-платок, которая полностью закрывает голову, шею, плечи и грудь. Длина накидки достигает уровня талии.

Внешний вид головного убора может отличаться в зависимости от страны. Так, например, турчанки любят яркие шелковые платки с красивыми принтами, но многие из них надевают обтягивающие шапочки, чтобы прикрыть линию роста волос. А вот персидские женщины повязывают платки свободно, чтобы из-под них могли выглядывать пряди. Иранские женщины предпочитают простые платки, небрежно обернутые вокруг головы.

Стили и формы хиджаба

Хиджаб — это не просто головной убор. Это целая культура и даже искусство. С раннего возраста мусульманских девочек учат различными способами повязывать хиджаб. Сегодня в мировой мусульманской культуре выделилось несколько общепринятых стилей:

  • Кавказский — самый консервативный стиль, напоминающий монашеский. Головной убор полностью закрывает волосы, а иногда — лоб и подбородок.

  • Египетский — сформировался за последние пару десятилетий и стал менее консервативным. Туго повязанный однотонный платок постепенно сменился более раскрепощенными вариантами смелых ярких оттенков. Также стиль хиджаба может зависеть от того, к какому социальному классу относится египтянка.

  • Турецкий — довольно элегантный стиль, который подразумевает ношение шелковых квадратных или краеугольных платков. Особенность этого стиля заключается в продолговатой форме черепа, которая создается за счет пучка волос на затылке или специальных подкладок.

  • Индонезийский и малазийский — особенность стиля заключается в небольшом козырьке на лбу. Раньше женщины формировали его самостоятельно, но сейчас в продаже есть специальные платки, где козырек уже предусмотрен.

  • Испанский — так называется стиль повязывания хиджаба на манер причесок испанских танцовщиц. Платок покрывает только голову, а его концы завязываются сзади и перекидываются на одно плечо.

  • Эмиратский — этот стиль подразумевает многослойность. Также под платок используют накладки из искусственных волос, чтобы «конструкция» получилась объемной.

  • Иранский — небрежно повязанный платок, из-под которого видны волосы. Также он может не закрывать шею.

  • Африканский — подразумевает ношение замысловатых высоких тюрбанов.

Никаб и абайя

Абайя — это длинная свободная одежда, которая закрывает все тело. А никаб — головной убор, который закрывает не только голову, плечи и грудь, но также лицо. Есть только небольшой разрез для глаз. Чаще всего такие наряды носят жительницы стран Персидского залива, а также Йемена и Пакистана. Одежда может быть однотонной или украшенной красивой вышивкой. Никаб и абайя — это одежда для ношения в общественных местах, а также в смешанных компаниях.

Паранджа или чадра

Жительницы Афганистана и Пакистана, как правило, носят паранджу или чадру. Паранджа — это одежда, которая закрывает все тело. В области лица прорезан «экран», который закрыт сеткой. Таким образом, женщина может свободно смотреть и дышать, но окружающие не могут различить ее черт лица.

Слово «чадра» переводится с персидского на русский как «палатка». Это большое покрывало, которое надевается на голову и полностью закрывает тело. Открытым остается лишь лицо. Интересно, что чадра не имеет никаких креплений, а потому она постоянно съезжает и перекручивается. Изначально женщинам приходилось постоянно придерживать накидку рукой. Но сейчас многие предпочитают прикалывать ее к одежде или же приделывать завязки.

Чадра — это еще одна разновидность закрытой одежды. Это халат-покрывало, которое с ног о головы закрывает фигуру женщины. Есть лишь небольшой разрез для глаз. Также женщины могут надевать на лицо бурки — «маски» с разрезами для глаз, которые могут быть украшены вышивкой. Они считаются символом женской чести.

Джильбаб

В Индонезии, Малайзии и других странах Юго-Восточной Азии мусульманки предпочитают джильбаб. Раньше это была сплошная одежда, закрывающая голову и тело. Но сегодня джильбаб трансформировался в простое закрытое платье-халат, головной убор на которое надевается отдельно. Азиатки считают джильбаб более демократичным и модным, чем традиционные исламские наряды.

www.syl.ru

Чалма, феска, куфия, тюбетейка… | Ислам в Дагестане

Твоя шапка расскажет о тебе многое

В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.

Чалма

Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.

Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.

Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.

Куфия

Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.

В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией. 

Тюбетейка

Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.

На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.  

Феска

Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.

Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.

Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).

Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.

islamdag.ru

Роль тюбетейки в духовной жизни мусульманина

Некоторые виды одежды сегодня ассоциируются с приверженцами той или иной религии. Одним из таких атрибутов служит тюбетейка, которую носят многие мусульмане во время посещения мечети, а также в обыденной жизни.

Несмотря на то, что дизайн головного убора у каждого народа свой, предназначение тюбетейки едино для всех правоверных.

 

Каноническое положение головного убора в исламе

В современном мире большое влияние на религию оказывают местные национальные обычаи и традиции, что, в свою очередь, привело к некоторым различиям в духовной практике, поклонении, исполнении религиозных обрядов, в воззрениях на исламские каноны у разных народов. В результате стало сложно выявить грань между религией и национальным сегментом.

Вопрос о ношении головного убора мусульманами служит тому наглядным примером. Одни верующие связывают его с предписаниями Шариата, другие – исключительно с культурой исповедующих ислам народов.

Большинство учёных относят ношение мужского головного убора к элементу религии, а некоторые и вовсе утверждают, что – это сунна. Сторонники такой позиции, как правило, сходятся во мнении, что совершение намаза без головного убора – это макрух (порицаемо). За это верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания.

В качестве доказательства приводится аят Священного Корана:

«Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети…» (7:31)

В данном случае речь идёт не только о прикрытии аурата, но и необходимости облачиться в чистую одежду, умаститься благовониями и использовать мисвак. И некоторые богословы утверждают, что тюбетейка, чалма или иной головной убор мусульманина тоже относится к его украшениям, а значит, его ношение желательно.

Для обоснования этой позиции приводятся также и некоторые хадисы, в которых описывается, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) постоянно носил головной убор.

Со слов сподвижника по имени Джабир ибн Абдуллах передаётся, что в день завоевания Мекки Пророк (с.г.в.) был в чёрной чалме (Муслим, Тирмизи). В другом хадисе приводятся слова самого Мухаммада (с.г.в.): «Отличительной особенностью между нами и многобожниками служит повязанная чалма» (Абу Дауд). На основании этого многие видные богословы заявляли о желательности покрытия головы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Но исключением считается совершение паломничества, так как во время хаджа ношение головных уборов запрещено.

Есть и другая версия, утверждающая, что головные уборы у мусульманских народов – это лишь атрибут культуры, а чалму арабы носили и до Милости миров Мухаммада (с.г.в.). Т.е. Посланник Аллаха (с.г.в.), повязывая чалму, руководствовался не религиозными постулатами, а национальным обычаем.

Ношение головных уборов у арабов прижилось из-за климатических условий местности. Многие племена, проживавшие в пустынях Аравии, носили чалму для защиты от солнечных лучей. Именно этим объясняется, по мнению сторонников данной позиции, тот факт, что Пророк (с.г.в.) постоянно был в головном уборе. От арабов этот элемент культуры со временем «перекочевал» и к другим народам, принявшим ислам, трансформировался и видоизменялся. Так и появились тюбетейки у мусульман тюркского мира.

 

Виды тюбетеек

У различных тюркских народов присутствует собственное название национального головного убора. У мусульман России, большинство из которых – татары, головной убор именуется тюбетейкой. Это слово произошло от татарского «тубе» («вершина»). На территории Узбекистана её так же называют тюбетейкой, но присутствуют и собственные названия – «дуппи» и «калпок». В Таджикистане их именуют туппи (на севере страны) и токки (на юге). В Казахстане распространено название «такья», а в Туркменистане – «тахья».

У любого народа мы можем встретить разнообразие форм и цветов данного элемента гадероба. Это связано с тем, что тюбетейки издревле различались в зависимости от города проживания, социального статуса человека, пола и даже возраста. Например, классическая

ферганская тюбетейка имеет строгий вид. Для нее характерно сочетание белого узора с черным фоном.

Женская же тюбетейка указывала на семейное положение ее обладательницы. Именно по тюбетейке молодой человек мог понять, замужем приглянувшаяся ему особа или нет. Причём, головному убору уделялось большое внимание и в случае, если девушка так и не смогла выйти замуж – она вынуждена была всё равно носить девичью тюбетейку.

До нас дошли тюбетейки разных видов, включая круглые и квадратные, сферические и остроконечные, заниженные и завышенные. Кроме того, вышивались они различными узорами и цветами нитей. Это зависело от многих факторов, на которые в дореволюционное время обращали большое внимание – запрещалось носить головной убор, который не соответствует твоему семейному и материальному положению, происхождению, роду деятельности и т.д.

Также мусульманский головной убор выполнял своего рода функцию защиты от тёмных сил. Согласно поверьям, тюбетейка оберегает человека от сглаза, порчи и колдовства. По этой причине запрещалось надевать чужую тюбетейку, так как люди верили, что с головным убором человеку может перейти его судьба. Особенно это касалось тюбетеек умерших.

В наши дни тюбетейка также пользуется особой популярностью у различных слоев населения, причём не только у тюрков. Некоторые предпочитают именно её иным головным уборам. Некоторые же надевают тюбетейку исключительно для походов в мечеть по пятницам и в дни праздников.

islam.global

О мужском головном уборе | Ислам в Дагестане

В книге «Фатава Ислам» говорится, что нет ни одного алима, который обязывал бы мужчин покрывать головы. Некоторые алимы считают это желательным. Также, по их мнению, не покрывание головы перед людьми лишает достоинства, особенно если мужчина — уважаемый в обществе человек (в преклонном возрасте, учёный-богослов и т.п.). Непокрывание головы в этих случаях считается наиболее мерзким. Подобный поступок порицается. Это решение меняется с изменением обычаев.

Имам Шатиби (да будет доволен им Аллах) разделил обычаи людей на две категории:

1) Обычаи, которые регламентированы законами Шариата. Здесь рассматривается шариатская точка зрения, но не обычай людей. К примеру, обнажение аврата с шариатской точки зрения считается греховным, несмотря на то, что многие люди это делают. Другой пример: очищение от нечистот. Это хорошее дело, которое повелевает Шариат, несмотря на то, что многие люди не придают ему значения и не защищают себя от этого.

2) Обычай людей, в отношении которого нет шариатского довода — опровергающего это или одобряемого. Подразделяется на два вида:

1) Привычки, которые не меняются (употребление пищи, питья и т.д.).

2) Манеры, меняющиеся с изменением манер в обществе. Как указал имам Шатиби, к этой категории относится и покрывание головы.

Решение о покрывании головы меняется в зависимости от обычаев людей в той местности, где они живут. Этот поступок считается мерзким на Востоке, но не на Западе. Шариатское решение относительно покрывания головы меняется вслед за обычаем. Для жителей Востока это будет порицаемым поступком в том, что определяет благочестие человека, а на Западе это не будет порицаемым. Рекомендуется мужчинам соответствовать обычаям (которые не противоречат Шариату) общества, в котором они живут. Не отличаться ни в одежде, ни в чём-либо другом.

Покрывание себя в намазе

В книге «Фатава ашабакатуль ислямия» говорится, что надевание чалмы (головного убора) в намазе и вне намаза — это сунна Пророка (мир ему и благословение), его действие. Передали Асхабу сунан от Мугиры, что Пророк (мир ему и благословение) «Протёр чуб, чалму и хуффайни (кожаные носки)». Покрывание головы в намазе для мужчин не является суннатом (намаза). Это желательное действие для людей того общества, где надевание чалмы для украшения является обычаем. Поскольку Всевышний говорит:

Смысл: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (в то, что укрывает аврат) при каждой мечети (при совершении намаза и обхождения Каабы)» (сура «аль-Араф», аят 31).

Ношение чалмы было обычаем у арабов до Посланника (мир ему и благословение). Есть слабое слово: «Чалма — это корона арабов». Что касается покрывания головы в период хаджа, то это запрещено.

Покрывание головы при справлении нужды

В книге «Мажму» Имама ан-Навави говорится, что Имам Аль-Джувайни, Аль-Газали, Аль-Багави (да будет доволен ими Аллах) и другие сказали: «Нежелательно справлять нужду с неприкрытой головой». Некоторые сподвижники сказали, если не найдёте ничего, чем можно прикрыть голову, то прикройте её рукавом.

Байхаки передал хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), «что Пророк (мир ему и благословение) прикрывал голову, когда ходил справлять нужду, и когда к нему приходили люди». Байхаки также передаёт хадис о прикрытии головы при справлении нужды от Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), который считается достоверным.

В сборнике ибн Шайба есть хадис, в котором повествуется, что Абу-Бакр (да будет доволен ими Аллах), читая проповедь, сказал: «О мусульмане, стыдитесь Аллаха! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, когда я иду справлять нужду, я покрываю голову, стыдясь Всевышнего».

Мудрость покрытия головы при справлении нужды

Имам Манави (да будет доволен им Аллах) в книге «Файзу кадир» о причине покрытия головы при справлении нужды сказал: «Голову при справлении нужды покрывают из стыда перед Аллахом, это сужает поры тела, способствует быстрому выведению отходов, и снижает вероятность пропитывания волосами запаха нечистот».

Ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что непокрывание головы при справлении нужды влечёт за собой болезнь, которая называется «Лявван» (колики, боль в животе, искривление позвоночника), а также препятствует справлению нужды. О желательности покрывания головы при справлении нужды достаточно слов Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), ибо рекомендуется возвеличивать слова сподвижников из-за их приближенности к Аллаху.

islamdag.ru

Головной убор в намазе

Многие молодые мусульмане­ задаются вопросом в отношении доказатель­ства   головного убора,   является

ли это Сунной Благородно­го Посланника­ Аллаха, мир ему и благослове­ние.

В нашей статье мы решили
разъяснить­ этот вопрос. Мусульмани­ну носить головной убор желательно­ всегда, не только во время совершения­ молитвы. Намаз   без головного убора противореч­ит Сунне Благородно­го Посланника­ Аллаха, мир ему и
благослове­ние, поэтому исламские ученые   постановил­и, что это является нежелатель­ным (макрухом)­. Под
словом «макрух» здесь подразумев­ается «макрух танзихи», то есть это действие противореч­ит
предпочтит­ельному способу исполнения­. Верующий   не получит греха за исполнение­ намаза без головного
убора, однако ему нужно стараться следовать Сунне Пророка, мир ему и благослове­ние, и совершать намаз
в головном   уборе. Ведь мусульмани­ну всегда нужно стремиться­ к лучшему в своем поклонении­ Аллаху и соблюдать все адабы молитвы. Не одевать головной убор во время совершения­ молитвы, имея на это возможност­ь, порицается­ в Исламе,
но это не является обязательн­остью. Однако вознагражд­ение   за намаз, совершенны­й не соблюдая Сунну,
уменьшаетс­я. Приведём некоторые доводы, которые явно указывают на то, что Пророк, мир ему и благословл­ение Аллаха,
и сподвижник­и находились­ в головных уборах   во время намаза и что это является Сунной Посланника­
Аллаха, мир ему и благослове­ние. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорил, что Пророк , мир ему и благословл­ение Аллаха, носил
белую тибутейку. (Табрани) Хабиб ибн Салих, да будет доволен им Аллах, говорил, что Пророк, мир ему и благословл­ение Аллаха, когда входил в туалет, был в обуви и с покрытой головой.   Байхаки) ( Вайл ибн Худжр, да будет доволен им Аллах,   рассказыва­л, что он совершал намаз с Пророком, мир ему и
благословл­ение Аллаха,   и со сподвижник­ами, на которых были барнасы (разновидн­ость топи или одежды с
капюшоном)­.   (Ибн Хузайма) Передал Абу Кабша, да будет доволен им Аллах, что головные уборы сподвижник­ов были круглыми и
широкими. (Миркат) Передал   Табрани со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и
благословл­ение Аллаха, носил белый головной убор. (Миркат) Опираясь на эти и на многие другие доказатель­ства в пользу ношения головного убора, мы можем сказать,
что молитва без головного убора –   это макрух (действие которое не одобряется­). В Исламе не имеет основы и не установлен­о, что посланник Аллаха, да благослови­т его Аллах и
приветству­ет,   когда-либо молился без головного убора, кроме как, будучи паломником­. Если бы Посланник
Аллаха, да благослови­т его Аллах и приветству­ет, молился с непокрытой­ головой, то это было бы
зарегистри­ровано его сподвижник­ами. Хадис от Ибн Аббаса, что Пророк, да благослови­т его Аллах и
приветству­ет,   иногда снимал головной убор и помещал его как сутру   является слабым (даиф). В одном из хадисов сказано: » Аллах более достоин из вашего украшения»­. Поэтому желательно­ для
мусульмани­на совершать молитву в самом прекрасном­ виде. У праведных предков и авлия также не входило в традицию обнажать голову, находясь на улице, в доме или
в мечети. В шариате не установлен­о, что Пророк, да благослови­т его Аллах и приветству­ет, когда-либо молился без
головного убора, кроме как в состоянии ихрама. Если   бы Посланник Аллаха, мир ему и благослове­ние,
молился с не покрытой головой, было бы большое количество­ случаев, чтобы сообщить об этом. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сообщает, что Посланник Аллаха, да благослови­т его Аллах и
приветству­ет,   обращался к сподвижник­ам, нося черный тюрбан. (Сахих аль-Бухари) Ибн Умар , да будет доволен им Аллах, рассказыва­ет, что Посланник Аллаха, да благослови­т его Аллах и
приветству­ет,   имел обыкновени­е носить белый головной убор. (Табрани и Имам Суюти) Абу Дауд и Тирмизи   сообщают, что Посланник Аллаха, да благослови­т его Аллах и приветству­ет,   сказал,
что «различие между нами и многобожни­ками — тюрбаны, обмотанные­ вокруг шапок». Таким образом мы   можем сказать, что головной убор в намазе и не только является Сунной   Благородно­го
Посланника­ Аллаха, мир ему и благослове­ние. Да наставит нас   Аллах на путь истины и отдалит от заблуждени­я!

serdce-chechni.ru

О ношении головного убора мужчинами — Musulmanin.com

О ношении головного убора мужчинами

«Покрытие головы считается украшением лишь среди тех мусульман, которые не поддались влиянию иноверческих обычаев» (шейх аль-Албани)

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик Кавказа, является ношение мужчинами головного убора. У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. На этой почве возникает «конфликт отцов и детей», вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. Данная статья обращена, прежде всего, к тем мусульманам, которые желают возродить Сунну, стремятся следовать ей и готовы прислушаться к мнению авторитетных ученых. В первой части статьи разбирается вопрос, связанный с желательностью покрытия мужчинами головы при совершении намаза, а во второй части — с ношением мужчинами головного убора за пределами дома.

1. О покрытии мужчинами головы во время намаза

Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (сура «аль-Араф», аят 31).

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Что касается украшения для молитвы, то это больше, чем просто прикрытие аурата (аурат — части тела, которые должны скрывать от посторонних глаз мужчины и женщины — прим. Д.Х.). Основа в этом (т. е. в украшении для молитвы — прим. Д.Х.) — Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. Что касается Корана, то об этом свидетельствуют Слова Безупречного и Всевышнего Аллаха: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети«… Каждое место, где совершаются земные поклоны, является мечетью» («Шарх ‘Умдат аль-Фикх», стр. 258-259).

Из достоверной Сунны известно, что этот аят был ниспослан о людях, которые совершали обход Каабы обнаженными. Как указывает Ибн Касир и другие толкователи Корана под словом «украшения» в данном аяте подразумевается одежда. Приведя соответствующие хадисы, Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: «Исходя из данного аята и толкования его смысла, которое передается в хадисах, украшение себя для молитвы является частью Сунны, особенно в пятничный и праздничные дни. В частности, к подобному украшению относится умащение благовониями, использование зубочистки (сивак) и облачение в одежду белого цвета, ибо такая одежда является наилучшей…».

Хусейн ибн ‘Аура аль-‘Авейша, составитель 7-томной «Популярной энциклопедии по фикху» и ученик шейха аль-Албани, вопрошает: «Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?» («аль-Мавсуа аль-фикхия аль-муйассара», том 1, стр. 415).

Как указал другой ученик шейха аль-Албани, Машхур ибн Хасан Аль Салман в своей книге «Ясное слово об ошибках молящихся» («аль-Кауль аль-мубин фи ахта аль-мусаллин»): «Молящемуся желательно облачиться в самую лучшую одежду, которая подобает для совершения намаза, в том числе надев чалму, калансуву (небольшая шапочка, надеваемая под чалму — прим. Д.Х.), такыю (вид тюбетейки — прим. Д.Х.) или другой головной убор, который человек привык носить» (стр. 56). Обнажение мужчинами головы без уважительной причины нежелательно (макрух). Особенно это касается обязательной молитвы и тем более при совершении коллективного намаза» («Фетвы» Мухаммада Рашид Рида, (5/1849), «ас-Сунан ва аль-Мубтада‘ат» (стр. 69)».

Далее шейх Машхур ибн Хасан пишет: «В Сунне нет подтверждения тому, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился с непокрытой головой, за исключением состояния ихрама. Несмотря на многочисленность сообщений о словах и действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, среди них нет ни одного, где передавалось бы, что он молился без чалмы. Тот, кто заявляет об обратном, должен привести шариатское доказательство (См. «ад-Дин аль-Халис» (3/214) и «аль-Аджвиба ан-Нафиа ‘ан аль-Масаиль аль-Вакиа (стр. 110). Вместе с тем необходимо отметить, что совершение мужчиной молитвы с непокрытой головой лишь нежелательно (макрух). В противном случае она действительна, о чем сказал аль-Багави и други

musulmanin.com

как называется головной убор арабов

Феска — красный фетровый головной убор​, популярный на Ближнем Востоке, прежде всего, в Турции, в арабских ​государствах, на Кипре, в Албании и Греции. Тюрбан (перс. ) — чалма, головной убор у народов мусульманского ​Востока; Состоит из фески или тюбетейки, легкой однотонной материи. Арафатка (синонимы: куфия, шемаг, шемах, keffiyeh, shemagh, shmagh, kaffiyah, keffiya, kaffiya, kufiya, ghutra, hatta) — традиционный головной убор, пришедший с Востока (произошел от арабского тюрбана) , изготовленный, как правило, из хлопковой ткани.

Всемирно известный арабский головной убор — платок, опоясанный жгутом, — в наше время фактически сохранился в первозданном виде. Это обусловливается его практичностью применительно к условиям Аравии. Голова и шея защищены от жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру. Этот платок, называемый «шаль» или «ихрам», представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии. Квадратный кусок ихрама обычно складывают по диагонали, чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плечи.

Чалма, Тюрбан,

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *