Где учиться на писателя – , : ,

Содержание

Где получить «литературное» образование - Пиши.про

Современным литераторам приходится туго. Слишком велика конкуренция, высоки запросы издательств, чересчур требовательна аудитория. В гонке за успехом литератору приходится каждый день доказывать свое право на лавры писателя. А как известно, самым надежным профессиональным щитом испокон веков в нашей стране считался диплом. Существует ли высшая школа писателя? Где получить это высшее «литературное» образование? И что может оно обеспечить?

           

От бескорыстия к коммерции

            Профессия «писатель» в нашей стране насчитывает всего два столетия: до Пушкина профессиональных литераторов, то есть работающих за гонорар, попросту не было. Первые литераторы России писали ради удовольствия. Коммерциализация литературы происходит в 19 веке: особо предприимчивые работники пера в это время начинают зарабатывать на продаже рукописей. И вот уже два столетия лавры писателя, вкупе с возможностью обогатиться на словесном творчестве, манят талантливых и не очень авторов, влекут их на литературный олимп.

            Профессиональная подготовка литераторов в нашей стране началась чуть менее сотни лет назад – в 1933 году, когда в Москве был открыт Литературный институт им. М.Горького. Примерно в те же годы у филологического факультета  Санкт-петербургского государственного университета появляется специализация – журналистика. И если журфаков с тех времен в Петербурге, Москве и других мегаполисах появилось великое множество, то ни одним литературным факультетом, специализирующемся на подготовке писателей, Петербург, а равно с ним и другие нестоличные города, пока что похвастаться не могут. Все дороги по-прежнему ведут в Литинститут им. М.Горького, что в Москве.

           

            Куда обращаться

            В Петербурге, куда отправляются многие искатели литературной славы, сегодня, к сожалению, не существует профильного вуза для литераторов. Аналогом московского литературного института имени М.Горького отчасти можно считать курс профессиональной переподготовки по специальности «Литературное творчество» в Институте культурных программ. Организаторы курса – представители правления петербургского отделения Союза писателей России высказывают надежду, что эта учебная программа впоследствии станет основой для литературного факультета.

            Пока же такового в наличие нет, потенциальным писателям есть смысл обратить внимание на высшее филологическое образование. Филологическое образование предполагает освоение комплекса дисциплин, связанных с изучением языка и литературного творчества определенного народа. То есть это углубленное изучение литератур разных стран, что позволяет потенциальному писателю обрести необходимую литературную компетентность.

 

Получить филологическое образование в Петербурге можно в следующих вузах:

  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Филологический факультет.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Филологический факультет.
  • Смольный институт Российской академии образования. Филология.
  • Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования. Факультет филологии, журналистики и актерского искусства.
  • Государственная полярная академия. Факультет филологии.
  • Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Филологический факультет.

 

     В качестве аналога можно рассмотреть высшее образование в сфере журналистики, поскольку это позволит студенту научиться грамотно излагать свои мысли и создавать собственный творческий продукт, чему, к слову сказать, не учат на факультетах филологии. Ведь филолог – человек, работающий с чужими текстами, в то время как журналист создает собственные. Однако филологическое образование охватывает большее количество дисциплин, чем образование в области журналистики. Филолог может работать в СМИ, в то время как журналист отнюдь не всегда может выступать в качестве филолога. Впрочем, литератору обе образовательные программы будут в масть, поскольку и в том, и в другом случае студент будет учиться работать с текстами. А чего писателю еще надобно?

 

     Если у вас есть информация о других «литературных» вузах и учебных программах, вы можете поделиться ей в комментариях.

pishi.pro

нужно ли учиться, где потом работать.

Достоевский, Чехов, Пушкин… имена этих писателей известны любому школьнику и взрослому. Реально ли в XXI веке быть успешным писателем, и так ли это просто?

Без чего не обойтись писателю?


Кадр из фильма «Рубт Спаркс»

Любой при желании может написать книгу, а вот сделать так, чтобы ее читали, под силу только человеку с творческим складом ума, поэтому задатки все-таки должны быть. Тех, кто склонен к сочинительству (или занимается им), видно еще с детства: будущие писатели много читают, обычно хорошо учатся по гуманитарным предметам, пишут стихи и прозу, участвуют в творческих мероприятиях (школьные спектакли, литературные конкурсы).

Талант нуждается в подпитке, поэтому писатели много читают, разносторонне развиваются, изучают принципы создания литературного произведения и на практике оттачивают мастерство. Все это повышает шансы на создание достойной книги. А какие качества помогают писателю в его работе?

Начинающему писателю, прежде всего, нужна усидчивость, без которой невозможно работать. Организовать себя помогает

воля, не дающая бросить работу на полпути. Если к этим качествам добавить хорошо развитое воображение, то вскоре читатель получит превосходный сюжет, от которого будет в восторге.

В каком вузе учиться?

В некоторых учебных заведениях есть специальность «Литературное творчество», на которой готовят непосредственно литературных работников:

Очное обучение проходит на базе 11 класса, и длиться 5 лет (заочное – 6 лет). Чтобы поступить, абитуриенту требуется сдать ЕГЭ по истории, русскому языку и литературе, а также дополнительный творческий экзамен.

Однако в вузах существуют другие специальностей, которые косвенно относятся к профессии писателя: «Филология», «Драматургия» и «Журналистика». Но это не значит, что писатель – только литературный работник или журналист. Фактически им может стать творчески развитый человек любой профессии, который может получить базовые знания по литературному творчеству не только самостоятельно, но и на литературных курсах.

Где работают писатели?


Кадр из фильма «Слова»

Конечно, не все творческие люди в будущем становятся писателями, и для большинства это занятие остается на уровне любимого хобби. Однако если человек решает сделать из увлечения полноценную профессию, то перед ним сразу встает вопрос о том, куда в дальнейшем трудоустроиться.

Обычно писатели работают в издательствах корректорами, корреспондентами или, например, редакторами. Чаще всего литературные работники устраиваются в небольшие издательства, но в мечтах наверняка держат курс на известных гигантов книжной индустрии.

Популярность произведений новичка поначалу равна нулю, но со временем он может стать заметным в литературных кругах. Участие в конкурсах для писателей, публикации в интернете (например, в блогах или интернет-журналах) и членство в литературных кружках помогает получить неплохой опыт в профессии.

Издательства любят интересных и активных писателей (правда, очередь из талантливых авторов тоже не маленькая). После того, как писатель дождался ответа от редактора и заключил договор на публикацию, он получает не только известность, но и возможность зарабатывать на своем мастерстве.

В работе писателя есть и свои «подводные камни»: популярность зависит от увлекательности книг, уровня конкуренции, спроса на книжном рынке и от  ряда других факторов. Конечно, поддерживать спрос на свои книги очень сложно, но многим удается долго держаться в рейтинге

moeobrazovanie.ru

Как стать писателем и сколько зарабатывают авторы

Детство

Я из тех писателей, которые никем другим себя никогда не представляли. В шесть лет у меня появилась печатная машинка, новенький Samsung, на котором я выцокивала что-то в духе «Капитина Фракасса» Теофиля Готье. «Её белые груди, которых коснулась рука…» Отец выдернул лист из печатной машинки и долго смеялся, восхищаясь моим литературным даром.

Моей любимой книгой были «Три мушкетёра» Дюма — я прочитала её в пять лет и сразу влюбилась в Атоса. Поэтому я пошла на фехтование и во французскую гимназию — мечтала стать первой женщиной-мушкетером. Потом узнала, что такая уже есть – и бросила фехтование, страшно разочаровавшись в мире, где твои гениальные мысли летают в воздухе. От моего детства ничего не сохранилось – ни первых литопытов, ни даже фотографий. Только отпечаток, который оставили родители: мать была режиссёром, а отец – адвокат, благодаря чему в моей голове миллион самых невероятных историй.

Хотя о «клановости» в литературной среде я не слышала, писатель, как правило, «выходит» из творческой семьи. Вспомним хотя бы Павла Санаева, чья мать была актрисой, а отчим – Роланом Быковым. Может быть и совсем наоборот, как у Эдуарда Лимонова, который говорит: «Сам я дворняга». 

 

Образование

Чаще всего писателями становятся, окончив Литературный Институт им. Горького – он, к сожалению, есть только в Москве. В Питере в литературу приходят, как правило, с филологического, философского, исторического факультетов, школы журналистики и массовых коммуникаций. Но бывают совершенно удивительные и приятные исключения из правил. Например, прекрасный писатель Александр Етоев окончил Ленинградский механический институт по специальности «инженер-механик». Два года работал в проектном институте, двенадцать лет в хозяйственной части Эрмитажа, и только потом перешел в издательство. Сейчас он работает редактором в «Азбуке», недавно выпустил книгу «Жизнь же».

Я окончила журфак СПбГУ. Конечно, это был факультет невест. Припоминаю однокурсника, который трудился на РБК, но был так горд собой, что я не стала с ним общаться. Еще парочка однокурсников бегали с «зеркалками», фоткали друг друга и грозились уехать на войну, но они меня невероятно раздражали. Творческая жизнь не сложилась почти ни у кого из вышеозначенных. Одна девочка стала женой священника, и вопрос «нахера?» не покидал мою голову все эти страшные годы. Вторая стала визажистом, третья торгует стройматериалами, четвертая администратором, правда, на «Ленфильме».

Обучение в вузе создаёт для писателя лишь фон и знания о мире. Поэтому лучше, если оно будет не профильным – всё равно, если таланта нет, писать тебя никто не научит. А если хотите профильное, идите на юрфак: в России неплохо понимать, что происходит и что можно с этим поделать.


Об интеграции в большой мир

Параллельно с учёбой я работала помощником директора в надзоре по строительству мостов, дорог и тоннелей. Это давало мне деньги, чтобы в свободное время, когда все уйдут из офиса, заниматься социалкой для газеты «Невское время» – зажигать фонари в городе, спасать обманутых ремонтниками граждан и прочие радости. На второй работе меня поддерживали, видя, как я радуюсь каждой публикации. Это было очень тяжелое, но хорошее время. Впрочем, никакими деньгами меня было не удержать на рабочих совещаниях: мне было тогда всего двадцать пять, я вертелась, читала под столом повести Вадима Левенталя на казённой бумаге и откровенно стенала, стенографируя. Мои сотрудники, эти святые люди, ни разу не сделали мне ни одного замечания (кроме случая, когда я пришла на работу за пятнадцать минут до окончания рабочего дня).


Как попасть в издательство

Пожалуй, единственный путь – устроиться в издательство на любую работу. Хоть курьером. Практически все знакомые мне писатели так начинали. Уволившись из надзора, я начала работать пиар-директором в «Амфоре». На работу ездила на своём мопеде как на праздник, потому что там меня окружало невероятное количество прекрасных авторов, редакторов, художников, переводчиков. И даже такой побочный эффект, как таскание коробок с книгами, был для меня только в радость, ведь мы участвовали в книжных ярмарках, на острове Новая Голландия мы с писателем Вадимом Левенталем проводили для детей «Большое Книжное Приключение».

По ночам я писала свою первую книгу. Завершив работу, показала писателю Вадиму Назарову, одному из основателей «Амфоры» – и им понравилось, но выпустить согласились, только если я изменю название. Тогда я отправила рукопись в «Лимбус Пресс» – и в итоге «Гормон радости» напечатался там.

Вообще я верю в простую вещь: если человек талантлив, его рано или поздно заметят и дадут шанс. Издательства часто идут на риск, ибо он оправдан. Правда, я так до сих пор и не поняла, что у них востребовано – они задают абстрактную планку «чтобы зацепило» и «чтобы продавалось». Никогда не знаешь, что именно им подойдёт. Но пробовать стоит всегда. 

www.sobaka.ru

где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Не каждый может полностью представить себе специфику работы писателя. Одни считают, что в ней нет ничего сложного, если научиться более или менее грамотно писать. Другие видят в ней нечто особенное и убеждены, что без таланта невозможно освоить профессию. Кто прав? Давайте разбираться.

Профессия писателя имеет большое значение для общества. Его работа накладывает отпечаток не только на взгляды современных людей, но и на будущие поколения. В своих произведениях автор ищет ответы на актуальные проблемы и отражает веяния времени, которые помогут потомкам глубже узнать особенности той эпохи, в которой он жил.

Эта творческая профессия привлекает все больше людей, однако не каждый может полностью представить себе специфику работы писателя. Одни считают, что в ней нет ничего сложного, если научиться более или менее грамотно писать. Другие видят в ней нечто особенное и убеждены, что без таланта невозможно освоить профессию.

Кто прав? Представления обоих сторон имеют право на существование. Ведь без таланта и рвения невозможно стать писателем, а без грамотности и знания языка талант невозможно реализовать.

Кто такой писатель?

Писатель – человек, занимающийся написанием литературно значимых произведений, предназначенных для общественного потребления. Подчеркнем, что человека, создающего текст для удовлетворения собственных желаний и хранящего его вдали от посторонних глаз, нельзя назвать писателем. Как правило, создание словесных произведений является если не основным, то одним из основных видов профессиональной деятельности писателя.

Профессия берет свое начало со времен возникновения письменности. Первыми писателями можно считать великих мыслителей античности, летописцев и монахов. Характерной особенностью профессии является тот факт, что во все эпохи писателями были только очень образованные люди.

Сегодня, как и много веков назад, независимо от выбранного направления деятельности (а это может быть как художественная литература, так и публицистика) профессия требует от писателей грамотности и глубокого понимания выбранной темы. Они должны:

  • иметь большой словарный запас;
  • владеть стилистическими приемами;
    изучать произведения великих писателей мировой литературы прошлых лет, знать особенности их эпохи и уметь правильно использовать эти знания в своем произведении;
  • писать на актуальные для современного общества темы.

Обычно каждый писатель работает в определенном жанре, который требует наличия специальных способностей и навыков (например, сложно представить себе хорошего поэта, не умеющего рифмовать, или прозаика, не владеющего искусством слога). Кроме того, чтобы стать хорошим узнаваемым автором, представитель этой профессии должен вырабатывать собственный стиль, который будет выделять его из числа других писателей.

Современные писатели могут работать над выполнением заказа издательства, заниматься самостоятельной творческой деятельностью или трудиться над литературным проектом совместно с другими специалистами.

Какими личностными качествами должен обладать писатель?

Писатель – в первую очередь, творческая личность. Поэтому он должен иметь хорошее воображение, склонности к гуманитарным наукам и богатый внутренний мир. Так как творчество писателя должно быть актуальным и вызывать интерес общества, автор должен понимать окружающий мир и обладать хорошей интуицией

Поскольку создание художественного произведения требует много времени, писателю потребуются такие качества, как:

  • усидчивость,
  • целеустремленность,
  • внимательность к деталям.

Не менее значимым качеством является терпеливость: она помогает не только в творчестве, но в поиске изданий и спонсоров. Писатель никогда не должен опускать руки, быть уверенным в своих силах и не отказываться от призвания при возникновении малейших трудностей.

Для писателя также важны объективность, умение критически мыслить и способность прислушиваться к обоснованным замечаниям. Известные авторы имеют агентов и не нуждаются в личной презентации себя. Однако начинающим писателям нужно уметь договариваться с издателями самостоятельно, для чего потребуются хорошие коммуникативные навыки и умение вести переговоры.

Преимущества профессии писатель

Профессия писателя имеет ряд неоспоримых преимуществ. К самым важным можно отнести возможность заниматься любимым делом. Через словесное произведение писатель имеет возможность поделиться с общественностью собственным мировоззрением, всей палитрой своего богатого воображения и внутреннего состояния. Для настоящего литератора работа – это порыв чувств, желание создать прекрасное и показать это миру. Они не могут творить под давлением и не любят, когда их загоняют в рамки.

Писатель – человек свободный, что очень важно для людей, которые не могут работать по кем-то разработанному графику в офисах, кабинетах или производственных помещениях. Благодаря тому, что авторы не привязаны к определенному рабочему месту, они могут творить в любом удобном месте и в любое время, самостоятельно распределяя и планируя свой день.

Именитые представители этой профессии не испытывают проблем при поиске издательств, которые готовы напечатать результаты его труда. Наоборот, издательские дома делают все возможное, чтобы завлечь известного писателя, предлагая ему более высокие гонорары и различные бонусы. Обычно авторам выплачивается небольшой аванс, а затем они получают 6-12% от общей стоимости тиража.

То есть, для писателя очень важно признание публики. Ведь именно от численности аудитории будет зависеть цена работы. Многие писатели устраивают встречи с читателем, позволяющие популяризировать их произведения. Малоизвестные работники пера делают это бесплатно, а авторы с именем продают билеты на такие встречи, что также дает дополнительный заработок.

Недостатки профессии писатель

Самым большим недостатком профессии работника пера является отсутствие стабильной занятости и, соответственно, доходов. Начинающим писателям тяжело пробиться на вершину успеха, а авторы, уже добившиеся признания, могут очень быстро потерять свои позиции. Наличие хорошей идеи еще не означает возможность написания хорошего текста, так как отсутствие опыта или недостаточное знание стилистических приемов не позволяет собрать мысли воедино, создать целостный сюжет.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются современные писатели, заключается в снижении популярности печатных изданий. С появлением всемирной паутины люди все больше стали читать онлайн и использовать пиратские ресурсы, открывающие доступ практически ко всем произведениям, что негативно отразилось на объемах тиражей и стоимости издаваемых книг.

Автору, работающему над серьезным произведением, требуется много времени на его создание, от чего возникает необходимость в поиске дополнительных источников заработка. Иногда он сталкивается с проблемой отсутствия вдохновения, и тогда завершение труда растягивается на годы. Другая сложность заключается в непонимании со стороны общества. Случается, что писатель в творениях опережает свое время, поэтому нередко получает признание только спустя много лет, а иногда и после смерти.

Литераторы, отдающие предпочтение коммерчески выгодным текстам, также сталкиваются с определенными трудностями. Преимущественно они связаны с поиском спонсора или заказчика. Кроме того, поскольку работы таких авторов не несут какой-либо художественной значимости, их имя редко упоминается в публикации. Таким образом, они могут получать неплохой доход, но никогда не обретут признания. Кроме того, оплата их труда также зависит от опыта и знания выбранной темы, а степень загруженности варьируется в виду различных факторов.

Где можно получить профессию писатель?

Специфика работы писателя предполагает наличие богатого воображения и особого таланта, а также умения глубоко мыслить. Поэтому человеку, который чувствует в себе потребность поделиться своими мыслями, чувствами и эмоциями с другими людьми, не обязательно получать высшее литературное образование для освоения профессии. Но только при условии, что у него присутствуют все необходимые личностные качества (в частности, талант и богатое воображение).

Много известных авторов в свое время получали образование по другим направлениям, но смогли написать великолепные произведения. Единственное, что очень важно для профессии: быть высокообразованным человеком. В этом случае не имеет особого значения, есть ли у автора специальное образование или он самоучка.

Хорошей основой для освоения профессии писатель станет обучение на филологических факультетах, где, во-первых, студенты не только глубже знакомятся с литературой и языковыми возможностями, но и получают специальность, которая обеспечит работой, даже если они не станут великими авторами. Получив диплом по специальности «Русский язык и литература», можно стать школьным учителем и работать над созданием произведений в свободное время, а перед владеющими иностранными языками открываются двери в профессию переводчика.

Факультеты журналистики являются еще одним направлением, обеспечивающим необходимыми знаниями. Выпускники получают возможность не только заниматься любимым делом и приобретать опыт, но и работать в СМИ.

На сегодняшний день единственным признанным профильным ВУЗом в России является Литературный институт имени А.М. Горького в Москве. В нем студенты осваивают все необходимые приемы литературных жанров и полностью окунаются в мир литературы, но и принимают туда только самых талантливых людей. Помимо этого, программы обучения по направлению «Филология и лингвистика» представлены в следующих российских университетах:

Источники изображений: nvdaily.ru, reconomica.ru, rossaprimavera.ru, ia-centr.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

5 профессий, связанных с текстом — Учёба.ру

1.​ Журналист

На первый взгляд может показаться, что даже работа пишущего журналиста связана не с текстами, а больше — с поиском информации, общением с лидерами мнений. Нужно посещать профильные мероприятия, презентации и конференции, брать интервью.

С одной стороны, зачастую это и правда так. С другой, профессия журналиста достаточно гибкая, чтобы каждый мог выбрать подходящую себе специализацию. Новостные журналисты действительно большую часть времени ищут информацию, а тексты пишутся достаточно быстро. Однако если вы станете экспертом в какой-то теме (музыка, кино, IT, медицина и т. д.), вам с радостью будут заказывать сложные аналитические статьи, тематические колонки, обзоры, в которых вы вполне сможете раскрыть свой писательский талант. Можно также обратить внимание на репортажи: для создания эффекта присутствия необходимо отлично владеть словом.

В любом случае, для работы журналистом, помимо умения писать тексты, понадобятся навыки коммуникации, способность договариваться с людьми и быстро находить информацию, а также наблюдательность, точность и внимательность.

Где учат:

2.​ Переводчик

Несмотря на обилие современных средств, «живые» переводчики все еще высоко ценятся, особенно когда речь идет о редких языках. Для технических переводов в первую очередь будут важны точность и ясность текста, а в случае с публицистикой и, тем более, с художественными произведениями, потребуется чувство стиля, богатая лексика и писательские навыки. Помимо непосредственно текстов, вы также можете переводить фильмы, где тоже понадобится все вышеперечисленное.

Кроме владения русским языком необходимо отличное знание иностранного (лучше — не одного, а нескольких), усидчивость, умение соблюдать сроки. Вам нужно будет достаточно хорошо разбираться в теме в случае технических или публицистических переводов, знать творчество и стиль автора, если дело касается художественных текстов, или же уметь быстро находить необходимую информацию.

Где учат:

3.​ Сценарист

Сценарное дело — достаточно широкая профессия. Вы можете писать сценарии как для кино (игрового или документального), так и для мультфильмов, сериалов, телепередач, рекламы, клипов и даже игр. У каждого из этих направлений есть свои особенности, но все сценарии так или иначе подчиняются законам драматургии, которые необходимо хорошо знать.

В сценарии меньше, чем в художественном тексте, имеет значение богатство и красота языка, зато на первый план выходит действие, четкие мотивы персонажей, отточенность диалога.

Несмотря на то, что «костяк» работы — это непосредственное написание текста, нужно понимать, что «кино» в широком смысле слова — творчество совместное, и, помимо своего видения, сценаристу придется обращать внимание на мнение продюсера, режиссера, актеров. Нужно быть готовым к тому, что сюжет может преобразиться до неузнаваемости.

Таким образом, чтобы стать сценаристом, помимо владения словом и знания законов драматургии нужно уметь услышать коллег, не бояться постоянного переделывания и переписывания текста, а также учиться доносить свою мысль и отстаивать точку зрения, когда это принципиально.

Где учат:

4.​ Редактор

Под одним названием профессии «редактор» в действительности скрываются две не всегда пересекающиеся задачи. Часто здесь подразумевается литературный редактор: человек, который доводит до совершенства журналистские или писательские тексты, исправляет стилистические ошибки и неточности. Однако, как правило, это только часть (причем небольшая) работы. В книжном бизнесе литературный редактор может быть отдельным человеком, но и там, и, особенно, в СМИ в список его основных задач входит общение с авторами, составление плана, оценка текстов и их перспективности, распределение обязанностей, контроль сроков и качества выполнения работы, решение других организационных вопросов.

Чтобы стать хорошим редактором, необходимо быть начитанным, уметь быстро оценивать качество текста, находить и исправлять или указывать на его недостатки, иметь определенные лидерские качества и навыки коммуникации, а также навыки планирования своих и чужих действий на несколько шагов вперед.

Где учат:

5.​ Писатель

Писатель — одна из самых привлекательных и при этом самых непростых профессий для тех, кто любит текст. С одной стороны, вам практически не нужно ни с кем договариваться — долго согласовывать и переделывать тексты. Писатель — сам себе хозяин: целыми днями пишешь, а затем отправляешь материалы редактору. С другой, основная сложность писательства как профессии заключается в том, что лишь небольшой процент пишущих людей способен не просто добиться того, чтобы их опубликовали (хотя и это непросто), но еще и достигнуть такой популярности и таких тиражей, чтобы с процента от них можно было жить. Гонорары начинающих авторов художественной литературы ниже, чем месячная зарплата промоутера, а книги часто пишутся не один год. Несколько лучше обстоят дела у авторов нон-фикшн, но и там не стоит ждать мгновенного успеха, большого заработка и миллионных тиражей.

В отличие от работы редактора и журналиста, особенность работы писателя заключается как раз в достаточно сильной изоляции. Подавляющее большинство работы — это сидение за компьютером, написание и переделывание текстов. Фактически единственный человек, с которым общается писатель, — это редактор. Да и то, большая часть коммуникации, как правило, проходит по электронной почте или по телефону.

При этом нужно понимать, что просто научиться быть писателем нельзя: хорошее произведение помогает создать только опыт — как профессиональный, так и жизненный. Также много значит умение этот опыт переработать и выразить в понятном другим людям увлекательном тексте.

Где учат:

www.ucheba.ru

Где учились великие писатели и поэты?

Где учились известные поэты: секреты образования классиков

Где учились великие писатели и поэты? Достаточно ли закончить среднюю школу, чтобы стать классиком? И как завести ручного медведя прямо в Кембриджском университете и не вылететь оттуда?

Михаил Ломоносов: постоянная учёба


ГДЕ УЧИЛСЯ:
Славяно-греко-латинская академия, Киево-могилянская академия, СПбГУ, Марбургский университет.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
изучал как гуманитарные, так и естественные науки, получил всестороннее образование в России и за рубежом.

Михаил Ломоносов (1711-1765 гг.) — один из немногих людей, по-настоящему успешных сразу в нескольких областях. Он был не только талантливым ученым-естествоиспытателем, но и прекрасным поэтом, ярким представителем русского классицизма.

Путь Ломоносова к знаниям и наукам был непростым. Выходец из зажиточной крестьянской семьи, он добивался всего сам и хотел узнать как можно больше об окружающем мире. Сначала Ломоносов обучался азам грамоты у дьякона приходской церкви, после поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдавая себя за представителя дворянского сословия. Здесь он освоил латинский и греческий языки, познакомился с древнерусской литературой и ораторским искусством. Затем Ломоносов некоторое время учится в Киеве, «прилежно перечитывая летописи и творения святых отцов» (из книги «Жизнь и труды Ломоносова» Николая Любимова).

Затем в числе лучших учеников академии переехал в Петербург, где опять показал себя с наилучшей стороны. Вместе с двумя другими студентами Ломоносова отправили на три года в Марбургский университет, где они посещали лекции Юстина-Геграрда Дузинга по теоретической химии и присутствовали на выступлениях знаменитого философа Христиана Вольфа, занимавшегося механикой, теоретической и экспериментальной физикой, метафизикой (философией) и логикой. Кроме того, в Германии Ломоносов обучался французскому, танцам, рисованию и фехтованию, а также читал рекомендованную Вольфом литературу.

После Марбурга Ломоносов порядка двух лет провел в разъездах по Европе. Известно, что некоторое время он осваивал минералогию и металлургию под руководством немецкого химика Иоганна Генкеля во Фрайбурге, а в Голландии обратил внимание на добычу торфа, о чем пишет в своей работе «О слоях земных» (1763 г.).

В 1741 году Ломоносов после ряда попыток уехать из Европы наконец-то вернулся в Россию, где продолжил активные занятия наукой и литературой. Он стал профессором Петербургской академии наук, создал первую в стране химическую лабораторию, выступил с инициативой открытия Московского университета (будущий МГУ). В конце жизни Ломоносова избрали почетным членом Стокгольмской и Болонской академии наук, а его труды можно было прочитать на шести языках, в том числе на французском, немецком, итальянском и шведском.

Фридрих Шиллер: наука и поэзия

ГДЕ УЧИЛСЯ:
латинская школа, Высшая школа Карла Святого

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
выходец из небогатой бюргерской семьи, Шиллер учился на юридическом и медицинском факультетах, что, однако, не помешало ему стать одним из известнейших поэтов эпохи романтизма.

Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.), крупнейший немецкий поэт XIX века, воспитывался в бедной религиозной семье. Его отец был фельдшером, а мать — дочерью пекаря. С детства Фридрих хотел стать священником. Среднее образование он получил в местной латинской школе. Наибольший интерес у Шиллера вызывала литература: мальчик любил читать труды Овидия, Вергилия и Горация.

В 1773 году Фридрих начал изучать право в Высшей школе Карла Святого, несмотря на то, что хотел заниматься другими вещами. Из-за этого поэт был одним из последних в классе по успеваемости. Спустя три года Шиллер решил перевестись на медицинский факультет, где начал заниматься с большим рвением и написал несколько научных работ. Тем не менее, диссертация Фридриха не получила одобрения у руководства университета: его представители нашли ее слишком смелой. После окончания вуза Шиллер начал работать врачом и совершенствоваться как поэт.

Несмотря на успех драматических произведений Шиллера, науку он не бросал. После выхода в свет его «Истории отпадения Нидерландов» Фридрих приобрел статус перспективного исследователя истории. С помощью друзей он получил место профессора в Йенском университете. Лекции Шиллера пользовались огромным успехом, зал часто был переполнен. Тем не менее, спустя три года поэт прекратил преподавание из-за мучительных приступов туберкулеза.

Александр Пушкин: вечный лицейский союз

ГДЕ УЧИЛСЯ:
Царскосельский лицей.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
учился в закрытой школе-пансионе для представителей высшего сословия, где образование не уступало университетскому.

Александр Пушкин (1799-1837 гг.), великий поэт и писатель, сначала получал уроки на дому у репетиторов, а затем продолжил занятия в Царскосельском лицее — престижном учебном заведении для детей в возрасте 10-14 лет. Образование в лицее имело гуманитарно-юридическую направленность, лицеисты изучали этику, логику, историю России, чистописание, а также три языка, помимо русского — латынь, французский и немецкий. Пушкин стал одним из первых 30 учеников лицея, наряду с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Александром Корниловым, Вильгельмом Кюхельбекером и другими молодыми людьми, ставшими впоследствии его близкими друзьями.

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и беседе, при беспрестанном трении умов, при совершенном отсечении от нас всякого внешнего рассеяния», — вспоминал впоследствии один из лицеистов Модест Корф. Кроме чтения, воспитанники лицея нередко занимались творчеством. Так, один из преподавателей, профессор российской и латинской словесности Николай Кошанский, считал основой литературного образования умение писать и сочинять: на его уроках гимназисты, к примеру, должны были в стихах описывать розу.

Лицейское образование приравнивалось к университетскому, так что выпускники могли стать чиновниками высшего ранга. После окончания обучения они не прекращали общаться друг с другом и продолжали чтить традиции своей альма-матер. Особенно важной датой считалось 19 октября, «Лицея день заветный», — дата открытия школы. Ей Пушкин посвятил одно из своих стихотворений, где были знаменитые строчки «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».

Джордж Гордон Байрон: кембриджский нарушитель порядка

ГДЕ УЧИЛСЯ:
частная школа доктора Глени, публичная школа Хэрроу, Тринити-колледж Кембриджского университета.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
как и большинство выходцев из дворянской среды, получил престижное образование в элитных школах и ведущем вузе страны, но не отличался любовью к учёбе.

Несмотря на то, что лорд Байрон (1788-1824 гг.) родился в дворянской семье без огромного состояния, образование он получил соответствующее людям его круга. Будущий поэт не отличался особенной тягой к знаниям. Учебникам он предпочитал чтение художественной литературы, которым занимался в основном по ночам. Байрон сменил две школы — частную, доктора Глени, и публичную Хэрроу, одну из старейших и престижнейших в Великобритании, наряду с Итоном. Директор Хэрроу вспоминал, что Байрона ему рекомендовали как «мальчика плохо подготовленного, но довольно смышленного» (из книги «Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность» Николая Александрова). В этом месте юный лорд продолжил много читать — во время еды, в постели, по выходным. Ровесники и преподаватели Байрона удивлялись широте его познаний, однако к учёбе Джордж особой страсти по-прежнему не испытывал.

В Тринити-колледже Кембриджского университета Байрон изучал гуманитарные науки. И, как и раньше предпочитая приходить на занятия только для того, чтобы пообщаться с друзьями. В Кембридже в его распоряжении были комфортные меблированные комнаты и собственный лакей, а со временем Байрон завел и ручного медведя, что повергло в ужас администрацию. У поэта были и другие странные привычки, к примеру, он нередко мылся в университетском фонтане, из-за чего за ним закрепилась слава нарушителя общественного порядка.

В 1808 году Байрон окончил университет, несмотря на то, что изучил лишь треть необходимых предметов и редко приходил на лекции. Получить диплом поэту помогло его высокое положение. Тем не менее, нельзя сказать, что время, проведенное в университете, никак не повлияло на Байрона. Именно здесь поэт завел лучших друзей — Джона Хобхауса, Чарльза Скиннера Мэтьюса и Джона Эдлестона.

Уолт Уитмен: работа вместо университета

ГДЕ УЧИЛСЯ: бруклинская школа.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
у Уитмена было только среднее образование, свои «университеты» он прошел на многочисленных работах.

Величайший американский поэт XIX века Уолт Уитмен (1819-1892 гг.), который считается новатором в области стихосложения и «певцом мировой демократии», не получил высшего образования. Он родился в небогатой семье фермеров на острове Лонг-Айленд, неподалеку от Бруклина. У Уитмена было восемь братьев и сестер. Маленький Уолт посещал местную школу, но из-за бедственного положения родителей вынужденно прекратил обучение. В дальнейшем будущий поэт очень много работал — посыльным, наборщиком-укладчиком, учителем, журналистом. В конце концов Уитмен приобрел некоторую известность: его статьи начали публиковаться в популярных изданиях. Поэтом Уолт стал очень поздно. До конца своих дней он не прекращал работать над собой, читая работы признанных классиков — Уильяма Шекспира, Черльза Диккенса, Жорж Санд и других.

Анна Ахматова: три гимназии и высшие курсы

ГДЕ УЧИЛАСЬ:
Мариинская женская гимназия, Царскосельская гимназия, Киевская Фундуклеевская гимназия, Киевские высшие женские курсы, Высшие женские историко-литературные курсы Н. П. Раева.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:
Ахматова достаточно долго искала себя, постоянно меняя места учёбы. В итоге она остановилась на литературе.

Анна Ахматова (1889-1966 гг.) родилась в дворянской семье. В детстве она сменила несколько гимназий, и некоторые из них сейчас названы в ее честь. Дольше всего Ахматова посещала занятия в Мариинской гимназии в Царском селе: она училась здесь с 4 по 7 класс. Впрочем, особого рвения в учёбе Ахматова не демонстрировала. Она редко проявляла инициативу на уроках и не стремилась получать хорошие оценки, предпочитая учёбе сочинение стихов.

Тем не менее, в Киевской Фундуклеевской гимназии, где поэтесса училась в выпускных классах, всё изменилось. Известно, что Ахматова усердно готовилась к поступлению в эту школу: попасть туда было достаточно нелегко. По воспоминаниям поэтессы, она чудом сдала экзамены. В Киеве Ахматова поражала одноклассниц и учителей своими знаниями в области литературы. Будущая поэтесса закончила Фундуклеевскую гимназию с четверками и пятерками в табеле, в том числе по физике и математике.

После окончания гимназии Ахматова решила поступить на юрфак Киевских высших женских курсов. Девушке нужна была материальная независимость, которую могла дать стабильная работа в нотариальной конторе. Поначалу учёба давалась Ахматовой достаточно легко: так, она «весьма удовлетворительно» сдала историю римского права заслуженному профессору Митюкову. Однако как только в расписании появились профильные дисциплины, Ахматова, по собственному признанию, совершенно охладела к образованию. Ей стало неинтересно учиться. Поэтому она сменила университет и стала слушательницей Высших женских литературных курсов в Петербурге. В то же время поэтесса начала активно посещать богемные кружки культурной столицы и познакомилась с известными поэтами. Впоследствии это сыграло огромную роль в формировании ее литературных взглядов.

Источник: ucheba.ru

animedia-company.cz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о