Чтобы разговаривать надо выговаривать – Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…

Содержание

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать…

 Так получилось, что этот пост писали мы вдвоем — Екатерина Сергеевна Ижик и я, Эльвира Ульфатовна.

А потом Екатерина Сергеевна, как автор, его опубликует.

Итак, беру слово первая…

«Каждому из нас приходилось видеть фильмы с участием детей. Но все ли обращают внимание на безупречную дикцию маленьких артистов?

А прислушайтесь, как говорят, произносят слова многие девочки и мальчики в школе, дома, на улице.
Кому-то «не даются» шипящие, другие не произносят трудные сочетания согласных, третьи «проглатывают» целые слоги. Как достичь того, чтобы устная речь ребят была не только содержательной, правильной, но и красивой, отчетливой с точки зрения норм произношения?»

Эта цитата из книги Виктора Федоровича Шаталова «Эксперимент продолжается» меня заинтересовала…Дальше Виктор Федорович говорит, что помочь в этом могут… скороговорки.
Да, да, это не только отличный способ провести время с пользой, но и возможность улучшить произношение, дикцию, развить вниманию,  воображение, чувство юмора, а кроме того, приблизить малышей к роднику образной народной речи.

Теперь в классе каждый день вывешиваются 2-3 скороговорки на стенд, и ребята на переменах, и на уроке тренируются в их произношении.  Пока лидерство держит Рома и Настя П.!
Обратиться к скороговоркам меня заставило то обстоятельство, что чтение некоторых детей вслух — «хромает». «Хромает» из-за недочитанных окончаний, глотания слогов и плохой дикции.
Давайте посмотрим, уважаемые родители, какие изменения произойдут с речью детей, если мы каждый день будем учиться правильно произносить по 1-2 скороговорки. Хуже ведь не будет, правда?

А теперь предоставляю слово Екатерине Сергеевне Ижик, которая подготовила отличный материал о том, как разнообразить досуг с ребенком с помощью скороговорок.

Они ведь тем и хороши, что являются инструментом общего, а не индивидуального пользования. Кому интересно произносить скороговорку одному в пустой комнате? Никому!

А вот дома с мамой, или в классе с детьми — очень весело

Кто хочет разговаривать

Чтоб было всем понятно.

Чтоб было всем понятно.

bukvo4egka.blogspot.com

Кто хочет разговаривать — WikiTranslate

На уроке мы говорим, говорим, говорим, говорим, говорим… Мы разговариваем! Мы много говорим на уроке. А о чём мы говорим?

Мы говорим о природе, о погоде, о том, о сём и обо всём! Мы много говорим. Мы стараемся. Я стараюсь проговоривать все слова. Я стараюсь проговаривать слова чётко и правильно. Я стараюсь проговаривать слова правильно. А вы, вы, вы проговариваете слова? Вы правильно проговариваете слова? А, вы их не выговариваете? Не выговариваете слова! Да, когда моя внучка Майя была маленькой, она не выговаривала букву «р», она говорила не «рыба», а «лыба».

Я тоже, когда я была маленькой, я тоже, букву «р» я не выговаривала, я говорила букву «л». И я помню, как я начала выговаривать эту букву. Когда я научилась говорить эту букву, – я её в первый раз выговорила, я была очень-очень рада. Вот. Буквы все надо выговаривать правильно. Надо! Надо хорошо проговаривать слова! Договорились? Договорились? Договорились! Хорошо! Я уговорила я вас!

Будем говорить! Я говорю, говорю… А вы? Говорите? Говорите? Нет? Ничего не говорите! Ничего не говорите! Говорите же! Говорите же! Говорите: «Времени нет?» Времени нет говорить! Ой-ой-ой-ой! Времени нет говорить!
— Уши есть?
— Есть!
— Рот есть?
— Есть!
— Язык есть?
— Есть!
— А времени нет! Это отговорки! Это отговорки.
— Язык есть?
— Говорите! И не надо мне ваших отговорок! Никаких отговорок!
— Рот есть? Язык есть?
— Говорите! Говорите, говорите, говорите!
— А! Вы говорите: «Приговор! Приговор!»
— Нет, это не приговор! Это не приговор, это договор! Мы договорились, что вы будете говорить. Вы будете говорить, а я буду слушать. Это такой договор. Мы говорили, говорили и договорились. А не говорите, тогда вам – выговор. Выговор, выговор и всё тут. Вот так! Договор есть договор. Договор – это договор, а не приговор! А говорите: «приговор», тогда вам выговор. Вот так.

Говорите! Надо, надо говорить, и надо правильно говорить. Надо все-все слова выговаривать! У нас такой договор: говорить-говорить да приговаривать, говорить-говорить всё проговаривать, говорить-говорить да не заговариваться, говорить-говорить, и не наговаривать! Ни на кого ничего плохого не говорите. Не наговоривайте ничто и ни на кого, а будете говорить, я слушать не буду. Вот. Надо говорить-говорить приговаривать, говорить-говорить всё-всё-всё чётко проговаривать, говорить-говорить, но не заговариваться, и говорить-говорить, но ничего и не на кого не наговаривать! Вот так надо говорить.

Вот, я сколько вам всего наговорила! У нас есть такая поговорка: «Где много говорят, там машины стоят». А я не в машине, я в квартире. Вы понимаете, о чём я говорю? Вы понимаете, что я говорю? А не понимаете, так смотрите и слушайте!

У нас ещё есть такая поговорка: «Глаза слышат и глаза говорят». Как это так? Глаза слышат и глаза говорят? Глаза же не слушают! Слушают уши! Глаза же не говорят! Говорит язык. Что значит этa поговорка? А значит, что бывает и без слов всё понятно, нужны только глаза.

И ещё у нас есть такая пословица: «Слово – это серебро, а молчанье – золото». Но когда вы учите язык, это не правда. Когда вы учите язык: слово – это золото. А я золото очень люблю, да!

Я очень люблю, чтобы со мной говорили по-русски. И не отговаривайтесь, не отговаривайтесь. Если кто-то попытается вас отговорить говорить со мной, не слушайтесь! Говорите! Говорите и говорите! Говорите ерунду, как я, но говорите! Говорите одно слово, два слова, три слова, но говорите! Говорите хорошо. Говорить – хорошо, а молчать плохо.

Я говорила с вами, а вы со мной говорили? Вы проговаривали все слова, которые я говорила? Проговаривали? А, да! Меня не переговоришь! Не-не-не-не, меня не переговоришь. Я как заговорю, так меня не остановить! Я как заговорю, я и так и говорю, и говорю, и говорю. Не остановить! И меня не переговорить! По русски я говорю очень хорошо. Я говорю ерунду, но я говорю. И я проговорила минут 5 или 10 ни о чём. О чём я говорила? Я говорила том, как надо говорить, о том, что все слова надо хорошо выговаривать, и что все буквы надо проговаривать, и ещё я говорила о пословицах, о русских пословицах. И я вам расскажу поговорку, даже это не поговорка, а скороговорка. Скороговорку надо говорить скоро: скоро или быстро.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Хорошо? Договорились? Будем говорить? Договорились! Хорошо! Будем всё правильно и всё внятно говорить, всё выговаривать, и всё проговаривать. Ну всё! Я выговорилась! Пока!

Привет! Я что-то не договорила. Не договорила, забыла. Сколько я проговорила? Это вопрос: «Я проговорила 5 минут, 10 минут или 15 минут, а может быть даже 20 минут я проговорила?». Сколько я проговорила? Я хотела поговорить только 5 минут, а проговорила я много минут: по-моему 20, а может быть 15. Сколько я минут проговорила?

Ну как? Я вас уговорила? Я вас уговорила правильно говорить. Я вас уговорила правильно проговаривать слова, правильно произносить слова? Я хочу, чтобы у вас было хорошее произношение, чтобы вы произносили слова лучше, чем я. Я может быть не хорошо их произношу, но я стараюсь. И вы тоже старайтесь! Хорошо? Уговорила? Ну, хорошо! Пока!

wikitranslate.org

Скороговорки для развития речи и дикции — Четкая речь путь к взаимопониманию

_______

_______

План:

— Скороговорка. Основные понятия

— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
— Скороговорки на букву Р
— Скороговорки на букву Ж
— Скороговорка на букву Ч
— Скороговорка на букву Ш
— Скороговорка на букву Щ
— Из сложных скороговорок
— О современных скороговорках

Скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее.

Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Узнайте как увеличить словарный запас.

________

— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками

_______

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать.

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

6) Не плохо было бы не просто читать скороговорку, а поставить задачу. Например: дать задание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль, т.е. использовать разные интонации при чтении.

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

Читайте также статью «Как стать интересным собеседником«.

______

— Скороговорки на букву Р

______

* * *
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.

Возможно, вас заинтересует статья о том, как развить навыки общения.

________

— Скороговорки на букву Ж

________

* * *
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

* * *
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжёлый на жуке кожух.

* * *
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась, два ежа.

* * *
У ежа- ежата, у ужа- ужата.

* * *
Жил- был жук, жук жил- был.

* * *
Журавль жабе не жених.

* * *
Жутко жуку жить на суку.

________

— Скороговорка на букву Ч

________

* * *
У четырех черепашек четыре черепашонка.

* * *
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

* * *
Чайные блюдца легко бьются.

* * *
Чем чаще чищу, тем чашка чище.

* * *
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

______

— Скороговорка на букву Ш

______

* * *
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

_______

— Скороговорка на букву Щ

________

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Читайте также о том, как научиться общаться с людьми.

_______

— Из сложных скороговорок

_______

* * *
Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

* * *
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

* * *
Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.

______

— О современных скороговорках

______

* * *
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать

И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

* * *
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

* * *
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

* * *
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Видео:

agydar.ru

как быстро улучшить речь и дикцию

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

yourspeech.ru

Об итогах логопедической недели «Чтобы разговаривать, надо выговаривать» — 18 Апреля 2014

        В апреле 2014 года в дошкольных образовательных организациях района прошла логопедическая неделя «Чтобы разговаривать, надо выговаривать».  А чтобы она прошла успешно, была создана муниципальная  временная творческая группа в следующем составе:

—     Завьялова Н.П.  –  руководитель муниципальной временной  творческой группы, учитель-логопед ГКОПК «Детский дом»  Горнозаводска;

—     Копылова М.В., воспитатель I квалификационной категории, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 10» г. Горнозаводска;

—     Колтунова  О.В., учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад № 8» п. Пашия;

—     Кропачева С.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 5»  г. Горнозаводска;

—     Магданова О.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3»  г. Горнозаводска.

Проведена предварительная работа, результатом которой стали мероприятия, прошедшие с 7 по 10 апреля  в п. Теплая Гора, п. Пашия, г. Горнозаводске. 114 педагогов приняли участие в работе логопедической недели.

Наиболее активными участниками мероприятий были педагогические работники  МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска и МБДОУ «Детский сад № 8» п. Пашия. Отмечаем активность педагогов МАДОУ «Детский сад № 10» и МБДОУ «Детский сад № 3» г. Горнозаводска.

Интересно и полезно было всем: специалистам и воспитателям, родителям и детям. Для логопеда при работе с дошкольниками всегда актуален вопрос речевого развития ребенка. Для воспитателя – его всестороннее развитие. Как создать такие условия, чтобы результат был высоким, чтобы ребенок пришёл в школу с явными  предпосылками грамотности, с чистой речью и умением четко выражать свои мысли и желания?

Вопросов много. На них и постарались ответить участники логопедической недели. Мероприятия проходили в разных формах.

Участники временной творческой группы в МБДОУ «Детский сад № 32»  п. Теплая Гора провели семинар-практикум «Словесно-дидактические игры в работе с детьми» (Завьялова Н.П.), продемонстрировали презентацию «Развитие мелкой моторики у детей» (Колтунова О.В.). Особый интерес у  педагогов вызвали активные формы работы: мастер-класс «Артикуляционная гимнастика у детей дошкольного возраста» (Магданова О.В.), деловая игра «Правильно ли мы говорим» (Копылова М.В.).   

В п. Пашия мы воочию увидели взаимодействие всех специалистов и воспитателей детского сада. Приняли участие в празднике  правильной речи «Путешествие в страну «АБВГДейку» (Колтунова О.В.), прослушали сообщения специалистов  Леоновой М.В., Колтуновой О.В., Фахрутдиновой Э.Д., Гибадуллиной Ж.М., посмотрели выставку логопедических игр, подготовленную воспитателями и специалистами  МБДОУ «Детский сад  № 8» п. Пашия.

Не менее интересными были встречи в дошкольных образовательных организациях г. Горнозаводска. В МБДОУ «Детский сад № 5» посмотрели очень яркую, вдохновенную физкультурно-речевую непосредственно образовательную деятельность «Школа юных космонавтов» (Кропачева С.В., Шилова Т.В.) и послушали актуальный доклад на тему «Логопедическая работа с детьми с ОВЗ»  Кропачевой С.В.

В МАДОУ «Детский сад № 10» г. Горнозаводска вниманию участников логопедической недели был представлен открытый просмотр увлекательной по характеру непосредственно образовательной деятельности  «Лесная прогулка» (Копылова М.В.). Много нового узнали из сообщений «Логоритмические упражнения в работе с детьми» (Мазунина И.В.), «Речь педагога как образец для подражания»  (Копылова М.В.),  «Музыкально-дидактические игры в работе учителя-логопеда и воспитателя» (Савенко А.В.). Кроме того, силами заместителя заведующей Николаевой М.Н. и педагогического коллектива была организована выставка «Логопедическая полянка», на которой пословицы и поговорки о речи были представлены в виде весенних цветов.

Завершилась логопедическая  неделя подведением итогов за круглым столом, участники которого наметили целевые ориентиры в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, определили необходимость общих подходов в развитии каждого ребёнка. Подчеркнули, что коррекционная работа с детьми принесёт желаемые плоды, только при заинтересованности всех субъектов образовательного процесса: ребенка, родителей, специалистов, воспитателей.

Мы благодарим организаторов логопедической недели «Чтобы разговаривать, надо выговаривать» методиста МБОУ «ДПОС «МИМЦ» Колегову  О.В. и руководителя временной творческой группы Завьялову Н.П., а также  всех участников временной творческой группы за плодотворную  работу, организованную  в дошкольных образовательных организациях во время проведения недели.

Благодарим руководителей МБДОУ «Детский сад № 5», МАДОУ «Детский сад № 10» г. Горнозаводска  Сидорову Т.В., Молокову Е.А., руководителя МБДОУ «Детский сад № 8» п. Пашия Брюханову Л.В. и  руководителя МБДОУ «Детский сад № 32» п. Теплая Гора Томашову С.А. за гостеприимство и создание условий для плодотворной работы.

inf-centr-gorn.moy.su

Как правильно говорить, чтобы вас услышали

За всеми сказанными словами
должна стоять честная, искренняя,
открытая личность – это основа взаимопонимания.

Все мы искренне хотим, чтобы нас всегда понимали, хотим научиться доверять и мечтаем быть услышанными. Откуда берутся проблемы в семье, ссоры, размолвки, сорванные сделки и недопонимания, мы же все говорим на одном языке, говорим доступно и правильно?

Мы несем позитивные мысли, интересные предложения, а взамен нам отказывают, нас не слышат, не поддерживают, не понимают. Кто виноват? Может, мы не знаем как правильно говорить, чтобы нас понимали? Почему наши идеи остались невысказанными? Как научиться правильно разговаривать, чтобы наша инициатива, идея или тревога была услышана?

Значение слов для человека

Наш успех, да и вся наша жизнь зависит от умения разговаривать. Все неудачи в большинстве случаев преследуют только потому, что мы не смогли донести идею, неправильно выразились, не в том свете преподнесли себя.

Но ведь каждый из нас может все сделать намного лучше! Нужно выяснить для себя как научиться грамотно разговаривать, чтобы сказанное вами понимали именно так, как вам хотелось бы.

Ежедневно мы произносим миллионы слов, общаемся с людьми, сами с собой, при этом не задумываемся, что каждое сказанное слово несет за собой определенный смысл. Мы бросаемся словами, которые впоследствии превращаются в мусор, пустые реплики, обидные фразы, невыполненные обещания. А по сути своей, мы именно то, что мы говорим, то, насколько грамотно мы говорим и то, как воспринимаем сказанное нам.

Маленькие дети, начиная говорить, пытаются донести свои желания и чувства. Они словами выражают свои эмоции и желания. Это первые уроки, которые далеко не все усваивают. Мы вырастаем, но не все понимаем, что наша разговорная речь, умение говорить правильно открывает нам дверь к достижению своих целей. Цели наши разнообразны, но правила, помогающие людям говорить правильно очень просты и едины для всех случаев жизни.

Услышать себя

Если мы хотим, чтобы нас услышали, то, прежде всего, нужно услышать самих себя, убедить себя в правдивости и искренности своих слов, мыслей, желаний. Потому что первый шаг к успеху и коммуникации – это умение гармонично жить с самим собой, иметь свою неоспоримую точку зрения, умение вести внутренний диалог и искренне верить в каждое свое слово.

Верьте самому себе. Прислушайтесь к себе, прислушайтесь к тому, что вы говорите себе. Хотите узнать, как правильно разговаривать с собой? Не говорите себе: «у меня ничего не получится», нужно говорить: «я способен добиться многого». Получайте удовольствие от общения с собой, ведь вы первый свой слушатель.

Три основные области общения

  • Первая область

К первому потоку относится разговор с собой, и прежде нужно знать как правильно разговаривать с собой. Не удивляйтесь, все разговаривают с собой, дают себе советы, заставляют что-либо делать, ругают себя, отговаривают себя. Это непрекращающийся и неосознанный внутренний диалог. В голове каждого из нас есть, в детстве заложенная схема, по которой мы живем.

Внутренний голос, ругающий нас – это запретный голос родителей, это пережиток прошлого. Этот голос мы еще детьми слушали на протяжении нескольких лет: «нельзя, не тронь, не лезь», многие считают его голосом совести, но это отложенный на подкорке голос родителей.

Постарайтесь постепенно избавляться от него. Верьте в себя, в свои силы и способности, убеждайте себя в том, что вы все сможете, хвалите себя. Ежедневно совершенствуя свой внутренний монолог, вы сможете добиться гармонии с собой, и заметите, что вам становится легче говорить с людьми. И о том, как научиться правильно говорить, вы уже реже будете задумываться.

  • Вторая область

Вторая по значимости область коммуникации – это правильно говорить с собеседниками. Мы все время разговариваем, пытаемся передать свои мысли, пытаемся убедить людей в своей правоте, но как научиться разговаривать с людьми, мы знаем не все.

Мы говорим много, но иногда говорим далеко не то, что думаем, а иногда думаем, но почему-то не говорим, а в большинстве случаев недоговариваем. В итоге конструктивный диалог не получается.

Вы до тех пор не поймете как научиться разговаривать с людьми, пока сами не поверите в то, что вы намерены сказать, и в то, что сказанное вами действительно важно собеседнику.

Секрет о том, как научиться разговаривать с людьми лежит в вас самих. Эмоции, сомнения, нервозность, переживания, интонация – все передается вместе со словами.

Эксперимент Б. Рассела

В 1987 году в Пенсильванском университете профессор Б. Рассел провел эксперимент. Он выяснил, что во время общения между людьми возникают информационные потоки, которые при раскладывании на составляющие показали удивительный результат:

  • смысл сказанных слов имеет всего лишь 7%;
  • 38% приходится на интонацию и тембр голоса;
  • 55% информации передается через невербальные каналы передачи (поза, жесты, мимика, артикуляция), то есть то, что со словами абсолютно не связано.

Вот и весь секрет в том, как научиться разговаривать с людьми. Контролировать невербальные каналы очень сложно, но если разговор касается вашего будущего, то придется научиться.

Третья область

Большое значение в том, как научиться разговаривать с людьми имеет отношение к критике, или умение ее преподнести. Это третья область коммуникации. Все люди чувствительны к критике. Любой предмет, любое действие каждый из нас видит по-своему.

Прежде чем начинать открыто критиковать, нужно убедиться в том, что вы с оппонентом говорите на одном языке, то есть видите предмет одинаково. Выяснить это можно только в диалоге.

В разговоре, содержащем критику, есть две стороны: выступающая и принимающая. Как достойно принимать критику и что с ней дальше делать? Всегда перед человеком стоит проблема. Мнений ровно столько, сколько людей, поэтому человек сам должен решать как принимать критику.

Творческая критика

Перед тем как начинать критиковать, убедитесь в том, что ваше мнение человеку необходимо. А нежданным критикующим быть – бессмысленное занятие, но если вам действительно это нужно, то подойдите к критике с творческой стороны. Прежде чем начинать критиковать человека, попробуйте его похвалить. Тогда он легче примет саму критику.

Например, если вам необходимо сделать замечание человеку по тексту, который он написал, желательно сразу заявить ему о том, что текст очень замечательный, что мысль изложена прекрасно, а напоследок уже говорить о недочетах. Но указывать нужно на ваше видение того, что вас не устраивает.

Возможно, вам придется изменить свое мнение, а если вы правы, то критикуемый после похвалы, с благодарностью отнесется к критике, или воспримет ее как урок. В этом кроется еще один секрет того, как разговаривать с другими людьми. Позитивное отношение к людям даже в критике воспринимается ими как долгожданная подсказка.

О красоте речи

Когда речь заходит о том, как правильно разговаривать, вспоминается разговорная речь интеллигенции прошлых лет. В документальной хронике можно заслушаться речью каждого из них.

Фаина Раневская (актриса), Николай Дроздов (вел передачу «В мире животных»), Юрий Сенкевич (вел передачу «Клуб путешественников») – замечательные представители знатоков искусства слова, у которых можно поучиться грамотно разговаривать.

Это люди, которые выражают свои мысли такими красивыми словами, которые в наши дни слышатся все реже, а то и вовсе вышли из речевых оборотов. Красивый русский язык постепенно превращается в суррогатные фразы всех стран мира. Обидно, но уважающий себя интеллигентный человек не станет заменять слово «прекрасный» на слово «клевый» или «отпадный».

Красивая речь – оружие оратора и что его отличает

Для тех, кто считает, что русский язык все еще великий и не знает как научиться грамотно разговаривать, существуют элементарные правила, которые помогут им. Все мы в душе ораторы, у каждого человека найдутся слова, чтобы выразить свои мысли. Но это еще не значит, что все мы говорим правильно.

Искусный оратор всегда знает как разговаривать и отличается несколькими преимуществами над общей массой людей:

  • начитанностью и эрудированностью. Чем больше у человека багаж знаний, тем лучше он сможет выразить свои мысли, тем богаче его словарный запас, и тем легче ему говорить красиво. Это необходимое снаряжение для воодушевляющей и впечатляющей речи;
  • внятной и четкой речью, отсутствием дефектов дикции, убедительностью и понятным изложением − очень важными качествами для человека, выступающего перед аудиторией;
  • в какой-то степени, каждый оратор должен быть психологом, чтобы понять настроение масс и влиться в соответствующей форме. Вряд ли кто-то будет слушать грустного, сонно разговаривающего человека. Речь настоящего оратора овладевает душами слушателей;
  • оратор точно знает разницу между устной и письменной речью, и не позволит себе читать свою речь вместо того, чтобы говорить красиво и уверенно, глядя в глаза оппонентам.

Учимся говорить

Широким массам доступно много литературы, тренингов, методик о том, как научиться грамотно разговаривать. Мы постигаем науки, казалось бы, говорим правильно, а нас не хотят слушать или не слышат?

Где искать подвох, те ниточки, которые помогут достучаться до собеседника, как научиться говорить, чтобы вас правильно понимали, слушали и слышали? В чем секрет, как разговаривать?

Уроки мастерства

Мы говорим правильно только тогда, когда предмет разговора нами изучен досконально.

Неважно в какой обстановке происходит разговор: выступление перед аудиторией, беседа с товарищем, разговоры в семье или презентация, мы должны применить четыре приема:

  • ссылка на авторитетный источник. Когда мы хотим убедить в чем-то человека, то прежде должны выяснить, какой источник для него будет интересен. На него же впоследствии нужно будет и сослаться. Например, ваш собеседник прислушается к мнению публичного человека или же к мнению Васи со второго подъезда? То есть в разговоре следует привлечь неоспоримое мнение;
  • ссылка на мнение специалиста или эксперта. Следует изыскать научные факты, статистические данные для того, чтобы из них составить свою доказательную базу. Многие люди беспрекословно верят фактам;
  • обращение к массовому мнению. Люди не зная, что делать, часто обращают внимание на то, что делают другие. Воспользуйтесь этой хитростью, убедите человека в том, что многие люди так думают;
  • личный опыт. Если ваше мнение авторитетно, то к вашему личному опыту обязательно прислушаются.

Грамотно говорить научиться легко

Мы подошли к главному – к грамотной речи. Как же научиться грамотно разговаривать, есть ли специальные правила, нужны ли тренировки грамотной речи?

Существуют правила, воспользовавшись которыми, можно достичь желаемых результатов:

  • Чтение огромного количества книг еще не гарантирует вам грамотную речь. Важно, какую литературу читать и как ее воспринимать. Художественная литература прекрасно развивает разговорную речь, но сбалансировав чтение художественной литературы с публицистикой и научными исследованиями, вам удастся добиться больших результатов. Словарный запас будет пополняться в разнообразных аспектах.
  • Научиться разговаривать грамотно как нельзя лучше расскажут известные и признанные ораторы. Нужно смотреть выступления красиво и грамотно говорящих людей, которые уже имеют навыки и говорят именно так, как вам нравится, как вы хотели бы в дальнейшем говорить. Примером могут быть Невзоров, Парфенов, Познер. Важно обращать внимание не только на то о чем они говорят, а еще и на их поведение, мелодичность речи, интонацию, мимику.
  • Научиться разговаривать грамотно и знать как подобрать нужные слова поможет игра с самим собой в подбор синонимов. В минуты ожидания или в транспорте, попробуйте мысленно подобрать к любому слову несколько синонимов. Если ежедневно проводить такие занятия, то ваш словарный запас повысится очень быстро.
  • Ну и, естественно, пресловутые скороговорки. Мысленно выговаривать их не получится, поэтому дома, при каждой свободной минутке попробуйте, сначала медленно, а потом быстрей выговаривать понравившиеся вам скороговорки. Занятие увлекательное и полезное для развития речи.

Это малая, но очень действенная часть правил, благодаря которым вы сможете в ближайшем будущем стать приятным и интересным собеседником или знаменитым оратором. Все зависит от того, к чему вы стремитесь.

Автор статьи Елена Жук

headlife.ru

Как быстро научиться выговаривать букву р взрослому человеку

К сожалению, дефект речи в наше время, сейчас сильно распространён. Дело в том, что у многих в детстве проявляется склонность к, так скажем, глотанию букв, звуков. Родители обычно думают, что это временное явление и пройдёт с возрастом. Да, безусловно, есть редкие случаи, когда это происходило так, само собой, но в большинстве, люди становятся взрослыми, сформировавшимися людьми, так не свободные произносить чётко букву Р.

Как научиться выговаривать букву р

Всё, как везде, детский организм проще поддаётся перевоспитанию рефлексов, лечению каких-либо заболеваний, и мышление, в общем-то, достаточно гибче взрослого. При благоприятном развитии, малыш пробует произносить отдельные слоги, предложения уже в год, но по человеческой природе, это весьма раннее время. Именно по этому, в юности необходимо особе внимание, не путает ли ребёнок буквы, нет ли каких-то других дефектов. И самое сложно, это произношение именно «Р».

Родители должны понимать, зачастую, причиной служит форма языка, маленькая уздечка, слабые мышцы вокруг рта, всё это вызывают осложнения с различными звуками. Ещё бывает, влияет на произношение расположение зубов, тут необходима помощь врача, который порекомендует специальную пластину на время. Если не разобраться с этой проблемой в юном возрасте, будет крайне проблематично решить её более взрослому. Для устранения картавости, нужно знать причину, и только потом, с ней бороться. Обычно этим занимается логопед, он поможет родителям без хирургического вмешательства улучшить речь ребёнка.

Как взрослому научиться выговаривать букву р

Возможность не произносить букву Р, называется картавостью и приносит массу неудобств, как ребёнку, так и взрослому. Формируются комплексы, и, к сожалению, освоить некоторые профессии картавым невозможно. У детей большая вероятность исправить это, после посещений логопеда, но вот как быть взрослому, тут вопрос. Как старше становиться человек, так больше работы требуется на постановку правильного произношения.

Речевой аппарат и мышцы взрослого, приучены к определённому произношению. Для переучивания необходимо приложить массу усилий, время. Только нет невозможного, важна тяга к лучшему и терпение, при сталкивании с трудностями. Признание проблемы, уже первый шаг к её решению, примите следующие рекоменд

otvetclub.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *