Философия виды любви – Виды любви в греческой философии

Содержание

Виды любви в греческой философии

Фильм «Тайны любви»

Платон писал о нескольких видах любви. Что мы помним? Эрос, людус, агапэ…
скачать видео

​​​​​​​В греческой философии различали следующие основные виды любви: эрос, людус, мания, сторге, прагма, агапе.

Эрос – страстная любовь-увлечение, стремление к полному физическому обладанию любимым.

Людус – это любовь-игра, игра в свое удовольствие. В такой любви чувства достаточно поверхностны, настолько, что допускается измена с обеих сторон.

Сторге – любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях.

Это три основных стиля любви. Но ведь могут быть и варианты. В отношениях и в чувствах могут быть элементы сразу двух стилей.

Прагма (это совокупность людуса и сторге). И чувства не столь уж глубоки, но элементы теплоты и надежности имеют место. Это любовь по расчету. Не брак по расчету (в таком браке любви может и не быть), а любовь по расчету. Такая любовь легко поддается рассудочному контролю. Как видно из самого названия, любовь – прагматичная. С элементами выгоды (далеко не всегда обязательно – материальной). Может устраивать общение с этим человеком, его личные качества, сексуальные достоинства и так далее. Это может быть даже любовь в обмен на любовь того, кого любишь. Это тоже ведь расчет.

Агапэ (совокупность эроса и сторге). Это бескорыстная любовь-самоотдача. (Агапе жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом). Здесь все – и страсть, и нежность, и надежность, и беззаветная преданность. Этот стиль встречается не так уж и часто. Но если оба партнера любят в этом стиле, им можно только позавидовать. Здесь другая беда. Если вдруг человек, любящий в таком стиле теряет объект любви, смысл жизни для него может оказаться утраченным.

Мания (совокупность эроса и людуса). Это иррациональная любовь-одержимость. И сопутствует ей обязательно неуверенность и зависимость от объекта любви. Это тот самый случай, когда в любовь бросаются «как в омут». Именно такая любовь ломает людям жизнь, разрушает семьи… Но иногда благодаря нее семьи возникают. А люди становятся счастливыми. Но вечно так любить нельзя, и этот стиль любви разрушителен. Либо мания рано или поздно должна перерасти в другой стиль. Либо любовь исчезает (может остаться ненависть или равнодушие). Либо гибнут те, кто так любит.

При этом известны браки, где такие отношения и чувства длятся годами и десятилетиями. Но чтобы так жить и быть довольным, нужно быть явным мазохистом, получая удовольствие от страданий. Если же вы не мазохисты, то нужно воспринимать такой стиль любви просто как вынужденную меру или временное явление (до тех пор, пока она не переродится в другой, более безобидный стиль).

www.psychologos.ru

Философия любви. Какие существуют виды любви?

Любовь… Одно слово, и столько смысла. У каждого человека с ним связаны самые разные впечатления и ассоциации. Это чувство очень нежное, приятное, неуловимое и всем знакомое. Для кого-то это обыденность, для других – вся жизнь. Но какое есть значение у любви? Зачем она нужна мужчинам и женщинам? И как ее выявить в своем сердце?

Философия любви. Какие существуют виды любви?

4 вида любви

С давних времен люди, испытывающие новое и непонятное для них чувство, пытались найти ему объяснение. Одни искали причины, другие стремились определить ее тип. Наиболее распространенной классификацией является та, что была предложена Аристотелем – древнегреческим философом.

Агапе.

Этот тип любви философы и психологи называют самым благородным. Само слово «агапе» или «агапи» — греческое. Аналога в русском языке ему нет, поэтому переводчики агапе заменяют или на «любовь», или оставляют в прежней форме.

К отличительным чертам агапе относится:

— Самопожертвование. Ради объекта своей любви человек готов на все, даже в ущерб себе.

— Тесная связь ума и сердца. Если влюбленность и сентиментальность указывают на задействование эмоций и мимолетных ощущений, агапе подразумевает задействование разума. Однако она – не бесчувственная любовь, ведь в данном случае агапе стала бы холодной справедливостью.

— Одаряющая любовь. Агапе – это чувство, которое побуждает делать, а не принимать. Проявляя данное чувство, у вас и мысли не возникнет об ожидании чего-то взамен.

— Твердость принципов. Проявление чувств в агапе необязательно. Даже если объект любви не заслуживает этого, агапе побуждает не отступать от своих принципов и по-прежнему проявлять любовь. По сути сама агапе – это принцип по жизни.

Философия любви. Какие существуют виды любви?

Сфера проявления агапе довольно широка. Она нашла свое воплощение в отношениях с другими людьми, в философских понятиях, в литературе и даже в религии. Во всех своих проявлениях агапе остается возвышенным, прекрасным чувством, проявлять которое не так просто. Иногда даже приходится учиться, чтобы проявить любовь агапе. Хотя для некоторых данный тип является олицетворением отрицательных качеств и принципов. Некоторые руководствуются тем, что принесет им выгоду и начинают любить что-то или кого-то.

Филия.

Любовь-филия находит ярко проявление в дружеских отношениях. Это долговечное качество, которое является осознанным выбором человека.

Философия любви. Какие существуют виды любви?

К отличительным характеристикам филия относится:

— Не основывается на внешнем. Филия делает акцент на положительных качествах личности.

— Не безгранична. Агапе долговечная и прочная любовь, так как ее основа – принципы. Филия часто возникает между личностями, привлекающими друг друга своим характером и поведением. Поэтому если человек изменится и перестанет нас удовлетворять в эмоциональном плане, от филия не останется и следа.

— Возникает со временем. Чтобы любовь филия появилась между людьми, требуется время. Необходимо узнать друг друга, понять, насколько схожи ваши мнения, и в чем они расходятся.

— Руководствуется разумом. Филия обусловлена личным выбором человека, она не спонтанна, ее можно контролировать.

— Отсутствие двойных стандартов. У филия нет лицеприятия и лицемерия. Она не снисходительна по отношению в друзьям, будучи строгой по отношению к другим людям.

При переводе слова «филиа» с греческого языка на русский часто встречаются выражения: «Насколько ты мне дорог?», или «Я тебя уважаю!». Это указывает на разумную привязанность, которая существует между друзьями.

Сторге.

Какое счастье принадлежать счастливой семье. Узы, объединяющие ее членов, довольно крепкие. Древние греки их называли сторге. Данная любовь неразрывно связана с родственными чувствами.

Философия любви. Какие существуют виды любви?

К отличительным характеристикам сторге относится:

— Проявляется даже тогда, когда человек этого не заслуживает. Сторге – довольно крепкое чувство. Его испытывают матери даже к тем детям, которые этого не заслуживают.

— Привычка. Сторге входит в число тех качеств, которые вырабатываются со временем в кругу семьи. В итоге появляется сильная привязанность между родственниками.

— Нежность. Сторге свойственно проявление заботы, внимания и нежности к родному человеку, даже в ущерб себе.

— Полная открытость. Сторге не меняется, даже когда мы знаем все о другом человеке, даже его недостатки.

Недостаток сторге выражается в том, что женщины делают аборт или бросают детей, другие испытывают нежелание заботиться о престарелых родителях. В последнее время все реже сторге замечается в сердцах людей.

Эрос.

Чувственная любовь – вот главная отличительная черта эрос. Всепоглощающая, необъемлемая и бесконтрольная. Эрос свойственна молодым людям, которые в силу своей неопытности с головой уходят в объект своей безудержной любви. Это любовь между мужчиной и женщиной.

Философия любви. Какие существуют виды любви?

К отличительным характеристикам эрос относится:

— Бесконтрольное чувство. Любовь эрос приходит внезапно и не покидает даже при усилиях разума.

— Не долговечна. Хотя эрос возникает между мужчиной и женщиной, данный тип любви быстро покидает пару.

— Может переходить в другой тип любви. Если партнеры испытывают чувственную любовь по отношению друг к другу, то следующий этап – любовь-дружба. Они узнают друг друга, их все устраивает, и в результате они заключают брак. Однако лучше, чтобы в отношениях было наоборот, так как чувственная любовь слепая.

— Закрывает глаза не недостатки.

— Непостоянная. Эрос то возникает, то утихает. Ей не свойственна стабильность.

Это 4 главных вида любви, которые были выделены в греческой философии.

Дополнительные виды любви

Философия любви. Какие существуют виды любви?

Древнегреческие философы выделили 3 дополнительных виды любви:

Мания. Эту любовь еще называют одержимостью. Она не свойственна нормальным взаимоотношениям, скорее это уход от нормы. Данная любовь основана на ревности. Человек, который ее испытывает, полагает, что только он имеет право обладать объектом своей любви. Такая любовь приводит к печальным последствиям и даже к проявлению агрессии со стороны человека.
Прагма. Эта любовь тесно связана с усилиями разума и мыслей. Люди, которые ее испытывают, больше думают не о своих чувствах, а том, насколько им выгодно или удобно их проявлять. Уже после первого свидания мужчина или женщина пытается выяснить, что они получат в результате таких отношений. Такая рассудочная любовь противоестественная. Людям все же стоит к рассудку добавлять чувства, иначе любовь будет холодной и не долговечной, хоть она основана на усилиях наших мыслей. Брак по расчету – не это результат прагма. Скорее любовь по расчету. Молодых людей далеко не всегда объединяет материальная выгода в такой любви. Часто прагма появляется, если мужчина и женщина довольны другими сферами жизни, их все устраивает, и они готовы к длительным отношениям.
Людус. Еще одна из форм «ненормальной» любви, которую могут испытывать люди. Людус основывается только на половом влечении. Ни о каком рассудке или высоких человеческих качествах здесь не идет и речи.

Изменение понятия любви

Со временем началось смешение греческих слов, каждый из философов выделял разные виды любви, считая их более важными. Дж. А. Ли выделял эрос, людус и сторге как три основных вида, а агапэ, мания и прагма – чувства, которые возникают в результате смешения.

Философия любви. Какие существуют виды любви?

В. С. Соловьев также тщательно изучал любовь и ее виды. Он подразделил это чувство на такие три типа:

Любовь, которая дает. Главное проявление этого вида любви наблюдается у родителей, в частности у матерей к ребенку. Этот тип любви жертвенный, мать готова идти на все, ради малыша. Защита, забота, нежность – все это характеристики данной любви. Взамен родителям при этом ничего не требуется. Главное качество в этом типе – жалость.
Любовь, которая получает. Дети по отношению к родителям испытывают такую восходящую любовь. Их привязанность ответная на чувства близких людей. Этой любви присуще уважение и благоговение.
Любовь, которая и дает, и получает. Отношения между супругами – яркое проявление такого вида любви. Их объединяют и чувства, и качества, и отношения. Эта любовь довольно сложная, так как она основывается и на принципах, и на глубокой эмоциональной привязанности.

С древнего времени понятие «любовь» менялось и воспринималось окружающими по-разному, в зависимости от принятых норм и правил в обществе. Некоторые и до сих пор не могут дать четкое определения этому сложному и глубокому чувству. Для кого-то это химия, для других – неудержимая болезнь. В зависимости от объекта своей любви, силы чувства и мотивов меняется и характеристика этого понятия. Очевидно, что в чистой форме оно не проявляется в сердце, человека, скорее это пряная смесь испытываемых чувств и качеств.

sunmag.me

7 разновидностей чувств между мужчиной и женщиной

Любовь бывает разной. Глупо думать, что существует один единственно верный способ любви, который движет всеми. Сколько людей – столько и видов чувств, на которые накладывают отпечаток личный опыт, мировоззрение, характер и объективная ситуация, что складывается между влюбленными. В этой статье мы раскроем виды любви, о которых говорили еще древние греки, описывая многогранность человеческой души. Сможете отыскать себя?

Итак, 7 видов любви:

• Людус — потребительская любовь

В таких отношениях между партнерами нет подлинной близости, только желание взять свое. Например, интимную близость, эмоции, спортивный трофей. Сам по себе человек не намерен что-то вкладывать, разделять переживания и ответственность. Он хочет играться, наслаждаться вниманием, свободой и разгорающимися страстями. Любовь при таком раскладе поверхностна, людям нравится чувство азарта, предвкушение нового, галочка в очередном списке побед. Но, как только результат будет достигнут, они переключатся на новый объект фантазий.

• Мания — любовь как зависимость

На ранней стадии присутствует во многих романтических отношениях. Угроза начинается тогда, когда одержимость партнером затягивается не на шутку. Такая любовь деструктивно влияет на всех участников, потому что строится на желании обладать и контролировать. В итоге чувства засасывают в водоворот, вынуждают страдать, мучиться, отказываться от себя, жить в постоянном напряжении. Один испытывает давление и убегает. Другой преследует со всей страстью, теряя себя, мучаясь ревностью. Такая любовь разрушительна, чем-то напоминает отношения между мучителем и мазохистом.

• Эрос – страстная влюбленность

Здесь действуют схожие механизмы, что и при мании, но без негативного акцента — любовь взаимна, влюбленным хочется обладать друг другом, наслаждаться радостями интимной близости, идеализируя отношения. Именно с эроса часто рождаются семьи: влечение так сильно, что хочется постоянно быть рядом, гладить друг друга, нежиться в лучах любви. И партнеры бегут под венец, дабы увековечить эти чувства. Увы, с годами эрос выдыхается, спотыкаясь о детей, быт, жизненные кризисы и всплывающее несовершенство партнера. Правда, некоторые умудряются пронести страсть через долгие годы отношений.

• Агапе – бескорыстная любовь

Этот вид любви нагляднее всего можно увидеть между матерью и ребенком, когда взрослый принимает свое чадо всем сердцем, мирясь с его несовершенством, отдавая ему всю свою нежность, тепло и заботу. Увы, в отношениях между мужчиной и женщиной агапе может иметь и негативные последствия — перекос энергий «даю» и «получаю». Когда влюбленный так предан половинке, что готов пойти ради ее счастья на любые жертвы: все прощать, все принимать, быть вечным донором и опорой, плюя на себя самого. Это плохо, потому что истощает отношения, дающий быстро выдыхается, постоянно прогибается, теряет границы. Но в любви важен двусторонний обмен энергиями и сохранение индивидуальности каждого партнера.

• Сторге – любовь, основанная на чувстве долга

В таких отношениях нет романтики или животной страсти. Просто два человека так долго были вместе, столько всего пережили, что стали частью друг друга, «срослись корнями». Они вместе составляют отлаженный механизм, где у каждого своя роль и большая доля ответственности. Они порвут за свою семью любого, потому что являются продолжением друг друга. И пусть их жизнь не кипит эмоциями, чувство долга не позволит предать партнера, даже если эти двое не выбирали друг друга, даже если они не соответствуют идеалам. Обещание быть вместе в горе и радости важнее любых эмоций.

• Филия – дружеская любовь

А кто сказал, что объединять может только страсть или чувство долга? Порой людям так интересно вместе — говорить и молчать, изучать мир, созидать – что большего и не нужно. В таких отношениях нет физического влечения (или оно было, но с годами поутихло). Зато есть гармония душ, равноправие мыслей, разделение интересов. Партнером просто нравится быть вместе – слушать музыку, смотреть кино, ходить в походы, воспитывать детей, заниматься бытом, действовать в команде. У них одинаковое отношение к жизни. Поэтому в партнерстве они получают поддержку своим идеям, взглядам и проектам.

• Прагма – рациональная любовь

Этот тип любви получается, когда люди ищут комфортных отношений. Но не ради финансовой выгоды (хотя и не без этого), а чтобы встретить союзника, с которым можно уверенно идти по жизни. В такой паре не так ценна любовь, как совпадение взглядов, ролевых моделей, мировоззрения в целом. Чтобы оба супруга смотрели на жизнь в одном направлении и не обесценивали достижений друг друга. Она – домохозяйка, он – добытчик. И каждый выполняет свою роль. Это важное качество, ведь без прагмы у супругов не будет понимания. Например, почему он не хочет детей, а она хочет; почему она проводит все время на кухне, а не путешествует вместе с ним по горным прериям; зачем он тратит последние деньги на развитие вместо того, чтобы вкладывать в семью? Без совпадения во взглядах начинается критика, ссоры, осуждение – и семья быстро становится несчастной.

Как видим, типов любви масса, каждый выбирает что-то свое в соответствии с ценностями, возрастом, опытом. Но лучше всего чередовать одно с другим, не доводя до крайностей какую-то одну идею, развивая и страсть, и дружбу, и флирт, и ответственность.

Отношения многогранны, не запирайте себя в одной роли, иначе быстро устанете. А еще помните: важна не только любовь к близкому, но и к себе самому.

Текст: Flytothesky.ru

Читайте также:
Как привлечь любовь в свою жизнь: 5 эффективных техник

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Философия любви: виды и высказывания

Любовь – абстрактное понятие, поэтому выразить определенным термином ее сложно. Для каждого человека любовь означает что-то свое. К этому понятию обращаются философы всех веков, так как это такая же важная и актуальная проблема, как смысл жизни, познаваемость мира, первичность материи или идеи.

Что такое любовь?

Любовь – фундаментальное понятие, которое стоит в одном ряду с умом, честью, совестью и свободой. Нельзя дать ему четкого определения, а само слово используется людьми, чтобы объяснить это абстрактное понятие.

Это понятие не имеет никаких внешних причин, и не вызывается какой-либо определенной причиной: красотой, умом или силой. Если в отношениях человек любит другого за какие-то определенные качества, это просто имитация чувств. Потому что в нашем мире всегда есть другие более красивые, сильные, умные люди. По-настоящему мы любим не за что-то, а потому, что человек есть. И если мы испытываем настоящие чувства, то избранник для нас самый красивый и самый лучший, хотя изначально чувства появились не из-за этого.

Психологические, физиологические и физические причины не объясняют возникновения этих чувств. Чувства показывают человека с метафизической точки зрения, что отличает его от других форм жизни.

Философия любви

Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь. Эта отрасль также работает над такими понятиями, как: «Существует ли любовь?», «В каких формах она выражается?», а также думает о ее влиянии на организм.

Философы дают разные определения в зависимости от их философских взглядов, культуры разных стран и особенностей общества в конкретный период времени. Из-за этого до сих пор не получается создать единую концепцию этого понятия.

Виды

В древнегреческом языке выделяли следующие ее виды:

  • эрос – любовь с почтением, когда другой человек кажется идеалом;
  • филия – дружба или привязанность к индивиду, который не является сексуальным объектом;
  • сторге – нежность, чаще проявляется к членам семьи;
  • агапэ – безусловная, чаще всего проявляется к Богу, и выражается в жертвенности;
  • людус – возникает на основе физического влечения, и длится до тех пор, пока приносит удовольствие, с первым появлением скуки проходит;
  • мания – одержимость, которая сопровождается ревностью и дикой страстью;
  • прагма – явление, когда человек побуждает в себе чувство привязанности с корыстной целью.

Русский философ Соловьев выделял три вида чувств:

  • Нисходящая – человек в таких отношениях отдает больше, чем получает. Чаще это чувства родителей к детям, человека к младшим и слабым, а также к Отечеству.
  • Восходящая, когда человек получает больше, чем отдает. Это чувства детей к родителям, или животных к хозяевам.
  • Половая – дает и получает в равной степени. Это взаимоотношения мужчины и женщины.

Классификации также встречаются разные, что связано с разными мнениями философов и временем, когда эти классификации были созданы.

История возникновения и эволюция понятия

В религии чувство получает первичное значение, как сила полового влечения, и как начало духовного единения. В течение веков она занимало разное место в обсуждениях и мыслях философов.

Античность

В древности люди пытались объяснить ее при помощи божественных и космических сил. Она казалась для них чем-то непонятным. Эмпедокл считал ее началом вселенной, Платон считал, что это демоническая сила, побуждающая стремится к полноте жизни и ее наполненности. Для Аристотеля конечной целью являлась дружба, когда человек желает избраннику всего самого лучшего, и готов пожертвовать собой.

Ферекида, учитель Пифагора – первый сказал о том, что мир существует благодаря этому явлению. Пифагор поддерживал мысль своего учителя, и подчеркивал, что небо и земля связаны чувствами.

Представитель элейской школы Парменид утверждал, что существование вселенной началось с любви. После переворота в философском учении, которое совершил Сократ, о чувствах начинают говорить более приземленно, в рамках человеческого бытия. Сам Сократ считал ее болезнью, потому что она также, как и болезнь меняет наше сознание. Сократ выделяет свою классификацию:

  • по телу – она быстротечна, и заканчивает тогда, когда избранник больше не привлекает;
  • по душе – она долгосрочна, и основывается не только на физическом влечении, но и на глубокой привязанности.

В целом, в этот период люди пытаются понять, что это за чувство, почему оно появляется, и что из себя представляет.

Средневековье

В патристическую эпоху внимание направлено на четыре вида этого чувства: к противоположному полу, к другу, к врагу и Богу. При этом, восточная патристика верит в то, что основой человеческого существования являются чувства к противоположному полу, в то время как западная патристика говорит о первичности любви к Богу.

Развивается любовная поэзия, которая несет в себе культ женщины, и прославляет любовь к противоположному полу.

Основное отличие этой эпохи – это соотношение любви с мистикой или религией. Над этой проблемой в средневековье работали Данте, Бернард Клервоский и Бонавентура.

Эпоха Возрождения

Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно работали над этой проблемой. Отличительное чертой этого период времени является стремление к красоте, поэтому любовь тоже понимается как красота. Это стремление оказывает большое влияние на произведения искусства того времени.

Новое время

Чувство изучали философы классической немецкой школы, такие как: Иммануил Кант, Георг Фридрих Вильгельм Гегель, Людвиг Фейербах.

Русский философ Лосский отмечал, что люди стремятся стать объектом любви другого человека неосознанно.

История развития этого понятия непостоянна, также как и сама философия. Она зависит от конкретных потребностей общества в определенный момент времени, уровня развития культуры и существующий философских учений.

Восточная философия

На Востоке это понятие тесно связано с сексуальностью и красотой. Такое отношение выражается в произведениях искусства, и является неотъемлемой частью восточной философии. Любовь для восточных людей – соединение сексуальности и духовного начала.

Русская философия

В России философы, которые исследовали это понятия, относятся к представителям религиозной философии. Это Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Александрович Флоренский, Николай Федорович Федоров, Иван Александрович Ильин, Николай Александрович Бердяев. Эти философы рассматривали любовь как основание для оправдания человеческого существования.

Для Соловьева – это одновременно развитие личности, и избавление от эгоизма. Бердяев придерживался похожего мнения.

Любовь находит отражение в произведениях русской литературы, где авторы произведений пытаются раскрыть ее сложный характер и стихийную природу. Отличительной чертой русской любовной философии является ее соотношение с религией. Она – Божий дар.

Русские люди считают ее трагичным явлением, что легко прослеживается в произведениях литературы. Почти в каждом произведении можно найти безответную любовь, или отчаянных и несчастных возлюбленных. Именно в этом отражается понятие любви для русского народа – она непроста, за нее нужно бороться, и она приносит боль. Она воспринимается как неотъемлемая часть существования человека, придает его жизни смысл, и приносит с собой эмоциональные переживания.

Творчество отражает мысли и чувства людей в определенный период времени, а также определенные течения, которые существовали в это время. Если взять «Война и мир» Толстого, то мы увидим любовные линия в книге, которые наполнены трагичностью. Хотя, не всегда для русского народа это беда и горе. Достигнув цели, или завоевав любимую, человек становится счастлив.

Объяснить, что такое любовь – очень сложно. Она является предметом изучения философов, писателей и обычных людей. Мы все ощущаем ее по отношению к кому-то, но дать конкретное определение не можем. Она сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, дает повод для размышлений и надежду в сложное время. Люди думают о ее влиянии на нас, о том, почему она появляется. Другим вопросом является настоящая любовь и искренняя. Эта тема никого не оставляет в покое, потому что чувства зарождаются бессознательно. Она врывается в наши жизни, когда мы ее не ждем, и завладевает нашим разумом и чувствами. У каждого народа свое определение и восприятие. Но сколько бы философия о любви ее ни исследовала, одно останется неизменным – она навсегда останется большой частью нашей жизни, без которой просто не было бы смысла жить.

mystroimmir.ru

Глава 1. Многообразие видов и форм любви.

16

Содержание:

Введение.

Их классификации.

Глава 2. Становление понимания любви от античности

через средневековье к эпохе Возрождения.

Глава 3. Философия любви в Новом времени.

Заключение.

Введение.

В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой здесь и далее будем понимать любые

(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день. Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви, приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.

Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах. А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего, определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии эротической любви каждой из эпох.

Глава 1.

Многообразие видов и форм любви.

Их классификации.

Духовный мир человека, его эстетическая сущность — это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

«Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,»1— говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти…Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская…Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим названием «любовь»? Как они соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

  • любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и

  • более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и разнообразна: сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже порок, ложь и корыстолюбие.

Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего не на различных формах ее проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

Так, например, флорентский неоплатоник XV в. Фичино говорил о возможности существования трех видов любви:

  • любовь высших существ к низшим (одно из проявлений — опекунство)

  • любовь низших существ к высшим (например, почитание) и

  • любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

  • романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;

  • родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;

  • братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;

  • харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;

  • «поклонение» литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

  • влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;

  • «измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой — только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора — власть и статус — очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом «любовь»: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с «влюбленностью», безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее — это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию — любовь.

Модусов любви можно выделить огромное количество, а поэтому обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию более подробно.

К «первому кругу» можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два вида — парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: «Не любовь к фейербаховскоу «человеку», к молешотовскому «обмену веществ», к пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова человеком в полном смысле этого слова,»2— и таким образом определяет этот вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.»3

Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь — это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, «если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»4

Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до этого он не полюбил себя — но только праведно. И никто не может возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.»5 Таким образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие — это внимание лишь к самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других. Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой компенсировать такой недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как «действительное упразднение эгоизма» и «действитель-ное оправдание и спасение индивидуальности»

Второй «круг любви» — это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей жизнью… Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк считал любовь к ближнему «зачатком истинной любви»; а русский мыслитель Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства. Причем материнская и отцовская любовь — два существенно противоположных модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить, выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий «круг любви» — любовь к человеку, которая включает любовь человека к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно, так и количественно.

К четвертому «кругу любви» принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь к богу. Любовь к богу не является результатом рассуждения и анализа. Она возникает в глубинах человеческой души и, как и всякая другая любовь, не терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство достигает такого накала, что пересиливает все другие его страсти, включая и саму любовь к жизни. Яркое описание «святому чувству» дает М.Шелер: «люди, переполненные ею, выносят любую боль и саму смерть не с неохотой и терзанием, но охотно и с блаженством, ибо в счастье и блеске этого чувства все радости жизни бледнеют и теряют свое значение,»6-таковы представления философа об идеале любви.

По Фрейду же религиозная любовь — это перенесение полового влечения в духовную деятельность. Он считал, что верующий погружается в мир религиозных фантазий, чтобы там найти заменяющее удовольствие. В следствии чего называет религию то «сублимированным продуктом сексуальных влечений», то «коллективной иллюзией, возникшей вследствие подавления первичных природных влечений.»7

В христианстве любовь к богу не оставалась постоянной, она менялась в своей форме и в своей интенсивности. Достигнув высшего напряжения в средние века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и непосредственность.

К «пятому кругу» любви относится любовь к природе и в частности космическая любовь, которая, направленная на мир в целом, говорит о единстве человека и мира и об их взаимовлиянии. С точки зрения П.Т. де Шардена, «всеобъемлющая, космическая любовь не только психологически возможна, она единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить.»8 Космическое чувство единства со Вселенной проявляется перед лицом красоты, при созерцании природы, в музыке. Чувство всеобщей любви, по мнению многих философов, — это стремление к единению, свойственное как живой, так и неживой природе.

На рубеже средних веков и Нового времени идею космической любви развивал Николай Кузанский и Марсилио Фичино, которые сравнивали это чувство с крепчайшим обручем, который скрепляет мироздание в одно сооружение, а всех людей — в единое братство. Несколько позднее о любви, как о всепроникающем космическом чувстве, говорили Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако затем эта тенденция сошла на нет. Существенную роль в этом сыграло переосмысление мировых сил, начатое ньютоновской механикой.

Шестой «круг» включает в себя любовь к истине, к добру, к прекрасному, любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая, вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих, отсоединяя их от общества.

Так, понятие справедливости — одно из центральных в морали, праве, экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой области человеческих отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости и несправедливости. Еще Сократ высказал убеждение, что нельзя ставить ничего выше справедливости — ни детей, ни жизнь. Но уже Аристотель замечал, что все люди высоко ценят справедливость, но каждый воспринимает ее по-своему.

Высокую оценку стремлению к справедливости дает Ф.Ницше: «Поистине никто не имеет больших прав на наше уважение, чем тот, кто хочет и может быть справедливым. Ибо в справедливости совмещаются и скрываются высшие и редчайшие добродетели, как в море, принимающем и поглощающем в своей неизведанной глубине впадающие в него со всех сторон реки.»9

Любовь к справедливости представляет собой сложное, комплексное чувство, где переплетаются любовь к себе и к близким, любовь к человеку и к родине, любовь к добру и к истине. Тем не менее, в любви к справедливости есть независимое содержание, которое не позволяет свести все значение к ее составляющим.

Седьмой «круг любви» — это любовь к творчеству, к славе, к своей деятельности, к свободе, к богатству. Любовь к деньгам имеет определенную социальную предпосылку: неуверенность в будущем, желание обезопасить себя перед испытаниями судьбы. «Деньги и власть, — пишет Гессе, — изобретены недоверием. Кто не доверяет жизненной силе в себе самом, у кого нет этой силы, тот восполняет ее таким знаменателем, как деньги.»10 Но далеко не каждый человек найдет в себе сил положиться только на свой талант, о котором говорит Гессе. И желание минимальной стабильности в жизни вполне понятно и объяснимо.

Восьмой «круг» — это любовь к игре, к общению, к коллекционированию, к путешествиям.

И наконец, последний «круг», который, в принципе, уже и не является «кругом любви» — это влечение к пище и к сквернословию. Это скорее пристрастия, которые нельзя поставить в один ряд с любовью к человеку или богу, но они напоминают отдаленные модусы любви.

В этой схеме, где наиболее полно представлена вся гамма разнообразных форм любви, просматривается четкая закономерность: чем дальше мы продвигаемся от центра, тем ниже интенсивность любви и больше роль социальных влияний. Так, например, эротическая любовь и любовь к детям способны заполнить всю эмоциональную жизнь человека; любовь к творчеству и к славе чаще всего составляет только часть жизни; пристрастие к игре и коллекционированию — это всего лишь один аспект существования человека.

Теперь, ознакомившись со всем разнообразным спектром форм любви, остановим внимание на одном из главных видов человеческих отношений: любви между мужчиной и женщиной; и рассмотрим как менялась философская оценка этого чувства от античности через средневековье, и как философские концепции этих эпох повлияли на становление понимания любви в Новом времени.

studfiles.net

В Древней Греции выделяли 7 типов любви: — Английского языка жемчуга

Эрос — Людус — Сторге — Филия — Мания — Агапэ — Прагма


Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с) источник

* для меня любовь — очень сильное желание помогать
кому-то в развитии. и успешная его реализация. а для вас?

1way-to-english.livejournal.com

Виды любви

6 Январь 2013 ⋅ Зоя ⋅ Отношения полов ⋅ Просмотров: 9061 ⋅

Любовь, любовь… Можно писать только о ней одной всю жизнь и не приблизиться к ее пониманию ни на шаг, а можно понять все, испытав ее единожды. Я, наверное, совмещаю оба подхода – что-то понимаю на практике, что-то извлекаю из теории. Еще один дуалистический подход, который я хочу опробовать в сегодняшней статье – совмещение интересной и приятной информации с, возможно, не такой приятной (в силу своей правдивости), но крайне полезной. Итак, сегодня мы поговорим о видах любви с точек зрения психологии и греческой философии.

Приятное

Древние греки совершили много великих открытий в области науки и познания мира, и эмоциональная сторона жизни не была им чужда. Греческие философы выделяли семь видов любви, одни из которых вы испытывали, другие, возможно, испытаете в будущем или не познаете никогда. В любом случае, надеюсь, вам интересно будет немного узнать о них.

Базовые виды любви в греческой философии:

  • О таком виде любви как эрос слышали, наверное, все читатели или большинство. Эрос – это страсть, движимая желанием обладать объектом любви в физическом плане. Полное обладание другим человеком – недостижимая цель, поэтому эрос – разрушительная любовь, любовь-зависимость. Эротическая любовь часто изображается в кино и художественной литературе, она прекрасно продается, так как демонстрирует сильные эмоции (которых нам часто не хватает), всепоглощающее желание, заставляет примерять на себя переживания персонажей и получать от этого удовлетворение. Эротическая любовь недолговечна и, на мой взгляд, однобока, пуста.
  • Людус – это любовь-спорт, игра, состязание. Чувства в такой любви поверхностны, поэтому не могут удовлетворить человека полностью. Эта проблема решается увеличением числа партнеров, количество заменяет качество, это потребительская любовь, не моногамная. Тем не менее, если обоим партнерам такая игра в удовольствие, осуждать их нет права ни у меня, ни у кого-то еще.
  • Сторге – любовь-нежность, основывается на теплых, надежных, партнерских отношениях. Также описывается как любовь-дружба, т.е. партнеры и любимые, и друзья друг другу. Чаще говорят о возникновении сторге в контексте долгих лет счастливого брака, но и молодые пары могут испытать такую любовь.
  • Филия – любовь, которую древние греки ставили превыше всех других разновидностей этого чувства как самую искреннюю и бескорыстную. Филия – это духовная любовь, именно ее мы испытываем по отношению к друзьям, родственникам, детям  и родителям, безусловная любовь.

Помимо базовых видов любви, древние греки выделяли еще три – сочетания основных видов:

  • Агапэ – бескорыстная любовь-самоотдача, жертвенная любовь. Рождается из комбинации эроса и сторге. Сочетание нежности и страсти, преданности и надежности, милосердия. Агапэ – редкий вид любви, развивающий обоих партнеров, в такой любви они становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся отдавать.
  • Прагма – сочетание людуса и сторге – рациональная любовь, реалистичная, любовь по «расчету» (не путать с браком по расчету). Прагма рождается не от импульса, а от решения любить, это решение основывается на доводах рассудка («человек достойный, подходящий» или «он меня любит»). Этот вид любви идет не от сердца, а, в первую очередь, от ума и удовлетворяет разум, но не эмоциональную сторону. Тем не менее, многие люди находят свое счастье в прагматической любви.
  • Мания – комбинация эроса и людуса – взрывоопасная любовь-одержимость. Мания либо разрушает сама себя, либо должна перерасти в другой вид любви, сама по себе она не может существовать долго (за исключением пар, где один любит причинять страдания, а другой любит их испытывать). Такая любовь всегда сопровождается неуверенностью в себе и зависимостью от объекта любви. Манию характеризуют душевная боль, ревность, смятение чувств, постоянное напряжение, даже безумие.

Полезное

А теперь двигаемся от древнегреческой философии к видам любви, которые выделяет психология:

  • Правильная и кривая любовь. В правильной любви человек заботится о том, кого любит, в первую очередь, о том, кто рядом, предъявляет высокие требования к себе. В кривой любви человек заботится, в первую очередь, о себе, многого требует и ждет от любимого, продолжает любить того, кто ушел или потерян. Кривой любви сопутствуют сентиментальность, ревность, беспокойство, потребление любимого. Правильная любовь сопровождается бескорыстной отдачей, заботой о любимом.
  • Любовь-хочу и любовь-дарю. Любовь-хочу: желание получать любовь, заботу, радость, внимание. Любовь-дарю: желание любить и радовать, дарить и заботиться, создавать теплую и комфортную атмосферу для любимого. Оба вида любви – крайности, которые по отдельности не здоровы, но когда они уравновешиваются друг другом, возникает гармония. «Хочу» без «даю» — требовательность, привязанность, эгоцентризм, капризы. «Даю» без «хочу» — отсутствие личных желаний или отказ от них в угоду партнера, потакание капризам, отсутствие авторитета в глазах партнера.
  • Здоровая и больная любовь. В здоровой любви тот, кто любит, находится в радости, позитиве. Конечно, лучшие и худшие дни бывают у всех, но основной эмоциональный фон у любящего в здоровой любви – положительный. В больной любви, которую также называют невротической, человек любящий постоянно испытывает негативные эмоции и редко – позитивные. В основе больной любви – привязанность и потребность в страданиях.
  • Дарение и сделка. Любовь-сделка (договор мены) лежит в основе большинства отношений: я тебе что-то даю и от тебя что-то получаю. А по окончании отношений многие начинают перечислять, что они «этому подлецу» или «этой дуре» давали. Любовь-дарение – бескорыстная, основанная на желании безвозмездно отдавать, и в чистом виде она существует редко. Любовь-сделка может быть конструктивной, если в ней есть место дарению: я беру то, что ты мне даешь, с удовольствием, но для того чтобы больше дать тебе.
  • Любовь как реакция и как решение. Любовь-реакция – непроизвольный ответ человека (эмоциональный и поведенческий) на то, что на него воздействовало. Любовь рассматривается как явление, неподвластное воле человека, неконтролируемый процесс, ответственность с себя снимается как за появление любви, так и за ее исчезновение. Любовь-решение – это выбор человека любить и действовать, принятие ответственности и обязательств. Здесь любовь – не только чувства, но и поведение, то есть то, что человек делает каждый день.

improve-me.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *