Как научиться красиво говорить мимика интонация – Упражнения. Как научиться говорить красиво, убедительно, интригуя

Содержание

Университет Жизненной Речи

Запишитесь на консультацию.

Упражнения для развития грамотной красивой речи.

Интонация, жесты, голос, эмоции.

Многие задаются вопросом, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво и грамотно, чтобы производить хорошее впечатление на людей.

Я даю уроки грамотной речи в Петербурге и по всему миру, а в этой статье расскажу о том, как развить красивую и грамотную речь, а также дам упражнения, чтобы научиться говорить красиво и грамотно.

Теперь, когда вы разобрались с текстом (http://freedom-language.com/kak-nauchitsya-govorit-gramotno-i-krasivo-chast-ii-uprazhneniya/) вашей речи, пора научиться грамотно и красиво ее доносить.

Как поставить голос, интонацию и жестикуляцию для речи.

На данном этапе у вас есть полное и глубокое понимание своих особенностей как автора текстов и творца своей речи. Вы умеете изменять текст исходя из ситуации или требований стиля. Теперь пора заняться донесением речи до слушателей. В этой части важны четыре составляющие грамотной и красивой речи:

  • дикция
  • интонация
  • жестикуляция
  • голос

Упражнения на дикцию и голос, скороговорки, все, что нужно, чтобы поставить голос для речи — все здесь. Это самый честный сборник нормальных упражнений для постановки голоса для речи, и нет смысла переписывать их, а вот об интонации и жестах надо поговорить отдельно.

Интонация, ритм, паузы и жесты, и что они значат для грамотной красивой речи.

Интонация, ритм речи и жесты делают речь живой и нескучной. Они помогают усилить ее эмоциональное воздействие, расставить смысловые акценты, обратить внимание слушателей на конкретные слова и понять их так, как вам нужно.

Перед тем, как начать ставить интонацию для речи, подумайте, какие в принципе эмоции мы можем захотеть вызывать у слушателей? В зависимости от текста и ситуации, нам бывает нужно, чтобы слушатели, например:

  • Насторожились
  • Успокоились
  • Испугались
  • Удивились, и т.п.

Интонацией мы показываем, как относимся к тому, что произносим:

  • Придаем значение
  • Считаем неважным
  • Обеспокоены
  • Испытываем облегчение
  • Страстно желаем
  • Безразличны, и т.п.

Также, правильная эмоциональная окраска речи — обязательное условие хорошо поставленного голоса.

Эмоции определяют интонацию, и интонация вызывают эмоции.

В обычной речи, интонация передает наше истинное внутреннее состояние и настрой.

Поэтому получается естественно. Когда свекровь недовольна тем, как вы воспитываете ее внуков, она спонтанно выражает свое недовольство не только словами, но и интонацией, и это ясно и понятно.

Однако мы привыкли испытывать и передавать немного эмоциональных состояний.

Они соответствуют нашему привычному настроению, но если вы намерены научиться говорить грамотно и красиво, готовьтесь к тому, чтобы расширять свой эмоциональный диапазон и пользоваться интонацией, чтобы выражать любые эмоции. Иначе так и застынете как памятник в одной эмоциональной позе.

Ловушка, которая подстерегает всех.

Нам кажется, что для того, чтобы выразить интонацией какую-то эмоцию, мы должны с начала ее действительно испытать. Нам кажется, что она должна идти как-то изнутри, и только тогда она будет настоящей и правдивой.

Эмоция и интонация — это одно явление.

Ученые давно выяснили, что все физические проявления эмоций — движение, мимика, жесты, и интонация в том числе, влияют и на сами эмоции. Нельзя сказать, что первично: эмоция или ее выражение. Они происходят одновременно и, фактически, являются одним и тем же.

Между эмоциями и интонацией двусторонняя связь.

Проще: если вы улыбаетесь, когда испытываете радость, и выпрямляете спину, когда чувствуете себя сильным и свободным, то начните улыбаться в момент грусти, и вы почувствуете радость, или выпрямите спину и расправьте плечи, когда чувствуете себя загнанным в угол — и вы обретете чувство свободы и силу.

Интонация это очень просто.

Если эмоции это трудноуправляемый процесс, то их физические проявления, интонация, жесты и позы это простые телесные действия, которые требуют только мышечных усилий, как взять ложку и размешать сахар в чашке. Актеры, политики, мотивационные спикеры научились осознанно управлять своей интонацией и жестами, поэтому выглядят так убедительно.

Начать говорить с правильной интонацией это просто, как арифметика.

Чтобы начать говорить с естественной интонацией, не ждите, пока на вас снизойдет нужное чувство. Слушайте и отмечайте, как интонируют люди вокруг вас, публичные персоны, медийные личности, актеры в кино или театре.

Интонация и ритм речи это простая математика: высота тона, скорость речи, скорость изменения тона, диапазон изменения тона, громкость и длительность звуков, длительность и расположение пауз. Отмечайте эти параметры в речи людей, соотносите их с теми эмоциональными состояниями, которые они выражают ими, или хотят вызвать у аудитории, записывайте в речевой дневник и старайтесь воспроизвести.

Помните: сейчас главная задача — механическое воспроизведение интонации и ритма речи, эмоция возникнет сама в процессе речи. Причина этого — в двусторонней связи эмоциональной и физической сферы человека, о которой я уже писал.

То же касается жестов — наблюдайте, записывайте, повторяйте.

Со временем, вы сможете точно и правильно интонационно оформлять вашу речь и сопровождать ее правильными жестами. Интонация, ритм, паузация — это обязательные составляющие грамотной и красивой речи, и без них невозможно научиться говорить грамотно и красиво.

Что слушать для развития интонации.

Лучше слушать то, что вам нравится, и речь людей, которую вы считаете для себя эталонной. Хотите говорить как президент — слушайте президента, хотите говорить как директор вашей компании — слушайте директора. Если у вас нет образца для подражания, скачайте из интернета или купите диски с аудиокнигами, которые начитаны известными актерами, которые вам нравятся. Слушайте советские радиоспектакли, стихи, рассказы, поэмы в авторском исполнении. Конечно, ваш выбор будет определяться личными пристрастиями, но это и хорошо. Вы никогда не заговорите грамотно и красиво, если будете через силу впихивать себя в рамки, которые вам не нравятся.

Помните правила в школе? Очень они вам нравились, и много вы из них запомнили?

Остались вопросы? Запишитесь на консультацию.


 

Что делать дальше.

Продолжайте делать что начали и не останавливайтесь.

Заведите дневник, пишите истории, пишите сочинения про то, что любите. Про других людей, про то, что не любите и про животных.

Начните петь, чтобы свободно интонировать, больше общайтесь с людьми.

Расширяйте круг общения и количество тем, которые обсуждаете. В этом поможет статья «Как стать интересным собеседником»


freedom-language.com

Как научиться говорить убедительно и красиво

Красивая и грамотная речь – залог успеха любого мероприятия. Умение правильно и убедительно говорить пригодится и в повседневной жизни, и на деловых мероприятиях. По этой причине над речью нужно постоянно работать. Как научиться говорить убедительно и красиво изучим далее.

Говорим убедительно: важные советы

Речь развивается с самого рождения, однако, чтобы она была правильной необходимо приложить некоторые усилия. Представим несколько советов, которые позволят научиться говорить убедительно:

  • правильный подбор темпа и громкости речи. Если слушатель разговаривает тихо и медлительно, а рассказчик – громко и быстро, то уровень убедительности такой речи значительно снижается. Если необходимо убедить оппонента в своей правоте, лучше придерживаться его темпа и громкости речи. Много информации по этой теме содержится в учебниках по нейро-лингвистическому программированию;
  • отзеркаливание жестов. Этот прием хорошо известен психологам. У некоторых людей отзеркаливание происходит автоматически. Если прием не отработан, то ему можно научиться. Для этого стоит внимательно следить за движениями оппонента, стараясь иногда их повторять. Это повышает убедительность речи и взаимопонимания;
  • обязательно нужно уважать оппонента. Правильные слова, к примеру, «Я понимаю», «Я знаю» позволяют не только высказать уважение к точке зрения партнера по разговору, но и повысить убедительность своей речи;
  • если предполагается выступление, целью которого является убеждение людей, то необходима тщательная подготовка. Лучше всего составить план речи, с выделением важной информации. В идеале стоит украсить такую речь презентацией. Наглядное оснащение надолго запомнится слушателям и значительно повысит статус рассказчика;
  • не стоит перед выступлением пить успокоительные, поскольку при возникновении у слушателей вопросов, найти ответы быстро и точно будет затруднительно. Однако, нервничать также не стоит, поскольку при стрессе в кровь выделяется адреналин, который вовсе не помогает убеждать людей;
  • убедительным может быть только человек с безупречным внешним видом. Нужно выглядеть опрятно и ухоженно. Большую роль играет правильно подобранная одежда, макияж и прическа.

Итак, говорить убедительно не так сложно. Конечно, необходимо знание некоторых психологических нюансов, но хорошая подготовка позволит добиться нужного результата. Кроме этого, необходимо повышать свою эрудированность, для умения поддержать разговор в любой ситуации.

Как научиться говорить красиво: упражнения

Красивая речь имеет средний темп и громкость. Именно к такой речи привыкло большинство людей. Следующие советы позволят научиться говорить красиво:

  • если имеются проблемы с произношением, то их желательно устранить. Сегодня уже достаточно развиты логопедические занятия со взрослыми;
  • для развития красивой речи нужно читать классическую литературу. Чтение длинных, правильно составленных и насыщенных литературными средствами предложений способствует внедрению навыка красивой речи в повседневную жизнь;
  • нужно избавиться от слов-паразитов. На самом деле практически у каждого взрослого человека таких слов целый набор. Их легко отследить, записав свою речь на камеру или диктофон. Камера, конечно, более предпочтительна, поскольку позволяет отработать и мимику, и жесты;
  • общайтесь с людьми, речь которых более правильная. Постоянное общение в среде грамотной речи способствует развитию и закреплению навыка;
  • можно записаться на тренинг по развитию речи, которые сегодня являются достаточно популярными. Тренер научит правильно строить разговор;
  • стоит следить за дыханием. Оно должно быть незаметным, ровным и спокойным.

Итак, над красотой речи можно работать и самостоятельно. В первую очередь стоит избавиться от слов-паразитов, а только затем обогатить свой словарный запас более классическими выражениями. Кстати, чтение художественной литературы способствует и повышению грамотности. У современного человека убедительной и красивой должна быть не только устная, но и письменная речь. Это особенно важно при ведении деловой переписки.

Зачем учиться говорить убедительно и красиво

Необходимость такого навыка не вызывает сомнений:

  • добиться продвижения по карьерной лестнице;
  • легко убеждать людей в своей правоте;
  • повысить и письменную, и устную грамотность;
  • улучшить взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, убедительная и красивая речь очень важна. Замечено, что сотрудники, обладающие красноречием, быстрее двигаются по карьерной лестнице, а студенты, речь которых звучит убедительно, лучше учатся. В любом случае, правильная речь – качество современного воспитанного человека.

xn—-7sbhkqjd0abbfocofbagmr.xn--p1ai

Интонация в деловых телефонных переговорах

Интонация в общении по телефону: как создавать верное впечатление и влиять на собеседника

У каждого человека индивидуальные особенности интонации и голоса — все мы говорим по-своему. Однако кто-то умеет убеждать в общении, а кому-то необходимо этому поучиться. Ниже вы найдёте простые советы, которые помогут вам вести телефонные переговоры в несколько раз эффективнее.

1. Следите за голосом

Устройтесь максимально удобно, чтобы освободить свою диафрагму. Очень важно во время общения следить за дыханием, иначе голос может звучать прерывисто и неубедительно.

2. Подберите темп

Функции интонации достаточно многогранны, но все они не имеют смысла, если вы будете быстро тараторить или, наоборот, — растягивать слова и делать слишком длинные паузы. Секрет прост: для правильного впечатления вам нужно подобрать правильный темп. Как это сделать? Просто немного послушайте человека на том конце провода и проследите за тем, с какой скоростью он говорит. Вам нужно «приспособиться» к темпу собеседника, общаясь с ним с той же быстротой.

3. Выдерживайте логические паузы

Без этой важной особенности интонации вы попросту не произведёте должного эффекта на собеседника. Вам нужно научиться правильно выдерживать паузы, чтобы подчёркивать значимость отдельно взятых слов или фраз из всей речи. Опять же, если вы не видели фильма «Волк с Уолл-стрит», советуем вам его посмотреть, так как там практически в самом начале Леонардо Ди Каприо в роли Джордана Белфорта демонстрирует, как нужно общаться с клиентом. Проследите, как красиво он говорит, какие слова подбирает и в каких местах выдерживает паузы, чтобы добиться нужного эффекта.

4. Следите за эмоциями

Деловые переговоры должны вестись в дружелюбном ключе, поэтому ваш голос обязан выражать приветливость. Есть маленькая хитрость, как этого добиться. Просто улыбайтесь во время общения — и всё! От этого ваша речь приобретёт дружелюбный тон, независимо от того, какое у вас настроение.

piter-trening.ru

Интонация в разговоре и переговорах

05.06.2014

Интонация в разговоре является в первую очередь мощнейшим средством управления эмоциональной сферой. С помощью неё можно усыпить, напугать, развеселить, вызвать большой спектр чувств от полного принятия до агрессии. Вы узнаете из этой стать как же можно вызвать столь противоречивые чувства всего лишь с помощью интонации!

С помощью интонации в переговорах вы можете буквально творить чудеса! Главное знать несколько фишек ее использования!

Интонация в разговоре является в первую очередь мощнейшим средством управления эмоциональной сферой переговоров. С помощью неё можно усыпить, напугать, развеселить, вызвать большой спектр чувств от полного приятия до агрессии. Так что, если вы ещё не пользуетесь этим инструментом, то непременно приступайте к тренировкам и включайте его в свой арсенал.

Какой же должна быть интонация в разговоре?

Это сложный вопрос и однозначно на него ответить нельзя. Абсолютно точно не стоит впадать в крайность, то есть переходить на повышенные тона и крик, и, наоборот, на шепот. Это явно удел артистов на сцене. Наверное, можно сказать, что интонация должна быть какой-то «средней». В реальности она зависит от множества фактов, таких как темперамент собеседников, шумовой фон, предмет переговоров, эмоциональное состояние и так далее.

Вот здесь впору поговорить о подстройках. Причем это касается не только интонации, но и всех других невербальных сигналов. Как уже упоминалось ранее, при наиболее конструктивных переговорах невербальные сигналы собеседников максимально синхронизированы и очень похожи у обоих. Обычно такая синхронизация происходит естественным путем. Но зная это, мы можем повлиять на ход переговоров, как бы искусственно синхронизировавшись с собеседником. Это называется техникой подстройки.

Нужно ли копировать жесты собеседника?

Конечно же, не следует грубо и бесцеремонно сразу же начинать копировать позу, жесты и интонацию собеседника.

Нужно очень постепенно, желательно незаметно для партнера по переговорам, подстраиваться под его невербальные сигналы. Это нужно делать настолько постепенно, что правильнее было бы сказать «настраиваться на его волну», причем при нормальном ходе разговора этот процесс будет взаимообразным. Действуя таким образом, вы просто быстрее сможете перейти в конструктивную фазу разговора.

 

 

 

Но давайте вернемся к интонации. Теперь вы знаете что такое подстройка и это первое, что вы можете делать с помощью интонации.
В самом начале мы так же упоминали, что интонация позволяет управлять эмоциональной составляющей переговоров. Давайте разберемся более подробно как это происходит. Я приведу здесь только несколько основных случаев, а дальше вы уже сами сможете управлять этим инструментом, поняв как это делается. Если ваш собеседник говорит слишком медленно и спокойно (то есть практически засыпает), либо, когда говорите вы, по его мимике видно, что его внимание рассеяно, то стоит немного повысить тон, сказав несколько слов более громко, чем обычно. Это должно вернуть его внимание к тому, что вы говорите.
Если наоборот, ваш собеседник перевозбужден, говорит очень быстро и эмоционально, вам нужно сначала подстроиться под него, а потом постепенно говорить все медленнее и спокойнее, как бы ведя его за собой к нужному состоянию.

Бывает, что человек начинает разговор в приподнятом настроении, и в его голосе звучат уверенные или праздничные нотки. Если вас устраивает такая «волна», то вы можете настроиться на неё и в таком режиме порешать все ваши вопросы. Но чаще всего все-таки для деловых переговоров нужно несколько другое состояние. Вот здесь нельзя сделать ошибку и сразу начать разговаривать резко в другой тональности. Вам в любом случае следует так же как и в предыдущем примере сначала подхватить «волну» собеседника, а потом привести в нужное состояние.

А если наоборот?

Примерно так же выглядит процесс, когда вам нужно наоборот из некоего обычного состояния перевести тональность разговора в другое. Сначала следует подстройка и потом постепенно корректировка. С примерами пожалуй что всё.

А можно ли управлять собеседником с помощью интонации?

Так же с помощью интонации вы очень тонко можете показать собеседнику свою реакцию на сказанное им. Используя различные оттенки интонации можно показать радость, возмущение, огорчение, злость и многое другое. Равно как вы и сами со временем при желании можете научиться различать реакцию собеседника на ваши слова и ход разговора даже по его интонации. Зачастую бывает так, что человек говорит одно, а его интонация «говорит» другое.

Вот теперь вы знаете насколько разнообразно можно использовать интонацию в разговоре, поэтому смело задействуйте этот мощнейший инструмент!

 Подпишитесь на рассылку автора в форме ниже и узнайте все секреты лучших переговорщиков мира!

 

 

kvsmirnov.ru

Интонация речи. Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер]

Интонация речи

Самый легкий признак, по которому мы моментально распознаем изменение голоса – тон.

Тон – это основа голосовой интонации. Тон бывает низким, высоким и средним.

Когда люди выясняют отношения, они говорят «на повышенных тонах». Сообщая что-то тайное или интимное, мы понижаем тон голоса. Средний тон – признак спокойствия, уравновешенности.

Мы настолько хорошо реагируем на изменения тона, что сразу понимаем, в каком состоянии находится собеседник. Вот разговаривают две женщины. Пока речь идет о вещах обыденных – кухне, шопинге, телесериалах – тон их речей спокойный, сдержанный. Но как только одна наступит на «любимую мозоль» другой, тон изменяется мгновенно. Появляются высокие нотки, интонация становится раздраженной, агрессивной. Тут недалеко и до скандала.

Чтобы научиться различать тон речи, вам не нужны никакие особые тренировки.

Вы и так это прекрасно умеете делать, только никогда не задумывались над этим вопросом. Все, что вам нужно – осознанно прислушиваться к тону любого собеседника. Замечайте все повышения и понижения тона, и непременно связывайте их с контекстом разговора.

Подобная практика научит вас прекрасно разбираться в людях, вы узнаете немало интересного о том, что их волнует.

Почему звучание речи настолько важно в распознании лжи?

Дело не только в том, что обманывают чаще всего именно словами. Во многих ситуациях мы не можем видеть лица собеседника, чтобы оценить его мимику, жесты. Например, разговаривая по телефону. Очень часто телефонные разговоры составляют все словесное общение между мужчиной и женщиной – потому что при личной встрече слова уже не особо нужны. В дело вступает «тяжелая артиллерия» – взгляды, жесты, действия. Когда женщина находится под обаянием личности мужчины, у нее нет никакого желания анализировать его голос.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Тон и интонация . Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите!

Тон и интонация 

Есть люди, которые говорят монотонно. Но таких мало, да и они делают это не всегда.

В большинстве случаев тон нашей речи постоянно «плавает» – мы то повышаем, то понижаем голос. Следуя за тоном собеседника, вы сможете укрепить раппорт и добиться от него большего внимания к вашим словам. Особенно важно это для аудиалов, которые чутко реагируют на мелодику речи.

Упражнение

«Подстройка под интонацию»

Голос любого человека имеет свою индивидуальную интонацию даже в том случае, если при первом прослушивании он кажется монотонным. Тон постоянно «плавает» – голос звучит то выше, то ниже.

Повышая и понижая тон в соответствии с тоном собеседника, можно укрепить раппорт и расположить к себе любого человека. С помощью интонации можно сгладить многие недостатки речи, такие как отсутствие сильных аргументов или незавершенность мыслей. Но применять эту технику в реальном разговоре не следует до тех пор, пока вы не научитесь различать голосовую интонацию у разных людей и не попробуете подстраиваться под нее в одиночестве. Для этого вам подойдут любые диалоги из фильмов.

При просмотре фильма вслушивайтесь в то, с какой интонацией говорят актеры – исполнители ролей. Лучше всего только слушать фильм, потому что видеоряд будет вас сильно отвлекать. Попробуйте повторять за актерами наиболее яркие фразы, повышайте и понижайте тон голоса так, как это делают актеры. Копируйте их интонацию, проговаривая свои собственные фразы.

Упражнение

«Выделение слов при помощи интонации»

Когда вы приобретете некоторый навык в копировании интонации актеров в фильмах, можете понемногу начинать копировать интонацию ваших реальных собеседников. Не пытайтесь подстраиваться под их интонацию во всех своих фразах. Выделяйте отдельные слова, но это должны быть не любые слова. Помните: интонационно выделяемые слова воспринимаются особенно ярко, оставляют глубокий след в подсознании. Это должны быть ключевые слова, значимые не только для вас, но и для объекта убеждения. Поэтому прежде всего необходимо поинтересоваться, что его волнует, о чем он думает постоянно. Если вы внимательно слушали его, то наверняка знаете сферу его интересов.

Техника ведения с помощью интонаций

Использовать интонацию можно различными способами. Рассмотрим некоторые из них.

1-й способ. С помощью интонации вы можете, к примеру, добиться того, что даже логически не законченная фраза будет выглядеть законченной, и наоборот. Это очень важно, когда определенная недоговоренность оставляет собеседнику возможность сделать собственный вывод из ваших слов. Если логическая цепочка будет совершенной, то вам вовсе не нужно доводить ее до самого конца – пусть это сделает сам собеседник (задействуя свою моторику, он закрепляет вывод не только на уровне сознания, но и на уровне механики, что очень важно для гипнотического влияния).

Эту технику, к примеру, успешно используют эстрадные певцы, исполняющие хорошо известную слушателям песню: они поют первую строчку, а затем протягивают микрофон в сторону зала, стимулируя зрителей продолжить куплет. В такой момент зрители словно погружаются в транс, выполняя команды ведущего и воодушевляясь его энергетикой. Наблюдая за этим зрелищем со стороны (например, по телевизору), вы можете определить, насколько хорошо артисту удалось установить раппорт с залом.

Продавцы тоже любят эту технику. Рассказывая о товаре, они незаметно, но целенаправленно подталкивают вас к тому, чтобы вы «совершенно самостоятельно» пришли к выводу о необходимости немедленной покупки.

Через такие логические цепочки можно подводить собеседника к выводу, который станет для него естественным. Например:

«Люди, которые принимают душ каждый день, лучше учатся. Научно доказано, что после принятия душа способность воспринимать и перерабатывать информацию резко повышается. Этот эффект душа действует примерно в течение суток. Так что сами понимаете, что для того, чтобы хорошо учиться, вам нужно ежедневно…»

Упражнение

«Незаконченные фразы»

Попробуйте придумать и записать логически непротиворечивые предложения, которые подведут к нужному вам выводу.

После того как такие логические цепочки будут получаться у вас легко, постарайтесь усложнить задание таким образом, чтобы вывод в конце цепочки одновременно являлся и приказом.

Попробуйте проверить некоторые из ваших логических цепочек на окружающих. Внимательно следите за их реакцией. Если они не делают того вывода, который вы подразумевали, подумайте, почему это произошло.

2-й способ. С помощью привычной и ритмичной интонации человека можно ввести в легкий транс, настроить на восприятие нужной информации или выполнение запрограммированных действий.

Это хорошо знают поэты и музыканты. Задав определенный ритм стиха или мелодии, можно добиться того, чтобы «сердца слушателей» бились в едином ритме. Барабанный бой, сопровождаемый заунывным речитативом шамана, вводит в транс не только его самого, но и окружающих – точно так же, как хороший ударник даже при не слишком профессиональных артистах может погрузить в транс весь зал. В таких случаях тон задает именно ударный инструмент, а не слова.

Используется эта техника и для того, чтобы привести людей в нужное состояние. К примеру, класс ритмично хором здоровается с учителем – и все посторонние мысли улетучиваются из головы детей, нацеливая их на урок. В армии ритмичный ответ на приветствие командира настраивает солдат на беспрекословное подчинение.

3-й способ. Интонацией можно выделять отдельные слова. От вас зависит, какие именно слова вы выделите.

Если это будут слова, которые для собеседника являются ключевыми, значимыми, то он будет слушать вас очень внимательно.

Если же вы проговорите тот же текст, но интонационно будете подчеркивать слова, которые его не интересуют, вы увидите, что он теряет интерес и стремится разорвать раппорт. Впрочем, для того чтобы пробудить в людях скуку и желание поскорее уйти, иногда бывает достаточно просто начать говорить монотонно, безо всяких интонаций.

Упражнение

«Интонационное внимание»

Установив раппорт, начните рассказывать собеседнику что-нибудь, интонационно акцентируя отдельные слова. Упражняйтесь расставлять интонационные акценты как можно чаще и всегда следите за реакцией собеседников. Очень скоро вы научитесь владеть вниманием людей независимо от темы разговора. Легко сделать так, чтобы они слушали вас или начинали скучать. И то и другое очень важно, поскольку иногда вам нужно донести до людей свои мысли, а иногда вам хочется побыстрее закончить разговор.

4-й способ. С помощью интонации вы можете пробудить или усыпить бдительность слушателей. Для этого можно использовать знание о трех интонациях: повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Повествовательная интонация позволяет вам выделять начало и конец мысли или предложения, делать перечисления и выводы. По сути, эти интонационные приемы нужны для того, чтобы расставить «знаки препинания», которые хорошо видны в написанном тексте, но которые мы не можем произнести вслух (в обычной речи мы ведь не говорим «пока светит солнце запятая но к вечеру обещают дождь»). Вопросительные и восклицательные интонации могут акцентировать внимание слушателя либо на всей фразе, подчеркивая ее значимость, либо на отдельном слове в предложении – тогда вы выделяете голосом именно это слово.

Упражнение

«Интонационные акценты»

В театральных училищах специально учат работать с интонациями. Если у вас нет под рукой актерских курсов, постарайтесь хотя бы записать несколько монологов или отрывков пьес в исполнении хороших актеров. Замечательно, если при этом у вас будет текст этих отрывков. Прослушивая их, помечайте места, где артист ускоряет или замедляет речь, какие слова произносит тихо, а какие – громче.

Попробуйте наговорить этот текст на диктофон, вначале так, как вам кажется естественным, затем – используя свои пометки об интонациях, а в третий раз – включите запись в исполнении актера очень тихо, а сами попытайтесь точно повторить все интонации (так, как делаете это под караоке).

После этого прослушайте то, что у вас записалось на диктофоне. Постарайтесь слушать запись, не ассоциируя ее с собой – настройте себя на критический лад и попробуйте найти в каждой из трех ваших попыток положительные и отрицательные стороны. Затем подумайте, чем вам понравились или не понравились интонации в каждой из записей. А потом проговорите и запишите на диктофон этот же текст так, как вам кажется наилучшим. Прослушайте запись. Это именно то, что вы хотели? Не совсем? Запишите еще и еще раз – до тех пор, пока не почувствуете, что полностью удовлетворены.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Урок 4. Техника произнесения речи


В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

 

Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

  1. Фонационные или голосовые приемы — техника речи. Это темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные и социальные особенности, артикуляции звуков.
  2. Кинетические или поведенческие приемы — кинесика. Это жесты, поза, мимика.

Голосовые приемы

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи – это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали – остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек», старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

Громкость. Сила голоса или его громкость – это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

  • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
  • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

Нередко бывает, что оратор срывает голос, как этого не допустить и что делать, если вы уже сорвали голос – читайте в отдельной статье на сайте 4brain!

Дикция. Дикция – это важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию. Одним из самых популярных упражнений, которым пользуются все дикторы и ведущие, является произнесение скороговорок. Каждая скороговорка тренирует ваше произношение определенных звуков и сочетаний звуков. Подробнее прочитать о скороговорках и найти для себя наиболее подходящие, вы сможете в статье на нашем сайте.

Интонация. Под интонацией подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Бывает так, что интонация, с которой произнесены слова, гораздо важнее самих слов. Хороший оратор должен уметь владеть интонацией, делать логические акценты, повышать и понижать громкость голоса, тон или темп речи, а также делать необходимые паузы.

Для тренировки интонации хорошо подойдет чтение художественных (а особенно драматических) текстов вслух. При этом пробуйте повторять некоторые предложения несколько раз, пытаясь сделать это по-разному, с разной интонаций.

Темп речи. Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства. Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее.

Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях. Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу.

Паузы. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей. Многие паузы в речи соответствуют структуре текста и расположению знаков препинания, но иногда паузы могут выходить за рамки письменной речи. Паузы при произнесении речи могут быть следующими:

  • Паузы хезитации при речевой импровизации — речевое колебание, связанное со спонтанностью речи, оно рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц (слов и грамматических структур) и планирования предложения в целом. Это тот случай, когда ваша мысль ускользнула, и вы ненадолго задумались над тем, о чем говорили ранее и хотите сказать в данный момент.
  • Интонационно-логические, интонационно-синтаксические паузы необходимы для передачи интонации фразы и ее правильного смысла. Всем хорошо знаком банальный пример «казнить нельзя помиловать», в котором смысл фразы напрямую зависит от постановки паузы в правильном месте.
  • Психологические паузы используются для смысловых и эмоциональных акцентов.
  • Физиологические паузы обусловлены нашей особенностью произносить речь. Например, нам нужно вдыхать воздух для произнесения фразы и на этом вдохе возникает небольшая пауза, которая не имеет смыслового или иного оттенка.
  • Ситуативные паузы связаны с тем, что мы не можем быть отделены от внешнего окружения. Пауза может возникнуть при неожиданном вопросе или внезапном громком звуке из зала. Эти паузы также являются частью нашего публичного выступления и возникают часто по объективным причинам, не зависящим от оратора.

Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи:

  1. Короткие паузы воспринимаются лучше длинных.
  2. Только половина среднестатистических слушателей в состоянии как следует понять фразу, содержащую более 13-15 слов.
  3. К тому же, одна треть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова в рамках одного предложения, вообще теряет связь с его началом.

Поведенческие приемы

Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Кому-то из специалистов эти особенности поведения оратора кажутся не очень существенными и исключительно субъективными, кто-то, наоборот, считает, что следует уделять этому чуть ли не самую важную роль. В данном разделе мы в большей степени придерживаемся первой точки зрения. Авторы 4brain.ru считают, что главный принцип поведения на сцене – общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны.

Поза. Поза оратора напрямую зависит от личных качеств выступающего и обстоятельств произнесения речи. Если попытаться найти наиболее общие рекомендации относительно позы, можно процитировать слова Хайнца Леммермана о том, что хороший оратор не является ни непоседой, ни столбом. Лучше всего, когда поза выступающего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободны и хорошо координированы, а не небрежны и вызывающе хаотичны.

Итак, общие рекомендации к поведению во время выступления: быть естественным и вести себя адекватно ситуации. Например, рука в кармане не будет сильной помехой при деловой беседе внутри коллектива, но на презентации продукта для инвесторов она может выглядеть немного вульгарно. Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы сами захотели бы наблюдать и слушать, ваши внутренние ориентиры обязательно помогут вам подобрать уместную модель поведения на публике.

В специальной литературе по ораторскому искусству можно встретить следующие рекомендации относительно позы выступающего во время произнесения речи:

  • Не держать руки в карманах (большинство ораторов успешно нарушают это правило)
  • Не скрещивать руки на груди
  • Не держать руки за спиной
  • Не сутулиться, и наоборот, не слишком выпячиваться

Также лучше попытаться избавиться от некоторых вредных привычек, если они сильно выделяются на фоне вашего выступления. Некоторые люди часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки, поглаживают воображаемую бороду, дергают себя за ухо или вертят в руках различные предметы и т.д. Это не такая уж помеха, как может показаться на первый взгляд, но если вам кажется, что это мешает выступлению, отвлекает вас и слушателей от содержательного компонента речи, постарайтесь избежать этих навязчивых действий или переключиться на другие жесты.

Жестикуляция. Оживленная жестикуляция помогает нам ярче выразить свои мысли, подчеркнуть важные моменты, поддержать эмоциональный порыв. Некоторые жесты можно также использовать для визуализации: показать число на пальцах, продемонстрировать примерный размер предмета, указать на доску или иллюстрацию. Многие из вас могут без труда выразить приглашение, отказ, побуждение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные интенции с помощью жестов. Однако при этом мы вряд ли увидим одинаковые жесты в исполнении разных людей, поскольку системы жестикуляции разнообразны не только в разных странах, но и среди представителей одной нации. Шаблонных фигур жестикуляции не существует, но язык тела всегда сопутствует нашему мыслительному процессу.

Один ученый, Альберт Мейерабиан, установил, что передача информации только на 7 %происходит за счет вербальных средств, на 38% — за счет звуковых средств, и на55% — за счет остальных невербальных средств. В это не трудно поверить, вспомнив, например, немое кино, фильмы с Чарли Чаплином. Этот великий актер (который, кстати, по некоторым данным считается и великим оратором), не произнося в своих фильмах ни единого слова, умел передать зрителям невероятное количество оттенков смысла, эмоций и очень доступно рассказать о любой ситуации всего лишь используя жесты, мимику, язык тела.

Мимика. Мимика оратора тоже передает часть информации зрителям. Важно чтобы мимика была естественна и соответствовала ситуации, тогда она сыграет вам на пользу. В ином случае лучше не пытаться нарочно изобразить мимический жест, и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.

Редко встречаются люди, которые лишены мимики, поэтому вы, скорее всего, уже пользуетесь ей в своих выступлениях. Например, если вы говорите с сарказмом, то наверняка, немного прижмуриваетесь и делаете еле заметную ухмылку, а когда рассказываете какой-то неочевидный факт, немного шире раскрываете глаза.

Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:

  1. Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудторию.
  2. Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы.
  3. Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента.
  4. Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации.
  5. Вы сообщаете что-то неожиданное.
  6. Вы говорите самые важные мысли вашей речи.

Кроме всего прочего обратите внимание на ваши глаза. Взгляд выдает вашу заинтересованность в общении с людьми, пришедшими на выступление. Если вы смотрите поверх голов слушателей или, наоборот, в пол, то не трудно сделать вывод, что вам интересно не столько донести информацию до людей, сколько просто правильно произнести заготовленную речь. Важно постараться наладить визуальный контакт с лицами в зале, периодически переводя взгляд с одного человека на другого. Скорее всего, вы найдете тех, кто с вами солидарен, поддерживающе следит за вами взглядом или кивает. Если же от волнения вы начнете слишком быстро и часто переводить взгляд, такое поведение может выдать ваши переживания и неуверенность.

Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение оратора в процессе ее произнесения, поскольку именно поведение позволяет вам наладить контакт со слушателями и правильно преподнести им подготовленный материал. Для слушателей и зрителей важна не только сама информация, которую они получают, но и живой человек, оратор, который, в отличие от автора книги предлагает аудитории живое общение, позволяет внести некую интерактивность в происходящий процесс. Инициаторами этого процесса выступают именно умелые ораторы, благодаря правильному поведению выразительным жестам и мимике которых, мы с большим увлечением слушаем их выступления. Мы рекомендуем вам познакомиться с выступлениями опытных, знаменитых ораторов, которые обладают всеми необходимыми качествами для завоевания внимания и уважения аудитории. Эти качества естественным образом сочетаются в их поведении перед публикой.

Если же вы чувствуете, что в ваших публичных выступлениях не хватает поведенческих факторов, правильной позы, яркой жестикуляции и выразительной мимики, вам наверняка пригодятся навыки актерского мастерства, о которых вы сможете прочитать в разрабатываемом тренинге по актерскому мастерству.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом «Судебное красноречие»

В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений Буянов

4brain.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *