Пополнение словарного запаса русского языка: Онлайн Тест Словарного Запаса Русского Языка

Содержание

Как пополнить словарный запас русского языка

Для общительного и открытого человека нет недостатка хуже, чем бедность речи, которая портит впечатление от общения и заставляет окружающих делать ложные выводы. Речь – это не только инструмент, с помощью которого мы выражаем свои мысли в общении. Весь наш мыслительный процесс представляет собой внутреннюю речь, т. к. мы думаем словами. Существует взаимная зависимость между богатством речи и богатством мысли, поэтому стараясь пополнить словарный запас русского языка, вы в прямом смысле становитесь умнее.

Носителями самого большого словарного запаса являются писатели и журналисты как люди, непосредственно работающие с языком. Высокие показатели также у артистов, постоянно читающих по долгу профессии.

Средний словарный запас современного человека составляет около 10 тыс. слов. Для сравнения, А. С. Пушкин суммарно за всю свою писательскую деятельность использовал в произведениях около 21 тыс.

слов, из которых был составлен Словарь Пушкина. В самом большом словаре русского языка – словаре Даля – содержится около 200 тыс. слов.

Интересно, что у каждого человека имеется не один, а два словарных запаса: активный и пассивный. К активному относятся слова, которые мы используем в письменной и устной речи, а к пассивному – слова, которые мы не используем, но знаем, то есть способны понять на слух. Пополняя словарный запас, старайтесь все новые слова поместить в активный словарь и как можно больше ими пользоваться, т. к. именно активный запас слов представляет практическую ценность.

Работайте со словарем

Очевидный способ увеличить словарный запас русского языка – работа со словарем, то есть изучение определенного количества слов ежедневно. Словарь следует выбирать осторожно, в нем должна содержаться наиболее актуальная информация о словах, употребляемых в русском языке в наши дни. Поскольку мы ставим цель развивать активный словарный запас, то нет особого смысла учить архаизмы и слова, вышедшие из употребления. Это может быть интересно, как хобби, но использовать такие слова ежедневно вы не сможете.

Как выбирать слова и сколько слов учить, чтобы речь стала богатой, – это зависит от ваших возможностей и интересов. Главное, следить за постоянным употреблением выученных слов, т. к. только таким образом получится закрепить их в словаре.

Читайте книги

Как уже сказано выше, активный словарь даже ничем не примечательного писателя существенно превосходит таковой у среднего человека, а выдающиеся писатели обладали выдающимися запасами слов. Хорошие книги, которые пополняют словарный запас, могут даже избавить вас от необходимости специально штудировать словари и прочие источники, т. к. новые слова из речевого материала подсознание впитывает само по себе без вашего участия.

Большая польза чтения заключается еще и в том, что многие слова, с которыми вы часто сталкиваетесь в книгах, могут из пассивного словарного запаса перейти в активный. Это обуславливается тем, что у вас перед глазами постоянно будут примеры употребления непривычных вам слов, и со временем вы незаметно для себя начнете употреблять их на равных с другими.

С целью повышения словарного запаса рекомендуется почитать русскую классическую литературу – это то, что нужно просто читать в свободное время. Кроме того, есть специальная литература, помогающая наладить процесс обогащения словарного запаса и владения языком. К таковой можно отнести следующий список книг:

  • «Русский со словарем» – Ирина Левонтина;
  • «От адамова яблока до яблока раздора» – Вадим Храппа;
  • «Слово живое и мертвое» – Нора Галь;
  • «Слово о словах» – Лев Успенский.

Пишите статьи, рассказы, стихи

Если вы взяли на вооружение два предыдущих метода, то практика регулярного письма поможет вам быстро закрепить наработанные результаты. Упражняясь в сочинительстве любого характера, можно применять выученные умные слова, которые пополнят ваш словарный запас, из словарей и использовать почерпнутое в книгах. Результаты упражнений всегда будут у вас перед глазами, так что вы сможете сравнить свои сегодняшние успехи с успехами, которые проявятся у вас через неделю, месяц, год и т. д.

Писать можно все что угодно: от электронных писем до романов в стихах, но лучше, если это будут художественные произведения в коротком жанре – очерк, роман, эссе, стихотворение.

Запишитесь в театральную студию для взрослых

Кружок театрального искусства – это постоянная работа с классической и современной драматургией, причем, не только чтение, но и детальный разбор, анализ и воплощение в сценических образах. Драматический кружок способен полноценно заменить школу ораторского мастерства, т. к. включает в себя эту дисциплину вместе с мастерством актера, вокалом и сценическим движением. Занятия сделают пополнение словарного запаса русского языка умными словами интересным и увлекательным. А самое главное, это круг общения единомышленников и друзей театра, которые в основной своей массе являются образованными интеллектуалами с активным словарным запасом выше среднего.

Вот несколько причин неэффективного общения, которые раскрывает тренинг по психологии общения для студентов: отсутствие умения подстраиваться под собеседника, чрезмерная напористость, импульсивность, агрессия, неумение ясно излагать свои мысли, волнение. Записаться на курс

Топ-5 сайтов со словесными онлайн-играми по русскому языку в помощь преподавателю

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Словесные игры – игры со словами – очень удобный вариант  прокачать свой словарный запас, развить “чувство” языка и привить любовь к языку.
Первое знакомство с русским языком не должно быть скучным, должно увлечь и помочь освоить то, что тяжело и трудно.
В словесные игры можно играть не только по дороге в университет или в компании с друзьями, но и в режиме онлайн.


Веб и мобильное приложение для iOS и Android для изучения русских слов и фраз. LinGo Play представляет материалы, предназначенные для любого уровня знаний от начинающих до продвинутых. С приложением для русского языка можно выучить тысячи новых слов и фраз, запомнить их эффективно и быстро и всегда пополнять свой словарь независимо от того, начал ли ты изучать русский язык или являешься носителем языка.

Ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы и головоломки с загадками, викторины, «Застольные игры», «Пентагон», «Занимательная фразеология», «Буквы рассыпались», «Грамматическая арифметика», «Собери текст», «Фонетические пропорции», «Родственные слова» и пр.

Узнать больше об игровых технология в образовании можно прослушав курс “Игры на уроках РКИ”

Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи для дошкольников, учеников начальной школы и среднего звена по темам программы, а так же задания из серии “Логика”, “Внимание”, “Память”.

  • Головоломки с буквами: «Создай слово из Слова», «Скраббл».
  • Кроссворды и Филворды — игры в поиск с заполнением буквенной сетки.
  • Словесные ребусы и загадки: «Виселица», «4 Фотки 1 слово», «Рисуй и угадывай».
  • Адаптированные из теле-шоу: «Поле чудес», «О, счастливчик», «Колесо Фортуны».

Небольшие тесты по различным темам для обогащения словарного запаса. Отлично подходят для закрепления или самостоятельной игры в свободное время

Для занятий в аудитории или дома можно использовать игру “Добро пожаловать в Лингва-Лэнд”, доступную сейчас и в электронном виде.

Вот с помощью таких сайтов и приложений можно организовать досуг студентов в период онлайн мероприятий.

Другие статьи автора

Статьи по теме

Поговорим о словарном запасе иностранного языка / Хабр

Сколько слов в английском языке? Oxford English Dictionary содержит около 500 000 словарных статей, не учитывая специфические научные слова и выражения (которых насчитывается еще порядка 500 000). А как вы думаете, какой средний словарный запас иностранного языка дает вам средняя школа за время обучения? Правильный ответ – около 2500 слов. Мало ли этого набора? Тут уже надо исходить из ваших целей. Для общения с иностранцами на деловые темы – однозначно мало. Для чтения несложных текстов в интернете – более чем достаточно. Если быть точнее:

400–500 слов – активный словарный запас для владения языком на базовом (пороговом) уровне.
800–1000 слов – активный словарный запас для того, чтобы объясниться; или пассивный словарный запас для чтения на базовом уровне.
1500–2000 слов – активный словарный запас, которого вполне хватит для того, чтобы обеспечить повседневное общение в течение всего дня: или пассивный словарный запас, достаточный для уверенного чтения.

3000–4000 слов – в общем, достаточно для практически свободного чтения газет или литературы по специальности.
Около 8000 слов – обеспечивают полноценное общение для среднего европейца. Практически не нужно знать больше слов для того, чтобы свободно общаться как устно, так и письменно, а также читать литературу любого рода.

К этим данным пришел известный шведский полиглот Эрик Гуннемарк, основатель Международной ассоциации `Amici Linguarum` (`Друзья языков`). Более того, он составил набор минимального количества слов и выражений, которые необходимо знать, для порогового уровня владения языком, назвав их Минилекс и Минифраз.

Интересно, а какой средний уровень словарного запаса у рядового пользователя сети и у вас лично? Об этом расскажу дальше.


В результате исследования, проведенного совместной американо-бразильской группой, были выявлены интересные результаты. Например, на нижеприведенном графике показано, как увеличивается словарный запас с возрастом у носителей языка (в данном случае английского).


В опросе приняло участие 200.000 человек, что говорит о его высокой точности. Из графика видно, что между 3 и 16 годами наш словарный запас растет со скоростью 4 новых слова в день (если быть точнее, 3.8 слова). В возрасте от 16 до 50 лет темп роста сокращается до 1 в день (точнее 0.85). И наконец, после 50 словарный запас остается примерно на одном уровне.

А какой средний запас английских слов у пользователей интернета, для которых английский язык не является родным? На этот вопрос ответит диаграмма ниже.

В ней не учтены пользователи с запасом слов ниже 1000. Как мы видим, большая часть пользователей, изучающих английский язык (4,7%), имеет личный словарный запас на уровне 4500 слов. Вы можете проверить уровень своих знаний всего за пару минут (ссылка в конце статьи) и сравнить его с данными показателями.

Давайте посмотрим на некоторые другие интересные выводы. На следующей диаграмме приведена активность учеников в классных занятиях (ответы на вопросы, общение) от уровня словарного запаса.


Как и ожидалось, ученики с наилучшим знанием слов участвуют в процессе урока наиболее активно, но это не является основополагающим фактором.

Следующая диаграмма отвечает на вопрос: как часто вы пользуетесь знаниями английского языка в жизни (при просмотре телевизора, путешествуя, слушая песни и т. д.)

Опять же с ростом словарного запаса учащиеся чаще начинают использовать язык в повседневной жизни, причем те, кто сталкивается с английским языком часто, имеет вдвое больший запас слов.
Если вы путешествовали в англоязычные страны, как долго вы там находились?

Из диаграммы мы видим, что люди с запасом от 7000 до 10 000 слов находятся за границей в общей сложности менее года. Каждый последующий год пребывания в англоязычной стране в среднем прибавляет к вашему первоначальному запасу 850 слов, что соответствует 2,35 слову в день (в сравнении с американским подростком, чей запас слов увеличивается на 0,85 слова в день).

Немного действенных советов при изучении слов

• Занимаетесь регулярно. Лучше понемногу ежедневно, чем раз в неделю несколько часов подряд.

• Носите с собой распечатанные карточки слов, либо пользуйтесь соответствующими мобильными приложениями.

• Читаете как можно больше, даже если плохо воспринимается текст (об этом методе рекомендую прочитать книгу Николая Замяткина, который советует учить читать тексты без использования словаря).

• Учите как можно больше наизусть.

• Наклейте стикеры на различные предметы в комнате с английским значением и переводом.

• Регулярно повторяйте слова, желательно проговаривая их вслух. Даже русские слова забываются, если их долго не повторять и не использовать.

• Для трудно запоминаемых слов используйте ассоциации. Чем ярче образ, создаваемый ассоциацией, тем лучше запомниться слово.

• Язык — крепость, и штурмовать ее надо со всех сторон и всеми средствами, поэтому любая практика — основа успеха, поэтому используйте малейшую возможность, чтобы говорить, читать, писать на изучаемом языке.

• Не бойтесь ошибок. На них учатся! Излишняя скромность здесь не помогает, а некоторая самоуверенность не помешает.

• Используйте время, которое обычно безнадежно пропадает — поездки в городском транспорте, ожидание приема и т. д.

Полезно обратить внимание

• Для статьи использовался материал сайта проверки словарного запаса:

http://testyourvocab.com

• Примером добротного словаря основного словарного запаса можно считать словарь, выпущенный Э. Клеттом в Штутгарте, 1971, под названием «Grundwortschatz Deutsch» («Основной словарный фонд немецкого языка»). В нем дано по 2000 самых необходимых слов на каждом из избранных шести языков:

немецком

, английском, французском, испанском, итальянском и русском.

• Книга Э. Гуннемарка, в которой он более подробно рассказывает об изучении слов, называется ”Искусство изучать языки”. Ее сложно найти в продаже (в Московском Библио-Глобусе отсутствует с 2005 года). Поэтому рекомендую скачать

электронную версию

.

Курс Минилекс и Минифраз Гуннемарка

, а также

2000 наиболее употребляемых английских слов

, можно пройти на сайте пополнения словарного запаса WordSteps

• Книга Н. Замяткина: “

Вас невозможно научить иностранному языку

” рекомендуется к почтению для начинающих изучать язык.

Глава 1. Активный и пассивный словарный запас русского языка.

Введение

Изменения в жизни общества, будь то политические, социальные, экономические или культурные, отражаются в языке, прежде всего в его словарном составе. Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем.

В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. Изменения в лексической системе обусловлены тем, что появление новых реалий жизни приводит к появлению новых слов, в результате чего происходит пополнение словарного состава языка. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними — и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их. Исчезновение некоторых слов также является отражением изменений в жизни общества

В процессе исторического развития языка происходят семантические преобразования слова: возникновение у слова новых значений и утрата старых. Таким образом, в языке существует два пласта слов: слова, постоянно употребляющиеся, активно функционирующие в разных сферах деятельности людей, и слова, не имеющие широкого употребления. Первая группа слов составляет активный запас русской лексики, вторая – пассивный запас (или, иначе, «периферия языка»).

Каждый период развития языка характеризуется определенным соотношением активного и пассивного запаса, т.к. то, что было актуально для одной эпохи, может утратить актуальность в дальнейшем, а слова могут перейти в пассивный запас языка. Например, для Московского государства XVII в. были актуальны такие понятия (следовательно, и слова), как приказ – учреждение (Посольский приказ, Холопий приказ), челобитная – прошение, грамота (зазывная грамота, отказная грамота). Уже в XVIII веке наблюдается постепенная утрата актуальности этих понятий, вследствие чего переходят в пассивный словарный запас и обозначающие их слова. В наше время перешли в пассивный словарный запас такие слова, как бурмистр, приказчик; изменилось содержание слов бригадир, династия, прапорщик, новое значение появилось у слова совет – орган власти.

К активному словарному запасу относятся общенародные, общеупотребительные слова, у которых не наблюдается (независимо от времени их появления) оттенка устарелости или новизны: воздух, хорошо, жить. В активный запас входят и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (термины, профессиональная лексика), но обозначающие актуальные для данного периода развития языка понятия и явления: атом, экология.

В пассивном словарном запасе различаются слова устаревшие, т.е. вышедшие или выходящие из употребления, и слова новые, т.е. не ставшие еще общеупотребительными. Именно этому разделу стилистики русского языка и посвящена данная работа.

Таким образом, цель исследования состоит в изучении путем многоаспектного анализа и комплексном описании процессов, обусловливающих динамику активного и пассивного лексического запаса.

Намеченная цель предполагает решение ряда задач:

  1. Проанализировать содержание понятий «активный» и «пассивный» запас лексики;

  2. Установить в общих чертах механизмы возникновения инновационных и архаизационных процессов, особенности семантического развития и обогащения лексики русского языка;

  3. Проанализировать изученный материал в лексико–семантическом, структурно–образовательном, историко–семантическом и стилистическом аспектах;

  4. Изучить типологизацию архаизмов и неологизмов;

  5. Выявить возможные типы ошибок, связанных с неоправданным употреблением лексики пассивного запаса.

Настоящая работа представляет собой цельный по характеру, определенный по хронологическим рамкам и лексикографической обработке материал, позволяющий применить статистическую обработку.

Актуальность выбранной темы обусловлена существованием нескольких точек зрения на понимание пассивного запаса языка, а так же зачастую стилистически неоправданным употреблением лексики пассивного запаса.

Объектом исследования является раздел языкознания, изучающий активный и пассивный запас.

Предметом исследования являются архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы и др. категории слов, составляющие лексику активного и пассивного запаса.

Наиболее важным при изучении образования слов и значений является принцип историзма. Вторым принципом исследования было максимальное внимание к эмпирическому уровню, что проявилось только в использовании только документированных материалов, в стремлении к исчерпанности в оценке каждого явления.

Непосредственно при анализе материала в работе используются различные методы и приемы:

  1. Метод классификации, выделение различных групп, разрядов языковых единиц;

  2. Анализ и синтез использовались как средство обработки литературы и позволили наиболее эффективно систематизировать материал;

  3. Статистический метод позволил сделать выводы, касающиеся тенденции расширения активного и пассивного запаса языка.

Данная работа подготовлена на базе научной литературы, обобщает и систематизирует накопленные ею материалы. При использовании названных лексикографических изданий учитывалась их специфика, неоднородность включаемого материала.

1.1 Активный словарный запас.

Язык как система находится в постоянном движении, развитии, и самым подвижным уровнем языка является лексика: она в первую очередь реагирует на все изменения в обществе, пополняясь новыми словами. В то же время наименования предметов, явлений, не получающих более применения в жизни народов, выходят из употребления.

В каждый период развития языка в нем функционируют слова, принадлежащие к активному словарному запасу, постоянно используемые в речи, и слова, вышедшие из повседневного употребления и поэтому получившие архаическую окраску. В то же время в лексической системе выделяются новые слова, которые только входят в нее и поэтому кажутся необычными, сохраняют оттенок свежести, новизны. Устаревшие и новые слова представляют собой две принципиально различные группы в составе лексики пассивного словарного запаса.

Активный словарный запас составляют общенародные, повсеместно употребляемые слова, у которых независимо от времени их возникновения не наблюдается оттенка устарелости или новизны. В активный запас входят и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (термины, профессиональная лексика), но обозначающие актуальные для данного периода развития языка понятия и явления.

Утверждение о том, что устаревшая лексика принадлежит к пассивному запасу языка, общепризнано. Об этом писали многие. С этим, насколько известно, не спорил никто. Однако, как показывает анализ лексикографической теории и практики, в понимании соотношения понятий «устаревшая лексика» и «пассивный словарный запас языка» имеются существенные различия.

Но прежде чем говорить о них, следует проанализировать, какое содержание традиционно вкладывается лингвистами в понятие «пассивный запас языка» или «периферия языка» и «устаревшая лексика».

1.2 Пассивный словарный запас

Как известно, понятие активного и пассивного запаса языка в лексикографическую теорию и практику ввел Л.В. Щерба (в работе «Опыт общей теории лексикографии»). К пассивному лексическому запасу Щерба относил слова, которые стали менее употребительными и круг использования которых сузился.

В современном языкознании существует несколько точек зрения на пассивный словарный запас языка. В одном случае в пассивный словарь языка лингвистами включается «часть словарного состава языка, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями означаемых ими явлений (названия редких реалий, историзмы, термины, собственные имена) или лексических единиц, известных только части носителей языка (архаизмы, неологизмы), используемых только в отдельных функциональных разновидностях языка (книжная, разговорная и другая стилистически окрашенная лексика). Это понимание пассивного лексического запаса отражено в «Лингвистическом энциклопедическом словаре»1 и разделяется Б.П. Баранниковой и А.А. Реформатским, Д.Э. Розенталем и М.А. Теленковой и другими исследователями.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что пассивный словарь – это «часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление»1.

Такое понимание пассивного словарного запаса языка отражено в энциклопедии «Русский язык» и поддерживается Н.М. Шанским, М.И. Фоминой, Ф.П. Сороколетовым и др. Эта точка зрения на пассивный словарь является более «узкой», т.к. включает в него лишь часть устаревшей (устаревающей) лексики и часть неологизмов. И то и другое отмечено наличием временного компонента в характеристике, низкой частотностью употребления и, как следствие, периферийной позицией в словаре.

Еще одно мнение по этому поводу основывается на разграничении понятий язык и речь: «понятия «активный» и «пассивный» словарь относятся, прежде всего, не к языку, а к речи, т.е. к языковой деятельности отдельных индивидов, поэтому активный и пассивный словари разных людей, относящихся к разным общественным группам, профессиям, к разным местностям, могут и не совпадать».

Н.М. Шанский предупреждает о том, что пассивный словарный запас языка не следует путать с пассивным запасом слов того или иного носителя языка, зависящим от его профессии, образования, повседневной работы и т.д.».

Как отмечает З.Ф. Белянская, «нечеткое разграничение явлений языка и речи сказалось на отнесении к пассивному словарному составу языка слов специального употребления, архаизмов, неологизмов, диалектизмов и многих заимствований, а также экспрессивных выражений»2.

Некоторые ученые отказались от термина «пассивный словарь» и считают, что «правильнее было бы говорить о разной степени активности слов» и «периферии действующего словаря», т.е. о словах, «которыми говорящие пользуются в разговоре о чужих и чуждых их повседневному быту предметах мысли».

Зачастую исследователи, описывая лексическую систему в терминах полевой структуры, включают устаревшую лексику в периферийную зону.

Традиционно термин устаревшая лексика используется как обобщающее понятие по отношению к терминам историзм и архаизм.

При этом под историзмами понимаются устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они называли.

К архаизмам относят лексемы, называющие существующие реалии, но вытесненные по лингвистическим или экстралингвистическим причинам из употребления синонимическими единицами. Таким образом, историзмы не имеют параллелей в современном языке, архаизмы же, напротив, имеют в современном языке синонимы.

У лингвистов нет единого мнения о том, считать ли историзмы фактами современного языка, находящимися на его периферии, или же фактами, ушедшими за границы языка и, следовательно, выпавшими из его лексической системы.

Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную группу длительный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами, например социальными изменениями, и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов: чем они обширнее, разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивные слои словаря.

К устаревшим относятся не только те слова, которые давно вышли из употребления, но и те, которые возникли и устарели совсем недавно, например: ликбез (ликвидация безграмотности), продразверстка, продналог, комбед и др. Устаревшими словами могут быть и слова исконные (например, шелом, хоробрый, оболоко и др.) и заимствованные, например, старославянизмы (вежды— веки, алкати — голодать, поститься, риза — одежда, длань — ладонь и т. д.).

Неологизмы и новые слова представляют собой полярную устаревшей лексике группу слов, составляющих пассивный лексический запас. Возникший вместе с новым предметом, вещью, понятием неологизм не сразу входит в активный состав словаря. После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом. Такой путь прошли, например, слова советский, коллективизация, звеньевая, тракторист, комсомолец, ленинец, пионер, мичуринец, метростроевец, целинник, спутник, космонавт и многие другие.1

В силу непрерывного исторического развития словарного состава языка многие слова, еще в XIX в. воспринимавшиеся как неологизмы (свобода, равенство, гражданин,, общественный, гуманность, реализм, беллетристика, вольность, действительность, непосредственность, идея и подобные), в современном русском языке являются достоянием активного запаса словаря.

Следовательно, конкретный языковой репертуар, характеризующий и раскрывающий это понятие, изменчив, зависит от исторического процесса развития общества и языка.

Прочитайте текст вслух и перескажите его. 1) Словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. Например, в недалёком прошлом повсеместно на Руси использовались такие транспортные средства, как дрожки, пролётка, конка, кибитка. Но теперь они исчезли, а вместе с ними стали исчезать из повседневного языка и слова, обозначавшие эти предметы. Еще раньше по той же причине устарели слова колчан (сумка для стрел), кольчуга (защитная рубашка из металлических колец) и многие−многие другие, которые в древности были распространены на Руси. словообразование и заимствование. 3) Главным способом обогащения словарного запаса языка по праву считают словообразование, то есть образование (производство) новых слов на основе тех, что уже живут в языке. А ведь от одного слова может произойти 5, 20, 50, 100 и даже более слов. В русском языке немало и таких, которые дали жизнь 400, 500 (четырёмстам, пятистам) словам! Но и это не предел! Например, от глагола нести произошло более 540 (пятисот сорока) слов, а от существительного половина − почти 600 (шестьсот)! 4) Второй путь пополнения лексики − заимствование из других языков. Такие слова называют иноязычными или заимствованными. В русском языке их тоже очень много. Из английского языка пришли к нам слова спорт, футбол, волейбол, митинг; из немецкого − мастер, штурм, галстук, бухгалтер; из французского − балет, трюмо, костюм, пюре; из греческого и латинского − август, июль, грамота, школа и т.д. По подсчётам учёных, в русском языке примерно каждое десятое слово заимствованное. И все эти слова приспособили своё звучание, написание к законам русского языка.

Прочитайте текст вслух и перескажите его.
1) Словарный состав русского языка непрерывно изменяется. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления или заменяются другими, более совершенными. Например, в недалёком прошлом повсеместно на Руси использовались такие транспортные средства, как дрожки, пролётка, конка, кибитка. Но теперь они исчезли, а вместе с ними стали исчезать из повседневного языка и слова, обозначавшие эти предметы. Еще раньше по той же причине устарели слова колчан (сумка для стрел), кольчуга (защитная рубашка из металлических колец) и многие−многие другие, которые в древности были распространены на Руси.
2) Так почему же, несмотря на отмирание многих слов, лексика русского языка, не только не уменьшается с течением времени, а, напротив, непременно расширяется? Дело в том, что в языке безотказно действуют два мощных способа пополнения словарного запаса: словообразование и заимствование.
3) Главным способом обогащения словарного запаса языка по праву считают словообразование, то есть образование (производство) новых слов на основе тех, что уже живут в языке. А ведь от одного слова может произойти 5, 20, 50, 100 и даже более слов. В русском языке немало и таких, которые дали жизнь 400, 500 (четырёмстам, пятистам) словам! Но и это не предел! Например, от глагола нести произошло более 540 (пятисот сорока) слов, а от существительного половина − почти 600 (шестьсот)!
4) Второй путь пополнения лексики − заимствование из других языков. Такие слова называют иноязычными или заимствованными. В русском языке их тоже очень много. Из английского языка пришли к нам слова спорт, футбол, волейбол, митинг; из немецкого − мастер, штурм, галстук, бухгалтер; из французского − балет, трюмо, костюм, пюре; из греческого и латинского − август, июль, грамота, школа и т.д. По подсчётам учёных, в русском языке примерно каждое десятое слово заимствованное. И все эти слова приспособили своё звучание, написание к законам русского языка.

твиты, анлайки и самострелы – Москва 24, 19.11.2013

Фото: страница Oxford Dictionaries на Facebook

Любители «самофотографий» получили официальное признание – составители Оксфордского словаря назвали неологизм «selfie» (что означает «снимок самого себя», или «самострел») словом года 2013. Сетевое издание M24.ru решило разобраться, какие еще новые термины, то и дело «проскакивающие» в речи современных жителей всего мира, уже успели перекочевать в авторитетные словари.

Неологизм

Слово или словосочетание, недавно появившееся в языке. Именно такие речевые новообразования обогащают современные языки и развивают их.


Оксфорд на страже языкового порядка

Составители Оксфордского словаря очень внимательно следят за развитием английского языка и за новыми словами, которые появляются в речи людей. Именно поэтому в онлайн-версию главного английского словаря, история которого насчитывает уже более полутора веков, ежегодно добавляется около 1 тысячи новых слов.

Чтобы узнать, какие слова употребляются в языке, эксперты применяют программу, которая ежемесячно составляет базу из 150 миллионов слов, появляющихся в интернет-постах и сообщениях.

Фото: страница Oxford Dictionaries на Facebook

Так, минувшим летом в Оксфордский словарь были добавлены слова «selfie», «twerk» и «unlike». «Twerk» — это танец, а «unlike» означает «разлайкать» запись в социальной сети. «Selfie» же лингвисты полностью определили как «снимок самого себя, сделанный на смартфон или вебкамеру и загруженный в социальную сеть».

Слово года по версии Оксфордских лингвистов

Самый популярный и важный из неологизмов признается составителями словаря по итогам года главным – так сказать, «захватившим» наибольшее количество умов. Вовсе не обязательно при этом, чтобы слово вошло в обиход именно в текущем году – например, «selfie», чье значение в русском языке определяют емким словом «самострел», появилось больше 10 лет назад. Между тем, его употребление в этом году, по данным оксфордских лингвистов, выросло аж на 17 тысяч процентов. Такой скачок использования термина позволил признать его словом года.

Selfie

существительное

фотография человека, которую он самостоятельно сделал с помощью смартфона или вебкамеры, а затем выложил в социальную сеть. Как отмечают лингвисты, у слова «selfie» есть многочисленные производные – такие как «helfie» (фотография собственных волос), «drelfie» (снимок самого себя в состоянии алкогольного опьянения), «belfie» (фотография самого себя со спины).


При этом американский Оксфордский словарь выбирает свое слово года самостоятельно — оно, как правило, отличается от слова года, определенного британскими лингвистами.

Слова года по версии британского и американского Оксфордских словарей

В 2005 году словами года стали «sudoku» («судоку») и «podcast» («подкаст»), а в 2009 году американские лингвисты признали главным термином «unfriend» («расфрендить») — исключение кого-либо из списка друзей в одной из социальных сетей. В 2012 году британцы назвали словом года «omnishambles», аналог «полной разрухи» — неологизм из британского комедийного сериала The Thick of It.


Кандидаты на «звание» главного слова уходящего года выбираются с помощью все той же программы, ежемесячно сканирующей миллионы английских слов. Специальное обеспечение позволяет ей находить абсолютно новые слова, а также те термины, которые стали чаще употреблять. Во внимание принимаются и собственные наблюдения редакторов словаря.

Команда, которая принимает окончательно решение относительно слова года, включает лексикографов, консультантов словаря, редакторов, маркетологов и публицистов.

Словарный запас

Лингвисты утверждают, что в таких языках, как английский или русский, ежегодно появляются десятки тысяч неологизмов, однако прочно закрепиться в речи удается далеко не каждому из них. Приживаются только те слова, которые наиболее емко отражают то или иное явление, часто возникающее в жизни современного человека. Многие западные неологизмы используются и в русской речи.

Термины интернет-сферы, которым удается оказать действительно сильное влияние на язык, закрепляются не только в Оксфордском, но и в других словарях. Так, в американском словаре английского языка Уэбстера можно найти «tweet» («твит», пост в социальной сети Twitter), «boomerand child» («ребенок-бумеранг» — взрослый, который возвращается жить к родителям), «parkour» («паркур» — смесь бега и преодоления препятствий). Еще один из неологизмов, перекочевавших в словари, – глагол «google» («гуглить»), который по всему миру используется в значении «искать информацию в интернете».

Фото: ИТАР-ТАСС

Несмотря на то, что слова-новообразования зачастую используют в своей речи и наши соотечественники, согласно русским словарям, «твитить» и «гуглить», в общем-то, пока официально нельзя. Между тем, вполне обычные современные слова «принтер», «шоу» и «секонд-хэнд» совсем недавно были такими же неологизмами, как «самострел». Так что возможность появления слов «твит» и «анлайк» в русских словарях вполне реальна.


Анна Теплицкая

оптимальный размер и способы увеличения. Как пополнить словарный запас русского языка: советы

Несомненно, богатый словарный запас является показателем высокого интеллектуального развития человека. Если у вас красивая речь, то в современном мире вы будете восприниматься, как человек с хорошим образованием и культурой, творческая личность. Люди, владеющие обширным словарным запасом, в обществе, как правило, вызывают больше уважения, нежели те, которые «пару слов связать» не могут. Даже если вы уже вышли из детского возраста, то это вовсе не значит, что вам не по силам обогатить свою речь – это возможно в любом возрасте. Читать книги развивающие речь Наверняка, вам известно, что чтение книг полезно по множеству причин. Этот процесс может помочь в улучшении памяти, дикции, и, конечно же, способен положительно сказаться на качестве вашего словарного запаса. Начинайте с тех писателей, творчество которых вам близко и понятно. Со временем переходите к более сложным произведениям. Обращайте внимание на текст, содержащий интересные выражения, которые вам хотелось бы запомнить и впоследствии использовать. Перечитайте эти выражения слух – так вы лучше их запомните. Наиболее интересных из них можно записать в отдельную тетрадь.Расширить словарный запас в общении с умными людьми Если вы желаете пополнить свой лексикон интересными деепричастными оборотами или просто умными словами, то, конечно же, не стоит пренебрегать общением с интеллектуалами. В случае если вы заметили, что речь людей, которые окружают вас, весьма бедна, то, конечно, вам следует понимать, что из общения с ними вы не почерпнете для себя необходимые навыки. Более того вы и сами можете растерять приобретенный лексический запас.Не бойтесь показаться глупым, начав общаться с людьми, которые знают много интересной информации – это один из самых эффективных способов повысить свой интеллектуальный уровень, и было неразумно не воспользоваться ним.Улучшить свою речь и лексический запас изучая новые слова Когда вы слышите или замечаете при чтении новое слово, ни в коем случае не пытайтесь его «проскочить» — посмотрите определение в словаре. Кроме того, важно отметить для себя, в каком именно обороте речи это слово употребляется. После этого попробуйте мысленно заменить его подходящим синонимом. Впоследствии, полностью поняв значение незнакомого ранее слова, вы сможете пополнить ним свой лексикон. Чтобы оно легче запомнилось, попытайтесь его в уме визуализировать, добавляя образы, имеющие отношение к этому слову. Пусть картинка в вашем воображении будет максимально насыщенна. Какую литературу читать для развития грамотной речи Для нашего времени эталонной можно назвать речь середины двадцатого века – она максимально приближена к современной, однако еще не вобрала в себя различные жаргонизмы и варваризмы, появившиеся впоследствии. Следовательно, желательно отдавать предпочтение литературе преимущественно этого периода. Наиболее эффективны будут книги русских и английских классиков.Также стоит отметить, что существуют и специальные книги, помогающие в развитии речи. Назовем некоторые из них. В первую очередь, обратите внимание на «Мастерство эфирного выступления» Б. Д, Гаймаковой. В первую очередь книга будет интересна людям, которые планируют работать на телевидении и радио. Впрочем, и всем остальным этот труд будет полезен. Включает в себя три части, которые повествуют о правилах публичного выступления, технике и культуре речи.Советуем не обойти вниманием и книгу Н. Галь «Слово живое и мертвое». Автор является известной переводчицей, однако ее труд будет интересен не только ее коллегам. Произведение поможет вам отыскать собственный стиль, избегая «мертвого» языка.

Каждый день изучай новое слово Если вы каждый день будете обогащать свой словарный запас новым словом, то, безусловно, спустя некоторое время вы сможете очень эффектно блеснуть новыми знаниями. В Сети немало приложений и сайтов, предлагающих изучать новые слова. Также сообщества с этой направленностью существуют и в ВК. Важно помнить, что не нужно просто учить незнакомые слова – их следует использовать в повседневной жизни. С вечера учите какое-то новое для себя понятие, а на следующей день постарайтесь его применить в разговоре с кем-то. Так запоминание будет проходить гораздо эффективнее.Услышав незнакомое слово, обязательно «погугли» его значение Как только вам доведется услышать слово, значение которого вам неизвестно или же имеет довольно расплывчатый для вас характер, запомните его. Для верности можно записать его на листке. Впоследствии, при первом удобном случае, посмотрите в интернете значение этого слова.Читай вслух, пересказывай, учи стихи Читать вслух, а также заучивать наизусть стихи полезно вдвойне. Таким образом, вы не только развиваете свою память, но и усваиваете лексику и синтаксис. В русском языке порядок слов в предложении можно назвать достаточно свободный, но не все используют эту свободу в полной мере. Почти каждый из нас имеет наготове привычные синтаксические конструкции, тем самым ограничивая лексический диапазон. Если у вас имеется задача расширить этот диапазон, то при построении фраз следует пользоваться творческим подходом. Например, если вы привыкли пользоваться словосочетанием «Я хочу», то пробуйте его заменить на другие – «Я желаю», «Мне хотелось бы» и тому подобные. Конечно же, чтение тех или иных произведений поможет вам без труда заменять облюбованные ранее словосочетания. Тем не менее, нередко, приступив к чтению, мы погружаемся в сюжет, практически не фокусируясь на лексике. В итоге языковое изобилие произведения зачастую проходит мимо нас. Дабы избежать этого, используйте такой психологический трюк: читайте книги, которые автор написал от первого лица. Когда вы будете их изучать без спешки и вдумчиво, в памяти будут откладываться готовые фразы, которые впоследствии вы сможете использовать при разговоре о себе. Простые слова замени на сложные, расширяющие кругозор Старайтесь применять в своей речи больше сложных слов, заменяя ними те простые слова, которые вы привыкли использовать ранее. Для этого к любым словам, которые вы регулярно употребляете, ищите синонимы. Так вы значительно обогатите и разнообразите свой словарный запас. Не относитесь к этой задаче, как к чему-то очень сложному и требующему серьезных энергетических затрат – это естественный процесс, который может продолжаться до конца жизни.Разгадывайте кроссворды Разгадывание кроссвордов является не просто развлечением, но и замечательным способом увеличения лексического запаса. Не пренебрегайте этой возможностью на отдыхе, дома, в дороге. Обращайте внимание на кроссворды, которые публикуются в известных, хорошо зарекомендовавших себя изданиях.

Слушайте аудиокниги Если вы проводите много времени за рулем, и у вас мало свободного времени, дабы читать художественные произведения и штудировать словари, то займитесь прослушиванием аудиокниг. Также подобная методика полезна для тех людей, которые лучше воспринимают информацию именно на слух. Даже не сомневайтесь, что если вы будете коротать время в пробке под звучание хорошей аудиокниги, эти минуты пойдут вам на пользу.Смотрите видео Порою, обогащение словарного запаса может происходить и в моменты просмотра разнообразных видео. Речь идет о всевозможных викторинах, интеллектуальных ток-шоу, документальных проектах. Также не стоит сбрасывать со счетов и специальные курсы, способствующие пополнению лексикона. Таким образом, вы можете не только хорошо провести время, но и принести пользу собственному саморазвитию. Безусловно, важно отличать стоящие материалы от ненужных вам. Например, если вы видите в телевизионной программе, что близится время очередного молодежного реалити-шоу или глупого боевика 90-х с соответствующим переводом, то лучше посвятить время чему-либо другому, ибо такой просмотр не только не принесет вам пользы, но и может навредить.Метод записок Возможно, вы столкнулись с тем, что вам весьма сложно запоминать новые термины. В этой ситуации поможет уже упомянутый «метод записок». Обзаведитесь пачкой стикеров, после чего на одной стороне листочка напишите новое слово, а с другой – его значение. Теперь расклейте стикеры по квартире. Теперь «сложные» слова постоянно будут попадаться вам на глаза, и вы сможете вновь и вновь перечитывать их значения, пока они не будет полностью усвоены и включены в ваш привычный лексический запас.Пишите Вы быстрее научитесь грамотному употреблению новых выражений, если займетесь писательской деятельностью. Для этого, конечно же, не обязательно быть писателем – просто выделяйте хотя бы по полчаса в день на то, чтобы написать какой-нибудь небольшой текст. Это может быть простое изложение собственных мыслей по тому или иному поводу.Например, вы можете написать, о чем мечтаете, какие люди вам неприятны, что вас способно восхитить в другом человеке и тому подобное. Вы можете даже написать статью на несколько страниц на тему, интересующую вас. Взявшись за написание какого-либо текста, вы будете располагать некоторым временем на обдумывание своих мыслей, благодаря чему у вас будет возможность научиться грамотно применять новые словосочетания, лаконично вставляя их в текст в нужном месте. Писательство, безусловно, относится к творческой деятельности, которая активизирует ваш умственный потенциал. Естественно, это замечательно тренирует мозг, позволяя вспоминать слова, которые ранее вы практически не использовали в речи.

Словарный запас представляет собой набор слов родного для человека языка, понятных ему по значению и применяемых в общении. Он состоит из слов, постоянно используемых в устной и письменной речи, а также слов понятных по значению во время разговора или чтения литературы.

Выделяют два вида словарного запаса:

  • Активный. Это запас слов, ежедневно используемых человеком в речи при общении с окружающими людьми.
  • Пассивный. Это слова, не используемые в общении, но знакомые на слух и содержание.

Активный и пассивный словарный запас содержат неодинаковые показатели объема слов. Активный словарный запас взрослого человека сильно превышает пассивный. Объемы слов в обоих словарях склонны к постоянным переменам. Они способны увеличиваться, если человек узнает новые термины, читает, развивается или уменьшаться.

Уменьшаться активный и пассивный словарь может вследствие возраста, когда происходит забывание слов или при прекращении использования в общении. В этом случае слова исчезнут из словарного запаса человека или заменятся на новые.

Оценить точные объемы запаса слов у среднестатистического человека трудная задача. Никто не знает конкретно, каким он обязан быть по содержанию и количеству слов. Ориентиром в этом вопросе является словарь русского языка В. И. Даля, который содержит в себе около двухсот тысяч слов и толковый словарь Ожегова, объемом в 70 тысяч русских слов.

Конечно, понятно, что такой объем слов не под силу даже самому умному человеку. Человеческая память не способна вместить в себя такое количество информации, без вреда для здоровья.

Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

Как расширить свой лексикон

Нет универсальных способов для увеличения слов в лексиконе родного языка. Каждый человек выбирает то, что подходить только ему. Для пополнения словарного запаса поможет несколько методов, разработанными полиглотами для изучения иностранного языка.

Для увеличения пассивного словарного запаса:

  • Чтение литературы.

Чем больше и чаще читает человек книг, тем богаче и интереснее звучит его речь. С начитанными людьми приятно общаться и проводить время. Это универсальный способ обогащения запаса новых слов. Качество выбираемой литературы имеет не последнее значение. Предпочтение в выборе лучше отдавать научно-популярным книгам, классической литературе, избегая современных «мыльных» романов или детективов в них, точно не найти новых слов в правильном применении.

  • Интересоваться значением непонятных слов.

Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов у собеседника, не нужно пропускайте их мимо ушей. В ходе общения намного легче усвоится новая информация и можно быстрее восстановить при необходимости в памяти. Если новое интересное слово прозвучало от дикторов на радио, то его значение можно подсмотреть в специальном словаре.

У каждого грамотного человека должен присутствовать дома набор словарей, которыми нужно периодически пользоваться. Это толковый словарь В. И. Даля, Ожегова, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Он поможет восстановить пробелы в постановки ударений и содержит много интересных слов.

«Словарь ударений для работников радио и телевидения» выпускается с 1960 года. Его авторами являются М. В. Зарва и Ф. Л. Агеенко. История создания словаря ударений для работников радио и телевидения началась с выпуска в 1951 справочника диктора, а уже через 3 года выпущен «Словарь ударений. В помощь диктору».

В основу всех словарей для работников радио и телевидения легли запасы «тяжелых» слов, накопленных в картотеке в период образования первого радио в эпоху СССР. Пополнение картотеки радио и телевидения происходило постоянно. Многие слова так и не вошли в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит название географических названий, названия произведений искусства, фамилии и имена людей.

Как расширить активный словарный запас

Для увеличения словарного запаса понадобится умение человека переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом помогут приведенные ниже способы:

Записывайте на листочки новые слова вместе со значением и расклеивайте по дому в тех местах, где они чаще будут бросаться в глаза. Такой способ поможет эффективнее и быстрее запомнить информацию без заучивания.

  • Ассоциативный ряд.

Для запоминания слова выстраивайте к нему подходящую ассоциацию. Она может быть направлена на обоняние, вкусовые, моторные, тактильные характеристики или привязана к цветовой гамме. Результат зависит от воображения человека, и желания закрепить полученную информацию. Ассоциативный ряд помогает запомнить трудные слова и легче вспомнить в нужное время.

Также существуют упражнения для развития запаса слов. Одним из самых эффективных считается устное упражнение на сочинение истории. Для этого нужно попытаться рассказать маленькую историю, пользуясь одними существительными, потом только глаголами или прилагательными. Это непростое упражнение. Оно помогает задействовать имеющийся запас слов, при этом освежая их в памяти человека.

«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», — всем знакома эта цитата из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Сатирики, а вместе с ними и читатели, вдоволь посмеялись над недалёкой и неразвитой, но чрезмерно самоуверенной и наглой Эллочкой, все интересы, мысли и эмоции которой легко укладывались в тридцать слов. Между тем, принимаясь за написание текстов, многие, сами того не замечая, превращаются в людоедку Эллочку. О чём бы они ни хотели написать, из-под пера выходит всё то же «Хо-хо!» и «Хамите, парниша!». В этом уроке мы с вами поговорим о том, как избавиться от проблемы людоедки Эллочки, расширить свой словарный запас. А в следующем уроке мы узнаем, как научиться пользоваться им правильно.

Словарный запас

Словарный запас (словарь, лексикон ) — это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек.

Словарный запас принято делить на два вида: активный и пассивный.

Активный словарный запас — это те слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас — этот набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется. Проверить свой пассивный словарный запас вы можете на этом сайте .

Обычно объём пассивного словарного запаса превышает объём активного словарного запаса в несколько раз. При этом объёмы активного и пассивного словарного запаса — подвижные величины: человек постоянно узнаёт новые слова и в то же время забывает или перестаёт пользоваться словами, которые он уже выучил.

Какими же должны быть объёмы активного и пассивного словарного запаса? Неожиданно оказалось, что ответить на этот вопрос довольно сложно. Объём словаря В.И. Даля насчитывает двести тысяч слов, академического словаря современного русского литературного языка — около ста тридцати тысяч, последнее издание толкового словаря Ожегова — семьдесят тысяч слов. Очевидно, подобные значения превышают словарный запас даже самого эрудированного человека. К сожалению, точных научных данных о том, каким в среднем является активный и пассивный словарный запас взрослого образованного человека, нет. Оценки активного словарного запаса разнятся от пяти тысяч до тридцати пяти тысяч слов. Что касается, пассивного словарного запаса, то разброс составляет от двадцати тысяч до ста тысяч слов. Скорее всего, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Разумно предположить, что активный словарный запас взрослого человека достигает примерно пятнадцати тысяч слов (как известно, активный словарный запас такого мастера слова как Пушкин был порядка двадцати тысяч слов), а пассивный словарный запас — сорока-пятидесяти тысяч слов (сложно представить себе обычного человека, который знал бы все значения слов из словаря Ожегова).

Существует простой способ, помогающий примерно оценить объём пассивного словарного запаса. Возьмите толковый словарь, например, тот же словарь Ожегова, откройте его на произвольной странице, посчитайте, сколько из определяемых слов вам известно. Будьте честны с собой: если слово кажется вам знакомым, но его значение вы точно не знаете, то это слово считать не нужно. Далее умножьте эту цифру на количество страниц. Конечно, нужно учитывать, что такой результат приблизителен: вы должны допустить, что все страницы содержат одинаковое количество статей, из которых вы знаете одинаковое количество слов. Для чистоты эксперимента можно повторить эти действия несколько раз. Однако точного результата вы всё равно не получите.

Если вам лень возиться со словарём и подсчётами самостоятельно, вы можете воспользоваться нашим тестом .

Способы расширения словарного запаса

При написании текстов очень важно, чтобы используемые слова были как можно более разнообразны. Это, во-первых, позволяет наиболее точно выразить свою мысль, а во-вторых, делает восприятия текста более лёгким для читателя. Существует несколько правил, помогающих расширить свой словарный запас. Они были разработаны прежде всего для людей, изучающих иностранные языки, но могут также эффективно использоваться и для родного языка.

Пассивный словарный запас

Читайте как можно больше. Чтение — это один из основных источников поступления новой информации, а соответственно и новых слов. При этом старайтесь выбирать литературу как можно более высокого уровня — не важно, идёт ли речь о художественной литературе, исторической литературе или публицистике. Чем выше уровень авторов, тем больше шанс, что они используют разнообразную лексику, а главное — употребляют слова корректно. Так вы будете запоминать не только новые слова, но и правильные способы их употребления.

Не бойтесь показаться невеждой. Многие люди чувствуют себя крайне неловко, когда их собеседник кажется очень образованным, начитанным и употребляет массу незнакомых слов. В такой ситуации многие боятся прослыть невеждами, а потому стесняются спросить о значении того или иного нового слова. Никогда не поступайте подобным образом. Всегда лучше спросить о незнакомом вам слове, чем на всю жизнь остаться в неведении. Не думайте, что вы посмотрите это слово в словаре, когда вернётесь домой. Вы просто его забудете. Если ваш собеседник действительно умён, ваш вопрос никогда не покажется ему смешным.

Пользуйтесь словарём. Полезно иметь дома набор академических словарей и энциклопедий, к которым вы можете обратиться при первой необходимости. Естественно, хорошие словари недешёвы, часто издаются маленькими тиражами и занимают много места на полках. К счастью, с развитием интернета, проблема доступа к словарям решена. Сейчас можно найти словари и энциклопедии практически по любой тематике. Довольно удобны в использовании порталы: slovari.yandex.ru и www.gramota.ru .

Активный словарный запас

Приведённые выше советы помогают расширить, прежде всего, пассивный словарный запас. Однако главная тема наших уроков — это эффективное написание текстов. Поэтому цель состоит не только в том, чтобы узнать новые слова, но и научиться активно их использовать в письменной речи. Вот несколько упражнений, направленных на перевод слова из пассивного лексикона в активный:

Метод записок. Нужно взять карточки, листочки или цветные стикеры. На одной стороне вы пишите слово, которое хотите запомнить, на другой — его значение, синонимы, примеры употребления. Такие карточки можно перебирать дома, в транспорте, на работе. Быстро, удобно и эффективно!

Тетрадь синонимов. Можно взять простую тетрадь или создать электронный документ, куда вы будете записывать слова и ряды синонимов к ним. К примеру, возьмём слово результат. Ряд синонимов к нему: следствие, последствие, след, плод, сумма, итог, вывод, заключение. Нужно помнить, что сюда можно присоединить не только синонимичные слова, но и целые конструкции: таким образом, итак, отсюда можно сделать вывод, мы пришли к тому, что и т.д. Также в подобную тетрадь можно вносить пометки о характере того или иного слова: устаревшее, высокое, просторечие, пейоративное. Если вы пользуетесь электронным документом, то слова на одну тематику можно объединять в отдельные блоки. Кроме того, подобную тетрадь можно также дополнить антонимами.

Тематические карточки. Их удобно использовать, если вы хотите запомнить и перевести в свой активный словарь сразу несколько слов, связанных общей тематикой. Запишите их на одну карточку и прикрепите на видное место. В итоге, если вы вспомнили хотя бы одно слово из карточки, вам неминуемо придут в голову и остальные.

Метод ассоциаций. Старайтесь сопровождать запоминание слов ассоциациями: образными, цветовыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми, моторными. Наличие подобной ассоциации поможет гораздо быстрее вспомнить нужное слово. Более того, вы можете зарифмовать важное для вас слово в какой-нибудь короткий стишок или вставить его в глупое и не имеющее смысла, но запоминающееся высказывание.

Изложения и сочинения. Мы привыкли, что изложения и сочинения — это школьные упражнения, и, закончив школу, к ним можно никогда не возвращаться. Между тем, они помогают существенно улучшить писательские навыки и расширить свой активный словарный запас. Изложения подходят для ситуации, когда вы прочитали текст, в котором вам встретилось много незнакомых, но полезных слов. Сделайте краткий письменный пересказ этого текста, используя эти ключевые слова, и они останутся в вашей памяти. Что касается сочинений, то не нужно писать длинные трактаты, достаточно короткого рассказика в пять предложений, в который вы вставляете новые слова.

Календарь памяти. Это график повторения слов, которые вы хотите перевести в активный словарь. Он основан на исследованиях работы человеческой памяти. Учёные давно выяснили, что через неделю человек забывает восемьдесят процентов всей полученной новой информации. Однако этот процент можно значительно сократить, если повторять материал через определённые промежутки времени. Тогда он попадает в долгосрочную активную память. Для этого был разработан так называемый режим рационального повторения. Для удобства приведём таблицу:

  • Первое повторение. Сразу после окончания чтения
  • Второе повторение. Через полчаса
  • Третье повторение. Через день
  • Четвертое повторение. Через два дня
  • Пятое повторение. Через три дня
  • Шестое повторение. Через неделю
  • Седьмое повторение. Через две недели
  • Восьмое повторение. Через месяц
  • Девятое повторение. Через два месяца

Для достижения максимально эффекта желательно не отклоняться от графика. Также лучше всего не пытаться одновременно запомнить большой массив слов. Лучше разбивать слова на маленькие тематические группы и для каждой группы создавать свой календарь повторений.

Кроссворды, языковые игры и головоломки. Отличный способ совместить полезное с приятным: попрактиковать выученные слова и поиграть! Вот несколько наиболее распространённых языковых игр: скрэббл (в русском варианте — эрудит, балда), анаграммы, антифразы, буриме, метаграммы, шляпа, контакт.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Великий русский язык! Исследования современных лингвистов свидетельствуют: в нем насчитывается около двухсот тысяч слов. Однако среднестатистический россиянин использует в обиходе не более трех тысяч лексических конструкций. Существует множество методик, как пополнить русского языка. Ознакомиться с наиболее эффективными техниками совершенствования культуры речи можно в статье.

Книга — бесконечный источник знания. Расширение словарного запаса посредством прочтения, анализа и запоминания информации является одним из самых результативных методов обогащения речи. Как пополнить словарный запас русского языка и что читать для этого? Следует изучать не только художественную, но и научно-популярную, специализированную литературу русских и зарубежных авторов, поэзию. Важно придерживаться следующих правил:

    медленное, вдумчивое чтение с последующим анализом текста;

    концентрация на новых терминах, оборотах, лексических конструкциях;

    практика прочтения вслух, заучивания или пересказывания текста.

Наткнувшись на незнакомое слово, необходимо выписать его в отдельный блокнот/тетрадь, подобрать синонимы, заучить толкование и постараться применять его в повседневной жизни.

Обширному словарному запасу предшествует тяжкий труд. Мастера красноречия рекомендуют уделить внимание развитию в себе ораторских способностей. Умением четко формулировать мысли, насыщенно описывать события или детально пересказывать недавно прочитанную информацию должен обладать каждый эрудированный человек. Активное применение изученного материала (в данном случае новых слов) — залог богатства речи: в разговоре, в переписке или во время выступления следует выражать мысли, тщательно подбирая оптимальные слова.

Среди советов, как пополнить словарный запас русского языка, упражнения по написанию собственного текста обладают особой эффективностью. Например, можно взять тетрадь и ручку или открыть текстовый редактор на компьютере и просто начать писать. Важно пытаться переносить собственные чувства на бумагу, учиться детализировано характеризовать события или рассказывать историю. Как вариант, можно начать вести журнал или завести виртуальный дневник — ежедневная практика в качестве писателя позволит расшевелить головной мозг и заставит его «покопаться» в собственном лексическом багаже.

«Ну», «типа», «как бы» и затяжные паузы «э-э-э» в один миг выдают человека со скудным словарным запасом. Подобные конструкции загрязняют речь человека, лишают ее информативности и красоты.

Специализированные учебники, изучающие этимологию слов, способны открыть новые горизонты родного языка. На вооружение можно взять как классические тома от Даля или Ожегова, так и воспользоваться онлайн-сервисами для изучения новых слов. Примечательно, что толковые словари, помимо толкования, также содержат примеры употребления термина в контексте, что позволяет включать его в активный лексикон.

Обязательным пунктом в работе со словарем является перенесение неизвестных терминов в отдельный блокнот. Важно время от времени просматривать составленные конспекты. Отлично справляется с задачей пополнить словарный запас русского языка список слов, расположенный на видном месте. Размещение стикеров с терминами на рабочем месте, холодильнике или зеркале вовлекает в процесс изучения новой лексики зрительную память. Не стоит пренебрегать дидактическими карточками: на одной стороне записывается слово, а на другой — его определение.

Начинающим лингвистам: хитрости изучения родного языка

    Решение словесных головоломок. Кроссворд, скрэббл, боггл или краниум — подобрав игру по душе, можно не только здорово повеселиться, но и расширить свой словарный запас, научиться мыслить критически.

  • Регулярные тренировки — залог успеха. Если ежедневная «нагрузка» будет составлять 3 слова, то уже через месяц словарный запас увеличится на 90, а через год — на 1080 слов!
  • Секрет из серии, , которым многие пренебрегают, — это п рослушивание аудиокниг, подкастов, лекций и публичных выступлений деятелей культуры и науки. В о время уборки или поездки на работу такая деятельность способствует обогащению лексическ ого багаж а .

Как пополнить словарный запас русского языка ученику и ребенку?

Речевые способности у детей формируются к пяти годам: по достижении этого возраста малыш должен уметь использовать различные конструкции сложных предложений, владеть навыками словообразования и словоизменения, обладать достаточным словарным запасом. Недостаток общения, игнорирование чтения, нарушения в произношении — факторы, которые приводят к тому, что ребенок обладает пассивным знанием речи.

Применение методик расширения лексического багажа для взрослых людей к детям неэффективно. На помощь придут следующие правила от педагогов, логопедов и нейропсихологов: они поделились секретами, как пополнить словарный запас русского языка в детском возрасте.

    Без путаницы! Если ребенок называет варежки перчатками, а тарелки блюдцами, имеет смысл помочь чаду увидеть различия между этими предметами посредством зрительного анализа. Например, нарисовав вещи, вызывающие путаницу, провести их детальный осмотр и выделить различия.

    Словесная связь. Игра в ассоциации позволяет развить у ребенка абстрактное мышление. Например, малыш должен подобрать к слову «гитара» по несколько существительных, прилагательных и глаголов (желательно синонимичных): «музыка» и «звук», «звонкая» и «громкая», «играет» и «бренчит».

    Скрытый смысл. Конкретное мышление присуще детям до 7 лет, позже они начинают улавливать «послания» автора и учатся читать «между строк». Развить способность понимать переносный смысл помогает обсуждение пословиц и поговорок.

    Чтение и общение. Важными аспектами в вопросе о том, как пополнить словарный запас русского языка малышу, являются навыки общения и чтения. Следует всегда выслушивать ребенка, а также не забывать прививать ему любовь к литературе.

Как быстро пополнить словарный запас русского языка? Использовать все вышеперечисленные методики комплексно. Важно помнить, что успех достигается только упорным трудом, а эрудированной и развитой личностью становятся те, кто готов постоянно работать над собой.

— это не миф. В то время, когда я учился в школе, я не знал, зачем нам нужны такие предметы как русская литература. Мне не интересны были классические книги Пушникина, Толстого, Достоевского и других русских классиков. В той же самое мере мне были непонятны такие предметы как философия, риторика, татарский язык (живу в Татарстане). И лишь когда ты становишься взрослым, то понимаешь, что такие вещи как богатый словарный запас — это очень важно для достижения успеха в жизни и играет если не роль главного фактора побед, но это еще один вклад твоих родителей в твою будущую конкурентоспособность. Когда мы становимся взрослыми мы готовы платить большие деньги за обучение тому, чему нас учили в школе бесплатно.

Словарный запас Шекспира по мнению филологов составлял 12 тысяч слов. Чтобы более-менее свободно общаться на английском языке, нужно знать и понимать порядка 1000 слов в лексиконе и знать кое-какие устойчивые выражения и конструкции. Но этого словарного запаса будет явно недостаточно, чтобы свободно изъясняться и иметь богатую речь.

Вам нужно повысить словарный запас

Чтобы хорошо излагать свои мысли , нужно иметь серьезный словарный запас. В этом сходятся многие эксперты. Часто бывает так, что успешный человек неплохо показывает себя в делах, но на деловой встрече и нескольких слов связать не может. Как повысить словарный запас? Есть разные способы. Многие советуют больше читать разнообразной литературы и тем самым ты косвенно повышаешь и свой словарный запас и грамотность и качество своей устной речи.

Кстати, знать много интересных слов и красиво говорить — это не одно и то же. Ваш словарный запас должен быть дополнен обширным кругозором и знаниями, красивой речью, выразительностью. Здесь стоит обратить внимание на такую вещь как риторика. Там учат красиво говорить. Пробуйте слушать других людей, а также пробуйте сами выступать на публике. Очень быстро качество вашей речи улучшится.

Имея богатый словарный запас — ты станешь более сильным переговорщиком . Это реальный бизнес-навык, который эксплуатирует филологию в капиталистических целях. Тебе реально будет проще , когда ты наконец-то научишься связывать воедино хотя бы несколько слов, а не разговаривать обрывистыми предложениями.

Способы пополнить словарный запас

3. Читайте специализированную и художественную литературу, а также научно-популярные книги. Не помешает изучать что-нибудь из серии «нон фикшн»

Врезка: non fiction — нонфикшн — это особый жанр документальной литературы, где изложение строится по мотивам реальных событий. Документальная проза . Колчиество художественного вымысла в этом жанре невелико и нужно только чтобы придать больше яркости изложению. Стиль изложения публицистический. Рассказ ведется со слов очевидцев, на базе реальных документов. В документальной прозе прослеживается и субъективный взгляд автора, который может не совпадать с общепринятой точкой зрения.

4. Смотрите в Youtube культурных питерских авторов . В целом то, что в таких городах как Петербург более развит человеческий капитал, а значит и речь — это правда. Я смотрю Константина Заруцкого — известного автовидеоблоггера и оказывается, что привычны слова можно использовать в очень интересных форматах. Рекомендую.

5. Каждое новое слово — вбивай в гугле и смотри , что оно значит. Это поможет в развитии словарного запаса. К примеру, я только что узнал, что такое документальная проза и стал владельцем немного более богатой речи.

6. Говорят, что словарный запас можно прокачать при помощи написания своих статей или при помощи прослушивания аудиокниг . Пользно для тех, кто долго добирается до работы. Плеер вам в уши. Я же думаю, что поступить а аспирантуру, начать писать диссертацию или хотя бы проучиться несколько лет в хорошем университете — здорово расширяет словарный запас.

7. Изучение иностранных языков тоже здорово расширяет твою способность красиво говорить, к примеру, используя заимствования.

8. Используйте в речи новые фразы, слова и поговорки. Полезно изучать стихи.

В сухом остатке богатый словарный запас имеет огромное значение для человека и его успешности. Это показатель интеллектуального и социального уровня твоей личности и твоего профессионализма.

Пандемия как источник пополнения словарного запаса Марины Дойниковой :: SSRN

Опубликовано: 18 октября 2021 г.

Дата написания: 15 октября 2021 г.

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа основных источников и тенденций пополнения общей лексики новыми лексическими единицами в период пандемии COVID-19 с использованием Neuer Wortschatz rund um die Coronapandemie / Новая лексика вокруг пандемии коронавируса.Исходя из предположения, что основными способами пополнения словаря с точки зрения лексикологии являются: 1) заимствование; 2) словообразование; 3) изменения лексического значения, в том числе детерминологизация, автор ставит следующие задачи: определить роль каждого приема, установить их процентное соотношение; рассмотреть, как соотносятся словосочетание, словообразование, сокращение слов; предложить более точные варианты перевода неологизмов с немецкого языка на русский.
Актуальность исследования обусловлена ​​самим материалом исследования — лексическими единицами, появившимися в немецком языке в связи с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, неологизмами, которые были отобраны сотрудниками Института немецкого языка в Мангейме и занесены в электронный словарь «Neuer Wortschatz rund um die Coronapandemie»/«Новая лексика вокруг пандемии коронавируса», на основе которого было проведено данное исследование.Также актуальна попытка проанализировать современные тенденции изменения лексического состава общего словаря немецкого языка, установить наиболее продуктивные способы пополнения словаря. Проведенный анализ позволит лучше понять социальные и общественные настроения и найти более точный перевод новых лексических единиц с немецкого на русский язык.

Ключевые слова: Неологизмы, заимствование, словообразование, изменение значения слова, немецкий язык

Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка